История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

IV. География культуры, религий, цивилизаций.

2017-05-23 4168
IV. География культуры, религий, цивилизаций. 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

От культуры к цивилизации

Что изучает география культуры? Каков характер взаимоотношений при­роды и цивилизаций? Как менялись географические контуры мировой ци­вилизации на протяжении истории? Что представляют собой контактные зоны цивилизаций?

География культуры изучает размещение элементов материаль­ной, духовной, языковой, политиче­ской, экологической культуры, ис­кусства, образа жизни и традиций населения мира. Важность этой от­расли знания определяется тем, что во многом именно с культурой свя­зывают решение большинства ост­рейших проблем человечества.

Современный мир – это несколь­ко тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками, формировавшимися традиция­ми и обычаями. Вместе с тем это всего лишь несколько цивилизаций, объединяющих десятки, а то и сот­ни народов: китайская (или кон­фуцианская), индуистская, ислам­ская, западноевропейская и др.

Что такое цивилизация? Если под культурой понимается совокуп­ность материальных и духовных ценностей, а также способов их со­здания и применения, то цивили­зацияэто культурная общность наивысшего типа (выше только все человечество в целом). Она опреде­ляется такими объективными при­знаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т. д. Некоторые из признаков не имеют абсолютной значимости. Так, язык может быть разным даже в одной стране, уж точно принадлежащей к одной цивилизации (как немецкий, французский, итальянский в Швей­царии). Зато фактор религии крайне важен, причем речь обычно идет о причастности к одной из мировых религий.

Принадлежность людей к той или иной цивилизации может опре­деляться не только объективными критериями, но и субъективным, а именно – самоидентификацией людей (кем считает себя человек). Так, потомки вьетнамских имми­грантов во Франции могут ощущать себя полноправными членами за­падной цивилизации, а потомки европейцев в арабской стране впол­не могут принять мусульманство и чувствовать себя представителями исламской цивилизации.

Следует помнить, что термин «цивилизация» может использовать­ся в двух смыслах: временном (ис­торическом) и пространственном (географическом). В первом случае подразумевается развитие человече­ства по восходящей линии (аграр­ная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная и т. д.). Во вто­ром имеется в виду рассмотрение мира сквозь призму слагающих его (или слагавших в прошлом) цивили­заций.

Все цивилизации иногда подраз­деляются на традиционные, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью (цивилиза­ции Востока), и техногенные, в основе которых лежит производство материальных благ. Иногда тради­ционные цивилизации еще назы­вают духовными, а техногенные – материальными. Такое деление весь­ма условно, поскольку, например, мусульманская цивилизация не по­хожа на индуистскую или китай­скую, хотя все они – традицион­ные общества. В то же время япон­ская традиционная цивилизация во второй половинеXX в. фактически превратилась в техногенную.

Природа и древние цивилизации. Первые цивилизации на Земле воз­никли примерно 3–4 тыс. лет до н. э. До этого был, можно сказать, доцивилизационный период, когда происходило первоначальное расселение людей на Земле, а человеческое бы­тие характеризовалось жесткой за­висимостью от природы, отсутствием средств связи, письменности и т. п. Природные условия (наряду с исторической средой) оказали огром­ное влияние на различные сторо­ны экономической и общественной жизни людей. В древности климат, плодородие почв, характер расти­тельности предопределяли способы обработки земли и формы разведе­ния домашнего скота, стимулирова­ли создание тех или иных орудий труда и предметов быта. Естествен­ная среда обитания человека под­сказывала наиболее практичный тип жилища, стиль одежды, харак­тер домашней утвари и боевого ору­жия, так или иначе, влияла на скла­дывающиеся формы собственности, отношения между людьми и даже на политическое устройство госу­дарств. Северная граница Римского мира не пересекала зоны распростране­ния виноградной лозы, а южная – слишком засушливых ландшафтов Аравии и Африки. Мусульманский Восток (или Левант) практически сов­падал с территорией возделывания финиковой пальмы и зоной полупус­тынь, где сложился замечательный симбиоз человека и верблюда. Вели­кая Китайская стена отделяет степные ландшафты от субтропического Китая, где в бассейне меандрирующих Хуанхэ и Янцзы трудолюбивые китайцы выращивают рис.

Выдающийся русский философ и географ И. Мечников, автор книги «Цивилизация и великие исторические реки», полагал, что человечество вначале пережило речную фазу, потом морскую и, наконец, достигло океани­ческой. Он писал: «Четыре древнейшие культуры все расцвели в среде вели­ких речных стран. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где зародилась и выросла первобытная китайская культура; индийская, или ведийская, куль­тура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонские первобытные культурные общества разрослись по Тигру и Евфрату – этим двум жизненным артериям Месопотамской долины; наконец, Древний Египет, как утверждал уже Геродот, был „даром», „созданием Нила»«.

Действительно, реки служили источником питьевой воды, продоволь­ственных ресурсов, использовались для орошения и транспортных сообщений; реки сплачивали людей. Велика была роль и других элемен­тов природы. Осевые линии распространения цивилизаций. На протяжении исто­рии очаги цивилизации постоянно меняли свои очертания, расширяясь вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долины Нила и бассейн Тигра и Евфрата, где возникли центры цивилизации Египет и Шумер. Расширение древ­неегипетской цивилизации происхо­дило на стыке трех материков Ста­рого Света, включая часть Малой Азии, Эфиопии и более отдаленные районы. От Двуречья движение ци­вилизации шло как в сторону Ма­лой Азии, Сирии, Ливана, Палести­ны, так и в сторону Закавказья и Ирана.

Расширение Древнекитайского цивилизационного района в бассей­не Хуанхэ происходило на севе­ро-восток – в сторону позднейшей Маньчжурии и на северо-запад – в сторону будущей Монголии, на запад – в сторону современной про­винции Сычуань, на юг – в сторону современного Вьетнама и на вос­ток – в сторону Японии. Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индо­стан, на юге в ее орбиту вошел Цей­лон, на востоке – прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, Восточной Суматры и Западной Явы и т. д.

Постепенно образовалась обшир­нейшая цивилизационная зона от Атлантического до Тихоокеанского побережья, представленная как ста­рыми очагами цивилизации – Евро-афроазиатским (на стыке Африки, Азии и Европы), Китайским и Ин­дуистским, так и новыми – Афро-карфагенским, Латинским, Средне­азиатским и др. Рост Римской державы на рубеже старой и новой эры вовлек в цивилизационное поле Ис­панию, Галлию, Британию и т. д. Дальнейший ход географического развития цивилизации хорошо из­вестен. Расширение цивилизаци­онного пространства шло за счет новых районов Европы, азиатской части Евразийского континента, Се­верной Америки, Австралии, Океа­нии и т. д.

Вместе с тем за пределами от­меченной цивилизационной зоны, в областях, разбросанных между пус­тынями, степями и горными кряжа­ми, возникали и другие истоки вы­сокой культуры, а иногда и самосто­ятельные цивилизации – индейских племен майя и ацтеков в Централь­ной Америке и инков в Южной, на­родов Черной Африки и др.

Современные цивилизации: аре­алы и «разломы». На вопрос, сколь­ко в мире насчитывается цивили­заций, разные авторы отвечают по-разному. Известный английский историк и философ А. Тойнби на­считал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь: 1) за­падноевропейскую с отпочковавши­мися от нее североамериканским и австрало-новозеландским очагами;

2) китайскую (или конфуцианскую);

3) японскую; 4) исламскую; 5) ин­дуистскую; 6) славяно-православную (или ортодоксально-православную); 7) африканскую (или негро-африканскую) и 8) латиноамериканскую (табл. 4).

Однако принципы отбора совре­менных цивилизаций остаются дис­куссионными. Так, некоторые ученые ставят под сомнение выделение ла­тиноамериканской и славяно-право­славной цивилизаций из западной, наличие самостоятельных негро-африканской и японской цивилиза­ций, но никто не отрицает исключи­тельной самобытности этих культур.

Хотя взаимоотношения между народами и странами, принадлежа­щими к разным цивилизациям, в на­шу эпоху расширяются, это не ниве­лирует, а порой усиливает самосо­знание, чувство принадлежности к данной цивилизации. Например, эмигрантов из «доброй католиче­ской Польши» французы встретили более доброжелательно, чем из Север­ной Африки, а американцы, вполне лояльно относящиеся к экономиче­ской экспансии западноевропейских держав, болезненно реагируют на японские инвестиции в США.

Линии «разлома» между циви­лизациями, по мнению некоторых ученых, могут заменить в XXI в. политические и идеологические ру­бежи времен «холодной войны», стать очагами кризисов и даже войн. Одной из таких линий цивилизационного «разлома» является дуга от исламских стран Африки (Афри­канский Рог) до Средней Азии быв­шего СССР с целой цепочкой не­давних конфликтов: мусульмане – евреи (Палестина – Израиль), му­сульмане – индусы (Индия), мусуль­мане – буддисты (Мьянма). Хочется верить, что у человечества хватит мудрости избежать противоборства цивилизаций.

Охрана всемирного культурного и природного наследия: Конвенция ЮНЕСКО. Египетские пирамиды и Гранд-каньон в Колорадо (США), на­циональный парк Горомбо в Африке и Тадж-Махал в Индии, собор Па­рижской Богоматери (Нотр-Дам) и церковь Вознесения в подмосковном Коломенском – эти и многие дру­гие памятники и достопримечатель­ности в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО (1972) включены в Список культурного и природного наследия человечества. Цель Конвенции со­стоит в том, чтобы объединить и


Таблица 4 Доля основных цивилизаций в населении мира (%)

 

Годы Население мира (млрд. человек) Западно­европейская Негро-африканская Китайская Индуистская Исламская Японская Латино­американская Православная Другие
  1,6 44,3 0,4 19,3 0,3 4,2 3,5 3,2 8,5 16,3
  1,9 48,1 0,7 17,3 0,3 2,4 4,1 4,8 13,9 8,6
  3,7 14,4 5,8 22,8 15,2 13,0 2,8 8,4 10,0 5,5
  5,3 14,7 8,2 24,3 16,3 13,4 2,3 9,2 6,5 5,1
  5,8 13,1 9,5 24,0 16,4 15,9* 2,2 9,3 6,1** 3,5
  7,2 11,5 11,7 22,3 17,1 17,9* 1,8 10,3 5,4** 2,0
  8,5 10,1 14,1 21,0 16,9 19,2* 1,5 9,2 4,9** 2,8

мобилизовать усилия стран и народов для сохранения достижений про­шлых цивилизаций и уникальных природных ландшафтов планеты.

Каждый культурный объект (произведения архитектуры, мону­ментальной скульптуры и живопи­си, археологические ценности, стро­ения архитектуры в единстве с пей­зажем, т. е. культурные ансамбли и др.), внесенный в Список (а их вместе с природными памятниками около 700), представляет собой ше­девр творческого гения человече­ства, свидетельство существования или исчезновения цивилизации или культуры. Количество и качеств культурных объектов, имеющих от­ношение к той или иной цивилиза­ции, прямо или косвенно свидетель­ствуют о ее достижениях.

Итак, в основе любой цивилиза­ции, соединяющей в себе человека, пространство и время, лежит единст­во природы и общества. Учитывая огромные различия цивилизаций и культур различных народов, геогра­фическое изучение образа жизни и традиций населения, проявлений ма­териальной, духовной, языковой, по­литической, экологической культуры, искусства различных народов стано­вится сегодня необходимостью для каждого человека.

Вопросы и задания. 1. Многие цивилизации, достигшие расцвета в прошлые эпохи, не дожили до нашего времени. Назовите некоторые из них и определите их роль в развитии мировой культуры. 2. К XV в. наблюдался примерно один уровень цивилизаций Китая, Индии, Западной Европы, но в дальнейшем запад­ноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Почему это произошло? 3. Объясните смысл понятий «традиционное обще­ство», «традиционная цивилизация». 4. Каким образом естественная среда оби­тания людей влияет на характер цивилизаций? Приведите примеры. 5. Что по­нимается под осевыми линиями цивилизаций? Укажите конкретные пути расши­рения сферы влияния тех или иных цивилизаций. 6. Приведите примеры цивилизационных контактных зон («разломов»). 7. Какие выводы можно сде­лать, анализируя таблицу 4 «Доля основных цивилизаций в населении мира»? 8. Известно ли вам, какие 11 объектов России внесены в Список культурного и природного наследия человечества, утвержденный ЮНЕСКО?

Религии

Какая существует связь между культурой и религией? Чем отличаются мировые и национальные религии? Какова география мировых религий? Почему важно знать распространение религий?

Взаимосвязь культур, религий и цивилизаций. Говоря о духовности, люди традиционно имеют в виду прежде всего религию. Она всегда составляла важнейший элемент ду­ховности и непосредственно участво­вала в формировании цивилизаций. Да и сами Библия и Коран, Священные Писания двух мировых рели­гий – христианства и ислама, явля­ются величайшими памятниками ми­ровой письменной культуры. Такие виды национального искусства, как архитектура, монументальная и стан­ковая живопись, музыка и хоровое пе­ние (в православных церквях), а так – же

 

 


искусство художественного чте­ния (в мечетях) неразрывно связаны с религией. Многие музыкальные про­изведения русских композиторов – Д. С. Бортнянского, А. Т. Гречанино­ва, А. Д. Кастальского, А. Ф. Льво­ва, П. И. Чайковского, С. В. Рахма­нинова и других – были написаны по заказу церкви.

Распространение христианства. Сегодня в мире существуют три религии – буддизм, христианство и ислам, – которые принято на­зывать мировыми, так как их ис­поведуют многие народы, иногда живущие на разных континентах (рис. 38). Национальные религии исповедуются преимущественно од­ним народом.

Еще в середине XX в. по числу приверженцев явно доминировало христианство, однако вследствие бо­лее высокого естественного прироста населения исламского мира к концу XX в. численность христиан и му­сульман заметно сблизилась (более 1 млрд. последователей). Около поло­вины всех христиан сосредоточено в Европе (включая Россию), четверть – в Северной Америке, свыше 1/6 – в Южной Америке. Значительно меньше приверженцев христианства в Африке, Австралии и Океании.

Основные ветви христианствакатолицизм, православие и проте­стантизм.

Наиболее крупной из них явля­ется Римская католическая церковь. Во главе ее стоит Папа Римский, почитаемый верующими как наместник Христа на Земле, а резиденция Папы находится в суверенном государстве Ватикан, образованном на территории Рима. Приверженцы католицизма в Евро­пе преобладают в Италии, Испании, Португалии, Ирландии, Франции, Бельгии, Австрии, Люксембурге, на Мальте, в Венгрии, Чехии, Польше. Католической веры придерживается также примерно половина населе­ния Германии, Швейцарии, Нидер­ландов, часть населения Балканско­го полуострова, западные украинцы (униатская церковь) и др. В Азии преимущественно католическая стра­на – Филиппины, но католицизм исповедуют многие граждане Лива­на, Сирии, Иордании, Индии, Индонезии. В Африке католиками явля­ются многие жители Габона, Ан­голы, Конго, островных государств Маврикия, Кабо-Верде, Сейшель­ских островов и др. Католичество распространено также в США, Ка­наде, странах Латинской Америки.

Православие традиционно укрепилось преимущественно в Рос­сии, на Украине, в Белоруссии и не­которых странах Восточной Европы. До последнего времени в мире су­ществовало 16 автокефальных (само­стоятельных, не подчиненных еди­ному центру) православных церквей.

Протестантизм в противо­положность католицизму и право­славию представляет собой совокуп­ность многих течений и церквей, наиболее влиятельные из которых – лютеранство (в основном страны Се­верной Европы), кальвинизм (в от­дельных странах Западной Европы и Северной Америке) и англикан­ство, половину приверженцев кото­рого составляют англичане.

Распространение ислама. Колы­белью ислама (VII в.) считаются горо­да Саудовской Аравии – Мекка и Ме­дина. В его распространении огром­ную роль сыграли завоевания ара­бов и созданное ими государство – Арабский халифат. География исла­ма в сравнении с христианством имеет более компактный характер (преимущественно Ближний и Сред­ний Восток). Однако ислам проник и в те страны, где арабских завоева­телей никогда не было, например, в Индонезию, где его исповедуют 90% населения, Малайзию (60%), страны Черной Африки, Татарстан, Башкор­тостан и другие страны и регионы.

В исламе, как и в других мировых религиях, нет единства. Подтверж­дением тому служит существование

 

 

в нем двух главных направлений – суннитского и шиитского. Численно преобладают сунниты, шииты живут преимущественно в двух странах – Иране и Ираке.

Во многих исламских странах огромную роль играет шариат, т. е. мусульманское право, совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране. Он регу­лирует общественные отношения, хозяйственную деятельность, семейно-брачные отношения, по его за­конам вершится суд. Конституции многих стран объявили ислам госу­дарственной религией.

Распространение буддизма. Еще одной мировой религией считается

Рис. 41. Буддийский храм в столице Непала Катманду


буддизм, сформировавшийся раньше христианства и ислама (VI–V вв. до н. э.) на севере Индии. Существу­ют два основных направления в буд­дизме: махаяна и хинаяна. Буддизм хинаянистского направле­ния распространен преимуществен­но в Южной Азии (южный буд­дизм): в Шри-Ланке, отдельных штатах Индии, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Приверженцы махаяны встречаются севернее (се­верный буддизм): в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме. Одна из разно­видностей махаяны – ламаизм – господствует в Тибете, Монголии, Бу­тане, а также некоторых регионах России – Бурятии, Туве, Калмыкии. Локализация местных религий. Наиболее распространенная из на­циональных религий – индуизм, который исповедуют многие мил­лионы людей, преимущественно в

Индии. Его можно было бы отнести к мировым религиям, однако с уче­том того, что 95% всех индуистов живут в Индии, а Пакистан и Бан­гладеш (районы концентрации боль­шинства индуистов из оставшихся 5%) некогда входили в состав еди­ной Индии, индуизм традиционно считается национальной религией.

В Китае с древних времен полу­чили распространение конфуци­анство и даосизм, в Японии – синтоизм, в Израиле – иуда­изм, исповедуемый еврейским на­селением и в других странах, и т. д. Важно помнить, что многие религии одновременно являются философско-этическими учениями.

Кроме основных религиозных ве­рований, на Земле можно встретить многочисленные племенные ре­лигии, особенно в Африке, частич­но в Азии и Океании.

Исторически сложилось, что Иерусалим стал центром сразу трех рас­пространенных в мире религий – иудаизма, христианства и ислама. Это значит, что здесь пересекаются интересы верующих людей всего мира. В городе много исторических и религиозных святынь, которые служат объектами массового паломничества. Среди них Храм Гроба Господня – одна из самых почитаемых святынь всех христиан, построенная кресто­носцами на месте распятия, захоронения и воскресения Иисуса Христа и расположенная на холме Голгофа; Крестный путь (или ViaDolorosa) – путь Христа к месту распятия; Гефсиманский сад – место, где был предан Христос; там же расположены церкви Марии Магдалины и Всех наций (Базилика агонии), а также могила Девы Марии; Западная стена (Стена Плача) – наиболее почитаемая святыня иудеев; европейский квартал – наи­более древняя и заново восстановленная часть старого города, где находят­ся многочисленные синагоги; башня и цитадель Давида – одна из трех ба­шен стены древнего города (построенных царем Иродом); мечеть Аль-Акса – крупнейшая мечеть города, а также мечеть Омара (Бейт ас-Сухур) – третья по значению после Мекки и Медины святыня ислама и др. В Иерусалиме находится множество других мест, связанных с хри­стианской, иудейской и исламской религиями. Здесь же располагаются представительства почти всех христианских церквей – Римской католи­ческой, Русской православной, греко-православной, армяно-григориан­ской, коптской, эфиопской и др. Русская Духовная миссия в Иерусалиме была создана еще в 1847 г.

Проблема «вечного города» является также одной из наиболее чув­ствительных в арабо-израильских отношениях, имея, кроме религиозно психологического, международно-правовой, территориальный, юридиче­ский, политический, имущественный аспекты. В 1980 г. израильский парламент (Кнессет) принял закон, объявивший весь Иерусалим «вечной и неделимой столицей» Израиля. В ответ Организация Освобождения Па­лестины (ООП) неоднократно заявляла о намерении сделать Восточный Иерусалим столицей будущего палестинского государства. Особую пози­цию в вопросе Иерусалима занимают королевские династии саудидов (Са­удовская Аравия) и хашимитов (Иордания), претендующие на особую роль в защите исламских святынь «вечного города». Все это свидетельствует о том, что проблема Иерусалима – одна из наиболее тонких и деликатных в мировой политике. Ее решение должно исходить из необходимости обеспечения прав всех конфессий с сохране­нием исторически сложившегося статуса между ними, с тем, чтобы был открыт доступ паломникам к святым местам всех трех религий.

Религия и география. Знание ре­лигиозной принадлежности населе­ния помогает глубже понять особен­ности экономической и социальной географии отдельных регионов мира. Так, в мусульманских странах прак­тически отсутствуют такие отрасли сельского хозяйства, как свиновод­ство и виноделие (из-за религиоз­ных запретов на употребление сви­нины и вина). Влияние религии иногда сказывается на характере одежды и расцветке тканей, выпу­скаемых текстильной промышлен­ностью. Религиозные традиции (осо­бенно исламские) находят свое про­явление в режиме воспроизводства населения, уровне занятости жен­щин и т. д.

География религий отражает сложные процессы освоения планеты, развития мировой цивилизации в це­лом, а также духовной культуры от­дельных стран и народов.

Вопросы и задания. 1. Что связывает воедино культуры, религии и цивилиза­ции? 2. Что скрывается за термином «миссионерская деятельность» и какова ее роль в распространении христианства на планете? 3. Как известно, иудаизм распространен во всем мире, но тем не менее считается национальной ре­лигией. Почему? 4. Как соотносятся по числу приверженцев мировые религии: а) в мире; б) в России? 5. Вспомните из курса истории, почему язычество посте­пенно вытеснялось мировыми религиями. 6. Существуют такие традиционные религии, как фетишизм, анимизм, тотемизм, магия. Что вы знаете о них?

 

Цивилизации Востока

Каковы отличительные черты цивилизаций Востока? Где находятся «ядра» древнейших восточных цивилизаций? Почему страны Северной и Тропи­ческой Африки принадлежат к разным цивилизациям?

Среди «классических» восточ­ных цивилизаций различают китай­ско-конфуцианскую, индуистскую и исламскую. Часто к ним относят также японскую, несколько реже африканскую цивилизацию (наро­дов южнее Сахары). Восточные общества во многом отличны от европейского. Например, роль частной собственности здесь всегда была невелика. Земля, ирри­гационные системы и т. д. были соб­ственностью общины. Человек согла­совывал свою деятельность с ритмами природы, а среди его духовных ценностей одно из ведущих мест за­нимала установка на адаптацию к природным условиям. Ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставилась выше экономической.

На Востоке ценна активность, направленная внутрь человека, на самосозерцание. Свято почитаются традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Вот почему данный тип общества получил на­звание «традиционный».

Широко известно крылатое выра­жение английского писателя Р. Кип­линга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сой­тись». Но сегодня в эпоху универса­лизации мировой истории оно нуждается в уточнении. Запад и Восток, сохраняя свою самобытность, обяза­ны «сойтись» во имя решения гло­бальных проблем человечества и со­хранения стабильности на планете. Индуистская цивилизация. Наря­ду с китайской индуистская (индий­ская) цивилизация насчитывает ты­сячелетия. Ее «кристаллизационное ядро» относится к бассейну Инда и Ганга. На стыке старой и новой эры цивилизационным процессом был охвачен весь Индостан и соседние регионы. Впоследствии появились «индуизированные» государства даже на территории современной Индоне­зии, которые, по мнению ученых, вовлекли в цивилизационный про­цесс и далекий Мадагаскар. Вклад индуистской цивилиза­ции в мировую культуру огромен. Это прежде всего сама религия – индуизм (брахманизм) как комп­лекс религиозных, этических и фи­лософских представлений, учения «отца индийской нации» Махатмы Ганди о ненасилии, Рабиндраната Тагора, идеи Джавахарлала Неру и др. Это также золотой храм в Амритсаре и знаменитый мавзолей Тадж-Махал в Агре, индустриаль­ные пейзажи долины реки Дамодар и окультуренные ландшафты юга страны (плантации гуавы, бананов, папайи, цитрусовых) и многие другие памятники материальной и ду­ховной культуры.

Китайско-конфуцианская циви­лизация. Ядро этой древнейшей ци­вилизации – бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой Китай­ской равнины сформировалась древ­няя культурная область, давшая впоследствии «побеги» в Индоки­тай, Японию, Монголию, Маньчжу­рию и т. д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства, что позво­ляет иногда говорить о несовпаде­нии границ Китая как историко-культурной области и государства.

Термин «конфуцианская» указывает на огромную роль в развитии китайской цивилизации конфуцианства, получившего название по имени его основоположника Конфуция (551–479 гг. до н. э). Это религия-этика. Согласно конфуцианству судьба человека определяется «небом» (отсюда Китай часто называют Поднебесной империей), младший должен безро­потно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему и т. д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализа­цию тех способностей, которые заложены едва ли не в каждом человеке. Учиться, познавать, совершенствоваться всю жизнь, говорил Конфуций, должен каждый.

Китайцы издревле отличались высокой организацией труда. Мил­лионы, сотни миллионов неутоми­мых тружеников под бдительным оком государства веками создавали материальные ценности, немалая доля которых шла на цели потреб­ления верхов, а также создание величественных памятников и про­славленных гигантских сооруже­ний – от Великой стены и Вели­кого канала до дворцово-храмовых комплексов.

Древними китайцами были вне­сены четыре величайших изобрете­ния в сокровищницу мировой циви­лизации: компас, бумага, книгопе­чатание и порох. «Медицинский канон Желтого императора» – наи­более древний из дошедших до нас шедевров китайской медицины (18 томов) – был написан около III в. до н. э. Древний Китай был первой страной, где была введена десятичная система счисления. Он достиг вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и пти­цы, шелководство и шелкоткаче­ство, выращивание чая, изготовле­ние астрономических и сейсмиче­ских приборов и др.

Долгие века Китай фактически был изолирован от внешнего мира. Только в результате печально извест­ных опиумных войн в середине

XIX в. он был открыт для колони­альной торговли. Однако многие черты европейской цивилизации (индивидуализм, погоня за матери­альным успехом на фоне крушения моральных принципов, отчуждение человека) встречали порой отчаянное сопротивление китайцев (движение ихэтуаней на рубеже XIX–XX вв.). Лишь в последние десятилетия в КНР стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике – в частности, были созданы свобод­ные экономические зоны.

Вместе с тем китайцы всегда от­личались культурной восприимчи­востью и отсутствием ксенофобии (неприязни к инородцам), а мест­ные власти не чинили препятствий распространению христианства и ислама в прибрежных провинци­ях. Своеобразными посланцами ки­тайской цивилизации за рубежами Китая являются многочисленные хуацяо (эмигранты).

Важным связующим элементом китайской цивилизации является иероглифическая письменность.

Японская цивилизация. Часть ученых оспаривают существование особой японской цивилизации. От­мечая неповторимость японской культуры в истории человечества (сравнивая ее с уникальностью куль­туры античной Греции), они склон­ны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивили­зации. Действительно, китайско-конфуцианские традиции (высокая культура труда, почитание стар­ших, нашедшее отражение в культе самурайской этики, и т. д.) подчас в несколько трансформированном ви­де во многом определили облик страны. Но в отличие от Китая, бо­лее «скованного» традициями, Япо­нии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современ­ность. В результате японский эта­лон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, пре­восходящим европейский и амери­канский.

Среди непреходящих ценностей японской культуры – местные тра­диции и обычаи, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, гра­верное и театральное искусство, вы­сокое качество продукции, гигант­ские туннели, мосты и т. д.

Исламская цивилизация. В на­чале VIII в. Аравия, считавшаяся в те времена «задворками» мировой цивилизации, в течение несколь­ких десятков лет смогла захватить огромные пространства от Средней Азии до Испании. Народы Ближне­го и Среднего Востока, Северной Африки и Испании на исторически короткий срок были объединены в гигантское государство – Арабский халифат, постепенно рассыпавший­ся на самостоятельные государства. Но с момента арабских завоеваний все они (за исключением Испании) сохранили одну важнейшую общ­ность – исламскую религию.

Со временем ислам проник еще дальше – в Тропическую Африку, Малайзию, Индонезию и т. д. Учи­тывая, что своеобразной «экологической нишей» ислама является арид­ный пояс (сердце арабского мира – пустынная Аравия со священными городами Меккой и Мединой), ши­рокое проникновение ислама в муссонную Азию оказалось несколько неожиданным. Во всяком случае, се­годня мир ислама значительно шире арабского мира. Внутри ислам­ской цивилизации различают суб­культуры (варианты цивилизации): арабскую, тюркскую (в част­ности, турецкую), иранскую (или персидскую), малайскую.

Культурное наследие исламской цивилизации, унаследовавшей цен­ности прежних культур (древних египтян, шумеров, византийцев, греков, римлян и др.), богато и мно­гообразно. Оно включает величе­ственные замки и дворцы халифов (правителей), мечети и мусульман­ские школы (медресе) Аммана, Ан­кары, Багдада, Дамаска, Иеруса­лима, Каира, Мекки, Рабата, Теге­рана, Эр-Рияда и других городов. Египетские же пирамиды, Великий сфинкс в Эль-Гизе близ Каира, раз­валины храмов в Фивах, Луксоре и Карнаке, в Вавилонии, Ассирии, мно­гочисленные произведения скульп­туры и прикладного искусства доис­ламской эпохи органично вписались в исламскую цивилизацию.

Высоко искусство керамики, ковроделия, вышивки, художе­ственной обработки металла, тисне­ния на коже.

Меньшее развитие получило изоб­разительное искусство, так как ислам запрещал изображать живые суще­ства, особенно человека. Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Вос­тока (Низами, Фердоуси, Омар Хай­ям и др.), ученых (Авиценна), философов. Крупнейшим достижением исламской культуры является Коран. Негро-африканская цивилиза­ция. Существование негро-африканской цивилизации (как ее выделил бывший сенегальский президент и философ Леопольд Сенгор ) часто подвергается сомнению. Многообра­зие африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утверждать, что здесь, дескать, нет единой цивилизации, а существуют только «ни на что непохожести». Это крайнее суждение. Традици­онная негритянская африканская культура представляет собой сло­жившуюся, достаточно четко очер­ченную систему духовных и материальных ценностей, т. е. цивилиза­цию. Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, ис­кусстве, менталитете негроидных народов банту, манде и др. Народы Тропической Африки, пройдя длительный путь развития, внесли большой, до сих пор еще мало изученный вклад в историю мировой культуры. Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы за­мечательные наскальные изображе­ния. Впоследствии то в одном, то в другом месте огромного региона воз­никали и исчезали очаги древних, подчас родственных культур.


Упомянем достигшее расцвета в IV–VI вв. Аксумское государство на Абиссинском нагорье, культура которого была тесно связана с южно­арабской. На территории современной Нигерии и Чада в VIII–XIX вв. развивались государства народов хауса (в частности, султанат Кано). ВXIV–XVII вв. ряд крупных государств сложился в бассейне Конго, из числа которых наиболее известно царство Конго. В Средние века в между­речье Замбези – Лимпопо процветала выдающаяся культура Зимбабве, характеризующаяся монументальными каменными сооружениями и раз­витой металлургией. Ее создатели – земледельцы и скотоводы народов банту образовали могущественную раннеклассовую державу – Мономо-тапу, оказавшую огромное влияние на развитие культуры народов совре­менных Зимбабве, Мозамбика, Ботсваны и др. Заметный след в истории негро-африканской цивилизации оставило искусство народов ашанти, йоруба и других этносов и государств, сформировавшихся в эпоху поздне­го Средневековья на гвинейском побережье Африки.

Лишь на территории современной ЮАР в последние века складыва­лись культура и искусство европейских колонистов буров (африканеров), а затем англичан.

Л. Сенгор – один из авторов афри­канской идеологии «Негритюда», в соот­ветствии с которой эмоциональность, инту­иция, тесная связь с природой – основ­ные факторы, определившие развитие африканской цивилизации.

На развитие культуры стран Тропической и Экваториальной Аф­рики сильное влияние оказали ко­лонизация, работорговля, расистские идеи, особенно целенаправленно насаждавшиеся на Юге континента, массовая исламизация и особенно христианизация местного населения. Начало активному смешению двух цивилизационных типов, один из которых был представлен традици­онной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой – западноевропейскими миссионерами, насаждавшими еврохристианские нормы, было положено примерно на рубеже XIX–XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы, «правила» жизни разруша­ются быстрее, чем формируются новые, «


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.