Всего семинарских занятий – 18 ч. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Всего семинарских занятий – 18 ч.

2021-06-01 29
Всего семинарских занятий – 18 ч. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.4. Лабораторные занятия, их наименование, краткое содержание и объем в часах – нет

2.5. Курсовой проект (работа) – нет

Самостоятельная работа и контроль успеваемости

Самостоятельная работа студентов включает: проработку лекционного материала по конспектам и учебной литературе в соответствии с методическими указаниями по дисциплине, подготовку к практическим занятиям и презентациям, в ходе которых осуществляется контроль самостоятельной работы студентов. Планирование всех видов занятий производится в технологической карте дисциплины (табл.2). Текущая успеваемость контролируется опросами по теоретическому курсу (КО) на семинарских занятиях, тестированием (Т), путём презентаций студентами выполненных индивидуальных практических работ (КСР).

Распределение часов по темам и видам занятий

Таблица 1


№ п/п

Наименование темы дисциплины

Всего часов

Объём, час.

Формы контроля

Лекции Семинары, включая КСР Лабораторные Самостоятельная работа
1. Тема 1.Введение в анализ отраслевой организации рынков     8   2 2 - 4 КО, Т
  Тема 2.Барьеры входа-выхода фирм на отраслевые рынки. 4 1 1 - 2 КО, КСР
  Тема 3. Рыночная власть и показатели ее измерения   4 1 1 - 2 КО, Т, КСР
  Тема 4.Дифференциация продукта на отраслевом рынке.     9   2 3 - 4 КО, Т, КСР
  Тема 5.Исследования, инновации и патенты.   5   2 1 - 2 КО, КСР
  Тема 6. Интеграционные процессы на отраслевом рынке.   8 2 2 - 4 КО, Т, КСР
  Тема 7. Стратегическое взаимодействие фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде   8 2 2 - 4 КО, Т, КСР
  Тема 8. Ценовая дискриминация и информационные проблемы на отраслевых рынках.   8 2 2   4 КО, Т, КСР
  Тема 9. Результативность функционирования отраслевых рынков.     12     2 4 - 6 КО, Т, КСР
  Тема 10.  Антимонопольная и промышленная политика государства.   6 2 -   4 КСР

Итого всего за семестр:

72 18 18 - 36  

Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц):

72/2   - - - - -

 

Оценочные средства

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

Итоговый контроль - экзамен проводится на основе устного ответа или тестирования.

Задания для практических занятий

1. В соответствии с Гарвардской школой в основе исследования отраслевых рынков

лежит:

А) исследование проблем экономического выбора фирм, функционирующих в отрасли

на основе микроэкономических моделей;

Б) исследование эффективности рынков и поведения присутствующих на них фирм;

В) исследование взаимосвязей между характеристиками отрасли и поведением

функционирующих в отрасли фирм;

Г) исследование   уровня концентрации продавцов на отраслевых рынках;

Д) нет правильного ответа.

2. Монопсония, ограниченная олигополией, это рыночная структура, в которой на рынке

присутствуют:

А) один доминирующий покупатель и несколько мелких покупателей;

Б) один доминирующий продавец и несколько крупных покупателей;

В) несколько крупных продавцов и несколько крупных покупателей;

Г) один продавец и один покупатель;

Д) нет правильного ответа.

3. Функция предложения монополиста:

А) это зависимость между рыночной ценой и объемом предлагаемой на рынок

продукции;

Б) совпадает с функцией предельных издержек;

В) совпадает с функцией средних издержек;

Г) нет правильного ответа.

4. В модели совершенной конкуренции для отдельного производителя возможно

получение положительной экономической прибыли при условии, что

А) выручка покрывает постоянные затраты производителя;

Б) отрасль рассматривается в коротком периоде;

В) отрасль рассматривается в долгосрочном периоде;

Г) такая ситуация невозможна.

5. Коэффициент Бэйна выводится исходя из:

А) рыночной и восстановительной стоимости фирмы;

Б) показателя   перекрестной эластичности спроса;

В) соотношения экономической прибыли и собственного капитала;

Г) показателя прямой эластичности спроса по цене и показателя ограниченности

мощностей конкурентов;

Д) нет правильного ответа.

6. Необходимость покупки лицензии на ведение деятельности монополистом приводит к:

А) снижению выручки;

Б) росту цены на продукцию;

В) снижению объема выпускаемой продукции;

Г) росту цены и снижению объема выпуска;

Д) нет правильного ответа.

7. Снижение транспортных затрат в модели Хотеллинга означает:

А) снижение потребительского спроса на данный вид товара;

Б) увеличение потребительского спроса на данный вид товара;

В) уменьшение дифференциации товара для потребителей;

Г) увеличение приверженности потребителей к товару;

Д) нет правильного ответа.

8. В модели Салопа увеличение барьеров входа и транспортных затрат приводит в

долгосрочном плане к:

А) росту числа фирм;

Б) сокращению числа фирм;

В) число фирм не изменится;

Г) нет прямой связи.

9. Поглощения, в результате которых улучшается эффективность работы предприятия,

называют:

А) стяжательными поглощениями;

Б) аллокативными поглощениями;

В) управленческими поглощениями;

Г) конгломератными поглощениями.

10. Ценовая дискриминация второй степени предполагает:

А) межличностное и межперсональное различение цен спроса;

Б) только межличностное различение цен спроса;

В) только межперсональное различение цен спроса;

Г) нет правильного ответа.

11. В условиях ценовой дискриминации выполняется следующее (QI, QII, QIII –

оптимальные для дискриминирующей фирмы объемы при соответствующих видах

ценовой дискриминации):

А) QI < QII < QIII;

Б) QI > QII > QIII;

В) QI > QII и QIII;

Г) QI < QII и QIII;

Д) QIII > QI и QII;

Е) QII > QI и QIII.

12. В модели Capital Assets Pricing Model показатель βx отражает:

А) норму доходности ценной бумаги;

Б) норму доходности по безрисковым активам;

В) риск инвестирования в ценную бумагу;

Г) среднюю рыночную доходность;

Д) нет правильного ответа.

13. В модели Шмалензи принимается гипотеза о том, что потребители совершают

пробную покупку, если:

А) цена пробного товара ниже цены уже потребляемого товара;

Б) потребительский излишек от пробной покупки превышает потребительский излишек от потребляемой продукции;

В) риск того, что покупаемый продукт окажется неудовлетворительного качества, невелик;

Г) потребитель в любом случае совершит пробную покупку товара;

Д) нет правильного ответа.

14. В соответствии с теоремой Дорфмана-Штайнера оптимальная доля расходов на рекламу увеличивается при:

А) росте эластичности спроса по расходам на рекламу и росте монопольной власти;

Б) росте эластичности спроса по расходам на рекламу и снижении монопольной власти;

В) снижении эластичности спроса по расходам на рекламу и росте монопольной власти;

Г) снижении эластичности спроса по расходам на рекламу и снижении монопольной власти.

15. Малой фирме наиболее выгодно увеличивать расходы на рекламу при наличии в отрасли крупной фирмы, если:

А) эффект расширения отрасли значителен, эффект поглощения конкурентов значителен;

Б) эффект расширения отрасли значителен, эффект поглощения конкурентов незначителен;

В) эффект расширения отрасли незначителен, эффект поглощения конкурентов значителен;

Г) эффект расширения отрасли незначителен, эффект поглощения конкурентов незначителен.

16. Вытеснение с рынка высококачественных товаров низкокачественными обусловлено:

А) феноменом   недобросовестного поведения контрагента;

Б) проблемой негативного отбора;

В) нерациональностью потребителей;

Г) А+Б+В;

Д) А+В.

17. Какой из ниже перечисленных факторов не способствует решению проблемы асимметричности информации:

А) репутация фирмы;

Б) гарантии на продукцию;

В) высокие цены на продукцию;

Г) расточительные расходы;

Д) низкие входные цены.

18. Цены Рамсея для многопродуктового монополиста используются государством для:

А) увеличения общественного благосостояния;

Б) ограничения объемов выпускаемой продукции;

В) выравнивания цен на различных рынках;

Г) дотирования естественных монополий;

Д) нет правильного ответа.

19. Монопольная власть в соответствии с коэффициентом Папандреу растет при:

А) росте мощностей конкурентов и росте перекрестной эластичности спроса по ценам конкурентов;

Б) росте мощностей конкурентов и снижении перекрестной эластичности спроса по ценам конкурентов;

В) снижении мощностей конкурентов и снижении перекрестной эластичности спроса по ценам конкурентов;

Г) снижении мощностей конкурентов и росте перекрестной эластичности спроса по ценам конкурентов.

20. Применение монополиями двуставочного тарифа вместо линейного ведет к:

А) потере общественного благосостояния;

Б) росту общественного благосостояния;

В) общественное благосостояние не меняется;

Г) сегментации рынка;

Д) А+Г;

Е) Б+Г.

21. Объем расходов на рекламу в условиях монополистической конкуренции:

А) меньше оптимального;

Б) больше оптимального;

В) равен оптимальному;

Г) может быть как выше, так и ниже оптимального;

Д) безотносителен оптимального.

22. При долгосрочном равновесии в модели монополистической конкуренции рыночная цена:

А) равна предельным издержкам;

Б) превышает средние издержки;

В) равна средним издержкам;

Г) равна предельной выручке;

Д) равна средней выручке;

Е) нет правильного ответа.

23. В случае вертикальной дифференциации продукции потребители могут различать

продукцию исходя из (отметьте правильные варианты):

А) торговой марки;

Б) упаковки;

В) качества;

Г) уровня цены;

Д) уровня дохода;

Е) удовлетворяемых вкусов.

24. В случае горизонтальной дифференциации продукции потребители могут различать продукцию исходя из (отметьте правильные варианты):

А) торговой марки;

Б) упаковки;

В) качества;

Г) уровня цены;

Д) уровня дохода;

Е) удовлетворяемых вкусов.

25. В модели Форхаймера доминирующая фирма определяет:

А) какой объем продукции будет максимизировать ее прибыль;

Б) какая цена на продукцию будет максимизировать ее прибыль;

В) какой уровень рекламы будет максимизировать ее прибыль;

Г) какой уровень издержек будет максимизировать ее прибыль;

Д) какое количество конкурентных фирм будет присутствовать на рынке.

26. Пусть в отрасли функционирует 10 компаний со следующими рыночными долями (Si):

S1 = 5%, S2 = 15%, S3 = 2%, S4 = 12%, S5 = 10%, S6 = 7%, S7 = 5%, S8 = 5%, S9 = 20%, S10 =

19%.

Рассчитайте индекс концентрации C4, C8.

27. Пусть в отрасли функционируют фирмы с идентичными кривыми общих издержек:

TC (q) = 0.05× q 2 + 2 × q +1000. Если цена, установившаяся на продукцию в данной отрасли, составляет 10, а оптимальный объем выпуска – 50, то коэффициент Лернера составит (привести расчеты и его значение):

28. Пусть в отрасли присутствует 10 фирм, а показатель дисперсии рыночной доли составляет 0.01. Индекс Херфиндаля-Хиршмана составит (привести расчеты и его значение):

29. При условии, что норма доходности по безрисковым активам равна 10%, среднерыночная норма доходности составляет 15%, а риск инвестирования в предприятия данной отрасли оценивается в 2.4 к среднерыночному риску, рассчитать норму нормальной прибыли по в данной отрасли.

30. Пусть долгосрочные средние издержки имеют вид: LATC(Q) = 100Q – Q2 + 1000. Определить минимально эффективный выпуск:

31. Модель Акерлоффа. Пусть цена, по которой покупатели готовы купить качественный товар, составляет 100, а некачественный – 50. Продавцы же готовы продать качественный товар не менее чем за 60, а некачественный – 40. Определить долю качественных товаров, при которой будут проданы только некачественные товары.

32. На рынке действует 10 фирм с рыночной долей 10% каждая. Рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана.

33. На рынке действует 8 фирм. Объем их продаж представлен следующим образом (в млрд.руб.):

Фирма 1 2 3 4 5 6 7 8

Объем

продаж 100 90 80 130 70 60 110 50

Рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана. Определить рыночную структуру отрасли.

34. Известно, что распределение рыночных долей в отрасли выглядит следующим образом:

№ фирмы Доля в общем объеме продаж

1 0,4

2 0,3

3 0,2

4 0,1

a) Определить показатель дисперсии рыночных долей.

б) Определить индекс Херфиндаля-Хиршмана, сделайте вывод об уровне концентрации в отрасли.

в) Определите среднеотраслевой индекс Лернера, если известно, что ценообразование несогласованное, а при снижении цены на 4% общий объем продаж вырос на 12%.

35. Пусть цены факторов производства составляют PK = 1, PL = 1, производственная функция определяется следующей зависимостью: q(K, L) = K×L. Определить средние издержки фирмы.

36. На рынке автомобилей попадаются хорошие и плохие. Пусть продавцы и покупатели все нейтральны к риску, и имеют следующую резервационную цену, описывающую ценность соответствующих машин для них.

Резервационная

цена Покупатель Продавец

Хороший

автомобиль

100 000 руб. 80 000 руб.

Плохой автомобиль 50 000 руб. 40 000 руб.

Предложение автомобилей совершенно неэластично, тогда как спрос совершенно эластичен. Пусть только продавцы знают качество автомобилей (q – доля хороших автомобилей). Найти критическое значение q* такое, что если q<q*, рынок хороших автомобилей исчезнет.

37. На рынке действует доминирующая большая фирма, которая определяет общий уровень цены товара для всех продавцов. Рыночный спрос описывается уравнением:

D(p)=500-p.

Число прочих, мелких фирм, строго фиксировано: n=10.

38. Функция издержек мелкой фирмы: Cм(qм)=100qм+5qм

 

Функция издержек доминирующей фирмы: Cд(Qд)=50Qд+3Qд

 

а) вывести   кривую предложения для мелкой фирмы: Sм(p);

б) определить, какова будет установлена цена товара на рынке доминирующей фирмой, какой объем товара продаст она, а какой каждая мелкая фирма в равновесии.

 

Темы эссе:

«Анализ отраслевого рынка на основе концепции «Структура–поведение–результативность» на примере отрасли России (по выбору студента);

"Взаимосвязь рыночной ситуации, рекламной и маркетинговой политики участников отраслевого рынка" на примере отрасли экономики России, высоко- и среднеразвитых стран (по выбору студента);

"Рыночная ситуация и экономическая безопасность" на примере отдельных предприятий России, высоко- и среднеразвитых стран (по выбору студента).

"Внутриотраслевые соглашения и их влияние на отраслевой рынок" на примере отраслей экономики России, СНГ в целом, высоко- и среднеразвитых стран (по выбору студента);

"Влияние отраслевых конвенций на отраслевые рынки" на примере международных рынков (по выбору студента).

"Эффективность антимонопольного и антитрестовского законодательства" на примере экономики России, высоко- и среднеразвитых стран (по выбору студента).

 

Вопросы к экзамену

1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков.

2. Сущность Гарвардской парадигмы. Критика данного подхода к анализу рынка представителями других школ.

3. Определение рынка и отрасли. Границы рынка. Виды рынков.

4. Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру.

5. Характеристика основных рыночных структур.

6. Концентрация продавцов на рынке. Показатели концентрации. Кривые концентрации.

7. Рыночная власть фирмы на отраслевом рынке и ее источники. Показатели рыночной власти.

8. Последствия реализации монопольной власти на отраслевом рынке. Оценка «мертвого груза» монополии.

9. Барьеры входа и выхода и структура отраслевого рынка.

10. Стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок.

11.Модели ценообразования, ограничивающего вход на отраслевой рынок: модель Бэйна и модель Модильяни.

12. Виды нестратегических барьеров.

13. Показатели оценки барьеров входа-выхода фирм.

14. Понятие продуктовой дифференциации, ее виды. Экономическая природа брендов.

15. Измерение продуктовой дифференциации, показатели дифференциации.

16.Модель монополистической конкуренции Чемберлена.

17.Модель вертикальной продуктовой дифференциации Саттона.

18.Модели горизонтальной (пространственной) дифференциации продукта.

19.Модель «линейного города» Г. Хотеллинга.

20.Модель «города на окружности» С. Салопа.

21. Оптимальный уровень расходов на рекламу. Модель Дорфмана-Штайнера.

22.Модель горизонтальной дифференциации товара Ланкастера.

23. Характеристика олигополистического рынка.

24. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии. Классификация несогласованных моделей олигополии.

25. Количественные модели олигополистического взаимодействия. Модель Курно и модель Штакельберга.

26. Ценовые модели олигополистического взаимодействия.

27.Модель Бертрана с однородным продуктом.

28.Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.

29.Модель Эджворта.

30. Характеристика рынка доминирующей фирмы.

31.Модель рынка доминирующей фирмы с закрытым и открытым входом на примере модели Форхаймера.

32. Картель как форма согласованного взаимодействия фирм на отраслевом рынке. Механизм формирования картеля.

33. Причины нестабильности картельных соглашений. Факторы, обеспечивающие устойчивость картельных соглашений.

34.Модель неполного картеля.

35.Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Стратегия «курка».

36. Экономическая природа естественной монополии.

37. Естественная монополия при растущем эффекте масштаба производства и при ограниченном спросе.

38.Методы государственного регулирования естественной монополии.

39. Проблемы реформирования отраслей естественной монополии в России и странах с рыночной экономикой.

40. Природа, цели и условия осуществления ценовой дискриминации.

41. Ценовая дискриминация первой степени.

42. Ценовая дискриминация второй степени.

43. Ценовая дискриминация третьей степени.

44. Последствия применения ценовой дискриминации для общественного благосостояния.

45. Интеграционные процессы на отраслевом рынке и формы их проявления.

46. Мотивы к формированию вертикально интегрированных структур.

47. Вертикальная интеграция, ее последствия. Эффект «двойной маржинализации».

48. Виды вертикальных ограничений и их последствия.

49. Процессы дезинтеграции. Аутсорсинг.

50. Стратегия диверсификации производства. Измерение уровня диверсификации.

51. Новые тенденции в развитии интеграционных процессов. Деятельность сетевых структур и кластеров

52. Стратегия расширения масштабов бизнеса: поглощения, слияния фирм.

53.Мотивы слияний и поглощений. Современные тенденции в практике слияний и поглощений фирм.

54. Необходимость промышленной (отраслевой) политики государства. «Провалы» рынка.

55. Промышленная политика государства в зарубежных странах. Конфликты между промышленной политикой и политикой поддержки конкуренции.

56. Задачи государственной промышленной политики в России.

57. Цели и методы государственной антимонопольной политики.

58. Антимонопольная политика в зарубежных странах (США, страны ЕС, Япония).

59. Антимонопольная политика в России.

66. Результативность отраслевых рынков: подходы к исследованию.

67. Результативность функционирования рыночных структур. Экономические и социальные последствия монополизации отраслевого рынка. Х-неэффективность и Х-эффективность монополии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная:

4. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб.Гос.Политехнического университета, 2009. 340 с. (Серия:"Экономическое образование в технических вузах").

5. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков.- М.: Юрайт, 2010.

6. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. М.: - ИНФРА – М., 2010.

7. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х тт. ― Спб.: Экономическая школа, 2000 (Tirole J. The Theory of Industrial Organization. MIT Press, 1988).

 8. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х Т. ― Спб.: Экономическая школа. 1999г.

9. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. ― М.: Инфра-М, 1997.

Дополнительная

Дополнительная:

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. ― М.: Магистр, 1998.

2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М, Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. ― М.: ТЕИС. 1998.

3. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. ― М.: ТЕИС, 1998.

4. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS, 1994, вып. 5, с.91-104.

5. Ансофф И. Стратегическое управление. ― М.: Экономика, 1989.

6. Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков, ч. I. — Новосибирск, 2000.

7. Касич С.П. Экономические приложения теории игр в задачах и упражнениях по курсу «Теория отраслевых рынков»: Учеб. пособие / Под ред. Гильмундинова В.М. –

Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – 91 с

8. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. ― М., 1990.

9. Коуз Р. Экономика организации отрасли: программа исследований / Фирма, рынок и право. ― М.: Дело, 1993. - с. 54-69.

10. Найт Ф. Понятие рынка и неопределенности. // THESIS, 1994, вып. 5, с.12-28.

11. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. ― М., 1986.

12. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 240 с. – (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»).

13. Теория фирмы / Под ред. В.М.Гальперина. ― Спб.: Экономическая школа, 1995.

14. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. ― СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996.

15. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. ― М.,1996.

16. Boadway R., Bruce N. Welfare Economics.- Oxford, 1984.- Ch. 1,3.

17. Carlton D.W., Perloff J.M. Modern Industrial Organization. ― Addison-Wesley, 2000.

18. Grossman S., Hart O. The Costs and Benefits of Ownership: A Theory of Lateral and Vertical Integration // Journal of Political Economy.- 1986.- Vol. 94.- P. 691- 719.

19. Handbook of Industrial Organization. R. Schmalensee and R. D. Willig (eds.). Vol. 1, Dordrecht, North-Holland, 1989.

20. Henderson J.M., Quandt R.E. Mikrooekonomische Theorie. Eine mathematische Darstellung.- 4. Aufl.- Muenchen, 977.- Kap. 6.

21. Martin Stephen. Advanced Industrial Economics. ― L., Blackwell Publishers, 1999.

22. Schmalenseе R. Industrial organization // New Pulgrave dictionary of economics. London, 1988. Vol. 2. P. 803-807.

23. Shy Oz. Industrial Organization (Theory and Applications). ― Chicago, The MIT Press, 1995.

24. Waldman D., Jensen E. Industrial Organization: Theory and Practice, 2-ed. ― Addison-Wesley, 2001.

25. Wolfstetter E. Topics in Microeconomics: Industrial Organization, Auctions and Incentives. ― Cambridge, Cambridge University Press, 1999.

 

Программное обеспечение

1. Электронные информационно-справочные ресурсы:

1. http://economics.boom.ru/ – материалы по экономике отраслевых рынков.

2. http://www.iet.ru/publication.php?jel-code=L&folder-id=44 – публикации сотрудников Института экономики переходного периода, посвященные организации отраслевых рынков.

3. www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).

4. http://gallery.economicus.ru – материалы об экономистах и направлениях экономической теории.

5. – Центр стратегических разработок.

6. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской федерации.

7. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.

8. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва).

9. http://www.hse.ru – Государственный университет Высшая школа экономики

10. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).

11. http://www.libertarium.ru – материалы по либеральной и неоинституциональной экономической теории.

2. Выполнение письменных работ с использованием текстового редактора MS WORD, MS ECXEL - для таблиц, диаграмм и т.д.,

3. Подготовка слайдов и презентаций в MS PowerPoint.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1) Компьютерный класс факультета экономики и управления.

2) Технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео- и аудиоматериалы.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ (Табл. 2)

 

Таблица 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                                

 

 

№ п/п

 

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Формы контроля успеваемости в условн. обозначениях

Лекции

лабораторные, практические и семинарские занятия

наименование

кол. часов

№№

темы

наименование

кол. часов

№№

темы

наименование

кол. часов

лаб. практ., сем.
1 2 3 4 5 6 7 8 9

10

11

М О Д У Л Ь I: вес в рабочей программе дисциплины 50%

1 1 Введение в анализ отраслевой организации рынков Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Объект и предмет теории отраслевых рынков. Подходы к анализу организации отраслевых рынков. Гарвардская парадигма. Критика Гарвардской парадигмы представителями других научных школ. Экономическая теория фирмы. Классификация фирм. Основные концепции фирмы. Классификация внутренних структур фирмы. Альтернативные цели фирмы. Стратегический подход к анализу природы фирмы. Определение рынка и отрасли. Границы рынка. Понятие структуры рынка. Факторы, определяющие рыночную структуру. Характеристика основных рыночных структур.   Цель и способы установления границ отраслевого рынка. Классификация отраслевых рынков. Уровень и оценка концентрации на отраслевых рынках.   2 1 Отраслевой подход и концепция фирмы как субъекта отрасли. Понятие отраслевого рынка. Подходы к анализу организации отраслевых рынков.   Границы, формы и структуры рынка. Уровень и оценка концентрации на отраслевых рынках. Структура и целеположение фирмы как субъекта отраслевого рынка.   - 2

Гарвардская и постгарвардская парадигма.

Оценка рыночной концентрации.

Соотнесение структуры фирмы и ее рыночного положения. 

4 КО, Т
2 2 Барьеры входа-выхода фирм на отраслевые рынки. Определение барьеров входа-выхода. Виды рыночных барьеров. Нестратегические барьеры. Стратегические барьеры (стратегии поведения фирмы в условиях угрозы входа конкурентов). Модели ценообразования, ограничивающего вход. Барьеры входа в условиях квазиконкурентных рынков. Эмпирические исследования барьеров входа-выхода. Показатели оценки отраслевых барьеров входа - выхода.   1 2,3 Барьеры рынка и рыночная власть Типология рыночных барьеров.Модель ценообразования учитывающая барьеры. Барьеры входа в условиях квазиконкурентных рынков. Показатели оценки отраслевых барьеров входа - выхода. Рыночная власть фирмы и ее источники. Показатели рыночной власти.     2

Показатели оценки барьеров.

Модель ценообразования учитывающая барьеры.

Показатели оценки рыночной власти

2 КО, КСР
2 3 Рыночная власть и показатели ее измерения Монополия на отраслевом рынке как объект экономического анализа. Рыночная власть фирмы и ее источники. Показатели рыночной власти. Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли). Коэффициент (индекс) Лернера. Коэффициент Тобина (q – Тобина). Коэффициент Папандреу. Последствия рыночной власти фирмы. Определение естественной монополии. Причины ее существования. Ценовое и неценовое регулирование естественной монополии.   1 3      

 

 

2 КО, КСР

3

4


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.