Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего

2021-05-27 22
Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 10. Муниципальный служащий

1. Комментируемая статья устанавливает юридические факты, при наличии которых человек считается муниципальным служащим. Их четыре. Муниципальный служащий: 1) гражданин России; 2) исполняет обязанности по должности муниципальной службы; 3) получает денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета; 4) должность включена в реестр муниципальных должностей.

2. Понятия муниципальной службы и муниципальной должности не ограничивают замещение должностей муниципальной службы только в аппаратах органов местного самоуправления муниципальных образований, сказано в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N 94-Г07-1.

3. Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации содержатся в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

4. Денежное содержание имеет три вида: денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата. Денежное содержание является одной из форм обеспечения выполнения функций бюджетных учреждений.

Денежное содержание является формой обеспечения работников. В денежное содержание включаются командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

5. По данным Росстата в 2008 году на должностях муниципальной службы было занято 343,9 тыс. человек, или 65,6% от общей численности занятых в органах местного самоуправления. Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в 2008 г. составила 27,1 тыс. рублей, муниципальных служащих - 22,3 тыс. рублей. Укомплектованность муниципальных образований муниципальными служащими в 2008 году составила 95,8%*(2).

6. Предметом правового регулирования комментируемого Закона являются служебные отношения. Выяснение особенностей этих отношений является необходимым условием их эффективного регулирования.

Муниципальные служащие работают в: избирательной комиссии; представительном органе местного самоуправления; исполнительном органе; контрольно-счетной палате и т.д. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются для непосредственного обеспечения полномочий председателя, заместителей председателя представительного органа местного самоуправления и депутатов, работающих на постоянной основе.

Муниципальные служащие работают в муниципальном образовании, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть:

- глава муниципального образования;

- руководитель органа местного самоуправления;

- председатель избирательной комиссии муниципального образования;

- иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Муниципальные служащие работают в муниципальных органах. Структура органов местного самоуправления установлена в ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ. Её составляют:

- представительный орган муниципального образования, он состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах;

- глава муниципального образования, который является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

- контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях: контроля над исполнением местного бюджета и соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении; контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, например, избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

 

Статья 11. Основные права муниципального служащего

1. Право муниципального служащего - вид и мера возможного поведения. Это - право субъектов, то есть субъективное право. Право состоит из правомочий. Оно ограничено правовыми запретами. Субъективное право муниципального служащего возникает при наличии установленных в законе юридических фактов: заключение трудового договора, назначение на должность. В комментируемой статье названы основные права муниципального служащего. На наш взгляд, такое определение не точно, их следует считать общими правами всех муниципальных служащих. Иначе в Законе должна появиться статья - не основные права муниципальных служащих.

Права муниципальных служащих можно разделить на следующие виды: 1) основные (общие) права содержащиеся в ст. 21 ТК РФ; 2) основные (общие) права муниципальных служащих, перечисленные в комментируемой статье; 3) конкретные права муниципального служащего на занимаемой должности, рабочем месте.

2. К документам, устанавливающим права и обязанности муниципального служащего по замещаемой должности муниципальной службы, на рабочем месте прямо или косвенно относятся:

- устав муниципального образования;

- трудовой договор;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- должностная инструкция;

- положение о структурном подразделении, в котором работает муниципальный служащий;

- административный регламент оказания услуги, выполнения работ; - и другие.

3. Критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим целесообразно установить в правилах внутреннего трудового распорядка для всех муниципальных служащих (общие) и индивидуальные по данной должности в трудовом договоре для каждого муниципального служащего. Можно назвать два критерия объективной оценки исполнения должностных обязанностей. Первый - формальный состоит в том, что оценивается процент выполнения каждой обязанности муниципального служащего. Второй критерий - содержательный состоит в том, что оценивается объективный результат деятельности муниципального служащего - это показатель обеспечения прав граждан, которые поручено осуществлять муниципальному служащему. Это - уровень достойной жизни населения.

Можно построить график, на котором будет видно соотношение уровня жизни населения в поселениях разных регионов РФ и разных стран.

Для того, чтобы можно было максимально объективно оценить качество исполнения обязанности необходимы три условия. Первое состоит в том, чтобы обязанности служащего записывались в проверяемой форме, которая позволяет измерить исполнение обязанности, например, по сто бальной шкале. Второе состоит в том, что необходимо указать за обеспечение каких прав граждан, муниципального органа, главы муниципального образования отвечает и в каком объеме муниципальный служащий. Третье состоит в том, что необходимо установить показатели обеспечения каждого права гражданина, социальные стандарты обеспеченности прав граждан. Например, Постановлением Главы администрации города Рязани от 24 октября 2008 г. N 6004 (Диапазон действия редакции: c 30.10.2008 по 31.12.2011) утверждены Стандарты качества предоставления муниципальной бюджетной услуги "Оказание консультативных (медицинских) услуг гражданам по планированию семьи и репродукции". Несмотря на то, что они отменены они представляют полезный опыт.

4. Муниципальному служащему работодатель обязан объяснить условия продвижения по службе. Они (условия) могут быть установлены в специальном локальном акте с таким же названием, который может принять муниципальный орган. В данном случае речь идет о возможности реализации права на продвижение по службе. Муниципальному служащему необходимо разъяснить, какие должности он может занять, продвигаясь по службе, требования к служащим по данным должностям, условия и форму занятия этих должностей, то есть порядок проведения и участия в конкурсе на замещение конкурсной должности.

5. Муниципальный служащий имеет право на обеспечение организационно - технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Муниципальный служащий имеет право (работодатель обязан обеспечить это право) на обеспечение нормальных условий работы для выполнения норм выработки (ст. 163 ТК РФ). К таким условиям, в частности, относятся:

- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

- своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

- надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

- условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности работы.

6. Муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Особенность оплаты труда муниципального служащего состоит в том, что он может получать её только из бюджета муниципального образования. Таким образом, его оплата труда связана с двумя условиями: величиной местного бюджета и скоростью его роста.

7. Муниципальный служащий имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска. Все нормы времени и отдыха установлены в ТК РФ и локальных правовых актов муниципального образования. Право на отдых включает право на: перерывы в течение рабочего дня (смены) (ст.ст. 108, 109 ТК РФ); ежедневный (междусменный) отдых (ст. 108 ТК РФ); выходные дни (еженедельный непрерывный отдых, ст. 111 ТК РФ); нерабочие праздничные дни (ст. 112, 113 ТК РФ); отпуска (ст. 114-128 ТК РФ).

8. Муниципальный служащий имеет право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования. Обязанной стороной для муниципального служащего, реализующего данное право, являются работодатель муниципального образования, другие муниципальные служащие - носители необходимой информации, население, проживающее на территории муниципального образования.

9. Муниципальный служащий имеет право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы. Для реализации этого права необходимы условия - информация о проводимых конкурсах, помощь в оформлении документов на конкурс. Для улучшения условий реализации этого права можно предложить следующие инновационные технологии: 1) создать единый для РФ электронный сайт вакансий; 2) обязать каждое муниципальное образование размещать информацию о вакансиях; 3) предоставлять по муниципальной должности служебное жилье.

10. Муниципальный служащий имеет право на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета, на дополнительное образование с помощью которого он может приобрести профессионализм по направлению своей деятельности. Если назначенный на муниципальную должность муниципальный служащий не имеет требуемую рабочим местом профессиональной подготовки, то его необходимо направлять для получения дополнительного образования по профессии в объеме не менее 300 часов.

При направлении работодателем муниципального служащего для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ).

11. Муниципальный служащий имеет право на защиту своих персональных данных. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, муниципальный служащий имеют право на:

- полную информацию о персональных данных и обработке этих данных;

- свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

- определение своих представителей для защиты своих персональных данных;

- доступ к относящимся к ним медицинским данным с помощью медицинского специалиста по выбору;

- требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением требований ТК РФ или иного федерального закона. При отказе работодателя исключить или исправить персональные данные служащего, он имеет право заявить в письменной форме работодателю о своем несогласии с соответствующим обоснованием такого несогласия. Персональные данные оценочного характера работник имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;

- требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях или дополнениях;

- обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных (ст. 89 ТК РФ).

12. Муниципальный служащий имеет право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений.

13. Муниципальный служащий имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов. Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Все профсоюзы пользуются равными правами.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

14. Муниципальный служащий имеет право на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений.

Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ, ГПК РФ).

15. Муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация этого права регулируется следующими законами: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

16. Муниципальный служащий имеет право на получение служебного удостоверения. Положение об удостоверениях лиц, например, занимающих должности муниципальной службы, утверждено Решением Совета депутатов Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 22 мая 2007 г. N 33. Положение включает следующие правила.

Удостоверения вручаются лицам, занимающим должности муниципальной службы в торжественной обстановке в присутствии других служащих.

При увольнении со службы в связи с выходом на пенсию муниципальный служащий считается находящимся в отставке, и служебное удостоверение муниципального служащего остается у него на хранении.

В случае прекращения полномочий муниципального служащего по иным основаниям удостоверение муниципального служащего передается в Организационный отдел Администрации Большеберезниковского муниципального района для уничтожения.

Установлен следующий Порядок оформления служебного удостоверения: оформление служебного удостоверения осуществляется Организационным отделом Администрации Большеберезниковского муниципального района. Удостоверение муниципального служащего не позднее чем через месяц со дня назначения на должность муниципальной службы направляется уполномоченным лицам для подписания.

Служебные удостоверения:

- депутатам районного Совета депутатов подписываются Председателем избирательной комиссии муниципального образования;

- Главы администрации Большеберезниковского муниципального района и муниципальных служащих Совета депутатов подписываются Председателем Совета депутатов Большеберезниковского муниципального района;

- муниципальных служащих администрации района подписываются Главой администрации Большеберезниковского муниципального района;

- вручаются муниципальным служащим не позднее чем через 10 дней после их подписания уполномоченными на то лицами.

Расходы, связанные с выдачей удостоверений муниципальных служащих, производятся за счет сметы Совета депутатов или Администрации района соответственно.

Установлен следующий порядок замены удостоверения муниципального служащего:

- замена удостоверения муниципального служащего осуществляется в случае его утраты, а также в случае изменения данных, внесенных в удостоверение;

- замена удостоверения муниципального служащего осуществляется на основании заявления муниципального служащего, в котором указываются причины его замены;

- заявление об утрате удостоверения судьи либо об изменении данных, внесенных в удостоверение, подается в Организационный отдел Администрации Большеберезниковского муниципального района;

- должностное лицо, на имя которого подано заявление об утрате удостоверения, либо об изменении данных, внесенных в удостоверение не позднее чем через 30 дней после его получения, осуществляет оформление дубликата удостоверения муниципального служащего в случае его утраты либо нового удостоверения муниципального служащего в случае изменения данных, внесенных в удостоверение. Дубликат удостоверения муниципального служащего или новое удостоверение муниципального служащего направляется уполномоченным лицам для подписания;

- дубликат удостоверения муниципального служащего или новое удостоверение муниципального служащего выдается муниципальному служащему в порядке, установленном настоящим Положением;

- расходы, связанные с выдачей дубликата удостоверения муниципального служащего, производятся за счет муниципального служащего. В случае утраты удостоверения муниципальным служащим по не зависящим от него обстоятельствам (кража и тому подобное) или выдачи нового удостоверения муниципального служащего, указанные расходы производятся за счет средств, указанных в Положении;

- уничтожение служебных удостоверений производится Организационным отделом Администрации Большеберезниковского муниципального района и оформляется протоколом.

Единый образец бланка удостоверения лица, занимающего должность муниципальной службы.

 

Удостоверение
муниципального служащего N ______

 

В приведенном положении есть недостаток, отсутствие раздела - использование удостоверения.

17. Муниципальный служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу. Этого права нет у муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту. Для реализации этого права необходимы следующие юридические факты: 1) предварительное письменное уведомление представителя нанимателя (работодателя); 2) иная оплачиваемая работа не влечет за собой конфликт интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 комментируемого Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

 

Статья 12. Основные обязанности муниципального служащего

1. Юридическая обязанность - мера необходимого поведения. Обязанности и субъективные права составляют содержание правовых отношений (см. одну из первых работ на эту тему Аристотель. Об обязанностях, М. 2003). Цель обязанности - создать условия для реализации правообладателем своего права. Она (обязанность) устанавливается в интересах управомоченного лица и государства. Обязанности перед государством записаны в следующих подпунктах ч. 1 комментируемой статьи - 1, 6, 7, 8, 10. Обязанности перед населением в - 3. Обязанности перед работодателем в - 2, 4, 5, 6, 7, 9, 11.

2. Муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты. Муниципальный служащий обязан обеспечивать их исполнение в пределах его компетенции.

3. Муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

Должностная инструкция является инструментом организации труда в ее правовой форме, так как должностная инструкция позволяет создать эффективную организацию служебных отношений и затрагивает интересы всех работающих и работодателей.

Инструкция - это правовой акт, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав и ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной работы в организации.

Должностная инструкция не упоминается в ТК РФ, поскольку она является актом применения нормы права, а не нормативным правовым акт.

В то же время организация может принять одну должностную инструкцию для ряда должностей, и тогда она станет нормативным правовым актом, так как любой работник, занявший должность, будет работать на основании этой должностной инструкции. Обычно должностная инструкция принимается не только на конкретную должность или выполняемую работу, но и на конкретного человека, т.е. она индивидуализирована.

Во многих организациях кроме трудового договора принимается следующие правовые акты, определяющие организационно-правовое положение работника: описание рабочего места, должностная инструкция, правила внутреннего трудового распорядка. В описании рабочего места закрепляется место работника в организации труда или более конкретно требование рабочего места к работнику. Работник в современной организации труда может рассматриваться как организационная единица.

Организацию труда можно рассматривать как совокупность различных отношений: организационных, экономических, правовых, этических, технических, технологических и т.д. Работник участвует во всех видах отношений, а его положение в них определяется разными документами, в том числе и должностными инструкциями.

Должностная инструкция определяет положение работника в правовых отношениях. Запись правовых отношений делается с помощью следующих юридических категорий или записывается юридическим языком с помощью следующих основных правовых понятий: а) обязанности; б) права; в) ответственности в правовых отношениях.

В настоящее время сложился традиционный подход к составлению должностной инструкции, согласно которому должностная инструкция состоит из 5 разделов.

В разделе I "Общие положения" приводятся:

область деятельности работника с указанием категории должности, определяемой в соответствии с Общероссийским классификатором - руководитель, специалист, технический исполнитель;

порядок назначения и освобождения от должности;

порядок замещения во время его отсутствия;

квалификационные требования;

подчиненность работника;

перечень нормативных документов, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.

В разделе II "Функции работника" перечисляются основные направления деятельности работника.

В разделе III "Должностные обязанности работника" определены конкретные виды работ, выполняемые работником.

В разделе IV "Права работника" закрепляются полномочия, необходимые работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.

Раздел V "Ответственность работника" регламентирует персональную ответственность работника.

По этой схеме и близкой к ней строятся множество методик, правил, должностных инструкций. Можно назвать следующие правила и методики:

Постановление главы администрации муниципального образования "Смидовичский район" Еврейской автономной области от 16 января 2006 г. N 03 "Об утверждении Положения "О порядке разработки и утверждения должностных инструкций муниципальных служащих муниципальной службы администрации муниципального района";

Распоряжение мэра Омска от 27 января 2006 г. N 20-р "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению положений об управлениях, отделах, секторах структурных подразделений Администрации города Омска и должностной инструкции муниципального служащего Администрации города Омска";

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 16 августа 2002 г. N 157/1388-3 "О типовых должностных инструкциях руководителя информационного центра избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и работников информационного центра, исполняющих функциональные обязанности системных администраторов комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы";

Постановление главы администрации Пензы от 17 мая 2002 г. N 798 "О должностных инструкциях руководителей муниципальных учреждений культуры";

Распоряжение Администрации муниципального образования г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июня 2010 г. N 620-р "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностных инструкций муниципальных служащих и работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы" и т.д.

Должностная инструкция должна соответствовать трудовому законодательству, законодательству о муниципальной службе, государственным стандартам, регламентирующим подобные документы, а также законам науки управления персоналом.

Новые модели должностной инструкции разрабатываются на основе старого опыта с учетом новых требований к организации труда.

Должностная инструкция может иметь шесть разделов.

Первый раздел - общие положения. В него включают следующие пункты:

1.1. - в какое структурное подразделение входит должность служащего;

1.2. - кому и по каким вопросам служащий подчиняется функционально;

1.3 - кому и по каким вопросам служащий подчиняется линейно;

1.4 - кто подчиняется служащему и по каким вопросам;

1.5 - кого, в случае его отсутствия на рабочем месте, замещает служащий в режиме текущего замещения.

Второй раздел - обязанности служащего. Для того чтобы написать этот раздел, следует изучить юридическое понятие "Обязанности".

Обязанность - это определенная законом мера должного поведения участника данного (конкретного) правоотношения - носителя этой обязанности. Назначение обязанности состоит в том, чтобы создать условия для конкретного лица воспользоваться своим правом. При перечислении обязанностей в традиционном порядке возникают два вопроса, на которые в должностной инструкции нет ответа: 1) кто владелец права, которое обеспечивается с помощью выполняемой обязанности?; 2) какое право обеспечивается с помощью выполнения данной обязанности? В правовом отношении, прежде всего, должны быть указаны стороны отношения. Следует учитывать, что письменной формой правового отношения является его запись с перечислением прав, обязанностей и ответственности сторон.

Обязанность - вид зависимого, обслуживающего поведения. Обязанности не существуют без прав. Если на человека возлагают обязанности, это означает, что носитель обязанностей должен создать условия человеку, наделенными правами, пользоваться ими.

Для того, чтобы определить правовые обязанности служащего, необходимо представить все виды служебных отношений, в которых он участвует:

1) отношения с работодателем;

2) отношения с заместителем работодателя;

3) отношение с другим руководителем, которому он подчинен функционально;

4) отношения с руководителем структурного подразделения;

5) отношения с руководителем группы внутри отдела;

6) отношения с другим служащим, с которым он связан служебным процессом, например, он передает другому работнику результаты своего труда или получает от другого работника результаты его труда;

7) отношения с населением, жителями поселения.

Третий раздел - права служащего. Это - возможности, которые разрешается служащему использовать для того, чтобы в случае необходимости проявить активность при выполнении своей служебной функции и решать поставленные перед ним задачи.

Четвертый раздел - работы, выполняемые совместно с другими служащими, за выполнение которых отвечает данный работник.

Организация труда построена на основании закона разделения труда, суть которого состоит в том, что трудовая деятельность дифференцируется и специализируется, и в результате повышается производительность труда. Служащий принимается на работу по трудовому договору для того, чтобы единолично выполнять определенные договором обязанности. В то же время в организации нередко возникают работы, которые необходимо выполнить совместно.

Если такие работы есть, работодатель определяет их виды, участников и руководителя работ. В 4-м разделе перечисляются работы, которые служащий выполняет совместно с другими служащими, которые также перечисляются в этом разделе.

Пятый раздел - работы, выполняемые совместно с другими служащими, за выполнение которых отвечает другой служащий. В этом разделе перечисляются работы, за которые отвечает другой служащий, а служащий, на которого распространяется данная инструкция, является исполнителем. В нем также необходимо назвать руководителей совместно выполняемых работ.

Шестой раздел - ответственность служащего в служебных правоотношениях. Иногда в должностной инструкции пишут о том, что служащий по должностной инструкции несет ответственность в соответствии с законом. Это самый неудачный вариант установления ответственности служащего. Она должна быть индивидуализирована в соответствии с его рабочим местом и выполняемой служебной функцией. Ответственность служащего в служебных правоотношениях может быть двух видов: за неисполнение обязанности; за превышение прав, причиняющих вред другим людям.

Служащий в служебных отношениях несет следующие виды ответственности: дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную.

Дисциплинарная ответственность устанавливается на основании ст. 192 ТК РФ, которая регламентирует дисциплинарные взыскания.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Для муниципального служащего дисциплинарная ответственность установлена в ст. 27 комментируемого Закона.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

От дисциплинарных взысканий необходимо отличать дисциплинарные воздействия, которые могут быть названы в приказах работодателя, например, выговор с предупреждением и т.д.

Материальная ответственность на работника возлагается в трудовых и имущественных отношениях, соответственно по нормам ТК РФ и ГК РФ.

Материальная ответственность по ТК РФ регулируется гл. 39 - материальная ответственность работника.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Согласно ст. 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное умень<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.