Вращение гун природы. Возвышение и деградация души — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вращение гун природы. Возвышение и деградация души

2021-06-01 31
Вращение гун природы. Возвышение и деградация души 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Гуна добродетели, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от последствий всех грехов.

Бхагавад‑гита, 14.6

 

 

Гуна страсти рождается из неограниченных желаний и вожделения. И вследствие этого воплощенное в теле живое существо привязано к материальной кармической деятельности.

Бхагавад‑гита, 14.7

 

Созидание, существование и разрушение – это вселенский закон, который поддерживается вечным вращением гун материальной природы, и он лежит в основе закона реинкарнации.

Гуна – это энергия, которая «окрашивает» духовное живое существо в разнообразные качества материи. Материальная природа имеет всего три качества, или три гуны. Но, поскольку они смешиваются, их может быть безграничное множество. Поэтому одна и та же душа, попадая под влияние различных гун, проявляет себя по‑разному.

Это можно сравнить с тем, что один и тот же человек в разной одежде ведет себя по‑разному. В чистой одежде никто не захочет заниматься грязной работой, а в грязной одежде неудобно появляться в общественных местах или на праздниках.

Одежда – это покрытие разного качества, которое можно изменить, приложив определенные усилия. Например, чистую одежду можно загрязнить, а грязную одежду можно постирать. Аналогично этому если мы будем общаться с чистой гуной, то наша жизнь будет чиста, здорова и счастлива не только в этом воплощении. Но есть гуна, которая может осквернить нашу настоящую жизнь и ухудшить будущее воплощение.

Понимая эти закономерности, вы сможете получить некоторое представление о своем следующем воплощении.

 

Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью. Поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.

Бхагавад‑гита, 14.7

 

 

Что касается деятельности в гуне невежества, то человек, занятый ею, лишен знания, поэтому он страдает в настоящем, а в будущем получит тело животного.

Бхагавад‑гита, 14.16, комм.

 

 

Саттва‑гуна. Путь в рай

 

Саттва‑гуна – это гуна добродетели, она отвечает за поддержание жизни, и ей свойственно качество знания. Саттва‑гуна характеризуется чувством просветления и счастья. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность, свежесть чувств, спокойствие, аскетизм, терпение, честность, мудрость, религиозность, сила, здоровье, решимость и энтузиазм в исполнении долга, в том числе при неудачах, свобода от привязанностей, ясное сознание даже во сне, милосердие, управление чувствами и умом, понимание души, удовлетворенность, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, благотворительность по отношению к достойной личности, сопровождающаяся чувством долга. Эти качества ведут человека на райские планеты в следующей жизни.

 

Раджа‑гуна. Человеческое рождение

 

Раджа‑гуна – качество страсти. Она отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Раджа‑гуна проявляет в человеке жадность, похоть, привязанность, сепаратизм, желание борьбы, переживания за престиж и удачу, героизм, силу, решимость, находчивость, отвагу в бою, благородство, умение руководить, периодические страдания, потерю духовного знания, ослепление личными желаниями, жизнь в городе, неудовлетворенность даже при успехе, ложную гордость, желание большего успеха, чем у других, оправдание своих поступков силой, желание слушать прославления в свой адрес, осмеяние других, доблесть, полное нежелание давать пожертвование или занятие благотворительностью в расчете на возмещение и ради престижа. Эти качества возвращают человека после смерти в человеческую форму жизни.

 

Тама‑гуна. Путь в ад

 

Тама‑гуна – это качество невежества. Она порождает разрушение и уничтожение. Характеризуется такими качествами, как пассивность, лень, всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь, глупость, долгий сон, безумие, поклонение призракам и духам, упрямство, лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о ее последствиях, самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище. Эти качества ведут человека в адские формы жизни.

 

Гуны проникают в человека, когда он соприкасается с ними, созерцая этот мир, принимая пищу и общаясь с другими людьми. Гуны везде и всюду, даже в наших мыслях, поэтому у нас нет представления о чистом состоянии духа вне гун природы.

Одна рыба узнала, что все ее сородичи живут в воде. Она плавала и спрашивала у других рыб, что такое вода и как ее увидеть. В воде рыба рождается, вода поддерживает ее жизнь, в воде же рыба и умирает, поэтому она не может понять, что такое вода и что такое жизнь на суше.

Так же и реинкарнация, или перевоплощение человека, происходит в гунах материальной природы, которые образуют замкнутый цикл рождения, существования и смерти, называемый самсара.

Посмотрите вокруг: все люди рождаются, живут какое‑то время, а затем умирают… Так происходит вечно. Даже Вселенная подчинена этому принципу проявления и уничтожения.

Выход из этой великой ловушки творения начинается с достижения гуны добродетели. Правда, даже достигнув просветления, человек может снова погрузиться в иллюзию, если не займет себя высшей деятельностью.

Но когда он обладает всеми качествами добродетели и при этом не привязан к ним, действуя бескорыстно, когда он живет, не опираясь на материальную сторону бытия – еду, сон, совокупление и оборону, и когда он обрел любовь к Богу, тогда этот человек больше не рождается в материальном мире. Он уходит в царство Бога.

 

Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.

Бхагавад‑гита, 14.17

 

 

Те, кто пребывает в гуне благости, после смерти поднимаются на высшие планеты, люди в гуне страсти остаются на земных планетах, а те, кто находится под влиянием низшей из гун, отвратительной гуны невежества, попадают в адские миры.

Бхагавад‑гита, 14.18

 

 

Материя постоянно изменяется, трансформируется, переходя из одного качества в другое, хотя сама по себе она мертва и не имеет ни одного желания, которые присущи жизни. Это указывает на то, что над ней есть высшая воля, во власти которой она находится.

 

 

Облако в небе, рожденное морем и солнцем, проливает свои воды на землю и снова возвращается в океан. Деревья и травы выходят из земли и снова уходят в землю. Земля хранит в себе семена всех видов жизни, которые то появляются на свет, то исчезают из виду.

Тела всех видов жизни вечно перемешиваются друг с другом, чтобы поддерживать свою жизнь и свой род. Тому, кто наблюдает за этими вечными превращениями, трудно понять смысл происходящего, если он живет в этом мире с единственной мыслью – выжить.

 

 

На последнем этапе жизненного пути нужно решительно отринуть страх смерти. Однако прежде следует разрубить узел привязанности к материальному телу и всему, что с ним связано, и избавиться от всех сопутствующих телу желаний.

Бхагавата‑пурана, 2.1.15

 

Часть вторая. Путь к себе

 

 

Истинный путь к себе – это путь к Богу. Если безграничному Богу всего хватает для существования, то почему маленькой душе всегда чего‑то не хватает в этом мире? Потому что она заключена в клетку материального тела. Путь к себе – это путь освобождения души из замкнутого цикла рождения и смерти. Когда мы освободимся, то сможем понять Бога и узнаем, по каким законам Он живет. Ведь мы тоже можем жить по Его законам.

 

 

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

Бхагавад‑гита, 2.22

 

Реинкарнация не обязательно связана со смертью тела. На самом деле она протекает в течение всей жизни человека непрерывно. Языком науки эти процессы называются биологическим обменом веществ, а ведические учения называют это сменой тела. Например, ребенок становится юношей. Совершенно очевидно, что тело изменилось. Затем он становится взрослым человеком, а потом пожилым и наконец стариком. Тело продолжает меняться. Но только когда необходимо сменить тип тела, приходит смерть. Само же тело меняется постоянно с помощью обмена веществ. Когда обмен веществ нарушается из‑за болезни или старости и тело больше не может обновляться, тогда происходит его распад, или разложение. Это называют развоплощением, или уходом жизни из тела. Личность уходит из разрушенного дома, чтобы поселиться в новом жилище, унося в следующее воплощение свое умонастроение и карму.

Но обратите внимание, что сама личность не меняется никогда. Могу ли Я стать кем‑то другим? Это невозможно. Даже если человеку заменить протезами руки и ноги, вставить имплантаты и вживить новые органы, его Я от этого не изменится. Перемены тела могут беспокоить личность, но сама она не изменится ни при каких обстоятельствах.

Например, у человека есть старая машина «Запорожец», изготовленная пятьдесят лет назад. За столь долгий период хозяин заменил в ней практически все детали – колеса, двигатель и, возможно, даже весь кузов, но мы видим всё тот же «запорожец». На самом деле это уже совсем другая машина, сохранилась только ее марка или тип. Сам владелец машины, конечно же, не изменился, но он расстраивался, когда машина ломалась, и он будет сожалеть, когда она полностью выйдет из строя. Тело старится и умирает, а личность внутри скорбит.

Точно так же, встречая старинного друга через много лет, мы думаем: «Как он изменился за 65 лет!» Но он сам остался тем же, хотя тело совсем другое, сохранился его тип, он тот же – русский, мужчина, с добрым характером. Это значит, что его тело менялось на протяжении 65 лет, и придет время, когда уже невозможно будет пришить новые заплаты на старую одежду, и тело придется «выбросить», для того чтобы получить новое.

Однако в новом воплощенном теле опознать знакомую личность практически невозможно. Мы не узнаем друг друга в новом воплощении, и это означает, что мы так и не увидели истинную душу окружающих нас людей в прошлом и, увы, не видим в настоящем. Мы видим, что любое тело растет, старится и умирает. Мы чувствуем, что личность внутри тела радуется или скорбит, переживая ту или иную трансформацию.

 

Душа по величине равна одной десятитысячной кончика волоса. Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души.

Бхагавад‑гита, 2.17, комм.

 

 

Трансформация и информация

 

 

Духовная искра является движущей силой материального тела. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела и проявляется как сознание. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле.

Бхагавад‑гита, 2.17

 

Не только человек обладает знанием, но и все виды жизни несут в себе определенное количество информации. Даже неодушевленная материя наделяется информацией. Информация бывает двух видов – внутренняя и внешняя. Внутренняя – это сознание живого существа, а внешняя – это форма. Например, скульптура красивой женщины – это камень или глина, несущие информацию о красивой женщине. Информация как бы нанесена на камень извне, поэтому ее можно назвать внешней. Но живая красивая женщина имеет эту информацию внутри себя, поэтому она стала красивой без посторонней помощи. Информация о красоте есть у всех людей – все хотят быть красивыми, но она не может воплотиться, когда человек имеет плохую карму. Плохая карма искажает энергию красоты, и человек может родиться уродливым. Мы можем научиться читать язык природы: изначально все живые существа прекрасны, но затем эта красота трансформируется под влиянием внутренней и внешней информации.

 

Зачем нужна трансформация?

 

 

Кто, получив тело человека, не совершает предписанного Ведами цикла жертвоприношений, несомненно ведет жизнь, полную греха. Стремясь лишь к чувственным удовольствиям, такой человек проживает жизнь впустую.

Бхагавад‑гита, 3.16

 

Материя постоянно изменяется, трансформируется, переходя из одного качества в другое, хотя сама по себе она мертва и не имеет ни одного желания, которые присущи жизни. Это указывает на то, что над ней есть высшая воля, во власти которой она находится. Тогда как живая душа никогда не меняется, меняются только ее желания. Одно желание порождает другое, и так происходит бесконечно и непрерывно, потому что окружающий мир привлекателен, но не постоянен. Он привлекает множеством форм, звуков, запахов, вкусов и вовлекает в деятельность. Так, мы можем приготовить вкусный обед на неделю, но через сутки его вкус изменится. Он испортится, станет отвратительным, с плохим запахом. Наш обед трансформировался, и, чтобы насладиться свежим вкусом, нужно всё готовить заново. Зачем нужна трансформация пищи? Чтобы снова и снова стоять у плиты?

Таким образом, добиваться наслаждения приходится с помощью постоянных усилий, потому что хотя материя и привлекательна, но она неминуемо утрачивает свои качества и новизну. Свежая роза вянет на глазах, красивые вещи изнашиваются, мебель ломается, и, чтобы наслаждаться в этом мире, человеку приходится тяжело трудиться, манипулируя мертвой материей так, чтобы добиваться того, чего он постоянно от нее хочет. Как говорится, любишь кататься – люби и саночки возить.

Итак, изменяясь, природа заставляет человека трудиться не покладая рук. Каждый год нужно снова и снова вспахивать землю и собирать урожай. В этом и заключается смысл вечной трансформации материальной природы – чтобы занимать деятельностью всех живых существ.

В этой деятельности человек занимает также и творческую энергию своего разума, создавая возвышенные образы. Он может стать героем труда или героем войны, лауреатом Нобелевской премии. Так совершенствуется и перерождается сам человек, воплощая в материи свою мечту, до тех пор, пока не достигнет божественного сознания. Тогда можно считать, что он возвысился над материей, или, как говорят, превзошел самого себя.

Трансформация нужна не только для того, чтобы возбуждать бесконечные желания души, но также и для того, чтобы вводить ее в заблуждение. Когда душа заблуждается, она думает, что счастлива в это мире, потому что может делать с ним всё, что захочет. Она чувствует себя здесь полноправной хозяйкой и ничего не хочет терять. Но так как в материальном мире всё временно, то рано или поздно она сталкивается с потерями и испытывает глубокие страдания.

Но какие были бы страдания, если бы материальный мир был вечно неизменным? Тогда его невозможно было бы изменить согласно нашим желаниям. Поэтому для души, находящейся в материальном мире и имеющей вечно меняющиеся желания, дан вечно меняющийся мир.

 

Всё созданное человеком поглотит время, но вечным останется творение Господа.

 

 

Весь космический порядок находится в Моей власти. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей воле он уничтожается, когда приходит время.

Бхагавад‑гита, 9.8

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.