Четвертая беседа Скомороха. Ученичество 3 — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Четвертая беседа Скомороха. Ученичество 3

2021-05-27 33
Четвертая беседа Скомороха. Ученичество 3 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3 Первая часть этой беседы была посвящена подготовке Пластинки к работе. Мы не стали помещать эту часть стенограммы в книгу.

 

 

Поется песня:

На реке, на речке, там девка гуляла.

Там девка гуляла, парня поджидала.

Парень-паренёчек, миленький дружочек,

Сошей мне сапожки с комаровой ножки.

Девочка-девица, сама красавица,

Напряди мне пряжи из белого снегу.

Парень-паренёчек, миленький дружочек,

Сошей-ка мне платье с макового цвету.

Девочка-девица, сама красавица,

Напряди мне ниток из дождевых капель.

На реке-на речке, там девка гуляла.

 

Речь в этой песне идет об обряде посвящения в ученичество. Обряде, во время которого переходили ученики в год или выпускались. Ну, то же самое — изготовление шедевра мастером. И в брахмате развивается внезапная дзенская беседа.

Дзен рождается примерно в восьмом веке, а в девятом начинает переходить в Японию. До этого был чань. Чань был принесен Бодхидхармой около пятого-шестого века в Китай, куда он перетекает где-то к пятому веку из Индии. Вот глубина, да? Но если мы идем дальше к ведическим временам, то опускаемся до полутора тысяч лет до нашей эры.

И вот русская народная традиция хранит этот же обычай задавать самый невозможный вопрос для проверки того, насколько вновь пришедший дух стал человеком и обрел разум.

Существует этот обычай примерно с того времени, когда европейское общество только раскалывалось, значит, минимум четыре тысячи лет. И ещё неизвестно, что древнее — вот это испытание молодыми друг друга или жреческий диалог, жреческие вопросы загадочного испытания. А кто его знает в действительности — от жрецов ли к народу это перешло как некий обычай, который сохранили женщины и который потом был перенесен на детей, или наоборот этот обычай был взят мудрецами из народного быта. Так что сколько тысяч лет этой вещи, которую вы спели, неизвестно. Но суть её, как вы видите, очень проста и прямо относится к тому, чем вы занимаетесь на занятиях Бани: это выверка образа мира, то есть проверка того, соответствуют ли твои представления о мире тому, как он в действительности устроен. Иначе говоря, принял ли ты тот мир, в который воплотился?

Напряди-ка мне ниток из дождевых капель, а ты сделай-ка мне бердышко из солнечного зайчика, тогда я напряду тебе ниток из снега...

Маленький ребенок начинает думать. По Генычу (Ребенок трех лет. — Прим. ред.) так видно: «Так не бывает, я не могу тебе сделать бердышко из солнечного зайчика». — «А как же ты тогда собирался мне луну с неба достать?» — «Слушай, надо думать...».

Вот с этого начинается человек. Иначе говоря, это по большому счету не просто посвящение в половозрелость. Это испытание, как вы помните, девки-семилетки, в семь лет. Условных семь лет, то есть она переходит в возраст семи лет.

С семи до четырнадцати девчонка должна пройти испытание — и тогда её можно выдавать замуж. Соответственно, парень чуть позже, с четырнадцати. На самом деле такие испытания проводились для девчонок от двенадцати до восемнадцати, а для парней — с четырнадцати до двадцати одного. В этой веже они должны пройти свои испытания, эти так называемые волчьи посвящения, да? Парни позже, девчонки раньше. Та самая знаменитая семилетка, которая в сказках, как вы помните, находит решение на все загадки своего царя. Царь явно старше, да? Она семилетка якобы. Как приехать одетой и не одетой, по дороге и не по дороге, с подарком и без подарка. Она едет по обочине, одетая, как вы помните, в сеть рыбацкую, и с голубем в руках. Подает — он улетел. Она подарок давала, а он подарка не получил. Вот это испытания возрастные. Переходы.

Я не так уверен, что они были взяты из жреческой, как говорится, практики. Думаю, что было наоборот. Что это естественно, что человеку изначально было дано проверять, готов ли этот человек к каким-то переходам. Это части ученичества. Нам сейчас важно взять только то, что относится прямо к тому, видят ли люди, которые делают свое предприятие, тот мир, в котором они собрались воплощать свои образы. И вся Баня в сущности простроена вот на этой песне, если вы вдумаетесь. И на сказке о девке-семилетке. Посмотрим?

А тем, кто делает своё предприятие, задача — у нас Толстой, кажется, героем дня выступает? — время от времени делать ему совершенно дикие предложения, которые выглядят очень правильно. Все слова правильные: напряди мне ниток из дождевых капель. «Напряди мне…» — понятно, что значит напрясть. Она уже знает, что делать. «Ниток» — понятно, что такое нитки. Кому? Мне. Да, понятно. Из чего-то. Она тоже понимает.

Помните знаменитый лингвистический парадокс, созданный Щербой для того, чтобы показать, что грамматика самостоятельна? Тогда, в начале двадцатого века, все были увлечены грамматизмом и структурой языка. И Щерба придумывает разные высказывания, в которых показывает, что независимо от того, знаешь ли ты слова и есть ли в них содержание, ты понимаешь высказывание.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Кто такая Куздра, кого бокра? Непонятно, но вы всё поняли. Ну, куздра — она всегда вообще, как только увидит этого бокра, так и начинает его будлать. Я вам прямо всем говорю, что как увижу бокра, тоже сразу будлану.

И вот и здесь тоже. «Напряди мне ниток из…» Всё понятно. Вроде бы. Вдруг там среди этого вкрапливается какое-то словечко, которое в каком-то смысле понятно. Из дождевых капель. Если он ещё не стал человеком, он примет это. Если он ещё ребенок и не вскормлен до возрасту, он придет в недоумение.

Нечеловек примет в том смысле, что он звуки услышит и ничего не сделает с этим. Ребенок уже стоит в недоумении — а я не могу. Как это — из дождевых капель? Он уже представляет, как это делается. Понимает, что нельзя. Человек, вошедший в возраст, то есть тот, кого пора женить, найдет соответствующий этому ответ из другой части мира.

И вот все загадки, все так называемые паремии — малые формы языка — изначально создавались для подобных испытаний. А не затем, чтобы вы действительно отгадывали загадки. Они все проверяют вот этого человечка на предмет того, в какой возраст он вошел.

Вот и вы сидите и делаете время от времени им предложения такие, чтобы всё узнавалось, но там только кусочек вставлен такой, что вообще не может быть.

Если вы обращали внимание на меня иногда, если наблюдали, что я делаю, следили — а вы следили, я знаю, и обращались — вы все гады, — то я время от времени всегда предлагаю: ну вот а потом сделай вот так. И сижу такой. И вы в общем-то уже с настороженностью относитесь к моим предложениям, правда? То, что Скоморох обязательно предложит что-нибудь такое, что если согласишься — дурак, а не согласишься — ещё хуже. Вот я все время вам облекаю всё это, как говорится, в такую форму, которая всё более узнаваема. И при этом содержит в себе гнилой сучочек. Обязательно. И если ты неразумен, ты либо примешь это, либо упрешься в это и не сможешь найти правильного решения.

А что, в первую очередь, вам мешает со мной связываться? В данном случае нельзя же сказать уважаемому человеку: «Что ты глупости говоришь?»! Это ж явно, что он гад, а не глупости говорит. Он, гад, явно хуже делает. Вы многие это проходили со мной. И наблюдали многие. Так вот, пожалуйста, поупражняйтесь в этом сейчас.

Они будут делать свое предприятие дальше, а моя задача — показать на этом материале, на материале устроения своего предприятия, как учиться учиться. Значит, мне некогда будет заниматься отладкой их предприятия. Да я им займусь после вашего отъезда. Мне сейчас надо заниматься вами. То есть они спокойно занимаются своими делами. Они показывают, как отлаживать предприятие и отлаживают его. В частности Заповедник.

Заповедник — это, как вы помните, две части: каменная и деревянная. Вот они занимаются каменной частью, в сущности Заповедником. В Академию, в деревянную часть, они не лезут. Поэтому это всего лишь предприятие — Заповедник. Вам полезно. Вы отладите, глядя на это, свои предприятия. Но мне-то надо показать вам, как ещё и учиться — и построению предприятия, и отладке предприятия — на этом примере.

Я буду сидеть со стороны и показывать, где сбои именно в способности обучаться и как их исправить. А вот вам задание учебное: сумейте сделать испытание тем, кто выглядит очень уверенно. Но сумейте сделать испытание не затем, чтобы завалить. Это вы умеете — такой саботаж — изобразить начальника дураком, а в итоге самим вылететь потом. А вы такое сделайте испытание, чтобы они сумели состояться, чтобы они победили.

Значит, первое, что надо сделать, — нащупать, на каком уровне развития разума находится этот ребенок, и начать задавать загадки соответственно его уровню. Геныч, что такое: висит груша, нельзя скушать? Еще не знаешь, что это такое?

— Не знаю.

— Э, ты ни разу лампочку не видел? Вот тут, видишь, они под колпаками. А помнишь, лампочка, как груша? Хорошо, а где у нас висит груша, которую нельзя скушать? Вот эта прямая груша? Понятно. Это банан, Геныч. Это висит банан, его нельзя скушать. Молодец. Ты все усвоил.

Вспоминайте. Начинается с простейших, таких, которые ребенок может усвоить. Выстраивается некий мир, а потом где-то за грань этого мира выкидывается мостик. Загадка более сложная. И тогда ребенок по образу ему известного сможет подумать и найти ответ. И вы же сами знаете, когда чувствуете по кому-то, что такие-то загадки уже решали: ну подумай, подумай! ну, помнишь, вот так-то и вот так? Вот это способ, как развивать разум.

Что значит развивать разум? Раскрывать дополнительные пространства сознания, куда уходят обобщающие понятия. С этим мы поработаем отдельно на занятиях по Науке думать, и предметно поработаем, как говорится. Сейчас ваша задача — да, испытать, но все-таки так, чтобы они победили. Потому что если они проиграют, у вас больше не будет Заповедника. Это не есть ваша задача. Я надеюсь, вы понимаете. Хорошо, приступим. Приступайте.

 

Медянка: Хорошо, сейчас мы продолжаем ту работу, которая была вчера. Мы уже часть работы провели. И повторим, то, что было вчера. Но быстро. Значит, Толстой, выходи. Толстой — директор. Набирай себе команду…

Скоморох: Команду. Почему команду? Почему вы необучаемы и сколько бы мы с вами не договаривались, что мы не говорим по-английски...

Медянка: Да, я вижу.

Скоморох: Почему вам надо команду? Потому что — что сейчас происходит? Вспоминайте работу с Пластинкой. Что у неё в начале проскальзывало? Вспомните, торшак на то, что порядок. Не тот порядок, из прошлого. Значит, что сейчас мы нашли? У Медянки — торшак. На что? На привычный образ практического психолога. Сейчас с нами работает не прикладник культурно-исторической психологии, а практический психолог, который обучался где-то в Ярославле, у кого-то из импортных ребят. Точнее у ребят, учившихся у импортных ребят. И так дальше.

<...> Пусть она садится и нам разберет, что же это у неё с командой-то делается. В головке.

Ещё раз говорю, там косма, там много всего.

Толстой, сядь где-нибудь тут рядом и помогай ей. Вот к тебе пришел на предприятие психолог, и ты вдруг чувствуешь, что он тебе предлагает выстроить всё в рамках культурно-исторической психологии, то есть по-русски, попросту говоря, а вместо этого будет загонять под кожу практическую психологию. Вместе с дураком.

Медянка, из какого возраста, откуда у тебя идет, что ты говоришь одно, а делаешь другое?

— 15 лет.

— Нет, я не говорю, про то, что на команду. А вообще, людям пообещать одно, а сделать другое.

— 15.

— Что там было? Выживание? Явно какое-то выживание в каком-то сообществе.

— Это связано, как я вижу, с прыжками с парашютом. Мне нужно было туда пройти для того, чтобы прыгать. А мне было запрещено по тем правилам, которые были там заведены. То есть я по возрасту не проходила. И мне нужно было как-то исхитриться и...

— И что сделать?

— Втечь.

— Что сделать? Ну, обмануть людей, чтобы они что?

— Чтобы они мне...

— Сейчас вы будете рады.

— Чтобы они меня приняли.

— <...> Чтобы они что?

— Поверили и приняли.

— И стали твоими друзьями.

— Друзьями, да.

— Для того чтобы завоевать друзей, надо обмануть. Нравится?

Пожалуйста, Хасбулат, встань напротив, будешь зеркалом Медянки. Для того чтобы найти друзей, надо с первого же взгляда внушить им недоверие к себе. Как Хасбулат. Вот гляди на него теперь. <...>

Медянка, мне очень нравится твой подход.

— Мне не нравится.

— Ну, ты же выживала за счет него всю жизнь.

И значит, все время, когда она дает вам Баню, она вас учит, как обмануть того, кому вы даете Баню. Но так обмануть, чтобы что? Сами скажите. Чтобы он что? Стал вашим другом, да? А задача Бани? Чтобы он начал хорошо зарабатывать деньги. Вспоминайте отчеты с занятий, которые она ведет: все Бани Медянка строит так, чтобы люди её любили и чтобы были её друзьями. И потом отзывались о том, что она сделала, как о лучшем своем времени, и вообще по Медянке жили, чтобы дети играли в игру «Медянка». Медянка все эти годы бьется за то, чтобы найти, наконец, друзей. Вы все то же самое. Вы все сюда пришли за друзьями, и поэтому у вас не получается делать дела.

Мы начали вроде бы с отладки одного предприятия. То предприятие, слава Богу, работает. Мы перешли на отладку другого, вам есть разница? Для вас этот урок — урок? Всё садитесь, пишите про себя. Эта работа закончена. <...>

Просто поймите, что вы все сюда и приходите, потому что вам нужны друзья, но говорите, что якобы учиться. Пропишите это, потому учеба и не идет. Потому не получается учиться учиться. Вам всем не хватает любви. Вы ищете родные души. Нашли. Что же вам мешает учиться?

 

 

 

 

Заключение

 

Если вы прочитали эту книгу до конца, значит, вам действительно нужно научиться учиться. Что же вам мешает?

Вопрос не праздный и не риторический. Нам всем свойственна способность учиться — она обеспечивает наше выживание. Если мы чувствуем, что утеряли ее, значит, есть помеха. И эта помеха живет в нашем сознании. Она вошла в него и перекрыла способность.

Способность при этом никуда не делась, но пропала. Она была и есть, но мы ощущаем, что она стала слабей, чем раньше. Ее нельзя обрести, ее можно только восстановить. Точнее – восстановить ее силу.

Как? Либо убрать то, что ее перекрыло, попросту, очистить сознание, либо понять себя.

Вопрос сложнее, потому что скрыт в мировоззрении. И означает эта мировоззренческая хитрость то, что ваша способность не ушла и не ослабла, она все та же, но направлена совсем не в тот мир, в котором вы ее проверяете. Она живет вовсю в мире, где живет ваша душа. А в этом мире вы вымучиваете из себя лишь жалкие крохи самого себя…

Чтобы обрести былую способность учиться, надо стать, как дети, надо снова стать ребенком и понять, чем живет твоя душа. Тогда снова вернется способность наслаждаться ученичеством.

Но чтобы понять, в какой мир твоя душа изливает свою охоту, надо понять и познать себя. Как это сделать? Просто не скажешь…

Я попытался говорить об этом в других книгах, например в «Самосовершенствовании», но надо еще говорить и говорить. И надо создавать Науку о душе. Наверное, тогда станет проще…

 

 

 

 

 

Александр Шевцов

Начало науки учиться

 

Корректор: Е. Хегай

Верстка: А. Смирнова, М.Батуева

Обложка: А. Смирнова

На обложке: Юлиус Гиртц «Школьная дисциплина» 1880 г.

Выпускающий редактор: Н. Соколова

 

 

Издательское Товарищество «Роща Академии»,

Иваново, пр. Ленина, 17 а/я 11

Сайт: www.roscha-akademii.ru, роща-академии.рф

Эл. почта: [email protected]

 

Музей-Заповедник народного быта

Сайт: www.zapovednik.ws

 

 

ISBN 978-5-902599-90-6

 

© А. Шевцов, 2007

© Издательское товарищество«Роща Академии», 2014


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.