Тема 10. Гражданское общество — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 10. Гражданское общество

2017-05-20 281
Тема 10. Гражданское общество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель лекции:заключается в анализе исследования феномена гражданского общества, выявления его признаков, структуры общества, в комплексном анализе механизма конструктивного диалога государства и гражданского общества в Казахстане

Ключевые слова: гражданское общество, признаки гражданского общества, принципы гражданского общества, структура гражданского общества

1.1. Современные концепты исследования феномена гражданского общества

1.2. Проблема гражданского общества в ретроспективе философской и политической мысли

1.3. Актуальные проблемы дальнейшего совершенствования механизма конструктивного диалога гражданского общества и государства в Казахстане

 

Гражданское общество представляет собой одну из ключевых категорий современной политической науки. В современном понимании гражданское общество – это социум с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимый от государства, но взаимодействующий с ним; это общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. При этом реальность гражданского общества определяется соотношением идеала, идеального проекта и реально достигнутого состояния общества, которое действительно осуществляет такой проект. Это, в принципе, бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни, также как процессы достижения свободы, равенства, справедливости и других социальных, политических, моральных и культурных ценностей.

С идеально-типологический точки зрения гражданское общество – это:

- своего рода социальное и социокультурное пространство, в котором связаны и взаимодействуют между собой независимые друг от друга и от государства индивиды;

- система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их производства, воспроизводства и передачи от поколения к поколению;

- система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для социализации и самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, как индивидуальных, так и коллективных.

Вступая в систему общественных отношений, отдельный индивид отнюдь не утрачивает своего личностного начала. С нравственной точки зрения личность не должна превращаться в простое средство, для которого высшей целью является общество, государство или иное коллективное образование. Общество в таком случае выступает как союз личностей, без них оно лишено всякого смысла. Качество общества зависит от качества составляющих его личностей, накладывающих печать своей воли, самих устремлений, нравственных ориентиров на формирование общественной жизни. Политологи, изучающие процессы становления и развития гражданского общества, на первое место ставят свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельной, независимой единицы социального действия.

Особой проблемой, вызвавшей многовековую полемику, являются отношения гражданского общества с государством. Взаимоотношения гражданского общества с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

· становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

· гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

· гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

· гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

· гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

· с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

· взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового общества, на создание демократического социально-правового государства.

В разделении политических и социальных сфер, политических и социальных функций и состоит одна из наиболее важных особенностей гражданского общества. Здесь правовой статус человека отделен от его социально-экономической роли в гражданском обществе. Он одновременно и частное лицо, и гражданин общества. Сфера частных интересов, наемного труда и частных прав здесь освобождена от политического контроля. Наблюдается некая расщепленность позиций значительной части людей, с одной стороны, как личностей, членов гражданского общества, а, с другой, - как граждан государства, членов политического сообщества. Эта расщепленность, в частности, проявляется и в том, что большинство людей даже в самых демократических и стабильных странах мира, занятые насущными проблемами жизнеобеспечения, уделяют незначительное внимание политической сфере, рассматривая ее как далекую от реалий жизни.

Гражданское общество неотделимо от существования юридически оформленного, структурно закрепленного и психологически обеспеченного плюрализма любой, в том числе социально-политической, деятельности, ее материальных и идейных основ. При этом сфера личной жизни становится табу для любого политического властного вмешательства, если к этому не было изъявления свободной воли самой личности. Хотя и в этом случае превращение проблемы той или иной личности в публичный факт как намеренное действие - недопустимо. Степень воплощения этого императива в реалиях публичной жизни есть первый показатель существования гражданского общества и его эффективности. В этом плане, например, институт гражданской свободы в его деятельном функционировании, а еще точнее - институт прав человека есть мера социальной ответственности в целостном функционировании социально-политической системы.

Из всех составляющих организации и функционирования демократической власти для гражданского общества фундаментально существенны в первую очередь следующие:

а) ее легитимность, то есть подлинность демократического получения мандата на власть от народа, избирателей, волеизъявление которых действительно свободно и в гражданско-юридическом, в политическом и в социально-психологическом отношении;

б) всеобщность, полнота демократизма, то есть его реальность во всех формах власти, в том числе и в особенности эффективно действующей зависимости власти от закона и подконтрольность ему, несмотря на то, что в первоисточнике именно политически властные структуры (правовое государство) этот закон создают и реализуют по собственной воле;

в) эффективность, то есть насколько реально и по внутренней психологической мотивации власть имущие реализуют мандат, полученный от народа, в интересах самих людей, насколько они решают проблемы их жизни не в формах привилегий для избранных, а в формах, социально обеспечивающих для каждого возможность творить свой жизненный мир.

Основная тенденция влияния гражданского общества на властные структуры и политику в целом состоит в ограничении и преодолении политического отчуждения. Эта тенденция реализуется посредством превращения политического действия в технологию решения социальных проблем, а носителей власти - в наемных работников гражданского общества, политическая власть которых над людьми и их объединениями допускается только в пределах необходимости исполнения их функций и только при соответствующей компетентности, способности решать проблемы свободного развития человека и общества.

Главное предназначение гражданского общества состоит в достижении консенсуса между различными социальными силами и интересами. Оно призвано определять нормы и границы, способные блокировать разрушительный потенциал борьбы различных сил и направлять их в созидательное русло.

В строительстве гражданского общества в современных условиях наряду с соблюдением прав человека и гражданина, социально ответственного и подконтрольного действия власти, гражданственностью основополагающих принципов мотивации его поведения на первый план выдвигается создание зоны социально-экономической безопасности личности по отношению к государству и к противоправным структурам. В средства безопасности включается и обеспечение доступа к здравоохранению, образованию, культуре, минимальные основы выбора деятельности по призванию, социально гарантированная компенсация трудовых затрат с одновременным запретом всех форм принуждения.

Принципы, п ризнаки (особенности) и структура современного гражданского общества. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность демократической власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Для различения такого сложного социального феномена, каковым является гражданское общество на современном этапе его развития, полезно выделить такие его черты, как:

· высокое сознание людей;

· высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;

· широкие связи между членами общества;

· наличие подконтрольной преодолевшей отчуждение от общества государственной власти, где ее носители являются всего лишь наемными работниками, обладающими соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

· децентрализация власти;

· передача части власти органам самоуправления;

· согласование позиций государства и гражданского общества вместо конфликтов между ними;

· развитое чувство коллективности, обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, цивилизации, нации;

· личность гражданского общества, ориентированная на созидание, духовное развитие.

Особенности современного гражданского общества тесно связаны с его структурой, составляющие которой - различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные "давить" на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. Структура в этом смысле представляет собой внутреннее строение общества, отражает многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающих целостность и динамизм развития этого организма. Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности:

· социальная система, которая охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними, то есть первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Среди них, прежде всего, следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей (это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе). Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека (это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах - клубах, общественных объединениях и т. п.). Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами);

· экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы — социальной.

· политическая система составляется из целостных саморегулирующихся элементов (организаций) — государства, политических партий, общественно-политических движений, объединений и отношений между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью, которой выступает всегда политическая (государственная) власть. Помимо сугубо властных, существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и т.д.;

· духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовных и культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием, которое является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, гуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей;

· информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Следует особо подчеркнуть, что гражданское общество нельзя представлять как некое промежуточное звено между сферами производства, политики, информации, духовно-культурных ценностей, социальных отношений, ибо оно по своим функциям играет центральную роль в жизнедеятельности любого государственно-организованного социума. При этом каждая из упомянутых систем может сохраняться и функционировать лишь тогда, когда все остальные также исправно выполняют свои функции Таким образом, рыночная экономика, гражданское общество и политическая демократия теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Проблема гражданского общества в ретроспективе философской и политической мысли

Понятие “гражданское общество” столь же древнее, как и само политическое знание. В трудах древних мыслителей политика отождествлялась с государством, государство – с обществом, предполагая взаимосвязанность организации человеческой жизни и публичной власти.

В этот период политика впервые выступает предметом научной рефлексии, имеется в виду превращение власти в проблему и в смысле опасности безвластия (анархии), и как гипертрофии власти, всегда грозившей обществу необузданностью тирании. В Древней Индии эта проблема рассматривалась сквозь призму управления делами общества, заключавшемся в том, чтобы с помощью данды (принуждения, наказания) сохранять и поддерживать дхарму (праведное исполнение людьми своих обязанностей). Самый крупный индийский политический мыслитель этого периода Каутилья (IV век до н.э.) акцентировал в этой связи внимание на трех основных вопросах: деятельности и функциях мудрого правителя; управлении общественными делами и праве; войне и дипломатии. Политические концепции мыслителей Древнего Китая практически всегда сводились к нескольким позициям: а) власть носит божественный характер; б) управлять общественными делами должны мудрые люди; в) правитель должен быть справедливым и заботиться о благе подданных. В творчестве Платона и Аристотеля – высшем достижении политической мысли древней Греции, - дилемма безвластия-тирании занимала центральное место. Платон при этом концентрировал внимание на укреплении власти, гарантиях порядка и согласия в обществе, в то время как Аристотель уделял, прежде всего, внимание рассуждениям о средствах и механизмах подчинения власти требованиям общественного блага и обеспечения человеческого благополучия. С ростом и укреплением могущества Древнего Рима развиваются политические институты, а с ними и политические концепции Полибия, Цицерона, Сенеки и др. В центре внимания римских мыслителей были институциональные формы политики и критерии их оценки с позиций законности и справедливости. Для политических учений древнего мира в целом были характерны постепенное освобождение от мифологических форм и обособление их как относительно самостоятельной части философии, сосредоточении усилий на анализе устройства государств, классификации их форм, определении идеальных моделей правления и т.д.

Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму. От лат. сivis (гражданин) было образовано понятие civitas (общество). Оба понятия были связаны с представлением о городе и государстве, о том, что лежит “по ту сторону” (citer), то есть в городе, в отличие от деревни, и о культурном различии между ними, отраженном в родстве понятий civis, civilis (гражданский, культурный), откуда идет civilitas (обходительность), давшее начало понятию “цивилизация”. В русском языке история слова и идеи также весьма схожа: город (град) - гражданин - горожанин, что тоже отличает его от жителей деревни со всеми их культурными особенностями.

В период античности и средневековья идея гражданского общества существовала в форме философской концепции. У мыслителей этих периодов понятия “гражданское общество”, “политическое сообщество”, “государство” выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов, которые охватывали все важнейшие сферы жизни людей, отражая при этом слияние гражданского коллектива с государством. Например, в древнегреческом полисе, городе-государстве гражданский коллективизм выражался в совмещении общих интересов с частными интересами отдельных граждан, а в случае их столкновения приоритет отдавался “общему благу”. Аристотель утверждал в этой связи: “Желанно, разумеется, и “благо” одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства”. Философ употреблял термин “гражданское общество”, понимая под таковым сообщество свободных и равных между собой граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства, в данном случае полисного государства.

Первым примером гражданского общества, как общепризнано, являлся древнегреческий полис – одновременно и самоуправляющаяся община, и город, и государство. Уже этот исторический факт помогает прояснить неотъемлемые сущностные характеристики гражданского общества. Эта солидарная общность полноправных и равноправных социальных субъектов – соучастников экономического и политического развития государства, во-первых, имела неотъемлемые, и, что существенно важно, юридически легитимизируемые, то есть законодательно признаваемые государством, претензии на объекты собственности, и, во-вторых, превращала в право и в практику управления государством претензии граждан на власть.

Полис выступал, таким образом, как политическое сообщество. Именно этот термин и дал начало понятию гражданского общества, ибо гражданское общество возникает в виде политического сообщества. Корреляция с отношениями граждан по поводу власти неотъемлема и существенна для него. Власть, в свою очередь, неразрывно связана с собственностью, что обусловливает и фундаментальную роль собственнических отношений для гражданского общества. Следовательно, субъекты гражданского общества – граждане, социальный статус которых предполагает равные права на собственность и на участие в отправлении власти. В числе первых мыслителей, “заметивших” гражданское общество в качестве самостоятельной субстанции, исследователи часто называют Платона. Его суждения об естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, главных добродетелях человека, об идеальном обществе, его критика государственной власти объективно подводили к мысли о том, что, кроме государственно-организованной, есть и другие формы жизнедеятельности общества. Аристотель считал государство естественным продуктом развития общества. Вместе с тем он анализировал жизнедеятельность общества в негосударственных сферах (экономической, брачно-семейной, духовно-нравственной и т.д.), где вмешательство государства до определенного уровня развития общества вообще не требовалось.

В политико-юридической мысли античного Рима, в частности, в творчестве Цицерона, сложились представления об “идеальном гражданине”, постигающем истину, справедливость, сохраняющего величие духа и благопристойность, не вредящего другим и чужой собственности, защищающего отчизну. Цицерону же принадлежит трактовка общества как совокупности граждан. Представление об особых правах и обязанностях гражданина в Древнем Риме было весьма развитым: таковым считался лично свободный человек (то есть не раб), подданный римского государства (то есть не иноземец), житель Аппенинского полуострова (а не римских провинций). Римлянин имел гражданские обязанности - служить в армии, участвовать в народных собраниях, в политике, он обладал правами и даже привилегиями, в частности, его нельзя было предать позорной казни распятием на кресте и т.д. Но и в римском государстве эпохи республики и империи общество еще было растворено в государстве, не выделялось из него.

Только в середине XVII века Т. Гоббс в своих трудах изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного (естественного) состояния первозданных, необузданных страстей, всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом изменяется сам человек, превращающийся в гражданина не по признаку подданства (римские граждане), а потому, что он становится развитой, целостной и активной личностью. Вместе с ним преображается и общество со всеми присущими ему отношениями. Гражданское общество предстает в таком случае как “союз индивидуальностей”, коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества. Впоследствии концепция гражданского общества со всеми его проблемами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.) разрабатывалась плеядой великих мыслителей эпохи Возрождения и Просвещения – Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Ш. де Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и т.д.

Возникавшее учение о гражданском обществе состояло в идее его развития, перехода человека от несовершенного, доцивилизованного состояния к цивилизованному, от менее развитого – к более совершенному. Это формировало личность нового типа, по-новому строившей свои отношения с коллективными основами жизни общества. Личность гражданского общества - новый человеческий тип, ориентированный на созидание, гражданские отношения и новую духовность. Критерии выделения личности из массы - это самостоятельность человека, освободившегося от опеки, способного и желающего рассчитывать на собственные силы, соревнование, а, следовательно, и новое, более независимое и более деятельное, отношение к сообществу равных себе и неравных, новой, гражданской коллективности, которую такой человек формирует и которая формирует его самого. Условием и результатом этого развития становится более полное, более органичное превращение общества в гражданское целое, а государства - в правовое и политическое единство.

Исходная идея вновь возникавшего в этой связи гражданского общества заключалась в преобразовании самой коллективности, организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе и развитие человека в гражданина этого общества. Силой, формирующей и связывающей эти два начала (коллектив и личность), была признана власть государства, которое также трансформировалось во власть нового типа. Таким образом, индивид, коллектив и власть становились теми тремя субъектами, усилиями которых и создавалось гражданское общество.

Непрерывное развитие было заложено в самой идее гражданского общества, которое должно было представлять собой постоянные изменения, совершенствование и переход человека, общества и власти к более развитым формам и состояниям. Ж.-Ж. Руссо в “Рассуждениях о происхождении и основаниях неравенства” (1755 г.) сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что и означало формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Реализация этого движения обеспечивалась договором о власти между обществом и государством, об их взаимных правах, свободах и обязанностях. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним индивидом и обществом. В этом процессе формируются и политика, отвечающая его смыслу и целям, и складываются новые, более упорядоченные менее конфликтные политические отношения в обществе. Условием такого развития, как показал опыт истории и ее исследований, является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех составляющих гражданского общества – человека, общества и государства, индивидуальности личности и коллективности совместной жизни людей, организованной в общество. Доминирование одной из этих трех составляющих разрушает гражданское общество. Если это первенство государства, подчиняющего общество (как полагал Гегель) или коллективного начала общественного процесса (в соответствии с теорией и практикой социализма), либо господство антиколлективистского индивидуализма, гражданские отношения вообще не возникают. И наоборот, все стороны гражданских отношений – человек, общество и государство – формируются и уживаются при их паритете, образуя устойчивое единство, способное развивать и преодолевать внутренние и внешние кризисы и конфликты. Гражданское общество не сплачивается против государства, ибо само государство составляет его часть. Все вероятные и реальные конфликты между ними, как и отношения с индивидом, регулируются не дисциплиной страха и господства, а правовыми и политическими средствами, властью государства, которая сама подчинена созданным ею законам. Существуют, таким образом, три направления исторического и политического развития, которые ведут к гражданскому обществу - развитие политики, коллективистских и индивидуальных начал гражданственности.

Мыслители Нового времени, открыв личность, отвергли античные и средневековые учения о тождестве частных и общественных интересов и утвердили идеи первичности общества по отношению к государству, вечной антиномии между личностью и обществом. Все это способствовало, в конечном счете, формированию концепции гражданского общества как самостоятельной подсистемы человеческого социума. Она окончательно утверждается в XVIII – XIX вв. в процессе складывания буржуазного общества с такими основополагающими атрибутами, как частная собственность, свободно-рыночная экономика, представительно-парламентская демократия, правовое государство, разграничение между социальной и политической сферами, экономическими, социальными и политическими функциями. Новая традиция исходила из признания факта существования гражданского общества в естественном состоянии, “по природе”. Государство же, по Локку, представляет собой некое “новое тело” с комплексом прав, который превосходит права отдельных лиц, составляющих его. Если же каким-либо образом правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми своими естественными законами и правами. Народ, составляющий общество, является сувереном, и в силу этого (хотя с образованием государства суверенитет общества переходит к нему) оно не может поглотить общество. Более того, главная цель государства состоит в защите общества. Государство становится инструментом общества, с помощью которого оно актуализирует себя.

Идея построения гражданского общества принадлежит либеральной мысли XVIII века, еще не отделявшей гражданские свободы от проблемы морали и социального равенства. Позже понятие гражданского общества сохраняет позитивное отношение к свободам граждан, их правам и обязанностям по отношению к государству. Государство, со своей стороны, трактовалось как выражающее интересы граждан. Гражданское общество строится на разделении публичной и частной сфер, сохраняя в качестве принципа взаимодействие между ними. На основе этого принципа были вовлечены в публичную сферу женщины, хотя прежде под автономным и ответственным индивидом всегда подразумевался только мужчина.

В трудах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта и других мыслителей гражданское общество анализируется и описывается уже всесторонне, конкретно и достаточно достоверно. Об этом свидетельствуют фрагменты из произведений указанных мыслителей:

- высшим проявлением человеческого духа является государство. Вместе с тем рассуждение о нравственности, труде, семье, любви, удовлетворении личных потребностей и других сферах частной жизни, в удовлетворение которые Государь не должен вмешиваться, показывает, что государственные и негосударственные сферы жизнедеятельности общества должны разделяться (Макиавелли);

- гражданское общество выделяется из государства и используется в прямой постановке как общественное явление, хотя и непоследовательно: в одних случаях оно разделяется, в других отождествляется с государством (Гоббс);

- главная цель объединения людей в государство – сохранение их собственности. Поэтому государство возникает только тогда, когда в обществе появляется в этом потребность. Следовательно, государство не является вечным атрибутом общества, которое приоритетно по отношению к нему. Не может быть никаких исключений ни для одного человека из законов гражданского общества (Локк);

- гражданское общество является четвертой ступенью человеческой истории после естественного состояния, семьи и героического времени. Оно есть общество вражды людей друг с другом, которые для предотвращения и нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. Государственность внутренне присуща, но не тождественна гражданскому обществу, частности, различаются законы гражданские и государственные. Гражданские законы регламентируют негосударственные отношения (отношения собственности, добровольных объединений граждан и др.). Государственные же законы регламентируют главным образом политические права и свободы граждан. Гражданские и государственные законы связаны диалектикой единства и противоречий, в связи с чем исчезновение одной из сторон единства неизбежно приведет к общественным потрясениям. Гражданское общество является важнейшей гарантией общества от произвола и диктатуры (Монтескье);

- гражданское общество есть общество, преобразованное в государство с помощью общественного договора. Он, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически избранного правительства (Ж.-Ж. Руссо);

- главный путь сочетания свободы каждого со свободой других – формирование гражданского общества, основанного на следующих принципах: 1) свобода члена общества как человека; 2) равенство его с другими как подданного; 3) самостоятельность члена общества как гражданина (И. Кант).

Постепенно различение государства и гражданского общества проникается аргументами совершенствования общественного устройства, призванного обеспечить социальное равенство, гражданские свободы и ограничиваемое конституцией правительство. Приобретшая таким образом революционное содержание тема “гражданское общество против государства” получила освещение в трудах Т. Пейна, Т. Ходжскина, Ж.Э. Сиэйеса и в программном документе Великой французской революции “Декларация прав человека и гражданина”. Согласно Т. Пейну, самоуправляемое общество требует лишь минимума политических механизмов. Гражданское общество противостоит государству, которое для него является необходимым злом, и чем его меньше, тем лучше для общества. Власть государства, по Пейну, должна быть ограничена в пользу гражданского общества, поскольку каждому индивиду по своей природе присуще пристрастие к обществу. И чем совершеннее гражданское общество, тем больше оно регулирует собственные дела и тем меньше оно нуждается в правительстве. Логика рассуждений в таком направлении привела к появлению концепции свободной конкуренции, “государст


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.