Глава 5. Дошкольное воспитание — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 5. Дошкольное воспитание

2021-05-27 29
Глава 5. Дошкольное воспитание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Время до школы — всего семь лет — очень большое. Быть может, гораздо большее, чем вся остальная жизнь. Оно сжато и уложено очень плотно именно потому, что в это время мы еще умеем учиться и учимся очень быстро.

Учебных заведений, которые мы проходим до школы, несколько. Некоторые обязательны для всех. Другие могут отсутствовать в чьей-то жизни. К примеру, я не ходил в сад и ясли. А для многих это ужасное место, где их приучали выживать в очень злобном мире. Другим же сад был сказкой, где их ждала постоянная игра. Всё это, конечно же, зависело от людей, которые там работали.

И, как и в школах, в большинстве случаев наши прежние детские сады были местом, где работали подготовленные всё той же государственной системой вербовщики будущих бойцов научного сообщества — главной задачей садов была подготовка ребят к школе. Ну и задача выжить, пережить эту толпу, пока её не разберут родители. Иногда это ожидание становилось очень болезненным для обеих сторон…

Другим учебным заведением был двор, он же улица. Вот этого было очень трудно избежать. Так или иначе двор оказывал свое воздействие на всех. Кого-то затягивал, кого-то пугал. И явно вкладывал образ того человека, которым должен быть член нашего общества. Именно там закладываются основы городской, сельской или деревенской культуры. И этому очень трудно сопротивляться. Это настолько важное действо, что, похоже, даже наши тела меняются, чтобы приспособиться к этой сложной и опасной среде.

Мы жили в стране, которая свято верила в то, что марксизм — последнее слово во всем, и особенно в науке о человеке. Поэтому мы знаем вслед за Энгельсом, что человек развился из обезьяны, развился «естественно», то есть без души, просто потому, что однажды один вид обезьян начал применять орудия. От этого и от того, что он стал есть мясо, вид этот увеличил объем мозга, а мозг сделал его человеком.

Энгельс наивно верил, что мы думаем мозгом.

Современная наука сомневается в этом. И я приведу выдержку из «Культурно-исторической психологии» Коула, где излагаются другие точки зрения.

«Три десятилетия назад общее согласие в отношении происхождения культуры и возникновения Homo sapiens основывалось на представлении о центральной роли изготовления и использования орудий…

Теперь оказывается… что большой объем мозга определенных гоминидов был относительно поздним приобретением и что эволюция мозга произошла благодаря действию новых факторов отбора, возникших в связи с прямохождением, и была следствием использования орудий. Скорее образ жизни, связанный с использованием орудий, наземной жизнью и охотой, создал большой мозг человека, нежели человек с большим мозгом открыл новые способы жизни…

Уникальность современного человека представляется результатом технической общественной жизни, которая утроила размер мозга, уменьшила лицо и изменила многие пропорции тела» (Вашбурн и Хауэлл) (цит. по Коул, с. 173)1.

1 Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. — М.: «Когито-центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

Очень, очень вероятно, что мозг развивался вслед за задачами, которые приходилось и приходится решать маленькому человечку. И задачи эти далеко не трудовые. Вспомните свое детство: разве вы трудились тогда? Основное содержание раннего детства — это игра и освоение общественных отношений. Ребенок просто ничем другим не занят, как освоением мира, и миров этих для него два: мир-природа и мир-общество. А осваивает он их, играя.

Игра — это главное средство изучения мира.

Именно его почему-то и выкидывают из нашей жизни, когда мы приходим в школу…

И это означает: либо школа занята не обучением, либо она не умеет учить. Но всё дошкольное воспитание нацелено на то, чтобы подготовить ребенка к этому сложнейшему испытанию — школе!

Кстати, именно по этому признаку нацеленности на школу и различается тот слой воспитания, который я бы хотел выделить для осознавания первым. Если вы не понимаете, что за воспитательное действие оказывается на ребенка, задайте вопрос, — и на вопрос: для чего делается то или это? — вы всегда без сомнений ответите: для школы. Тут ваше собственное узнавание сработает безошибочно.

 

 

 

СЛОЙ третий

 

 

воспитание

 

Воспитание — настолько привычное слово, что мы вообще не понимаем, что оно значит. Мы просто никогда об этом не задумывались. И очень важно, что Пушкин говорит в «Евгении Онегине» именно о воспитании — это дает понять, что воспитание пронизывает всю нашу жизнь. Хотя мы привычно относим его только к детству.

Мне кажется, что вообще никто и никогда не давал определения понятию «воспитание». Нет, конечно, словари о нем пишут, но я имею в виду развернутое определение, определение-описание, которое бы позволило начать исследование. Причина этого в том, что до прихода Науки в этом не было надобности, а с её приходом умы заняты образованием и описывали только его.

Академический «Словарь русского языка»1 прямо относит воспитание к управлению поведением: «Навыки поведения, принятые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной и личной жизни».

1 Словарь русского языка. В 4 томах, М.: Рус. яз.,1985.

Воспитать же — «1. Вырастить (дав образование, привив какие-либо навыки, правила поведения и т.п.). 2. Путем систематического воздействия, влияния сформировать чей-либо характер, какие-либо качества».

Как вы видите, суть воспитания явно подменяется академическим умом на образование. При этом отчетливо проступает задача воздействовать, чтобы придать форму, образ, сформировать.

Полтораста лет назад Даль, который и сам был очень естественнонаучным человеком, все же понимал воспитание чуточку иначе:

«Воспитать, воспитывать кого, заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, возращать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно».

Как видите, в старину в воспитание входило понятие об ученичестве, а сейчас оно заменено на понятие образования. И это не просто слова, это действительное различие между этими слоями нашего сознания.

Более того, даже когда вы пытаетесь защищать академическое образование, доказывая себе, что все же учились в это время, и что были преподаватели, которые учили, а не только образовывали, вы говорите лишь о том, что внутри Образования сохраняется слой воспитания.

Именно отсюда рождается известный всем мечтателям поиск Настоящего Учителя. Мы все ищем Учителей с большой буквы не только потому, что хотим чуда, но и потому, что в нас жив слой воспитания, где живет память о том, как нас учили жить.

 

 

Глава 1. Питание

 

В слове «воспитание» явственно звучит основа — питание. И Даль, и русские сказки отчетливо связывают воспитание с задачей «кормить ребенка до возрасту». «Возраст» в данном случае — это обозначение того перехода, когда ребенок становится взрослым и может кормить себя сам. Попросту, самостоятельно выживать.

Ясно, что в разных мирах и разных обществах, этот возраст должен наступать в разное время. Прокормить себя собирательством или охотой можно и в том возрасте, который мы называем сейчас подростковым. Беспризорники, живущие в больших городах, и выживающие за счет попрошайничества и помоек, — современный пример такого выживания.

Питание воспитания — это некое исходное Начало, заложенное в наше сознание и всегда присутствующее в нем, как ядро, из которого растет личность. Если вдуматься, то питание это относится к телу, и это значит, что воспитание решает самую первую задачу, с которой воплощается душа: оно обеспечивает ей возможность дожить до своей главной задачи — Скумы, как называли ее мазыки.

Душа не сможет решить ту задачу и извлечь тот урок, ради которых пришла на Землю, если не будет иметь соответствующего орудия, обеспечивающего ей возможность просто приступить к решению этой задачи. Орудие это — тело, и его надо сначала взрастить и напитать жизненными соками, а потом обучить, чтобы однажды оно позволило приступить к главному развития разума. Чтобы разум мог начать учиться, он должен иметь основание, заложенное воспитанием, в котором скрыты знания о том, как выживать телесно. Ученичество — это, можно сказать, возможность выживать лучше…

Выжить современно, то есть за счет высокотехнологического производства, можно, только получив соответствующие знания, научившись обращаться с соответствующим источником жизненной силы, например станком или машиной. Мы не рассматриваем их с этой точки зрения, но если задуматься, профессиональное образование учило не просто тому, как работать на станке, а тому, как выживать, извлекая с его помощью жизненную силу. Это надо осознавать, чтобы понять магические основы ученичества.

Выжить за счет общества, за счет самих общественных связей и общественного устроения еще сложнее. Тут нужно самому создать соответствующее орудие — оно называется обликом и создается на основе Образа образованного человека. Вот в чем главная задача Образования.

Образование — вполне волшебная вещь, она не только учит, она сразу творит из человека совсем иное существо, существо следующего порядка, с врощенным в его сознание приспособлением для жизни в иных мирах, чем Земля. Образование, встроенное в интеллигента, — это что-то вроде крыла, искусственно привитого к живому телу. С помощью него летают в искусственных мирах, взращенных поверх земли, как когда-то создавался рай…

Но все это возможно только в том случае, если тебя научили, как выживать на Материке, на той Земле, на которой мы растим сады цивилизации.

Воспитание — это обучение тому, как прокормить себя до садов цивилизации и после того, как эти сады обсыпятся, словно позолота с икон, и мир снова станет Древним…

 

 

Глава 2. Сила воспитания

 

Воспитание гораздо более действенно, чем образование. Для того чтобы лишить образование силы, достаточно впустить в себя мысль о том, что образование — это искусственно привнесенный в тебя образ.

Впустить – значит принять и осознать эту мысль. И тогда вся окружающая жизнь начнет подсовывать подтверждения, каждое из которых будет дополнительно разрушать очарование образования.

Что удивительно — при этом сохранится все! И сам образ образованного человека, и все знания, которые были обретены вместе с образованием. Ты вовсе не станешь чем-то диким, невежественным и даже необразованным. Пропадет только ловушка, в которой держит нас наша бездумность. Если же это освобождение придет до поступления в какой-нибудь из рассадников образования, вы пройдете это испытание гораздо легче, просто получите нужные вам знания, легко сдадите все экзамены и обретете свидетельство, необходимое для жизни в этом обществе. И если будет нужно, сумеете выглядеть очень образованным человеком... не будучи человеком образования. Вот фокус! Вот чудо! И это чудо чисто психолочическое. Ничего другого за образованием нет.

С воспитанием так просто не распрощаться. Воспитание — это та основа, которая превращает живое существо в человека. Человек — это не прямоходящее без крыльев. Это общественное существо, которое все остальные узнают как человека. Собственно говоря, именно это узнавание и делает нас людьми. Остальные, даже если имеют человеческие тела, нелюди. Если не боги, конечно…

Воспитание — обучение на человека. И это такая сила, что никаким осознаванием его из себя не вытравить. Тут поможет только смерть...

Но при этом, если вы решили пойти путем познания самого себя, вы не можете и не научиться различать в себе этот слой. Он то, что надстроено над животно-телесной основой. И, поскольку под этой основой лежат глубинные слои звериной сущности нашего тела, без сильного воздействия справиться с этим было невозможно. Воспитание — как толстая старая мозоль на ноге. Даже если ее удалить, она очень быстро восстановится. И с этим ничего не сделать. По крайней мере, в начале работы над собой. Но можно научиться видеть воспитание.

В сущности, воспитание выражается в определенном способе вести себя. Все наши ведут себя определенно-узнаваемым образом. Каким — не суть важно. В каждой культуре своим. Важно лишь само искусство вождения себя.

Его надо научиться видеть, как множественные слои вязкой сдержанности в себе. Просто попробуйте прямо сейчас сделать что-нибудь совершенно недопустимое, неприличное, и вы увидите, как вначале будете свободно двигаться внутри себя, а потом что-то вас остановит. Что-нибудь вроде мысли: ну, я уже попробовал… почти… Или: не дурак же я, чтобы такое делать при людях. Или просто непередаваемый словами страх и запрет… Это и есть путы, которыми спелената наша душа. И называются они приличиями. А крепятся на Лицо. Именно Лицо Человеческое и есть тот плод, который взращивается воспитанием. И оно вовсе не просто словесное выражение. Оно — сложная вязь мышечных напряжений, которые определяют способы телесного движения, способы говорить и способы думать — все, что и составляет понятие Поведения.

Пытаясь делать недопустимые для вас вещи, вы будете напрягать свое Человеческое лицо и так научитесь его видеть. Если оно станет для вас видимым, дальше можно будет начать описывать сами уроки воспитания, которые в вас вкладывали, когда творили это Лицо.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.