Странички из личного дневника — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Странички из личного дневника

2021-06-02 36
Странички из личного дневника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«ДИАНА», «АМСТЕРДАМ» И СТАРЫЕ ДРУЗЬЯ

 

Разбирая как‑то свой довольно внушительный архив по подводной археологии, я наткнулся на одну маленькую заметку в газете «Известия». В ней коротко сообщалось о находках в Малаккском заливе корабля «Дианы», затонувшего с грузом китайского фарфора. В памяти сразу же всплыла «картинка» из прошлого. В тот, уже далекий 1994 год я был приглашен на 25‑й Международный симпозиум по подводной археологии, который проходил в предместьях города Плимута, в Англии. Этот старинный город хорошо известен морским историкам. Именно отсюда уходила «Золотая лань» Фрэнсиса Дрейка в свои пиратские набеги. На одном из причалов древнего Плимута, куда спустя несколько лет он вернулся уже с баснословной добычей, Дрейк был обласкан королевой Елизаветой и посвящен в рыцари. От стен этого города начинали свое путешествие многие корабли, экипажи которых внесли значительный вклад в изучение мирового Океана, морского дела, картографии.

Город и по сей день сохранил дух романтики моря. Узкие улочки, небольшие разноцветные дома, тесно прижавшиеся друг к другу в центральной части, как бы подтверждают представление о старом британском городе‑порте, вычитанные у писателей‑маринистов.

Плимут был основан в XII в. и до XIX века играл важное стратегическое значение. В 1914 году он объединил 3 города: Плимут, Сонхаус и Девонпорт. Главенствующая роль морского порта определила возведение вокруг Плимута крепостей – фортов. Один из них, форт Бовизанд, располагавшийся примерно в 5 км от города, был заложен в начале XIX века и фактически без перестройки сохранился до наших дней. Форт состоит из двух частей: верхней, известной как Стэддомская верхняя батарея, и нижней, более крупной, в которой вот уже многие годы размещается Европейский подводный центр № 1.

Верхняя часть форта была сооружена в 1845–1847 годах, нижняя – в 1860‑х годах. По мнению военных историков, все казематы форта Бовизанд, функционирующие с 1859 года, являются одними из наиболее хорошо сохранившихся оборонительных сооружений страны.

Бовизанд был одним из 24 фортов, окружавших Плимут двойным кольцом. Обеспечение безопасности города обошлось Короне в 3 миллиона фунтов стерлингов.

Три из отстроенных укреплений предназначались для защиты подступов к городу. Орудия Бовизанда закрывали восточный подход к Плимуту, а также страховали несколько соседних укреплений форта Пиклкамб и построенный рядом волнорез. Последний был сооружен в 1825–1844 годах инженером Дж. Реннингом и защищал от ветров небольшую гавань, устроенную близ форта Бовизанд. В течение 10 лет по проекту было построено 23 каземата с многочисленными подземными коридорами и переходами, складами боеприпасов для орудий крупных калибров. Форту повезло: за время его существования не было ни одной атаки, но его «экипаж» исправно нес службу. В 1890 году орудия форта были заменены на новые, скорострельные, а в период Второй мировой войны их опять обновили – на случай оборонительных боев. Так форт просуществовал до 1956 года. Затем он был закрыт и пустовал до 1970‑х годов. Его сохранности в этот «бесхозный» период в немалой степени способствовала удаленность от крупных населенных пунктов, отпугивавшая туристов.

В конце концов форт был сдан в аренду Подводному центру, директор которого смог обосновать в «верхах» важность и оригинальность проекта использования помещений без их перестройки. Так это уникальное фортификационное сооружение обрело новую жизнь.

В казематах «подводного форта» разместились мастерские и лектории. Обслуживающий персонал, насчитывавший в то время, когда в форте был я, около 30 человек, обеспечивал работу благоустроенной гостиницы, столовой, бара, магазина водолазного оборудования и различных хозяйственно‑технических служб – компрессорной, местной электростанции и др. Центр владел десятком современных резиновых и металлических катеров. На плоской крыше одного из бывших артиллерийских складов была оборудована вертолетная площадка.

В корпусах форта, где в 1994 году проходил 25‑й Международный симпозиум по подводной археологи, я и познакомился с Дорианом Боллом. Симпозиумы в форте проводились (не знаю, проводятся ли они сейчас) ежегодно. На них собирались как ветераны подводной археологии, так и молодежь со всего мира. Я участвовал в двух симпозиумах (в 1994 и в 1996 гг.) и встречал там специалистов из США, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Германии, Испании, Чили. Многие знали друг друга не один год. Подводного археолога из России они видели первый раз и были немало удивлены нашими результатами. Некоторые, кстати, даже и не слышали о том, что в России занимаются подводными археологическими исследованиями. На мой доклад собрались все участники симпозиума и даже сотрудники Центра. Потом директор Центра и организатор симпозиума говорил, смеясь, что хорошо, что до форта не просто добраться, иначе в зале, чтобы посмотреть на русского, собрался бы весь Плимут.

Как я говорил выше, на 25‑м симпозиуме я и познакомился с Боллом. Его имя в кругу подводных археологов в то время было хорошо известно. Под его руководством в 1993 году был найден корабль «Диана», затонувший в 1817 году в Малаккском заливе с грузом китайского фарфора.

Заключив с правительством, в чьих территориальных водах покоились останки «Дианы», договор, группа Болла приступила к исследованию места кораблекрушения. Полученные результаты превзошли все ожидания. Даже Болл, хорошо изучивший корабль по архивным материалам, был поражен.

Мы сидели с Дорианом в небольшом уютном кафе форта Бовизанд и говорили о «Диане». Сначала он пытался словами описать красоту обнаруженных находок. Наконец, махнув рукой, со словами «Смотри сам» достал пачку фотографий. То, что я увидел, действительно восхищало. К этому времени я уже почти 15 лет занимался подводной археологией, на личном счету было более трех десятков подводных памятников. Бывал в некоторых морских музеях мира, держал в руках десятки уникальных находок, поднятых со дна коллегами из Голландии, Германии, Норвегии, США. Наконец, видел, читал множество книг и отчетов по подводной археологии. Но такого…

Стопки великолепно сохранившихся тарелок, блюд, чашек. Целые сервизы с тончайшими сюжетными рисунками, выполненными в традиционной китайской манере. Монеты, бутылки, коробочки для чая, детали корабля и его оснастки – это лишь часть предметов, которыми группа Болла обогатила Историю. Всего более тысячи находок, наглядно свидетельствующих о таланте китайских мастеров, упорстве и любознательности современных подводных археологов.

 

 

Подводные находки с «Дианы»

Я поинтересовался у Дориана, как он начинал разыскивать «Диану».

Эта эпопея началась еще в 1979 году, когда Болл первый раз спустился с аквалангом под воду. Увиденное на дне морском настолько поразило, что он со всей кипучей энергией окунулся в подводную археологию. Постепенно, участвуя в разных экспедициях и накапливая опыт, Болл превратился из любителя‑археолога в мастера.

Решающим моментом его биографии стал переезд в Сингапур. Это были еще малознакомые для историков воды, и, по словам Дориана, он уже не смог спокойно сидеть в офисе.

Несколько лет архивных поисков и… удача.

Однако нахождение ценного груза «Дианы», оцененного более чем в 4 миллиона долларов, принесло не только удовлетворение, но и новые проблемы. Местные власти, учуяв значительную добычу, потребовали пересмотреть ранее заключенный договор и увеличить часть их прибыли. Дориан подал на ненасытных чиновников в суд. Увы, не знаю, чем закончилась эта тяжба, но в то время Дориан сказал мне: «В конечном счете «Диана» – не последний корабль на моем счету!»

Вообще, общаясь с подводными археологами из разных стран, я постоянно убеждался в том, что они неизлечимые оптимисты. В целом проблемы всех исследователей одинаковы – где взять деньги на экспедицию и где достать нужное оборудование. Мнение о том, что за границей с финансированием подводных работ все «о'кей!», – добрая сказка. Пример тому мой старинный товарищ Ежи Гавронский – известный голландский подводный археолог, руководивший раскопками корабля XVIII в. «Амстердам», затонувшего у берегов Англии. Так вот, исследования этого классического голландского корабля Ост‑индской компании, гордости Нидерландов, финансировало не государство, а частично Амстердамский университет и частично частные фирмы. Ежи повезло, что он нашел на корабле медикаменты в коробочках с хорошо сохранившимися этикетками фирмы‑изготовителя. Оказалось, что эта фирма существует и по сей день. Она‑то в рекламных целях и профинансировала его работы. И, скажу вам, неплохо. Можете себе представить рекламу этой фирмы типа: «Наши лекарства пролежали под водой почти 250 лет и все равно готовы к употреблению!!!»

 

 

 

Платформа, с которой проводились работы на «Диане»

Сам же Ежи после того, как работы на «Амстердаме» были закончены, «подрабатывал» подводным археологом… у французов. Так что хлеб подводного археолога и на Западе без масла. В работах на общественных началах по поискам остатков древнеримского моста недалеко от голландского городка Неймеген довелось принять участие и мне. На них пригласил меня мой давнишний приятель, известный подводный кинооператор и фотограф Хенри Хоогевуд. Объект был с исторической точки зрения значимый, но государство «раскошелиться» не пожелало. Ныряли на мост профессионалы (5–6 человек), съехавшиеся со всей страны (впрочем, что там ехать по Голландии), но «за интерес». Зафиксировали несколько опор и отдельные находки. Поистине, любознательность человека не знает границ.

Такая же, кстати, ситуация была и у немцев, насколько я слышал, также обстояло дело и у Джорджа Басса – всемирно известного ученого, одного из основателей бодрумского Музея подводной археологии. Во всяком случае, он сам писал мне об этом. Его уникальные многолетние исследования финансировали Географическое общество (США), частные фирмы и общественные организации. Забавно, но и по сей день примерно раз в год мне приходят письма от различных авторитетных, в том числе международных, подводных археологических центров и институтов с просьбой оказать финансовую помощь в исследовании того или иного памятника. Письмо стандартное, и отправляется оно, по всей видимости, сотням организаций и подводным археологам, попавшим в международный банк данных. Наверно, это дает желаемые результаты.

 

 

 

Находки с «Амстердама»

Коли я упомянул здесь Ежи Гавронского, то следует, пожалуй, хотя бы кратко рассказать о его работах на «Амстердаме». К слову, Ежи – наполовину славянин: его отец, авторитетный голландский архитектор – выходец из Польши. Эмигрировал в Нидерланды после Второй мировой войны. Сам Ежи родился уже в Голландии. Почти двухметрового роста, всегда улыбчивый, веселый, с разумной долей авантюризма, славянской бесшабашности и пофигизма. Любитель от души погулять и до одурения поработать. Уже не помню, кто меня с ним познакомил. Но сошлись мы быстро. Пару раз я ездил к нему в гости в Амстердам (это отдельная, довольно забавная песня), участвовал вместе с ним в нескольких исторических конференциях. Пару раз он приезжал в Москву.

Итак, «Амстердам». Это было классическое судно XVIII века с сильным вооружением, построенное в 1745 году на верфях Ост‑Индской компании (V.O.C., Vereenigde Oost‑indische Compagnie) в Амстердаме[8]. Корабли этой крупнейшей голландской торговой компании только за столетие совершили около 5 тысяч рейсов в Азию. Но «Амстердаму» не повезло. Первый же его поход к берегам Ост‑Индии оказался, как говорят моряки, «висельным». В октябре 1748 года он вошел в Ла‑Манш в сопровождении пяти кораблей. В сильный шторм, повредив руль, галеон укрылся в английском порту Гастингс. В течение года простоял корабль в Англии и еще, фактически не начав путешествия, потерял 40 человек экипажа от эпидемий. Когда же капитан все же попытался выйти в море, судно, не успев отойти от берега достаточно далеко, по каким‑то причинам затонуло. Люди спаслись, но груз безвозвратно погиб, убытки составили 300 тысяч серебряных гульденов. Остов корабля, разбиваемый волнами, еще долго можно было видеть с берега. Попытки его подъема в то время оказались напрасными. Впрочем, как и в наше время. Как ни пытался Ежи Гавронский убедить правительство и общественность поднять и музеефицировать его останки, все напрасно – дорого. Вероятно, дешевле оказалось создать реплику галеона. Она была построена в 1985–1989 годах на верфи Зальцхафен. На сооружение копии «Амстердама» потребовалось более 150 тысяч человеко‑часов, около пятисот кубометров древесины и примерно четыре миллиона долларов (часть суммы удалось собрать за счет добровольных пожертвований). Говорят, что в качестве трудовой силы на «Амстердаме» использовались также безработные и задержанные полицией за незначительные провинности лица.

В настоящее время копия «Амстердама», принадлежащая обществу «Остиндиеваардер», стоит в канале у Музея судоходства и используется как корабль‑музей. На его борту развернута экспозиция, рассказывающая о морской жизни XVIII в.

 

ПРОПАВШАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

 

Первыми, кто встретил нашу небольшую исследовательскую группу на острове Кулалы в то ничем не примечательное майское утро 1991 года, была семейка гадюк, томно гревшаяся на песчаном бережку, как раз на месте выгрузки экспедиции. Гадючья мама вяло подняла головку в нашу сторону, всем своим холодным видом показывая, что нас здесь не ждали. Признаюсь, при всей моей любви к животным эта встреча не вызвала у меня теплых чувств. А ныряние рядом с этой «дружной» семейкой и ее, как оказалось впоследствии, многочисленными «соплеменниками» не вселяло радостного оптимизма. Но что делать. Интерес к останкам старинного деревянного корабля, найденным близ острова экспедицией Института водных проблем в прошлом году, пересиливал мистический страх перед этими древними тварями. Впрочем, вскоре нам даже удалось «подружиться» с ними и решить все территориальные проблемы. К чему, правда, мы так и не смогли привыкнуть, так это к их постоянному надзору. Плавая у берега, они часто высовывались из воды на 20–30 сантиметров и в таком положении «перископа» надолго замирали, наблюдая за нашими работами. Но довольно о грустном.

Эпопея, в результате которой мы оказались на этом богом забытом змеючьем острове в юго‑восточной части Каспийского моря, началась еще 200 лет назад – в период грандиозных преобразований русского царя Петра I.

 

Ее краткая летопись такова.

В конце XVII века Петр I, стремясь расширить границы Российской империи, обернул свой взор к малоизвестным в то время берегам Каспийского моря. Картографические работы были поручены состоявшему на русской службе датчанину Шельтропу. Однако Шельтропу не удалось выполнить поручение Петра, так как, дойдя до южного побережья Каспия, он попал в плен к персам, где и умер.

Несмотря на неудачу первой экспедиции, Петр I посылает составить карту Каспия другого иностранца на русской службе – немецкого капитана Еремея Мейера. В первой русской газете «Ведомости» сообщалось, что в 1703 году исследователь уже «учинил карту Хвалижского моря, с которой предполагалось напечатать многое число листов». Однако выпустить карту не успели. В 1705 году во время восстания стрельцов в Астрахани Мейер был убит, а подлинник карты пропал. Следующей попыткой сделать «опись моря» стала работа князя Александра Бековича‑Черкасского и его соратников в 1714–1717 годах.

Предыстория походов Бековича‑Черкасского связана с теми сведениями, которые незадолго до этого сообщил Петру I туркмен Ходжа Нефес. Он предложил царю завладеть хивинскими землями, где, как утверждали, были большие залежи золотого песка. Отчасти сведения о золотом песке подтверждались хивинским послом в России Ацерби и губернатором Сибири князем Гагариным, но более всего мечтал царь «путь водяной из Санкт‑Петербурга по Волге через Каспий и далее в Индию сыскать».

Главный персонаж нашего повествования, князь Александр Бекович‑Черкасский происходил из Малой Ка‑барды. По одной из версий, он еще в молодости выехал в Россию, крестился и учился за границей. По другой – был похищен в младенческом возрасте или взят русскими в качестве заложника. Известно, что его отец, имя которого не было известно обществу того времени, был бек (т. е. князь), что и определило его отчество – Бекович. До крещения в православную веру Александр носил татарское имя Девлет‑Гирей‑мурза, под которым был известен и впоследствии у прикаспийских инородцев. Воспитывался князь в семье дяди царя Петра – князя Бориса Алексеевича Голицына. Вместе с его сыновьями обучался и различным наукам, в том числе латинскому языку. В 1707 году ездил за границу, где, «между прочим, изучал прилежно мореплавание».

По возвращению в Россию служил в Преображенском полку.

В 1711 году князь Александр Бекович был отправлен на свою родину – на Кавказ, к кабардинским владыкам для привлечения их на сторону России. После его успешной дипломатической миссии многие из них «изъявили готовность служить Великому Государю всей Кабардой» и приняли присягу на верность русскому царю.

Спустя три года, в мае 1714 года Бекович подал царю донесение, где изложил свои взгляды на положение дел на Кавказе и рекомендации по направлению политики, которой должна была держаться Россия в своих отношениях с горцами и с Персией. Черкасский обращал внимание царя на то, что турки задались целью соединить под своей властью все горские племена, вплоть до персидской границы, но до сих пор встретили сочувствие и поддержку только среди кумыцких князей. Он советовал царю воспользоваться представлявшимся удобным моментом для подчинения своей власти «оного народа» ради осуществления «интереса государственного». Князь Александр считал, что этот удобный момент настал. Обосновывая свое мнение, он писал, что «годная особа с войском, посланная немедленно на Кавказ морем, не встретила бы серьезного сопротивления со стороны горцев, беспрестанно воевавших друг с другом и не отдавшихся еще никому в подданство». Вероятно, под «годной особой» князь Александр подразумевал себя, однако в 1715 году в Персию был послан не он, а Артемий Петрович Волынский. Самого же Бековича царь решил направить в Хиву.

В указе капитану‑поручику от лейб‑гвардии князю Черкасскому, датированном 29 мая 1714 года, предписывалось: ехать в Астрахань, подготовить там необходимое количество судов, взять на борт около 1500 человек и направиться вдоль левого берега Каспийского моря. По пути экспедиции найти удобное место и заложить город. Оттуда, взяв с собой «морских нескольких человек», идти к «Дарье‑реке», делая по пути карту «как берегу морскому, так и рекам и пристанищам». Обнаружив «Дарью‑реку», заложить в ее устье еще одну крепость и провести разведку вплоть до персидской границы.

В ноябре этого же года Бекович закончил все приготовления и вышел в море флотилией, насчитывавшей, по некоторым данным, 30 судов. На борту кораблей находились пехотинцы и казаки в количестве 1744 человека, 33 артиллериста при орудиях, 100 моряков и 10 офицеров.

Маршрут флотилии лежал в город Гурьев, где Бекович должен был встретиться с казаками, посланными сушей из Казани, а затем в Тюк‑Караганский залив, откуда и планировалось начать обследование восточного побережья Каспия. Однако осенний Каспий помешал осуществить задуманное. В самом начале похода путь судам был прегражден льдом, а затем они попали в жестокий шторм и, отказавшись от дальнейшего перехода, вернулись в Астрахань.

Эта неудача не остановила Бековича. Пополнив свою флотилию двадцатью новыми судами, он в апреле 1715 г. вновь вышел в море и благополучно совершил переход до Гурьева, а затем к заливу Тюк‑Караган. Правда, потеряв при этом несколько судов.

От мыса Тюк‑Караган Бекович начал одновременно исследование восточного побережья моря и прилегающих к нему окрестностей суши. Затем он двинулся дальше на юг и произвел опись всего восточного побережья до Горганского (Астрабадского) залива.

По возвращению из экспедиции Бекович сделал обстоятельный доклад царю, получил чин гвардии капитана и назначение начальником следующей экспедиции, с более широкими задачами и полномочиями.

В руководство князю Черкасскому Петр собственноручно написал наказ, состоявший из 13 пунктов:

«1. Надлежит над гаванью, где бывало устье Аму‑Дарьи реки, построить крепость человек на тысячу, о чем просил и посол хивинский.

2. Ехать к хану Хивинскому послом, а путь держать подле той реки и осмотреть прилежно течение ея, а также и плотину, если возможно эту воду опять обратить в старое ложе, а прочия устья запереть, которыя идут в Аральское море.

3. Осмотреть место близ плотины, или где удобно, на настоящей же Аму‑Дарье реке для строения крепости тайным образом и, если возможно, то и тут другой город сделать.

4. Хана Хивинского склонить к верности и подданству, обещая ему наследственное владение, для чего предложить ему гвардию, чтобы он за то радел в наших интересах.

5. Если он охотно это примет и станет просить гвардии и без нея не будет ничего делать, опасаясь своих людей, то дать ему гвардию, сколько пристойно, но чтоб была на его жалованьи; если же станет говорить, что содержать ему ее нечем, то на год оставить ее на своем жалованьи, а потом чтобы он платил.

6. Если таким или другим образом хан склонится на нашу сторону, то просить его, чтоб послал своих людей, при которых и наших два человека было бы, водою по Сыр‑Дарье реке, вверх до Эркети городка, для осмотрения золота.

7. Также просить у него судов и на них отпустить купчину в Индию по Аму‑Дарье реке, наказав, чтоб изъехал ее, пока суда могут идти, и потом продолжал бы путь в Индию, примечая реки и озера, и описывая водяной и сухой путь, особенно водяной, и возвратиться из Индии тем же путем; если же в Индии услышит о лучшем пути к Каспийскому морю, то возвратиться тем путем и описать его.

8. Будучи у Хивинского хана, проведать и о Бухарском, нельзя ли и его хотя не в подданство, то в дружбу привести таким же образом, ибо и там также ханы бедствуют от подданных.

9. Для всего этого надобно дать регулярных 4000 человек, судов сколько нужно, грамоты к обоим ханам, также купчин к ханам и к Моголу.

10. Из морских офицеров поручика Кожина и навигаторов человек пять или больше послать в обе посылки: в первую под видом купчины, в другую – к Эркети.

11. Инженеров дать двух человек.

12. Нарядить казаков Яицких 1500, Гребенских 500, да 100 человек драгун с добрым командиром, которым идти под видом провожания каравана из Астрахани и для строения города; и когда они придут к плотине, тут им велеть стать, и по реке прислать к морю для проживания князя Черкасскаго сколько человек пристойно; командиру смотреть накрепко, чтоб с жителями обходились ласково и без тягости.

13. Поручику Кожину приказать, чтоб он там разведал о пряных зельях и о других товарах и, как для этого дела, так и для отпуска товаров, придать ему двух человек добрых из купечества, чтоб не были стары».

Исходя из задач и масштабов экспедиции, в состав его флотилии вошло более 100 судов: военные транспорты, бомбардирские корабли и другие типы судов с большим количеством боеприпасов.

Экспедиция проводилась в несколько этапов и длилась около года. За это время, согласно инструкции царя, Бековичем были разведаны места и заложены Тюк‑Караганская крепость, названная крепостью Святого Петра, а также укрепления в южной части полуострова Мангышлак и на Красноводской косе. В первой крепости был оставлен гарнизон в составе Пензенского полка, в укреплении на полуострове Мангышлак – рота Крутоярского полка, а на Красной косе – гарнизон из Астраханского и Короткоякского полков.

Последний поход, состоявшийся в 1717 году, оказался для Бековича роковым. Во время одного из штормов погибло несколько судов, на одном из которых находились жена и двое его детей. В августе того же года на подходах к Хиве погиб почти со всем своим отрядом и сам Бекович.

Таковы сведения, которые донесли до нас архивные документы. И вот спустя почти двести лет, в 1990 году вблизи острова Кулалы, расположенного в северо‑восточной части Каспийского моря, сотрудниками Института водных проблем И. Диваковым и Н. Демиденко, были обнаружены останки неизвестного деревянного судна. Последующие исследования конструкции и груза, а также архивные изыскания показали, что оно, очевидно, принадлежало одной из экспедиций князя Бековича‑Черкасского.

О находке сообщили автору этих строк, в то время возглавлявшему Центр комплексных подводных исследований (ЦКПИ) – организацию, проводившую подводные археологические работы в различных регионах Советского Союза. Работы ЦКПИ на Каспии обеспечивало экспедиционное судно Института водных проблем АН СССР «Акватория».

А все начиналось с «астраханского сидения».

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.