Методическая работа преподавателя — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методическая работа преподавателя

2017-05-22 686
Методическая работа преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоемка. В труде преподавателя нет неизменных элементов: постоянно развивается область знаний, основы которой преподает педагог, меняется контингент учащихся, обогащается педагогическая наука. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с учащимися в процессе обучения.


Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта. Методическая работа - это одна из обязанностей преподавателя среднего специального учебного заведения и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания специальной дисциплины. Ее результатом является создание комплексов задач и заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на учебных занятиях.

Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях предметных (цикловых) комиссий, педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати, в методических разработках, которые используются в работе другими преподавателями техникума или колледжа.

Методическая работа организуется в рамках предметных (цикловых) комиссий. Важным моментом ее организации является выбор содержания, направленного на последовательное создание методики преподавания конкретного учебного предмета, оснащение учебного процесса необходимым комплектом дидактических материалов и учебно-наглядных пособий. От актуальности и перспективности выбранного содержания зависят интерес к ней и ее эффективность.

Методические поиски охватывают широкий круг проблем:

-анализ профессиональной деятельности специалистов (по конкретной специальности); выявление основных трудовых функций и профессиональных умений, необходимых для их выполнения (разработка модели деятельности специалиста);

- моделирование профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе (разработка модели профессиональной подготовки специалиста); разработка комплекса задач и заданий для овладения необходимыми умениями, определение их места в содержании обучения; внесение коррективов в учебные программы;

- отражение в содержании обучения прогнозов развития отрасли, науки и производства (применительно к конкретной специальности);

-совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной активности учащихся (формы и методы проблемного обучения);

-совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие познавательной активности и самостоятельности (формы и методы самостоятельной работы учащихся);

- совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих овладение учебными и профессиональными практическими умениями и навыками (формы и методы практического обучения);


-индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация заданий в коллективных формах работы, обучение по индивидуальным учебным планам);

-разработка дидактических материалов (обучающих программ для программированного обучения, комплексов задач, заданий и упражнений, деловых игр, описаний производственных ситуаций для анализа) и других средств обучения.

Здесь названы только некоторые актуальные направления методической работы. Естественно, что каждое такое направление не под силу одному преподавателю; обычно предметная (цикловая) комиссия берет одно такое направление, конкретизируя его и определяя таким образом вклад каждого преподавателя в эту работу. Иногда тема разрабатывается не один год; это дает возможность преподавателю неоднократно опробовать разрабатываемые содержание, форму или метод обучения в практической работе, оценить и усовершенствовать их.

Выбор конкретной темы зависит от педагогического опыта преподавателя. Опытный педагог может проанализировать и обобщить свою работу и работу коллег; он самостоятельно разрабатывает новые методы обучения, применяя свой творческий потенциал. Большой интерес представляют методические разработки, в которых описываются результаты изучения опыта отдельных мастеров педагогического дела.

Начинающему преподавателю целесообразнее рекомендовать разработку отдельных тем курса: углубленная работа над темой дает возможность молодому преподавателю основательнее изучить содержание курса, продумать разные варианты проведения учебных занятий по теме, различные формы заданий.

При методической разработке отдельных тем курса обычно указывают, почему предложенное распределение часов внутри темы наиболее целесообразно, какие и каким образом могут быть осуществлены межпредметные связи, какая литература должна быть использована при подготовке содержания. Разработка может включать тезисы излагаемого материала, возможные вопросы для активизации познавательной деятельности студентов, перечень используемых наглядных пособий и технических средств, методику их применения. В методической разработке следует также предусмотреть методы проверки знаний, самостоятельные и творческие работы, содержание и методику проведения практических занятий, содержание домашних заданий. Разрабатывая методику изучения темы, преподаватель должен предусмотреть разные варианты уроков, дифференцированное обучение учащихся в группах дневного и вечернего (заочного) обучения, связь изучаемой темы с производственной практикой.

Накопление в педагогическом (методическом) кабинете техникума разработанных тем уроков облегчает календарно-тематиче-


ское планирование, помогает в подготовке к учебным занятиям. Однако следует иметь в виду, что методические разработки через несколько лет устаревают и нуждаются в обновлении в связи с выходом новой специальной и педагогической литературы.

Более сложными являются методические разработки, ставящие своей целью обобщение накопленного опыта по какой-то отдельной проблеме организации учебно-воспитательного процесса. Они требуют осмысления и анализа всего учебно-воспитательного процесса, правильной его оценки. В ходе работы изучаются специальная литература, опыт работы коллег, анализируется собственный опыт, ставится педагогический эксперимент.

Методическая работа с элементами исследования - это следующий, более сложный этап в творческой работе преподавателя, требующий владения методами исследования, изучения литературы по исследованию педагогической деятельности.

Для того чтобы методическая разработка не осталась достоянием лишь автора, необходимо организовать ее рецензирование. Рецензенты-преподаватели того же техникума дают рекомендацию: кто должен ознакомиться с ней и использовать ее в работе, какая требуется доработка и в каком направлении следует вести дальнейший анализ и обобщение опыта преподавателей по данной проблеме.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном пособии мы попытались выделить наиболее острые и насущные вопросы содержания и технологии обучения в колледжах, техникумах, училищах. В работе над книгой мы учитывали принципиальные изменения, которые произошли в системе среднего профессионального образования, опирались на новые исследования в области педагогики, а также на наш научный опыт в изучении практики средней профессиональной школы.

За последние годы коренным образом изменилась роль преподавателя в среднем специальном учебном заведении: он стал разработчиком содержания обучения, а это повышает требования к нему как составителю учебных программ, ответственному за своевременное обновление содержания подготовки специалистов в соответствии с достижениями науки, техники и технологии, а также с запросами и нуждами развивающейся социальной сферы.

Одновременно возросли требования и к самому учебному процессу. Новая образовательная парадигма, ориентированная на развитие личности, на ее активность в учебном процессе, потребовала изменений в технологии обучения: предпочтение отдается деятельностным и личностно ориентированным технологиям. Преподаватель должен владеть этими технологиями, осознанно строить учебный процесс, опираясь на активную деятельность студентов, их самостоятельность и самоконтроль.

В пособии мы старались показать, как формируется содержание профессионального образования, что такое Государственный образовательный стандарт и как реализовать его при разработке образовательных программ, как обеспечить практико-ориентированный характер среднего профессионального образования, опираясь на моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе.

Оптимизация учебного процесса - неотъемлемая составляющая деятельности преподавателя, поэтому мы постарались показать сущность технологии обучения, подходы к ее выбору, предполагая, что важной задачей преподавателя является включение студентов в активную учебно-познавательную деятельность.

Важнейшим компонентом учебного процесса является общение преподавателя со студентом, их совместная деятельность, сотрудничество. Управление учебно-познавательной деятельностью сту-


дента, построенное на принципе сотрудничества, требует от преподавателя большой предварительной аналитической работы: подготовки к учебному занятию, выбора его оптимального варианта. Именно поэтому в пособии выделена специальная глава, посвященная этой работе.

Надеемся, что данное пособие поможет преподавателям средних специальных учебных заведений в их практической педагогической деятельности.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М., 1987.

Байденко В.И. Диверсификация среднего профессионального образования. - М., 1995. - 44 с. (Пробл. сред. проф. образования: Обзор, информ. НИИВО. Вып. 2).

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1990.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - 1991.

Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях // Сб. науч. тр. - М.: НИИВШ, 1990.

Гибкие образовательные структуры в системе среднего профессионального образования / Л. Г. Семушина, Л. В. Зосимовский, В. И. Байдейко и др. - М., 1995. - 44 с. (Пробл. сред. проф. образования: Обзор, информ. НИИВО. Вып. 1).

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д, 1997.

Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. - М.: МГУП, 1999.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1988.

Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.

Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1991.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М, 1974.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998.

Подготовка техников в новых экономических условиях / Под ред. С. Я. Батышева, Б. С. Гершунского, Л. Г. Семушиной. 1,2 ч.-М., 1994.

Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки спе-


циалистов. - М., 1993. (Пробл. сред. проф. образования: Обзор. информ. НИИВО. Вып. 1).

СемушинаЛ.Г., Байденко В.И., Васильева СВ., Колледж как вид среднего специального учебного заведения. - М., 1994. - (Пробл. сред. спец. школы: Обзор, информ. НИИВО. Вып. 1).

Семушина Л.Г., Ступнякова Л.П. Формирование аналитических и проектировочных умений у учащихся средних специальных учебных заведений. - М., 1994.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.

Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием // Сб. науч. тр. - М.: НИИВШ, 1988.

Сосонко В.Е. Контроль учебной деятельности студентов средних специальных учебных заведений с применением рейтинговой системы - М.: НМЦ СПО, 1998.

Среднее профессиональное образование: Сб. нормативных правовых документов / Сост. П. Ф. Анисимов, Т. Д. Барер, С. В. Васильева и др.; Под ред. П. Ф. Анисимова. - М., 2000.

Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития: Доклады и материалы к науч.-практ. конф. - М.: НМЦ СПО, 1997.

Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г., №1168.

Якиманская И.С. Личностно ориентированное общение в современной школе. -М., 1996.

Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. -СПб., 1994.


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г., № 12-ФЗ.

Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г., № 1168).

Порядок разработки, утверждения и введения в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г., № 387).

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г., №821).

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Классификатор специальностей среднего профессионального образования (постановление Госкомвуза России от 25 мая 1994 г., № 4, с дополнением в соответствии с приказом Госкомвуза России от 15 июня 1995 г., №907).

О введении нового Классификатора специальностей среднего профессионального образования (приказ Госкомвуза России от 24 июня 1994 г., № 623).

О дополнении и изменении Классификатора специальностей среднего профессионального образования и закреплении специальностей за министерствами (приказ Минобразования России от 6 марта 1997 г., № 326).

О дополнении и изменении Классификатора специальностей среднего профессионального образования и закреплении специальностей за министерствами и ведомствами (приказ Минобразования России от 9 июля 1997 г., № 1485).

О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 10 апреля 1998 г., № 937).

О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 19 июня 1998 г., № 1658).

О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 10 ноября 1998 г., №2801).

О дополнении Классификатора специальностей среднего профессионального образования и закреплении специальностей за министерствами и ведомствами (приказ Минобразования России от 1 ноября 1999 г., № 726).

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню


подготовки выпускников средних специальных учебных заведений по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (утвержден Гос- комвузом России 29 сентября 1995 г.).

О разработке учебно-программной документации по специальностям среднего профессионального образования (прилагаются «Рекомендации по разработке государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования», «Рекомендации по разработке примерных учебных планов по специальностям среднего профессионального образования», «Рекомендации по разработке примерных программ учебных дисциплин и производственной (профессиональной) практики по специальностям среднего профессионального образования») (письмо Госкомвуза России от 4 октября 1995 г., № 09-34-139 ин/09-16 и дополнение к нему от 13 сентября 1996, № 09-34-186 ин/018).

О введении в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 17 июня 1997 г., № 1216).

О разработке примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 7 мая 1997 г., № 12-52-63 ин/12-23).

О разработке учебных планов по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в средних специальных учебных заведениях (письмо Минобразования России от 24 июня 1997 г., № 12-52-89 ин/12-23).

О разработке рабочих планов по специальностям и рабочих программ по учебным дисциплинам в средних специальных учебных заведениях (письмо Минобразования России от 24 июня 1997 г., № 12-52-91 ин/12-23).

Об утверждении сроков обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения для реализации базового уровня профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 20 ноября 1997 г., № 2328).

О закреплении специальностей среднего профессионального образования за министерствами и ведомствами Российской Федерации, имеющими образовательные учреждения среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 3 декабря 1997 г., № 2410).

О специализациях по специальностям среднего профессионального образования (инструктивное письмо Минобразования России от 31 марта 1998 г., № 20).

О порядке реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по новым специальностям среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 17 июля 1998 г., №01-52-114).

О реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования средними специальными учебными заведениями (письмо Минобразования России от 3 июля 1998 г., № 12-52-105 ин/12-23).

О сертификации качества педагогических тестовых материалов, используемых для оценки знаний при аттестации студентов высших и средних специальных учебных заведений (приказ Минобразования России от 25 июня 1997 г., № 1300).

О разработке методических указаний и контрольных заданий для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 25 августа 1998 г., № 12-52-127 ин/12-23).


О порядке реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня (письмо Минобразования России от 20 октября 1998 г., № 22-52-189 ин/22-23).

О подготовке специалистов по сокращенным программам (письмо Минобразования России от 30 марта 1999 г., № 14-55-156 ин/15).

О специализациях по специальностям среднего педагогического образования (письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., № 16-51-54 ин/16-13).

О закреплении специальностей среднего профессионального образования за образовательными и учебно-методическими учреждениями среднего профессионального образования, участвующими в осуществлении комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по заочной форме обучения (приказ Минобразования России от 16 июня 1999 г., № 1682).

О рекомендациях по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., № 16-52-59 ин/16-13).

О рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., №16-52-55 ин/16-13).

О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., № 16-52-58 ин/16-13).

Об организации обучения по дисциплине «Основы военной службы» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 13 апреля 1999 г., № 16-51-64 ин/16-13).

Об утверждении Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 21 июля 1999 г., № 1991).

О разработке примерных программ производственной (профессиональной) практики по специальностям среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 13 июля 1998 г., № 12-52-109 ин/12-23).

Рекомендации для практического применения Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 16 сентября 1999 г., № 16-51-198 /16-15).

Рекомендации по производственной (профессиональной) практике студентов по специальностям среднего педагогического образования (письмо Минобразования России от 18 октября 1999 г., № 16-51-195 ин/16-13).

Рекомендации по безопасному проведению производственной (профессиональной) практики студентов, курсантов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и обучающихся начального профессионального образования на опасных производственных объектах, подконтрольных Гостехнадзору России (письмо Минобразования России от 2 декабря 1999 г., № 16-52-80/16-16).

Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной) практики студентов по техническим специальностям в условиях действия Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 2 декабря 1999 г., №16-52-151 ин/16-13).


Положение об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г., № 10).

О государственных аттестационных комиссиях (письмо Минобразования России от 10 декабря 1998 г., № 11-48 ин/11-01-13).

О рекомендациях по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 10 июля 1998 г., № 12-52-110 ин/12-23).

О методических рекомендациях по организации итоговой государственной атгестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования (письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 г., № 16-51-56 ин/16-13).

О требованиях к образцам государственных документов о среднем профессиональном образовании (постановление Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г., №8).

О внесении дополнений в постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27 декабря 1995 г., № 8 (приказ Минобразования России от 19 марта 1997 г., № 425).

Инструкция о порядке введения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем профессиональном образовании (постановление Госкомвуза России от 10 апреля 1996 г., № 6).

Об утверждении перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается (постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г., № 463).

Положение об экстернате в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 31 мая 1995 г., № 2).

Об утверждении образцов зачетной книжки и студенческого билета образовательного учреждения среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 18 ноября 1996 г., № 339).

О порядке оформления документов студентов, обучающихся в сокращенные сроки (письмо Госкомвуза России от 1 марта 1994 г., № 10-34-082 ин/12).

О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании (инструктивное письмо Минобразования России от 3 июля 1998 г., № 41).


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

К читателям....................................................................................................................... 3

Введение............................................................................................................................. 4

 

Глава 1. Содержание образования и обучения ………………………………….10

1.1. Формирование содержания образования и содержания обучения......... 10

1.2. Цель подготовки специалиста и содержание образования в средних специальных учебных заведениях 25

1.3. Уровень среднего профессионального образования................................... 30

1.4. Анализ профессиональной деятельности – основа формирования содержания профессионального образования и содержания обучения............................................................................................................ 45

1.5. Государственный образовательный стандарт среденего профессионального образования 57

1.6. Проектирование содержания образования и содержания обучения на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования……………………………………………………68

1.7. Комплексная разработка профессиональной образовательной программы…………………………………………………………………………….85

 

Глава 2. Технологии обучения ……………………………………………………90

2.1. Понятие технологии обучения........................................................................... 90

2.2. Методы и приемы обучения................................................................................ 94

Активные методы обучения.............................................................................. 97

Информационно-развивающие методы обучения....................................... 99

Проблемно – поисковые методы обучения................................................. 103

Методы практического обучения................................................................. 106

Выбор методов обучения................................................................................. 128

2.3. Средства обучения.............................................................................................. 132

Роль и место средств обучения в учебном процессе............................... 132

Классификация средств обучения................................................................ 133

Дидиктические возможности отдельных видов средств обучения.... 137

Условия эффективного применениния средств обучения....................... 148

2.4. Организация формы обучения (виды учебных занятий).......................... 151

Орранизационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку студентов 155

Организационные формы обучения, направленные гна практическую подготовку студентов 170

Самостоятельные внеаудиторные занятия.............................................. 183

Дипломное проектироавние............................................................................ 186

2.5. Выбор технологии обучения............................................................................ 189

Деятельностные технологии обучения. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе 193

Личностно-ориенированные технологии обучения................................................. 204

2.6. Контроль знаний и умений студентов........................................................... 215

Назначение контроля и предъявляемые к нему требования................... 215

Виды контроля.................................................................................................... 217

Методы контроля.............................................................................................. 219

Формы контроля................................................................................................ 227

Оценка результатов учебной деятельности студентов........................ 233

 

Глава 3. Подготовка преподавателя к учебным занятиям.............................. 238

3.1. Изучение и анализ профессиональных образовательных программ........ 238

3.2 Составление календарно-тематического плана............................................... 239

3.3 Изучение методической литературы и учебно-методической

документации.................................................................................................................... 241

3.4 Оптимизация учебного процесса............................................................................ 244

3.5 План учебного занятия.............................................................................................. 254

3.6 Методическая работа преподавателя................................................................. 258

 

Заключение ............................................................................................................................. 262

Рекомендуемая литература............................................................................................... 264

Перечень основных действующих нормативно-методических документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях............................................ 266

 


 

Учебное издание


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.