Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Лабораторное занятие (1 час)

2021-05-27 67
Лабораторное занятие (1 час) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Вопросы для обсуждения:

1. Основные проблемы фоностилистики.

2. Экстралингвистические факторы, обусловливающие выделение фонетических стилей.

3. Звуковая и инто­национная стилистика. 

Задания для самостоятельной работы (3 часа)

1. Создайте собственный терминологический словарь (с транскрипцией и переводом) по теме: «Фоностилистика», используя английские терминологические, толковые и русские словари иностранных слов.

2. Будьте готовы правильно произнести для вас незнакомые английские слова и давать определения основным понятиям данной темы.

3. Составьте картотеку способов и приемов, позволяющих представить основные нормы и стилевые дифферен­циации в английском произношении.

Литература:

1. Гайдучик С.М. Фоностилистика как один из разделов фонетики. // Интонация. – Киев: Вища школа, 1978, с. 33-41.

2. Кантер Л.А. Основные проблемы фоностилистического анализа текс­та. // Исследование фонетических особенностей речевых сти­лей. – М. МГПИ им. В.И. Ленина, 1978, с. 19-287.

3. Клычков Г.С. Типология и генезис просодии английского текста. // Проблемы лингвистики текста и использования текстово­го материала в учебном процессе. – М., МОПИ им. Н.К. Круп­ской, 1981.

4. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика современного англий­ского языка. – М., 2002.

5. Соколова М.А., Гинтовт К.П., Тихонова И.С., Тихонова Р.М. Теоретическая фонетика англий­ского языка. – М., 2004.

6. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 2000.

 

Примерная тематика докладов (рефератов)

1. Общие принципы классификации звуков речи.

2. Лингвистические и фонологические нагрузки гласных звуков речи в английском языке.

3. Понятия «звук языка» и «звукотип».

4. Классификация оппозиций.

5. Оппозиции гласных по дополнительной артикуляции.

6. Оппозиции согласных по дополнительной артикуляции.

7. Звуковые единицы в языке и речи.

8. Представление звуковой информации в словаре знаков (фонемы).

9. Звуковые средства языка и фонетическая характеристика сообщения.

10. Признаковое строение звуковых единиц.

11. Уровни языка и их фонетический аспект.

12. Компьютерные возможности для извлечения акустических и артикуляционных параметров звуков.

Примерная тематика контрольных работ

1. Принципы научной артикуляционной классификации гласных.

2. Лингвистические и фонологические нагрузки согласных звуков речи в английском языке.

3. Принципы системного описания фонемного инвентаря.

4. Оппозиции гласных по основной артикуляции.

5. Оппозиции согласных по основной артикуляции.

6. Классификация гласных звуков.

7. Классификация согласных звуков.

8. Связь звуковых единиц языка с артикуляцией и восприятием речи.

9. Сегментные и супрасегментные звуковые средства.

10. Место фонетического строя в общей системе языка.

11. Фонетическая структура слова.

12. Сбор базы данных, обработка и моделирование сложных процессов производства и восприятия речи.

Требования к зачету

Студент получает «зачет» при владении понятийным аппаратом, легко дает определения, знает закономерности функционирования того или иного фонетико-фонологического процесса, состояния и свойства. Студент знаком с основными исследованиями в области общей теоретической фонетики английского языка. Умеет сформулировать собственную позицию и отношение к рассматриваемым вопросам. Он способен обозначить значение изученного материала для своей профессиональной деятельности в сфере образования.

 

Примерные вопросы для самоконтроля:

1. Разновидности фонетики как науки.

2. Место фонетики среди других лингвистических наук.

3. Значение фонетики при обучении иностранному языку.

4. Акустическая фаза речевого процесса и задачи акустической фонетики.

5. Элементы акустической теории речеобразования.

6. Методы и средства акустического анализа речи.

7. Акустическая база супрасегментных звуковых средств.

8. Акустические корреляты слоговой, словесной и фразовой просодии.

9. Транскрипция международной фонетической ассоциации.

10. Диакритики.

11. Супрасегментные единицы.

12. Сопоставление МФШ с другими традиционными фонологическими школами.

13. Трудности фонемной транскрипции.

14. Расскажите о методе квазиомонимов (the method of discovery of minimal distinctive features).

15. Определение фонемы с точки зрения дистинктивной оппозиции.

16. Связь фонетики, лексики, грамматики.

17. В чем состоит отличие теоретической фонетики от практической фонетики?

18. Основные типы силлабических структур.

19. Правила слогоделения в письменной форме.

20. Фиксированный и свободный тип словесного ударения.

21. Функциональные типы словесного ударения.

22. Как влияет семантический фактор на место словесного ударения?

23. Компоненты интонации.

24. Структура интонационной группы.

25. Американский вариант английского языка.

26. Разновидности фонетики как науки.

27. Место фонетики среди других лингвистических наук.

28. Цели фонетики в теоретическом и практическом плане.

29. Каково значение фонетики при обучении иностранному языку?

30. Конститутивная и дифференциальная функция фонемы.

31. Универсальная фонетическая транскрипция.

32. Супрасегментные единицы.

33. Варианты понимания фонемы в традиционной фонологии.

34. Типы модификаций фонем.

35. Сопоставление МФШ с другими традиционными фонологическими школами.

36. Трудности фонемной транскрипции.

37. В чем состоит отличие теоретической фонетики от практической фонетики?

38. Фиксированный и свободный тип словесного ударения.

39. Правила словесного ударения для слов с префиксами и сложных слов.

40. Компоненты интонации.

 


Примерные вопросы к зачету   

1. Какие факторы обуславливают значимость фонетики как особого раздела языкознания?

2. Цели фонетики в теоретическом и практическом плане.

3. Фонема и её основные признаки и функции.

4. Конститутивная и дифференциальная функция фонемы.

5. Акустическая характеристика гласных.

6. Акустическая характеристика шумных согласных.

7. Акустические характеристики сонорных согласных.

8. Универсальная фонетическая транскрипция.

9. Правила фонематического анализа.

10. Варианты понимания фонемы в традиционной фонологии.

11. Морфологически ориентированная фонология (московская фонологическая школа)

12. Основные положения ЛФШ (ленинградской фонологической школы)

13. Типы модификаций фонем.

14. Классификация гласных в английском языке.

15. Классификация согласных в английском языке.

16. Английские сегментальные фонемы в письменной форме.

17. Основные типы графем.

18. Связь графем с морфологией, лексикологией, грамматикой.

19. Слог в английском языке.

20. Правила формирования слога и слогоделения в английском языке.

21.  Ударение в английском языке.

22. Типы словесного ударения на слуховом, артикуляционном и акустическом уровне.

23. Правила словесного ударения для слов с префиксами и сложных слов.

24. Принципы описания интонационной системы английского языка.

25. Функции интонации.

26. Стандартное произношение английского языка.

27. Фонема и её основные признаки и функции.

28. Элементы акустической теории речеобразования.

29. Методы и средства акустического анализа речи.

30. Акустическая характеристика гласных.

31. Акустическая характеристика шумных согласных.

32. Акустические характеристики сонорных согласных.

33. Акустическая база супрасегментных звуковых средств.

34. Акустические корреляты слоговой, словесной и фразовой просодии.

35. Транскрипция международной фонетической ассоциации.

36. Диакритики.

37. Правила фонематического анализа.

38. Морфологически ориентированная фонология (московская фонологическая школа)

39. Основные положения ЛФШ (ленинградской фонологической школы)

40. Классификация гласных в английском языке.

41. Классификация согласных в английском языке.

42. Расскажите о методе квазиомонимов (the method of discovery of minimal distinctive features).

43. Какое определение фонемы с точки зрения дистинктивной оппозиции?

44. Английские сегментальные фонемы в письменной форме.

45. Основные типы графем.

46. Связь графем с морфологией, лексикологией, грамматикой.

47. Слог в английском языке.

48. Основные типы силлабических структур.

49. Правила формирования слога и слогоделения в английском языке.

50.  Ударение в английском языке.

51. Типы словесного ударения на слуховом, артикуляционном и акустическом уровне.

52. Функциональные типы словесного ударения.

53. Как влияет семантический фактор на место словесного ударения?

54. Принципы описания интонационной системы английского языка.

55. Структура интонационной группы.

56. Функции интонации.

57. Стандартное произношение английского языка.

 


Список рекомендуемой литературы –

Основной и дополнительной

Основная литература

1. Голубев А.П., Смирнова И.Б. Сравнительная фонетика английского, немецкого и французского языков. – М., 2005.

2. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика современного англий­ского языка. – М., 2002.

3. Соколова М.А., Гинтовт К.П., Тихонова И.С., Тихонова Р.М. Теоретическая фонетика англий­ского языка. – М., 2004.

4. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 2000.

 

Дополнительная литература

1. Абдалина E.А. Интонационные средства выражения ремы в простом повествовательном предложении в современном английском язы­ке. АКД. – М., 1973.

2. Акмаров А.М. К вопросу о лингвистической трактовке английской интонации и способах ее графического изображения // Иностранные языки в школе (ИЯШ), 1971, № 6.

3. Антипова А.А. Система английской речевой интонации. – М., Высшая школа, 1979.

4. Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. – М., 1984.

5. Бондарко Л.В. Звуковой строй русского языка. – Л., 1977.

6. Веныкуте Д.П. Об изменениях в произношении современного англий­ского языка // ИЯШ.1974, вып. 8.

7. Виноградова Г.И. Длительность английских гласных фонем в зависи­мости от способа примыкания к последующему согласному // ИЯШ, 1967, № 3.

8. Гайдучик С.М. Фоностилистика как один из разделов фонетики // Интонация. – Киев: Вища школа, 1978, с. 33-41.

9. Гайдучик С.М. О фонетических стилях современного немецкого язы­ка // Филологические науки, 1972, т. 15, № 16.

10. Гликина Е.А. К вопросу об обучении фразовому ударению в совре­менном английском языке // ИЯШ, 1973, № 5.

11. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. – М.1959.

12. Дубовский Ю.А. Анализ интонации устного текста и его составляю­щих. – Минск, 1978.

13. Дубовский Ю.А. Просодические контрасты в языке. – Симферополь,1983.

14. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – Л., 1979.

15. Кантер Л.А. Основные проблемы фоностилистического анализа текс­та // Исследование фонетических особенностей речевых сти­лей. – М. МГПИ им. В.И. Ленина, 1978, с. 19-287.

16. Клычков Г.С. Типология и генезис просодии английского текста // Проблемы лингвистики текста и использования текстово­го материала в учебном процессе. – М., МОПИ им. Н.К. Круп­ской, 1981.

17. Колосов К.М. О роли артикуляционной базы в обучении произноше­нию // ИЯШ, 1971, № 5.

18. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. – М., 1977.

19. Норк О.А. Изучение интонации на современном этапе и некоторые за­дачи интонационных исследований. // ИЯШ, 1970, № 4.

20. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. – Л., 1982.

21. Соколова М.А., Гинтовт К.П. и др. Практическая фонетика англий­ского языка. – М., 1997.

22. Соколова М.А., Гинтовт К. и др. Теоретическая фонетика англий­ского языка. – М., 1996.

23. Торсуев Г.П. Проблемы теоретической фонетики и фонологии. – М., 1969.

24. Торсуев Г.П. Фонетическая структура слова. – М., 1962.

25. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. – М., Наука, 1979.

26. Трахтеров А.Л. Английская фонетическая терминология. – М., 1962.

27. Швейцер А.Д. Фонологические расхождения между американским и британским вариантами английского языка // ИЯШ, 1968, № 1.

28. Щерба Л.В. Фонетика французского языка, 6-е изд. – М., 1957. (Вопро­сы общей фонетики в этой книге.)

29. Якобсон P., Халле М., Фант Г. Фонология и её отношение к фонетике; Введение в анализ речи // Новое в лингвистике. – М., 1962, вып. 2.

30. Barber Ch. Linguistic Change in Present-Day English. – Ldn, 1969.

31. Bronstein A. The Pronunciation of American English. – N.Y., 1960.

32. Brown О. Listening to Spoken English. – М., 1984.

33. Crystal D., Davy D. Investigating English Style. – Ldn, 1969.

34. Gimson A.C. An Introduction to the Pronunciation of English. – Ldn, 1972.

35. Jassem W. Intonation of Conversational English. – Wr., 1952.

36. Jones D. The Phoneme: Its Nature and Use. – Ldn, 1967.

37. Kingdon R. The Groundwork of English Intonation. – Ldn, 1958.

38. O'Connor T.D. Phonetics. Pelican Books, 1977.

39. Pike K. The Intonation of American English. Michigan, 1945.

40. Selesnev V. Exercises in Intonation of Colloquial English. – M. 1983.

41. Shakhbagova D.A. Varieties of English Pronunciation. – М., 1982.

 

Словари:

1. Jones D. An English Pronouncing Dictionary. – London, 1957.

2. Webster’s New International Dictionary of the English Language. Second ed., unabridged, 1957 (A Guide to Pronunciation).

3. Kenyon J.S., Knott T.A. A Pronouncing Dictionary of American English. – Springfield, Mass., U.S.A., 1953.

4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 2000.

5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвисти­ческих терминов. – М., 1976.

6. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. Под ред. В.Н.Ярцевой. – М., 1998.

7. Проблемы лингвистической фонетики и структуры языка // Отв. ред. В.С.Храковский. – Л. 1977.

8. Статьи из журналов ВЯ, ФН, ИЯШ и др.

9. Структура предложения и словосочетания в индоевропейских языках – Л.: Наука. 1979.

 


Список интернет-ресурсов по дисциплине

1. Ведется активное взаимодействие студентов и преподавателя посредством электронной почты. Студенты имеют возможность обращаться к преподавателю по электронному адресу.

2. В начале обучения каждому студенту преподаватель отправляет по электронной почте содержание учебного пособия «Теоретическая фонетика» по английскому языку (рукопись).

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины или отдельных разделов (тем) – На лекционных, семинарских и лабораторных занятиях активно используются мультимедийные средства, электронные версии лекций по каждой теме. Терминологический словарь (рукописный компьютерный вариант используют студенты на занятиях и при самостоятельной работе) включает транскрипцию труднопроизносимых фонетических терминов и слов, а также их толкование на английском (при необходимости и на русском) языке с иллюстрациями, таблицами и схемами.


Содержание

Часть I. Программа учебной дисциплины............ 3

Пояснительная записка.......................................... 4

Содержание дисциплины: названия разделов и/или тем в порядке их освоения, краткое изложение их содержания....................................... 8

 

Часть II. Методические рекомендации и план освоения дисциплины    19

Описание учебно-методического комплекса дисциплины 21

Список рекомендуемой литературы.................... 48

 


УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

 

Клара Николаевна Бичелдей

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теоретическая фонетика» (английский язык)

 

Компьютерная верстка

А.С. Бичелдея

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.