Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-05-27 | 72 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Теоретическая фонетика (английский язык)
По направлению 050400з «Психолого- педагогическое образование»
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Профиль подготовки – Психология образования
Очная форма обучения
Факультет начальных классов
Курс IV, VII семестр
Москва 2011
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
Московский Городской Педагогический Университет
Институт иностранных языков
Кафедра раннего изучения иностранных языков
Учебно – методический комплекс
Учебной дисциплины
Теоретическая фонетика (английский язык)
Часть I. Программа учебной дисциплины
По направлению 050400з «Психолого- педагогическое образование»
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Профиль подготовки – Психология образования
Очная форма обучения
Факультет начальных классов
Курс IV, VII семестр
Москва 2011
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры Раннего изучения иностранных языков протокол № …., от ………..; утверждена и рекомендована к печати на заседании ученого совета Института иностранных языков протокол № …, от …………..
Программа рекомендована к печати ученым советом Института иностранных языков ГОУ ВПО МГПУ.
Директор Института иностранных языков: д.п.н., профессор Радченко О.А.
Заведующий кафедрой: д.п.н., профессор Ромашина С.Я.
Секретарь Ученого совета: д.п.н., профессор Викулова Л.Г.
|
Составитель: д.филол.н., доцент Бичелдей К.Н.
Рецензент:
Пояснительная записка
Программа по теоретической фонетике английского языка подготовлена для студентов педагогических вузов и факультетов в соответствии с направлением 050400з «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки – Психология образования, очная форма обучения.
031200.00 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «иностранный язык», утверждено 31 января 2005 года номер государственной регистрации № 676 пед/сп (новый) Квалификация специалиста – учитель начальных классов и иностранного языка.
Общее количество часов на дисциплину определяется спецификой дополнительной специальности 033200 «Иностранный язык», утвержденного 31 января 2005 года, номер государственной регистрации 713 пед/сп (новый).
Цель дисциплины – формирование профессиональной компетентности студентов в области фонологических исследований английского языка.
Задачи дисциплины – сформировать углубленное представление о фонологических свойствах языка; раскрыть познавательную сущность теоретической фонетики в исторической перспективе её становления и развития; ввести студентов в современную проблематику фонологических исследований; обосновать необходимость интеграции фонологического и методического знания студентов в деле воспитания и развития ребенка школьного возраста.
Место дисциплины в основной образовательной программе: курс теоретической фонетики английского языка знакомит студентов с системой современного состояния науки о фонетическом строе английского языка, углубляет и обобщает знания по фонетике, полученные студентами при изучении нормативного курса; теоретическая фонетика – одна из основ улучшения навыков владения речью студентами для более качественной их подготовки к практической деятельности в школе в качестве учителей английского языка.
|
Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся (см. стандарт):
Предшествующий уровень образования абитуриента для полного срока обучения – среднее (полное) общее образование. Студенты, приступающие к изучению теоретической фонетики английского языка должны иметь прочные знания по выбору учебной нормы произношения, транскрибирования; по применению результатов анализа звуков речи как артикуляционных, так и как функциональных единиц.
Предшествующий уровень образования абитуриента для сокращенного срока обучения – среднее специальное образование. Студенты, приступающие к изучению теоретической фонетики английского языка в вузе должны иметь представление о содержании научного знания по теоретической фонетике, ориентироваться в основных понятиях научного знания по данной дисциплине, иметь представление о круге основных проблем, которые поднимает и решает теоретическая фонетика английского языка.
Указание видов профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина:
в области учебно-воспитательной деятельности:
- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
- использование современных научно обоснованных приёмов, методов и средств обучения;
- использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
- применение современных средств оценивания результатов обучения;
- воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
- организация и проведение внеклассных мероприятий;
в области научно-методической деятельности:
- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
в области культурно-просветительной деятельности:
- формирование общей культуры учащихся.
Требования к уровню освоения дисциплины:
Обучающиеся должны иметь представление о месте общефонетического знания в системе наук.
|
Знать теоретический материал в объеме учебной программы по курсу «Теоретическая фонетика»; основные вехи в историческом развитии теоретической фонетики; основные направления фонетических исследований; место теоретической фонетики в системе наук и её продуктивные связи со смежными научными дисциплинами;
Уметь – использовать усвоенные знания в своей речи; использовать положения теоретической фонетики в рассмотрении вопросов частных областей фонетики; делать обобщения и аргументированные выводы в ходе наблюдений над различными уровнями английского языка; корректно и целеустремленно участвовать в обсуждении спорных вопросов в области фонетических исследований.
Иметьнавыки фонетико-фонологического анализа при обучении произношению; владеть современной понятийной системой теоретического курса и основными методами фонетического анализа.
Применять полученные знания по теоретической фонетике английского языка в профессиональной деятельности.
Распределение тематических разделов дисциплины по учебным семестрам, если она рассчитана более чем на один семестр, с указанием формы итогового контроля семестра, в котором он проводится.
Для квалификации учитель начальных классов и иностранного языка, очной формы обучения, дисциплина рассчитана на один семестр.
Промежуточная форма контроля – зачет.
I V курс АОД
СЕМЕСТР: 7-й (АОД); 8-й (АкД)
№ | Название темы |
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы фонетики | |
1. | Фонетика как научная дисциплина. Место фонетики в языкознании. |
2. | Методы исследования. |
РАЗДЕЛ II. Литературное произношение английского языка | |
3. | Понятие литературного произношения и орфоэпической нормы. |
РАЗДЕЛ III. Компоненты фонетического строя английского языка | |
4. | Понятие сегментных и суперсегментных фонетических единиц английского языка. |
РАЗДЕЛ IV. Сегментные фонемы английского языка | |
5. | Классификация английских гласных. |
6. | Классификация английских согласных. |
РАЗДЕЛ V. Слоговая структура | |
7. | Слог как фонетическая единица. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
|
Английского языка (в ЮАП)
РАЗДЕЛ VII. Интонация
Аспект устной речи
Тема 10. Основные проблемы фоностилистики: норма и стилевая дифференциация в английском произношении.
Основные проблемы фоностилистики: норма и стилевая дифференциация в английском произношении. Экстралингвистические факторы, обусловливающие выделение фонетических стилей. Звуковая и интонационная стилистика. Фонетическая синонимия. Понятие звукового символизма. Социально-обусловленные различия в произношении. Понятие интонемных и неинтонемных ошибок.
Основные понятия: фоностилистика, экстралингвистический, стиль, стилистика, фонетическая синонимия, звуковой символизм, интонема.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Голубев А.П., Смирнова И.Б. Сравнительная фонетика английского, немецкого и французского языков. – М., 2005.
2. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика современного английского языка. – М., 2002.
3. Соколова М.А., Гинтовт К.П., Тихонова И.С., Тихонова Р.М. Теоретическая фонетика английского языка. – М., 2004.
4. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. – М., 2000.
Дополнительная литература
1. Абдалина E.А. Интонационные средства выражения ремы в простом повествовательном предложении в современном английском языке. АКД. – М., 1973.
2. Акмаров А.М. К вопросу о лингвистической трактовке английской интонации и способах ее графического изображения // Иностранные языки в школе (ИЯШ), 1971, № 6.
3. Антипова А.А. Система английской речевой интонации. – М., Высшая школа, 1979.
4. Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. – М., 1984.
5. Бондарко Л.В. Звуковой строй русского языка. – Л., 1977.
6. Веныкуте Д.П. Об изменениях в произношении современного английского языка. // ИЯШ.1974, вып. 8.
7. Виноградова Г.И. Длительность английских гласных фонем в зависимости от способа примыкания к последующему согласному // ИЯШ, 1967, № 3.
8. Гайдучик С.М. Фоностилистика как один из разделов фонетики. // Интонация. – Киев: Вища школа, 1978, с. 33-41.
9. Гайдучик С.М. О фонетических стилях современного немецкого языка. // Филологические науки, 1972, т. 15, № 16.
10. Гликина Е.А. К вопросу об обучении фразовому ударению в современном английском языке // ИЯШ, 1973, № 5.
11. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. – М. 1959.
12. Дубовский Ю.А. Анализ интонации устного текста и его составляющих. – Минск, 1978.
13. ДубовскийЮ.А. Просодические контрасты в языке. – Симферополь,1983.
14. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – Л., 1979.
15. Кантер Л.А. Основные проблемы фоностилистического анализа текста // Исследование фонетических особенностей речевых стилей. – М. МГПИ им. В. И. Ленина, 1978, с. 19-287.
16. Клычков Г.С. Типология и генезис просодии английского текста // Проблемы лингвистики текста и использования текстового материала в учебном процессе. – М., МОПИ им. Н.К. Крупской, 1981.
|
17. КолосовК.М. О роли артикуляционной базы в обучении произношению // ИЯШ, 1971, № 5.
18. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. – М., 1977.
19. Норк О.А. Изучение интонации на современном этапе и некоторые задачи интонационных исследований // ИЯШ, 1970, № 4.
20. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. – Л., 1982.
21. Соколова М.А., Гинтовт К.П. и др. Практическая фонетика английского языка. – М., 1997.
22. Соколова М.А., Гинтовт К. и др. Теоретическая фонетика английского языка. – М., 1996.
23. Торсуев Г.П. Проблемы теоретической фонетики и фонологии. – М., 1969.
24. Торсуев Г.П. Фонетическая структура слова. – М., 1962.
25. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. – М., Наука, 1979.
26. Трахтеров А.Л. Английская фонетическая терминология. – М., 1962.
27. Швейцер А.Д. Фонологические расхождения между американским и британским вариантами английского языка // ИЯШ, 1968, № 1.
28. Щерба Л.В. Фонетика французского языка, 6-е изд. – М., 1957. (Вопросы общей фонетики в этой книге.)
29. Якобсон P., Халле М., Фант Г. Фонология и её отношение к фонетике; Введение в анализ речи // Новое в лингвистике. – М., 1962, вып. 2.
30. Barber Ch. Linguistic Change in Present-Day English. – Ldn, 1969.
31. Bronstein A. The Pronunciation of American English. – N.Y., 1960.
32. Brown О. Listening to Spoken English. – М., 1984.
33. Crystal D., Davy D. Investigating English Style. – Ldn, 1969.
34. Gimson A.C. An Introduction to the Pronunciation of English. – Ldn, 1972.
35. Jassem W. Intonation of Conversational English. – Wr., 1952.
36. Jones D. The Phoneme: Its Nature and Use. – Ldn, 1967.
37. Kingdon R. The Groundwork of English Intonation. – Ldn, 1958.
38. O'Connor T.D. Phonetics. Pelican Books, 1977.
39. Pike K. The Intonation of American English. – Michigan, 1945.
40. Selesnev V. Exercises in Intonation of Colloquial English. – M. 1983.
41. Shakhbagova D.A. Varieties of English Pronunciation. – М., 1982.
Словари:
1. Jones D. An English Pronouncing Dictionary. – London, 1957.
2. Webster’s New International Dictionary of the English Language. Second ed., unabridged, 1957 (A Guide to Pronunciation).
3. Kenyon J. S., Knott T.A. A Pronouncing Dictionary of American English. – Springfield, Mass., U.S.A., 1953.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов, 2-е изд. – М., 1969.
5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976.
6. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. Под ред. В.Н.Ярцевой. – М., 1998.
7. Проблемы лингвистической фонетики и структуры языка // Отв. ред. В.С.Храковский. – Л. 1977.
8. Статьи из журналов ВЯ, ФН, ИЯШ и др.
9. Структура предложения и словосочетания в индоевропейских языках – Л.: Наука. 1979.
Список интернет-ресурсов по дисциплине
1. Ведется активное взаимодействие студентов и преподавателя посредством электронной почты. Студенты имеют возможность обращаться к преподавателю по электронному адресу.
2. В начале обучения каждому студенту преподаватель отправляет по электронной почте содержание учебного пособия «Теоретическая фонетика (английский язык)».
Материально-техническое обеспечение дисциплины или отдельных разделов (тем)
На лекционных и семинарских занятиях активно используются мультимедийные средства, электронные версии лекций по каждой теме. Терминологический словарь (рукописный компьютерный вариант используют студенты на занятиях и при самостоятельной работе) включает транскрипцию труднопроизносимых фонетических терминов и слов, а также их толкование на английском (при необходимости и на русском) языке с иллюстрациями, таблицами и схемами.
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии образования
Иностранных языков
УЧЕБНой ДИСЦИПЛИНы
Теоретическая фонетика
Часть II. Методические рекомендации и план
освоения учебной дисциплины
1. 031200.00a Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «иностранный язык».
Факультет начальных классов
Курс IV, АОД семестр 7
(очная форма, полный срок обучения):
Лекции – 18 часов;
Лабораторных занятий – 16 часов;
Самостоятельная работа – 26 часа;
Зачёт – седьмой семестр;
Всего часов по учебному плану – 60 часов;
2. 031200.00 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «иностранный язык».
Факультет начальных классов
Курс IV, АКД, семестр 8
(очная форма, сокращенный срок обучения):
Лекции – 16 часов;
Лабораторных занятий – 12 часов;
Самостоятельная работа – 32 часа;
Зачет – восьмой семестр;
Всего часов по учебному плану – 60 часов;
Москва – 2010
Часть II. Методические рекомендации
и план усвоения учебной дисциплины
Описание учебно-методического комплекса
дисциплины «Теоретическая фонетика»
Данный учебно-методический комплекс составлен для курса «Теоретическая фонетика». Учебно-методический комплекс состоит из двух частей.
Первая часть учебно-методического комплекса – программа учебной дисциплины. В ней содержится указание на государственный стандарт, в соответствии с которым разработано содержание курса, определены цели и задачи курса, определено место учебной дисциплины в основной образовательной программе, изложены требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся, сделаны ссылки на виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует данная учебная дисциплина, изложены требования к уровню усвоения дисциплины. В первой части учебно-методического комплекса также раскрывается содержание основных разделов и тем дисциплины «Теоретическая фонетика», приводится список литературы.
Вторая часть учебно-методического комплекса – методические рекомендации. Здесь содержатся указания на виды учебной работы (аудиторные занятия и самостоятельная работа) и их трудоемкость. Названы темы лекционных и практических занятий, выделены темы, рекомендованные для самостоятельного изучения студентами. Сформулированы задания для самостоятельного выполнения в ситуации рейтинговой системы оценок. Приводится примерная тематика докладов, рефератов и контрольных работ.
В процессе изучения теоретической фонетики английского языка обобщаются лингвистические знания студентов, полученные в ходе проработки всех частных лингвистических дисциплин. Это определяет её место в системе подготовки студентов по данной специальности и накладывает особую ответственность за её организацию. Теоретическая фонетика является настолько же лингвистической, насколько собственно теоретической, что соответствует принципиальному отношению современного науковедения к истории развития научного знания. В этой связи следует рекомендовать все принципиальные понятия и положения, включаемые в теоретическую фонетику, рассматривать в перспективе их исторического формирования.
Особенностью «Теоретической фонетики» как лингвистической дисциплины определяется той огромной ролью, которую играет в языке его звуковой строй. Общение между людьми осуществляется именно через звуковую сторону языка, только она делает возможным его развитие, сохранение и передачу информации от поколения к поколению. Звуковая сторона – это форма существования слов, материальное их выражение, без которого невозможно функционирование языка.
Рекомендуется особое внимание уделить на то, что в действительности все аспекты теоретического исследования – акустический, «биологический» (подразделяемый на произносительный и перцептивный) и функциональный, все эти стороны в исследовании звуковых единиц и звуковых явлений английского языка теснейшим образом связаны между собой. В этой связи следует рекомендовать студентам учитывать тот факт, что если лексикология и грамматика изучают семантическую, то есть смысловую сторону языка, то фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, не имеющими самостоятельного значения, они лишь потенциально связаны со смыслом. Ясно, что без знания свойств этой материи, т.е. без учёта данных теоретической фонетики, невозможно никакое серьезное исследование языка. Именно в силу того, что фонетика имеет дело с материей языка, с определенной физической данностью, с тем, что можно регистрировать и измерять посредством соответствующей аппаратуры, она раньше и больше других областей языковедения продвинулась по пути превращения в точную науку. Можно сказать, что теоретическая фонетика располагает наиболее точными методами лингвистического исследования, что внутри языковедения она служит образцом и своего рода школой точного подхода к фактам языка.
Во главу угла следует поставить большое практическое значение данной теоретической дисциплины. Без неё были бы невозможны правильная методика обучения письму, чтению, постановка произношения при изучении неродного языка, успешное лечение дефектов детей и т.д.
Курсовые и дипломные работы не предусмотрены.
Список рекомендованной литературы имеется по каждой теме. Составлены вопросы к итоговому контролю, а также требования, предъявляемые к ответу студента.
Виды учебной работы
031200.00а 4 курсАОД*, 7-ой семестр
№ | Виды учебной работы | Кол-во часов |
1. | Лекции | 18 |
2. | Лабораторные занятия | 16 |
3. | Самостоятельная работа | 26 |
4. | Всего | 60 |
5. | Промежуточный контроль | Зачёт |
6. | Итоговый контроль | - |
Виды учебной работы
031200.00 4 курс АКД*,8-ой семестр
№ | Виды учебной работы | Кол-во часов |
1. | Лекции | 16 |
2. | Лабораторные занятия | 12 |
3. | Самостоятельная работа | 32 |
4. | Всего | 60 |
5. | Промежуточный контроль | Зачёт |
6. | Итоговый контроль | - |
* Примечание: Тематическое планирование дается по 4 курсуАОД (7-ой семестр), по 4 курсАКД, 8-ой семестр необходимо часы откорректировать согласно Учебному плану указанной специальности, при полном совпадении итоговой цифры.
Тематический план курса
СЕМЕСТР – 7 (4 к. АОД); 8 (4 к. АКД)
№ |
Название темы | Количество часов | |||
лек- ции | лабо- рат. | самосто- ятельная работа | всего | ||
РАЗДЕЛ VII. Интонация
Лекция (1 час)
Тема 1. Фонетика как научная дисциплина. Место фонетики в языкознании, ее значение и предмет.
Фонетика как наука. Определение и описание предмета фонетики. Соотношение фонетики с языкознанием, ее связь с лексикологией, грамматикой и стилистикой. Связь фонетики со смежными науками: акустикой, анатомией, физиологией, психологией, логикой. Разделы фонетики как науки и учебной дисциплины: физиологическая фонетика, акустическая фонетика, фонология; общая и частная фонетики; описательная, сравнительная и историческая фонетики; экспериментальная и историческая фонетики.
Основные понятия: фонетика, языкознание, акустика, физиология, психология, логика, физиологическая фонетика, акустическая фонетика, фонология; общая и частная фонетики; описательная, сравнительная и историческая фонетики; экспериментальная и историческая фонетики.
Лекция (1 час)
Английского языка (в ЮАП)
Лекция (2 часа)
РАЗДЕЛ VII. Интонация
Лекция (2 часа)
Примерная тематика контрольных работ
1. Принципы научной артикуляционной классификации гласных.
2. Лингвистические и фонологические нагрузки согласных звуков речи в английском языке.
3. Принципы системного описания фонемного инвентаря.
4. Оппозиции гласных по основной артикуляции.
5. Оппозиции согласных по основной артикуляции.
6. Классификация гласных звуков.
7. Классификация согласных звуков.
8. Связь звуковых единиц языка с артикуляцией и восприятием речи.
9. Сегментные и супрасегментные звуковые средства.
10. Место фонетического строя в общей системе языка.
11. Фонетическая структура слова.
12. Сбор базы данных, обработка и моделирование сложных процессов производства и восприятия речи.
Требования к зачету
Студент получает «зачет» при владении понятийным аппаратом, легко дает определения, знает закономерности функционирования того или иного фонетико-фонологического процесса, состояния и свойства. Студент знаком с основными исследованиями в области общей теоретической фонетики английского языка. Умеет сформулировать собственную позицию и отношение к рассматриваемым вопросам. Он способен обозначить значение изученного материала для своей профессиональной деятельности в сфере образования.
Примерные вопросы для самоконтроля:
1. Разновидности фонетики как науки.
2. Место фонетики среди других лингвистических наук.
3. Значение фонетики при обучении иностранному языку.
4. Акустическая фаза речевого процесса и задачи акустической фонетики.
5. Элементы акустической теории речеобразования.
6. Методы и средства акустического анализа речи.
7. Акустическая база супрасегментных звуковых средств.
8. Акустические корреляты слоговой, словесной и фразовой просодии.
9. Транскрипция международной фонетической ассоциации.
10. Диакритики.
11. Супрасегментные единицы.
12. Сопоставление МФШ с другими традиционными фонологическими школами.
13. Трудности фонемной транскрипции.
14. Расскажите о методе квазиомонимов (the method of discovery of minimal distinctive features).
15. Определение фонемы с точки зрения дистинктивной оппозиции.
16. Связь фонетики, лексики, грамматики.
17. В чем состоит отличие теоретической фонетики от практической фонетики?
18. Основные типы силлабических структур.
19. Правила слогоделения в письменной форме.
20. Фиксированный и свободный тип словесного ударения.
21. Функциональные типы словесного ударения.
22. Как влияет семантический фактор на место словесного ударения?
23. Компоненты интонации.
24. Структура интонационной группы.
25. Американский вариант английского языка.
26. Разновидности фонетики как науки.
27. Место фонетики среди других лингвистических наук.
28. Цели фонетики в теоретическом и практическом плане.
29. Каково значение фонетики при обучении иностранному языку?
30. Конститутивная и дифференциальная функция фонемы.
31. Универсальная фонетическая транскрипция.
32. Супрасегментные единицы.
33. Варианты понимания фонемы в традиционной фонологии.
34. Типы модификаций фонем.
35. Сопоставление МФШ с другими традиционными фонологическими школами.
36. Трудности фонемной транскрипции.
37. В чем состоит отличие теоретической фонетики от практической фонетики?
38. Фиксированный и свободный тип словесного ударения.
39. Правила словесного ударения для слов с префиксами и сложных слов.
40. Компоненты интонации.
Примерные вопросы к зачету
1. Какие факторы обуславливают значимость фонетики как особого раздела языкознания?
2. Цели фонетики в теоретическом и практическом плане.
3. Фонема и её основные признаки и функции.
4. Конститутивная и дифференциальная функция фонемы.
5. Акустическая характеристика гласных.
6. Акустическая характеристика шумных согласных.
7. Акустические характеристики сонорных согласных.
8. Универсальная фонетическая транскрипция.
9. Правила фонематического анализа.
10. Варианты понимания фонемы в традиционной фонологии.
11. Морфологически ориентированная фонология (московская фонологическая школа)
12. Основные положения ЛФШ (ленинградской фонологической школы)
13. Типы модификаций фонем.
14. Классификация гласных в английском языке.
15. Классификация согласных в английском языке.
16. Английские сегментальные фонемы в письменной форме.
17. Основные типы графем.
18. Связь графем с морфологией, лексикологией, грамматикой.
19. Слог в английском языке.
20. Правила формирования слога и слогоделения в английском языке.
21. Ударение в английском языке.
22. Типы словесного ударения на слуховом, артикуляционном и акустическом уровне.
23. Правила словесного ударения для слов с префиксами и сложных слов.
24. Принципы описания интонационной системы английского языка.
25. Функции интонации.
26. Стандартное произношение английского языка.
27. Фонема и её основные признаки и функции.
28. Элементы акустической теории речеобразования.
29. Методы и средства акустического анализа речи.
30. Акустическая характеристика гласных.
31. Акустическая характеристика шумных согласных.
32. Акустические характеристики сонорных согласных.
33. Акустическая база супрасегментных звуковых средств.
34. Акустические корреляты слоговой, словесной и фразовой просодии.
35. Транскрипция международной фонетической ассоциации.
36. Диакритики.
37. Правила фонематического анализа.
38. Морфологически ориентированная фонология (московская фонологическая школа)
39. Основные положения ЛФШ (ленинградской фонологической школы)
40. Классификация гласных в английском языке.
41. Классификация согласных в английском языке.
42. Расскажите о методе квазиомонимов (the method of discovery of minimal distinctive features).
43. Какое определение фонемы с точки зрения дистинктивной оппозиции?
44. Английские сегментальные фонемы в письменной форме.
45. Основные типы графем.
46. Связь графем с морфологией, лексикологией, грамматикой.
47. Слог в английском языке.
48. Основные типы силлабических структур.
49. Правила формирования слога и слогоделения в английском языке.
50. Ударение в английском языке.
51. Типы словесного ударения на слуховом, артикуляционном и акустическом уровне.
52. Функциональные типы словесного ударения.
53. Как влияет семантический фактор на место словесного ударения?
54. Принципы описания интонационной системы английского языка.
55. Структура интонационной группы.
56. Функции интонации.
57. Стандартное произношение английского языка.
Список рекомендуемой литературы –
Основной и дополнительной
Основная литература
1. Голубев А.П., Смирнова И.Б. Сравнительная фонетика английского, немецкого и французского языков. – М., 2005.
2. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика современного английского языка. – М., 2002.
3. Соколова М.А., Гинтовт К.П., Тихонова И.С., Тихонова Р.М. Теоретическая фонетика английского языка. – М., 2004.
4. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 2000.
Дополнительная литература
1. Абдалина E.А. Интонационные средства выражения ремы в простом повествовательном предложении в современном английском языке. АКД. – М., 1973.
2. Акмаров А.М. К вопросу о лингвистической трактовке английской интонации и способах ее графического изображения // Иностранные языки в школе (ИЯШ), 1971, № 6.
3. Антипова А.А. Система английской речевой интонации. – М., Высшая школа, 1979.
4. Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. – М., 1984.
5. Бондарко Л.В. Звуковой строй русского языка. – Л., 1977.
6. Веныкуте Д.П. Об изменениях в произношении современного английского языка // ИЯШ.1974, вып. 8.
7. Виноградова Г.И. Длительность английских гласных фонем в зависимости от способа примыкания к последующему согласному // ИЯШ, 1967, № 3.
8. Гайдучик С.М. Фоностилистика как один из разделов фонетики // Интонация. – Киев: Вища школа, 1978, с. 33-41.
9. Гайдучик С.М. О фонетических стилях современного немецкого языка // Филологические науки, 1972, т. 15, № 16.
10. Гликина Е.А. К вопросу об обучении фразовому ударению в современном английском языке // ИЯШ, 1973, № 5.
11. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. – М.1959.
12. Дубовский Ю.А. Анализ интонации устного текста и его составляющих. – Минск, 1978.
13. ДубовскийЮ.А. Просодические контрасты в языке. – Симферополь,1983.
14. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – Л., 1979.
15. Кантер Л.А. Основные проблемы фоностилистического анализа текста // Исследование фонетических особенностей речевых стилей. – М. МГПИ им. В.И. Ленина, 1978, с. 19-287.
16. Клычков Г.С. Типология и генезис просодии английского текста // Проблемы лингвистики текста и использования текстового материала в учебном процессе. – М., МОПИ им. Н.К. Крупской, 1981.
17. КолосовК.М. О роли артикуляционной базы в обучении произношению // ИЯШ, 1971, № 5.
18. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. – М., 1977.
19. Норк О.А. Изучение интонации на современном этапе и некоторые задачи интонационных исследований. // ИЯШ, 1970, № 4.
20. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. – Л., 1982.
21. Соколова М.А., Гинтовт К.П. и др. Практическая фонетика английского языка. – М., 1997.
22. Соколова М.А., Гинтовт К. и др. Теоретическая фонетика английского языка. – М., 1996.
23. Торсуев Г.П. Проблемы теоретической фонетики и фонологии. – М., 1969.
24. Торсуев Г.П. Фонетическая структура слова. – М., 1962.
25. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. – М., Наука, 1979.
26. Трахтеров А.Л. Английская фонетическая терминология. – М., 1962.
27. Швейцер А.Д. Фонологические расхождения между американским и британским вариантами английского языка // ИЯШ, 1968, № 1.
28. Щерба Л.В. Фонетика французского языка, 6-е изд. – М., 1957. (Вопросы общей фонетики в этой книге.)
29. Якобсон P., Халле М., Фант Г. Фонология и её отношение к фонетике; Введение в анализ речи // Новое в лингвистике. – М., 1962, вып. 2.
30. Barber Ch. Linguistic Change in Present-Day English. – Ldn, 1969.
31. Bronstein A. The Pronunciation of American English. – N.Y., 1960.
32. Brown О. Listening to Spoken English. – М., 1984.
33. Crystal D., Davy D. Investigating English Style. – Ldn, 1969.
34. Gimson A.C. An Introduction to the Pronunciation of English. – Ldn, 1972.
35. Jassem W. Intonation of Conversational English. – Wr., 1952.
36. Jones D. The Phoneme: Its Nature and Use. – Ldn, 1967.
37. Kingdon R. The Groundwork of English Intonation. – Ldn, 1958.
38. O'Connor T.D. Phonetics. Pelican Books, 1977.
39. Pike K. The Intonation of American English. Michigan, 1945.
40. Selesnev V. Exercises in Intonation of Colloquial English. – M. 1983.
41. Shakhbagova D.A. Varieties of English Pronunciation. – М., 1982.
Словари:
1. Jones D. An English Pronouncing Dictionary. – London, 1957.
2. Webster’s New International Dictionary of the English Language. Second ed., unabridged, 1957 (A Guide to Pronunciation).
3. Kenyon J.S., Knott T.A. A Pronouncing Dictionary of American English. – Springfield, Mass., U.S.A., 1953.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 2000.
5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976.
6. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. Под ред. В.Н.Ярцевой. – М., 1998.
7. Проблемы лингвистической фонетики и структуры языка // Отв. ред. В.С.Храковский. – Л. 1977.
8. Статьи из журналов ВЯ, ФН, ИЯШ и др.
9. Структура предложения и словосочетания в индоевропейских языках – Л.: Наука. 1979.
Список интернет-ресурсов по дисциплине
1. Ведется активное взаимодействие студентов и преподавателя посредством электронной почты. Студенты имеют возможность обращаться к преподавателю по электронному адресу.
2. В начале обучения каждому студенту преподаватель отправляет по электронно
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!