Выразительные средства в построении графических композиций — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Выразительные средства в построении графических композиций

2021-05-28 40
Выразительные средства в построении графических композиций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Графика (греч. γραφικος - письменный, от греч.γραφω - пишу) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В.А. Фаворского, - «воздух белого листа»).

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471-1528), Хиросиге Андо (1797-1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760-1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX - начала XX веков.

Композицияв переводе с латинского означает «составлять, сочинять». Это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое.

Компоновка-составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово «композиция» означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий «композиция» и «компоновка» носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин «композиция» употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании «композиция» это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке - это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным - мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным - эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным - архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства - это дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.

Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее, имеет значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. «Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы» - говорил В.А. Фаворский.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.

Известный искусствовед Н.Н. Волков отмечал, что в композиции воплощаются два начала: смысловое - логос и пластическое - мелос. В реалистическом искусстве ведущим является первое. При изменении позиций главным становится абстрагирование пластических качеств форм, которое мы наблюдаем в искусстве авангарда. Композиция - это ритмически организованное членение плоскости произведения, когда все орнаментальные или изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических приёмах и подчинены общему художественно-декоративному замыслу.

Структурная организация художественной образности, понимаемая в формальном смысле как обыкновенное информационное сообщение, являет собой те самые формальные элементы - линию, цвет, ритм, пятно и т.п. - как одно из начал искусства. Если взять во внимание внешнюю, наиболее формальную сторону изобразительного образа, неизбежно присутствующую даже в беспредметном орнаменте, можно увидеть, что композиция есть не что иное, как творческое преодоление случайного, хаотического сосуществования разнородных элементов и создание некоего гармонического, внутренне соподчиненного синтеза, который подразумевает организацию органически единой системы.

Необходимо отметить, что природе гармонии не зависит от жанра и стиля художественного произведения какреалистического, так и модернистского направления живописи. В качестве примера рассмотрим композицию картины П. Пикассо «Герника», в которой художественная информация закодирована автором в определенную форму, содержащую эмоциональное переживание событий. Художник увидел их именно так, а не иначе и хочет, чтобы так их увидел и зритель Картина была написана в канун Второй мировой войны под впечатлением трагических событий Гражданской войны в Испании, и ее смысл носит символический характер. Кажущаяся хаотичность композиции, мысль о которой возникает при первом взгляде на картину, сменяется закономерной уравновешенностью и организованной системой контрастов правой и левой частей полотна относительно оси симметрии. Контрастные отношения построены на резком столкновении темных и светлых пятен. Из них главным контрастом являются голова женщины и ее протянутая рука с горящей лампой. Яркий, режущий глаза свет, проникающий снаружи в темное подвальное помещение, позволяет иначе взглянуть на содержание картины. Темнота подвала символизирует темноту общественного сознания накануне войны; женская голова, рука с лампой, голова лошади (в соответствии с испанской традицией - символ добра) и голова быка (символ зла), олицетворили надвигающуюся угрозу. Три источника света (электрическая лампа, фонарь и естественный свет) подчеркивают трудность просвещения общественного сознания в условиях надвигающейся опасности. Равновесие и устойчивость картины при внешней экспрессии объясняются точным психологическим воздействием всех элементов картины, подвергнутых деформации и деструкции. Фигура мужчины с поднятыми вверх руками в правой части картины уравновешена фигурой женщины с ребенком и головой быка - в левой части, а голова лежащего раздавленного мужчины с распростертыми руками в левом углу картины уравновешивается фигурой бегущей женщины с опухшими ступнями - в правом углу. Светлому хвосту быка, ассоциирующемуся с языком пламени (в левом верхнем углу картины), противопоставлен светлый квадрат окошка - в правом углу. В центре композиции изображена раненая лошадь, бьющаяся в предсмертных конвульсиях: по всей вероятности она олицетворяет образ жителей Испании. В композиции картины наряду с господствующим контрастом имеется столь же неоспоримое равновесие. Оно подчеркнуто направленностью движения центральной группы, призывающей к действию.

Эта группа - центр всей композиции, ключ к восприятию гармонии художественного образа картины. В своей картине Пикассо прибегает к метафорической образности: расчлененные части вместо целостных форм. Сломанный меч в отрубленной руке, искаженные ракурсы лиц с неестественно расположенными глазами. Ахроматический язык картины соответствует ее содержанию. Таким образом, гармония деформаций и деструкции позволила художнику передать ужас перед надвигающейся мировой войной.

Приведенный анализ композиции картины П. Пикассо «Герника» показывает, что под художественной композицией подразумевается система из окончательно сформировавшихся элементов и сложившихся способов их соединения.

Возникает вопрос: какому закону подчиняется композиция? Из истории живописи известно, что уникальность художественного образа - это результат определенной закономерности, которая заключается в использовании художественных приемов и соответствующих средств выражения и изображения, ведущих к гармонии формы. В художественной деятельности они играют огромную роль. Одним из множества примеров может служить прием введения в изображение какого-нибудь модуля (прямоугольника, треугольника, круга). Достаточно вспомнить работы П. Филонова. Может быть использован прием укрупнения одного из фрагментов, рассмотрения его словно под увеличительным стеклом. Возможен также прием изображения прозрачности предметов с выделением мест их пересечений. Классик сюрреализма С. Дали использовал в качестве художественного приема «двойное видение» - раздвоение реальности на явление и сущность.

Н.Ф. Ковалев в книге «Золотое сечение в живописи» отмечает, что художник каждый раз изобретает необходимый прием для выражения своего замысла. Он говорит о пяти законах композиции. Их проявление обнаруживается в любом произведении искусства независимо от времени и места его создания:

-й. Закон целого выражает неделимость целого.

-й. Закон пропорций определяет отношение частей целого по величине друг к другу и целому.

-й. Закон симметрии обусловливает расположение частей целого.

-й. Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого.

-й. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого.

Эти пять законов с неизменным постоянством проявляются во всем, что создает человек.

Касаясь методической стороны профессиональной подготовки, мы должны понимать композицию как некий результат целенаправленного использования средств художественной выразительности для достижения визуальной целостности учебного произведения в свете решения поставленных задач. Средствами учебной гармонизации композиции и приведения к единству первичных свойств формыявляются: пропорциональность и масштабность; симметрия - асимметрия; контраст - нюанс; ритм - метр; статика - динамика; тяжесть - легкость; равновесие - неустойчивость; модульность - подобие - различие; цвет - свет.

Композиционный порядок на холсте или на листе бумаги создается, конечно, при помощи специальных художественных средств, способных придать плоскости нужную структуру, расчленить и упорядочить ее, выделить узловые точки. Некоторые из этих средств связаны с самой формой изобразительной поверхности, с ее границами, с ее высотой и шириной. Еще до того как на нее будут нанесены первые штрихи, поверхности будущего произведения уже свойственны важнейшие композиционные качества.

Вертикаль и горизонталь - опорные линии, позволяющие нам утвердиться и ориентироваться в пространстве. С ними связано представление об устойчивости, опирающееся на само устройство нашего земного мира и на конструкцию человеческого тела. Вертикаль- это направление действия силы тяжести, ее легко установить с помощью отвеса, нити с привязанным грузом. И все силы, противодействующие тяжести, тоже действуют по вертикали: тяжесть вниз, а сопротивление ей вверх. Вверх тянутся стволы деревьев, вертикально выкладываются стены (наклонится - упадет!). Человек стоит и ходит в вертикальном положении.

А горизонталь -это поверхность ровной земли и пола, возможность свободного движения в любую сторону. Вместе горизонталь и вертикаль - основные координаты нашего пространства. Наклонные линии мы воспринимаем как отклоненные от вертикали или горизонтали, определяем их крутизну по величине такого отклонения. Естественно, что и в организации пространства художественного вертикаль и горизонталь играют определяющую роль.

Как мы воспринимаем горизонталь и вертикаль, очень точно и образно описал В. Фаворский: «Горизонтальная линия, - говорит он, - есть образ нашего движения вокруг собственной вертикальной оси при рассматривании горизонта или нашего движения вокруг чего-либо вертикально стоящего. Отсюда линия может быть для нас горизонтальной, будучи прямой только в проекции, в нашем горизонте, а на самом деле - хотя бы окружностью, нас окружающею, и тем самым горизонталь может быть замкнутой, и движений по ней будет бесконечным и равномерным, все ее куски будут соизмеримы.

Вертикаль же должна быть вертикалью со всех сторон; и отсюда не может быть замкнутой или бесконечной; она должна быть ограничена, и так как она рассматривается в разных условиях (низ ее и верх - нужно подымать или опускать голову), то ее части несоизмеримы, они разной цены.

В композиции вертикальная форма - ось пространства, вокруг которой совершается движение, хотя бы зрительное, от которой ведется отсчет расстояния. Поставит ее художник в центре - композиция будет уравновешенной, спокойно-торжественной; сдвинет в сторону - станет более подвижной и напряженной. Если же сама ось наклонена, вертикали изображенных предметов и фигур отклонились от вертикальных краев холста, тогда подвижность пространства резко возрастает, в нем все становится зыбким. Кажется, что и сама точка зрения здесь становится неустойчивой, подвижно-текучей.

Композиционная построенность придает произведению искусства два его принципиально важных качества: единствои замкнутость. Как бы ни была сложна по своему сюжету и организации та или иная картина, она представляет нашему взгляду целостное, подчиненное общему замыслу зрелище, связанное единством смысла. Края холста без остатка вмещают в себя это целое, но отсекают, оставляют за рамой все, что к нему не принадлежит. Второстепенные, лишь дополняющие общий смысл части изображения (если такие есть) занимают подчиненные места, уступают в композиции очевидное первенство главному. Благодаря этому картина есть целый маленький мир, противопоставленный, с одной стороны, нашему, зрительскому миру, который не изображен, а реален, из которого мы лишь заглядываем «внутрь» нее, с другой же - отделенный и от всего того, что могло бы продолжить ее вширь, что смутно мыслится уходящим куда-то дальше, за раму.

Пересекая рамой существенную часть изображения, обрезая фигуру (как мы это видели у Дега), художник демонстрирует «открытую» композицию, заставляет нас мысленно продолжить ее вовне. А если он собирает своих героев (или хотя бы вещи в натюрморте) в стройную, целиком размещающуюся в пределах его холста группу, да еще обращает движение и взгляды крайних фигур к центру (как у Веласкеса), он этим свою композицию замыкает.

Различные формы жизни зрительно проявляют себя в движении, то есть в механическом перемещении тела в пространстве. Глаза, наблюдая за движущимся телом, повторяют все фазы его движения и одновременно воспринимают протяженность пространства, преодолеваемую телом. В результате многократных жизненных наблюдений в наших представлениях устанавливается определенная связь между движением и протяженностью. Эта связь оживляется при восприятии ряда изображенных фигур и ассоциативно рождает мысль о движении. Такая особенность зрительного восприятия повторяющихся фигур широко используется в изобразительном искусстве для выражения движения, жизни. Повтор и чередование фигур называют ритмом.

Ритм возникает в результате взаимодействия ритмических элементов - акцентов и интервалов. Акцент - это повторяющаяся фигура, цветовое пятно или пластическая форма. Интервал - это пространственный промежуток, отделяющий ритмические акценты друг от друга. Акцент, чередуясь с интервалом, создает ритмический ряд. Характер ритма, возникающего в таком ряду, зависит от числа акцентов, от их формы, положения, светлоты, цвета, а также величины акцента и интервала. Например, два акцента и интервал не составляют ритмического ряда и выражают не движение, а покой; три акцента и два равных интервала также образуют статичную композицию, поскольку средний акцент выступает в роли элемента симметрии. Большее число акцентов и интервалов образует ритмический ряд, в котором движение, заключенное в форме акцента, перетекает через интервал к другому акценту и от него последовательно передается всем остальным акцентам, вызывая пульсацию всего ритмического ряда. Асимметрия формы акцента и небольшая протяженность интервала усиливают движение в ряду, тогда как симметрия акцента и большая протяженность интервала замедляет это движение. Ритмичность, характер ритма проявляются по-разному: в одном случае через строго равномерное чередование одних и тех же акцентов и интервалов; в другом - через равномерный повтор одних и тех же акцентов и интервалов, но с постоянным убыванием или нарастанием их массы, светлоты, цвета; а в третьем - через приблизительно одинаковый повтор разных акцентов и интервалов.

Первый вид ритмичности применяется там, где надо показать неодолимость движения или строгость, монументальность и завершенность формы. Здесь ритмичность проявляется в математически точном повторе геометрически и физически равных частей, например: колонн в колоннадах архитектурного сооружения, балясин в лестничном ограждении, декоративных фигур в узоре ковровой дорожки, бордюров, орнаментальных валов и поясов, украшающих здание.

Второй вид ритмичности имеет место там, где нужно выявить главное ослаблением или усилением движения либо создать впечатление его затухания или оживления.

Третий вид ритмичности чаще всего находит свое применение в различных видах и жанрах изобразительного искусства в качестве средства правдивой передачи «жизни в формах самой жизни».

Таким образом, ритм членит форму, выделяет главное, ослабляет значение второстепенного, делает предмет более статичным или динамичным, более цельным или разобщенным в полном соответствии с творческим замыслом композиции.

Симметрия- греческое слово, означает «гармонию», «соразмерность». Представление о симметрии как выражении определенных закономерностей дает великое множество природных форм и организмов. Симметрия выступает в природе в качестве статического средства замыкания формы в себе, соподчинения всех ее частей или средства динамического обогащения поверхностей и пространства. Симметрична фигура (или группа фигур), если части, ее составляющие, будут равными и однообразно расположенными.Равенство можно установить совмещением фигур при простом наложении или путем зеркального отражения. Одинаковое расположение фигур устанавливается тогда, когда с помощью поворотов, отражений или переносов они совмещаются сами с собой или преобразуются друг в друга. Повороты осуществляются вращением фигуры вокруг линии, называемой осью симметрии. Отражения предполагают повороты в так называемой плоскости симметрии, делящей фигуру (или группу фигур) на зеркально равные части. Переносы производят с помощью отражений и поворотов вдоль прямой линии, называемой осью переноса.

Симметрия вращения и симметрия отражения, придающие фигуре (или группе фигур) равновесие и покой, обычно применяются в оформлении статичного предмета (здание, ваза,). Ось переноса, напротив, развертывает движение в двух направлениях, что сообщает форме предмета динамику. Симметрия переносаприменяется при оформлении предметов движущихся или имеющих отношение к движению (решетки мостов, стены и полы коридоров и проходов в метро и пр.).

Если в предмете (или фигуре) отсутствуют элементы симметрии, то их называют асимметричными. Асимметрия всегда придает пластической форме динамику и выявляет ее потенциальную способность к движению. Поэтому принципы асимметрии лежат в основе изображения предметов движущихся или имеющих какое-то отношение к движению либо предметов, в которых надо выразить внутреннюю энергию, жизнь.

Глаз человека воспринимает предмет (или группу предметов) в натуре и изображении целостно, то есть, прежде всего, его массу, положение в пространстве, взаимодействие масс нескольких предметов. При таком целостном восприятии реального предмета и его изображения возникает явственное ощущение зрительного веса массы: предмет кажется легким или тяжелым. Легким воспринимается предмет небольшого размера с сильно изрезанными контурами и светлоокрашенными поверхностями; тяжелым кажется предмет большого размера с упрощенными контурами и темноокрашенными поверхностями.

В изобразительном искусстве равновесие равнозначно понятию «зрительная устойчивость пластической формы», устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса всех ее слагаемых. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия, как, например, в ковровой орнаментации.

Каждая вещь обладает рядом несхожих качеств и признаков, противоречивых сторон. Их различие или противоположность называют контрастом. Контраст усиливает ощущение разницы между предметами, их частями или признаками и поэтому является, средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета - на отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.

Контраст, выделяя части предмета, обнажает его структуру, делает ее зримой. Это помогает понять ту органическую связь между частями, которая образует диалектическое единство противоположностей, выступающее в виде этого предмета. Таким образом, контраст является средством, выражающим красоту мира в единстве, согласованности, гармонии всех его форм, и средством передачи их противоречивости.

При сопоставлении разных по светлоте, цветовому тону и насыщенности цветов возникает цветовой контраст. Контрастное цветовое сочетание получают, сопоставляя разные по светлоте цвета, например ахроматические (черный и белый), ахроматические и хроматические (черный и желтый), хроматические (фиолетовый и зеленый Контрастом теплых и холодных, выступающих и_отступающих цветов пользуются в живописи для передачи объемности формы и освещенности, глубины пространства. В декоративно-прикладном искусстве сочетание теплого и холодного оживляет окраску поверхности, на которой небольшие вкрапления противоположного цвета создают мерцание, горение, вспыхивание отдельных частей. Сочетанием теплого и холодного можно добиться отделения узора от фона.

Контрастное сочетание признаков делает предмет очень заметным, но оно быстро утомляет глаза, препятствует длительному рассматриванию предмета, в силу чего в наших представлениях остается на первом плане не самое главное в предмете - содержание, а форма, внешний вид. Нюанс, как и контраст, может проявляться в форме, величине, движении, конструкции, светлоте, фактуре, цвете. Так, соразмерность мебели и комнаты, рисунка и листа бумаги вызывает величинный нюанс, а сближение цветов и оттенков в окраске ведет к цветовому нюансу, то есть к мягкому цветовому сочетанию.



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.