
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
§ 45. Сохранение мира на Земле
§ 46. Экологическая проблема
§ 47. Демографическая проблема
§ 48. Продовольственная проблема
§ 49. Энергетическая и сырьевая проблемы
§ 50. Преодоление отсталости развивающихся стран
§ 51. Проблемы Мирового океана. Взаимосвязь глобальных проблем
Приложения
Предисловие
Мир, в котором мы живем, меняется с невиданной быстротой. Растет численность населения Земли, обостряются экологические, энергетические, сырьевые проблемы, переплетаются экономические и культурные связи. Судьбы отдельных народов сливаются в одну всемирную судьбу. Своеобразная «паутина» современного мира – Интернет – уже объединила более полумиллиарда человек. Оставаясь частичками национальных государств, люди становятся гражданами мира, учатся жить и работать в мире без границ. Впереди этого процесса идет Западная Европа, где в недалеком будущем «пограничные столбы» окажутся ненужными и станут играть лишь символическую роль.
Однако «списывать со счетов» национальные государства как основные субъекты международных отношений пока преждевременно. Сравнительно недавний распад Советского Союза, Чехословакии, Югославии показал не только всю шаткость современного мироустройства, но и неослабевающую роль государственных образований. Именно государства формируют облик современного человечества, представляющего собой живой многоцветный мир отдельных народов, пребывающих в непрерывном движении. Они появляются, расцветают и исчезают. История одних народов (китайцев, греков, египтян) насчитывает
тысячелетия, другие народы (финикийцы, карфагеняне, гунны, скифы, половцы) давно ушли в небытие, третьи – формируются буквально на наших глазах. Ясное представление о современных странах и народах должен иметь каждый образованный человек.
Любая страна, любой народ вносит свой вклад в мировую экономику, науку, культуру. Так, древний густонаселенный Китай вступил в эпоху невиданного экономического подъема. Маленькие Нидерланды стали сельскохозяйственной державой первого «ранга», крупным экспортером продуктов питания. Япония создала весьма эффективную систему образования и научных исследований, что во многом объясняет ее выход на передовые рубежи в экономике мира. Изучение передового опыта зарубежных стран крайне необходимо в то время, когда необычайно расширяются международные связи в экономике, науке и культуре, когда и наша страна ищет пути создания эффективной рыночной экономики.
|
Социально-экономическая география мира – школьный предмет, способный дать современное видение целостного и неделимого мира, представление о его природе, странах и народах, о мировой экономике, понимание актуальных глобальных проблем человечества. Особое внимание в учебнике отводится наиболее
более развитым или крупным странам и регионам, таким как США, государства Западной Европы, Япония, Китай, Индия, регионы Африки, Латинской Америки и т. д. При этом изучение географии мира – это не сбор справок о странах и народах, а восприятие их наиболее сущностных, индивидуальных черт. География не должна «растворяться в экономике», так как главное богатство любой страны – это люди, их исторический опыт и культура.
Наша дисциплина сочетает в себе элементы не только географии, но и социологии К истории, естественных и других наук. Это нормальное явление, так как наука представляет собой внутренне единое целое, и ее разделение на отдельные области обусловлено в значительной степени ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики к химии через биологию, географию и антропологию к социальным наукам.
Структура учебника подсказана логикой самого предмета. Первый раздел посвящен освоению человеком нашей планеты. Он ориентирует вас на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хорошо знать прошлое. В следующих разделах рассматривается география природных ресурсов и населения мира, без чего невозможно изучать экономику. Далее идут разделы, посвященные политической карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-географиче-ским регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным разделом, в котором рассматриваются глобальные проблемы человечества: экологическая, продовольственная, демографическая, энергетическая и др. Прежде чем начать работать с учебником, советуем вам внимательно ознакомиться с его структурой, картографическим, иллюстративным и статистическим материалом, а также с приложением к учебнику, в котором приводятся справочные таблицы. Особое внимание обратите на приводимые в конце параграфов и глав (а также в рубрике «Приглашение к дискуссии») вопросы и задания. Приступая к изучению курса экономической и социальной географии мира, помните, что объекты нашего изучения – природа, люди, страны, хозяйство – слишком сложны, многообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Еще недавно мы жили в государстве, называвшемся СССР, а сегодня на его месте образовался ряд суверенных государств – Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Балтии, Закавказья, Средней Азии. Никакой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интересующие вас вопросы. Поэтому, для того чтобы лучше познать окружающий нас мир, вам надо больше читать специальную литературу, периодическую печать, слушать передачи радио и телевидения, использовать сведения из других школьных дисциплин.
I. Освоение человеком планеты Земля
|
§ 1. От древности до наших дней
Каковы результаты хозяйственной деятельности на Земле предшествующих поколений людей? Что такое Ойкумена? Остались ли«белые пятна» на географической карте?
Земля – место обитания человека. Жизнь людей протекает на земной поверхности, общая площадь которой составляет около 510 млн. км2. Из них чуть менее трети (149 млн.. км2) приходится на долю материков и островов. Природа постаралась создать близкие к идеальным условия для развития органической жизни на Земле, в частности для обитания человека. Можно назвать, по крайней мере, три важнейших источника жизни на Земле. Это энергия Солнца, воздух и чистая питьевая вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия – главная «виновница» возникновения жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ней происходит создание биомассы (в процессе фотосинтеза), движение воздушных потоков, вод в океанах. При этом следует помнить, что атмосфера пропускает к земной поверхности лишь 67% притока энергии, 27% поглощает, а 6% отражает. Большое количество опасных для человека ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой. Воздух, пригодный для дыхания человека и животных, сосредоточен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, 21% кислорода, 1% аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). Благодаря в значительной мере кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается работа его нервной системы, деятельность мозга и т. д. Наконец, третий главный источник жизни на Земле – это вода. При этом основное условие жизни человека – это чистая питьевая вода. Она необходима ему для приготовления пищи, выведения отходов и ядовитых веществ из организма и т. д. Человек – составная часть природы. Его дом – географическая оболочка Земли, сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.
|
Первые шаги в освоении планеты. Земля… Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаимоотношения с природой? Перелистаем лишь немногие страницы прошлого, чтобы увидеть, как происходило освоение человеком Земли.
Историю человечества можно изучать с помощью формационного или цивилизационного подхода. В соответствии с первым выделяются общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и др. В соответствии со вторым подходом выделяются цивилизационные революции, поднимающие на новую ступень производительность труда. Считается, что первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная (около 6–8 тыс. лет назад); следующей была промышленная (300 лет назад); нынешняя революция – научно-техническая, перемещающая население в сферу обслуживания людских потребностей (торговля, услуги, транспорт, образование, наука, культура, управление и т. д.).
Цивилизационный подход, лишенный классовых условностей, более распространен в современном мире. На его основе лучше изучать и процесс освоения человеком планеты Земля.
На протяжении истории человечества характер его связей с природной средой претерпевал большие изменения. В очень древние времена производственная деятельность человека, которая заключалась в собирательстве, охоте и рыболовстве, приспосабливалась к природной обстановке, а не видоизменяла ее (рис. 1).
Районы с теплым и влажным климатом, изобиловавшие биологическими ресурсами (прежде всего стадами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяжения для первобытных людей. Постепенный переход человечества от такого хозяйства, получившего название присваивающего, к производящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к заметному усилению воздействия человека на природу (рис. 2).
Особенно большим разнообразием стали отличаться взаимоотношения людей с природной средой в пределах распространения древних цивилизаций, прежде всего в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впоследствии на территории Древнего Рима и Древней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяйство и разнообразные ремесла. Древние люди строили дамбы, рыли каналы, осушали болота, с помощью зеленых насаждений останавливали песчаные барханы. Однако на остальных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимоотношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.
|
Рис. 1. Чем характеризуются
взаимоотношения человека
и природной среды на этом рисунке?
Население мира в древние времена оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже старой и новой эры на земном шаре жило всего несколько десятков миллионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество жило в условиях суровой борьбы за свое существование. Во многих районах планеты никогда не ступала нога человека.
Шли века, тысячелетия. В Средневековье произошло новое расширение связей в системе общество – природная среда. В хозяйственный круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не связанные с удовлетворением пищевых потребностей, – минеральные и лесные. Это определялось все более широким распространением металлических орудий труда, развитием кораблестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населения, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссонной Азии, Тропической Африки, во многих странах Европы. Истощались почвы, из-за перевыпаса скота деградировали пастбища, вследствие вырубок, а также применения подсечно-огневого земледелия уменьшалась площадь лесов.
Но и в Средневековье средства и способы воздействия человека на природную среду сравнительно редко выходили за допустимые пределы. Небольшие земельные наделы, неглубокая обработка почв, органические удобрения, ручной труд – все это делало сельское хозяйство Средневековья хотя и не интенсивным, но вполне рациональным в природоохранном отношении.
Освоенное человеком пространство в Средние века не шло ни в какое сравнение с картиной современного мира: выделялись лишь сгустки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе. Обширные же территории Северной и Южной Америки, Австралии были вообще слабо освоены и редко заселены.
Стремительное расширение границ Ойкумены. Качественный скачок в освоении планеты связан с промышленной революцией. Уже Великие географические открытия на заре зарождения капиталистических отношений существенно раздвинули горизонты Ойкумены – заселенной человеком части Земли, способствуя вовлечению в хозяйственный оборот открытых и частично еще не обжитых земель в Америке, Австралии, Океании. Испанией, Португалией, Англией, Нидерландами, Францией были созданы целые колониальные империи, раскинувшиеся в обоих полушариях.
Современный этапНТР | коренные сдвиги в технической базе производства;резкие сдвиги в системе «общество – природная среда» | С середины XXвека | |
Промышленная революция | быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду | 300 лет назад | |
Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов | Средние века | ||
Сельскохозяйственная – революция | переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое преобразование естественных ландшафтов | 6–8 тыс. летназад | |
Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к природе, а не видоизменял ее | Около 30 тыс. лет назад |
|
Рис. 2. Этапы влияния общества на природную среду
Для работы на плантациях в Америку из Африки были вывезены миллионы чернокожих рабов. Коренное же население многих колоний безжалостно истреблялось. Особенно обагрили свои руки кровью конкистадоры – участники испанских завоевательских походов в Центральную и Южную Америку. По мере развития фабрично-заводской промышленности масштабы воздействия человека на окружающую среду росли. К прежним формам такого воздействия прибавились массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнергетическое строительство и т. д. Шло быстрое преобразование естественных ландшафтов, освоение новых морских акваторий. Дух потребительства, поразивший цивилизацию, вел к прогрессирующему ухудшению окружающей среды. Однако наиболее резкие сдвиги во взаимоотношениях между обществом и природной средой произошли во второй половине XX столетия с приходом современной НТР. На географической карте практически уже не осталось «белых пятен». Даже на дне океанов и в глубине Антарктиды можно теперь обнаружить следы технической деятельности человека (техногенные частицы, сложные химические соединения, не встречаемые в природе, и т. д.). Но главное состоит в том, что в результате существенного увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и роста городов хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность природных систем к самоочищению. В мире сложилась весьма драматическая ситуация: перед человечеством вплотную встала проблема уничтожения почти всего живого на планете в недалеком будущем. Цивилизации прошлого также испытывали острые кризисы, но они никогда не достигали таких масштабов. Исключительная мощь современной научно-технической цивилизации открывает новую эру во взаимоотношениях человека с природой. Итак, чтобы исследовать и освоить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ, каждое существующее ныне государство, каждая цивилизация внесли свою лепту в освоение планеты. В результате вовлечения в сферу жизнедеятельности человека всей земной поверхности, окружающей ее атмосферы и даже ближнего космоса судьбы народов и государств оказались тесно переплетены.
Известный норвежский ученый Тур Хейердал сравнил нашу Землю с большим плотом: «Все мы сидим на одном плоту… Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!» Вдумайтесь в глубокий смысл этих слов.
Вопросы и задания. 1. Каковы главные источники жизни на Земле, делающие ее «чудом» космической эволюции? 2. История Земли – это история природы, с одной стороны, и история людей, с другой. В каких случаях планета меняет свой облик без «помощи» человека? 3. Почему в развитии человечества бронзовый век предшествовал железному, а не наоборот? 4. Проследите связи: а) «эпохи великого переселения народов» (первые века нашей эры) с современной географией народов; б) Великих географических открытий со спецификой хозяйственного освоения некоторых «новых» территорий; в) эпохи колонизации с интенсивным освоением планеты, миграциями населения и распространением английского, испанского, португальского и французского языков. 5. На примеpax конкретных регионов мира проанализируйте роль морского, железнодорожного и автомобильного транспорта в освоении человеком планеты. 6. Каковы отличительные признаки второй половины XX в. как новой эры во взаимоотношениях человека и природной среды?
§ 2. Современные масштабы освоения планеты
Существует ли предел освоению нашей планеты? Можно ли найти гармоничные основы взаимодействия общества и природы?
Освоение необжитых территорий. Хотя в сферу жизнедеятельности человека вовлечена уже практически вся земная поверхность, в мире остается еще немало слабо освоенных, не обжитых человеком территорий (рис. 3).
Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение человеком именно слабо освоенных территорий, его проникновение в недоступные ранее районы, с крайне неблагоприятными для организма людей природными условиями. Ярко выраженной тенденцией в размещении производительных сил мира стало в последние десятилетия освоение пустынных и полупустынных территорий в странах Азии, Африки, Америки, Австралии. Благодаря достижениям научно-технического прогресса к освоению таких территорий кроме высокоиндустриальных стран приступили сегодня и многие развивающиеся страны, в пределах которых сосредоточены основные массивы пустынь и полупустынь. Даже в Сахаре появляются новые города-оазисы, в которых сооружаются промышленные предприятия, ведется жилищное строительство, у песков отвоевываются площади под сельскохозяйственные угодья, прокладываются асфальтированные дороги. Широкий размах также приобрело хозяйственное строительство в экстремальных условиях северных широт, несмотря на то что низкие температуры, полярная ночь, многолетняя мерзлота, сильная заболоченность заметно отягощают жизнь человека в тундре. Речь идет о таких околополярных территориях, Север России, Канадский Арктический архипелаг, Аляска. Особенно крупномасштабным хозяйственным наступлением на Север ознаменовались последние годы. Так, в России широко используются ресурсы Европейского Севера, бассейнов рек Оби и Енисея. Разрабатываются
апатиты, нефелины, медноникелевые руды Кольского полуострова, угли Печорского бассейна, ухтинская нефть и природный газ, нефтегазовое сырье Западной Сибири, медно-никелевые руды Норильска, месторождения олова, слюды в Якутии и т. д. Современная горно-добывающая промышленность создана на Аляске в США (нефть, золото, платина) и на Канадском Севере (железная руда, нефть, полиметаллы). Рубежи осваиваемых земель все более раздвигаются и в связи с освоением человеком горных территорий. Под сельскохозяйственные угодья все чаще используются склоны гор, где культивируются овощи, фруктовые деревья и особенно чайный куст (Индия, Япония, КНР, КНДР и др.). Разумеется, что без создания специальной сельскохозяйственной техники, способной эффективно работать в горных условиях, осваивать такие территории чрезвычайно трудно.
Быстро осваиваются глубинные территории Южной Америки – влажные тропические леса. Возникают новые селения, создаются предприятия, строятся дороги.
В орбиту экономической деятельности все больше вовлекается Мировой океан. Используются его биологические, минеральные, химические и другие богатства. Водные просторы самым непосредственным образом включаются в хозяйственную
деятельность прибрежных государств. Особое значение сегодня приобретает хозяйственное освоение южнополярных акваторий Мирового океана. Человека влекут сюда крупные ресурсы криля (небольшого рачка, служащего ценным сырьем для производства кормовой муки), рыбы, пищевых водорослей. Близка к осуществлению идея транспортировки в засушливые зоны Земли гигантских антарктических айсбергов. Однако полномасштабное хозяйственное освоение Антарктики, так же как и самого южнополярного материка – Антарктиды, относится пока еще к более отдаленной перспективе.
Расширение территориальных рамок мировой экономики в немалой степени было обязано и росту военной промышленности. Создание принципиально новых видов вооружения и периодическое обновление военной техники оказывали немалое воздействие на строительство новых предприятий и испытательных полигонов не только в старых районах, но и в отдаленных, «глухих» местах. Два типа освоения планеты.Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что длившаяся многие столетия эпоха экстенсивного освоения планеты, т.е. вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов, заканчивается. Наступил предел и экстенсивному развитию экономики. В этой связи возникает законный вопрос: а сможет ли наша планета прокормить и напоить, одеть и обуть, обеспечить всем необходимым быстрорастущее население Земли? Хотя на каждого жителя планеты приходится более 2 га земной тверди, это еще мало, о чем говорит. Ведь примерно 1/3 суши – это малоприспособленные для жизни человека пустыни и полупустыни, около 1/4 – зоны многолетней мерзлоты, а есть еще и заболоченные пространства, недоступные горные территории и т. д. Трудно представить себе, что эти земли будут когда-либо полностью заселены. К этому следует добавить, что каждый из нас предъявляет к земле (прежде всего с точки зрения ее плодородия) несравненно более высокие требования, чем наши предки. Ученые сходятся во мнении, что ресурсы планеты, если человечество будет их использовать экономно, по-хозяйски, способны удовлетворить потребности гораздо большего населения Земли, чем нынешнее. При этом человечество обязано сохранить окружающую среду. Такое отношение к природе, которое можно назвать рациональным природопользованием, означает, прежде всего, заботу о сохранении экологического равновесия в природе и, конечно, полностью исключает отношение к ней как к неисчерпаемой кладовой. Оно предполагает интенсивное развитие экономики, т. е. не столько «вширь» – путем вовлечения в хозяйственный оборот новых географических районов, сколько «вглубь» – за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходной технологии.
Подобную природоохранную систему общественного производства с полным основанием можно назвать новым типом освоения нашей планеты, предела которому не существует. Он представляет собой постоянный поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы, переход к замкнутой экономической системе, т. е. к непрерывному кругообороту веществ в процессе производства.
В современном мире все еще часто проявляется экстенсивный тип освоения территорий, отличающийся крайне низким выходом готовой продукции на единицу используемых природных ресурсов. Сегодня в конечном продукте нередко утилизируется лишь 1– 2% массы исходного сырья. Остальное безвозвратно теряется, как бы выбрасывается в мусорное ведро.
Наиболее ярко экстенсивный тип освоения территорий проявляется в развивающемся мире, где общественное производство чаще всего базируется на расточительной эксплуатации природных ресурсов. В то же время в наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве черных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70% и более. Наша страна в этом отношении стоит пока не в первом ряду.
Итак, освоение планеты – сложный, многоплановый, «растянутый» во времени процесс, в котором воедино сливаются и перекрещиваются экономические, социальные, экологические, военные и иные проблемы. При этом эпоха экстенсивного развития экономики за счет освоения новых пространств и новых источников природных ресурсов заканчивается. Впереди – новая эпоха освоения планеты, основанная на коллективном разуме человечества, на его хозяйском отношении к природе.
Вопросы и задания. 1. С помощью политической карты мира, карты природных зон и карты плотности населения установите государственную принадлежность территорий с неблагоприятными для жизни человека природными условиями и степень их заселенности. 2. В каких странах и регионах мира получило развитие, террасированное земледелие? Почему? Преимущественно, на каких культурах оно специализируется? 3. Какие акватории континентального шельфа вовлечены в хозяйственный оборот наиболее широко? 4. Что вы знаете о масштабах и экологических последствиях освоения амазонской сельвы? 5. Что означает понятие «экстенсивный тип освоения территорий» и чем он опасен для экономики будущего? 6. В нашей стране традиционно осваивались богатые природными ресурсами восточные районы. Но можно ли считать, что территории западных областей являются полностью освоенными и окультуренными? 7. Что надо изменить в психологии, мышлении, деятельности человека для установления его новых взаимоотношений с природой?
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
«ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»
I. Приглашение
1. Если бы отсчет истории можно было начать с нуля, как оптимально мог бы идти процесс освоения планеты? Мог ли быть другой путь, чем тот, который выбрало человечество?
2. К каким положительным и отрицательным результатам могло бы привести осуществление таких грандиозных проектов, как: а) строительство плотины через Берингов пролив; б) строительство плотины через Гибралтар; в) создание обширного внутриафриканского моря в районе озера Чад; г) переброска стока северных рек России на юг?
3. Известно, что Канада не спешит осваивать полуостров Лабрадор, Дания – Гренландию, Норвегия – Шпицберген и т. д. При разработке богатых природных ресурсов Американского Севера США и Канада широко используют вахтовый метод, т. е. рабочих посылают в командировку на Один-два месяца. Как вы считаете, стоит ли России, осваивая свои бескрайние просторы, строить новые города в экстремальных природных условиях? Может быть, лучше интенсивнее развивать уже обжитые территории?
4. Насколько корректно говорить об освоении Антарктиды? Если это выражение уместно, то какой смысл в него можно вложить?
5. Один из известных ученых при оценке характера освоения планеты в наше время использовал термин «образованное варварство». Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то какой смысл вы вложили бы в это понятие?
II. Темы для рефератов
1. Особенности взаимоотношения человека и природной среды в древности.
2. Последствия резких изменений во взаимоотношениях человека с природной средой во второй половине XX в.
3. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
II. Природные ресурсы
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!