Принц петр и шумерийские боги — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Принц петр и шумерийские боги

2021-05-27 31
Принц петр и шумерийские боги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Член королевской семьи Греции принц Петр Греческий и Датский, антрополог по образованию, прибыл в Индию в 1939 году с намерением изучать особенности полиандрии, распространенной в ряде районов Юга страны. Сколь успешно шло это изучение, сказать теперь трудно. В один прекрасный день машина принца появилась в Утакаманде. В отличие от антропологов некоролевского происхождения Петр Греческий обладал рядом преимуществ. Он не был связан работой, и его поездка в Нилгири не являлась служебной командировкой, а была приятным туром свободного путешественника. Колониальные власти всячески содействовали его высочеству, местное европейское население почитало за честь иметь принца в числе своих знакомых. Принц Греческий и Датский был обладателем собственной машины, прекрасного походного снаряжения и толстого кошелька. Надо отдать ему справедливость, что многие из этих преимуществ были использованы им в интересах науки.

Первая встреча с тода принесла Петру Греческому столько неожиданностей, что его высочество забыл на время о первоначальной цели своего приезда и немедленно разбил свою палатку на горном склоне по соседству с одним из мандов. Он предпочел комфорт фешенебельных отелей и плантаторских бунгало походной палатке, а светскую беседу в английском клубе или в гостиных утакамандских дельцов долгим разговорам с тода. Четыре месяца изучал он тода, сделал немало интересных и новых наблюдений. Через десять лет, в 1949 году, принц вновь приехал в Утакаманд и провел в мандах тода еще четыре месяца. Возможно, он задержался бы там и дольше, если бы не ряд обстоятельств. Принц был объявлен индийским правительством персоной нон‑грата. Сейчас трудно сказать почему. Правительственные чиновники, к которым я обращалась с расспросами, сразу настораживались и старались обойти щекотливую тему. Люди, одно время связанные с принцем, также не могли дать определенного ответа. Но, как бы там ни было, научные организации Индии до сих пор считают для себя возможным публиковать труды антрополога королевской крови. Вокруг личности Петра ходит немало слухов, некоторые из них приобрели характер легенды. Очевидно, королевский титул ученого и ряд особенностей его характера дали в свое время немалую пищу для этих слухов и толков. Человек, больше всех знающий о деятельности принца Петра в Индии, – его бывший переводчик Сундердас – хранит сдержанное и гордое молчание. Кажется, сияние титула его шефа до сих пор оставило на нем свои следы.

Немногословный, с пренебрежительной складкой у губ, Сундердас сквозь зубы разговаривает со своими соотечественниками и соплеменниками. Человек, хорошо образованный и прекрасно знающий язык тода, он тем не менее считает всякую работу ниже своего достоинства. Сундердас часто слоняется без дела по Утакаманду в замшевой золотистой куртке с королевского плеча и презрительно щурит глаза, когда узнает, что кто‑то другой, а не его принц приехал изучать тода.

– У него машина есть?.. – прямо спрашивает приближенный принца. – Деньги есть? Правительство ему устраивает встречу?..

И, получив на все отрицательный ответ, Сундердас безнадежно машет рукой и не желает иметь дела с таким нестоящим человеком. Временами у него бывают длительные запои. Кое‑кто говорит, что в этом повинны деньги принца Греческого. Деньги… Петр щедро платил тода за малейшую информацию. Ему хотелось сделать племя своим, купить его. Все то удивительное и необычное, что он открыл у тода, должно было принадлежать только его королевскому высочеству. И он ни перед чем не останавливался. Ученый в нем во многом уступал избалованному отпрыску правящей династии. Петру приписывают похищение ценнейшей реликвии из конического храма "по". Об этом говорят многие в племени. Принц не оставил среди тода доброй славы и теплых воспоминаний. Несмотря на то что их судьба и волновала его, тем не менее взгляды Петра Греческого ушли недалеко от воззрений отца Метца и мисс Линг. Он видел спасение племени в одном – в христианстве. И тода ему этого не простили.

Как и многих других ученых, принца интересовала проблема происхождения тода. Он высказал ряд предположений и гипотез. Нет необходимости их здесь рассматривать. Но одна его работа заслуживает внимания. Петр собирал священные слова тода – "кворжам", которые в основном и фигурируют в молитвах. Имена богов, названия храмов, храмовых реликвий, действий, имеющих отношение к ритуалу, в молитвах тода звучат совсем по‑иному, чем в обычном разговорном языке. Когда ученому стали известны имена богов тода на кворжам, он пришел к выводам, в определенной мере подтверждающим сказанное в предыдущей главе.

Речь опять‑таки идет о связях тода с древней культурой Двуречья[59]. До того как принц Петр попал в Нилгири, он изучал религию древнего Шумера. Когда ему стало известно о боге Ён, правителе Аманодра, он подумал, нет ли здесь чего‑либо общего с шумерийским богом Ан. Кворжам Ён – Ан, или Ану – подтвердил его предположение. Известно, что Ан был богом неба в Шумере, а Ану – аналогичным божеством для аккадских семитических племен.

Тогда принц Петр решил исследовать кворжам остальных богов тода. Результаты оказались неожиданными. Опросив многих тода, чьи имена зафиксированы в упомянутой публикации, ученый выяснил, что кворжам Текерзши является слово "Иштар". Та самая Иштар, которая у финикийцев называлась Астарта и была богиней любви, плодородия, войны и охоты у шумерийцев, вавилонян и ассирийцев. Широкий диапазон деятельности месопотамской богини роднит ее с главной богиней племени тода. Известно, что шумерийцы называли эту богиню Иннини. Выяснилось, что Текерзши имеет второе имя (на кворжам) – Иннини. Нилгири тода иногда называют "Иннининор", что значит "страна Иннини". Кроме этого, у Текерзши, оказывается, есть еще один кворжам – "Энлиль", или "Эллиль", что, как известно, соответствует шумерийскому и аккадскому богу земли. Это имя богини тода обычно употребляют во время утренней молитвы. Когда тода рассказывают легенды, для определения ряда понятий, священных для них, они употребляют кворжам. Так, в легенде о Квото при описании того, как Квото привязал солнце, последнее называют "Уту" или "Утве". Уту, или Шамаш, был шумерийским богом солнца. Кворжам для луны оказалось слово "син". Известно, что Син был богом города Ура и олицетворял бога луны. Имя шумерийского бога гор Нинкуршага тода упоминают в молитве во время октябрьского праздника у подножия священной горы. Однако "нинкуршаг" фигурирует в этой молитве не как бог, а как слово кворжам, значение которого уже забыто племенем. Никто из тода не мог объяснить Петру, что собственно подразумевается под "нинкуршаг". Но когда исследователь сообщил им, что Нинкуршаг был богом гор в древней Месопотамии, тода ничего не нашли странного в том, что это слово отождествлялось с горами. И наконец, шумерийский Нинурта – бог удачной войны, чей культ особенно процветал в Вавилоне. У жрецов принц Петр выяснил, что этот бог упоминался в старину в молитвах на кворжам, но теперь это слово забыто и не употребляется.

Дальнейшие исследования и поиски никаких результатов не принесли. Принц Петр не смог найти даже следов таких древних богов Двуречья, как Эа – бог воды, Таммуз – умирающий и воскресающий бог, великий бог Вавилона – Мардук, сын Эа, Нуску – бог огня, сын Энлиля, Ашан – богиня урожая, Нинкаси – богиня вина, Иммер – бог дождя и грома. Наиболее подозрительным показалось ученому отсутствие у тода Эа и Мардука. В связи с этим он выдвигает два предположения. Первое, что предки тода, возможно, потеряли контакт с Месопотамией, до того как в Вавилоне был установлен культ Мардука. Это могло произойти до 2169–1870 годов до н. э. И второе, они не имели связей с шумерийским портом Эриду, который находился на берегу теперешнего Персидского залива и где процветал культ бога воды. На этом основании принц Петр делает вывод, что предки тода имели касательство к Месопотамии не позже, чем в конце III тысячелетия до н. э., и что из этих связей можно исключить Вавилон и Эриду.

Кто же, по его мнению, были эти люди, связь которых с Месопотамией оборвалась в III тысячелетии? Возможно, констатирует ученый, что в Нилгири когда‑то существовала колония шумерийских торговцев. Какие‑то неизвестные нам обстоятельства не позволили вернуться им на родину. Тода являются их прямыми потомками. Видимо, теория "торговой колонии" прочно овладела умами исследователей.

Открытие Петром Греческим имен древних месопотамских богов в кворжам тода вряд ли можно подвергать сомнению. Интересуясь этой стороной вопроса, я имела возможность не раз убедиться в правоте исследователя.

Однако по поводу этого открытия греческого ученого существует и иная точка зрения. Ее высказал американский антрополог и лингвист М. Б. Эмено – человек, хорошо знающий тода и их язык[60]. Не отрицая существования слов, идентичных именам шумерийских богов у тода, Эмено тем не менее ставит под сомнение их трактовку принцем Петром. Американский антрополог утверждает, что Петр отождествляет слово "Нинлиль" со словом "земля", поскольку Нинлиль являлась богиней земли в Шумере. Но сам принц менее всего уверен в правильности своего утверждения в отношении Нинлиль. Он отмечает, что у тода кворжам "земли" – "нелу", а Нинлиль – имя двойной вершины горы на границе с Малабаром. Возражая Петру Греческому, Эмено пишет, что на языке тода "земля" значит "нельру", а не "нинлиль". Но, насколько мне известно, Петр и не утверждал, что "нинлиль" значит "земля". Он привел для "земли" другое слово, его кворжам – "нелу", что вполне может оказаться видоизмененным словом "нельн".

Далее Эмено довольно убедительно показывает, что слова "Ан" и "Иштар" дравидийского происхождения. На этом основании он отрицает какую‑либо связь предков тода с Шумером. Если учесть, что вопрос о происхождении дравидийских народов еще остается открытым, и вместе с тем существует ряд доказательств взаимодействия культур дравидийской Индии и Двуречья, то не исключено, что отрицание Эмено со временем может превратиться в одно из подтверждений возможной языковой общности дравидов и отдельных племен и народностей древней Месопотамии. Так называемые дравидийские корни Ан и Иштар могут нас привести к несколько иным выводам, нежели те, которые сделаны американским лингвистом.

Неожиданностей, связанных с племенем тода, много. К одним ученые уже привыкли, другие отпугивают их своей видимой фантастичностью.

В Чикагском музее естественной истории есть интересный экспонат – цилиндрическая печать Аккада. Пиктографическая надпись на печати гласит, что она принадлежала некоему Ибнишарруму, жившему при аккадском царе Шаркалишарри. Этот царь правил в Аккаде в конце III тысячелетия до н. э. На печати изображены два буйвола, которых поят двое мужчин. Мужчины хорошо сложены, с развитой мускулатурой, узкие набедренные повязки стягивают их талии. Длинные волосы, спадающие на плечи, бороды, большие глаза и узкие носы поразительно напоминают тип тода. Что за люди изображены на древней печати, каков смысл композиции – мы не знаем. Но сходство с тода настолько велико, что директор Мадрасского музея А. Айяпан в своем предисловии к работе принца Греческого о шумерийскнх богах написал: "Кто скажет, что герой, изображенный здесь, не тода?"[61]. Действительно, кто скажет? Пока таких не нашлось.

Специфика и закономерности культурных взаимосвязей предков тода с древним Двуречьем – проблема широкая и сложная. Она намного сложней, чем представляют себе некоторые ученые и исследователи. Сводить эту проблему к каким‑то предполагаемым колониям и поселениям в Индии выходцев из Месопотамии и считать тода их потомками вряд ли целесообразно и исторически оправдано.

 

Кворжам и тайный язык

 

Однажды в Тарнадманде я оказалась неподалеку от храма. Солнце уже клонилось к горизонту, и над мандом стояла та особенная предвечерняя тишина, когда возникший неожиданно звук раздается ясно и отчетливо, не сливаясь с шумом ветра в кронах деревьев или с громким щебетанием птиц и разговорами людей. Храм, около которого я сидела, казалось, весь был погружен в тишину вечерних гор. Но вдруг сначала очень тихо, потом все усиливаясь, зазвучал странный напев‑речитатив. Было в этом напеве что‑то влекущее, но в то же время и чуждое, как будто человек, произносивший фразы, пришел из другого, неведомого мира. Жрец Тарнадманда читал вечернюю молитву. Я прислушалась. Отчетливо доносившиеся слова были необычны для меня и незнакомы по своей конструкции. Язык не имел ничего общего с тамильским. В нем было много шипящих в самых неожиданных сочетаниях.

На следующий день я спросила Нельдоди, на каком языке говорил в храме жрец.

– На древнем языке тода, – ответил старик.

– Ты знаешь этот язык? – поинтересовалась я.

– Немного.

– Можешь повторить, что говорил жрец?

– Конечно могу. Я тоже был жрецом…

И я снова услышала странную музыку незнакомого древнего языка.

– О чем ты говорил, Нельдоди?

– О том, чтобы Текерзши послала благополучие тода и их буйволам.

– А подробнее? Переведи каждую фразу.

– Я не помню, амма, – печально сказал Нельдоди. – Мы забываем наш язык. Он живет только в наших молитвах и легендах. Многие из нас уже не помнят его слов.

Так впервые я столкнулась с необычным и удивительным в языке тода. Язык любого народа может много сказать о его истории. Вопросы этногенеза всегда тесно спаяны с лингвистикой. Я не филолог и провести какое‑либо специальное исследование языка тода не в состоянии. Я могу только в общих чертах рассказать о том, что уже сделано в этом отношении. Изучение языка тода как ценнейшего исторического источника только началось. Трудность состоит в том, что речь идет не об одном языке, а по крайней мере о трех. И все‑таки есть надежда, что лингвистика скажет когда‑нибудь о племени свое решающее слово.

"Находясь на стыке трех национальных районов – Тамилнада, Кералы и Карнатака, – племя на протяжении последних двух веков вступало в контакт с их населением. Тода говорят и понимают по‑тамильски, некоторые из них знают малаялам и каннада. Современные дравидийские языки оказывали и оказывают свое влияние на язык племени. Тем не менее первые европейцы, посетившие тода, оказались в некотором затруднении. Хотя многие из них знали не плохо дравидийские языки, язык тода своей необычностью и своеобразием поражал их. Англичанин Джеймс Хог, побывавший в Нилгири в двадцатые годы прошлого столетия, писал: "У тода, очевидно, свой язык. Постижение его до сих пор ставило в тупик наблюдательных англичан и туземцев, которые пытались открыть его происхождение"[62]. Преподобный Шмид из Базельской миссии, шесть лет изучавший язык тода, вынужден был констатировать: "Приблизительно треть слов диалекта тода я не могу отнести ни к одному из языков, с которыми я знаком"[63]. А Шмид знал несколько дравидийских языков. В своей работе он приводит слова, поставившие его в затруднение: "текл" – "человек", "туджмох" – "женщина", "кух" – "девочка", "ен" – "отец", "ав" – "мать", "пох" – "красный", "туви" – "перо", "ташк" – "над", "мой" – "борода" и так далее. В днях недели тода он нашел лишь немногие параллели с тамильскими названиями: "среда" – "пудувом", "пятница" – "пюльш", "суббота" – "тунни". Что касается "понедельника" – "тувом", "вторника" – "ом", "четверга" – "там" и "воскресенья" – "отсом", их аналогий в тамильском языке не оказалось. Тем не менее, как выяснил Шмид, значительная часть слов языка тода была тамильской, искаженной рядом изменений. Попытка миссионера составить грамматику тода потерпела неудачу, что охладило его интерес и к неизвестным словам. Поэтому через несколько лет он пришел к неизбежному выводу, что "язык тода – это подлинный, но очень искаженный диалект древнего тамильского"[64]. Капитан колониальной армии Октерлони отмечал: "Язык тода имеет уникальный акцент и странный оригинальный стиль. По‑видимому, у него нет аналогии ни с одним из разговорных языков, используемых туземцами Южной Индии"[65].

Действительно, в языке тода много странного и необычного. Тем не менее такие крупные лингвисты, как Р. Колдуэлл, автор "Сравнительной грамматики дравидийских языков", и американец М. Б. Эмено, отнесли его к дравидийской группе. Несмотря на присутствие в современном языке тода ряда слов, происхождение которых до сих пор неясно, Колдуэлл пришел к выводу, что этот язык ближе всего к тамильскому. Такая связь с тамильским свидетельствует о том, что язык тода – один из старейших среди современных дравидийских языков, поскольку самым ранним дравидийским языком был тамильский. Известный индийский ученый, историк и лингвист Сунити Кумар Чаттерджи считает, что древний дравидийский язык в его примитивной форме появился в Индии около 1500 года до н. э.[66]. К 600 году до н. э. он развился в южнодравидийский язык, на основе которого около 300 года до н. э. возник самый древний тамильский. Литературный тамильский сложился в начале нашей эры. Другие дравидийские языки сформировались позже. В языке тода имеются слова древнего тамильского, правда несколько видоизмененные. Вот некоторые примеры:

 

Древний тамильскийТода

ПещераАлаиОлб

ГораТиттаиТит

КустТуруТур

Яд НанджуНодж

Шея МидаруМидр

ЖелезоКарумпонКаббин

ПутьАруОр

НаливатьАтОт

СкалаАраиАр

ПищаУнавуУн

ЛунаТингальТиггл

ЗвездаМинМин

 

Все это наводит на мысль о том, что язык тода находился во взаимодействии с примитивным дравидийским и древним тамильским довольно долгое время. Что касается других связей языка тода, то на этот счет существуют различные точки зрения. Составитель первой грамматики языка тода преподобный Поуп, а также Эмено считают, что язык тода стоит ближе всего к языку каннада. Риверс утверждает, что больше всего аналогий тода имеет с малаялам. Английский ученый Опперт склоняется к тому, что существует много общего между языками тода и телугу. Вряд ли эти точки зрения противоречат друг другу. Если согласиться с Сунити Кумар Чаттерджи (а не делать этого пока нет оснований), который считает, что отдельные дравидийские языки развились на базе "примитивного дравидийского", то, очевидно, и язык тода имел отношение к этому "праотцу" современных дравидийских языков. Вполне возможно, что язык тода в силу своего специфического положения в большей мере, чем какой‑либо другой дравидийский, сохранил первоначальные формы этого "примитивного дравидийского" языка.

Грамматика языка тода несложная. В ней отсутствует ряд закономерностей, характерных для современных языков. Даже существующие в языке грамматические принципы редко соблюдаются говорящими. Так, частица "ам", обозначающая множественное число, используется очень редко. Практически в языке тода нет разницы между единственным и множественным числом. Не существует грамматических отличий и в использовании настоящего и будущего времени. Тода почти не употребляют союзов и никогда не прибегают к страдательному залогу. Фраза "Налей молоко в горшок" на языке тода будет выглядеть так: "Налей молоко горшок". Словарный состав языка весьма ограничен. Большинство слов представляет собой конкретные существительные. Для того, например, чтобы выразить такое понятие, как "жар", "лихорадка", тода говорят: "титидити". На языке тода это значит: "титч" – "огонь" и "одитит" – "поднявшийся". Буквально считанные слова означают абстрактные понятия. Но в то же время в отличие от многих племенных языков тода имеет прекрасно развитую систему счисления. Они легко считают до ста, редко используя при этом пальцы. А в некоторых песнях и легендах попадаются слова, выражающие понятия "тысяча" и "миллион".

Определенное сходство грамматических принципов и словарного состава современного (я бы сказала: в какой‑то мере смешанного) языка тода с грамматическими принципами и словарным составом других современных дравидийских языков далеко не покрывает существующих между ними различий. Произношение тода совершенно другое, чем то, которое мы привыкли слышать среди дравидов. Поэтому, когда тода произносит знакомое тамильское слово, оно узнается с трудом. Многие слова языка тода местное дравидийское население не может воспроизвести правильно. Общая фонетическая система языка тода отличается от языка их соседей. Смягченные шипящие чужды звукам современных дравидийских языков. В словаре современного языка тода существует ряд слов, которые не находят аналогий в других дравидийских языках. Например:

 

Тода

 

Тамильский

Малаялам

Каннада

Телугу

Тень, роща

твас

 

солаи

сола

 

Вареный рис

твир

 

сору

сору

 

Растянутый

 

тик

сулукку

улукку

улуку

илуку

Цепь, узлы

 

тагас

санкили

 

срнкхала

 

Дом

 

арс

виту

 

мане

 

Белый

 

пёльт

Веллаи

 

били

 

Хвост

 

поршм

вал

 

балу

 

Все эти отличительные черты свойственны современному языку тода, который собственно и стал объектом изучения. Именно этот язык и был отнесен рядом лингвистов к группе современных дравидийских языков.

Что же такое тот древний язык, слова которого мне довелось услышать в Тарнадманде? Тода называют его "кворжам" или "кворшам". Этот язык сохранен в молитвах. И не удивительно. По‑видимому, язык молитв и священных книг отличается наибольшей консервативностью. Связанный с древними религиозными таинствами, отлитый в канонические формы – формулы, обусловленные спецификой ритуала, он наименее подвержен всякого рода внешним влияниям и внутренним законам развития. Такой язык нередко сохраняет и свою первоначальную древнюю структуру, и особенности словаря прошлого. До сих пор звучит древнерусский и старославянский в молитвах. Этот язык уже давно непонятен современникам. Ригведа и Упанишады сохранили для нас санскрит в его изначальной чистоте.

Слова кворжам могут встречаться в старинных песнях и легендах. Кворжам включает в себя необычные и труднообъяснимые слова, обозначающие имена богов, буйволов, родов, храмов, названия храмового инвентаря, каких‑то мест и так далее, имеющих для тода священное значение. Первая часть большинства молитв построена на кворжам. Одна из молитв рода Карш начинается таким образом:

 

Кешам пожам текертишки,

Ишкитишкво мутышкид мутышкво.

Тожарф кашарф кашту,

Таштворшнпанг упанг пунолькиц наралькиц.

Инатван инатвишьт мукерш мунонбишьт.

Кальнороф куднороф тоштисиоф тоштволоф.

Каркулез каркудвама карнырнос карнидвыми.

 

Далее идут слова на обычном языке. Эту молитву мне прочел Нельдоди. Прибегая ко многим консультациям, я выяснила значение слов кворжам и перевела их. Поэтому у меня появилась какая‑то возможность в очень ограниченных, конечно, пределах сравнить кворжам с обычным языком тода. Так, в приведенном отрывке слова "Кешам, пожам, текертишки" значат: "Отец, мать Текерзши". На языке тода "отец" – "ни", "мать" – "ав". Кроме имени Текерзши слова кворжам даже отдаленно не напоминают слов современного языка.

"Ишкитишкво мутышкид мутышкво" переводится: "Земля рода Карш". Карш обозначен словом "ишкитишкво". Слово "модол", или "род", – "мутышкид". Земля в языке тода имеет два значения: "нелу" – в широком смысле этого слова и "нодр" – "место", "страна". Ни то, ни другое слово не имеет ничего общего с их эквивалентом в кворжам – "мутышкво".

Смысл фразы "Тожарф кашарф кашту" такой: "Храм, "кудрпули", храм "уршали" и буйволиный загон". Два первых слова кворжам отличаются от слов "кудрпули" и "уршали", и только последнее "кашту" – "буйволиный загон" имеет аналогию в современном языке тода – "ту". Такого рода совпадения не часты, но бывают и, по всей видимости, свидетельствуют о том, что некоторые слова древнего языка оказались в обиходе современного. Приведенные выше примеры можно было бы продолжить, но они уже дают общее представление о соотношении кворжам и обычного языка племени.

Слова кворжам нередко употребляются в обычном разговорном языке. Однажды я спросила жреца в Кандельманде, как называются их храмы. Он ответил мне словами кворжам. В Канигиманде есть храм типа "тарвали". "Это "тева"", – сказал мне Пельмихар, показывая манд. "Тева" – слово кворжам. Каждый род тода имеет обязательно свое название на кворжам. Род Карш – это "Ишкитишкво", Норш – "Поржёрокирш", Тарадр – "Когершмукхндво", Пан – "Пантарпижогхарш", Инкитти – "Паноржпанбо", Мальгарш – "Нардношмутво", Амгарш – "Налканержнариюф", Петол – "Тейвакхтагиюрк", и так далее. Каков конкретный смысл этих названий, с чем они связаны – этого в племени уже не знают. Память многих поколений тода удержала только оболочку слов, растеряв их смысл. Немногие из этих слов дошли до нас с какими‑то приблизительными значениями. Слыша эти древние слова, исследователь, на мой взгляд, должен испытать то же чувство, которое появляется у ученого, стоящего перед плитой с неизвестными древними письменами. Разница лишь в том, что эти "письмена" запечатлены не на камне, а в мозгу целого племени. Историческая наука имеет немало славных традиций и, в частности, традицию дешифровки древних надписей. В случае с тода эта традиция оправдала некоторую косность. Если бы в погребениях тода нашли какие‑нибудь надписи, не исключена возможность, что на них накинулась бы армия лингвистов. Но почему‑то мало чем отличающийся от древних отрывочных надписей (разве что способом хранения) кворжам не вызывает энтузиазма у лингвистов. Письмена на камне – вещь долговечная, а язык, хранящийся в памяти небольшого племени, подвержен разрушительному действию времени. Можно и опоздать…

Очень близок к кворжам (а возможно, это просто его часть) язык, которым пользуется жрец в главном храме рода. Если, например, обычный жрец, отдавая приказ, скажет: "Пей пахтанье" – "Мадж ун", то палол говорит, имея в виду то же самое: "Кажват". Глагол "молиться" в устах обычного жреца прозвучит как "парт", а у палола – "похветнёрт", и так далее.

Сколько тысячелетий насчитывает кворжам, сколько поколений пронесли его через века – сказать трудно. В нем сохранились имена древних месопотамских богов, на этом языке говорили легендарные герои и боги тода. Когда однажды я спросила Нельдоди, сколь древен кворжам, он ответил:

– Древнее у тода ничего нет.

Старый Матцод из рода Мельгарш сказал:

– Богиня Текерзши употребляла только кворжам.

А потом я наткнулась на одну фразу, которую приводит в своей работе Петр Греческий. В ответ на его вопрос, не пошел ли кворжам от Квотена, ему сообщили, что кворжам "древнее Квотена"[67]. Того самого Квотена, который был лично знаком с богами тода.

Многие из молодого поколения тода не знают и не помнят слов кворжам. Однажды Мутикен довольно точно выразил мнение этой части племени о древнем языке.

– Очень трудные слова, – сказал он. – Даже произнести трудно. И перевести нельзя. Только несколько стариков способны это делать…

Кворжам можно считать "священным" языком, тесно связанным сейчас с религиозным ритуалом и с устной традицией древности. Но у тода есть еще один язык, который Риверс называет тайным. Действительно, этот язык тода используют, когда не хотят, чтобы другие их поняли. Употребляются не только другие слова, но и смысл фразы становится условным. Такой язык называют "каликатпими". В каком соотношении находятся каликатпими, кворжам и обычный язык тода, сказать еще нельзя. Для этого требуется специальное лингвистическое исследование. Пока остается делать только предположения. Возможно, что каликатпими и есть тот "чистый" язык тода, не засоренный поздним, влиянием современных дравидийских языков. Риверс в своей работе приводит несколько интересных примеров такого языка[68]. Правда, что касается перевода, то здесь возможны всякого рода неточности, которые часто случаются в переводах малоразработанных языков на другие. Например, на обычном языке тода фраза "Приготовь молочную пищу" звучит: "Парс адр". На каликатпими – "Нонк нар пуд мудн таршк". В дословном переводе это значит: "Поставь то, что пришло из четырех сосков, под дерево". Или: "Спрячь буйвола в лесу" – "Итен акаик уд", а на каликатпими – "Кудр валвпои торс улар ки", то есть "Изогнутый рог, иди в лес". Очень многие вещи и предметы имеют свои значения и специфический смысл на каликатпими. Так, "рупия" – это "атчертваи", или "то, что напечатано"; "масло" – "пелтпол" ("белая вещь"); "сахар" и "мед" – "тичедпол" ("сладкая вещь"); "солнце" – "етудол" ("великий человек"), и так далее. Интересны определения, которые дают тода на этом языке соседним племенам и местным жителям. Тамилы и бадага называются "тутар катваи", то есть "те, кто носит тюрбан"; кота – "кимас итваи" ("тот, кто ниже"); курумба – "ар картпол" ("человек, стерегущий путь"); европеец – "пелтпол" ("белый человек").

Многие специфические слова каликатпими тода совершенно не используют в своем обычном языке. Судя по всему, черты архаичности и неразвитости в каликатпими выражены резче, чем в так называемом современном языке тода.

Таким образом, язык тода, или, вернее, языки, как и культура этого удивительного племени, живыми нитями связан с далеким прошлым. Использовать эти пока не оборвавшиеся нити для выяснения подлинной истории тода представляется вполне реальной, правда пока еще не осуществленной возможностью.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.