Тема 11. Социальная адаптация лиц, освобожденных от отбывания уголовного наказания — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 11. Социальная адаптация лиц, освобожденных от отбывания уголовного наказания

2021-06-02 25
Тема 11. Социальная адаптация лиц, освобожденных от отбывания уголовного наказания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Учебные вопросы:
1. Проблема социальной реабилитации бывших осужденных.
2. Подготовка к освобождению - часть работы по социальной реабилитации осужденных.
3. Бытовое и трудовое устройство лиц, освобожденных от отбывания уголовного наказания.
4. Контроль за отбывшими уголовные наказания.

Литература:
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
Закон РФ "О милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Собрание зако-нодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2964.
Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в^Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 888.
Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 325; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1597.
Закон РФ "Об оружии" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51. Ст. 5681.
Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. № 30. Ст. 597; 1970. № 24. Ст. 206; 1981 № 10. Ст. 232; 1983. № 39. Ст. 584.
Алферов Ю. А. и др. Социальная адаптация освобождаемых из мест лишения свободы. М., 1992.
Бочаров В. М. Социальная реабилитация освобожденных из исправительных учреждений: понятие, содержание и правовое регулирование. Ставрополь, 2001.
Горобцов В. И. Теоретические проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия. Орел: Орловская высшая школа МВД России, 1995.
Иногамов X. И. Наказание отбыто. Как жить дальше? М., 1990.
Петров В. В. Проблемы трудоустройства лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы // Уголовная юстиция: состояние и пути развития. Тюмень: Издательско-полиграфический центр "Экспресс", 2003.
Пищелко А. В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденных. М., 1995.
Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков, 1990.
Филимонов О. В. Посткриминальный контроль. Томск, 1991.
Шмаров И. В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. М.: Юридическая литература, 1974.
Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Юристъ, 2000.

1. Большинство криминологов, рассматривая структуру преступности или комментируя частные криминологические теории, обязательно выделяют в качестве одного из видов преступности преступность рецидивную. И это неслучайно. Удельный вес зарегистрированных преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, в общей массе преступлений составляет более 25%. Причем значительная часть рецидивистов (в криминологическом смысле) - люди, ранее отбывшие уголовное наказание. По официальной статистике, в первый год после отбытия наказания в 25% случаев совершается новое преступление. По некоторым исследованиям, этот уровень поднимается до 60%. Таким образом, мы вновь сталкиваемся с проблемой достижения и достижимости целей применения уголовного наказания.
Ст. 58 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными говорит о том, что "целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном расчете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным (курсив наш - В.П.) подчиниться законодательству и обеспечить свое существование".
Следуя этой формулировке, мы должны говорить не только о достижении цели исправления, но и об успешности включения бывшего осужденного в общественную жизнь, о восстановлении утраченных или ослабленных социальных связей. В данном случае непринципиально, идет ли речь о так называемом юридическом исправлении или об исправлении моральном. Любые, даже самые положительные установки человека окажутся бесполезными, если он не сможет реализоваться в жизни после отбытия наказания.
При этом необходимо иметь в виду, что такое наказание, как лишение свободы при его исполнении, наряду с восстановлением социальной справедливости, с оказанием целенаправленного воспитательного воздействия, имеет и ряд негативных последствий. Во-первых, разрываются многие социально полезные связи - с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом и т.д. Во-вторых, осужденный принудительно помещается в среду преступников, которая неизбежно оказывает на него отрицательное воздействие. В-третьих, в течение ряда лет человек отучается принимать самостоятельные решения: весь порядок жизни определяет администрация места лишения свободы, осужденные не планируют свой бюджет, не имеют наличных денег, не пользуются городским транспортом, не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания и т.д. В результате происходит существенная дезадаптация человека к условиям нормальной жизни в обществе. По данным Г. Ф. Хохрякова, 35% освободившихся из мест лишения свободы нуждаются в специальном психологическом или психиатрическом воздействии для того, чтобы приспособиться к жизни на свободе.
Наиболее острыми вопросами в процессе ресоциализации бывших осужденных являются вопросы их бытового и трудового устройства.
Ранее действовавшее жилищное законодательство предусматривало утрату гражданином права на жилое помещение в случае его осуждения к лишению свободы на срок свыше шести месяцев (ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР). Постановлением Конституционного суда РФ от 23 июня 1995 года данная норма была признана неконституционной1. Однако на сегодняшний день в местах лишения свободы содержится значительное число лиц, осужденных к длительным срокам лишения свободы, в отношении которых это требование Закона было реализовано. Кроме них среди отбывающих наказание есть немало людей, не имевших до осуждения постоянного места жительства.
Ничуть не проще обстоят дела с трудоустройством бывших осужденных. Ранее существовала, пусть формально, нормативная база обязательного трудоустройства данного контингента. Ст. 104 ИТК РСФСР предписывала исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов обеспечивать этих людей работой не позднее 15-дневного срока с момента обращения за содействием. И что важно - предписания исполкомов о трудоустройстве лиц, освобожденных от отбывания наказания, являлись обязательными для руководителей предприятий, учреждений и организаций. Другой вопрос, как требования этой нормы реализовывались на практике, для нас сейчас важнее другое - в настоящий момент юридические основания для направления на работу бывших осужденных отсутствуют.

2. Вопросам будущего бытового и трудового устройства осужденного придается большое значение уже на стадии подготовки его к освобождению. Наиболее проработана данная процедура применительно к таким видам наказания, как арест, ограничение свободы и лишение свободы.
Инициатива в этих вопросах может быть проявлена самим осужденным. В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 97 УИК РФ осужденному к лишению свободы может быть предоставлена возможность краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.
Работники специальных отделов учреждений, исполняющих наказания, ежемесячно составляют списки освобождающихся осужденных за 6 месяцев (для осужденных к аресту - за 2 месяца) до конца срока отбывания наказания. Инспекторы по трудовому и бытовому устройству (где есть таковые) или начальники отрядов, согласно спискам, проводят беседы с освобождающимися с целью выяснения предполагаемого места жительства, намерений осужденного по трудоустройству. На основании заявлений осужденных заполняются бланки уведомлений на данных лиц, и за 6 месяцев до освобождения (2 месяца при аресте) уведомления направляются в горрайорганы внутренних дел по избранному месту жительства. При отсутствии ответа из органа внутренних дел за три месяца до освобождения направляется повторное уведомление. В случае отрицательного ответа ГОРОВД инспектор по трудовому и бытовому устройству или начальник отряда проводит дополнительную работу с осужденным на предмет выяснения возможности направления уведомления в другой адрес (место жительства до ареста, место жительства родственников и т.д.). В случае отсутствия и в этом случае ответа ГОРОВД по истечении подготовительного этапа осужденный, как правило, направляется после освобождения по месту жительства до ареста. За 20 дней до конца срока учреждением направляется сообщение в горрайорган внутренних дел по предполагаемому месту жительства осужденного. Сообщения на условно-досрочно освобожденных направляются в день освобождения.
В соответствии со ст. 180 УИК РФ администрация также обязана уведомить органы местного самоуправления и федеральной службы занятости о предстоящем освобождении, наличии жилья, трудоспособности и имеющихся у осужденного специальностях.
В период подготовки к освобождению осужденные должны посещать занятия в так называемых школах освобождающихся. На занятиях обсуждаются различные вопросы, касающиеся процедуры освобождения, а также прав и обязанностей освобожденных. Вот одна из примерных тематик такой школы (УИН Минюста по Вологодской области):
- порядок подготовки к освобождению из учреждения;
- алкоголизм и болезни;
- вопросы регистрации по месту жительства; восстановление утраченных паспортов, свидетельств о рождении, браке, справок об освобождении;
- прием на работу, увольнение с работы;
- ответственность родителей за воспитание детей; лишение родительских прав, восстановление в родительских правах;
- имущественные отношения супругов; пенсионное обеспечение; социальная помощь;
o расчеты освобождающихся; оказание материальной помощи.
При освобождении осужденный имеет право на бесплатный проезд к месту жительства; если избранное место жительства находится дальше того, где он проживал до ареста, разница в стоимости проезда оплачивается из средств осужденного. Освобожденный обеспечивается продуктами питания или деньгами на время проезда. При отсутствии у человека одежды по сезону или средств на ее приобретение, освобождаемые из мест лишения свободы обеспечиваются одеждой за счет государства. Администрацией учреждения им может быть выдано единовременное пособие или оказана материальная помощь из общественных фондов осужденных (где таковые имеются). На практике чаще всего освобождающегося встречают родственники, и описанные выше проблемы решаются ими.
Достаточно полно и четко урегулирован уголовно-исполнительным законодательством процесс подготовки осужденного к освобождению и само освобождение от отбывания наказания. Считается, что с момента освобождения от отбывания наказания прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения и, следовательно, сфера действия соответствующей отрасли права. Поэтому собственно процесс ресоциализации, или социальной адаптации, бывших осужденных подвергнут регулированию в значительно меньшей степени. Регламентация представлена разрозненными нормативно-правовыми актами, относящимися к различным отраслям права.
Отдельные нормы есть в Уголовно-исполнительном кодексе. В частности, в ч. 3 ст. 180 предусмотрена возможность направления органами социальной защиты осужденных инвалидов первой и второй групп, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет по их просьбе и представлению учреждения, исполняющего наказание, в дома инвалидов и престарелых.
Что касается иных категорий бывших осужденных, то поиски жилья - это исключительно их собственная проблема. Идеальный вариант - это когда бывшего осужденного принимает семья или иные родственники. Такое, к сожалению, происходит не всегда. Следующая возможность - получение жилья от предприятия или учреждения, куда человек устраивается на работу. Такие возможности сегодня незначительны, особенно в крупных городах. Однако это совершенно не исключенный вариант в сельской местности. Возможны также снятие (аренда) жилплощади у частных лиц, а также ее приобретение в результате гражданско-правовых сделок (купля-продажа, дарение, завещание).
В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О занятости населения" лица, освобожденные из мест лишения свободы, относятся к числу пользующихся повышенной социально-правовой защитой. В отношении трудоустройства этой категории лиц продолжает действовать совместное указание МВД России и Федеральной службы занятости № 1/3819 и № 218-ФП от 28 сентября 1992 года.
Бывший осужденный, не имеющий работы, регистрируется в центре занятости в качестве безработного. При регистрации он предъявляет паспорт, документ об образовании, свидетельство о профессиональной подготовке, справку о среднем заработке в исправительном учреждении, трудовую книжку (справку с последнего места работы). Здесь освобожденный вправе получить бесплатную консультацию по вопросам поиска работы и профессиональной подготовки.
Зарегистрированному в качестве безработного лицу старше 16 лет выплачивается пособие по безработице. Оно выплачивается до момента трудоустройства, но не более 12 месяцев, кроме случаев, предусмотренных законом. Размер пособия зависит от среднего заработка осужденного в местах лишения свободы, но не может быть меньше установленного минимального размера оплаты труда. Выплата пособия может быть отложена, приостановлена или прекращена. В частности, такое происходит в случае отказа лица от двух предложений подходящей работы либо от двух предложений такой работы после завершения профессиональной подготовки по направлению центра занятости.
Ввиду недостаточной правовой урегулированности на федеральном уровне проблем социальной реабилитации бывших осужденных, разрабатываются и принимаются соответствующие программы на уровне субъектов Федерации.

4. Еще один важный вопрос - контроль за отбывшими уголовные наказания и возможные правоограничения, связанные с судимостью.
В литературе неоднократно высказывалась точка зрения, что после отбытия осужденным уголовного наказания его обычный правовой статус автоматически восстанавливается в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 УК РФ состояние судимости для лица, совершившего преступление, существует с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. Судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Следовательно, судимость должна иметь для гражданина правовые последствия в случае возникновения дополнительного юридического факта - совершения нового преступления. Однако целый ряд правоограничений может иметь место и при отсутствии данного факта.
Человек, имеющий неснятую или непогашенную судимость, может быть ограничен в праве на выбор профессии. Так, в ст. 19 закона РФ "О милиции" говорится о том, что "не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие или имевшие судимость". Подобного рода прямой запрет содержится и в законах, регламентирующих деятельность иных правоохранительных органов. Существуют и косвенные правоограничения при выборе профессии. По признаку наличия судимости человеку может быть отказано в выдаче лицензии на определенные виды деятельности (см., например, ст. 6 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности"). В соответствии со ст. 30 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" гражданину, имеющему неснятую или непогашенную судимость, может быть отказано в заключении контракта о прохождении военной службы.
Судимость может стать препятствием для реализации права человека на образование, если он хотел бы получить его в учебном заведении Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства юстиции и ряда других ведомств.
Существенные ограничения могут быть возложены на лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания (см. ч. 2 ст. 79 и ч. 5 ст. 73 УК РФ). На период неотбытой части срока наказания данные лица находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций по месту жительства.
Неплохой формой контроля за лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы, являлся до недавнего времени административный надзор органов внутренних дел за отдельными категориями бывших осужденных. Он был тем более эффективен, что мог устанавливаться как администрацией места лишения свободы, так и территориальным органом внутренних дел по месту жительства бывшего осужденного в зависимости от поведения человека в период отбывания наказания или после освобождения. В зависимости от поведения мог также изменяться объем правоограничений и срок, на который они устанавливались. Официально "Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" никто не отменял, однако оно не упоминается ни в Уголовном, ни в Уголовно-исполнительном кодексах. В результате практика на территории разных субъектов Федерации складывается очень поразному, хотя, на наш взгляд, потенциал такого средства контроля за бывшими правонарушителями мог бы быть востребован и принести хорошие результаты.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.