Тема 6. Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 6. Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества

2021-06-02 29
Тема 6. Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Учебные вопросы:
1. Общая характеристика наказаний, связанных с изоляцией от общества.
2. Исполнение (отбывание) ареста.
3. Исполнение (отбывание) лишения свободы.

Литература:
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Закон РФ от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях: Приложение к приказу Министерства юстиции РФ № 83 от 7 марта 2000 года // БНА. 2000. № 28.
Инструкция об организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы МВД России: Приложение к приказу МВД России № 453 от 14 декабря 1992 года // Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов. Том 2. М.: Новый юрист, 1998.
Инструкция о порядке организации предпринимательской деятельности осужденных в форме товарищества с ограниченной ответственностью осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Приложение к приказу МВД России № 517 от 30 ноября 1993 года // Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов. Том 2. М.: Новый юрист, 1998.
Положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах: Приложение к приказу Министерства юстиции и Министерства образования № 31/321 от 9 февраля 1999 года // БНА. 1999. № 9.
Положение о порядке получения основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ: Приложение к приказу Минюста № 185 от 30 июня 2000 года // БМЮ. 2000. № 12.
Инструкция по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Приложение к приказу Министерства образования и МВД России № 592/446 от 22 ноября 1995 года // Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов. Том 2. М.: Новый юрист, 1998.
Дементьев С. И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии. Краснодар, 1996.
Зубков А. И., Дорофеев Н. К. Строго регламентированный внутренний распорядок ИТУ и его реализация. Томск, 1972.
Зубков А. И. Социально-правовые и организационные проблемы труда осужденных к лишению свободы. Рязань: Рязанская высшая школа МВД СССР, 1980.
Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учебник / Под ред. А. И. Зубкова и М. П. Стуровой. Рязань, 1993.
Перегудов А. Г. Управление процессом воспитания осужденных в исправительно-трудовых колониях. Уфа, 1990.
Петров В. В. Труд осужденных, оставленных для работы в следственном изоляторе // Ученые записки: Сборник научных трудов Института государства и права. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002.
Пяткевич И. Н., Старков В. И. Правовые и организационные вопросы выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений. М.: Академия управления МВД России, 1999.
Рыбак М. С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях. Саратов, 1998.
Рыбаков В. А. Формирование правомерного поведения лиц, осужденных к лишению свободы: вопросы теории и практики. Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1991.
Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. Казань, 1980.
Тюрьмы и колонии России. М., 1998.
Шамис А. В. Основные средства воздействия на осужденных и механизм их реализации. М., 1998.
Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А. И. Зубкова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

1. Действующее законодательство не содержит легального определения понятия "изоляция от общества", Уголовно-исполнительный кодекс РФ не объединяет связанные с ней наказания в, единый раздел. Предполагается общеизвестность и однозначность понимания соответствующего термина. При толковании понятию "изоляция от общества" придается одно из существующих в русском языке значений, то есть - лишение соприкосновения с окружающей средой, отделение от других1. Однако это, скорее, традиция.
В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве разделение наказаний производилось на связанные и не связанные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных. Причем для первых в качестве одной из особенностей выделялось "ограничение свободы передвижения, присущее, хотя и в разной степени, всем наказаниям этой группы". Данный признак не может исчерпывающе охарактеризовать суть изоляции от общества. Ограничение свободы передвижения может быть характерно и для условного осуждения (см. ч. 5 ст. 73 УК РФ), что никак не связано с изоляцией.
При обозначении в УК РФ самого известного наказания, связанного с изоляцией от общества, - лишения свободы - законодатель говорит об "изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму". Перечисление видов учреждений, исполняющих лишение свободы, вряд ли можно считать определением изоляции. Тем более что степень изоляции, например, в колонии-поселении1 и в тюрьме отличается кардинально.
Ст. 321 УК РФ предусматривает ответственность за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Если прибегнуть к буквальному толкованию данной нормы, то можно прийти к выводу, что законодатель включает в понятие учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, два более узких понятия- "места лишения свободы" и "места заключения под стражу", причем с привязкой к соответствующим виду уголовного наказания и мере пресечения. Авторы комментариев, на наш взгляд, толкуют смысл ст. 321 УК РФ расширительно, включая сюда и места исполнения наказания в виде ареста. Это вполне логично, хотя не совсем точно. Но, как бы то ни было, определения рассматриваемого понятия здесь также не содержится.
Внешне привлекательным может показаться определение изоляции через наличие охраны, однако колонии-поселения, исполняющие лишение свободы, являются неохраняемыми учреждениями.
Таким образом, выделение соответствующей категории наказаний возможно либо методом от противного - какие виды наказаний не вошли в раздел Уголовно-исполнительного кодекса "Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества", либо исходя из их определения в Уголовном кодексе.
В любом случае к этой категории будут отнесены арест (ст. 54 УК РФ - арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества...) и лишение свободы (ст. 56 УК РФ - лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества...).
Анализ порядка и условий исполнения (отбывания) такого наказания, как содержание в дисциплинарной воинской части, позволяет причислить его к наказаниям, связанным с изоляцией осужденного от общества. Однако законодатель посчитал необходимым выделить в самостоятельный раздел наказания, применяемые к военнослужащим (Раздел V УИК РФ). Поэтому при изучении данной темы мы ограничимся рассмотрением ареста и лишения свободы.

2. Арест был хорошо известен дореволюционному российскому законодательству, но в послеоктябрьский период нашей истории в качестве уголовного наказания он не применялся. Уголовный кодекс 1996 года ввел арест в систему наказаний. Закон "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" определил, что положения УК о наказании в виде ареста "вводятся в действие федеральным законом после вступления в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по мере создания необходимых условий для исполнения... но не позднее 2001 года". Аналогичную норму содержит закон "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации". Позже срок введения в действие норм УК и УИК об аресте был смещен на "не позднее 2006 года". Основная проблема состоит в создании абсолютно новых учреждений уголовно-исполнительной системы - арестных домов.
Как и перед любым из существующих видов уголовных наказаний, перед арестом поставлена цель исправления осужденных. Однако применение основных средств исправления (ст. 9 УИК РФ) в полном объеме при исполнении ареста не представляется возможным.
Регламентация проведения воспитательной работы с осужденными к аресту в УИК РФ отсутствует, соответствующий раздел кодекса не содержит даже упоминания о проведении такой работы. Отбывающие арест могут привлекаться лишь к неоплачиваемым работам по хозяйственному обслуживанию учреждения, исполняющего наказание. Продолжительность этих работ не должна превышать четырех часов в неделю (см. ст. 70 УИК РФ). Таким образом, вряд ли возможно говорить об общественно полезном труде как средстве воздействия на осужденных.
Общее и профессиональное образование осужденных к аресту не осуществляется, на что прямо указано в законе (ч. 2 ст. 69 УИК РФ). Относительно подробно регламентирован только режим отбывания данного наказания. Таким образом, можно констатировать, что при исполнении (отбывании) наказания в виде ареста воздействие на осужденного сводится в основном к воздействию карательному. Согласно ч. 2 ст. 69 УИК РФ, на отбывающих наказание в виде ареста "распространяются условия содержания, установленные для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме". При более подробном рассмотрении выясняется, что это не так. На наш взгляд, условия отбывания наказания в тюрьме и в арестном доме отличаются довольно существенно.
Так, осужденный, содержащийся в условиях общего режима в тюрьме, может рассчитывать на предоставление ему в течение года двух длительных (продолжительностью трое суток) и двух краткосрочных (продолжительностью четыре часа) свиданий. В арестном доме по общему правилу свидания не предоставляются. В порядке исключения свидания могут проводиться лишь с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; а для несовершеннолетних осужденных - с родителями или лицами, их заменяющими, продолжительностью до трех часов в месяц.
В тюрьме на общем режиме осужденный вправе получать в течение года две посылки (передачи) и две бандероли. Осужденный к аресту посылок и бандеролей не получает. Исключение может быть сделано для посылки с предметами первой необходимости или одеждой по сезону.
Осужденным, отбывающим наказание на общем режиме в тюрьме, разрешается ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере минимального размера оплаты труда. Максимум, на что может рассчитывать при расходовании денежных средств осужденный к аресту, - 20% от минимального размера оплаты труда.
Ввиду содержания их в закрытых помещениях, осужденным как в тюрьме, так и в арестном доме предоставляются ежедневные прогулки. Однако продолжительность их разная. В тюрьме - полтора часа, в арестном доме - один час (несовершеннолетним - полтора часа).
Ссылка на то, что срок содержания в арестном доме значительно короче срока содержания в тюрьме, вряд ли оправдывает столь разительные отличия в условиях содержания по сравнению с продекларированными в ч. 2 ст. 69 УИК РФ.
Итак, повторим еще раз, что цель исправления при исполнении такого наказания, как арест, предполагается достигать средствами "шоковой терапии" - осужденный находится минимальный по продолжительности срок в максимально жестких условиях.

3. Как уже отмечалось, к началу XX века лишение свободы заняло лидирующее положение в системе уголовных наказаний в России. В то время Н. С. Таганцев писал: "Центром современной карательной системы является лишение свободы. Оно заняло то место, которое в древнейшем периоде принадлежало денежным взысканиям, а позднее - смертной казни и телесным наказаниям". В значительной степени такое положение сохранилось до настоящего времени. В 60-е годы прошлого века в бывшем СССР лишение свободы назначалось 2/3 осужденных (в 1969 году - 66,5%). Ко второй половине 90-х годов доля лишения свободы в общей массе назначаемых судами наказаний снизилась до 33-35% (в отдельные годы - до 40%), но и это очень много. Из существующего в УК РФ перечня в двенадцать видов наказаний один - лишение свободы - назначается каждому третьему осужденному. По количеству осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу в расчете на сто тысяч населения Россия заметно превосходит даже бывшие республики Советского Союза. Если же сравнивать данный показатель с развитыми странами, такими, как Франция, Великобритания, Япония, то превышение будет многократным (в 4-11 раз).
Ввиду ограниченности объема пособия оставим без комментариев истоки создавшегося положения вещей, а также рассуждения о том, хорошо это или плохо. Отметим лишь два значимых момента. Во-первых, как результат описанной ситуации почти вся теория исполнения наказания была традиционно сориентирована на лишение свободы. Во-вторых, значительная часть объема Уголовно-исполнительного кодекса (около половины) посвящена регламентации лишения свободы.
Именно по отношению к лишению свободы законодатель дал развернутое определение режима отбывания данного наказания. В ч. 1 ст. 82 УИК РФ он определен как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Ключевыми в данном определении выступают требования охраны и изоляции, а также надзора, ибо все остальные положения реализуются благодаря этим первым. Охрана регулирует отношения осужденных с внешним миром, обеспечивая в первую очередь физическую изоляцию; надзор - их поведение и взаимоотношения внутри исправительного учреждения.
Физическая изоляция не является абсолютной. Закон предусмотрел целый ряд исключений из этого правила. К таковым относятся:
- свидания осужденных с родственниками и иными лицами, которые могут проводиться как на территории исправительного учреждения, так и за его пределами (ст. 89 УИК РФ);
- телефонные разговоры (ст. 92 УИК РФ);
- передвижение осужденных без конвоя или сопровождения (ст. 96 УИК РФ);
- выезды осужденных за пределы исправительных учреждений (ст. 97 УИК РФ);
- возможность проживания отдельных категорий осужденных за пределами охраняемой территории исправительного учреждения (ч. 4 ст. 96, ч. 3 ст.121, ч. 4 ст. 133 УИК РФ).
Надзор в колонии предполагает постоянное наблюдение за поведением осужденных в местах их размещения и работы, обеспечение соблюдения ими требований Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осуществление установленного пропускного режима, проведение проверок наличия осужденных, проведение обысков осужденных, помещений жилых и производственных зон и целый ряд других мероприятий1.
Очень важной особенностью УИК РФ является то, что он предусматривает различные варианты отбывания лишения свободы в рамках одного исправительного учреждения или, как сказано в законе, различные "условия отбывания наказания" (ст. 87 УИК РФ). Но этот вопрос целесообразнее рассматривать в рамках темы "Прогрессивная система исполнения лишения свободы".
Главы 12 и 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определяют общие требования к режиму и условиям отбывания наказания в виде лишения свободы. Конкретизация данных положений содержится в разделах кодекса, посвященных деятельности различных видов исправительных учреждений, а также в многочисленных подзаконных нормативных актах. Основным из них, без сомнения, являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В ч. 1 ст. 109 УИК РФ определяется, что воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Данное определение практически текстуально воспроизводит формулировки ч. 1 ст. 9. И это естественно. В сущности, решению этих задач подчинена вся деятельность исправительных учреждений. Поэтому к воспитательной работе в широком смысле слова можно отнести все формы и методы воздействия на осужденных в процессе исполнения наказания.
Но существует и воспитательная работа в узком смысле слова - целенаправленное педагогическое воздействие на осужденного в процессе отбывания им уголовного наказания. Основы его урегулированы в главе 15 УИК РФ. Как уже говорилось ранее, действующее законодательство не дает исчерпывающего перечня форм и методов воспитательной работы. Администрации учреждения предоставляется определенный простор для педагогического творчества. Вместе с тем следует подчеркнуть, что ни один из методов или приемов, каким бы успешным он ни был, не сможет заменить систему воспитательных мероприятий, различные их комбинации с учетом личности конкретного правонарушителя. Это тем более важно, если учесть сложность контингента осужденных и специфику их восприятия.
Необходимо отметить, что при отбывании лишения свободы участие осужденного в воспитательных мероприятиях не только учитывается при определении степени его исправления (ч. 2 ст. 109 УИК РФ), но и может носить обязательный характер (ч. 3 ст. 109 УИК РФ).
Проведению с осужденными воспитательной работы подчинена и организационная структура исправительного учреждения. В любом исправительном учреждении одним из основных подразделений является отдел воспитательной работы с осужденными. В колониях введены должности психологов. Осужденные объединяются в отряды, во главе которых стоит начальник отряда - должностное лицо администрации, отвечающее за организацию воспитательного воздействия на данных осужденных. В воспитательных колониях отряды дополнительно делятся на три-четыре отделения, каждое из которых возглавляется воспитателем.
Начальник отряда - центральная фигура в воспитательном процессе при отбывании осужденным лишения свободы. Но сотрудников этой категории в учреждениях уголовно-исполнительной системы ощущается катастрофическая нехватка. Согласно приказу МВД России № 239 от 31 мая 1993 г., отряды должны формироваться в составе не более пятидесяти человек. Однако до сих пор в соответствие с этим не приведены даже штаты учреждений, исполняющих лишение свободы. Количество должностей начальников отрядов меньше того, что необходимо исходя из реальной наполняемости колоний, в два-три раза.
Существенное отличие УИК РФ от прежнего исправительно-трудового законодательства в том, что меры поощрения и взыскания помещены в главу, посвященную воспитательной работе. Ранее они были выделены в самостоятельную главу, а в теории зачастую относились к средствам обеспечения режима содержания. Теперь законодатель подчеркнул воспитательную направленность этих мер, не умаляя их значения в поддержании установленного порядка отбывания наказания.
Определенную роль в проведении воспитательной работы играют самодеятельные организации осужденных (ст. 111 УИК РФ). Это контролируемая руководством учреждения форма самоуправления осужденных, призванная в первую очередь развивать в них ответственность и инициативу, а также оказывать содействие администрации в организации воспитательного воздействия на осужденных. Очень существенным моментом, способным усилить влияние самодеятельных организаций на основную массу осужденных, является их право на оказание материальной помощи освобождаемым из общественных фондов осужденных.
Регламентация труда осужденных к лишению свободы в УИК РФ достаточно невелика по объему. Это вполне объяснимо. Законодатель последовательно выдерживает линию на возможно большее сближение условий труда на свободе и в местах исполнения наказания. Поэтому большинство норм главы 14 УИК РФ имеют бланкетный характер и отсылают к трудовому законодательству. Существуют, правда, и ярко выраженные особенности. К таковым можно отнести в первую очередь обязательность труда в исправительных учреждениях (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). Другой вопрос, что в настоящий момент данная норма не может быть реализована в полном объеме. Система оплаты труда осужденных, как правило, сдельная. Повременная оплата может применяться лишь на работах, не поддающихся нормированию и точному учету. Законодателем закреплены формы привлечения к труду осужденных к лишению свободы (ст. 17 Закона от 21 июля 1993 года). В Правилах внутреннего распорядка содержится перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных (приложение № 8 к Правилам). Осужденным к лишению свободы разрешена предпринимательская деятельность, однако порядок ее осуществления оговорен целым рядом условий.
Как общее, так и профессиональное образование осужденных к лишению свободы организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством об образовании. Существует, правда, и ряд ведомственных положений и инструкций, отражающих специфику этого вида деятельности в местах лишения свободы1.

Тема 7. Наказание

Учебные вопросы:
1. Общее понятие и основные черты наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
2. Место ограничения свободы в системе наказаний.
3. Злостное уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Литература:
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Закон РФ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст.3591.
Закон РФ "О судебных приставах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст.3590.
Горобцов В. И. Социально-историческая обусловленность мер правового воздействия, альтернативных лишению свободы // Научный вестник Тюменского юридического института МВД России. Тюмень: ТЮИ МВД России, 2002.
Комарицкий С. И. Эффективность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. М., 1991.
Кузьмиченко Н. В. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания. М., 1991.
Литвина Е. С. Социально-криминологическая обусловленность наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. Ч. 9. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002.
Погосян Т. Ю. Штраф как мера уголовного наказания. Свердловск, 1989.
Тарленко К. Н. К вопросу о содержании наказания в виде обязательных работ // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. Ч. 9. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002.
Уткин В. А. Перспективы уголовного наказания в виде ограничения свободы // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. 4.6. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000.
Цокуева И. М. Уголовные наказания имущественного характера. Краснодар, 1999.
Инструкция о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания: Приложение к приказу МВД России № 403 от 1 июля 1997 года // Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов. Том 2. М.: Новый юрист, 1998.
Положение об уголовно-исполнительных инспекциях // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 25. Ст. 2947.
Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А. И. Зуб-кова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

1. Как уже было сказано ранее, легальное определение понятия "изоляция от общества" на сегодняшний день отсутствует. Его нам не дают ни текст закона, ни подзаконные нормативные акты. Поэтому выделение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, имеет в определенной степени произвольный характер.
Если следовать тексту Уголовно-исполнительного кодекса РФ, то к данной категории должны быть отнесены такие основные наказания, как обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, а также все, назначаемые только в качестве дополнительных (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) или в качестве как дополнительных, так и основных (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
Ввиду отсутствия четких критериев отнесения того или иного вида наказания к данной группе, попытаемся выделить их наиболее характерные черты.
Большинство наказаний, не связанных с изоляцией от общества, предполагает для осужденного те или иные материальные ограничения, то есть наказание имеет характер денежного (или имущественного) взыскания. Так, например, штраф представляет собой
денежное взыскание, исчисляемое в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.
Основой наказания в виде исправительных работ выступают удержания из заработной платы осужденного в пределах от пяти до двадцати процентов ежемесячно. То есть это стабильное недополучение определенной части дохода на период от двух месяцев до двух лет.
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Таким образом, осужденный не получит вознаграждения за работу в течение от восьми до тридцати полных рабочих дней.
Не столь явно этот признак выражен у наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако ограничение в выборе трудовой деятельности может также обернуться упущенной материальной выгодой.
При отбывании наказаний, не связанных с изоляцией от общества, на осужденного не возлагается обязанность проживать в учреждении, исполняющем наказание. Могут вводиться определенные ограничения свободы передвижения - так, от отбывающих исправительные и обязательные работы требуется ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию о смене места жительства (см. ч. 1 ст. 26 и ч. 5 ст. 40 УИК РФ). Но, тем не менее, проживают осужденные дома.
Если это не противоречит требованиям приговора суда (например, о запрете занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), осужденный продолжает трудиться на прежнем рабочем месте.
Наказание может исполняться государственным органом, для которого подобная деятельность не является основной. Это относится в первую очередь к наказаниям, исполняемым судом (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград). Даже в случаях, когда наказание исполняется службой судебных приставов (принудительное взыскание штрафа), мы имеем дело с государственной структурой, выполняющей еще ряд функций наряду с вышеназванной.
При исполнении наказания уголовно-исполнительной инспекцией (специализированный государственный орган, созданный именно для исполнения наказаний) достаточно четко прослеживаются отличия от деятельности исправительных учреждений, арестных домов или дисциплинарных воинских частей, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества. Отсутствие изоляции человека от общества существенно снижает карательный потенциал применяемого наказания и вносит некоторый элемент добровольности в его исполнение. В этой связи уголовно-исполнительные инспекции в значительной мере заняты не столько исполнением, сколько контролем исполнения наказания. У уголовно-исполнительных инспекций отсутствует право применять поощрения и взыскания по отношению к осужденным. Этим, как и организацией труда осужденных, контролем его количества и качества, заняты предприятия и учреждения, в которых работают осужденные.

2. Совершенно особое место в рассматриваемой группе занимает наказание в виде ограничения свободы. Причем первый момент, обращающий на себя внимание, не относится к исполнению именно этого наказания.
Ст. 36 УИК РФ определяет порядок исчисления срока наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случае назначения этого наказания в качестве дополнительного срок исчисляется по-разному в зависимости от того, дополнительным к какому наказанию оно назначено. При назначении в качестве дополнительного к штрафу, обязательным работам или к исправительным работам срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Если рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, "срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения". Относительно ареста, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы все понятно - все они могут быть отнесены к "связанным с изоляцией от общества". В условиях изоляции осужденный не может занимать запрещенные для него должности и для него затруднительно зани-
маться запрещенной деятельностью. Однако в этом же перечне присутствует и ограничение свободы - наказание, помещенное в УИК РФ в раздел не связанных с этой самой изоляцией.
Проанализировав порядок и условия исполнения (отбывания) ограничения свободы, приходишь к выводу, что данное наказание не соответствует ни одному из отмеченных выше критериев.
Во-первых, наказание в виде ограничения свободы полностью лишено каких бы то ни было элементов денежного (или имущественного) взыскания. Если осужденный к ограничению свободы работает, то из его заработной платы не производится никаких удержаний, обусловленных исполнением наказания.
Во-вторых, осужденный к ограничению свободы не проживает дома. В соответствии со ст. 47 УИК РФ, "осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены". По аналогии с ранее существовавшими спецкомендатурами органов внутренних дел можно было бы предположить, что сеть исправительных центров будет относительно густой. Утверждать это с той или иной степенью достоверности пока не приходится, трудно предположить, по какому пути пойдет практика со времени создания в будущем этих видов учреждений. Однако совершенно ясно, это будет проживание не по прежнему месту жительства.
В-третьих, осужденный не трудится по прежнему месту работы. Осужденные обязаны "работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра" (п. "б" ч. 3 ст. 50 УИК РФ).
И, наконец, как уже было сказано, наказание в виде ограничения свободы исполняется специально для этого создаваемыми учреждениями - исправительными центрами (в организации деятельности которых много сходного с деятельностью исправительных учреждений). Орган местного самоуправления по представлению территориального органа уголовно-исполнительной системы, согласованному с органом внутренних дел, определяет границы территории исправительного центра (ч.1 ст.50 УИК РФ), за пределы которой осужденный не вправе выходить без разрешения на то администрации центра (п. "в" ч.З ст.50 УИК РФ). На территории данного учреждения должны действовать Правила внутреннего распорядка исправительных центров, которым обязаны подчиняться
не только осужденные, но и иные лица, находящиеся на этой территории. Осужденные не имеют на руках паспортов или заменяющих их документов, вместо этого они обязаны постоянно иметь при себе "документ установленного образца, удостоверяющий личность" (п. "е" ч. 3 ст. 50 УИК РФ). Для осужденных, находящихся в исправительных центрах, устанавливается перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и приобретению (ч. 6 ст. 50 УИК РФ). Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру (ч. 7 ст. 50 УИК РФ). По сравнению с иными наказаниями, не связанными с изоляцией от общества, при исполнении ограничения свободы администрация исполняющего наказание учреждения (исправительного центра) пользуется достаточно широкими дисциплинарными правами по отношению к осужденным - статьи 57 и 58 УИК РФ содержат перечни поощрений и взысканий, применяемых к отбывающим это наказание. Причем среди взысканий фигурирует водворение в дисциплинарный изолятор сроком до 15 суток (п. "в" ч. 2 ст. 58 УИК РФ), то есть помещение в условия, которые по аналогии с другими видами наказания могут быть названы условиями "строгой изоляции", что довольно странно для наказания, не связанного (de jure) с изоляцией как таковой.
Осужденные, отбывающие ограничение свободы, организуются в отряды (как в исправительных учреждениях).
Статья 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных на личную безопасность, регламентирует порядок реализации этого права в отношении отбывающих арест, лишение свободы и ограничение свободы. То есть вновь ограничение свободы фигурирует вместе с наказаниями, связанными с изоляцией от общества. Аналогичная картина выявляется и в отношении регламентации порядка освобождения от отбывания наказания. Предусмотрен единый порядок освобождения от таких видов наказаний, как арест, лишение свободы и ограничение свободы.
Описанные выше условия, предусмотренные для исполнения (отбывания) ограничения свободы, во многом (если не в большинстве своем) соответствуют условиям исполнения (отбывания) наказания в колониях-поселениях (см. ст. 129 УИК РФ). Однако есть весьма существенное различие - колонии-поселения исполняют лишение свободы. В результате для двух разных осужденных, отбывающих
наказания за аналогичные преступления в почти идентичных условиях, это будет иметь кардинально разные правовые последствия.
При самовольном оставлении исправительного центра без уважительных причин это будет квалифицировано как злостное уклонение от отбывания наказания и грозит осужденному заменой неотбытой части срока на лишение свободы. Аналогичное оставление колонии-поселения будет квалифицироваться по ст. 313 УК РФ как побег из места лишения свободы. А это - новое осуждение, новый срок, отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, причем человек (как совершивший умышленное преступление в период отбывания лишения свободы) будет сразу же помещен в строгие условия отбывания наказания.
Если оба наши осужденные отбывали наказание впервые и до снятия или погашения судимости вновь совершили умышленное преступление (допустим, тяжкое), за которое их осудили к лишению свободы, то один из них (отбывавший наказание в исправительном центре) будет направлен в исправительную колонию общего режима, второй (тот, что содержался в колонии-поселении) - в колонию строгого режима.
Но даже если эти два человека отбыли наказание и никогда более не совершали преступлений, последствия для них все равно существенно различаются. Срок судимости для лиц, осуждавшихся к наказаниям более мягким, чем лишение свободы (каковым является ограничение свободы), предусмотрен в один год; для осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести (то есть когда лишение свободы может отбываться в колонии-поселении) - три года.
Описанная выше ситуация, при всей ее внешней парадоксальности, является в известной степени закономерной. Дело в том, что довольно продолжительное время высказывались предложения <


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.