Первая беседа Скомороха. О Самопознании1 — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Первая беседа Скомороха. О Самопознании1

2021-05-27 27
Первая беседа Скомороха. О Самопознании1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Вошедшие в книгу беседы были проведены Скоморохом в мае 2006 года на семинаре «Открытие Заповедника».

 

Как ни странно, мы с вами вернулись к теме Игры, с которой когда-то я вообще начинал писать. Самая первая моя статья — «Игра и Игрецы» — писалась для того, чтобы выступить здесь, в Иваново, на конференции не то по народной культуре, не то по психологии — я не помню. На этом семинаре вы снова встретитесь с этой темой, но уже в рамках темы семинара «Учиться учиться».

<…> Все вы прекрасно знаете, что научиться учиться — это очень сложно. Если вы сомневаетесь, то просто возьмите калькулятор и посчитайте, сколько денег вы заплатили за учебу в Училище Русской Народной культуры и при этом по большей части так и не получили дипломы.

Это говорит о том, что учиться вы не умеете, учитесь вы плохо, а мне это надоело.

А учиться в Отделении народной психологии не получится, если вы не умеете учиться, не умеете очищаться, не умеете думать. Мне очень важно, чтобы эти основные, исходные искусства были привиты вам, как некие ремесленные навыки.

Вспомните, у нас с вами есть договор о том, что вы здесь не курите, не пьете и не бранитесь. То есть запретов курить и пить как таковых нет, но здесь это не надо делать. Почему запрещается браниться? Потому что Язык Огня, как это называлось, использовался только для Науки Думать, для того чтобы показать помеху Разуму. Если вы этим не владеете, то вы и не имеете права. Условно говоря, право браниться мазыки получали по прямой передаче почти как дар. Как посвящение. Но есть договор, что если вы услышали бранное слово, вы мгновенно должны понять, что у вас сбой в работе разума, потому что бранное слово случайно не выскакивает. И вы тут же должны обратиться в себя и задаться вопросом — а по поводу чего это звучит?

Причем необязательно, чтобы брань прозвучала. Небольшого движения уже достаточно, чтобы вы поняли, что какая-то брань рядом. После этого стоит мгновенно задать себе вопрос: что я не так сделал, где ошибка? И если не получается найти, попросить помощи у вершаля — того, кто дает зеркало, у крестного.

<…> Вы не хотите убирать, вы не хотите меняться, вы довольны собой и довольны тем адским миром, который вокруг себя разливаете. Зачем вам тогда учиться учиться? Зачем Наука и Искусство учиться? Вы же не хотите меняться!..

Учиться — значит менять себя. Учиться — это значит исходно становиться другим. Зачем учиться тому, кто хочет оставаться таким, какой он есть? Если ты чему-то научился, ты уже изменился. Ты немножко другой с каждой наукой, которую взял. С каждым крошечным научением ты уже немножко другой. Наука может поменять тебя целиком. Так зачем вам учиться, если вы не хотите меняться?

Искусство учиться — это всегда искусство самосовершенствования. Вдумайтесь в это. Нет смысла вообще заниматься какой-то учебой, если ты не осознаешь, что благодаря этому ты совершенствуешься. Учеба направлена всегда на некое самосовершенствование, то есть на изменение себя. Как кажется, от худшего к лучшему. Нет. От того состояния, в котором ты сейчас находишься, к некоему желаемому состоянию, которое оценивается тобой как более сильное, более приспособленное для выживания в этом мире.

<…> Как только началось, условно говоря, недовольство тобой, тут же задай вопрос: так, подожди, ты мной недоволен, в чем причина? Почему?

Но если недоволен, значит, есть несовершенство. И тот, кто хочет быть совершенным, радуется любому несовершенству, которое ему показали, потому что благодаря этому он это несовершенство нашел и теперь его можно убрать. <…>

Так вот, пожалуйста, все, и новички и старички, примите: в Отделении народной психологии Музея-Заповедника ничего кроме этой работы не будет. До тех пор пока у вас идет сопротивление, я буду заниматься сопротивлением. У вас будут ошибки — я буду заниматься ошибками. И только когда вы будете в хорошем рабочем состоянии, мы будем играть и творить чудеса. <…>

Сразу, пожалуйста, примите: учиться — значит менять себя, значит меняться. Если не меняться, нечего тут делать.

И второе: мы же хотели монастырь делать. Делаем Заповедник, но для меня это все равно что монастырь. Я одинаковый — на семинаре, на лекции, в промежутке. Я всегда одинаковый, и мне плевать, где вы меня захватите своим сопротивлением. Вот это будет Допустим, это будет, когда мы балку на кровлю затаскиваем, и ты будешь стоять с этой балкой на плечах и совершать ошибку. Я остановлюсь в этот миг и буду с тобой разбираться. И мне плевать, что у тебя сейчас хребет надорвется. Это — Заповедник. Здесь каждый миг работа над собой.

Здесь (В первой части этой книги. — Прим. ред.) об этом тоже написано: основной способ, каким вы будете учиться, — это постоянное использование всего происходящего в жизни для того, чтобы через это познать себя, выявить свои несовершенства и устранить. Все, что здесь происходит: работа, учеба, отдых, взаимодействие, — это повод для того, чтобы поработать над собой. Увидьте: вся стройка — это полигон для выявления своих болезней. Если вы их выявляете, почему бы их и не убирать? Надо выявить и убрать.

Все взаимоотношения с внешними людьми, с внутренними людьми, все дела, связанные с природой, — все тьфу! Есть только одно: через все это понять себя. Увидеть свои несовершенства, осознать, задуматься и принять решение о каждом — сохраняю его осознано, как хозяин, или убираю. И если убираю — убрать. Ничего другого здесь не будет — это место дано не затем, чтобы здесь стояли какие-то башни и стены или сюда приезжало начальство. Всё это чушь — это не проект, это действительно Заповедник народного быта. И каждый миг вы должны использовать, чтобы познать себя. Здесь просто среда должна быть такая, атмосфера: чтобы ни случилось, первое — тут же увидеть, показать, разобраться, устранить эту помеху или убрать ее вместе с человеком.

Здесь не будет Дома ремесел, где вы многое прощаете друг другу, потому что вы хорошие мастера. Нет. Ваши ремесла не имеют значения здесь. Имеет значение, хорошо ли вы используете ремесла, чтобы познавать себя. Торговля ваша не имеет значения. Имеет значение, хорошо ли вы торгуете для того, чтобы познавать себя. А ещё точнее, достаточно ли плохо вы торгуете, чтобы увидеть внутри себя помехи торговле и убрать их.

Всё, что происходит, не имеет ценности. И как уже неоднократно было сказано, я потому все эти годы и сокращал количество учащихся в Отделении народной психологии Заповедника народного быта, что мне деньги-то не нужны. Я достаточно хорошо обеспечен. Мне нужны искренне работающие над собой. Я безжалостно буду высекать всех лишних. Останутся только те, кто действительно работает, кто действительно составляет тело Отделения народной психологии. И вы увидите — стратегически это даст больше. Тогда действительно придут люди, потому что будет, кому их принять. И будет, кому создать среду самопознания.

Вся остальная фальшивка по принципу «ну, я же тебе там денег принес», или «я же для тебя пригнал машины с дровами», или «я же тут столько ручками трудилась и копала» — не имеет никакого значения. Пожалуйста, примите это как ту дзенскую притчу — а может, она и не дзенская была, а ещё конфуцианская, не помню сейчас — о настоятеле монастыря, которому император, приехав в гости, принес большой дар деньгами. А тот ему говорит:

— Хорошо, положи в угол.

Император Поднебесной кладет в угол деньги, большие деньги, садится и в недоумении спрашивает:

— Слушай, ты мне не скажешь даже спасибо?

— А кто кому должен говорить спасибо? — отвечает настоятель монастыря, — Я — за то, что ты принес деньги, или ты — за то что я согласился их принять?

Мне плевать, что вы лопатами будете копать. Плевать, что вы пилить будете. Это всего лишь ваше право — в упражнении выявить помехи тому делу, в котором, как вы считаете, вы наиболее успешны. Ведь вы же не возьметесь за что-то, что не умеете, не любите, а возьметесь обязательно за что-нибудь, что, как вам кажется, у вас хорошо получается.

Например, Фита взялась торговать, да? На выставках. Ей кажется, у неё хорошо получается. (Обращаясь к Фите.) Но ты же не взялась мыть полы? Ты же взялась торговать на выставках, да? Зачем и почему? Сейчас ты понимаешь: потому что это очень нужно и очень хочется тебе. И вот сейчас ты видишь, какая у тебя куча помех в этом деле. Правильно? Вот сейчас ты понимаешь: это настоящая учеба. Угу?

Так и здесь: вы будете брать именно те дела, которые вам нравятся. Условно говоря, если девочки умеют сажать кустики, они будут сажать кустики. А мужики предпочтут пилить бревна и строить заборы. Так вот, я не буду благодарен за то, что вы пилите бревна, — я буду использовать это как упражнение для выявления ваших несовершенств в том деле, которое вам кажется наиболее подходящим. И если вы выявите несовершенство в наиболее подходящем деле вроде науки точных рассуждений или программирования, то тогда вы станете в нем успешными.

Здесь это — упражнение. Попробуйте понять: это не ваш трудовой вклад. И не ваш подарок Заповеднику. Здесь это — упражнение на самопознание. И благодаря тому, что вы делаете его здесь, вы будете в состоянии выявить в нем несовершенство. И если вас начали бранить именно в этом деле, не воспринимайте это как неблагодарность. Я совсем не благодарен вам. Вот врубитесь в это.

Если сын приносит дрова, чтобы мать растопила печку и сварила ему обед, — она должна быть благодарна за это или нет? Если дочь принесла крынку молока отцу на покос, потому что его надо напоить и накормить, чтобы он сжал всё это жито, — он должен быть благодарен или нет? Я вам совсем не благодарен, просто потому что мы родные, потому что мне нужно, чтобы вы победили.

Вы поймите: вы ведь ждете благодарности за свой труд. Но это Заповедник народного быта. Не за свой труд, а во время этого труда вы получите всё, зачем пришли.

Почувствуйте именно это: вы в Заповеднике народного быта. Что бы вы ни делали, вы уже в здесь. Трудовое упражнение — да, вы проверяете себя через него, учебное — вы проверяете себя через него. Нет ничего, кроме самопознания.

Бука, ты очень любишь быть обиженным мальчиком, который считает, что его не поблагодарили и недооценили. Бука, не будет. Хотя при этом — будет, конечно. Когда вы действительно хороши, я умею оценить это. Но вы поймите: это моя задача — оценить вас. Вы-то почему ждете оценки и благодарности? Если вы её ждете, значит, вы приехали не в Заповедник народного быта — вы приехали к каким-то своим знакомым, кому по блату, условно говоря, по дружбе сейчас окажете услугу и за это хотите иметь какие-то льготы, поблажки, что там еще? Плату, короче. Значит, вы не в Заповеднике народного быта. А раз вы не в Заповедник народного быта приехали, значит, вы не слушатель, а кто — наемный рабочий? Тогда, пожалуйста, сразу так и заявляйтесь. Не надо врать. Не надо лицемерить.

Приезжайте и говорите: я хочу поработать и за это получить такую-то и такую-то плату. Но вы же не приезжаете так, вы говорите: я приехал в Академию самопознания, — но при этом тайно ждете благодарности. Зачем же вы тайно-то ждете? Заявите цену своего труда. Заявите её — и тогда вы сразу поймете, нужно ли вам самопознание. Если вам нужно самопознание, платой будет, например, то, что вас за самый героический труд взяли и отругали.

Я смог донести свою мысль? В Заповеднике вы находитесь каждый миг. И если вы почувствовали обиду от того, что вас недооценили и не поблагодарили, значит, вы обманываете себя и других: вы пришли сюда не за самопознанием. Настоящая благодарность здесь, настоящая ценность — это только объём внимания, который вы получили.

Так вот, как ни странно, благодарными надо быть как раз за то, что «получил». Если я кого-то сильно браню, значит, этот человек мне ещё не безразличен. Я ругаю тех, в кого ещё верю. Попробуйте понять, что те, кто будут вами заниматься, прицепятся к вам, возможно, ваши лучшие друзья. Скорее всего, ваши лучшие друзья.

Вот и попробуйте понять: когда брань нужна человеку, потому что он действительно хочет измениться, а значит, перейти в другое состояние, в другой мир, — он благодарен за брань. Как только вы начинаете от неё уходить, это означает — вы заврались.

Ребята, вы пришли на семинар, который называется «Наука учиться», или «Искусство учиться». Это значит, что вы должны принять решение меняться.

А как вы вместо этого собирались учиться?

Я уверен, что это отзовётся сейчас у всех поголовно. Фокус. Проверяю. Я сейчас хлопну в ладоши. Конечно, вы понимаете, что если у вас отзовется что-то из западка, там другие ответы выскочат — это неважно. Сейчас вы просто внутренне в себя поглядите и спокойно ответьте — да или нет. Так вот, вы собирались взять знания о том, как надо учиться, дополнительно к тем, что у вас уже есть?

Хлопок. Смех в зале.

И ни один из вас не собирался выкинуть что-то, что занимает святое место, освободить его для новых знаний. Не потому что вы не готовы были или не хотели, а потому что вы просто об этом не думали.

Сейчас вы, конечно, уже понимаете, что надо вычистить какой-то кусок. Но вот я опять хлопну в ладоши — и вы все скажете мне, да или нет. Я предсказываю: вы все скажете «да». Вопрос: вы еще не знаете в данный миг, какой именно кусок вы готовы освободить?

Смех в зале.

Хотите, я скажу, какой кусок вы готовы, должны бы быть готовы потерять? И с такой же однозначностью вы ответите: «Ну да, конечно, только этот и именно этот». Этот кусок — старое представление о том, как надо учиться.

Ну что, это не очевидно?

Ответы из зала: да, да, да…

А теперь скажите — глупо? То есть, ну настолько просто! Что же ещё, да? Если ты хочешь научиться учиться по-новому, то ты должен избавиться от старых представлений о том, как учиться. Это настолько очевидно! Очевидно, да? А почему вы до этого не додумались сами? Хотите, я сделаю ещё одно предположение? Ну, то есть на сто процентов… А потому что вы об этом не думали.

Смех в зале.

А это говорит о том, что, отправляясь сюда, на семинар с этим названием, вы не думали вообще. Слушайте, что же вы делали-то? Если вы вообще не думали? А как вы живёте? А что же вы делали тогда, вместо того чтобы думать? Наверное, вы жили…

Как получается, что вы едете на семинар «Учиться учиться» и не думаете о том, что вообще это такое и как это делать? Думали?

Ответы из зала: думали.

Да? Что же вы думали?

Вы поговорите об осознании и осознавании. Вообще, о них надо говорить особо, и я надеюсь, однажды мы доберемся до разговора о том, что такое осознавание. Тема-то такая… «жареная», потому что все эзотерики увлечены понятием осознавания. Это после «великих шестидесятников», то есть после американцев шестидесятых годов, понятие осознанности, осознавания стало всеобщим по всем эзотерическим школам.

Совершенно не уверен, что они понимали под этим то же самое, что будем изучать мы. Иначе говоря, очень возможно, что ваше знание о том, что такое осознание, является одним из слоёв культуры. Однажды мы это будем разбирать. Просто примите для себя, что это вовсе не простая тема. Пока мы туда не пойдём. Ограничимся пока понятием «учиться», способности обучаться.

Так вот, ещё раз настойчиво прошу: договоритесь со мной, что если вы действительно хотите учиться, то вы готовы менять себя.

Просто примите: большая часть того, что вы считаете своими достоинствами, была вами обретена в то время, когда эти достоинства работали, облегчая вам жизнь.

А сейчас прошу, сразу по хлопку ответьте, что вы считаете своим главным достоинством?

Хлопок.2

2 За счет чего вылетает ответ? Хлопок пугает. И в этот миг разум как бы раздвигает лопоть — и ты проскакиваешь куда-то вглубь. Однажды мы это подробно разберём. Сполохом прожигает.

Я часто хлопаю для вас мягко, только показывая хлопок, чтобы обозначить время, когда действовать, но не даю щелчка (хлопок со щелчком), при котором разум настораживается и ищет опасность. Тогда можно увидеть что-то сквозь слои лопоти — увидеть внутри себя ответ на заданный вопрос. А когда я мягко задаю хлопок, то обращаюсь к разуму. Например, если я спрашиваю: «Скажите, когда вы последний раз менялись?», то тут надо себя удержать от того, чтобы проскочить в западки и действительно взглянуть просто в свою человеческую историю и назвать цифру из этой жизни.

Увидели? А теперь так же по хлопку — и во сколько лет это пришло?

Хлопок. Голоса в зале.

Слушайте, так ваше главное достоинство является таковым с пяти, двух, семи лет? Ребят, так вы давно не менялись.

Кажется, ваша способность обучаться закончилась как раз в том возрасте.

Во сколько лет к вам пришло последнее осознавание того, что вы поменялись настолько, что это стало вашим достоинством? Год?

Хлопок.

Во сколько лет это произошло? В 12? В 12. Значит, с тех пор ты и не учишься.

Просто попробуйте это понять. Вы же все понимаете, что у вас что-то сходное. После 12 лет ты достиг… ты перестал учиться по-настоящему. Всё, вершина пройдена, и дальше, условно говоря, остается только мелкая правка самого себя, дотачивание. Обидно? А ты ведь о себе не так думаешь, я знаю. Ты прекрасно знаешь, что можешь великолепно учиться...

Бек, а ты во сколько лет приобрел то, что считаешь своим главным достоинством? В семь лет. С семи лет ты перестал по-настоящему учиться. И заметь, как сложно тебя менять. Ты постоянно самый совершенный, более того, ты ещё и «самый лучший» и заслуживающий не только пощады, но и всеобщей любви. Мачо, а у тебя это когда произошло? В 7 лет? Врешь. Свое главное достоинство ты приобрел 3 дня назад.

Хлопок.

Да. Три дня назад ты нашел ещё одно качественное осознавание себя как великого программиста. Почему ты его сейчас не рассмотрел? Потому что в 7 лет ты приобрел ещё и навык скрывать свои достоинства. Я ошибся с возрастом, нет? Нет. Обрести достоинство и спрятать… Ты сподличал. Что это значит — сподличал? Быстро спрятался подле самого себя. Должно быть понятно. Огромный мужичина мгновенно присел на корточки и сидит рядом с тобой. И вы все этим болеете.

Я понимаю, что этот семинар тоже ни к чему не поведет, вас не пробить, меняться вы не будете, учиться вам тоже ни к чему. Я готов, как педагог советской закалки, искренне отбарабанить вам этот семинар, как я отбарабанил уже, наверное, несколько сотен подобных семинаров, и так же готов не ждать от вас никаких изменений.

Вы, конечно, к этому не готовы. Вы, конечно, хотите меняться. Вы, конечно, будете работать. И вообще вам не нравится, как я с вами обращаюсь. Вы сами примите своё решение, потому что я-то вру, когда говорю, что я готов. Здесь нет ни одного человека, который видел, как я отбарабанил хотя бы один семинар, а вот вы врёте, когда говорите, что будете меняться. В общем, здесь Отделение народной психологии Музея-Заповедника народного быта, и если вы не меняетесь каждый миг — всё бессмысленно. Мне ещё раз сделать круг, упрашивая вас принять решение меняться, для того чтобы научиться учиться? <...> Принимайте это решение.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.