
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ЗАИКАЮЩИХСЯ
Мы давно пришли к выводу, что в основном лечение заикания должно проходить не в логопедическом кабинете, где пациенты работают как бы на тренажере, а в живом общении. В связи с этим особую роль в процессе терапии мы отводим функциональным тренировкам (ФТ). ФТ используются практически в любой методике. Обычно их задача заключается в формировании навыков уверенного поведения, в смягчении логофобии, в повышении самооценки и т. д. (Gregory, Hill, 2000; Шкловский, 1974; Rustin, Botterill,2000; Неткачев,1973; Van Riper, 1974).
В разработанной нами методике ФТ играют совершенно иную роль. По сути, весь курс лечения, который длится 7 месяцев, представляет систему интенсивных ФТ с предварительной поэтапной подготовкой к ним. Во время ФТ в условиях естественного общения пациенты последовательно отрабатывают и доводят до автоматизма все элементы и приемы методики, которым обучаются в логопедическом кабинете. Они как бы сами строят дом по нашим чертежам.
В проведении ФТ мы выделяем два основных периода: базовый (4 мес.) и заключительный (Змее.). Групповые логопедические занятия в течение базового периода распределены следующим образом: вначале интенсивный курс логопедических занятий — 12 дней, затем 5 двухдневных занятий, как правило — первые через 2 недели, а далее каждый месяц. В заключительном периоде проводятся три двухдневных занятия. Продолжительность каждого занятия 5-6 часов. Группы (не более 5 чел.) формируются по возрастному принципу без учета тяжести и формы заикания.
Цель данной работы — обозначить основные особенности предложенной нами системы ФТ во время базового периода, описать
1 Л. 3. Арутюнян, М. А. Арутюнян, 2004
примерные схемы их проведения и с помощью дневниковых записей показать, что поставленные задачи реально выполнимы.
Характер ФТ в заключительном периоде существенно изменяется и в данной работе обсуждаться не будет.
Представленная система ФТ стала возможной потому, что разработанная нами методика (Арутюнян, 1991,1993, 2003; Harutyunyan, 1997) уже в самом начале лечения позволяет пациентам понять, что можно говорить без заикания. Уточним, что мы понимаем под словом «не заикаться». Мы считаем, что основой заикания является триада: желание скрыть дефект, волнение, связанное с актом коммуникации и речевые неплавности (Арутюнян, 1993). Поэтому, с нашей точки зрения, можно сказать, что человек не заикается, если даже в эмоционально значимых ситуациях, он способен говорить без спазматических задержек, не прибегая к приспособительным уловкам, не скрывая факта лечения, не испытывая тяжести произнесения слов, ощущая спокойствие во время речи.
|
Безусловно, «не заикаться» еще не означает говорить нормально. Например, на значительно замедленном темпе как правило все заикающиеся говорят не заикаясь, однако далеко не нормально. Тем не менее «не заикаться» в течение всего курса лечения является необходимым условием достижения устойчивых положительных результатов. Мы считаем, что бессмысленно пытаться излечить заикание на фоне заикания.
Такой подход определяет одну из принципиальных особенностей предложенной системы ФТ. С первых дней лечения речь наших пациентов (пусть вначале на значительно замедленном темпе) свободна от заикания. Фраза «Я больше не заикаюсь» как девиз, как определитель цели, повторяется на каждом этапе лечения с той лишь разницей, что речь пациентов постепенно становится нормальной по темпу, интонации, сложности и продолжительности высказывания.
Другой важной особенностью наших ФТ является то, что они позволяют с помощью посильных шагов постоянно достигать новых положительных результатов, приближая пациентов к цели. Как показала практика, это единственный способ, позволяющий надежно формировать и поддерживать мотивацию. Действительно, именно положительный результат после выполненного задания побуждает желание выполнить следующее. Наоборот, любые картины неудач, при удивительно развитом у заикающихся «черном» воображении, дорисовываются и укрупняются, что расшатывает веру в успех, приводя к потере мотивации.
Но самая главная задача ФТ — связать речь и спокойствие. Заикающимся практически незнакомо состояние спокойствия во
время общения. Даже вне акта речи они заняты оценкой прощед. шей речевой ситуации, переживанием по ее поводу и прогнозированием очередной. Закрепленная эмоциональной памятью тревога сопровождающая процесс речи, становится для них настолько привычной, что, по сути, можно говорить о «рефлексе тревоги». Ддя достижения устойчивой нормализации речи необходимо противопоставить ей «рефлекс спокойствия».
|
С обязательным учетом указанных особенностей строится схема проведения ФТ на каждом этапе лечения.
Для того, чтобы изначально исключить заикание, занятия в первые десять дней проводятся на фоне значительного ограничения речи. Спонтанная речь полностью исключается. На время мы как бы останавливаем старую патологическую речевую систему, а саму коррекционную работу начинаем не со слова и фразы, а с минимальной единицы речи — слога, так как даже слог «заражен» заиканием (Harytyunyan, 1997). Понятно, что, минуя работу над слогом, мы рискуем строить здание речевого здоровья из некачественных «кирпичиков» и не можем поручиться за успех такого строительства.
В начале лечения на логопедических занятиях и при функциональных тренировках мы учим пациентов отрабатывать спокойный взгляд. Затем всего лишь озвучивать выдох и только после этого, используя мягкую атаку голоса, произносить отдельные слоги, связывая их с расслаблением.
Когда это задание достаточно легко выполняется, появляется возможность перехода к произнесению отдельных слов и фраз с ощущением расслабления. На третий-четвертый день лечения пациенты уже начинают задавать вопросы посторонним, используя очень медленную (~ 1 слог/сек) послоговую речь. Известно, что она позволяет исключить спазматические задержки практически при любой степени тяжести дефекта (Жинкин, 1958; Harytyunyan, 2000). Но что еще более важно, появляется возможность ощутить расслабление и спокойствие во время речи с посторонними.
Такого рода вопросы представляют для заикающихся значительные психологические трудности. Для того, чтобы пациенты решились на такой трудный шаг, нужно найти веские аргументы, которые помогли бы им понять, что это действительно необходимо. Для облечения этой задачи, вначале логопед или родитель на собственном примере показывают, что это вполне реально. Затем они обращаются к посторонним людям и просят выслушать лечащегося. Совершенно необычная речь, не оставляющая никаких иллюзий относительно производимого впечатления, и, одновременно, впервые возникшие приятные ощущения, связанные с тем, что заикание больше не властвует над ними, приводит к тому, что, как
правило, после нескольких дней тренировок, необходимость посторонней помощи отпадает. Пациенты уже сами выполняют эти задания.
Послоговая речь используется не более 7 дней, пока пациенты обучаются речи синхронизированной с движениями пальцев ведущей руки (Арутюнян, 1993). Условно такую речь мы называем «речью с рукой».
С этого момента вся дальнейшая речевая работа, в том числе и ФТ, проводится только с опорой на руку. Последовательно организованные движения пальцев ведущей руки, включая альтернативный канал обратной связи, восстанавливают внутреннюю синхронизацию естественного речевого цикла, устраняя спазматические задержки (Арутюнян, 1993). Кроме того, характер движения пальцев определяет темп речи, диктует ритмико-интонационный рисунок фразы, налаживает паузацию.
|
С одной стороны — интенсивные тренировки, позволяющие связать ощущение руки с состоянием расслабления и спокойствия, с другой стороны — постоянная речь с рукой приводят к тому, что сам акт речи начинает ассоциироваться с расслаблением и спокойствием. В итоге, благодаря руке, новая речь становится как бы источником спокойствия, в противоположность старой речи, связанной с постоянной тревогой. Кроме этого, рука «хранит» память о новом голосе, взгляде и осанке. Если к этому добавить еще то, что со временем характер движения пальцев меняется, а на заключительном этапе их видимые движения постепенно заменяются идеомоторными движениями (Арутюнян, 2003), то можно сказать, что рука воистину выполняет роль второго артикуляторного аппарата (Кольцова, 1970).
По сути, как только, после предварительной подготовки, рука подключается к речевой работе, начинается уверенный уход от заикания — вначале очень медленный и мало заметный, а далее все более стремительный.
В первые полтора месяца «речь с рукой» по своему темпу практически не отличается от послоговой, но новая речь без спазматических задержек, связанная с расслаблением и спокойствием, становится решающим противовесом заиканию. В ней есть уже надежная основа (уверенность, спокойствие), чтобы в дальнейшем сформировать интонационно окрашенную, прекрасную речь.
С первых вопросов посторонним, мы постоянно подчеркиваем, что вопросы просто без спазматических задержек малого стоят. Новая осанка во время речи, зрительный контакт, мягкая атака звука, расслабление, связанное с речью — вот задача, которую мы ставим перед пациентами.
Вся речевая работа должна проводиться очень интенсивно. Число вопросов посторонним в день не менее 30. Они задаются в самых разнообразных ситуациях (на улице, в магазинах, очередях, на остановках и т. д.). В конечном итоге «все решают речевые победы» — количество и качество вопросов.
Уже на такой медленной речи на восьмой день интенсивного курса лечения пациенты начинают выступать самостоятельно. По окончанию интенсивного курса лечения каждый пациент получает письмо в школу, институт или на работу, в котором сообщается, что в течение первых двух месяцев пациент должен говорить в любых ситуациях медленно, школьников необходимо опрашивать как можно чаще, не долго, не утомляя, не обязательно на оценку, в основном с целью речевой тренировки. Мы обращаемся к учителям и коллегам также с просьбой оценивать речь и речевое поведение заикающегося, заполняя рейтинговые опросники. Кроме того, просим об оказании моральной поддержки.
|
Обязанностью родителей становится устанавливать тесную связь с учителями, время от времени присутствуя на уроках. О каждой замеченной ошибке сразу сообщается логопеду. Невозможно представить себе работу по коррекции заикания без самой тесной постоянной связи родителей и специалиста.
Кроме выступлений в своей школе, институте, на работе пациенты постоянно расширяют круг общения, выступая в других школах, общаясь в различных учреждениях (например, с руководителями школ, аптек, больниц), закрепляя и проверяя новый навык речи и поведения. Поскольку значительная роль в лечении отводится самостоятельной работе, то понятно, что качество выполнения этой работы во многом определяет успех лечения. Известно, что заикающиеся во время волнения, как правило, стремятся ускорить темп речи, причем они сами чаще всего не замечают этого. Поэтому мы просим их быть на вопросах с диктофонами, с тем чтобы они затем всегда могли оценивать свою речь и исправлять ошибки.
Раз в месяц в большой аудитории (в этом нам помогают логопедические отделения педагогических вузов) проводятся речевые экзамены, на которых обязательно присутствуют все лечащиеся. Слушатели оценивают речь пациентов, используя рейтинговые опросники. Весь ход речевых экзаменов фиксируется на видеокамеру и затем детально анализируется вместе с пациентами. Естественно, что отметить все недостатки речи может только специалист. Однако оценка аудитории имеет большое значение для наших пациентов, в том числе и психологическое.
Такие экзамены являются необходимым элементом системы ФТ и проводятся как во время всего курса лечения, так и в течение года после его окончания. И если все это время пациенты уже без
помощи руки, на нормальном темпе не испытывали речевых затруднений, навязчивых мыслей, не прибегали к приспособительным уловкам, не контролировали речь, мы считаем, что их речь действительно устойчиво нормализована.
Продуманные и посильные задачи, их добросовестное и точное выполнение позволяют пациентам уже на четвертом месяце лечения добиться совершенно плавной речи с рукой на нормальном темпе. По внутреннему спокойствию и уверенности они часто даже превосходят многих нормально говорящих людей. За это время у пациентов рождается и укрепляется вера в невозможность рецидивов заикания.
В качестве примера мы приводим ниже в сокращенном виде отдельные дневниковые записи двух пациентов одной группы.
М.Т. 34 года.
Запись до начала лечения
При заикании сильно напрягаются мышцы лица и шеи. Бывает трудно начать говорить, вообще выдавить из себя какой либо звук. Одна только мысль о необходимости публичного выступления приводит меня в ужас. Довольно часто я не могу назвать своего имени. И меня удивленно спрашивают: «Ты что, свое имя забыла?».
|
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!