Экспериментальное исследование создания декоративной композиции в технике графика на внеклассных занятиях по изобразительному искусству — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Экспериментальное исследование создания декоративной композиции в технике графика на внеклассных занятиях по изобразительному искусству

2021-05-28 35
Экспериментальное исследование создания декоративной композиции в технике графика на внеклассных занятиях по изобразительному искусству 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Констатирующий этап

 

Зарисовки и наброски представляют собой небольших размеров изображения.

Первоначальное впечатление от натуры художник фиксирует с помощью наброска или зарисовки, а затем стилизует в декоративную форму. В учебном пособии В.С. Кузина рассматриваются основные разновидности деятельности изучения и реалистического изображения следующих элементов: предметов быта, пейзажа, интерьера, архитектуры, животного мира, фигуры человека, его пропорций; поиски наиболее правдивого и отвечающего общим целям произведения; поиски психологической характеристики; соответствующих замыслу рисующего черт лица, поиски позы, жеста, мимики и т.д. Такие же проблемы решает декоративная деятельность. Однако она имеет свои особенности: открытые цвета, плоскостное изображение и т.п.

О роли и значении последовательного обучения в общеобразовательных школах подчёркивал в своих трудах Н.Н. Ростовцев и другие методисты изобразительного искусства.

Отличительной чертой зарисовок от набросков является то, что набросок бегло выполненное произведение, а зарисовка предусматривает собой детальную проработку изображения.

Существуют различные способы выполнения декоративных набросков и зарисовок: линиями, линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения, тоном, пятном и т.п.

Ярким примером выполнения набросков линиями без тональной обработки формы служат многие наброски гениального художника XVII века Рембрандта (1606-1669). Техника рисования великого мастера отличалась исключительным разнообразием. Рембрандт рисовал всем чем угодно, начиная от серебренного карандаша и кончая тростниковым пером. Некоторые исследователи рембрантовских набросков считают даже, что иные из них исполнены деревянной щепкой и чернила растёрты по бумаге просто пальце.

Художественная наблюдательность, постановка глаза и руки целостность восприятия - важнейшие компоненты изобразительной деятельности, формирование которых осуществляется лишь с помощью системного подхода Наброски по воображению требуют определённого опыта. Чтобы достоверно изобразить тот или иной образ необходимо умение и навык в прорисовке. О Брейслей. Последовательность работы по тематике включает в себя следующие этапы:

1. Поисковая работа: наброски, зарисовки.

2. Разработка эскизов: работа в тоне и в цвете. Стилизация.

.   Выполнение в установленном размере.

.   Работа над оригиналом.

.   Дополнительные декоративные детали.

.   Обобщение.

 

Таблица 2.1. Организация работы над декоративными элементами.

Тематическое содержание Базисные задачи Задачи технико-технологического исполнения Задача живописно-колористической
Декоративные элементы по растительным мотивам Выделение главного, сюжетного замысла, центра композиции. Образная выразительность линии (в графике), цветовые пятна (в живописи) Смешанная техника: тушь, перо, акварель. Передача образного состояния посредством выразительности живописи, графики

Особенностью выполнения серии упражнений является использование смешанной техники. При использовании смешанной технике, мы пятно выполненное акварелью обводим пером, используя тушь. Графика имеет свои особенности. Слово «графика» происходит от греческого «грапхо» - пишу, рисую, где художественными средствами являются линия, тон, светотень, цвет.

В изобразительном искусстве равновесие равнозначно понятию «зрительная устойчивость пластической формы», устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса всех ее слагаемых. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия, как, например, в ковровой орнаментации. Жизненность и красота предмета или рисунка в большой степени зависят от равновесия.

Каждая вещь обладает рядом несхожих качеств и признаков, противоречивых сторон. Их различие или противоположность называют контрастом. Контраст усиливает ощущение разницы между, предметами, их частями или признаками и поэтому является средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета - на отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.

Контраст, выделяя части предмета, обнажает его структуру, делает ее зримой. Это помогает понять ту органическую связь между частями, которая образует диалектическое единство противоположностей, выступающее в виде этого предмета. Таким образом, контраст является средством, выражающим красоту мира в единстве, согласованности, гармонии всех его форм, и средством передачи их противоречивости.

При сопоставлении разных по светлоте, цветовому тону и насыщенности цветов возникает цветовой контраст. Контрастное цветовое сочетание получают, сопоставляя разные по светлоте цвета, например ахроматические (черный и белый), ахроматические и хроматические (черный и желтый), хроматические (фиолетовый и зеленый). Цветовые контрасты хорошо заметны на большом расстоянии, почему многие из них применяются для сигнализации в морском деле, на дорожных магистралях, при окраске машин и технических установок.

 

Таблица №1. Диагностический срез первоначальных знаний на констатирующем эксперименте

Н/п Ф.И.О. 1 2 Баллы Уровень
1. Крупко Елена 1 2 3 СУ
2. Чернышова София 1 2 3 СУ
3. Лукашина Саша 1 2 3 СУ
4. Остапенко Елена 2 2 4 ВУ
5. Волков Егор 0 1 1 НУ
6. Халилова Соня 1 2 3 СУ
7. Ходырева Аня 2 2 4 ВУ
8. Нечаева Данила 2 2 4 ВУ
9. Вирченко Мария 1 2 3 СУ
10. Клаптенко Влад 1 2 3 СУ

 

Критерии оценивания:

«0» - ученик не имеет никаких представлений по данному вопросу.

«1» - ученик имеет представление, но требует помощи преподавателя, не очень владеет терминологией.

«2» - ученик владеет художественной терминологией, имеет отличные знания по этому вопросу.

Распределение по баллам.

Низкий уровень - «0» - «2» балла.

Средний уровень - «3» балла.

Высокий уровень - «4» балла.

Данный этап эксперимента показал базовый уровень знаний по интересующей нас теме среди учащихся в общеобразовательной школе. С помощью полученных данных можно приступать к дальнейшей работе с учащимися в жанре графической композиции.


Формирующий этап

Цель формирующего этапа эксперимента: формировать знания, умения и навыки в графике.

Все виды работ с учащимися были направлены на то, чтобы вызвать у них интерес к материалу и к практическим заданиям на творческую тематику.

В ходе исследовательской работы определялось - знакомы ли они с графикой. Понимают ли они художественно-выразительные особенности графической декоративной композиции? Могут ли определить, какая из графических композиций выполнена ручкой, а какая пером. Владеют ли различными способами и приёмами для передачи формы, тона, объёма и т.д. Для этого были использованы следующие методы исследования:

изучение учебной программы;

наблюдение за ходом учебного процесса;

беседы;

практические работы;

тестирование;

Эффективность обучения во многом зависит от умелого подбора методов обучения.

Задачей эксперимента является ознакомление учащихся с основными приемами и методами выполнения графической композиции.

План - конспект №1

Вид художественной деятельности:

Изображение на плоскости. Декоративно-прикладное искусство. Аппликация из цветной бумаги.

Тема: «Книжная закладка»

Цель: познакомить с видами закладок в народном и прикладном искусстве. Углубить понятие о расположении деталей (фигур) в соответствии с формой и назначением декорируемого изделия и назначения. Развить способности композиционного решения. Закрепить вырезание нескольких элементов из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной в несколько раз. Развивать чувство ритма, гармонии, цвета. Воспитывать интерес к книжной закладке.

Оборудование: а) для учителя: репродукции закладок(образцы), образец учителя, педрисунок, раздаточный материал (шаблоны для учащихся), материалы и принадлежности;

б) для учащегося: ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, кисточка, тряпочка, клеенка, карандаш, линейка, ластик.

Тип урока: Усвоение новых знаний, умений и навыков.

План урока:

1. Организационная часть - 3 мин.

. Восприятие - 7 мин.

. Упражнения - 5 мин.

. Практическая часть - 25 мин.

. Итог урока и анализ работ - 5 мин.

 

1. Организационный момент Приветствие, знакомство. Проверка наличия необходимого материала: ножницы, цветная бумага, цветной цветной картон, клей, кисточка, тряпочка, клеенка, карандаш, линейка, ластик.
Восприятие: А) сообщение темы урока; - Ребята, сегодня мы с вами вспомним, что такое книжная закладка. - И научимся делать закладки своими руками в стиле аппликация.
 Б) актуализация опорных знаний; - Что такое «книжная закладка»? (Ребята отвечают). (Книжная закладка - особый элемент оформления книги. Она может являться отдельной композицией, ну у неё есть функция). - Скажите как мы пользуемся книжной закладкой? (Ребята отвечают). - Для чего нам нужна книжная закладка и какую функцию она выполняет? (Книжная закладка выполняющий защитную функцию, она сохраняет книгу на долгое время. Если бы не было закладок, мы загибали бы страничку в книге, а ведь это приводит к порче книги и наверно они не сохранились бы до наших дней. Закладка также является показателем культуры. У каждой нации, в различных странах, печатаются книги и существуют разнообразные оригинальные закладки. Книжная закладка может иметь национальный орнамент, своеобразную книжную композицию. Фантазия художника при разработке формы закладки и ее художественного оформления очень разнообразны). - Как вы думаете, где и когда появились первые закладки? (Самая ранняя дата появления закладок неизвестна, очевидно, что даже с древних времён - когда появились свитки из папируса в таких рукописях - закладки использовались, чтобы отметить место в тексте, где читатель остановился. Такие свитки могли быть более 40 м. в длине. В 13 столетии были найдены закладки монастырского происхождения. Такие закладки были сделаны из пергамента и кожи. Они имели разнообразную форму - простая полоска, треугольная форма и сложный диск вращения). - Все поняли, что такое книжная закладка? (ребята отвечают).
Демонстрация разных видов закладок - Прежде чем изготовить нашу закладку, мы посмотрим какие закладки бывают и украсим её аппликацией. Обратите внимание, какие они все разные?! В какой технике они выполнены. Какое композиционное решение и цветовая гамма?
В) объяснение задания I)             Лист ложем по вертикале. - Ребята, возьмите цветной картон, размером с альбомный лист. Лист положим по вертикале. - Отмерьте с помощью карандаша и линейки полоску шириной 6 см. Отрежьте ножницами. (Ножницами работаем аккуратно, чтобы не порезаться). У нас получилась длинная полосочка. Берём нашу полосочку и отмеряем от верхнего края полосочки вниз 6 см, делаем засечку. Проводим горизонтально линию, чтобы у нас получился квадрат. Теперь берём шаблоны сказочных героев (раздаточный материал), прикладываем к верхней части будущей закладки, обводим шаблон, а после откладываем в сторону. У нас получился контур нашего героя. Теперь мы будем оформлять закладку. Берём 2 кружочка - это будут глазки сказочных героев, и приклеиваем их с помощью кисточки и клея. - Итак, приступайте к работе, не забудьте, что наша книжная закладка нам понадобится при чтении в библиотеке и дома.
Практическая Обращаю внимание на технику выполнения аппликации, провожу индивидуальную работу по наклеиванию и работу с начинающими.
Деятельность детей Обращаю внимание на удачное расположение деталей, ритм, симметрию элементов и цветное сочетание
Выставка Выставляю оценки. Лучшие работы вывешиваю. - Вам понравились закладки друг друга? (Дети отвечают).
Подведение итогов - Ребята вы все молодцы! Вы старались, работали аккуратно как настоящие мастера. Мне с вами приятно было проводить урок. Теперь ваши книги будут украшены такими замечательными закладками. Урок окончен. А сейчас уберите свои рабочие места и подготовьтесь к следующему уроку.

 

План - конспект №2

-А класс

Вид художественной деятельности:

Силуэтно-плоскостное изображение цветов и птиц, как элементы декоративного изображения. Декоративно-прикладное искусство.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.