Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-05-26 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
By using modern technologies
D.V. Chernyshov, Y. Abdullahi
Abstract. The article analyzes the experience of using led light sources in street lighting. The use of LEDs leads to a significant reduction in electricity consumption for lighting and makes rational use of solar and wind energy as a source of power for these systems. This allows you to make their use of autonomous, which is especially important when creating a network of lighting country roads.
Keywords: led lights, led street lighting, solar panels.
Об авторах:
Чернышов Дмитрий Вадимович – кандидат технических наук, доцент кафедры электроснабжения и электротехники ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет». E-mail: [email protected]
абдуллахи Юсуф – магистр кафедры электроснабжения и электротехники ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет». E-mail: [email protected]
Chernyshov Dmitry Vadimovich – associate professor, candidate of Technical Sciences of Department of Power Supply and Electrical Engineering of Tver State Technical University. E-mail: [email protected]
ABDULLAHI Yusuf – master’s student of the Department of Power Supply and Electrical Engineering of Tver State Technical University. E-mail: [email protected]
УДК 621.31:657.28
Российский опыт аэродиагностики
Воздушных линий электропередачи
Д.А. Щербаков, Л.С. Араратьян, А.В. Крупнов
Аннотация. В статье проанализированы способы диагностики воздушных линий электропередачи, существующие на данный момент. Особое внимание уделено развивающимся методам диагностирования с использованием беспилотных летательных аппаратов, а также их видам, характеристикам и новым техническим решениям.
Ключевые слова: диагностика, воздушные линии электропередачи, аэродиагностика, вертолет, лазерное сканирование, летающая лабо-ратория, беспилотный летательный аппарат, навигация.
Сегодня в России существует ряд проблем, связанных с эксплуатацией и контролем за состоянием воздушных линий (ВЛ), начиная с линий низких и заканчивая линиями ультравысоких классов напряжений.
|
Проблемы могут возникать по ряду причин [1]:
из-за отсутствия налаженного подхода к обслуживанию, контролю, оценке состояния, планированию и производству ремонтов ВЛ;
недостатка качественных и полных баз данных, включающих в себя техническую, ремонтно-эксплуатационную и другую информацию;
недостаточного уровня квалификации персонала, отвечающего за состояние закрепленных за ними участков ВЛ;
труднодоступности участков ВЛ.
Все это свидетельствует о том, что необходимы новые комплексные системы диагностики ВЛ, позволяющие выявить и предотвратить различные проблемы, связанные с их техническим состоянием. Сегодня диагностика ВЛ зачастую осуществляется посредством пеших обходов, но данный метод малопродуктивен, не всегда возможен из-за удаленности ВЛ, иногда даже опасен. Аэродиагностика с применением пилотируемых летательных аппаратов (ЛА), например вертолетов Ми-8 или Ми-2, позволяет уменьшить риск для жизни и увеличить продуктивность процесса, но члены бригады, проводящие осмотр линии на скорости 130–150 км/ч и высоте 150 м, могут выявить только крупные дефекты.
Прогресс в диагностике ВЛ был достигнут, когда появились системы лазерного сканирования местности ALTM. С их помощью удается узнать точные координаты опор ЛЭП, для того чтобы в дальнейшем занести их на цифровую карту, а также картину расположения опор, проводов и состояние просеки, но эти системы позволяют получить только основные параметры ВЛ [2]. Перспективным направлением в решении данной проблемы является разработка так называемой «летающей лаборатории». Она располагается в гиростабилизированной подвеске на вертолете и включает в себя такие виды диагностики, как регистрация электро-магнитных излучений разрядных процессов, регистрация оптических излучений разрядных процессов, тепловизионный контроль, фото- и видеосъемка [2].
Методы обследования ВЛ с использованием пилотируемых ЛА требует определенной квалификации персонала, а также значительно увеличивают стоимость процесса самой диагностики (например, стоимость вертолето-часа Ми-8 составляет 80–100 тыс. рублей), поэтому перспективным направлением в аэродиагностике является использование «летающей лаборатории» на базе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), имеющих более низкую стоимость летного часа.
|
Преимуществами диагностики с помощью БПЛА являются:
безопасность для персонала, так как человек управляет ими дистанционно с земли;
отсутствие при обследовании ВЛ необходимости ее отключения;
возможность получения высокого разрешения картинки;
меньшая зависимость от погодных условий (по сравнению с пилотируемыми ЛА);
высокая мобильность.
В настоящее время производством БПЛА занимаются 52 страны в мире, Россия также входит в их число [3]. На сегодняшний день БПЛА можно разделить на БПЛА вертолетного типа (мультикоптеры) и самолетного. Первые, в свою очередь, делятся на категории в зависимости от продолжительности полета [4]: 1) до 30 мин.; 2) от 30 мин. до 1 ч; 3) свыше 1 ч.
К первой категории можно отнести массовые квадрокоптеры заводского производства для большого круга потребителей. Они не подлежат модернизации и идут в комплекте с заводским оборудованием. В качестве полезной нагрузки в них используются видеокамеры различных разрешений. Примерами таких ЛА могут служить квадрокоптеры DJIPhantom 2, SymaX5C, HubsanX4 H107L и др.
Во вторую категорию входят специализированные решения, применяющиеся в промышленности: Matrice компании DJI; «Геоскан 401»; SupercamX8M; ZALA 421-21 и т. д. На них можно установить различное съемочное, навигационное, а также нестандартное оборудование.
К третьей категории относятся развивающиеся виды мульти-коптеров, использующие в том числе и альтернативные источники энергии. Сюда можно отнести разработку «Гиперкоптер D-800». В ней используются водородные топливные элементы, обеспечивающие около 3 ч полета [4].
Беспилотные летательные аппараты самолетного типа делятся на категории по дальности полета: 1) до 100 км; 2) 100–400 км; 3) 400 км и более.
К первой категории относятся такие БПЛА, как eBee (Швейцария), TrimbleUX 5 (Бельгия). Установка различного оборудования на такие ЛА ограничена, их взлетная масса, как правило, составляет около 5 кг.
Ко второй категории относятся такие БПЛА, как «Геоскан 201» (Россия), SupercamS350 (Россия); ZALA 421-04M (Россия). Летательные этой категории, как правило, имеют взлетную массу от 5 до 15 кг и возможность установки различного съемочного оборудования, а также оборудования навигации.
|
Представителями третьей категории являются такие БПЛА, как «Птеро-G» и «Орлан-10» (Россия). Имеют взлетную массу от 15 до 30 кг с возможностью различной компоновки оборудования. Такие БПЛА применяют для обследования удаленных участков линии из-за их дальности полета и высокой крейсерской скорости [4].
Сравнение эксплуатационных и тактико-технических характеристик БПЛА вертолетного и самолетного типов дано в табл. 1 [3].
Примерное сравнение затрат на диагностику ВЛ наземным методом и с использованием БПЛА «Геоскан 201» представлено в табл. 2 [5].
Для увеличения времени работы и уменьшения воздействия погодных условий на БПЛА вертолетного типа Уральским федеральным университетом была предложена разработка, в которой мультикоптер производит диагностику линии с грозозащитного троса (рисунок) [6].
Таблица 1. Сравнение характеристик БПЛА
Характеристики | Беспилотные летательные аппараты | |
вертолетного типа | самолетного типа | |
Эксплуатационные | ||
Количество операторов, чел | 1 | 2 |
Время развертывания, мин. | 5 | 30 |
Время подготовки к повторному пуску, мин. | 5 | 30 |
Метод запуска | Вертикальный | С катапульты |
Метод посадки | Вертикальный | Автоматический с парашютом, автоматический на шасси |
Площадь площадки запуска/посадки, кв. м | 5 х 5 | 70 х 70 |
Тактико-технические | ||
Максимальная масса полезной нагрузки, кг | 3 | 4 |
Диапазон скоростей полета, км/ч | 0–54 | 65–120 |
Максимальная продолжительность полета, мин. | 90 | 480 |
Тип двигателя | Электрический | Электрический, ДВС |
Навигационная система | ГЛОНАСС/GPS | ГЛОНАСС/GPS |
Таблица 2. Затраты на диагностику ВЛ наземным методом
и с использованием БПЛА Геоскан 201
Наименование параметра | Наземные методы | Беспилотная авиационная система Геоскан 201 | |
Количество исполнителей в рабочей группе | 3 | 2 | |
Заработная плата, руб. |
| ||
сотрудника в месяц
| 30000 | 45000 | |
группы в день | 3913 | 3913 | |
Количество рабочих часов в день | 8 | 5 | |
Скорость обследования: |
| ||
км/ч | 2 | 85 | |
км/день | 16 | 191 | |
Заработная плата сотрудника на обследование 1 км ЛЭП, руб. | 245 | 20 | |
Стоимость, руб. | – | 1500000 | |
Стоимость эксплуатации, руб. |
| ||
500 влетов/посадок | – | 500000 | |
в течение одного дня | – | 4000 | |
при обследовании 1 км линий электропередачи | – | 21 | |
Общая стоимость обследования 1 км линий электропередач, руб. | 245 | 41 | |
Время обследования 1 тыс. км линий электропередачи, дней | 63 | 5 | |
Стоимость обследования 1 тыс. км линий электропередачи, руб. | 244565 | 41375 |
е |
д |
г |
в |
б |
а |
Действие комплекса диагностирования воздушных линий:
взлет мультикоптера (а); размещение над линией (б); посадка
на грозотрос (в); переворот мультикоптера (г); перемещение мультикоптера и диагностика линий (д); возврат в исходное положение и взлет (е)
Все представленные на рисунке операции требуют четкого позиционирования БПЛА над ВЛ. Но современные навигационные системы, например GPS и ГЛОНАСС, в условиях электрических помех линии могут работать некорректно, точность навигации снижается. Новосибирским государственным техническим университетом был предложен новый способ навигации [7]. Он заключается в том, что навигация происходит за счет электрического поля линии. На крыльях БПЛА устанавливают датчики, измеряющие изменение электрического поля. Информация с этих датчиков обрабатывается бортовым компьютером и поступает на рули, корректирующие курс беспилотника вдоль проводов линии. К сожалению, применение данного метода на данный момент затруднено, так как пока что не существует датчиков, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к аппаратуре, располагающейся на БПЛА. Существующие на сегодняшний день датчики ПЗ-70 и ИЭП-05 неприменимы на борту БПЛА главным образом из-за большой массы (около 2 кг).
Имея массу плюсов и лучшую экономичность (см. табл. 2) по сравнению с морально устаревшими способами диагностики ВЛ, БПЛА имеют и недостатки: малую продолжительность полета (у мульти-коптеров), малую массу полезной нагрузки, большое влияние метеоусловий вблизи линий электропередачи, необходимость постоянного наличия человека в зонах посадки и работы для предотвращения хищения и др. Поэтому у беспилотников есть направление, в котором они могут развиваться и улучшать свои полетные характеристики, и возможно в скором будущем БПЛА станут неотъемлемым и основным методом диагностики воздушных линий электропередачи.
Библиографический список
1. РД 153-34.3-20.524-00. Положение об экспертной системе контроля и оценки состояния и условий эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше. М., РАО ЕЭС Россия, 2000. 35 с.
|
2. Арбузов, Р.С. Современные методы диагностики воздушных линий электропередачи / Р.С. Арбузов, А.Г. Овсянников. Новосибирск: Наука, 2009. 137 с.
3. Дикой, В.П. Мониторинг состояния воздушных линий электропередачи с использованием беспилотного летательного аппарата / В.П. Дикой, А.А. Левандовский, Р.С. Арбузов, А.Г. Овсянников, В.В. Старцев // Энергия единой сети. 2014. № 2 (13). С. 16–25.
4. Грядунов, Д.А. О выборе беспилотных авиационных систем для аэродиагностики воздушных ЛЭП / Д.А. Грядунов, Р.Р. Барков // Вести в электроэнергетике. 2017. № 5 (91). С. 64–73.
5. Барбасов, В.К. Возможности применения беспилотных авиационных систем для мониторинга воздушных ЛЭП // Российские беспилотники. URL: https://russiandrone.ru/ (дата обращения: 11.01.2019).
6. Хальясмаа, А.И. Диагностический комплекс для оценки состояния воздушных линий электропередачи / А.И. Хальясмаа, Д.И. Близнюк, А.М. Романов // Вестник Южно-Уральского государственного универ-ситета. Серия «Энергетика». 2015. С. 46–53.
7. Лебедев, Д.Е. Методы аэродиагностики воздушных линий электропередачи высокого и сверхвысокого напряжений / Д.Е. Лебедев, В.Е. Качесов. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis/s006/s006-065.pdf (дата обращения: 12.01.2019).
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!