Глава 3. Ремесленное обучение — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 3. Ремесленное обучение

2021-05-27 30
Глава 3. Ремесленное обучение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Table of Contents

Введение

СЛОЙ ПЕРВЫЙ. САМЫЕ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕНИЧЕСТВЕ

Глава 1. Искусство учиться

Глава 2. Образование

Глава 3. Ремесленное обучение

Глава 4. Торговля

Глава 5. Ученичество у мастера

Глава 6. Ученик колдуна

СЛОЙ ВТОРОЙ. ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Глава 1. Школьное обучение

Глава 2. Как учили учителя

Глава 3. Что вбирали учащиеся

Глава 4. Школьные переходы

Глава 5. Дошкольное воспитание

СЛОЙ ТРЕТИЙ. ВОСПИТАНИЕ

Глава 1. Питание

Глава 2. Сила воспитания

Глава 3. Учиться, чтобы выжить

ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА

ЧАСТЬ I. ПРИРОДА СОЗНАНИЯ И РАЗУМА

Глава 1. Сознание

Глава 2. Разум

Глава 3. Способность учиться

ЧАСТЬ II. СТЕНОГРАММЫ

Первая беседа Скомороха. О Самопознании

Вторая беседа Скомороха. Стыд. Урок с бейджами

Третья беседа Скомороха. Работа с торшаками

Четвертая беседа Скомороха. Ученичество

Заключение

 

 

 

Прикладная культурно-историческая психология

 

 

А. Шевцов

 

 

 

Начало

НАУКИ УЧИТЬСЯ

 

 

 

 

Издательское товарищество "Роща Академии"

2014

Введение

 

Эта книга является пособием по прикладной Культурно-Исторической (КИ) психологии. Она включает в себя части, выполненные исключительно в ключе русской народной психологии, но, в общем, она подводит к самостоятельной прикладной работе по самосовершенствованию.

Методом КИ-психологии является движение по слоям сознания от поверхностных представлений к самым глубинным, порой скрытым от самого их хозяина, и через них к душе. Сознание способно создавать образы и запоминать их, храня в определенном порядке. Порядок этот естественный, но отнюдь не разумный. Более всего сознание человека, который не работал над собой, похоже на свалку, в которой к тому же очень не просто разобраться, если не знаешь самой природы сознания. По сути, это запутанное и часто нездоровое содержание сознания и является нашей культурой.

При КИ-психологическом подходе к исследованию самого себя мы просто описываем содержание всех слоев сознания, которые встречаются на нашем пути при достижении какой-то цели. Если в данном случае целью является научиться учиться, то мы описываем то, как уложены в сознании представления о том, что такое ученичество, учеба, и как надо учиться. Как ни странно это может быть для начинающего, но вопрос вроде бы простой, а представлений о нем у нас будет такое множество, что в них можно утонуть…

Поэтому в Вводной части книги я просто кратко опишу те слои, которые необходимо назвать и осознать имеющимися в себе, но которые прямо не нужны для работы над собой. Уже одно это даст свободу от них, а сам КИ-психологический метод окажется на поверку очищением. Чем большему числу слоев сознания мы даем имя, тем легче мы проходим к тому, что нам действительно надо. В сущности, к душе или к себе.

Итак, в первой части книги, которую я называю Первым слоем, будет рассказ о самой общей культуре современного человека, накопившейся у всех нас в связи с понятием «ученичество». Но эти представления не обязательно одинаковы у всех. Они есть у нас, поскольку мы живем в одном обществе, но они различаются.

В следующих слоях хранятся представления, почти одинаковые, поскольку наше общество обязательно вносит их в наше сознание. Это такие представления, как школьное обучение и то воспитание, которое нам дается до школы.

А затем мы выйдем на описание самой способности учиться и постараемся перейти к прикладной работе, необходимой для развития этой способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛОЙ ПЕРВЫЙ

 

 

САМЫЕ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕНИЧЕСТВЕ

 

Глава 1. Искусство учиться

 

Мы все учились понемногу

чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

у нас немудрено блеснуть…

А. С. Пушкин

 

Я думаю, что никто из русских психологов не задумывался над этими словами Пушкина. И вообще, мало кто задумывался. Они сказаны в начале девятнадцатого века. Пушкин ещё не знает «образования», он говорит по-русски — о воспитании. Но смысл вкладывает уже тот же — училось русское дворянство в Европе, откуда и шло образование.

Понятие «образование» только входит в быт европейского общества, идет оно из Германии, где было изобретено Вильгельмом фон Гумбольдтом на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Изобретено в двух формах — как Bildung и как Formung. Одно имя производно от немецкого слова «образ», второе от латинской «формы», что исходно означает тот же образ. В обоих случаях значение — не дать знания, а придать образ, сформировать, обобразить, попросту — образовать.

Конечно, Университеты существовали в Европе ещё со времен средневековья. Но, возможно, это будет для вас неожиданно, — они не давали образования! До Гумбольдта, который был озабочен тем, как привести в Германию Просвещение французского толка, ни про кого в Европе не могли сказать: он образованный человек. Просто потому, что так никто не говорил.

Могли сказать: знающий человек, многознающий человек, в конце концов — воспитанный человек, как это говорит Пушкин. Но не образованный!

Понятие «образованный» возникает как имя для совсем нового, не существовавшего ранее понятия. Им начинают обозначать людей, не просто учившихся в университетах и получавших там знания какой-то науки или философии, а людей, получавших весьма определенные знания и получавших их тоже весьма определенным образом. А именно таким, чтобы считаться приобщенным не к старой университетской науке, а к науке новой, академической.

Если вы вспомните Декарта и его современников, вроде Галилея или Бэкона, то увидите, что они немало воюют со старой университетской профессурой, которую считают схоластами. Наука семнадцатого века возникает как политическое движение, как война детей против отцов, и полностью отвергает прежнюю науку. Как говорит диалектическая философия — отрицает её.

Вместе с ней отменяется и прежний способ учить и учиться, то есть обретать знания. Вместо него рождается Образование!

 

Образование Просвещения и последующей академической науки — это далеко не обретение знаний. Знания и истина — вторичны, они, конечно, тоже даются, но нужны лишь затем, чтобы народ узнавал: это и есть университет! Просто там сменились преподаватели.

Ничего подобного! Сменились не только преподаватели, была полностью подменена самая сущность прежнего университета, а человечество этого даже не заметило…

Подменялась же она затем, чтобы захватить эту важную часть общества, в то время ещё не очень сильную, но все же одну из опор власти. Захватить и сделать оплотом для войны с главным врагом — Церковью, у которой предполагалось забрать её место в обществе. И вы знаете, что все университеты и академии — это оплот безбожия или атеизма. И в России первая Академия делалась Петром как место, над которым не имела власти церковная иерархия. Академия — место светское.

Университеты захватывались затем, чтобы подготовить революцию, потому что это лучшее орудие для обработки умов, для внесения в них революционных идей. Во Франции Просвещение завершилось революцией 1789 года, которую у нас называют Великой французской. От неё потянулись ростки по всей Европе и страшнее всего отозвались в России, которая до сих пор переживает последствия той революции.

Получить образование означало принять образ жизни, образ мира, образ поведения и, главное, образ мысли, соответствующий обществу тех, кто хотел изменить мир. В сущности, образование, как его понимали в Европе, всегда революционно, всегда нацелено на переворот и захват власти. Настоящий ученый всегда должен совершать революции в науке. А всё, что мешает образованию, реакционно и, вообще, — мракобесие…

Петровская Академия полностью этому соответствует, поскольку изначально была храмом служилого дворянства, которое через получение образования допускалось к власти, в обход родовых прав боярства. Сменившие его разночинцы с последней трети девятнадцатого столетия шли в народ, чтобы нести просвещение и вырезать народные обычаи. Больше беззаветных земских врачей и уездных учителей России не навредил никто. Про роль научной интеллигенции в подготовке Октябрьской резни, я и говорить не хочу. Все русские революции были делом интеллигентов, пролетариат же был лишь пушечным мясом, почему и именовался безлико массами…

Если вы уже в состоянии допустить, что образование — это далеко не то, что вам сказали о необходимости учиться в первом классе, то вы вполне можете задуматься и задаться вопросом: а что же это такое?

И как только вы поймете, что получить образование означает: стать узнаваемо своим в определенном сообществе, у вас развалится старое и бездумное понимание того, что значит учиться. Вы учились всю жизнь, и всю жизнь это было чем-то само собой разумеющимся. То есть разумеющимся без тебя, помимо тебя, будто некая чуждая форма жизни, пользовалась вашими телами и душами…

Но что же такое учиться? И как научиться учиться?

Если вы увидели, что никогда не задумывались об этом, поскольку всегда слепо, по-детски верили, что учиться — это делать то, что заставляли вас делать, начиная со школы, то вы можете освободиться от прежнего понимания. И тогда в вашем сознании возникнет вопрос и высвободится место для нового понятия. Понятия действительного, созданного лично вами и созданного разумно.

Такому понятию ты сможешь быть хозяином и сможешь его совершенствовать, как совершенствуют нужные орудия.

 

В сущности, если появится вопрошание, дальше всё пойдет само собой. И, быстрее или медленнее, но ты создашь себе это орудие сам. По большому счету, никакая особая помощь в этом деле не нужна, потому что учиться мы умеем исконно и исходно — мы только этим и занимаемся с самого рождения. Образование всего лишь отбивает нам к этому охоту, потому что учиться — значит постоянно менять себя.

Но как менять себя, пребывая в определенном, жестком образе, который создан для управления тобой?! Он же развалится! Поэтому, получая образование, вы учились, как не учиться, а как обрести нужный обществу образ и в нём омертветь…

Вполне приемлемый выбор.

 

 

Глава 2. Образование

 

Человечество придумало разные способы учиться. Один из них — то самое образование, которым болеют современные европейцы. Это определенно один из способов учиться, но лучший ли он?

Чтобы ответ стал очевиден, просто вспомните, чем завершаются первые 15 лет такой учебы. Окончив школу и университет, вы оказываетесь так называемым «молодым специалистом», которого отправляют на производство доучиваться у рабочих… В советское время закон даже особо оберегал таких недоучек, не позволяя их выгонять раньше отведенного ему на восстановление психического здоровья срока. Кажется, это длилось 3 года…

Что же происходит с выпускником университета, и почему он так беспомощен и не приспособлен к жизни? Вдумайтесь сами: если бы ему давали знания о том, как делать дело, он бы его и делал. Но он не делает, а «адаптируется к настоящей жизни»…

Почему? Все вы помните, что университетское образование оторвано от жизни, и студентов не учат тому, что им понадобится в ней. Эта оторванность академического образования от жизни стала уже не просто притчей во языцех, она — предмет гордости и ощущается именно тем, чем и должно быть образование: университет должен учить чему-то возвышенному! А прозу жизни мы познаем и без него…

Но чему он должен учить? Мы уже поняли: ни чему. Университет не для того, чтобы учить, учит он лишь попутно; он — чтобы образовывать, то есть, чтобы плодить и возрождать сообщество образованных людей, в сущности, тех, кто должен править этим миром и теми, кто трудится. Он, чтобы образованные передавали свой образ дальше. Передача образа — вот главная задача «молодого специалиста», и это так же больно, как агитировать крестьян за колхозы, почему и превращается в «адаптацию»… То есть в адскую жизнь.

За академическим образованием есть отсвет идеализма самой первой Академии, то есть платонизм. Но он настолько скрыт, что сейчас его обсуждать бессмысленно. Сейчас надо разглядеть самые верхние и грубые слои.

Итак, получив Образование, а точнее, став Образованным человеком, то есть Человеком Образа, ты отправляешься в жизнь — на производство, в школу, в больницы… Зачем? Чтобы начать работать? Конечно, и это тоже, хотя и между делом. Но сначала, как говорили революционеры, чтобы получить урок классовой ненависти.

Сначала ты учишься ненавидеть ту серую толпу, которая не уважает ни твое Образование, ни стоящую за твоими плечами Академию, и не хочет принимать навязываемый им Образ. Этот урок мы осваиваем довольно быстро, потому что боимся тех, над кем нас ставят, и кто презирает и не уважает такого начальника вместе с его Образом. А ставят нас именно руководить — ведь университеты готовят управленцев, правящий класс. И все образованные правят — на производстве, в школе, в больнице… Про правительства я и не говорю.

Ты поставлен над ними править, а они не уважают тебя, издеваются и насмехаются! Разве они не заслужили твоей ненависти?! Вот первый урок образования.

Второй урок — это лживость. Чтобы выживать, ты должен скрывать свои настоящие чувства, ты должен скрывать свое разочарование в собственном образовании, должен делать вид, что образование твоё хорошо, и ты по праву занял место над людьми. И ты учишься обманывать и пускать пыль в глаза, становясь шарлатаном…

Ненавидеть и обманывать людей ради того, чтобы выманить из них пищу и средства для своего выживания… Это очень важный урок, тут есть чему учиться, хотя эту часть Образования никто не замечает. Задумайтесь над этим, если хотите понять, умеете ли вы учиться. Умеете, ещё как умеете! Но умейте и рассмотреть, где же вы учились и чему вы учились, когда получали образование.

Это не просто уроки, это очень болезненные уроки, которые ломают душу безвозвратно… Как ломают и жизни. Хотите пример? Просто присмотритесь к профессиональным академическим психологам — и вы поймете, как больно жить образованному человеку, который понял, что его наука — обман и пустышка…

Впрочем, таково всё образование. Оно всё есть искусство выживать в постоянной боли от собственной ненужности, потому что образованные интеллигенты не нужны народу, как любые паразиты…

 

Вот таков первый способ учиться, который известен нам. В нём есть струйка и настоящей учебы, иначе бы он не выжил. Но кто из нас может её уверенно разглядеть?

 

 

 

Глава 4. Торговля

 

Другой и очень яркий пример того, как можно учиться, мы пережили всей страной, когда вступали в рыночную экономику. Попросту говоря, когда страна училась торговать.

Если вы вглядитесь в то время, которое, кстати, ещё не закончилось, страна училась каждым своим человеком. Училась или отказывалась учиться. Но для нас, как для психологов-прикладников, это одно и то же, потому что, чтобы отказаться от чего-то, нужно его познать в достаточной для отказа мере. Иными словами, все наши «отказники» имеют знания о том, как торговать. Как они их обрели?

Конечно же, глядя на тех, кто торговал и учился торговать, и оценивая торговлю как жизненный путь. Чтобы оценить нечто как жизненный путь, надо примерить его на себя. То есть проиграть в воображении, как ты идешь им. И все отказники проигрывали, как они торгуют, кто, почти не осознавая это — «лишь на миг представив себе, как это будет», — кто даже пробуя что-то и убеждаясь, оставшись без машины или квартиры, что это не их дело.

В любом случае почти у всех отказников срабатывало их мышление, которое можно называть культурой. Кто-то исходно, изначально знал, что торговать — это стыдно и позорно. Это «изначально» имеет свои начала в предшествующем советском мировоззрении, которое делало всех нас единой машиной государственности, а потому отучало думать и жить самостоятельно, осмеивая неугодных, позоря их общественным мнением.

Некоторые отказывались потому, что твердо знали, каким путем они должны пойти по жизни. Но и это знание мертвое и мышленческое, потому что оно «твердое». Твердое знание пути — это образец или заклятие. Живое знает, что хочет и течет к нему гибко. И если ради этого надо освоить торговлю, поскольку нет иных источников выживания, оно освоит.

Тем более, что торговля — это всего лишь способ быть верным себе. Непонятно?

Судите сами: если я хочу быть мастером в своем деле, я должен в нём так усовершенствоваться, чтобы жить только этим. Значит, у меня не будет возможности делать всё, что мне нужно для жизни, самому. Как же я его добуду?

Отдавая излишки своего труда, в котором я хорош, в обмен на излишки труда такого же мастера в другом деле. Так рождается «натуральный обмен». А из него, с появлением денег, торговля. Не будешь торговать излишками труда, будешь торговать собой… Однажды это случится.

И что же оказывается? Если ты хочешь научиться чему-то до совершенства, стать мастером, ты должен осваивать не все дела и не одно дело, а два: свое мастерство и торговлю.

В действительности таких дел чуть больше, потому что кроме мастерства и торговли ты должен будешь освоить домоводство, — стать хозяином собственного дела, — а также любжу, воспитание…

Любжа создаст тебе мир, в котором ты хочешь жить, мир блаженства. Воспитание же позволит научить своих детей тому, что ты умеешь, чтобы они кормили тебя в старости, когда способности твои снизятся, тело ослабнет, а душа потребует заняться совсем иными задачами...

И всё же: если ты действительно хочешь стать мастером или художником, ты просто обязан одновременно изучать искусство торговли. Иначе ты обманываешь себя и других. Эта дисциплина должна изучаться в нашем Отделении народной психологии Музея-Заповедника народного быта и во всех учебных заведениях страны, как дополнительная к основной.

Вместе с любжой, ведением хозяйства и воспитанием мастерство и торговля составляют школу жизни. Я бы добавил к ним оборону себя, дома и Родины. А последним — самопознание как кусочек Храма в твоей душе, не позволяющий забыть о Небесах и смысле жизни…

И всё же, как научиться торговать? Для начала просто вспомнить и описать, как учились этому наши люди, и как учились вы сами.

А вспоминая это, вы переживете само состояние ученичества, переживете – значит, возвратите ощущения ученичества прямо в тело и сознание. Уметь ощущать состояние ученичества — очень важное искусство, без которого учиться не научиться.

 

  

 

Глава 6. Ученик колдуна

 

Последний слой общекультурных представлений о том, как учиться, — это то, что сохранили нам сказки под именем Ученик колдуна. После него мы будем говорить уже о тех слоях сознания, в которых хранится личная культура или ваша личная история. То есть жизненный опыт.

Рассказы с подобным содержанием известны по всей Европе. Есть они в «Приятных ночах» Страпаролы, в преданиях о Кухулине — «Сага о быке из Куальнге», в русских народных сказках. Здесь подобных рассказов вообще много. И я, создавая когда-то учебный курс Училища русской народной культуры, так и назвал вторую ступень «Ученик колдуна», предполагая, что с помощью образов сказок мы легче заключим договор о том, как учиться.

А как предполагалось учиться на колдуна? Всецело отдаваясь. Русские сказки повторяют то, что мы знаем о начале ученичества из Ведического обучения брахмана и из обучения средневекового мастера.

Мальчик уходит к своему учителю, отдаваясь новому миру целиком. Он впитывает его как мировоззрение и Образ мира. Только такой подход спасает нас от необходимости запоминать. О, это очень важно при действительном обучении – не запоминать, вообще разучиться использовать память! До тех пор пока ты помнишь, ты можешь забыть. И если ты забудешь что-то важное или во время важного дела, ты погиб. И хорошо ещё, если только ты, а не весь мир! Настоящая учеба — это всегда наука выживания в мире, дарованном тебе новым воплощением.

Почему возможно забывание? Потому что мы помним усилием. Мы прилагаем силу, чтобы удерживать определенные образы и даже некое устройство сознания дополнительно к образу мира. Если силы кончаются, такая память разваливается. И ты в беде.

Не нужно прилагать усилие только для хранения одного — Образа мира. Наличие Образа мира — естественное состояние воплощенного сознания. Его не нужно создавать, нужно только позволить сознанию впитать в себя образы этого мира. Пока Образ мира пуст, впечатления впитываются жадно, будто бы без тебя, во всяком случае без усилий. И укладываются они не произвольно, а так, как предназначено им нашей природой, естественно.

В итоге ты просто смотришь сквозь них на мир, и тебе не нужно извлекать их из памяти, и не нужно удерживать. Ты просто «так видишь мир», потому смотрение сквозь Образ мира и зовется мировоззрением.

Именно ради того, чтобы обучение свершилось и стало настоящим, стало тобой, ребенка — местами еще до начала двадцатого века — отрывали от прежнего мира и помещали в совсем новый, иной мир, где были возможны чудеса. В итоге он непроизвольно вынужден был отказаться от старого и освободить сознание для впитывания нового.

В этом ему тоже помогали. Выживание в мире молодежных посвящений было трудным, детей пугали, морили голодом, истязали. Так было по всему миру.

Во всех традиционных обществах дети с двенадцати до пятнадцати лет проходили посвящение во взрослых. Именно тогда они приобщались к тому, что считалось сердцем рода или общины — к духовным знаниям племени. В сущности, к воспоминаниям о пути возвращения…

Это всегда были тайные знания, обретение которых давало либо духов-помощников, либо силы для того, чтобы стать богатырем и спасителем своего мира.

Именно поэтому обучение колдуна во всех сказках завершается сражением с учителем. Это экзамен на подлинное овладение хитрой наукой. И сдают его, оставшись живым. Способность выжить и спасти свой народ — вот тот шедевр, что должен был изготовить и предъявить людям колдун, жрец или волхв, завершая ученичество.

Это вершина того, что знал об обучении народ. Знания эти уложены слоями культуры в нашем сознании. Но это еще не разговор о том, как научиться учиться лично нам.

Обучение искусству учиться начинается на следующей ступени Учебного курса Отделения народной психологии Музея-Заповедника народного быта.

 

 

 

 

СЛОЙ второй

 

 

школьное образование

 

 

В этой части я хочу описать ещё один слой представлений о том, что такое учиться, вернее два, сливающиеся в один. Но эти слои отличаются от предыдущих тем, что хранящиеся в них представления всеобщи, то есть присутствуют у каждого и довольно одинаковы для всех. Впрочем, эта одинаковость при внимательном рассмотрении ещё поразит нас своими различиями.

Слои эти — обучение в школе и дошкольное воспитание. Именно воспитание, то есть некое обучающее воздействие, которое оказывает на ребенка общество.

Только после этого можно будет перейти к тому, как вновь воплощенный человечек обучается сам.

 

 

 

Глава 1. Школьное обучение

 

Для того чтобы подобраться к прикладной работе, нам надо выявить саму способность обучаться, расчистить её от слоев лопоти, как это называли мазыки, то есть от слоев представлений, составляющих нашу культуру. Для этого нужно всего лишь попросту, без особых затей, описать каждый слой. Точнее, описывать надо не сам слой, а его содержание.

В сущности, на поверку это выглядит как некая ревизия собственной памяти. Хотя, если приглядеться, то, что лежит в лопоти, не вспоминается нами, а как бы выскакивает в подходящих случаях само по себе. Это говорит о том, что хоть природа представлений, составляющих наше понятие об ученичестве, и едина с природой воспоминаний, но они уже находятся в качественно ином состоянии.

Они из того слоя сознания, в котором мы запоминаем, сделав некие усилия, перешли в те слои, которые усилия не требуют, потому что усвоились и стали как бы нашей природой. В действительности они стали частью личности и уложены в то, что называется мировоззрение. Именно поэтому мы и не ощущаем их присутствия.

Что такое мировоззрение и как устроены и оно, и само хранящее его сознание, надо рассказывать особо. Пока достаточно понять, что, по сути, вспоминая, как мы учились в школе, мы будем работать с одним содержанием сознания, а вот описывая, что такое школьное обучение, — с другим. Воспоминания случайны, а мировоззрение явно ощущается как нечто обязательное, верное, соответствующее устройству мира.

 

Итак, как же мы учимся в школе? И какое понятие об ученичестве закладывается там?

Естественно, даже в прозвучавшем вопросе можно различить то понятие, что несут сами школы и школьные учителя, пытаясь привить нам и то понятие, что мы впитываем помимо их, обобщая и их слова, и их поступки, и сами общественные отношения к нашей учебе. Начнем по порядку — с того, что пытались внушить нам учителя и сама, как говорилось, система школьного образования.

 

 

 

Глава 2. Как учили учителя

 

Учителя внушали, они просто бездумно и целенаправленно формировали наше сознание, как сейчас говорят, зомбировали. Порой очень злобно, с избиениями или угрозами телесных наказаний. Всегда с угрозами, хотя бы под страхом вызова к завучу, директору или приглашения родителей в школу на позор.

Надеюсь, вы все понимаете, что приглашали наших родителей именно позорить. И с одной простой целью: чтобы они поняли — сами учителя не могут вас наказать достаточно сильно, потому что это запрещено и законом, и общественным мнением. Так берите эту часть воспитания на себя. В конце концов, вы родители, даже если вы изобьете ребенка, вам это простится. И мы закроем на это глаза.

Впрочем, если будете бить его не по нашей просьбе, то мы на вас же подадим в суд и будем лишать отцовства и материнства. Что значит, что Школа отчетливо заявляла родителям: с того мига, как вы отдали нам вашего ребенка, он уже не совсем ваш. Он уже частично принадлежит государству. И мы, от лица государства, будем управлять вами во всем, что касается его образования, просто потому, что государству нужны вполне определенные члены общества. То есть определенным образом сформированные.

Осознают ли учителя, что они управляют родителями, являясь для них представителями власти? Не думаю. Но вот то, что они осознают свою власть, частенько ею упиваются и ощущают право говорить от имени государства, это определенно. Являются ли они при этом государственниками? То есть людьми, которые осознанно решают именно государственные задачи? Сомневаюсь. В этом случае они продвигались бы по служебной лестнице и занимали бы соответствующие места, позволяющие им соответствовать своему внутреннему состоянию.

Но они не подымаются по этой лестнице. Значит, все их слова о том, что государству или обществу нужны сознательные строители светлого будущего — совсем другие игры. Какие? Разные, конечно, но в первую очередь — наслаждение властью, которая предоставляется им все тем же государством для воспитания детей. Они сами не обладают силой, но привыкают выступать на стороне силы и говорить от её лица. И это приятно…

Это надо видеть и учитывать при исследовании того понятия об ученичестве, которое вкладывали в вас ваши учителя. Эта властность и скрытая, точнее, стоящая за ними сила, безусловно, действует, давит и заставляет себя уважать. Многие принимают решение учиться после школы только потому, что почувствовали эту силу и избрали перейти на её сторону.

Что же несут учителя, когда они говорят от лица силы?

Первая и очень важная мысль: вы должны учиться, вы должны учиться как следует, потому что без образования вы никуда не пробьетесь в этом мире. Вам будут закрыты пути.

Что это значит? Подсознательно мы понимаем: этот мир принадлежит какому-то хозяину, который захватил всё, и он перекроет нам возможности выполнить нашу Скуму — задачу жизни, ради которой мы приходим. И получается, что для её исполнения нам надо сначала принять этот мир таким, каков он есть, приспособиться к нему и уж только после этого приступать к собственным задачам.

И кто же хозяин этого мира, если верить учителям?

Наука! Вот беда! Не власть, не сила — Наука! Учителя служат ей и вещают от её имени. Конечно, как от опоры Власти. Но они внушают нам: этот мир принадлежит Науке. И куда бы вы ни задумывали в нем пойти, всюду у ворот будет стоять научный страж, который не пропустит вас туда, если у вас не будет соответствующей бумаги. А бумаги, разрешающие ходить и занимать места, выдает Наука…

Конечно, кроме этого слоя учителя внушали нам и другие понятия. Многие из них искренне, как плохо запрограммированные попугаи, бормотали о том, что надо научиться думать, что настоящий ученик должен быть думающим, и что задача школы научить нас думать…

Искренне — это бесспорно. Многие из них свято верили в эти слова. Но и запрограммированно — тоже бесспорно, потому что при этом они сами думать не умели, и никто из учителей не может даже сказать, что значит думать. Хуже того, никто из них не может порекомендовать книгу, в которой бы это было сказано. Хотя некоторые из них давали любимым ученикам книжки, которые, как им казалось, могут помочь этому научиться. Что-то вроде занимательной математики…

Вот это отсутствие действительной работы по овладению думанием и показывает, что даже самые искренние учителя, говорящие о том, что в школе надо научиться думать, бездумны. Если ты действительно хочешь этому научить или научиться, ты будешь искать, будешь добывать знания, будешь думать, в конце концов… Они же не думали, а только внушали эту мысль.

И внушали так, что многие после них уверенно повторяют её собственным детям…

 

Этот слой школьных знаний о том, что значит учиться, тоже надо описать. Наши родители, поскольку на них производится такое давление со стороны школы, со страха перед позором или же перед собственными родителями начинают помогать школе сломать свободную душу собственного ребенка и упорно повторяют ему те прописи, что звучат в школе. Иногда они оказываются гораздо более злостными работниками, чем учителя, внушая и вколачивая в ребенка послушание, приговаривая: когда-нибудь ты мне скажешь спасибо!

Но вот цели у них разные. Учителя наслаждаются властью или же завоевывают любовь и будущую благодарность своих учеников.

Родители же, чаще всего, просто сражаются за свой покой, им ужасно не хочется того позора, который вы на них можете обрушить. И они ещёе бездумней учителей гасят порывы детской души, порой вколачивая понятия прямо в тела…

И что же это за понятия? Они тоже двойные. С одной стороны — требование послушания: надо слушаться учителей и делать всё, что они говорят.

Смысл жизни ребенка — отдать всего себя тому, что велят делать учителя. Только тогда родители будут жить спокойно.

Редкий родитель в этой битве школы против детской души встает на сторону своего ребенка. Чаще всего родители предают детей, однозначно вставая на сторону школы. И это ложится болью важнейшего, второго большого предательства. Первое предательство — это отказ ребенку в праве на божественность, происходящий около двух-трех лет.

И лишь изредка родитель оказывается вместе с ребенком на его стороне, просто и разумно сочувствуя ему, но объясняя: да, этот мир действительно устроен так, что образование нам с тобой получать надо… Я буду тебе помогать, сколько смогу, но тебе придется подумать и понять, как устроен мир, в который ты пришел. И если ты решишь отказаться от тех путей, куда пропускают только после ученичества, я пойму и приму… Но подумай как следует.

 

 

 

 

Глава 4. Школьные переходы

 

Если мы вспомним себя в школе, то различим несколько состояний, которые в действительности можно считать переходами. Переходы эти мировоззренческие или переходы в иные мировоззрения.

Этих состояний-переходов три. И они как-то соответствуют тому, что школу делят на начальную, среднюю и старшую.

Сначала мы приходим в школу, ничего не понимая, просто чистым листом с широко распахнутыми глазами. Но довольно быстро принимаем этот новый мирок как игру, в которой нам хорошо. Очень немногие начинают тосковать в школе сразу. Только если их быстро обидели. И очень многие могут сказать про себя, что в начальных классах они учились хорошо. Но это было ещё не ученичество, а игра… Утомление начинается класса с третьего-пятого.

Это и есть второй переход — переход к пониманию, что нас обманули, а этот школьный мир — сплошная мука. Но если в первом переходе мы плохо осознавали себя, подозревая, что с нами так здорово играют, то во втором переходе наступает тоска и приходит понимание, что нас вынуждают принять что-то, что нам не нужно. Понимание часто очень смутное, скрытое и невоплощаемое в слова…

Начинается этот переход с того времени, когда вам впервые захотелось поболеть, чтобы не ходить в школу. Оценки в этот период у многих ухудшаются. Учатся, в основном, ради родителей или потому, что оказались в любимчиках у учителей. Но для себя в средней школе почти никто учиться ещё не умеет. А играть в школу уже не может…

 

Смена состояния приходит тогда, когда появляется потребность подумать о будущей жизни, о выборе жизненного пути. Вот тогда ученики хоть как-то задумываются о том, чтобы учиться, брать знания. Но теперь они осознанно знают, что это ненужные знания, неестественные знания, знания для поступления в следующее учебное заведение.

В университете это отношение к знаниям превратится в знаменитое состояние: выучил к экзамену, сдал и забыл!..

Вот и то, что изучается в старших классах, даже если зазубривается навсегда, уже осознается как искусственные знания, нужные не для жизни, а только для такого же искусственного действа, именуемого сдачей экзаменов.

Экзамены, которые являются принадлежностью только мира Науки, вдруг обретают не только значение, но и какую-то иллюзию жизненности. И мы начинаем жить ради них.

Все три состояния принципиально различаются по качеству ученичества. И учимся мы во время этих переходов совершенно разным вещам. Кстати, по большей части не совпадающим с тем, о чем говорят учителя. В начальной школе мы учимся побеждать других, обгонять их или хотя бы не отставать. Знания, которые там даются, — всего лишь материал, на котором мы соревнуемся. Хотя многие из них, как умение читать и писать, действительно нужны в этом мире.

Но учимся мы не потому, что нам объяснили нужность этого, а потому, что нами ловко манипулируют, затягивая в постоянную игру-сражение за лучшее место в классе, затем в школе. А потом и в обществе. Тогда же нас начинают приобщать к спорту, который весь нацелен только на победительство. И это настолько впиталось в кровь и плоть школьного обучения, что считается бесспорной ценностью. Никто из учителей даже не сможет понять, о чем ему говорят, если попытаться объяснить, что он подогревает мышление победителя в ущерб разуму…

В средней школе мы учимся выживать в ядовитой общественной среде. Мы задыхаемся, точнее, задыхается наша душа. Но мы приучаем её жить в условиях испорченной человечеством среды. И она привыкает к этому, постепенно принимая, что надо слегка ломать себя, чтобы выживать в этом мире.

Думаю, никто так никогда не видел нашу жизнь, но школа и то состояние, которое мы там испытываем, для души более всего похожи на то состояние, которое испытывает тело, когда мы попадаем на ядовитое химическое производство, где почти невозможно дышать… Однако люди привыкают и не к такому. Привыкают и души…

 

А в старших классах мы учимся тому, как сбегать из ада. Сбегать в идеальные, то есть воображаемые, миры и жить наполовину в телах, а наполовину во сне.

К сожалению, это не наполов


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.