Кому принадлежат древние могилы? — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кому принадлежат древние могилы?

2021-05-27 33
Кому принадлежат древние могилы? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Действительно, кому? Читающий эти строки, может быть, уже понял, что древние погребения принадлежат предкам тода. Но в жизни иногда бывает все сложнее. Нередко вопросы древней истории оказываются переплетенными с проблемами сегодняшнего дня. И тогда современные проблемы начинают влиять на научные выводы и их объективность. Вопрос о принадлежности "колодцев", курганов и азарамов встал с самого момента их открытия. Казалось бы естественным начать с поисков связей этих погребений с племенем тода. К чести капитана Конгрива и Джеймса Брикса, следует сказать, что оба они заявили о принадлежности погребений племени тода. Много лет спустя эту же точку зрения высказали индийские ученые Т. Б. Наяр и Д. Н. Дас. Однако в то время проблема древних погребений оказалась вопросом политическим. Дело в том, что колониальное правительство, отбирая земли у тода, пыталось доказать, что они недавние поселенцы в Нилгири и не имеют прав на землю. Открытие погребений, которые насчитывали минимум полторы тысячи лет и, по всей вероятности, принадлежали тода, спутало карты колониальной администрации. И тогда появилась версия, что захоронения не имеют отношения к тода. Ее высказал коллектор дистрикта Нилгири Сюлливан, вслед за ним – Октерлони, антрополог Маршалл, Опперт, миссионер Метц, чиновник мадрасского правительства, написавший книгу о Нилгири, Григ и, наконец, Риверс.

Вне всякого сомнения, что богатый археологический материал, полученный из древних погребений, представляет ценнейший источник по изучению прошлого племени. Но, прежде чем им воспользоваться, необходимо внести ясность в вопрос: кому же действительно принадлежат эти погребения?

Пожалуй, лучше всего начать с тех, кто считает, что создателями "колодцев" и азарамов был неизвестный вымерший народ, но только не тода. Их аргументы в зависимости от общего уровня писавших различны. Одни просто заявляли: "Нет! Этого не может быть, чтобы тода имели отношение к древним погребениям". С такими спорить трудно. Другие… Вот послушайте, что сказали другие.

Преподобный Метц: Погребения не принадлежат тода, так как они довольно равнодушно к ним относятся и позволяют, чтобы европейцы тревожили эти захоронения[53].

Антрополог Маршалл: Тода не почитают древних погребений. В отличие от тода их создатели были земледельцами, использовали лошадей, были знакомы с копьями, луками и стрелами[54].

Чиновник Григ: До тода в Нилгири жил другой народ, чьи погребения мы теперь находим. Тода – недавние пришельцы[55].

Историк Опперт: На основании многих признаков явствует, что создатели каменных сооружений были земледельцами[56].

Этнограф Риверс: Древние погребения существовали до тода, они довольно равнодушно к ним относятся. Только позже это племя увязало "колодцы" и курганы со своими богами[57].

Список можно было бы продолжить. Но в этом нет необходимости. Просто приведем еще некоторые аргументы. Тода незнакомы с ремеслом, изделия которого были найдены в древних погребениях. У тода нет устной традиции, относящейся к этим захоронениям. Одежда на глиняных фигурках непохожа на одежду тода и т. д. На каждое из этих утверждений напрашивается свое возражение. Начнем с отношения тода к древним погребениям. Восприятие этого отношения – дело субъективное. Английский антрополог Росс Кинг писал в конце прошлого века: "К этим погребениям тода относятся с очевидным благоговением"[58]. Однако у этого благоговения есть свои границы, поставленные системой взглядов тода и их представлениями о загробном мире. Определенное равнодушие, непонятное приверженцам других религий, тода проявляют даже к современным азарамам. Мне не раз приходилось детально осматривать такие азарамы. Я входила в круг, огороженный камнями, приподнимала некоторые из них и однажды потревожила содержимое вторичного погребения под камнем. Сопровождающие меня тода не выразили по этому поводу никакого неудовольствия и охотно давали пояснения, показывая места, где произошла последняя церемония. Старые заброшенные азарамы самого позднего происхождения не пользуются у тода вниманием. Нередко такие места оказываются заняты другими, там могут появиться плантации или какие‑либо строительные объекты. Исчезновение этих азарамов тода переживают легко. По всей видимости, это объясняется спецификой их религиозных воззрений. Дело в том, что они в отличие от других племен Индии не верят в духов вообще и в духов мертвых в частности. Если в других племенах считается, что дух мертвого может находиться в месте погребения и его нельзя тревожить, то в азарамах таких обитателей нет. Мертвые тода, как известно, уходят в Аманодр и в худшем случае могут застрять где‑нибудь по дороге. Но к месту погребения или азараму они отношения не имеют. Равнодушие, выказываемое тода к древним погребениям, не является чем‑то особенным или специфическим. Это часть их общего отношения к местам погребения.

Утверждение, что строители древних погребений были земледельцами, ни в коей мере не может свидетельствовать против самих тода. Возможность такого предположения вполне допустима. Культ богини‑матери, который явственно прослеживается в погребениях, а также керамические изделия могут служить этому определенным доказательством. Но история знает немало примеров, когда народы, сочетавшие земледелие со скотоводством, переходили всецело к последнему и забывали традиции земледелия. В случае с тода не исключена такая возможность. Горы Нилгири с их обширными пастбищами давали больше преимуществ скотоводству, нежели земледелию.

Необходимо несколько слов сказать и относительно оружия, обнаруженного в древних захоронениях и отсутствия такового у тода. Традиция лука и стрелы, как было показано в предыдущих главах, сохранилась до сих пор. Буквально на глазах очевидцев за последние сто лет тода перестали использовать в церемониальных стрелах железные наконечники. Старинные копья и теперь можно найти в храмах тода. Поэтому утверждение, что тода никогда не были знакомы с оружием, полностью отпадает.

Действительно, тода сейчас не владеют ремеслами, изделия которых были найдены в древних погребениях. Но эти ремесла могли существовать и по ряду причин исчезнуть. Ведь исчезло же за какие‑нибудь последние сто лет среди парава искусство выделки браслетов из раковин священного чанка. Рядом с тода живет племя кота. Среди них мы находим ткачей, кузнецов, ювелиров и так далее. Между двумя племенами до недавнего времени существовал натуральный обмен. Тода одевают путукхули, сотканные кота, едят из горшков, сделанных кота, употребляют ножи и топоры, выкованные кота, носят украшения, сделанные кота. Причем кота делают все это по специальному заказу, соблюдая традиционные вкусы тода. Почему же нельзя предположить существование такого обмена в далеком прошлом?

Более того, на глиняной посуде, используемой сейчас тода, вы можете найти тот же орнамент, что и на черепках из древних погребений. Древние урны очень напоминают те горшки, которые делают люди в деревнях кота. А если вы захотите найти более точное сходство, для этого надо осмотреть священные сосуды, хранящиеся в храмах. Та же форма, то же круглое основание. Отсутствует только древний традиционный орнамент. Но ведь известно, что ремесленные изделия одного и того же народа менялись во времени. Какие‑то элементы исчезали, какие‑то возникали вновь.

И еще об одном наблюдении. Как‑то в Муллиманде я увидела двух играющих мальчиков тода. Перед ними на циновке стояли какие‑то фигурки. Я подошла ближе и поняла, что дети лепили из глины. Это были фигурки буйволов, целое стадо. Фигурки были вылеплены очень точно и в той несколько грубоватой манере, столь характерной для статуэток буйволов из древних погребений. Без определенных навыков и традиции это сделать было бы трудно.

Об одежде, изображенной на фигурках из древних погребений, тоже следует сказать несколько слов. Конечно, это не современные путукхули и вряд ли это одежда, сделанная из ткани; но путукхули тода – это поздняя одежда. Сейчас трудно определить, сколько сотен лет она насчитывает. В рассказах тода о предках мы находим указания на то, что когда‑то тода не носили путукхули, а шили себе одежду из шкур зверей и кожи буйволов. Каков был традиционный фасон этой одежды – сказать нельзя. Но вполне возможно, что глиняные фигурки дают нам на это ответ.

Утверждать, что у тода нет устной традиции, связанной с погребениями, значит впадать в неточность. Выше уже были приведены примеры такой традиции. К тому же слово "фин", употребляемое для погребений, означает "урна" или "горшок". Тода утверждают, что древние погребения принадлежат их предкам. Против такой устной традиции трудно что‑либо возразить.

Те, кто выступал против того, что древние погребения принадлежат тода, привели в подтверждение своей версии мало аргументов. Они далеко не охватили всех сторон этой важной проблемы. У сторонников противоположной точки зрения, включая и автора, доказательств гораздо больше. Вот они.

Погребения, как правило, расположены на горах, которые тода считают священными. Обычно поблизости находится манд.

Как было уже сказано выше, между курганами и "колодцами", с одной стороны, и современным азарамом тода – с другой, в качестве связующего звена выступает так называемый старый азарам. Основные архитектурные принципы "колодца" и азарама те же самые – кольцо из камней. Этот элемент, более ярко выраженный в "колодце", бытует и сейчас у тода. Так построены загоны для буйволов, фундаменты и ограды хижин и храмов. Кольцом камней окружены памятные камни в честь жрецов.

Способы захоронения, характерные для создателей древних погребений и для тода, имеют много общих черт. Тода соблюдают вторую, или "сухую", погребальную. Состояние костей, отсутствие целых скелетов в древних погребениях свидетельствуют о том, что там соблюдено вторичное захоронение. Обычай тода хоронить вместе с пеплом во время второй погребальной и некоторые вещи, принадлежавшие покойнику (стрелы, ножи и т. д.), был также традицией создателей древних погребений. Известно, что в конце второй погребальной церемонии жрец тода разбивает в азараме горшок. Обилие черепков, покрывающих верхний слой земли в древних погребениях, свидетельствует об аналогичном обычае древних.

Т. Б. Наяр попросил в Британском музее провести экспертизу наконечника копья, которое находилось в музейной коллекции. На копье были обнаружены следы буйволиного жира. Проводивший экспертизу сделал предположение, что копье было использовано в ритуальных целях при погребальной церемонии. Каков был этот ритуал – догадаться нетрудно. Жертвоприношение буйволов, очевидно, было традиционным для тех, кто хоронил своих покойников в древних могильниках. Тода продолжают эту традицию.

Обилие статуэток буйволов, сделанных более точно, чем статуэтки других животных, свидетельствует о том, что среди создателей древних погребений был развит культ буйволов.

Орнамент, нанесенный на грудь и спину женских фигурок и иногда – на спину фигурок буйволов, очень похож на узор татуировки современной женщины тода. Обычай татуировки женщин, не совсем ясный по своему смыслу, тем не менее считается в племени очень важным.

Как мне удалось выяснить, татуировка наносится в момент достижения девушкой зрелости. Возможно, это и является определенным отличительным признаком женской зрелости. В то же время этот обряд имеет и какое‑то религиозное значение. Если случится, что женщина оказывается без татуировки и умирает без нее, то перед кремацией ее тело татуируют. У тода существует убеждение, что нетатуированная женщина будет обречена на страдания в Аманодре. Ее будут там вращать, как рис мешалкой.

Если внимательно посмотреть на фигурки мужчин из погребений, то в глаза бросается сходство физического типа этих статуэток с типом тода. Те же длинные носы, тонкие губы, бороды.

Древние светильники и железные колокола из погребений имеют разительное сходство с аналогичными предметами, которые служат реликвиями в храмах тода.

Специфический глиняный сосуд, по форме напоминающий колокол, имеет своего двойника в храмовом сосуде тода – "му".

В погребениях иногда находят обработанные камни с круглой дыркой. Такой же камень служит объектом поклонения в храме рода Мельгарш.

В храмах тода хранятся изделия из золота и серебра. Эти металлы были также знакомы создателям древних погребений.

В молитвах высшего жреца тода – палола – вы найдете упоминание или о древних погребениях, или о горах, где они расположены.

Это только основные доказательства, но их достаточно для того, чтобы считать, предков современных тода владельцами древних погребений.

Тода – одно из немногих племен, которое предоставляет в наше распоряжение богатейший археологический материал, помогающий выяснить некоторые вопросы его истории.

 

Ваза из ура

 

Среди находок, сделанных в древних погребениях тода, особое внимание привлекли бронзовые кубки, или вазы. Их обработка свидетельствовала о высоком уровне мастерства. Вазы были украшены тонким узором из концентрических кругов, лепестками диковинных цветов, на их поверхности проступали рельефные правильные линии. Некоторые вазы были укреплены на бронзовых подставках, другие их не имели. Вазы и кубки – уникальная находка, не имевшая себе параллелей среди содержимого других мегалитических погребений Южной Индии. Ни в Нилгири, ни в близлежащих районах Юга нет олова, которое является обязательной составной частью любого бронзового изделия. Следовательно, предположение о том, что вазы и кубки могли быть сделаны предками тода в Индии, отпадает.

Среди бронзовых кубков Нилгири особенно выделяется один. Он лучше сохранился, и в его отделке проявлена артистичность, свойственная ремесленным изделиям древних развитых цивилизаций. Возможно, ученые продолжали бы теряться в догадках в отношении происхождения бронзы из погребений Нилгири, если бы не одно обстоятельство. В двадцатые годы нашего века английский археолог Леонард Вулли на территории Южного Ирака начал раскопки Ура, одного из крупнейших городов древнего Шумера. Нет нужды описывать все этапы работы Вулли. Научные и популярные журналы довольно внимательно следили за ее ходом. Сообщения об очередных находках в Уре вызывали каждый раз сенсацию если не во всем мире, то, во всяком случае, в кругу людей, связанных с историей и археологией. В 1927 году на страницах лондонского журнала "Иллюстрированные новости" был помещен снимок золотой вазы. Вулли датировал ее примерно 3500 годом до н. э. В то время археология еще не располагала точными методами датировки, поэтому 3500 год мог быть приблизительной датой. Многие были поражены изяществом отделки вазы, рифлеными линиями ее поверхности и лепестковым узором ее основания. Потом о вазе забыли, потому что в Уре нашли еще более поразительные вещи: глиняные таблички с древнешумерийскими письменами. Однако в 1931 году в английском журнале "Человек" появилось краткое сообщение ученого Ф. Д. Ричардса. Ссылаясь на каталог Мадрасского музея, он отмечал поразительное сходство между знаменитой вазой Нилгири и золотой вазой, найденной экспедицией Вулли в Ираке.

Наткнувшись случайно в Мадрасской библиотеке на заметку Ричардса, я немедленно отыскала "Иллюстрированные новости" с фотографией золотой вазы из Ура. И действительно, обе вазы были почти одного и того же размера, их формы совпадали, так же как и тип украшений. Те же концентрические круги, тот же узор из лепестков у основания. Только ваза из Нилгири имела подставку, а у вазы из Ура ее не было. Между древней Месопотамией и Нилгири возникла неожиданная, но еще непрочная ниточка. Эта ниточка несколько десятилетий спустя, после появления сообщения Ричардса, дала возможность индийскому ученому Т. Б. Наяру провести свое интересное исследование. Работая несколько лет в Британском музее, он начал с того, что заинтересовался химическим составом бронзовых ваз Нилгири, богатая коллекция которых находилась в том же музее. Выяснилось, что содержание олова в бронзе Нилгири составляет около 19 %. Этому химическому составу соответствует бронза из Нимруда и Ниневии позднего ассирийского периода (IX–VII века до н. э.). Она содержит 18,57 % олова. Бронзовая булавка из Угарита (2100–1900 годы до н. э.) имела 18,21 % олова. Бронза из Луристана, находившегося на территории древнего Ирана, содержала около 19 % олова. Эта бронза относилась к периоду железного века, датируемого в Луристане приблизительно VIII веком до н. э. Следовательно, бронза, имеющая сходный химический состав с вазами Нилгири, была распространена от берегов Средиземного моря до Персидского залива и охватывала территорию Финикии, Двуречья и древнего Ирана. Что касается распространения такого типа бронзы во времени, то приблизительные хронологические границы охватывают период с конца III тысячелетия до VII века до н. э. Определенная идентичность в химическом составе бронзы Ассирии, Ирана и Нилгири еще не дает оснований говорить о едином источнике ее происхождения. Необходимо было исследовать форму бронзовых изделий и технику ее обработки.

Т. Б. Наяр, проведя такое исследование, выяснил, что бронзовые вазы ассирийского периода повторяют основные черты золотого кубка из раннего Ура. Они украшены концентрическими кругами, столь характерными для бронзовых ваз Нилгири. Основание знаменитой вазы из Нилгири имеет узор, изображающий розетку в шестнадцать лепестков. Этот рисунок можно найти на многих ассирийских вазах, блюдах, браслетах и щитах.

Из известных нам захоронений могильники Бахрейна и Луристана наиболее сходны с погребениями Нилгири. Эти районы в свое время были связаны с культурой Двуречья. Там же, как и в Нилгири, были обнаружены курганы и могильники, окруженные кольцом камней. Под каменными плитами были найдены погребальные урны с обломками костей. На некоторых из них были следы кремации. Английский археолог Аурэл Стейн, проводивший раскопки в этих районах в двадцатые и тридцатые годы нашего века, обнаружил в горной части Луристана погребения, по форме и типу напоминавшие "колодцы" Нилгири. Стейн по ряду признаков датирует их I тысячелетием до н. э. На основании исследованного материала Т. Б. Наяр ставит несколько иные хронологические рамки погребениям Нилгири, нежели Д. Н. Дас. Если Дас считает, что погребения возникли в I веке до н. э. – I веке н. э., то Т. Б. Наяр относит их к X–VII векам до н. э.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.