Глава 2. Должности муниципальной службы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 2. Должности муниципальной службы

2021-05-27 32
Глава 2. Должности муниципальной службы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 6. Должности муниципальной службы

1. Понятие должность имеет несколько значений, в том числе, должность определяется как:

- штатная единица или рабочее место как основной организационный элемент структуры. В должностной характеристике (инструкции) указывают частные задачи, которые решаются на соответствующем рабочем месте, необходимые для их выполнения полномочия и компетентность (знания), а также место в служебной иерархии;

- служебное положение работника, определяющее круг его полномочий и ответственности, занимаемое постоянно или временно, а также замещаемое периодически, по конкурсу;

- служебное место, связанное с исполнением определенных служебных обязанностей и определенной ответственностью (Управление персоналом. Энциклопедический словарь. М. 1998. Стр. 75);

- элемент в организационной структуре (Российская социологическая энциклопедия. 1999. Стр. 131).

Должности создаются на основе закона разделения труда, отделы на основе закона кооперация труда.

Турчинов А.И. предложил социологическое определение должности как установленной социальной роли, выполняемой человеком в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях и учреждениях (Комментарий в Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / под ред. В.И. Шкатуллы. М. Экзамен. 2006. стр. 71). Должностную структуру он рассматривает как упорядоченную и объединенную целью совокупность должностей. Социальная природа должностей обусловлена формами разделения труда. Должность рассматривается как одна из форм разделения труда.

Барах Д.Н. определяет должность как первичный компонент. С одной стороны, должность есть первичный компонент управленческой структуры, в определенной степени обособленный. Ее можно рассматривать как минимальный предел дифференциации управленческих функций и как средство стабилизации, формализации деятельности служащего. Должность - простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в управленческом ансамбле. С другой стороны, это стабильный комплекс прав и обязанностей, правовое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы, порученной организации.

Пермяков А.И. определил должность государственной службы как основу организационной структуры государственного органа, обусловленная целями, задачами его деятельности, его функциями и определяющая правовой статус, объем полномочий государственных служащих и должностных лиц государственной службы, а также социальную роль, выполняемую ими в обществе путем реализации всей совокупности предоставленных властно-распорядительных полномочий*(1).

Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Правовыми актами компетентных органов определяется ее название, место в служебной иерархии (кому она подчинена, кто подчинен ей), порядок замещения. Она включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих. Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее (Барах Д.Н. Административное право. М. 1993. С. 99).

Следует отличать служащего, занимающего должность от должностного лица, которым считается лицо, обладающее административной властью, способностью совершать действия, направленные на установление, изменение и прекращение правовых отношений.

Существование должности связано с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа. Таким образом, объективной основой для создания должностей служит круг обязанностей органа или лица.

Обязательным признаком должности является круг обязанностей, которые выполняет муниципальных служащий. Эти обязанности являются формой полномочий органа или лица или формой функции органа или лица.

От муниципальных служащих комментируемый Закон отличает лиц, замещающих муниципальные должности. Это - депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса.

2. Должности образуются в соответствии с уставом муниципального образования. Например, Устав муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, принятый решением районной Думы от 26 января 2006 г. в главе XI "Условия и порядок организации муниципальной службы", содержит следующие статьи: ст. 80 муниципальная служба, ст. 81 правовые основы муниципальной службы, ст. 82 должности муниципальной службы, ст. 83 классификация должностей муниципальной службы, ст. 84 квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, ст. 85 муниципальный служащий, ст. 86 основные права муниципального служащего, ст. 87 основные обязанности муниципального служащего, ст. 88 ограничения, связанные с муниципальной службой, статья 89 запреты, связанные с муниципальной службой, ст. 90 поступление на муниципальную службу, ст. 91 конкурс на замещение должности муниципальной службы, ст. 92 аттестация муниципальных служащих, ст. 93 основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, ст. 94 социальные гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, ст. 95 пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи, ст. 96 стаж муниципальной службы.

3. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

Например, Закон Забайкальского края от 20 мая 2009 г. N 192-ЗЗК "О Реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае", Постановление Главы Златоустовского городского округа Челябинской области от 9 апреля 2009 г. N 83-п "О создании Реестра коррупциогенных должностей муниципальной службы Златоустовского городского округа".

Реестр должностей муниципальной службы муниципальных образований Калининградской области (Закон Калининградской области от 5 декабря 2008 г. N 301 "О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области" далее - Реестр) представляет собой сводный перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом местных традиций.

Реестр применяется органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Калининградской области при утверждении структуры администрации муниципального образования, утверждении структуры аппарата представительного органа муниципального образования, утверждении структуры аппарата избирательной комиссии муниципального образования, образовании и формировании контрольного органа муниципального образования, при утверждении штатных расписаний органов местного самоуправления и избирательной комиссии муниципального образования, а также при заключении, изменении и прекращении трудовых договоров с лицами, замещающими должности муниципальной службы.

Муниципальные образования устанавливают положение о порядке ведения реестра, например, Решение окружного Совета депутатов города Калининграда от 3 июня 2009 г. N 115 "Об утверждении Порядка ведения реестра муниципальных служащих городского округа "Город Калининград".

4. В штатном расписании органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ. Если муниципальное образование имеет потребность внести новую должность, то вначале необходимо внести изменение в реестр должностей. Форма штатного расписание органа местного самоуправления установлена Унифицированной формой N Т-3, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1. Штатное расписание (форма N Т-3) применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

При заполнении графы 4 количество штатных единиц по соответствующим должностям (профессиям), по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, указывается в соответствующих долях, например 0,25; 0,5; 2,75 и пр.

В графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.

В графах 6-8 "Надбавки" показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством Российской Федерации (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица.

 

Унифицированная форма N Т-3
(утв. постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1)

 

5. Муниципальному служащему устанавливается круг обязанностей. Обязанность - необходимость определенного поведения, закрепленного правовой нормой. Обязанности закрепляются в трудовом договоре, должностной инструкции и других правовых актах.

6. Полномочие - право, предоставленное кому-либо на совершение чего-либо. Полномочия муниципального органа записаны в его уставе. Целесообразно по каждой должности установить какое полномочие конкретно обеспечивается данной должностью. Если полномочие обеспечивается не полностью, то целесообразно указать какую часть полномочия обеспечивает должность.

7. Название должности должно соответствовать Общероссийскому классификатору ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367).

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), являющийся составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 1 86 016.

Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.

Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих. ОКПДТР состоит из двух разделов: профессии рабочих; должности служащих.

Первый раздел - профессии рабочих - включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.

Второй раздел - должности служащих - разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации "О государственных должностях Российской Федерации" N 32 и "О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" N 33 от 11 января 1995 г.

Название должности должно соответствовать Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93 (ОКЗ), утверждённому постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298.

8. Должность образуется на основании служебной функции, которую будет выполнять муниципальный служащий. Важным вопросом государственного, муниципального менеджмента является вопрос о том, сколько должностей должно быть в муниципальном органе. Постоянно ставится вопрос, можно ли объективно определить оптимальную численность персонала в муниципальном органе? На этот вопрос можно ответить положительно. Можно предложить следующую методику определения должностей в муниципальном органе. Исходить следует из общих функций муниципального органа. Затем каждая функция разбивается на подфункции, которые будет выполнять один или несколько служащих. В должностной инструкции муниципального служащего желательно указывать, какую функцию обеспечивает муниципальный служащий. В каждом муниципальном органе должен быть принят нормативный правовой акт, в котором необходимо установить нормы труда для каждой должности. Более подробно по этому вопросу смотри комментарий к главе 22 (ТК РФ. 6-е издание. М. Под редакцией Шкатулла В.И. Норма. 2009). С помощью нормирования можно определить, сколько должностей необходимо для выполнения подфункций.

Муниципальный служащий занимает рабочее место. Необходимо учитывать соотношения двух понятий "должность" и "рабочее место".

9. Организация труда в муниципальном образовании построена на основании действия законов разделения и кооперации труда. Разделение труда - это разграничение деятельности людей в процессе совместного труда. Кооперация - это совместное участие людей в одном или нескольких служебных процессах. В муниципальных образованиях используют разные виды разделения труда: профессиональное, функциональное, квалификационное. Смотри, например, Зиновьев В.Н. Эффективность функционального разделения труда в органах муниципального управления. Дис. канд. эконом. наук. М. 1999.

 

Статья 7. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации

1. Реестр - список, перечень. В качестве примера приведем Реестр должностей муниципальной службы в Волгограде, утвержденный решением Волгоградской городской Думы от 6 октября 2010 г. N 37/1133.

2. Другой пример - Реестр должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления Березовского городского округа (утв. Решением Думы Березовского городского округа от 19 августа 2010 г. N 150). В нем предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

3. Субъект Российской Федерации может устанавливать критерии классификации должностей муниципальной службы. Эти критерии, в то же время, не должны противоречить принципам, основ организации муниципальной службы в Российской Федерации (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 марта 2010 г. N 44-Г10-5).

4. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица. Приведенные положения указанной нормы согласуются со ст.ст. 58, 59 ТК РФ, регулирующих вопросы заключения трудового договора в части срока последнего.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Ч.Т.В. о признании недействующим примечания к должности "руководитель аппарата (управляющий делами)" подраздела 2 "Должности муниципальной службы в исполнительно-распорядительном органе" раздела 3 "Должности муниципальной службы в городском округе (муниципальных районах) с численностью населения менее 40 тысяч человек" части 2 реестра муниципальных должностей в РБ, утвержденного Законом Республики Бурятия "О реестре должностей муниципальной службы в Республике Бурятия" от 7 сентября 2007 г. N 2427-III со дня принятия, по кассационной жалобе Ч.Т.В. на решение Верховного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2009 г., которым в удовлетворении заявления Ч.Т.В. отказано (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 февраля 2010 г. N 73-Г10-1).

5. В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, в целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", муниципальные образования принимают реестры коррупционно опасных должностей муниципальной службы. Например, Постановление Администрации Локомотивного городского округа Челябинской области от 11 сентября 2009 г. N 171 "О Реестре коррупционно опасных должностей муниципальной службы Локомотивного городского округа". Он включает следующие разделы:

Раздел I. Должности муниципальной службы Локомотивного городского округа

Первый заместитель Главы округа

Заместитель Главы округа

Руководитель аппарата администрации

Управляющий делами

Председатель комитета

Заместитель председателя комитета

Начальник управления

Заместитель начальника управления

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела

Раздел II. Другие должности муниципальной службы Локомотивного городского округа, замещение которых связано с коррупционными рисками

Должности муниципальной службы Локомотивного городского округа, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

осуществление постоянно или временно переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законами Челябинской области отдельных государственных полномочий;

осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций должностного лица или органов местного самоуправления Локомотивного городского округа либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям;

осуществление контрольных функций;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований;

подготовку и принятие решений по установлению цен (тарифов) в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, Челябинской области и Уставом Локомотивного городского округа;

управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности Локомотивного городского округа;

размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Локомотивного городского округа, выдачу разрешений.

 

Статья 8. Классификация должностей муниципальной службы

1. Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории (ст. 9):

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

2. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается законом субъекта Российской Федерации, например:

- Закон Омской области от 6 апреля 2009 г. N 1148-ОЗ "О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Омской области";

- Закон РТ от 26 декабря 2008 г. N 135-ЗРТ "О соотношении должностей муниципальной службы в Республике Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан" и другие.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.