АВАКСы в Аравии. Создание Сенткома — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

АВАКСы в Аравии. Создание Сенткома

2021-06-02 35
АВАКСы в Аравии. Создание Сенткома 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пока внимание было приковано к событиям в Египте и вокруг него, к агрессивным действиям Израиля против его соседей, открытому усилению американской мощи в Ин­дийском океане, шло усиленное, хотя до поры до времени незаметное, внедрение американской военной машины не­посредственно в Саудовскую Аравию и другие нефтяные государства полуострова. Неожиданный свет на многие важнейшие подробности этого внедрения, раньше покры­тые непроницаемой оболочкой секретности, был пролит летом и осенью 1981 года. Это произошло в связи с борь­бой в американских законодательных органах и вокруг них по поводу сделки на поставку Саудовской Аравии оружия и военной техники, включая 5 «летающих рада­ров» АВАКС, на 8,5 миллиарда долларов.

Одобрение сенатом США этой сделки было расценено многими как торжество общеимперской политики над бо­лее узкими интересами сионистски настроенной части пра­вящего класса. Шумиха о том, будто бы поставки в Саудовскую Аравию якобы угрожают безопасности Израи­ля, с самого начала была искусственна и фальшива. Сами АВАКСы поступят в Саудовскую Аравию лишь в 1985 го­ду. У богатого нефтью королевства нет и не будет всех специалистов, необходимых для обслуживания этих слож­ных электронных систем, и они останутся фактически под американским контролем.

Но дело не только в этом. АВАКСы, приобретаемые Эр-Риядом, будут в первую очередь служить американской глобальной системе оповещения и разведки. Вся сделка с АВАКСами и другой военной техникой укладывается в рамки агрессивного курса Вашингтона, направленного на расширение своего «военного присутствия» в зоне, лежа­щей в непосредственной близости от южных границ СССР.

«Мы сможем подготовить взлетно-посадочные полосы, которые отвечают нашим требованиям, создать запасы снаряжения и оружия,— заявил журналистам помощник государственного секретаря США Бакли.— Техники, кото­рые сегодня обслуживают АВАКСы, завтра смогут с та­ким же успехом обслуживать самолеты «сил быстрого раз­вертывания». Как заявил Бакли, США сохранят контроль за использованием АВАКСов и «не позволят саудовцам наблюдать за израильской авиацией».

29 октября 1981 года сенат США 52 голосами против 48 одобрил решение администрации о продаже Саудовской Аравии самолетов с разведывательной системой АВАКС и другой военной техники. «Продав АВАКСы, мы поставили последнюю точку в «послевьетнамской» эре нашей внеш­ней политики»,— отмечал тогда журнал «Ньюсуик».

Комментируя результаты голосования, журнал «Тайм» отмечал, что, «может быть, самым важным следствием про­дажи АВАКСов будет строгое соблюдение военного пре­восходства Израиля над арабскими государствами». Для милитаристской машины Израиля уже была подготовлена дополнительно «поощрительная помощь» сверх 2,2 милли­арда, которые предоставляют ежегодно США Тель-Авиву.

В 1973 году под свежим впечатлением американских поражений во Вьетнаме конгресс США принял специаль­ный закон об ограничении полномочий президента, кото­рый запрещает ему вовлекать вооруженные силы США в военные действия за границей без соответствующего ре­шения конгресса. Было также наложено вето на любые «обязательства защищать» другие _ страны без согласия конгресса.

«Доктрина Картера» была лишь началом «избавления» от «вьетнамского синдрома». «Теперь администрация Рейгана,— отмечала «Нью-Йорк таймс»,— развивает докт­рину Картера и подводит под нее район всего Ближнего и Среднего Востока».

«Решение правительства Рейгана продать Саудовской Аравии самолеты с бортовой радиолокационной системой предупреждения и наводки (АВАКС) предвещает далеко идущую оборонительную стратегию для нефтепромыслов Ближнего Востока, о которой во время дебатов в конгрес­се ни разу не заходила речь,— честолюбивый план строительства резервных баз в Саудовской Аравии, полностью оснащенных и ожидающих использования американскими силами,— писала 2 ноября 1981 года «Вашингтон пост».— Эта секретная стратегия, которая разрабатывалась и прет­ворялась в жизнь должностными лицами двух прави­тельств, позволит американским «силам быстрого развер­тывания» двинуться «за горизонт», к этим передовым ба­зам и заранее созданным материальным запасам, если какие-либо враждебные силы попытаются захватить неф­тепромыслы Персидского залива».

Согласно одному документу Пентагона для внутренне­го пользования и другим источникам, была подготовлена почва для региональной сети ПВО, в которой главная роль отводится Саудовской Аравии и которая потенциально будет включать такие государства, как Кувейт, Объеди­ненные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн и Катар.

«По сведениям из американских дипломатических и военных источников,— сообщала «Вашингтон пост»,— до­говоренность между Саудовской Аравией и США возникла в результате строго засекреченных переговоров, которые велись в течение последних двух лет. Это — комплексный план с целью помочь Саудовской Аравии в строительстве военных объектов с изощренной электронной системой ко­мандования, которая может стать нервным центром для американских сил, участвующих в обороне этой страны».

Конкретные условия, согласованные между двумя пра­вительствами, были оформлены в конце февраля 1981 года в виде секретной устной договоренности между генерал-майором Чарльзом Доннэлли, руководителем американ­ской военной группы в Саудовской Аравии, и полковником Фахдом Абдуллой, командующим военно-воздушными си­лами Саудовской Аравии и влиятельным членом королев­ской фамилии.

Этот план позволял должностным лицам США и Сау­довской Аравии в отсутствие официального дипломатиче­ского соглашения отрицать детали этой стратегии, в то же самое время, претворяя в жизнь многочисленные слож­ные ее элементы.

Продажа пяти самолетов с бортовой системой АВАКС, по поводу которой было столько споров, была всего лишь небольшой частью того, что намечается, писала «Вашинг­тон пост». Суть договоренности состояла в следующем:

если Америка продаст Саудовской Аравии ряд предметов новейшей военной техники, Саудовская Аравия построит и оплатит обширную сеть командных и военно-морских объектов, а также объектов ПВО, достаточно большую для поддержки американских сил при серьезном регио­нальном вооруженном конфликте. «По сведениям из ин­формированных американских и иностранных источников, эта стратегия задумана для отражения различных уг­роз — от местных повстанческих действий до тотальной войны с какой-нибудь крупной державой»,— отмечала газета.

В конечном счете, согласно этим сведениям, Саудов­ская Аравия разрешила Соединенным Штатам создать на объектах, построенных на ее территории американскими инженерами по американским спецификациям, более чем трехмесячный запас военной техники, боеприпасов и дру­гих материалов, включая нефтепродукты. Значительную часть этой техники на миллиарды долларов будет оплачи­вать Саудовская Аравия, но она будет отвечать потреб­ностям американского командования в условиях военных действий.

В качестве ключевого элемента этой договоренности США решили создать изощренную систему командования, наведения и связи («С-3», или «команд, контрол, комью-никейшн»), которая соединит центральный штаб в Эр-Рияде с шестью или больше региональными оперативными центрами по всей стране. С помощью этой системы было намечено связать воедино принадлежащие Саудовской Аравии истребители «F-15», новые самолеты с системой АВАКС, зенитные ракеты и обширную сеть наземных радиолокационных станций.

Саудовская Аравия под американским контролем дол­жна была использовать новую технику для системы ПВО, выходящей далеко за пределы границ страны и включаю­щей другие нефтяные государства Персидского залива. Генерал-майор Ричард Секорд, заместитель помощника министра обороны по Ближнему Востоку, предоставил в распоряжение «Вашингтон пост» документ Пентагона, где говорится, что продажа самолетов с системой АВАКС «го­товит почву для создания при поддержке США некой ре­гиональной системы ПВО для всего района Персидского залива».

С самого начала стратеги Пентагона признавали, что «силы быстрого развертывания» не располагали в тот мо­мент ни достаточным воздушно-транспортным потенциа­лом, ни необходимыми передовыми системами снабжения, чтобы быть в состоянии быстро перебросить войска и при­пасы в район Персидского залива и вести сколько-нибудь продолжительную войну. Другие новые американские базы на Ближнем Востоке, включая базы в Рас-Банасе, находились далеко от территории нефтепромыслов.

«Тематический документ» Пентагона, подготовленный к дебатам об АВАКСах, но не получивший широкого рас­пространения, констатировал желательность «идти по пути создания интегрированной региональной системы обороны». «По мнению американских и иностранных осведом­ленных лиц, это будет фактически равносильно созданию нового регионального военного союза против СССР на его юго-западных границах — в дополнение к системе обороны IIATO на Западе»,— писала «Вашингтон пост».

Саудовская Аравия решила построить гораздо более разветвленную военную инфраструктуру, чем требуется для ее собственных нужд, утверждала газета. После этого, если ее соседи договорятся или какой-нибудь серьезный кризис будет угрожать безопасности Персидского залива, у Саудовской Аравии техника уже будет на месте и «мож­но будет призвать на помощь американского союзника» или же этот союзник прибудет без просьбы саудовского правительства.

Эр-Рияд стал тратить деньги из оборонных ассигнова­ний, которые, как полагают американские и иностранные осведомленные лица, будут составлять в ближайшее деся­тилетие от 35 до 60 миллиардов долларов практически для подготовки баз для «сил быстрого развертывания».

С точки зрения Вашингтона, достигнутая договорен­ность представляла собой краеугольный камень для соз­дания нового регионального союза, способного заполнить брешь, пробитую в американских позициях иранской ре­волюцией. В США надеялись когда-нибудь подключить к этому союзу также Египет. А пока главные надежды свя­зывали с пакистанскими вооруженными силами.

«Ни одна страна в этом районе не согласна иметь у себя в мирное время американские базы, — сказал Комер, быв­ший заместитель министра обороны в правительстве Кар­тера.— Эти страны готовы позволить нам обеспечить всю техническую помощь, разработать все системы, содержать их в порядке, обеспечивать их поддержку, даже эксплуа­тировать их, но не под американским флагом».

В феврале 1981 года Саудовская Аравия взяла на себя инициативу в создании Совета по сотрудничеству стран Персидского залива с участием Кувейта, Катара, Бахрей­на, Омана и Объединенных Арабских Эмиратов. Вашинг­тон немедленно стал оказывать нажим, чтобы наполнить этот совет чисто военным содержанием, а заодно попы­таться подключить системы ПВО остальных государств к единой системе. Перспектива создания такой более об­ширной региональной системы ускорила меры по реали­зации плана «С-3». В Пентагоне специалисты уже рассчитали, как установить систему «С-3», способную связать воедино силы Саудовской Аравии, США и других ре­гиональных государств. Первые анализы говорили о том, что это может стоить до 5 миллиардов долларов, естест­венно, из кармана саудовцев. США намеревались также подключить к этой системе шпионские спутники, разве­дывательные самолеты «SB-71 Блэкбёрд», разведыватель­ные самолеты авианосного базирования «Е-2С».

Насколько широко размахнулся Пентагон, стало ясно, когда 1 января 1983 года было создано так называемое «центральное командование» (Сентком), временно распо­ложенное на авиабазе в городе Тампа, штат Флорида. В сферу действия этого подразделения Пентагона было включено 19 государств — Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Оман, ЙАР, НДРЙ, Египет, Иордания, Судан, Эфиопия, Джибути, Сомали, Кения, а также значительная часть Индийского океана, в том числе Персидский залив и Крас­ное море.

Что касается Израиля, Ливана и Сирии, то они отнесе­ны к зоне действия штаба командования американскими вооруженными силами в Европе, находящегося в ФРГ.

Было объявлено, что в распоряжение «центрального командования» предоставлены «силы быстрого развертыва­ния», военные базы США в бассейне Индийского океана, авианосная группа. Район, на который распространяется действие Сенткома, лежит на стыке трех континентов, не­посредственно к югу от границ СССР. Речь шла не просто о создании военно-штабной надстройки для «сил быстрого развертывания», а о появлении готового механизма для вмешательства в дела стран региона и для конфронтации с Советским Союзом.

Министр обороны США Уайбергер официально подт­вердил, что «силы быстрого развертывания» «автоматиче­ски ориентированы на нефтепромыслы», подразумевая страны Аравийского полуострова.

В Вашингтоне кое-кому казалось, что вся Аравия, за исключением Демократического Йемена, насквозь просчи­танная компьютерами, выведенная на дисплеи пентагонов­ских генералов, становилась чем-то вроде Техаса или Оклахомы с особым, несколько экзотическим статусом. Но дело в том, что американская печать выдавала желаемое за действительное. Это касалось даже аравийских прави­тельств, не склонных играть роль американских марионе­ток, не говоря уже о настроениях населения. Все чаще и чаще вашингтонским стратегам приходилось вспоминать, что они имеют дело не только с пустынями, нефтяными месторождениями, трубопроводами, портами и военными базами, но и с обществом, перегруженным социальными и экономическими проблемами, потерявшим стабильность в процессе головокружительно быстрых перемен.

 



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.