Легенда сокровищ кораблей озера Неми — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Легенда сокровищ кораблей озера Неми

2021-06-02 107
Легенда сокровищ кораблей озера Неми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Загадочные воды крошечного озера Неми, лежащего всего в 24 км юго‑восточнее Рима, привлекали внимание людей еще со времен Римской империи. Легенда, связанная с этим озером, будоражила умы не только многих «охотников за древностями», но и маститых ученых. Согласно преданию, на дне Неми покоились заполненные сокровищами корабли фантастических размеров, построенные неким сумасшедшим императором и впоследствии затопленные.

Рыбаки не сомневались в подлинности легенды. Часто их сети разрывались о какие‑то конструкции, лежавшие на дне, или вытаскивали обтесанные вручную деревянные детали, напоминавшие корабельные. Воды озера неоднократно выбрасывали на берег старинные предметы римской эпохи – кольца, бронзовые украшения и пр. Но на вопрос, когда и каким образом мифические корабли оказались в озере, окружность которого составляла всего 5,8 км, ответить долгое время никто не мог.

Неми – необычное озеро. Появившееся задолго до Рима, оно было окутано благоговейным страхом и тайной. В древности оно являлось местом поклонения древних людей безымянным богам, а после того, как на его берегу был построен Храм Дианы – особо почитаемой римлянами богини природы и плодородия, стало называться «Зеркалом Дианы».

Первые попытки обследовать дно озера с целью найти подтверждение древней легенды были предприняты еще в XV веке. В 1446 году кардинал Просперо Колонна, увлеченный тогдашней модой на античность, поручил известному ученому и архитектору Леону Батисте Альберти изучить корабли и извлечь их на поверхность. Для этой цели были привлечены ныряльщики из Генуи. Однако по техническим причинам это намерение с самого начала было обречено на неудачу. Тем не менее Батисте повезло. Он нашел один из таинственных кораблей, исследовал его при помощи ныряльщиков и даже попытался поднять судно. Для этого на множестве деревянных бочек был сооружен настил, на котором установили лебедки с канатами. Однако с помощью этого немудреного устройства Батисте удалось лишь оторвать и извлечь на поверхность кусок носа таинственного корабля и часть огромной статуи, пробудивших всеобщее любопытство. В 1535 году на дно озера Неми опустился Франческо Демарчи. Облаченному в деревянный шлем водолазу удалось измерить суда и поднять на поверхность несколько древних вещей. К сожалению, вскоре все его записи и большая часть информации были утеряны.

В последующий период было сделано еще несколько попыток прикоснуться к тайне озера. В 1827 году для поисков сокровищ римского императора был использован даже большой водолазный колокол. Возглавил работы гидроинженер Аннезио Фускони. Однако и ему не удалось поднять на поверхность ни один корабль. Позже многие фрагменты порфира, мрамора, мозаик, металлических колонн, дерева и гвозди, найденные Фускони, оказались в ватиканском музее.

В 1885–1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл крюками ободрал с загадочного судна почти все бронзовые орнаменты, мозаики, украшения из золота и мрамора. В дальнейшем все эти предметы стали достоянием британских музеев и частных коллекций.

В 1895 году подводная экспедиция, организованная римским торговцем антиквариата Элисео Борги, обнаружила на дне озера значительное количество находок. Водолаз‑любитель, нанятый предприимчивым торговцем, доставил на поверхность бронзовые головы льва и волка, а также куски мозаик, медные листы, черепицу и камни. Изразцы, извлеченные со дна, украсили ванную комнату римского принца, а один из состоятельных граждан приобрел трубку и трость, вырезанные из обломка корабля. Кое‑что досталось и ученым. Благодаря некоторым находкам, в первую очередь монетам, удалось установить главное – имя императора, который спустил на воду таинственные корабли. Им оказался Калигула Гай Цезарь из рода Юлиев‑Клавдиев, вошедший в историю под именем Калигула.

 

 

 

Император Калигула

Он родился в 12 году и провел свое детство главным образом в военных лагерях. Родители будущего императора, стремясь завоевать популярность среди воинов, одевали сына в специально сшитую для него военную одежду, в том числе крохотные сапожки, вызывавшие у видавших виды воинов умиление. За это они ласково и прозвали Гая Калигулой, то есть «сапожком».

Когда через два дня после смерти Тиберия, 18 марта 37 года, Калигула был провозглашен императором с официальным именем Гай Цезарь Август Германик (или император Гай Цезарь), народ встретил эту весть с воодушевлением, ибо его родители Германик и Агриппина Старшая пользовались всеобщей любовью и уважением. Ликование было столь велико, что менее чем за три месяца в знак благодарности богам было принесено в жертву более ста шестидесяти тысяч животных. Не омрачили радость и слухи о том, что Калигула приложил руку к смерти своего дяди, императора Тиберия.

Так Калигула достиг власти во исполнение лучших надежд римского народа. Он был самым желанным правителем и для большинства провинций, и для войска, где многие помнили его еще младенцем, и для всей римской толпы, которая любила Германика и жалела его почти погубленный род.

На первых порах новый император и сам делал все возможное, чтобы закрепить всенародную любовь. Он помиловал осужденных и сосланных по всем обвинениям, оставшихся от прошлых времен. Должностным лицам он разрешил свободно править суд и даже сделал попытку восстановить народные собрания. Облегчил налоги и многим пострадавшим от различных бед возместил убытки. Дважды устраивал он всенародные раздачи по триста сестерциев каждому римлянину и много раз всевозможные зрелища на потеху всему народу. В первый же год Гай завершил строительство храма Августа, который император Тиберий начал было строить, но так и не закончил, несмотря на то что правил двадцать с лишним лет.

Однако через 8 месяцев Калигула неожиданно чем‑то заболел (предположительно, энцефалитом, по Светонию – эпилепсией, вызвавшей органическое поражение мозга; по другой версии, сказались психические переживания детства). После выздоровления поведение Гая кардинально изменилось. Он буквально потерял разум. В своем сумасшествии Калигула превратил принципат в откровенную монархию, лишив его всякой внешности республики. Он словно задался целью смешать с грязью все, чем привыкли гордиться римляне, высмеять предания и обычаи, утрируя их до невероятной степени. Для начала он присвоил себе множество прозвищ. Он заставлял величать себя и «благочестивым», и «сыном лагеря», и «отцом войска», и «Цезарем благим и величайшим». Не довольствуясь этим, он решил обожествить себя еще при жизни, не дожидаясь суда потомства, и распорядился привезти из Греции изображения прославленных богов, даже Зевса Олимпийского, чтобы снять с них головы и заменить своими. Палатинский дворец он продолжил до самого форума, а храм Кастора и Поллукса превратил в его прихожую и часто стоял там между статуями близнецов, принимая божеские почести от посетителей. Своему божеству он посвятил особый храм, где находилось его изваяние в полный рост. Он назначил жрецов, а должность главного жреца заставил отправлять по очереди самых богатых граждан.

В своей страсти к роскоши Калигула превзошел даже самых безудержных расточителей. Он выдумал неслыханные омовения, диковинные яства и пиры – купался в благовонных маслах, горячих и холодных, пил драгоценные жемчужины, растворенные в уксусе. При этом он приговаривал: «Нужно жить или скромником, или цезарем!» Он велел выстроить либурнские галеры в десять рядов весел, с жемчужной кормой, с разноцветными парусами, с огромными купальнями, портиками, пиршественными покоями, даже с виноградниками и плодовыми садами всякого рода; пируя в них средь бела дня, он под музыку и пение плавал вдоль побережья Кампании. Сооружая виллы и загородные дома, он забывал про всякий здравый смысл, думая лишь о том, чтобы построить то, что построить, казалось, невозможно. Таким образом, меньше чем в год он промотал колоссальное наследство Тиберия – два миллиарда семьсот миллионов сестерциев (а по некоторым сведениям, даже большее). Истощившись же и оскудев, как пишет Светоний, Калигула «занялся грабежом, прибегая к исхищреннейшим наветам, торгам и налогам». Он объявлял незаконными завещания, заставлял покупать за баснословные цены всю утварь, оставшуюся после больших зрелищ, заседая в суде, присуждал к конфискации имущества всех, без учета их вины. Обложил пошлиной все съестные товары, продававшиеся в городе. Ему отчисляли «процент» от дневного заработка носильщики, торговцы и даже проститутки – цену одного «любовного сеанса».

Жестокий произвол, откровенный садизм и сумасшедшие выходки императора римляне выносили около четырех лет. Терпение их истощилось, когда Калигула бездумно посягнул на «святая святых» – устои рабовладения. К этому времени в стране, пожалуй, уже не было ни одного человека, который не считал бы убийство Калигулы великим счастьем.

 

 

 

Реконструкция одного из кораблей, поднятых со дна озера Неми

24 января 41 года заговорщики подкараулили Гая в узком проходе, ведущем к театру. Первый удар нанес Кассий Хорея – трибун преторианской когорты, неоднократно подвергавшийся издевательствам Калигулы. Затем другие обидчики, нанеся ему более тридцати ран. Вместе с императором были убиты также его жена Цезония и дочь. Власть перешла к дяде Калигулы Клавдию.

Такова вкратце история жизни «автора» строительства гигантских увеселительных кораблей озера Неми. Его, ставшая нарицательной любовь к роскоши вселяла ученым, заинтересовавшимся находками в озере Неми, уверенность, что они на пороге открытий уникальных памятников истории. О существовании подобных сооружений специалистам было известно ранее по сделанному древним автором Афинеем описанию знаменитого корабля, построенного правителем Сиракуз Гиероном. Этот корабль, на который пошло такое количество строительного материала, какое было нужно для постройки шестидесяти тетрер (корабли с четырьмя рядами весел), имел внутри три коридора: «Нижний вел к помещению для груза, и в него спускались по прочным лестницам; второй был оборудован для желающих пройти в каюты; следующий, последний вход – для воинов. По сторонам от среднего коридора, у обоих бортов, было тридцать кают с четырьмя ложами для мужчин. Помещение для начальника корабля было устроено на 15 лож и каюты с тремя ложами в каждой; каюта в кормовой части была в то же время и кухней. Во всех каютах пол был из плиток, составленных из разнообразных камней; на плитках был изображен удивительным образом весь сюжет «Илиады». Такие украшения имелись на стенах, потолке и дверях. По верхнему коридору располагались гимнастическая площадка и крытые галереи… Рядом с ними Гиерон устроил триклиний (столовую. – А. О.), посвященный Афродите, с полом из агата и других самых красивых камней, какие только были на острове; стены и потолок были из кипариса, двери – из слоновой кости и туи; он украсил комнату картинами, статуями и сосудами для питья.

Рядом с этой столовой была комната для отдыха с пятью ложами – стены и двери в ней самшитового дерева; в этой же комнате была библиотека, а на потолке часы наподобие солнечных часов в Ахрадине [часть Сиракуз]. Была также баня с тремя ложами, с тремя медными грелками и ванной… разноцветной, изтавроменитского камня. Устроил Гиерон также еще большое число кают для экипажа и для хранителей трюма. Кроме этого, с каждого борта было по десяти конюшен, подле них хранился фураж для лошадей, багаж всадников и их слуг. На носу была закрытая цистерна для воды, вмещавшая 2000 метретов (78 780 литров. – А. О.), устроенная из просмоленных досок и холста. Поблизости от нее из свинца и дерева была устроена закрытая писцина с морской водой, где держали множество рыбы. У бортов, с каждой стороны, были выдававшиеся вперед выступы на равном расстоянии друг от друга; на них помещались дровяные сараи… хлебные печи, кухни, мельницы и множество других служб».

1920 год. Мучительные сны преследовали итальянских морских историков. Смогут ли они поднять такие громадные корабли целиком и узнать, как они были построены, оснащены и как двигались? Таких, даже отдаленно похожих судоподъемных работ ранее не проводилось. Правда, несколько античных судов к этому времени уже было найдено на дне морей. С них даже удалось поднять часть грузов и отдельные фрагменты корпуса. Но масштабы этих исследований не шли ни в какие сравнения с возможными работами на Неми.

Галеры Калигулы так и могли остаться мечтой, если бы не Бенито Муссолини. Пытаясь построить свою фашистскую Римскую империю, дуче страстно желал воссоздать все, что помогло бы вернуть былое величие Древнего Рима. В апреле 1927 года он объявил миру, что фашистская Италия должна поднять корабли Калигулы.

Но как? Поднять лебедкой корабли невозможно. За многие века их остовы стали хрупкими и намертво вросли в грунт. Оставался единственный путь – осушить озеро, раскопать корабли, а затем извлечь. Отчасти эти работы упрощались тем, что озеро подпитывалось только дождевыми и родниковыми водами. Тем не менее, чтобы раскрыть корабли, нужно было откачать 50 млн куб. м воды. Для сохранения озера Неми в древности прорыли 1653‑метровый отводной туннель через холм к западу. Этот туннель к началу работ еще существовал, но был завален камнями, землей и песком. Невзирая на расходы, Муссолини приказал очистить туннель, что и было сделано за четыре месяца сотней землекопов. Наконец 20 октября 1928 года Муссолини отдал приказ, по которому 4 огромные помпы начали гнать воду из озера в древний туннель.

В сентябре 1929 года первый корабль был открыт. После подсыхания грунта он был раскопан, заключен в специальный короб и вытянут на берег по специально проложенному для этой цели рельсовому пути. Со вторым кораблем пришлось помучиться дольше, но и он в ноябре 1932 года был вытащен на берег. Затем были произведены необходимые гидротехнические работы по восстановлению озера. Правда, к своему первоначальному уровню оно вернулось только спустя 10 лет.

Исторические находки из озера Неми поразили ученых. Сохранность кораблей и их деталей была удивительной. До исследователей дошли в первозданном виде даже пеньковые веревки, кожа и ткани. Ошеломлял размер кораблей: длина одного из них достигала 73 м, а ширина 24,4 м, другого, соответственно, – 71,30 м и 20 м. Ни один из известных ранее античных кораблей не был даже отдаленно похож на них ни размерами, ни богатством убранства. К тому времени сведения о древних кораблях черпались главным образом из письменных источников. Так, например, сохранились упоминания, что в эпоху Пелопоннесской войны корабли имели грузоподъемность 500 талантов (в Афинах один талант соответствовал 26,2 кг). Эти корабли, которые могли взять на борт около 13 тонн полезного груза, поддерживали сообщение между островами. Корабль, приведенный во время одной из афинских экспедиций в Сиракузы и имевший надстройки, башни, напоминавшие крепостные укрепления, и катапульту, обладал грузоподъемностью 300 тонн. Гигантский корабль того же Калигулы, доставивший из Египта в Рим каменные обелиски, весящие 496 тонн, обладал грузоподъемностью 1350 тонн. И, наконец, «Исида» – корабль, о котором упоминает живший в Афинах сатирик Лукиан из Самосаты, – имел длину 54 м, ширину – 14 м и глубину трюма около 13 м. При таких размерах грузоподъемность корабля могла составлять около 1200 тонн.

Галеры из озера Неми имели бронзовые бортовые украшения ручной работы, швартовочные кольца в виде голов животных, держащих кольца в зубах. Изысканностью отличались даже мелкие детали: дверные петли из позолоченной бронзы, ручки выдвижных ящиков, выполненные из слоновой кости, деревянные изделия, украшенные искусной резьбой, мозаичные полы. Четыре прекрасные колонны ценного мрамора некогда роскошного судового храма были покрыты золоченой черепицей. На борту обоих кораблей, а также вблизи них были обнаружены серебряные чаши и монеты, выпущенные при различных императорах. Самые древние из них относились к 164 году.

Не меньший восторг ученых вызвали и сами остовы галер. Более узкий корабль имел таран и по своей конструкции соответствовал крупному римскому военному кораблю.

Его корпус с целью герметизации и предохранения от гниения был «обтянут» шерстяной тканью, пропитанной смолой, и обшит невероятно тонкими листами свинца толщиной всего в 1 мм. Для строительства корабля использовались разные породы дерева: сосна, ель, а для элементов, требующих особую прочность, – дуб, обитый металлом. Гвозди с плоской головкой, которыми крепились свинцовые пластины, имели на нижней стороне головки шипы и, таким образом, накрепко «вгрызались» в свинец.

 

 

 

Бронзовое украшение кораблей из озера Неми

По всей вероятности, галера имела две палубы: нижнюю, для фебцов, примерно на высоте ватерлинии, и верхнюю. Верхняя палуба была разрушена, но обломки шпангоутов, торчавшие по обеим сторонам корпуса, не оставляли сомнений, о наличии над ними палубы. Для уменьшения качки, кроме основного киля, корабль был снабжен дополнительными боковыми килями.

Были и другие сюрпризы. Самыми удивительными находками стали водоотливной насос, действовавший по принципу подъемника непрерывного действия, и две вращающиеся платформы, обнаруженные на малом корабле. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шариков диаметром 45 мм, двигавшихся в деревянной обойме диаметром 90 см. Другая платформа лежала на восьми конических деревянных роликах, также движущихся в желобе. Обе конструкции напоминают подшипники качения, прототип которых был изобретен в XVI веке великим Леонардо да Винчи. Назначение этих платформ до сих пор неизвестно. Специалисты предполагают, что они использовались как вращающиеся подставки для статуй.

Точную дату постройки обнаруженных судов ученым выяснить так и не удалось, однако по надписям на орнаментах археологи установили, что корабли были построены приблизительно в середине II века. На тринадцати керамических плитах в надстройках обнаружили надписи, свидетельствовавшие о том, что они были изготовлены неким Деймом – рабом Домицикса Афера. Афер умер в 59 году, поэтому корабли должны были быть построены до этой даты. Кроме того, на одной из свинцовых труб малого корабля была найдена надпись: «Собственность Кая Цезаря Авгуегуса Германикуса». Это полное имя Калигулы, который царствовал до 41 года. В то же время некоторые другие надписи указывают на то, что суда были построены в царствование преемника Калигулы, Клавдия, правившего в 41–54 годах. Возможно, постройка судов была начата в короткое царствование сумасшедшего Калигулы, а закончена в царствование благочестивого Клавдия.

После проведения необходимых консервационных работ корабли были поставлены на элегантные металлические подпорки, подчеркивавшие их грациозно изогнутые корпуса, а внутри организован музей.

Однако памятники величия Древнего Рима простояли недолго. В 1940 году Италия вступила во Вторую мировую войну. Какое‑то время судьба берегла корабли, но 31 мая 1944 года произошла трагедия. Два великих памятника древности, построенные человеческим гением 1900 лет назад и сохраненные водами озера Неми, исчезли в считаные минуты. Они превратились в груду золы, перемешанной с тысячами римских гвоздей. Уже после войны в Италии было проведено расследование, которое позволило установить виновника этой варварской акции. Им оказался немецкий майор, отдавший приказ облить суда бензином и запалить. Было установлено и его имя. По некоторым сведениям, в 1960‑х годах он благополучно проживал в Германии и преподавал в школе… историю искусств! Ирония судьбы.

 

 

 

Якорь одного из кораблей Калигулы

«Живые» свидетели истории погибли. Тем не менее труд многих сотен исследователей не пропал даром. Уникальная информация о кораблях Калигулы дошла до нас благодаря скрупулезной научной работе, проведенной в 1930‑х годах в виде описаний, чертежей, рисунков и фотографий.

На основе этих данных в конце XX века итальянскими реставраторами были начаты работы по восстановлению этих уникальных исторических памятников. К 2001 году удалось разработать два проекта корабля Калигулы. Правда, первый из них, как отмечалось в печати, представлял собой «бурную фантазию на тему барокко» – беспорядочное нагромождение куполов и арок, зато второй – «более близкий к архаике». Будем надеяться, что усилия итальянских специалистов не пропадут даром и люди смогут вновь увидеть плывущие по зеркальной глади озера Неми корабли.

 

«ВАЗА»

 

Ни одна книга, посвященная подводной археологии, не обходится без очерка о легендарном шведском фрегате XVII века «Ваза». История и судьба этого корабля известны сегодня почти во всех подробностях. О «Вазе» и его судоподъемных работах написаны сотни научно‑популярных статей и исчерпывающие научные исследования. И это не случайно. Ведь «Ваза» – классика подводной археологии, бриллиант в сокровищнице этой относительно молодой научной дисциплины.

Не будем нарушать традиции и мы.

Год 1628, 10 августа. Набережная стокгольмского порта заполнена народом. «Ваза», новый красавец фрегат королевского флота, должен выйти в море в свой первый рейс[4].

Чуть в стороне от толпы стоят двое мужчин: корабельный мастер Якобсон и датский посол Эрик Граббэ.

– Господин мастер! – обратился посол к своему собеседнику. – У вас есть все основания гордиться своим творением. «Ваза» – действительно прекрасное судно.

Будем надеяться, что оно с честью выдержит первое испытание.

Якобсон в знак благодарности склонил голову и не без гордости ответил:

– Будем надеяться, ведь корабль построен из лучших материалов. – Затем воодушевленно продолжил: – На его борту установлено 64 орудия: 48–двадцатичетырехфунтовых, 8 – трехфунтовых, 2 – однофунтовых и 6 мортир. Все они выполнены из бронзы, весят почти 80 тонн и располагаются в три ряда по каждому борту. Да и размеры корабля, как вы видите, довольно внушительные: длина 48 метров, ширина – 12 метров.

Мастер помедлил и хотел еще что‑то сказать, но его голос перекрыл оркестр, заигравший гимн. По разостланному на причале ковру, окруженные пышной свитой придворных, шествовали члены королевской фамилии. Грохнул салют береговых батарей.

В то время, когда два уважаемых господина беседовали о достоинствах нового корабля, капитан фрегата Зефринг Хансон отдавал последнее распоряжение – сняться с якоря.

«Ваза» расправила белоснежный наряд парусов и легко заскользила по водной глади.

Толпа ликовала.

И вдруг неожиданный порыв ветра резко накренил судно.

– Все по местам! Убрать марс‑шкоты! – отдал приказ испуганный капитан. Произошла заминка – новые, жесткие канаты не проходили через блоки и шкивы. – Немедленно перетащить пушки с подветренного борта! – крикнул он Эрику Йонсону, командиру отряда солдат, находящихся на судне.

Десяток человек бросилось на твиндек, где были расставлены пушки, но было уже поздно. Корабль сильно накренился, через открытые люки нижней орудийной палубы в трюм хлынула вода.

– Убрать все паруса! – в отчаянии рявкнул капитан.

Но его приказ потонул в грохоте катящихся по палубе вещей и пронзительных криков солдат и членов команды.

Великолепный корабль вздрогнул и плавно лег на борт. Потом он стал медленно опускаться в воду на глазах у охваченных ужасом стокгольмцев. Образовавшаяся воронка жадно поглотила оставшихся на борту судна людей. Все было кончено. От красавца фрегата на воде остались плавать только какие‑то деревянные части, бочки, шляпы да кое‑где черными шарами качались вынырнувшие из‑под воды головы зовущих на помощь людей. Лодки с берега поспешили к месту трагедии, чтобы оказать помощь находившимся на воде, однако для многих никакой помощи уже не требовалось. Ученые и по сей день не знают точно, сколько человек погибли. По проекту для «Вазы» предусматривались 133 матроса, несколько корабельных плотников и 300 солдат. Поименно известны лишь несколько человек из членов команды: Зефринг Хансон – капитан корабля; Петер Гирдсон – лейтенант, Ен Ларсон – канонир; Эрик Бертилсон – главный боцман и Ерат Матсон – такелажных дел мастер.

Среди жертв были женщины и дети, для которых тогдашний королевский приказ стал роковым: «Если кто‑то захочет взять с собой жену, то ему будет это дозволено на время плавания в Стреммене и за его пределами во внутренних шхерах, но ни в коем случае при выходе в боевое плавание».

В числе уцелевших в трагедии счастливцев были Эрик Йонсон и капитан Зефринг Хансон. Они‑то и стали главными свидетелями для комиссии под председательством рейхсадмирала, проводившей расследование причин гибели фрегата.

На суд, назначенный королем, были приглашены лишь немногие избранные слушатели, среди них – датский посол Эрик Граббэ. Протокол процесса сохранился в архиве. Это весьма любопытный документ. Из него следует, что судьям при всем их желании было нелегко найти виновного. В первую очередь они попытались сделать «козлом отпущения» капитана Хансона. Но на каверзный вопрос судей, «все ли пушки были закреплены в соответствии с инструкцией», тот парировал: «Если закреплены были не все пушки, можете разорвать меня на куски».

Затем в судебную палату был вызван главный боцман. От него потребовали объяснений, почему, вместо того чтобы образцово нести службу, он был пьян. Обвиняемый предоставил свидетелей, что был трезв, «как стеклышко». Более того, в тот день он принимал святое причастие.

В итоге судебное заседание было перенесено на неопределенный срок. Правда, во время следствия был установлен интересный факт. Незадолго до трагического рейса адмирал Клас Флеминг, который подчинялся непосредственно рейхсадмиралу, предпринял проверку устойчивости корабля: тридцать человек сомкнутыми рядами должны были несколько раз пробежать от левого борта к правому и наоборот. На третий раз корабль наклонился настолько сильно, что чуть было не перевернулся, и адмирал приказал прекратить проверку. Но этому факту не придали значения.

Когда комиссия завершила работу, Эрик Граббэ подошел к своему давнишнему знакомому – послу Франции и с улыбкой заметил:

– Как видите, ваше превосходительство, виновного в трагедии так и не смогли установить. А между тем причины катастрофы совершенно ясны!

– Да, любому мало‑мальски сведущему в морском деле человеку понятно, что корабль был построен явно непропорционально. Его нижняя часть чересчур узка по отношению к высоте верхней части. Кроме того, она слишком легка. Неудивительно, что нескольких порывов ветра было достаточно, чтобы раскачать, а затем перевернуть корабль. Все другие погрешности обусловлены именно двумя первыми. Следовательно, виновным мог быть только корабельный мастер.

– Вы истинный дипломат, – засмеялся Граббэ. – Даже здесь вы говорите, что «мог быть», а не «есть». Безусловно, корабельный мастер был бы виноват во всем, если бы основные размеры корабля ему не указал сам король. Он и так на собственный страх и риск увеличил низ судна на один фут и пять дюймов, чем это приказал король. А короля привлечь к ответственности, конечно, невозможно.

Кто бы ни был виновным в гибели королевского корабля, терять роскошный фрегат, на строительство которого было затрачено три года и огромные деньги, Густав II Адольф не хотел. И уже на третий день после катастрофы английский инженер Джон Балмер, который именовался «инженером его величества короля Англии», получил высочайшее разрешение на его подъем. Однако увы. Из‑за несовершенства водолазной техники его попытки успеха не принесли. Затем спасательные работы взял на себя шведский военно‑морской флот, но тоже безрезультатно. В декабре адмирал Клас Флеминг сообщил Королевскому совету, что «Ваза» оказался «тяжелее, чем я когда‑либо мог предполагать».

В 1642 году исключительное право на проведение спасательных работ получил шотландский полковник Александр Форбес. Однако и на этот раз никаких заметных результатов достигнуто не было.

В 1663 году за дело взялся швед, лейтенант‑колонел Ганс Альберт фон Трейблен, уже имевший удачный опыт подъема орудий с датского судна «София», затонувшего на глубине 33 метра. К нему присоединился немецкий эксперт Андреас Пеккель. Но, как и во всех предыдущих попытках, работы осложняла несовершенная водолазная техника. Вот как описывал итальянский священник, и исследователь Франческо Негри водолазное оснащение того времени:

«…Это были костюмы из кожи… Люди входили в кожаный колокол четырех футов и двух дюймов высотой. Человек имел крюк длиной в шесть футов и им орудовал. Водолаз мог находиться под водой 15 минут…»

После осмотра корабля оба водолаза пришли к выводу, что поднять целиком огромный колосс при имевшихся технических средствах невозможно. Другое дело – поднять отдельные части, в первую очередь дорогостоящие пушки (они были отлиты из 92 % меди). Но, чтобы извлечь их, необходимо взломать палубы «Вазы». После того как верхние палубы были освобождены и вскрыты, оба специалиста увидели, что не могут продолжать работы на нижних палубах. И все же вскоре им удалось придумать систему, с помощью которой они смогли извлекать 1,5‑тонные пушки непосредственно через орудийные люки. Эта система до сих пор остается неразгаданной. Кроме того, Пеккель придумал способ снабжения водолазного колокола свежим воздухом, благодаря которому увеличилось время пребывания водолазов под водой.

8 апреля 1664 года с «Вазы» была поднята первая пушка. К осени 1665 года извлекли еще 53. Возможно, водолазам XVII века удалось бы поднять еще что‑либо с несчастного фрегата, если бы не судебная тяжба разгоревшаяся между Трейбленом и Пеккелем. Впрочем, нет худа без добра – обнаруженные потом в архивах документы этого процесса стали важным источником информации для последующих исследователей.

Спустя 20 лет после спасательной операции фон Трейблена и Пеккеля со дна была поднята еще одна 24‑фунтовая пушка «Вазы».

 

 

 

Корабельные пушки с «Вазы»

После этого королевский фрегат надолго погрузился в темноту и ил стокгольмской гавани…

Вновь сон «Вазы» был нарушен спустя три столетия. В начале 1950‑х годов инженер Андерс Францен решил отыскать и поднять легендарный корабль. Это был не первый его корабль. Еще ранее, используя архивные материалы, он составил список из 12 кораблей XVI–XVII веков, затонувших у шведского побережья, которые теоретически возможно было обнаружить. При этом он первым отметил тот факт, что «…температура и соленость Балтийского моря низки для морских червей‑древоточцев. Благодаря этому Балтийское море является уникальным объектом для подводной археологии». Практический поиск привел к тому, что из составленного списка А. Францену удалось обнаружить: в 1952 году – «Рикксэплет» («Держава», в 1953 году – «Грёне Ёгарен» («Зеленый охотник»), а в 1954 году – «Рикснюкелн» («Ключ королевства»). Следующим, очередным кораблем стала «Ваза». Но прежде всего надо было найти его место катастрофы. С лета 1954 года с фанатичным упорством он стал обследовать дно гавани эхолотом. Затем в дело пошли «кошки» и специально сделанный Франценом зонд. Это был своего рода свинцовый лог, в верхней части которого были приварены стабилизирующие крылья. На конце лота находилась небольшая трубка с острыми краями. Когда трубка ударялась с силой о неметаллический предмет, она «выгрызала» кусочек материала, который поднимался на поверхность. С помощью этого прибора Францен вначале обследовал воды возле Стадсгаркоена, а затем у Бекхоль‑мсуддена. И наконец в октябре 1956 года в одном месте исследователь наткнулся на многочисленные обломки черного дуба. Под воду ушел главный водолаз стокгольмской военно‑морской верфи Эдвин Фэльтинг. На глубине 110 футов лежал основательно замытый глинистым илом большой корабль. Это была «Ваза».

После того как в печати промелькнула информация об обнаружении корабля, на место крушения ринулись охотники за сокровищами. Но энтузиазм кладоискателей быстро иссяк – они с досадой были вынуждены признать, что на дне осталась лишь груда черных досок. Но это не обескуражило столяра Свена Пахлина. Стояла осень, вода в фиорде была ледяной, когда Свен впервые опустился в акваланге на дно рядом с «Вазой». Пришла зима, но, сделав прорубь во льду, Свен продолжал свои погружения во взятом напрокат водолазном снаряжении. Чтобы кто‑нибудь из любопытных не помешал ему, Свен нанял старика сторожа. Власти и морское ведомство, узнав о его работах, оговорили одно условие: водолаз не будет претендовать на те находки, которые заинтересуют ученых. Почерневшие от времени и воды обломки дубовых досок и щепки королевского флагмана никого не интересовали. Компаньон Свена, старик сторож, оказался архивариусом‑пенсионером. По просьбе Свена он просмотрел документы Стокгольмского архива и разыскал любопытные рукописи, сообщавшие сведения о «Вазе». Спустя некоторое время, в 1961 году, уже после подъема корабля и его музеефикации, когда «Ваза» стала «меккой» для туристов многих стран, предприимчивый столяр организовал частную фирму по производству сувениров. От долгого пребывания в соленой морской воде обломки дерева, добытые Свеном, почернели, местами прогнили и приобрели от воды причудливые очертания. Свен слегка подправлял их, тщательно высушивал, пропитывал консервирующим составом и мастерил из них табакерки, торшеры, стулья и статуэтки. Пригодились и сведения из старинных рукописей, найденных архивариусом. На каждый сувенир Свен прикреплял пластинку с цитатой из документов, сведениями о корабле и рекламой своих изделий. А спустя три года один шведский журнал в рубрике «Как стать миллионером» написал, что Свен Пахлин «сколотил свой первый миллион».

В 1958 году после тщательной подготовки начались работы по подъему судна. Ее главным исполнителем стали специалисты шведского спасательного общества «Нептун», которое имело многолетний опыт по успешному подъему целого ряда судов. Так, например, еще в 1892 году этим обществом был поднят британский крейсер «Хау» (10 300 регистровых тонн), затонувший около Феррола, у побережья Испании.

На первом этапе судоподъемных работ, которыми руководили Эдвард Клазон и капитан Аксель Хедберг, водолазами за 1300 погружений были прорыты под кораблем шесть тоннелей. Каждый тоннель имел длину 20 метров, ширину – один метр и высоту – 75 сантиметров. Таким образом, водолазы могли проникнуть в них довольно свободно. Затем через тоннели протянули 12 прочных стальных тросов, которые закрепили на двух заполненных водой понтонах («Оден» и «Фригг»), способных вместе поднять до 2400 тон на высоту 4 метра.

 

 

 

Элементы декора «Вазы»

После этого из понтонов стали постепенно откачивать воду. Всплывая, они потянули за собой на поверхность и остов корабля. Через 3 часа судоподъемных работ корпус «Вазы» приподнялся на 30–40 сантиметров, а к вечеру – на 4 метра.

Так, «мелкими шажками» «Вазу» вывели в более мелкое место. 16 сентября капитан Хедберг записал в бортовом журнале: «Мы достигли Кастельхольмена… «Ваза» был перемещен на расстояние 600 м и сейчас лежит приблизительно на глубине 16 м. Уже с небольшой глубины можно увидеть его очертания…» За этими лаконичными фразами скрывались поистине невероятные усилия. За 18 этапов передвижения остова «Ваза» неоднократно соскальзывала на то место, которое покидала только что перед этим. Иногда она настолько глубоко уходила в грунт, что ее нельзя было сразу вытащить. Несколько раз корабль разворачивали и тащили кормой вперед. Но все было позади. «Ваза» в целости и сохранности был доставлен в Кастельхольмен.

Теперь предстояла самая


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.