Валентина Николаевна Дегтева — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Валентина Николаевна Дегтева

2021-05-27 38
Валентина Николаевна Дегтева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Валентина Николаевна Дегтева

Оригами с детьми 3‑7 лет. Методическое пособие

 

Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез) –

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5811138

«Оригами с детьми 3–7 лет: Методическое пособие.»: Мозаика‑Синтез; Москва; 2012

ISBN 978‑5‑4315‑0119‑7

 

Аннотация

 

Данное пособие посвящено обучению детей 3–7 лет искусству складывания из бумаги – оригами. Пособие включает программу «Волшебный квадрат», методические рекомендации, примеры занятий и сценарии проведения праздников. Выполнение поделок оригами способствует развитию наглядно‑образного мышления, воображения, памяти, внимания, мелкой моторики.

Пособие предназначено воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.

 

Валентина Николаевна Дегтева

Оригами с детьми 3–7 лет: Методическое пособие

 

От автора

 

Над методическим пособием работали:

1. Дегтева Валентина Николаевна – воспитатель, преподаватель изобразительного искусства и художественного труда, мастер оригами г. Озерска, автор программы.

2. Скрябина Ирина Борисовна – заведующая МДОУ № 38 г. Озерска.

3. Дегтева Татьяна Александровна – консультант, преподаватель художественного училища.

4. Уксусова Наталья Сергеевна – педагог‑психолог МДОУ № 38 г. Озерска.

5. Мачинская Татьяна Васильевна – старший воспитатель МДОУ № 38 г. Озерска.

6. Добрынина Валентина Алексеевна – музыкальный работник МДОУ № 38 г. Озерска.

Рецензенты:

1. Босова Светлана Михайловна – методист высшей категории ОДО г. Озерска.

2. Пожарская Любовь Ивановна – методист высшей категории лаборатории «Искусство» ИД ПОП Р г. Челябинска.

Методическое пособие составлено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста как практическое руководство для воспитателей, родителей, руководителей изостудий, кружков эстетического направления.

При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно‑образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Занятия оригами способствуют общему психическому развитию детей.

За помощь в подготовке пособия автор благодарит:

1. Скрябину Ирину Борисовну – заведующую МДОУ № 38 г. Озерска за содействие в организации педагогического процесса и внедрение в практику оригами в детском саду.

2. Босову Светлану Михайловну – методиста ОДО г. Озерска за изучение, распространение опыта работы детского сада, аналитическую оценку работы, поддержку творческих идей всего коллектива.

3. Дегтеву Татьяну Александровну – консультанта, преподавателя Бобровского художественного училища Свердловской области за подготовку и создание учебно‑методического материала, за помощь в разработке разделов.

4. Мачинскую Татьяну Васильевну – методиста, старшего воспитателя МДОУ № 38 г. Озерска за помощь в подготовке пособия.

5. Уксусову Наталью Сергеевну – педагога‑психолога МДОУ № 38 г. Озерска за апробацию программы на занятиях с детьми, диагностическое обследование.

6. Добрынину Валентину Алексеевну – музыкального руководителя МДОУ № 38 г. Озерска за проведение праздников в детском саду.

7. Литвинову Зою Сергеевну – директора дома‑интерната для детей с дефектами физического и умственного развития г. Озерска за внедрение раздела оригами в учреждении.

8. Федорович Наталью Ивановну, Пантелееву Светлану Викторовну, Ермакову Светлану Вячеславовну – воспитателей МДОУ № 38 г. Озерска за активное участие в проведении праздников, утренников; использование оригами в подвижных играх, в оформлении интерьера группы; за участие детей в заочных олимпиадах по оригами в г. Омске, в Международном проекте «Оригами – дерево мира» в г. Новороссийске.

 

Предисловие

 

В настоящее время вопросы развития способностей привлекают все больше внимания. Стало очевидным, что расширившееся (иногда избыточно) поле знаний, умений и навыков, которыми владеют современные дети, при обучении в школе не приносят желаемых результатов. Следовательно, необходимо позаботиться о том, чтобы сформировать у ребенка активность в познании окружающего мира, решении познавательных задач, подготовить его к сознательному получению знаний.

Почему именно оригами? Целесообразность введения курса обосновывается двумя обстоятельствами: во‑первых, для дошкольников характерно желание творить, а также стремление к получению быстрого результата; во‑вторых, оригами обладает огромным развивающим эффектом.

Оригами оказывает большое влияние на развитие творческого воображения и восприятия.

В самом начале работы ребенку приходится сосредоточивать внимание на прочтении схемы складывания. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия – осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.

Затем ребенок встречается с бумагой – включается тактильное восприятие. Пальчиками он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет, реакцию на сгиб.

Готовая фигурка – это не точная копия животного, птицы или цветка, это образ. Но ребенок понимает, что перед ним кошка, рыбка, бабочка. Оказывается, из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир. Дети часто разговаривают со своей фигурой, выдумывают разные истории. Они учатся не только складывать, но и сочинять.

Занятие оригами является и своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог: складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Кроме того, оригами способствует стимуляции активности как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку требует одновременного контроля над движением рук.

Очень интересно и живо могут проходить традиционные оригамские вечера: встреча Нового года по восточному календарю, посвящение в оригамисты. На них дети не только демонстрируют свое мастерство, но и то, как интересно и разнообразно можно использовать обычный бумажный квадрат, создавая игрушки, подарки, маски, костюмы.

Наблюдения за детьми, занимающимися оригами, показали, что им легче дается работа с планами и схемами на занятиях по конструированию и ориентированию в пространстве, у них лучше развит глазомер, в целом их интеллектуальные способности возрастают.

Эта деятельность укрепляет семейные отношения. Многие мамы, папы, старшие дети посещают занятия по вечерам, образуя творческий клуб, объединенный общим интересом. На этих занятиях и взрослые, и дети могут осваивать более сложные фигурки оригами, делиться домашними наработками, обмениваться литературой по оригами, организовывать совместные выставки и праздники.

Еще один положительный результат – развитие коммуникативных способностей детей. Например, дети, всегда отказывающиеся читать стихи в присутствии товарищей (не говоря уж о публике), начинают (пусть вместе с мамой) читать стихи, рассказывать истории о своей любимой игрушке.

 

Пояснительная записка

 

С самого раннего детства нужно приучать детей ценить и понимать красоту, которую можно усмотреть во всем – в окружающей природе, в звуке, в цвете.

Е.И. Рерих. Письма (т. 2, 1938).

 

Особенностью данной программы «Волшебный квадрат» является ее синтетичность, которая проявляется в интегрировании нескольких видов деятельности: оригами, ИЗО, конструирование, музыкальные занятия, драматизация, выставки, игровая и спортивная деятельность, – а также в том, что при работе по программе одновременно и гармонично используются все три основные группы методов – вербальные, визуальные и практические.

Данная программа актуальна тем, что имеет развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, она позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня детей. Игра – одна из основ данной программы, тот вид деятельности детей, в процессе которого они легко усваивают большой объем информации, знаний, умений и навыков, благодаря ей стимулируется развитие психических процессов, расширяются возможности самореализации детей и их адаптивность.

Программа «Волшебный квадрат» рассчитана на обучение детей 3–7 лет навыкам оригами, она является составной частью художественного и эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста. Занятия по оригами проводятся один раз в неделю, наряду с другими. Продолжительность и количество занятий представлены в таблице (табл. 1).

Программу «Волшебный квадрат» можно рассматривать как дополнительный раздел к программе дошкольного образования, а также как самостоятельную программу развития художественно‑эстетических способностей дошкольников.

 

Таблица 1

Структура программы представлена в виде предметно‑модульной системы обучения, способствующей повышению эффективности развития детей. Она предусматривает текущий (поурочный) контроль, рубежный контроль (в конце изученной темы или целого модуля занятий) и итоговый контроль (в конце года в виде выставок, утренников, праздников, игр, соревнований).

 

Цели и задачи

 

Основной целью программы «Волшебный квадрат» является развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.

Задачи:

1) познавательные:

•дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике оригами;

• расширять кругозор детей, повышать интерес к культуре граничащих с Россией государств Юго‑Восточной Азии (Япония, Китай);

• знакомить детей с историей бумагоделания;

• информировать детей об особенностях поведения, среде обитания живых объектов в процессе изготовления их бумажных моделей и игр с ними.

2) обучающие:

• развивать все виды мышления через изучение культуры, искусства, технологии;

• учить детей читать и составлять схемы, понимать и выполнять словесные инструкции;

• учить понимать друг друга с помощью знаковой системы;

• развивать творческие способности, пространственно‑образное мышление, фантазию;

• привлекать к изучению математики, развивать логическое мышление, знакомить со свойствами фигур и их элементами, выполнять операции с объемными фигурами.

3) развивающие:

• стимулировать развитие памяти;

• способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем мозга;

• развивать способности к концентрации внимания;

• развивать творческие способности в процессе игровых моментов, стимулировать создание игровых ситуаций.

4) воспитательные:

• воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;

• воспитывать аккуратность и точность, способность маленькой деталью, знаком выражать глубокую мысль;

• воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе, умение работать в коллективе.

В основу программы «Волшебный квадрат» легли труды М. А. Гусаковой, С. И. Гудилиной, Б. М. Неменского, С. В. Соколовой, В. П. Пудовой, С. Ю. и Е. Ю. Афонькиных, М. Н. Дудиной, Ш. Амонашвили, Н. К. Рериха. Мысль Н. К. Рериха о синтетичности искусства, равноценности декоративно‑прикладного искусства всем другим видам художественного творчества, в том числе и народного, красной нитью проходит через всю деятельность педагога, работающего по данной программе. Программа обращена к творческой индивидуальности воспитателя. Только умея, чувствуя, переживая, он сможет передать свои знания детям.

 

Схема проведения занятия

 

1. Подготовка (подготовительная фаза):

1) определение темы и цели занятия;

2) определение ключевых характеристик понятий, навыков, которые будут приобретаться детьми;

3) принятие решения о типе осуществляемых детьми действий, характере обратной связи, способах подачи учебного материала.

2. Обучение (фаза активного обучения путем взаимодействия воспитателя с ребенком):

1) объяснение нового материала, которым дети должны овладеть в процессе занятия;

2) обеспечение примеров, дающих представление обо всем диапазоне изученных понятий, терминов;

3) побуждение детей к объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез;

4) обеспечение обратной связи с деятельностью детей на всех стадиях учебного общения;

5) при обучении двигательным навыкам – текущий контроль, по итогам I и II полугодий – обеспечение плавного перехода от освоения одного навыка к другому (основной принцип дидактики).

3. Оценивание (фаза оценивания результатов занятия):

1) проверка умения детей применять усвоенное в новых ситуациях;

2) оценка интереса детей к изучаемому предмету, теме;

3) сравнение достижений детей с целями и задачами данного занятия, темы, модуля, курса в целом.

Основные виды учебных действий, положенных в основу учебной программы «Волшебный квадрат»:

• репродуктивные действия – достижение результата, близкого к образцу;

• мыслительные действия – установление причинно‑следственных связей, выделение в объекте его составляющих, поиск отличия и сходства (анализ, синтез, обобщение);

• контрольные действия – сверка продукта своей деятельности с образцом с целью найти ошибку, оценить результат своей деятельности и деятельности других (анализ – самоанализ, контроль – самоконтроль);

• продуктивные действия – создание нового продукта, не существовавшего до момента его создания (творческие разработки, работы для выставки, наглядные и дидактические пособия и прочие разработки по собственному замыслу).

 

 

Из истории оригами

 

Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» – сложенный и «ками» – бумага. Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек. В Японии процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен. Существует также связь между складыванием из бумаги и религиозными ритуалами, ведь слово «ками» имеет и другое значение – Бог. Первые оригами появились в синтоистских храмах. Один из ритуалов состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые помещали кусочки рыбы, овощей, предназначающиеся в дар богам.

В период Камакура (1185–1333) и Муромати (1333–1573) оригами достигает императорского двора. Аристократия и придворные в обязательном порядке должны были владеть навыками складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека, а бумажный японский журавлик стал пожеланием счастья, долголетия, своеобразным символом Страны восходящего солнца. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканности манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

В период Адзути – Мамояма (1573–1603) и Эдо (1603–1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Появилось много авторских моделей.

Во второй половине XX в. появляются система записи процесса складывания, а также базовые формы, являющиеся основой множества новых моделей. В 1978 г. Акира Йошизава – один из наиболее известных мастеров – посещает СССР и демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке. К тому времени европейцы и американцы уже достаточно хорошо были знакомы с оригами. Еще в XIX в. складывание как мощный педагогический прием рекомендовал немецкий гуманист Фридрих Фребелъ. Позднее и другие известные всему миру люди обращают свое внимание па оригами: англичанин Льюис Кэрролл – автор книги «Алиса в стране чудес», американки Лилиан Оппенгейрер и Элис Грей, а также множество людей из Австрии, Австралии, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Ирландии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Израиля, Италии и т. д. – всего более 30 стран мира.

В России мощный толчок развитию отечественного искусства оригами дали две общественные организации – Московский и Петербургский центры оригами, созданные в 1989 и 1991 гг. соответственно.

Складывание из бумаги – это не просто забава: чтобы сложить фигурку (даже по готовому чертежу), требуются определенные навыки работы с бумагой. А применение получившихся оригами может быть самым неожиданным и удивительным.

Сегодня оригами активно используется в педагогике. Ведь складывание бумажных фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности на ранних этапах развития ребенка – в детском саду или первых классах начальной школы. Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригамистов. В октябре 1995 г. вышел в свет одобренный Министерством образования РФ учебник для начальной школы «Уроки оригами в школе и дома».

Развитие отечественного оригами происходит быстро и буквально на глазах. Оригами нашло применение в промышленности, архитектуре, дизайне и даже медицине – как хорошее психотерапевтическое средство. Модульный принцип позволяет создавать самые разнообразные формы, например, он используется в космонавтике для организации плоскостей солнечных батарей, которые должны занимать минимальный объем и быстро раскрываться в открытом космосе.

 

Влияние оригами на развитие психических процессов у детей [1]

 

Велика роль дошкольного образования. Оно закладывает фундамент знаний и умений, отношение к познанию, интерес к разносторонней полезной деятельности. В последние годы значение дошкольного образования стало осознаваться не только специалистами, но и родителями. Раньше подготовка детей к школе нередко сводилась к обучению их счету, письму, чтению. Между тем наибольшие затруднения в школьном обучении испытывают не те дети, которые имеют небольшой объем знаний, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, то есть те, у кого отсутствует желание и привычка думать, стремление узнавать новое, довести начатое дело до конца. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения.

Исследования, проведенные в гимназии № 139 г. Омска, показали, что занятия оригами являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоционально‑волевой сферы ребенка; дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для таких дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий. Для того чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания – все это стимулирует и развивает память, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Кроме того, оригамские поделки можно включать в ролевые игры, инсценировки сказок, что позволяет развивать коммуникативную сферу ребенка.

 

Развитие воображения

 

В основе любой творческой деятельности лежит творческое воображение. С помощью игры в дошкольном возрасте развивается такая особенность воображения, как способность установления связей между предметами и явлениями, игра помогает делать их подвижными и гибкими, придает эмоциональную окраску образам, созданным воображением. Свойственное дошкольникам восприятие мира, пронизанное познавательной деятельностью воображения и эмоционально насыщенное, позволяет направлять деятельность воображения на решение творческих задач. Одним из искусств, способствующих формированию познавательной деятельности воображения, является оригами. Складывая фигурки, соответствующие реальным персонажам, ребенок на практике осваивает и познает окружающий мир. С готовыми изделиями он выстраивает игровые ситуации, эмоционально окрашивая образы, возникающие в воображении. «Игра рождается не из фантазии, а из стремления освоить мир, из преодоления препятствий, которые стоят на пути к этому освоению. Вот это преодоление и невозможно без активной целенаправленной работы воображения» (Новлянская 3. Н. Почему дети фантазируют? // Знание, 1978, № 5). Игра направлена на действенное познание мира, поэтому воображение дошкольника выступает преимущественно в своей познавательной функции. Замещая одни предметы другими, ребенок каждый раз находит самое приблизительное сходство предметов по самым обобщенным признакам, выстраивает игровую ситуацию, осваивая реальные действия.

Сложенные из листа бумаги фигурки как нельзя лучше соответствуют этому принципу, фигурки имеют очень приблизительное сходство с настоящими предметами. Ведь для того чтобы быть правдивым, не обязательно быть подобным – чтобы сложить похожее, надо забыть о внешнем виде. Для оригами важно увидеть сущность предмета, его индивидуальность, подметить самое характерное и намекнуть на это. Ведь для настоящего искусства всегда достаточно только намека, а зритель должен доделывать, додумывать, досоздавать образ в своем воображении. Благодаря этому искусство оригами является одним из значительных факторов, стимулирующих воображение и формирующих предпосылки к творческой деятельности.

 

Развитие восприятия

 

Освоение оригами начинается с изучения схем и складывания по ним различных фигурок животных, птиц и т. д. На этом этапе работы ребенку приходится сосредоточивать внимание на прочтении схемы складывания. Различные линии, стрелки указывают на правильный порядок работы. Неверное их прочтение не позволит достичь результата. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия – осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.

На следующем этапе ребенок сталкивается с бумагой. Здесь включается тактильное восприятие. Пальцами он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет листа, его реакцию на сгиб. После такой работы ребенок начинает понимать, что такой простой предмет, как лист бумаги, обладает многими различными физическими свойствами, даже собственным запахом.

И, наконец, сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная копия животного или птицы – это образ. Он далек от оригинала, но видящий ее без труда понимает, кто это – собака, кошка или птица. Часто можно определить даже породу, характер и настроение.

Из вышесказанного следует, что занятия оригами формируют и развивают у ребенка такие важные свойства визуального восприятия, как:

• целостность – свойство, позволяющее получить образ предмета во всем многообразии соотношений его свойств и сторон;

• предметность – соотнесение наглядного образа с определенными предметами внешнего мира или моментами объективной действительности;

• осмысленность – осознание того, что воспринимается;

• обобщенность – восприятие единичного объекта как особого проявления общего класса объектов, однородных с данным по каким‑либо признакам;

• избирательность – преимущество выделения одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

На основании изложенного можно сделать вывод, что оригами формирует и развивает восприятие и его свойства. Поэтому занятия этим искусством будут важны для развития ребенка. Превратить квадрат бумаги в образ не такая уж легкомысленная затея.

 

Развитие речи

 

Современные дети, получающие большой поток информации, чаще стали интересоваться иностранными сказками, фильмами. Забываются наши добрые русские народные сказки, имеющие глубинный смысл, воспитывающие любовь к русскому слову. Поэтому одной из важнейших задач является возрождение интереса к русскому народному творчеству. Эту задачу поможет решить увлечение детей оригами. Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир. Фигурки – это символы, и это дает возможность ребенку додумать их, пофантазировать. Русские куклы были тоже довольно условны, почти безлики. И это позволяло ребенку самому наделять их определенными качествами.

Фигурка, сложенная из обычного листа бумаги, оживает в руках ребенка. Часто он отождествляет себя с игрушечным персонажем, представляет себя то трусливым зайцем, то злым волком, а то прекрасной царевной. Он разговаривает со своей игрушкой, что‑то рассказывает, выдумывает самые невероятные истории. Так рождается сказка. Ребенок учится не только складывать, но и сочинять.

Рассматривая сказочные фигурки, ребята обращаются к прочитанному, сравнивают свое восприятие внешнего облика героя с тем, что предлагают другие дети, высказывают собственное мнение, дают оценку работе. Использование поделок дает неисчерпаемые возможности для упражнения детей в пересказах – свободном художественном, кратком, выборочном. Итогом такой работы может стать конкурс на лучшего пересказчика с обязательным использованием поделок.

Еще один важный аспект этой работы – развитие художественного вкуса, формирование умения передать настроение и отношение к своему сказочному герою. Ведь поделки изготавливаются из цветной бумаги или раскрашиваются.

Нельзя не отметить и возможность расширения словарного запаса детей, связанного с использованием оригамских поделок. Часто многие слова, вышедшие из активного употребления, проходят мимо сознания ребенка или неверно им истолковываются. Если ребенок изображает эти предметы, например, средствами оригами, то слово прочно входит в его сознание. Кроме того, обогащение словаря детей происходит и за счет новых слов, являющихся традиционными в среде оригамистов (оригами, кусудамы, модули, базовая форма и т. д.). Использование оригами для развития речи ребенка, безусловно, дает положительный результат. Учение идет с увлечением. Педагог имеет уникальную возможность очень корректно, в деликатной форме развивать в каждом ребенке ценный дар – дар слова.

 

Развитие личности ребенка

 

Занятия оригами являются нетрадиционными для детского сада. При этом развивающий потенциал оригами настолько велик, что его трудно переоценить. Необходимо отметить многоплановость и разносторонность этого потенциала, выходящего за пределы собственно изодеятельности, в рамках которой обычно проводятся подобные занятия.

Программа построена с учетом принципов развивающего обучения. Занятия предполагается проводить, опираясь на особенности ведущей деятельности дошкольника и зону ближайшего развития, используя элементы логического мышления, моторных компонентов мыслительной деятельности, вербализацию, применяя целостный, комплексный подход к решению поставленных обучающих и развивающих задач. Спектр последних очень широк, они направлены на развитие сенсорики, восприятия, памяти, произвольного внимания, мелкой моторики, что в значительной степени активизирует становление психических процессов ребенка, способствует формированию познавательных функций и развитию интеллекта в целом. Но самым важным с точки зрения современной педагогики является то, что занятия направлены главным образом на эстетическое, эмоциональное и духовное развитие ребенка, то есть способствуют личностному росту, формируют гуманистическую направленность, позитивную жизненную позицию.

Все занятия проходят в форме игры. Детей знакомят с природой, культурой и традициями Японии, широко используя музыкальное и художественное оформление. Педагог учит внимательно наблюдать и понимать красоту и творить ее своими руками. На занятиях дети не просто осваивают формальную технику складывания фигур из бумаги, а приобщаются к творческому акту восприятия и созидания прекрасного. Психологическое наблюдение за дошкольниками дает основание утверждать, что занятия оригами в значительной степени влияет на эмоциональную сферу детей. Складывая игрушки из бумаги, дети сосредоточены, увлечены, заинтересованы, погружены в мир фантазии, а все это является для психической жизни своеобразным «витамином», укрепляющим защитные механизмы личности. Интересно отметить тот факт, что в оригами отсутствуют какие бы то ни было элементы агрессивности. Фигуры и игрушки, веками создаваемые в японской культуре, – это растения и животные, предметы быта, но никоим образом не предметы насилия, среди них нет тревожных, страшных символов или образов. В этом смысле оригами – уникальное средство коррекции негативных проявлений личности. Ведь, например, в рисунке дети часто отражают свои агрессивные и тревожные тенденции. При лепке ребенок также может допускать довольно грубые и в известном смысле агрессивные действия: бить или с усилием нажимать, разрывать или ломать куски глины или пластилина, начать кидать их или размазывать по полу или столу Оригами существенно ограничивает возможность грубых действий с материалом: только очень точными, аккуратными, даже «нежными» пальцами можно сделать игрушку. Даже выполняя работу по теме «Морской флот», педагог акцентирует внимание детей не на военной мощи, а на разнообразии морских судов. Оформляя сделанные игрушки (кораблики, лодочки), дети приклеивают цветные флажки, придумывают название своего корабля, историю о нем. У одного – это «лодка, чтобы рыбу ловить», у другого – «корабль, на котором президент плывет», третьему захотелось, чтобы его корабль был научным судном и «поплыл в море дельфинов изучать». И даже если ребенок называет свой корабль военным, он, как правило, не стреляет, никого не убивает, а охраняет (границу, мирных людей).

Очень большое значение имеет сотрудничество детей во время занятий. С психологической точки зрения оно не только способствует лучшему усвоению учебного материала, освоению навыков, но и вносит неоценимый вклад в развитие таких личностных качеств, как адекватная самооценка, альтруизм, открытость, взаимопонимание, доброжелательность, коммуникативность, самосознание. Помогая другому человеку, ребенок учится быть терпимым, сильным, великодушным. На занятиях дети с удовольствием помогают друг другу. Особенно им нравится обучать оригами неумелых взрослых – родителей, бабушек, старших братьев и сестер, когда те приходят на занятие или на праздник. Тем детям, которые ощущают, что не всегда могут сделать игрушку хорошо, побыть в роли «учителя» наиболее полезно. Внимательный педагог всегда использует этот момент для того, чтоб закрепить у ребенка чувство успеха, ощущение сильного, который может помочь слабому. Кроме того, в программе предусмотрены занятия, на которых выполняются коллективные работы. Такого рода занятия формируют чувство ответственности, товарищества и, самое главное, чувство благодарности и радости от совместного творчества. В процессе совместного создания коллективной работы дети обмениваются опытом и эмоциональными переживаниями. Постоянно делая акцент на том, что получившаяся в результате красивая вещь, подарок должны нести радость, а радость – это то, что вложил в работу тот, кто ее сделал, педагог учит детей не ссориться, не ругаться, не злиться во время совместной деятельности.

В соответствии с программой, дети начинают делать сразу достаточно сложные игрушки, не застревая подолгу на освоении базовых форм. Это поддерживает их интерес, а также способствует развитию собственно творческого начала. Дети, выполняя сложную игрушку, не всегда могут удерживать во внутреннем плане предполагаемый результат и начинают играть с промежуточными формами, придавая им собственный смысл, придумывая новые образы. Педагогу не следует ограничивать детей в этом, однако можно помочь ребенку довести начатое до конца, чтобы он мог увидеть результат. Таким образом, в процессе выполнения одного изделия дети могут испытать встречу с разными образами и пережить разные чувства.

Очень большое значение имеет привлечение к занятиям оригами семьи ребенка. Ведь семья – это тот мир, в котором формируется личность, ее духовное богатство и ценности. В технократическом обществе, где взрослые часто погружены в решение чисто материальных проблем, занятия оригами помогут проникнуть в сферы духовного постижения истин бытия и мироздания. И ребенок, как ни странно это может показаться, будет выполнять функцию проводника, так как его духовный мир более чист, открыт и менее загружен стереотипами прагматического отношения к миру. В этом смысле очень полезно проведение праздников оригами в детском саду или семейном клубе. Например, новогодний праздник «Оригамская елка», для которого дети и родители сами готовят маски и костюмы, придумывают игры и конкурсы с игрушками оригами, украшают елку своими работами, оформляют выставку. Праздник не только является итогом большой работы всех педагогов, но и дает дополнительный заряд положительных эмоций, формирует мотивацию к достижению успеха у всех детей и взрослых, так как все без исключения участники и зрители делают игрушки и дарят их друг другу.

 

 

Тематический план работы по оригами

 

 

Средняя группа (34 занятия)

 

Сложные формы (синтез и кирикоми), частичное воспроизведение по схемам.

 

Старшая группа (40 занятий)

 

Сложные и объемные формы, самостоятельная работа по схемам.

 

Средняя группа (34 занятия)

 

Старшая группа (40 занятий)

 

Содержание курса

 

 

Средняя группа (34 занятия)

Старшая группа (40 занятий)

Подготовительная группа (30 занятий)

 

Вторая младшая группа

 

Средняя группа

 

Старшая группа

 

Подготовительная группа


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.