Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-05-22 | 1241 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Прежде чем применить то или иное средство обучения, нужно выделить учебный материал, при изучении которого возможно и целесообразно использование этого средства. В конкретной учебной ситуации необходимо установить, способствует ли использование средства обучения усвоению учащимися знаний и умений по учебной теме, достижению учебной цели, воспитанию, активизации мыслительной деятельности. При подборе средства обучения решают: нужно ли демонстрировать на учебном занятии фильм или полезнее составить таблицу; отвлекает ли эмоциональное воздействие фильма от его содержания; нет ли в фильме материала, не связанного с учебной темой; помогает ли применение ТСО достижению цели урока и решению основных методических задач обучения, способствует ли наглядность воспитанию у студентов положительного отношения к труду, самостоятельности и активности, развитию творческого мышления.
Немаловажно определить момент подачи средства обучения на учебном занятии, наиболее соответствующий логике учебно-познавательного процесса. В максимальной степени следует учитывать последовательность изучения учебного материала: используемое средство должно логично дополнять и иллюстрировать как в начале, по ходу, так и в конце изложения темы. Преждевременное ознакомление с учебной информацией (предварительное вывешивание плакатов и т.д.) или предъявление большого объема информации посредством нескольких пособий одновременно недопустимо, так как снижает эффективность их применения.
Например, большое количество наглядных пособий и ТСО в конкретных видах учебной деятельности - достаточно серьезная проблема. Зрительное восприятие является, по существу, лишь началом усвоения. Знания, умения и навыки у студентов могут быть сформированы только в результате их активных усилий, действий. Поэтому любая наглядность на учебном занятии неэффективна, если она не сопровождается познавательной деятельностью студентов. Отсюда следует, что необходимо тщательно продумать, как использовать наглядный материал в конкретной учебной работе,
|
как активизировать и направить познавательную деятельность студентов в процессе их подготовки к восприятию наглядных средств, а также после просмотра учебного кино, телепередачи, видеозаписи, прослушивания магнитофонной или грамзаписи.
Чтобы дидактическое средство принесло необходимый эффект при педагогически правильном его применении, оно должно отвечать ряду определенных дидактических требований, прежде всего соответствовать задачам подготовки специалиста. Преподносимая с помощью средств обучения информация должна соответствовать современным научным знаниям и согласовываться с содержанием учебной программы и учебника.
Информация, передаваемая с помощью средств обучения, должна быть доступной. Доступность проявляется не в упрощенном изложении, а в тех или иных особенностях подачи учебной информации, учитывающих опыт, круг интересов и уровень знаний студентов.
При обобщении и закреплении знаний необходимо использовать принципиально другие виды наглядности, чем те, которые были применены при актуализации знаний. Как правило, они должны быть более концентрированными и обобщающими, часто охватывающими представленные ранее в отдельности средства наглядности. Эти средства передают ту же информацию, но в более крупных блоках (например, обобщающие схемы).
Количество используемых средств, особенно экранно-звуковых, на одном учебном занятии должно быть достаточно ограниченным. Это объясняется тем, что их чрезмерное использование ведет к переутомлению студентов. По данным медицинских исследований, для сохранения трудоспособности студентов рекомендуется применять на одном занятии не более двух-трех экранных средств.
|
При использовании ТСО необходимо также учитывать их соответствие инженерно-техническим требованиям. В целом о рациональности и эффективности применения средства обучения можно судить по тому, позволило ли оно сделать доступным для восприятия студентов трудный материал, который не воспринимался иным способом; дало ли возможность расширить представления об изучаемом явлении, глубже понять его сущность, активизировало ли познавательную деятельность студентов, способствовало ли преодолению утомления, позволило ли увеличить объем тренировочного материала, вынесенного на учебное занятие, помогло ли оперативно осуществить текущий контроль за усвоением знаний, способствовало ли развитию познавательных интересов студентов.
Успешность использования средств обучения в значительной мере зависит от профессиональной подготовленности преподавателя. Умению использовать средства обучения надо повседневно и настойчиво учиться.
Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения. Отсюда вытекает необходимость разработки и создания совокупности средств обучения к каждой учебной программе предмета, к каждой теме и учебному занятию. Целесообразно к учебным программам в виде приложения иметь перечень дидактических средств с указанием темы их применения, тем более что в области разработки и создания средств обучения в настоящее время упорядоченности не наблюдается. Часто средства обучения разрабатываются без опоры на анализ содержания и процесса обучения, без определения наиболее рационального места их применения в конкретных условиях. Это приводит к тому, что дидактические средства применяются бессистемно, а не в качестве важнейшего компонента учебного процесса.
При создании комплекса средств обучения необходимо учитывать конкретные задачи обучения и воспитания, характер и объем учебной информации, подлежащей усвоению, уровень развития студентов, их жизненный опыт. Очень важно в рамках этой работы проанализировать содержание учебного материала, выделить в нем логические «порции» и разработать для передачи каждой порции соответствующую методику, определить рациональные способы предъявления учебной информации, способы обобщения, систематизации, повторения, закрепления учебного материала, проверки знаний и умений студентов.
|
Разработка дидактических средств и включение их в состав комплекса требуют учета большого количества факторов, влияющих на результативность педагогического процесса. Основными факторами являются соответствие компонентов комплекса содержанию изучаемого материала, частным методическим задачам, методам обучения, требованиям рационального использования учебного времени.
Таким образом, каждое средство обучения должно быть оценено с информативной и функционально-дидактической стороны, т.е. с точки зрения соответствия заложенной в нем информации тому материалу, изучение которого предусмотрено программой, и с точки зрения соответствия этой информации тем частным методическим задачам, которые решаются при раскрытии определенного содержания.
Выбор видов средств обучения на каждое учебное занятие -процесс индивидуально-творческий. Каждый преподаватель осуществляет его с учетом знания содержания своего предмета, особенностей студентов, уровня их подготовленности, отношения к учебному предмету.
По каждому предмету трудно централизованно разработать и подобрать средства обучения в соответствии со спецификой и содержанием каждой темы. Индивидуальный стиль работы препо-
давателя и уровень развития студентов вносят свои коррективы в использование этих средств.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!