Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-06-01 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рабочая программа
Коррекционно-логопедической работы
Для детей с речевыми нарушениями
В подготовительной логопедической группе №2
МАДОУ №310 г. Ростова-на-Дону
Составитель: Бакаева М.Н.
учитель-логопед высшей категории
2014 – 2015 учебный год
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
«Рабочая программа для детей с речевыми нарушениями» разработанадля подготовительной логопедической группы №2, в которой воспитываются дети с речевыми нарушениями от 6 до 7 лет, имеющие клинико-педагогические диагнозы ОНР и ФФНР.
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности в подготовительной логопедической группе МАДОУ № 310 города Ростова-на-Дону. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.Разработанная на основе ФГОС ДО, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
|
«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:
• на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира,
• на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
«Программа» включает следующие образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие,
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• художественно-эстетическое развитие,
• физическое развитие.
Цель реализации «Программы» - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.
Задачи «Программы»:
• способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе,
|
• создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
• обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,
• способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.
Решение данных задач позволит сформировать у детей подготовительной логопедической группы психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Теоретической основой «Программы» стали:
- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,
- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,
- концепция соотношения мышления и речи,
- концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,
- концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка,
- современные представления о структуре речевого дефекта.
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,
- возрастная адекватность дошкольного образования,
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,
- возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализации,
- специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
|
Подготовительную логопедическую группу №2 МАДОУ №310 посещают дети с логопедическими заключениями ОНР 2-3 уровня и ФФНР. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в данных условиях конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников: ОНР и ФФНР, и одновременно объединяет задачи коррекционной работы по преодолению этих двух речевых нарушений.
«Программа» составлена на основе программ коррекционной работы:
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Ч.2., второй год обучения, подготовительная группа, М., 1993 г.
Согласно им коррекционная работа в подготовительной логопедической группе №2 осуществляется на • фронтальных занятиях,
• подгрупповых занятиях,
• индивидуальных занятиях.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе №2 включены в общую сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня в 9.00, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием.
Коррекционная работа в подготовительной логопедической группе строится по периодам:
• 1 период – сентябрь-ноябрь, 20 занятий,
• 2 период – декабрь – февраль, 22 занятия,
• 3 период – март – май, 18 занятий.
Дети с ОНР помимо фронтальных логопедических занятий, посещают так же подгрупповые логопедические занятия, которые по своему содержанию дублируют фронтальные, уточняя и закрепляя речевые умения и навыки детей.
На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов.
|
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:
• коррекция нарушенного звукопроизношения,
• развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,
• формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,
• уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,
• формирование грамматических представлений,
• развитие связной речи,
• развитие мелкой моторики пальцев рук.
В зависимости от характера речевого нарушения: ОНР или ФФНР – в логопедической работе с детьми подготовительной логопедической группы преобладают те или иные направления коррекционной работы:
№ п/п | ОНР | ФФНР |
1. | -коррекция нарушенного звукопроизношения | -коррекция нарушенного звукопроизношения |
2. | -развитие просодической стороны речи и речевого дыхания | _ |
3. | -формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе | -формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе |
4. | -уточнение, обогащение и активизация лексического запаса уточнение, обогащение и активизация лексического запаса | _ |
5. | -формирование грамматических представлений | -уточнение грамматических представлений |
6. | -развитие связной речи | - |
7. | -развитие мелкой моторики пальцев рук | - |
Для эффективности и большей результативности логопедической работы, с целью оптимизации коррекционно - развивающего процесса в подготовительной логопедической группе используются проекты:
· «Логопедический массаж – активная форма воздействия на ребенка с речевой патологией» - инновационный, долгосрочный, индивидуальный, коррекционно-развивающий, для детей,
· «Расширение лексико-грамматических категорий у детей через использование сайтаNSPORTAL: Бакаева Марина Николаевна: сайт практикующего логопеда» - онлайн, дистанционный, долгосрочный, индивидуальный, для родителей и детей.
В коррекционно-развивающей логопедической работе с детьми активно используются следующие технологии:
· моделирование, схематизация и иллюстрирование,
· кинезиология,
· автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции,
· ИКТ,
· метод замещающего онтогенеза,
· Л.Бурмистровой «Путешествие в страну Словографию».
Общая характеристика детей с ОНР 2 уровня (по Р.Е.Левиной). В активном словаре есть сущ., гл., качественные прил., наречия. Появляются личные мест, предлоги и союзы в элементарных значениях. Еще присутствуют жесты.
|
Встречаются отдельные формы словоизменения. Сущ. употребляются в основном в им.пад. Гл. согласовываются неверно. Фраза аграмматична. Встречаются взаимозаменыед.ч. и мн.ч. гл., смешение гл. ж.р. и м.р. Ср.р. гл. не употребляется. Прил. значительно меньше, чес сущ. и гл., часто не согласовываются с другими словами в предложении. Предлоги встречаются редко, часто заменяются или опускаются. Союзы и частицы используются редко.
Способами словообразования не владеют.
Начинает формироваться фразовая речь. Могут пытаться рассказывать о хорошо знакомом. Понимание речи улучшается, расширяется их пассивный словарь.
Звукопроизношение значительно нарушено, может достигать 16-20 звуков. Обнаружена их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Слоговая структура слова грубо нарушена: теряют звуки при стечении, слоги – при их большом количестве, идет ее упрощение.
Общая характеристика детей с ОНР 3 уровня (по Р.Е. Левиной). На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают сущ, гл, реже – остальные части речи. При употреблении простых предлогов имеется много ошибок, редко используются сложные предлоги.
Словарный запас ограничен. Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Из прил. преобладают качественные, относительные и притяжательные употребляются только для выражения хорошо знакомых отношений.
Недостаточно сформированы грамматические формы. Дети допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм гл., в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях:
- смешение окончаний сущ. м.р. и ж.р.,
- замена окончаний сущ. ср.р. в им.пад. окончанием сущ. ж.р.,
- склонение сущ. ср.р.,
- неправильное соотнесение сущ. и мест.,
- ошибочное ударение в слове,
- ошибки в беспредложном и предложном управлении,
- неправильное согласование сущ. и прил., сущ. и гл.
Часто словообразование заменяется словоизменением. Изменение слов затруднено звуковыми смешениями.
В активной речи преобладают простые предложения. Возникают затруднения при распространении предложений, при построении сложносочиненных и сложноподчиненных. Во фразовой речи отмечаются отдельные аграмматизмы.
У большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.
Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов. Возникают ошибки в понимании временных форм гл., оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.
Общая характеристика детей с ФФНР. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.
Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух.
Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.
Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.
Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.
Таким образом, разработанная нами в соответствии с ФГОС ДО «Программа» направлена на:
• охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию нарушений речевого развития,
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения,
• раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе,
• использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития,
• реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ ДО и НОО,
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Целенаправленная и последовательная работа по всем направлениям развития детей с нарушениями речи в МАДОУ обеспечивается целостным содержанием «Программы».
Планируемые результаты освоения «Программы»: целевые ориентиры.
Образовательная область: речевое развитие – ребенок
• самостоятельно получает новую информацию,
• правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении,
• грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения,
• владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей,
• использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения,
• объясняет значения знакомых многозначных слов,
• пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей,
• пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи,
• выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по их серии, используя графические схемы, наглядные опоры,
• отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».
• обладает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Содержание «Рабочей программы» направлено на реализацию следующих принциповвоспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:
1. структурно - системный – согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое,
2. принцип комплексности – предполагает комплексное воздействие различных технологий,
3. принцип дифференциации – раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами,
4. принцип концентризма – предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам – концентрам, речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности,
5. принцип последовательности – реализуется в построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному,
6. принцип коммуникативности – заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации.
7. принцип доступности – определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
8. принцип индивидуализации – предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную.
9. принцип интенсивности – предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации,
10. принцип сознательности – обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений,
11. принцип активности – обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности,
12. принцип наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения – позволяет правильно организовать процесс коррекционно – развивающего обучения.
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с речевыми нарушениями тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.
«Рабочая программа» включает логопедическую работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с речевыми нарушениями комплексно и многоаспектно.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с речевыми нарушениями в основном представляет собой игровую деятельность, в разных формах организации деятельности игровой метод выступает ведущим.
В подготовительной группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Конструирование:
- закреплять представления детей о форме, величине, пространственных отношениях элементов в конструкции, отражать это в речи – рассказы – описания,
- закреплять умение сравнивать элементы детских строительных наборов и конструкций по величине, употребляя при этом соответствующую лексику,
- совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом – счетные палочки, пазлы, лего, гаечный и прищепковый конструктор,
- учить детей использовать в процессе конструирования все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное регулирование, словесное планирование деятельности,
- закреплять умение воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметный и сюжетных картинок, сборно – разборных игрушек – лего, гаечный и прищепковый конструктор; иллюстрированных кубиков и пазлов (15-30 деталей),
- формировать партнерские отношения и коммуникативно – речевые умения детей в процессе выполнения коллективных работ.
Представления о себе и об окружающем мире:
- развивать речевую активность детей,
- расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений – лексические темы: овощи-фрукты-ягоды, животные: домашние и дикие, птицы: домашние и дикие, деревья, ландшафты, природные зоны, космос,
- учить детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связного высказывания – все лексические темы,
- учить детей при рассказывании литературных произведений использовать наглядные модели, операциональные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым – моделирование,
- учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, составляя рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры – моделирование,
- учит детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи.составляя с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта.
Элементарные математические представления:
- развивать умение детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, объекта и обозначать это словами: впереди, сзади,
рядом со мной, надо мной, подо мной,
- учить детей использовать в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием отрицания «не»,
- развивать речевые умения детей, необходимые для определения и отражения в речи оснований классификаций по ведущему признаку.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Ведущим направлением работы в этой образовательной области является формирование связной речи, ее основных функций:
• коммуникативной,
• регулирующей,
• познавательной.
Важна и работа по ознакомлению детей с литературными произведениями. Сюда же включаются и занятия по подготовке к обучению грамоте.
- развивать речевую активность детей,
- развивать диалогическую форму речи,
- учить использовать речевые и неречевые средства коммуникации,
- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта,
- совершенствовать планирующую функцию речи детей: намечать основные этапы предстоящего выполнения задания,
- развивать все виды словесной регуляции в разных видах детской деятельности – игра, рисование,
- учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,
- учить детей речевым действиям в соответствии с планом повествования, умению составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры,
- учить детей отражать собственные впечатления, представления, события своей жизни в речи в рассказах «из личного опыта»,
- продолжать развивать способности детей к словообразованию и словоизменению,
- учить детей понимать содержание литературных произведений и отражать это понимание в речи,
- обучать детей последовательности, содержательности рассказывания, правильности лексического и грамматического оформления связных высказываний,
- учить детей использовать для рассказывания сказок, повествований наглядные модели, схематические зарисовки, серии иллюстраций,
- разучивать с детьми стихотворения по лексическим темам, используя серии иллюстрации,
- формировать у детей мотивацию к школьному обучению,
- познакомить детей с понятием «предложение»,
- учить детей составлению графических схем слогов, слов, предложений, текстов,
- обучить детей элементарным правилам правописания.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Физическая культура:
- утренняя гимнастика – комплексы коррекционно-развивающих упражнений по совершенствованию всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации,
- учить детей произвольному мышечному напряжению и расслаблению – специфические пальцевые упражнения,
- учить детей выполнению упражнений по словесной инструкции взрослого,
- закреплять навыки самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления – самомассажи,
- совершенствовать умения и навыки одновременного выполнения детьми согласованных движений, а также разноименных и разнонаправленных – кинезиологические упражнения,
- закреплять у детей умение анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений,
- уточнять и закреплять значения слов, отражающих пространственные отношения, обозначающих названия движений, спортивного инвентаря, спортивных игр.
Представления о здоровом образе жизни и гигиены:
- учить детей элементарно рассказывать о своем самочувствии, побуждая их вербальными и невербальными средствами сообщать взрослым о своем самочувствии, объяснять, что болит,
- продолжать учить детей операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия, используя вербальные и невербальные средства,
- продолжать учить детей правильному динамическому и статическому дыханию – комплексы дыхательных упражнений,
- стимулировать желание детей рассказывать о своем здоровье, о возникающих ситуациях нездоровья,
- обращать внимание на особенности психомоторики детей и в соответствии с ними проводить профилактику умственного и физического переутомления детей в разные режимные моменты – интеллектуальный самомассаж профессора Ауглина, нейропсихологические упражнения.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
примерный перечень игр и игровых упражнений.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
- игра:
• игры и упражнения на развитие воображаемых движений – упражнения Г.Чистяковой,
• игры и упражнения на формирование представлений об эмоциях – упражнения Г.Чистяковой
- представление о мире людей и рукотворных материалов:
• театрализованные игры – пальчиковый театр, шагающий, театр игрушек: «Репка», «Колобок», «Волк-ябедник», «Все овощи на грядке», «Как грибы президента выбирали»,
• настольно-печатные и словесные игры,
- безопасное поведение в быту, социуме, природе:
• дидактические игры – «Все профессии важны», «Кому что».
Образовательная область: познавательное развитие.
- конструирование:
• игры и игровые упражнения с фигурами из дерева, пластмассы, полимерных материалов –«Лего», «Гаечный конструктор», «Прищепковый конструктор»,
• игры и игровые упражнения на развитие внимания, памяти, пространственногомышления – «Мозайка», «Пазлы: 15-30 деталей», «Картинки из счетных палочек»,
- развитие представлений о себе и об окружающем природном мире:
• настольно-печатные и словесные игры – «Логопедическое лото», «Узнай по описанию», «Радио», «Карусель», «Веселый телефон», «Читаем словом»,
- элементарные математические представления:
• дидактические игры – «Карусель», «Считаем до 10».
Образовательная область: речевое развитие.
- игры и игровые упражнения для коррекции фонематического строя речи - «Доскажи словечко», «Веселая Азбука», «Делим слова на слоги», рабочие тетради «Обучение грамоте: часть 1, 2», «Составь слово», «Читаем по слогам», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Слоговые шары», игры Воскобовича: парусник, снеговик, яблонька, ромашка, лабиринты, «Читай и узнавай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем сами», «Словарик», «Составь слова», «Почитай-ка», «Слова иззвуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово», «Продолжи слово», «Чем отличаются эти слова», «Найди ударный слог», программа «Учимся говорить правильно», диски «Звуковой калейдоскоп», «Ума палата»,
- игры и игровые упражнения для коррекции лексико-грамматического строя речи - «Исправь ошибку», «Летает-ползает-прыгает», «Назови лишнее слово», «Найди слова-неприятели», «Скажи наоборот», «Слова-родственники», «Слова-близнецы», «Сложные слова: часть 1,2», «Кто и что», «Какой цветочек», «Смотри корень», «Слова-действия», программа «Учимся говорить правильно», диск «Конструктор картинок»,
- игры и игровые упражнения для развития связного высказывания – «Вставь пропущенное слово», «Закончи предложение», «Назови по порядку», «Что сначала, что потом», «Как много вам сказать хочу: опорные таблицы», «Истории в картинках: часть 1,2», «Опорные картинки для пересказа текстов», «Натюрморт», «Обучение связной речи: набор схем», набор схем для составления описательных рассказов, набор стихотворений в иллюстрациях, программа «Учимся говорить правильно», диск «Конструктор картинок».
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
- изобразительное творчество:
• игры и игровые упражнения на занятиях рисованием – трафареты по лексическим темам, раскраски, «Разноцветный калейдоскоп», набор симметричных предметов для обведения,
- музыка – «Артикуляторная гимнастика под музыку», «Логопедические распевки», подборка детских песен для автоматизации звуков, набор музыкальных инструментов.
5.Образовательная область: физическое развитие.
- физическая культура – утренняя гимнастика в виде комплексов коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движения, телесной и пространственной ориентации, физминутки, связанные с лексической темой,
- представления о здоровом образе жизни и гигиене – гимнастика для глаз, гимнастика для стоп, гимнастика для рук, самомассажи И.А.Куликовской, Г.А.Османовой-Л.А.Поздняковой, кинезиологические упражнения, предметы для пальчиковой гимнастики: ежи нескольких видов, эспандеры, пробки, прищепки, орехи, шишки, карандаши.
Диагностика.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций. С-Пб., Детство – пресс, 2000г.
2. Педагогическая диагностика и коррекция речи. п /р М.А. Поваляевой.
3. Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболев. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. С-Пб, Питер, 2008г.
4. З.А. Реала. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург, 1995г.
5. И.Ю. Левченко. Психолого – педагогическая диагностика.
6. Т. Фотекова, Т.Н. Ахутина. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей.
7. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2002г.
ПОСОБИЯ.
1. О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова. Дидактический материал по обследованию речи детей. Альбом 1, 2, 3, 4,5.
2. Б.Иншакова. Альбом для логопеда. М., Владос, 1998г.
3. Скоро в школу.
Звукопроизношение.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Т.В.Будённая. Логопедическая гимнастика. С – Пб., Детство – пресс, 1999г.
2. Е.В.Новикова. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки. М., 2001г.
3. Л.П.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь говорить правильно. М., Просвещение, 1993г.
4. В.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков: Л – Ль, Р – Рь, С – З – Ц, Сь – Зь Ш – Ж, Ч – Щ. М., Гном – пресс, 1998г.
5. В.В.Коноваленко. Логопедическая раскраска для закрепления произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков. М., Гном – пресс, 1997г.
6. И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей: логопедический массаж, СПб, Детство-Пресс, 2004г.
7. Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. Москва, 2003г.
8. Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001г.
9. О.И.Крупенчук. Стихи для развития речи. С – Пб., Издательский дом Литера, 2003г.
10. Я.В.Костина, В.М.Чапала. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Москва, Сфера, 2008г.
11. Е.Н.Спивак. Звуки л, ль, р, рь; с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ. Москва, 2007г.
12. Т.А.Куликовская. Массаж лицевых мышц. Книголюбов,2007г.
13. Г.А Османова, Л.А. Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. С-Пб, Каро, 2013г.
14. Логопедическая тетрадь на звуки л-ль, р-рь, ш-ж, ч-
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!