Информационно-развивающие методы обучения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Информационно-развивающие методы обучения

2017-05-22 781
Информационно-развивающие методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К информационно-развивающим относятся такие методы, с помощью которых студенты получают учебную информацию в готовом виде: или в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, посредством обучающей программы (программированное обучение).

Лекция - метод обучения в виде монологического изложения преподавателем учебной информации. Лекция как форма организации учебного процесса представляет собой двухчасовое изложение учебного материала. В качестве метода лекция может быть использована и на комбинированном уроке, когда за проверкой знаний учащихся по предыдущему материалу следует изложение нового учебного материала. Преимущество лекции состоит в том, что она имеет четкую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объему учебный материал, а благодаря системности его подачи у студентов можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте.

 

Лекция требует от преподавателя владения ораторским искусством, строгой логичности и ясности суждений. Именно эти особенности лекционного метода обеспечивают активность слушателей, поддерживают интерес к содержанию, вызывают эмоциональную ответную реакцию, способствуют формированию убеждений.

Материал лекции излагается таким образом, чтобы его легко можно было записать. Для этого интонационно выделяют основные положения, которые формулируют кратко, удобно для записи. На доске лектор делает краткие записи (изображения) структуры учебного материала, которые могут служить для студентов «опорными сигналами» (опорными конспектами). Лекция может сопровождаться показом иллюстративных материалов: плакатов, слайдов, кинофрагментов.

Рассказ как метод обучения представляет собой монологическое сообщение преподавателя о каких-то событиях, фактах, явлениях и используется обычно для конкретизации теоретических положений, создания интереса к изучаемому материалу. Рассказ имеет живой эмоциональный характер, нередко связан с личным отношением рассказчика к передаваемым событиям. Основные требования к рассказу - эмоциональная подача материала, образность, художественность изложения.

Объяснение - наиболее часто используемый метод обучения, когда преподаватель сообщает основные сведения, подтверждает их записями на доске, демонстрацией учебно-наглядных пособий, обращается к студентам с вопросами для подтверждения того или иного положения, для активизации познавательной деятельности, организует студентов на оформление записей в тетрадях.

Беседа в отличие от объяснения представляет собой разговор, в котором преподаватель, актуализируя знания студентов, по другим учебным дисциплинам, изученным темам, опираясь на их жизненный опыт, подводит их к усвоению новых понятий. Анализируя, уточняя и обобщая ответы, педагог формулирует выводы и теоретические положения.

Для сообщения нового учебного материала распространен метод демонстрации учебного кинофильма. В отличие от научно-популярных фильмов, которые часто используют в средних специальных учебных заведениях как иллюстративный материал при объяснении, учебный кинофильм по содержанию полностью соответствует учебной программе, в нем четко выделены основные понятия, даны определения, каждое из сформулированных положений разъясняется и иллюстрируется, широко применяются специальные киноприемы, способствующие конкретизации воспринимаемого содержания (замедленная или ускоренная съемка, мультипликация, показ объекта в разных ракурсах, вычленение и демонстрация отдельных деталей объекта или явления).

 

 

Учебный кинофильм исчерпывающе передает учебную информацию и полностью заменяет преподавателя на этапе сообщения нового учебного материала. После просмотра фильма нет необходимости еще раз пересказывать его содержание, следует сразу переходить к его закреплению и проверке усвоения студентами, формированию практических умений. К сожалению, число учебных кинофильмов не слишком велико. Метод демонстрации учебного кинофильма используется не чаще, чем при изучении одного-двух вопросов темы урока.

Используя традиционные методы обучения, преподаватель применяет разнообразные приемы, активизирующие учебную деятельность.

Самостоятельная работа с книгой. Большое место в учебной деятельности студентов должна занимать самостоятельная работа с книгой: учебной, дополнительной, справочной, нормативной. В качестве элемента урока такая работа формирует у студентов умения и навыки пользования книгой. Задания по работе с книгой должны быть разнообразными, начиная от комментированного чтения и заканчивая выполнением практических упражнений на основе прочитанной литературы. Назовем некоторые из них: комментированное чтение («Прочтите часть текста и объясните, как вы его понимаете»); составление плана прочитанного материала; подбор выписок по заданным вопросам; конспектирование текста; составление рефератов по нескольким литературным источникам; составление плана положений, сформулированных в литературном источнике, и их осуществление в практической деятельности («Прочтите статью, расскажите или опишите, как вы используете полученные знания в практической деятельности»); поиск объяснения отдельных терминов в словарях, справочниках, энциклопедиях; выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы.

Самостоятельная работа с обучающей программой. Развитию самостоятельности и познавательной активности способствует программированное обучение, преимущество которого - в обязательной обратной индивидуальной связи студента с преподавателем. Сущность программированного обучения заключается в том, что обучающиеся самостоятельно прорабатывают материал на основе специально подготовленной программы. Программа состоит из ряда «кадров» или «шагов», содержащих новый материал для изучения; за каждым «кадром» следует контрольный вопрос или контрольное задание, благодаря которому можно проверить, усвоил ли студент прочитанный материал. Если материал усвоен - студент допускается к изучению следующего «кадра»; если нет -возвращается к старому материалу; при затруднениях обращается за помощью к преподавателю. К изучению нового материала,

 

 

«кадра» студент допускается только при условии усвоения установленного объема знаний.

Программированное обучение может быть машинным или безмашинным. При машинном программированном обучении на основе разработанного кода студент подает сигнал преподавателю о выбранном им ответе. На пульте преподавателя фиксируется, правильно или неправильно ответил студент. Если ответ не верен, студент получает обратный сигнал о том, что ответ не принят и необходима повторная работа с текстом. Более сложное оборудование позволяет не только контролировать знания, но и обучать студентов, и последующий текст на экране телевизора или других специальных устройств появляется лишь после удовлетворительного ответа.

Программированное обучение имеет определенные преимущества: оно требует от студента, безусловно, самостоятельной работы, достаточно напряженной, в то время как при объяснении материала преподавателем студент может быть иногда пассивен; обеспечивает быструю обратную связь с преподавателем, который по ходу обучения может установить, понимают ли студенты материал, кто из них не справляется с работой; дает возможность сильным студентам работать в более быстром темпе и выполнять за урок большее по объему задание. Фиксация результатов усвоения учебного материала побуждает обучающихся активно и осознанно работать с обучающей программой, стремиться к тому, чтобы не допустить ошибки при выборе ответов на контрольные вопросы, точно формулировать свои ответы при работе с более сложными автоматизированными обучающими системами. Изучение учебного материала в своем темпе позволяет либо овладеть им в сокращенные сроки, либо увеличить объем изученного материала в установленное время.

Следует, однако, помнить, что программированное обучение имеет и ряд недостатков: во-первых, разработка и размножение программ требуют от преподавателя значительных усилий и времени, что не всегда оправдывает себя, да и сами программы не всегда оказываются качественными. Во-вторых, гуманитарные дисциплины вообще с трудом укладываются в обучающие программы, которые предполагают лаконичные, определенные ответы. Необходимо учитывать также, что программированный контроль при изучении нового учебного материала чаще всего свидетельствует только о степени узнавания и понимания изученного материала, но не о запоминании его и, следовательно, далеко не всегда - о способности воспроизвести материал и оперировать им.

В качестве обучающей программы может быть использовано учебное пособие, к которому преподаватель разрабатывает контрольные вопросы и задания.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.