Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-05-22 | 808 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Виды средств обучения достаточно разнообразны, на их совершенствование влияет развитие науки и техники. В последние годы получили распространение такие новые средства обучения, как тренажеры, учебное телевидение, автоматизированные обучающие системы (АОС), компьютерная техника и др.
В педагогической литературе используются различные классификации средств обучения. В зависимости от формы организации познавательной деятельности студентов различаются средства для индивидуальной работы и для фронтальной, в зависимости от выполняемых средствами функций - на информационные, контролирующие, тренирующие и т. д.
На правильный выбор средств обучения преподавателями наиболее ориентирует классификация по совокупности двух признаков: поставленной дидактической задаче и способу ее реализации.
Согласно названным признакам выделяют следующие группы средств обучения: учебно-наглядные пособия, вербальные средства обучения, специальное оборудование, технические средства обучения (ТСО).
Учебно-наглядные пособия - это совокупность средств обучения, предназначенных для демонстрации студентам и обеспечивающих формирование у них конкретных образов предметов и явлений действительности. Все эти средства могут предъявляться без помощи технических средств.
Учебно-наглядные пособия по способу отображения объекта изучения делятся на натуральные, изобразительные и знаковые.
Натуральные пособия представляют собой образцы объектов окружающей среды как природного (гербарии, коллекции минералов, чучела животных и др.), так и искусственного (детали, машины, приборы, инструменты) происхождения. Они дают объемное представление о предметах.
|
Изобразительные пособия дают изображение изучаемого объекта. Они могут быть плоскостными (плакаты, рисунки, фотографии), объемными (статическими: модели, макеты, муляжи и т.д.; динамическими: действующие модели, динамические плакаты, стенды).
Знаковые пособия подразделяют на схематические (чертежи, схемы) и символические (формулы, графики, диаграммы). Знаковые наглядные пособия изображают основные принципиально важные элементы явления, объекта, процесса.
Вся эта группа средств обучения используется для иллюстрации, дополнения, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации усвоенной информации.
К вербальным (словесным) средствам обучения относят учебную и учебно-методическую литературу, словари, инструкционные карты, дидактические материалы.
Данную группу средств применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений студентов, для самостоятельного изучения ими учебного материала, выполнения практических заданий.
Специальное оборудование охватывает совокупность предметов, ориентирующих студентов на практическую деятельность. К ним относятся орудия и средства труда, применяемые в профессиональ-
ной деятельности специалиста и используемые в учебных целях, лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных и практических работ. Эту группу средств преподаватель использует при объяснении в качестве демонстрационного оборудования для иллюстрации, доказательства теоретических положений. Особые преимущества специальное оборудование имеет для формирования практических профессиональных умений.
Технические средства обучения (ТСО) - технические устройства, с помощью которых дается учебная информация и контролируется ее усвоение.
Сами ТСО не содержат информации, она находится в носителях этой информации - слайдах, кинофильмах, магнитофонных лентах и т. д.
|
По выполняемым педагогическим функциям ТСО делятся на три группы: технические средства информации (аудиовизуальные); технические средства программированного обучения и контроля знаний (информационно-контролирующие); тренажерные.
Технические средства информации широко используют для формирования новых знаний. Они облегчают передачу учебной информации, помогают управлять вниманием студентов, экономят время. Эффективны аудиовизуальные средства при рассмотрении отдельных фаз и этапов прохождения явлений и процессов, при изучении конструктивных особенностей объектов. Большую роль они играют при показе устройств, последовательности этапов сборки, отладки малогабаритных объектов (точных механизмов, радиоаппаратуры), при изучении громоздких и дорогостоящих механизмов, многокомпонентных технологических процессов, процессов, протекающих очень быстро или очень медленно, при рассмотрении производственных ситуаций с моделированием экспериментальных условий (например, при подготовке операторов, диспетчеров).
Использование аудиовизуальных средств содействует повышению научности обучения, позволяет студентам воспринимать самую разнообразную информацию об объектах и явлениях, которую в учебном заведении иным путем усвоить невозможно.
Таким образом, средства обучения, являясь основой чувственного восприятия студентов, служат опорой в познании, обеспечивают передачу учебной информации, иллюстрируют и подтверждают сформулированные теоретические положения и выводы.
Тренажеры применяются для практического обучения, причем они создаются для формирования умений сравнительно узкого назначения: выполнять правила дорожного движения, ориентироваться в определенной ситуации (для наладчиков автоматических линий, аппаратчиков химического, металлургического производства), при подготовке к работе на сложном дорогостоящем оборудовании как в оптимальном режиме, так и с отклонениями от него.
С помощью тренажеров решаются вполне определенные задачи, поэтому их использование в учебном процессе наименее гибкое в методическом отношении.
В последние годы исключительно быстро развиваются информационно-вычислительная и телекоммуникационная техника и информатизация образования. К числу средств, претендующих на коренное преобразование образовательного процесса, следует отнести разнообразную компьютерную и информационную технику и технологии. В отличие от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием - компьютер.
|
Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний, и обусловливает появление совершенно новых средств обучения. Можно выделить такие новые средства:
-компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюжеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
- обучающие системы на базе мультимедиатехнологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
- интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
- распределенные базы данных по отраслям знаний;
- средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;
- электронные библиотеки.
С развернутой классификацией программно-аппаратных комплексов в образовании и развитием инфраструктуры и телекоммуникаций сферы образования можно ознакомиться в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации1.
Информационно-компьютерные средства могут обеспечить реальную возможность повышения эффективности педагогической деятельности. Они способны не только внести коренные преобразования в само понимание категории «средство» применительно к процессу обучения, но и существенно повлиять на цели, содержание, организационные формы, методы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!