Способы развития мышления ребенка — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Способы развития мышления ребенка

2021-06-02 45
Способы развития мышления ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА

 

Все психические процессы тесно связаны между собой, поэтому при выполнении предлагаемых заданий, направленных на формирование восприятия, внимания, памяти, развиваются и умственные способности детей.

Занимаясь с ребенком, ставьте перед ним задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, побуждающие к активизации знаний, умений, прошлого опыта. Не давайте готовых ответов, помогайте в поисках способов действия. Учите планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Побуждайте к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны загадки, головоломки, лото, домино, занимательные задачи, разные картинки, мозаика.

Дело в том, что ребенку наиболее доступны задания, при решении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Однако ему очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение представить себе объекты и их преобразование, т.е. когда ребенок действует не с самими предметами, а с их обра-зами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление. Развитию наглядно-образного мышления ребенка способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, ролевыми играми («Школа», «Больница», «Гараж», «Корабль» и т.п.), инсценированием сказок и т.д.

Педагоги развивают мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. В домашних условиях вы сможете оказать помощь своему ребенку, обучая его анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.д.

 

Например, нужно выбрать правильный ответ:

1. У сапога всегда есть...    2. В теплых краях живет...  3. В году...   4. Месяц зимы – это... 5. У дерева всегда есть... шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы. медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 7 месяцев. сентябрь, август, февраль, март, ноябрь.  листья, цветы, плоды, корень, пень.

 

Что здесь лишнее?

 

1. Река, озеро, парк, море, пруд.

2. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

3. Тополь, береза, сирень, липа, осина.

4. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

5. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

 

Как это назвать?

1. Окунь, карась –...

2. Метла, лопата –...

3. Лето, зима –...

4. Слон, муравей –...

5. Дерево, цветок –...

 

 

Подбери по примеру:

 

1. Огурец                               гвоздика

овощ          сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Учитель                              врач

ученик       очки, больница, палата, больной, лекарство

3. Машина                              лодка

мотор         река, маяк, парус, волна, берег

4. Стул                                    игла

деревянный острая, тонкая, блестящая

5. Темный                              мокрый

светлый      солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

 

Подобные занятия развивают не только мышление, но и внимание, память, пространственное представление, воображение, благодаря им вырабатываются усидчивость, самостоятельность, это в свою очередь ведет к тому, что у ребенка появляется интерес к работе, формируются мотивы деятельности.

Не надо стараться «натренировать» ребенка: работать надо над пониманием материала.

 

  РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ И РЕЧИ

 

Вам известно, что учение – эго труд, и его нельзя превращать в игру. Однако в жизни ребёнка игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. А кто же может лучше помочь ребёнку увидеть и понять этот интересный окружающий мир как не родители.

В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми и яркими наглядными предметами окружающего мира. Развитие наблюдательности начинается с раннего детства.

Наблюдение – это не просто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчиненная определённой познавательной задаче. Наблюдения обогащают ребёнка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой развития мышления школьников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей. Так давайте же откроем перед нашим ребёнком чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в красоте, воодушевляющей сердце на добро. И открывать этот мир начнём с первыми звуками его речи. А союзницей нашей будет природа.

Вот вы вместе с ребёнком пошли на прогулку в ясный солнечный день. Обратите внимание на ярко-голубое небо, на листочки, переливающиеся на солнце, на зелёную травку, на дрожащие капельки росы.

А в следующий раз вы понаблюдаете за темным небом, услышите раскаты грома, увидите берёзовые рощи, где поют жаворонки над поляной и цветут одуванчики. Огромно благотворное влияние природы на душу ребёнка. Пусть ваш малыш постоянно слушает пение птиц, наблюдает за жизнью насекомых, видит, как плетёт свою изящную паутину паучок. Богат и прекрасен мир вокруг. Чем глубже человек знает природу, тем больше она дарит ему чистой и светлой радости. Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок образы и хранят их глубоко в памяти.

...Вы гуляете с ребёнком по осеннему парку и, конечно, невольно обращаете внимание на красоту окружающих деревьев и падающих листьев. Вас привлекает всё: какие листья разноцветные, как застилают землю, и даже их полёт...

Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых кленовых листа. Он охотно примется за поиски и будет приносить вам многочисленные пары листьев, которые в первый момент покажутся ему неразличимыми. И каждый раз, внимательно разглядывая их, вы вскоре убедитесь, что листья хотя и очень похожи, но всё-таки неодинаковы. Так ребёнок откроет, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что она никогда не копирует себя. Он начнет учиться пристальному вглядыванию, видению множества признаков там, где раньше он видел их очень мало (ну, лист, ну, большой, ну, жёлтый, по краям зубчики... и всё!). А теперь он увидит разные оттенки жёлтого цвета, их тонкие переходы, особый рисунок прожилок, приметит гладкость или шероховатость поверхности и даже то, как загибается черешок. Это и станет началом развития внимания, и по этому пути вы легко поведете ребёнка, предлагая ему время от времени подобные задания. Их нетрудно придумать, если самим быть внимательным к тому, что нас окружает и что в этом окружении привлекательно для ребёнка: цветы, камни, ветки, шишки, грибы...

В процессе этих занятий вы и сами с приятным удивлением заметите, как обновляется ваше собственное видение простых и привычных вещей, которые казались вам прежде одинаковыми и повторяющимися.

Но будьте готовы к тому, что ребёнок может опередить вас, оказаться более зорким: ведь у него больше интереса к видимому, слышимому, осязаемому; многие впечатления для него сравнительно новы, он не привык еще, как мы, называть их "вчерашним именем".

Наблюдательность ребёнка можно развивать и укреплять с помощью более конкретных заданий. Положите на столе несколько похожих предметов (луковиц, камней и т.п.), пусть ребёнок рассмотрит их и расскажет об одном из них на выбор, а вы должны узнать, о каком предмете идёт речь. Материал для этих заданий всегда под рукой.

Специального внимания требует, пожалуй, цветовой облик окружающего мира. Наше видение цвета с детства осложняется одним практически неустранимым обстоятельством. Дело в том, что человеческий глаз различает огромное количество оттенков цвета; однако слов для их обозначения в языке не так уж много. Привычные и удобные слова, обозначающие цвет, заслоняют и подменяют собой реальные краски мира. Ребёнок, узнав цветовую гамму, начинает видеть мир в соответствии с этой цветовой таблицей. Но не упускайте случая обратить внимание ребёнка на многоцветность реального мира. Летом – все листья зелёные. Но положите маленький листок берёзы на широкий дубовый лист: видите, какая разница. А один и тот же лист? Разве он выкрашен ровно? Нет, вы и тут различите градации цвета, хотя их нелегко назвать. А какое многообразие вносит в летнюю зелень солнечный свет! Вот поверхность листа, отражающая свет неба, она голубовато-зелёная. Упала тень от соседнего листа – это совсем другой оттенок. Зелёная гусеница пересекает лист и очень хорошо видна, у неё свой цвет.

Лес пылает огнем осенних листьев. Предложите ребёнку разобраться в красках осени. Вот белоствольная берёзка – русская красавица одета в золотистый сарафан. А вот осинки нарядились в платья – ярко-красные и даже бордовые или багровые. А бузина стоит, как царица в пурпурном наряде.

В тихие безоблачные морозные вечера ярко раскрывается красота зимней природы. Посмотрите на алую зарю, на первые яркие звёзды. Озарённые вечерним светом снега кажутся розовыми, потом – светло-фиолетовыми. И каждое время года прекрасно и несёт свои особенные краски и звуки. Очень хорошо, если вы поможете услышать ребёнку тоненький мелодичный звук поющего льда весной, чудесную переливчатую песню жаворонка и шуршащие шаги осени.

Итак, ваш ребёнок убедился, как неисчислимы отличия в предметах, которые прежде казались одинаковыми. Может быть, даже достиг виртуозности в поисках различительных признаков. Теперь снова попросите его найти два листа и покажите, что общего между ними не меньше, чем различий. Они похожи по силуэту, у них есть прожилки и черешок, они плоские, тоненькие – почти не имеют толщины. Листья лёгкие и летучие. Умение сравнивать предметы поможет вашему ребёнку в его учебной деятельности.

Можно поиграть с ребёнком в игру "Что на что похоже?". Правила игры нехитры. Сначала вы спрашиваете ребёнка: на что и почему похож апельсин, фонарь?.. шишка?.. ягодка земляники? Затем вы меняетесь ролями, и ваш маленький партнёр называет вам предметы, "родственников" которых вы должны отыскать. Сравнивать можно всё со всем, лишь бы играющий мог объяснить, чем похожи сравниваемые предметы. Выигрывает тот, кто, во-первых, находит больше предметов, чем-либо напоминающих предложенный, и, во-вторых, открывает сходство фазу по нескольким признакам. Нельзя в этой игре лишь одного – сравнивать предметы, которые объединяются одним понятием (фрукты – с фруктами, посуду – с посудой).

Мы часто употребляем пословицу о том, что все познаётся в сравнении. Пусть же и ваш ребёнок познаёт мир, наблюдая и сравнивая окружающие предметы и жизнь.

Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры, можно многого добиться в воспитании детей.

Далее мы приводим разнообразные игры, которые помогут развить в ваших детях такие важные мыслительные качества, как воображение, наблюдательность, умение выделять главное. И помните: если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос умным и любознательным, не жалейте времени для того, чтобы поиграть с ним или наладить игру детей между собой. Участвуя же в игре, вы должны это делать так, чтобы ребёнок не чувствовал, что дело вовсе не в игре, а в каком-то её обучающем эффекте и что с ним играют не ради самой игры.

 

Найди предмет

Ведущий (родитель) описывает внешний вид дерева – его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Ребёнок определяет, что это за дерево. Затем меняются ролями.

 

Найди дерево

Вы отдыхаете на даче. Сорвите листья и плоды разных деревьев. По сигналу предложите ребёнку подбежать к тому дереву, с которого сорван листок.

 

Что изменилось?

На столе разложены открытки: цветы, листья, плоды, животные. По сигналу родителей ребёнок закрывает глаза. А вы убираете одну картинку. Ребенок должен узнать, какую картинку забрали.

 

Нужно - не нужно

Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Ребёнок отвечает: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Если ребёнок ошибся, загадывает загадку.

Посадив огород, можно продолжить игру – сажать сад.

 

Что вырастила люди?

Предметные картинки овощей и фруктов разложены на столе. Ребёнок собирает фрукты, а вы – овощи. Кто быстрее соберет (классифицирует предметы).

 

Игра-загадка "Лес"

Взрослый загадывает загадки, а дети отгадывают (можно проводить игру на прогулке в лесу). Если ответ правильный, ведущий показывает отгадку.

Загадки:

Что за дерево:
И зимой, и летом зелено?

(Ель)

На лесной опушке
стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелены.

(Березки)

Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать ляжет в дупло.

(Сова)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же это?

(Олень)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это...

(Сыроежки)

Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке,
Кто не пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.

(Земляника)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.

(Еж)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый– краса!
А зовут её...

(Лиса)

В конце игры надо подвести итог: в лесу растут деревья, грибы, ягоды, живут звери и птицы.

 

Живое – неживое

Ведущий называет предметы живой и неживой природы. Если названо живое существо, ребёнок хлопает в ладоши.

Аналогично проводится игра "Домашние и дикие животные".

 

Зоопарк

Ведущий даёт словесное описание животного, ребёнок должен угадать и назвать его.

Аналогично можно провести игру "Магазин".

 

Кто на кого похож?

Игровой материал: предметные картинки. Перед ребёнком лежат картинки с изображением ласточки, стрекозы, акулы. Ребёнок называет те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных.

Например: самолет – ласточку, вертолет – стрекозу, корабль на подводных крыльях – акулу.

 

Отвечай одним словом

Родитель называет слова: "Яблоня, дуб, каштан – это..."

Ребёнок отвечает: "Деревья". Или: окунь, щука, карась и т.д.

 

Какое время года?

Игровой материал: картинки с изображением времён года. Ведущий загадывает загадку, а ребёнок отгадывает, о каком времени года говорится в загадке.

 

Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня... (Зима) Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (Весна) Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, Купайтесь – приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я... (Лето) Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я... (Осень)

Лишний предмет

На столе предметные картинки: морковь, лук, редис, груша.

Ребёнок должен назвать предмет, который не соответствует данному понятию (груша), и объяснить – почему.

Аналогично игра проводится с другими понятиями. (Можно называть предметы).

1. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

2. Собака, лошадь, корова, лось.

3. Стол, стул, пол, кровать.

4. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Предлагаемый материал поможет вам обобщить знания детей о временах года и расширить их кругозор и словарный запас.

 

Осень

После лета наступает осень.

Начало осени – "золотая осень": еще ярко светит солнце, деревья и кустарники в красивом разноцветном наряде (берёзы и тополя жёлтые, осины красные, дубы бурые, но остались зелёными ели и сосны). В парке много осенних цветов (астры, георгины, золотые шары).

На полях, огородах и в садах собирают урожай. Люди готовят огороды и сады к зиме, делают осенние посадки и посевы.

В середине осени солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи длиннее. Всё чаще хмурится небо, идут мелкие, холодные дожди, часто бывают туманы, дуют холодные ветры. Утром и вечером замерзают лужи; крыши домов покрываются инеем. Идёт снег, но днем тает. Отцветают цветы, остаются семена. Трава желтеет и сохнет.

В конце осени становится ещё холоднее, снег уже не тает, но он лежит ещё тонким слоем. Сквозь снег видны опавшие листья, засохшие растения. Деревья стоят голые. На ветках видны только почки. Перелётные птицы улетают на юг. Зимующие перебираются поближе к жилью человека. В лесу и в парке появляются северные гости – снегири. Животные готовятся к зиме; насекомые прячутся; ужи, лягушки, ящерицы прячутся и засыпают; рыбы уходят на дно реки и зарываются в ил.

Зима

Зима приходит на смену осени. Зимой бывают снегопады, морозы, метели, дни короче, чем ночи; небо чисто-серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья; на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метели, вьюги, бураны. На реках (озёрах) по льду ездят на санках и ходят на лыжах. Подо льдом живут рыбы.

Лиственные деревья стоят без листьев, на хвойных (сосна, ель) остаются листья – иголки.

Птицы зимой перебираются ближе к жилищам, кормятся оставшимися семенами, ищут корм у жилья.

В начале зимы снег ещё не глубокий, морозы небольшие, лед на реках и озёрах тонкий, ходить по нему нельзя. Часто идёт мокрый снег и снег с дождём. Поля и огороды пусты: урожай давно собрали.

Середина зимы – глубокая зима – январь. Лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. В морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.

В конце зимы часты бураны, метели, вьюги. Крепкие морозы бывают только ночью. Днём солнце пригревает, снег подтаивает.

 

Весна

В начале весны солнце раньше встаёт, дольше светит, всё короче становится ночь и длиннее день. От солнечного тепла снег темнеет, становится рыхлым, на солнечных пригорках тает, появляются проталины. По вечерам и утрам ещё холодно. Дует холодный ветер. Ещё бывают метели. Погода в марте изменчивая: то холодно, небо закрыто серыми тучами, идёт снег, то ярко светит солнце, тепло, небо голубое и чистое. От яркого солнца и снега люди щурятся. Падают и со звоном разбиваются сосульки.

Апрель – середина весны. Бурно тает снег, бегут ручьи. На реках, озёрах лёд покрывается трещинами, тает, ходить по нему становится опасно. В конце апреля реки вскрываются. Ночи ещё холодные, лужи покрываются корочкой льда, но весна берет своё. Набухают почки, появляются первая травка и первые весенние цветы – подснежники, зацветает ива.

Вылезает из берлоги медведь, выводит медвежат. Люди готовятся к встрече птиц – строят скворечники. Прилетают скворцы, жаворонки, улетают на север снегири, свиристели. Зашевелились ожившие муравейники, вылетели бабочки и пчёлы. На лесных проталинках греются на солнышке первые ящерицы.

Май – конец весны. Снег растаял. Лишь в глухих местах леса ещё видны его остатки. Вода испаряется, образуются облака. Дует весенний ветер, сгоняет облака в тучи. Из туч идёт тёплый весенний дождь. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы: ландыши, черёмуха, сирень. Цветут деревья: тополь, берёза, осина. Прилетели перелётные птицы, выводят птенцов, в лесу шумно от птичьего многоголосья. Поют соловьи. Линяют животные. Люди работают в садах и огородах.

 

Лето

Июнь – начало лета. Уже с утра припекает солнце, сияет голубое небо. Стоят длинные тёплые дни, короткие летние ночи. В жаркие дни разражаются грозы с сильными тёплыми дождями. Во время дождя или после него, если светит солнце, на небе появляется радуга – разноцветное коромысло. В жаркие дни утром и вечером роса на траве, туманы в полях.

Распускается дуб. Деревья покрылись густой крупной листвой. Цветёт липа. На деревьях появляются плоды и семена: у ели, сосны, лиственницы – шишки, у клена – летучки, у рябины – ягоды. Цветёт шиповник. Цветут травы на лугах и хлеба в полях. В лесу начинают поспевать ягоды и грибы. Вылетают из гнезда птенцы.

Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольётся тёплый, крупный дождь – и опять жарко. Особенно жарко в полдень. Солнце висит в небе, как раскалённый шар. В полях отцветают хлеба, но ещё цветёт подсолнечник; на лугах – сенокос. В лесу пахнут деревья, цветы, поспевшие ягоды (земляника, малина), в полях душистый запах сена. Жужжат пчёлы, стрекочут кузнечики. В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. Ещё ласково светит солнце, пригревает, но в тени уже прохладно. Листья желтеют. Зелень стала тусклой. Но в цветниках много цветов: распустились розы, гладиолусы, георгины, астры.

В садах собирают смородину, малину, крыжовник. Начинается уборка урожая на полях и огородах. Идёт жатва, убирают с полей рожь, пшеницу, овёс. В лесу много грибов. Рябина покрывается ярко-красными ягодами, берёза роняет свой первый желтый лист. Птицы собираются в стаи. Скоро они полетят на юг.

Познакомив ребёнка с этим материалом, вы поможете ему уточнить, исправить, дополнить его собственное восприятие природы, сделать это восприятие более осмысленным. Задавайте ребёнку вопросы: "Расскажи, какое время года тебе нравится больше всего? Почему?"; "В букете больше всего мне нравится вот этот цветок. А тебе?.. Почему?" Своими вопросами, высказываниями, образным рассказом взрослый обращает внимание ребят на то, что каждое явление природы по-своему красиво и привлекательно. Если дети уяснили для себя определённые связи и закономерности природы, то они очень легко могут дать ответ на логическую речевую задачу.

Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, решение которой развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Эти логические задачи поддерживают интерес к природе, развивают умения наблюдать и замечать происшедшие изменения.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Изображены фигуры 3 – 4 видов (треугольник, круг, квадрат, ромб). Всего 5 – 10 рядов, по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры расположены в ряду произвольно. Нужно:

а) расставить значки, как показано в образце;

б) расставить значки только в квадратах и треугольниках;

в) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.

В тех случаях, когда вы видите, что ребенку трудно распределять внимание, начинайте с более простых заданий типа: поставить точку во всех треугольниках или поставить черточку в кругах и т. д.

 

Работу можно облегчить еще больше, если дома есть старые газеты, книги и т. п., то, что не жалко испортить. Задания могут быть почти такие же: вычеркнуть все буквы А, буквы И обвести в кружок, буквы Д подчеркнуть и т. д. Если увидели, что у малыша все получается, усложните задание: определите объем и время.

 

Что изменилось?

 

На журнальном или обеденном столе расположите 7 – 12 предметов, знакомых ребенку. Дайте посмотреть в течение 1 мин., а потом закройте и попросите перечислить.

Еще один вариант: ребенок смотрит в течение 1 мин., а потом закрывает глаза или выходит из комнаты. Вы убираете предмет (или несколько), зовете ребенка и просите назвать «Что изменилось?» После удачных ответов видоизменяете свои действия: не убираете предметы, а меняете их местами.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Выложи сам

 

В этой игре ребенок научится анализировать форму предметов. Дайте ему контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Например, собаку можно сложить так:

Сделайте игру подходящей по сложности для вашего ребенка. Если на контуре-образце внутренними линиями показать, как составлять картинку, решить задачу будет намного легче.

Если сделать образец не в натуральную величину (по размеру фигур), а мельче, задача усложнится. Ее сложность зависит и от того, какое количество фигур дают ребенку: если их больше, чем необходимо, ему придется отбирать нужные.

Вот примерные изображения предметов, которые можно складывать из геометрических фигур:

Игра пройдет интереснее, если в ней будут участвовать несколько человек. Образцы можно расположить на листе картона по кругу, в центре которого на стержне укреплена вращающаяся стрелка. Один из участников игры будет крутить стрелку, другой – выкладывать изображение, на которое она указала. Хорошему игроку можно дать новое задание – придумать, как выложить какой-нибудь предмет.

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ

 

Любой родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо соображал: такой ребёнок и учится лучше, и глупостей делает меньше. Народная мудрость гласит: "Умного пошли – одно слово скажи, дурака пошли – три скажи, да сам за ним пойди".

Но вот вопрос: можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал умнее? Конечно можно, если развитием ума заниматься так же регулярно, как занимаются развитием силы, выносливости и других подобных качеств. И если ваш ребёнок решает посильные и интересные головоломки постоянно, то он перестает теряться при столкновении с новыми задачами, действует активно, самостоятельно находит верные решения.

Мышление является одной из сторон психической деятельности человека. К числу важнейших мыслительных операций относятся рассмотрение ряда объектов под одним и тем же углом зрения (форма, цвет, структура, величина), переключение с одного аспекта рассмотрения на другой, совмещение аспектов рассмотрения. К числу начальных логических приемов относятся: прием выделения свойств в предметах, прием выделения существенных свойств, сравнение. Начинать эту работу надо уже с 5 лет. Давайте проведем несколько упражнений, направленных на выработку умений разбирать целое на элементы, понимать отношение между ними, обобщать и собирать из элементов целое.

Упражнение 1. Возьмите существительные (кот, рак, лес, лев, дом, бык, мак, груша, трава, пчела, собака, дыня и т.д.). Ребёнок выбирает любое слово и, представляя этот предмет (вначале можно смотреть на картинку) как целое, делит его на элементы. Сначала называет элементы вслух, а затем по мере освоения упражнения, мысленно перебирая элементы, ставит палочки на бумаге. Например: кот – тело, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть и т.д. Если элементы в этом предмете кончились, берите другое слово. Причем ребёнок выполнять действия должен очень быстро (за 3 мин. 50–60 элементов).

 

Упражнение 2. Затем возьмите глаголы. Выберите один глагол и разберите его на действия, из которых он состоит. Например: шить – брать, продевать, втыкать, протыкать, протаскивать, вытаскивать, натягивать, смотреть; прыгать – желать, разгоняться, оттолкнуться, вытягивать, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать... Можно показывать действия, которые совершаете, а ребёнок называет их. Используйте слова:

 

пить рвать спать рыть пугать колоть мочить лизать болеть ползти кусать уносить хватать снимать черпать стучать одевать дружить чистить следить улыбаться скользить разбирать разрушать танцевать воспитывать полоскать рассмешить исправить уничтожить

 

Для развития мышления детей необходимо обучать их различным мыслительным операциям, в частности, таким, как классификация и сравнение.

Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять объекты по группам на основании выделенных в них общих признаков.

Формирование способности к классификации требует длительного времени. В начальной форме она возникает в результате практических действий детей с предметами и картинками, затем постепенно переносится в речевой план и превращается в умственные действия.

Большие возможности в этом отношении содержат в себе различные дидактические игры.

"Чудесный мешочек"

Взрослый подбирает и складывает в мешочек картинки, кубики с различными группами однородных предметов (игрушки, животные, посуда, машины и т.д.). Вынимая по одному из мешочка, взрослый называет предмет и спрашивает, к какой группе он относится, при этом ведёт беседу о каждом.

Поможем кукле

В игре могут быть использованы предметы разного назначения, которые расположены на столе. Вы говорите: "Кукле Тане купили новую одежду. Поможем ей разобрать её. Или собраться на прогулку". Ребёнок выполняет поручение взрослого, выбирая только одежду.

Затем предложите принести кукле мебель – для оборудования комнаты; игрушки – для того, чтобы кукла могла занять других кукол; овощи – для того, чтобы приготовить обед.

 


Кто скорее соберёт?

Используются разные предметные картинки, а если ребёнок умеет читать, то названия предметов написаны на карточке.

Взрослый называет обобщающее слово и, соревнуясь с ребёнком, собирает предметы. Например, ребёнок собирает "насекомых", а взрослый – "диких животных".

 

Назови, что знаешь

Игра проводится с мячом. Взрослый бросает мяч и называет обобщающее слово, а ребёнок ловит мяч и отвечает, называя 2-3 предмета. Затем ребёнок бросает мяч и тоже называет обобщающее слово, а взрослый отвечает. Можно игру проводить и по-другому: называть предмет, а потом обобщающее слово.

Назови одним словом

Называются отдельные предметы, а дети называют их одним словом.

Кот, корова, собака, лошадь, овца – домашние животные.

Заяц, лев, лиса, лось, волк – дикие животные.

Кузнечик, бабочка, муравей, жук – насекомые.

Кукла, мяч, юла, погремушка – игрушки.

Ромашка, колокольчик, одуванчик – цветы.

Кукушка, сова, дятел, сорока – лесные птицы.

Гуси, лебеди, утки – водоплавающие птицы.

Дуб, берёза, ель, сосна, осина – деревья.

Земляника, малина, ежевика – ягоды.

Груша, яблоко, вишня, слива – фрукты.

Лена, Наташа, Оля, Света – имена.

Иванов, Петров, Кузнецов, Орлов – фамилии.

 

Четвертый лишний

 

Эту игру можно проводить с картинками или словесно. Взрослый называет предметы и объясняет: "Один предмет здесь липший, найди его и отложи в сторону или назови". После того, как ребёнок выполнит требуемое действие, его спрашивают, как можно назвать предметы, которые остались. Или просят доказать свой выбор лишнего предмета.

Заяц, белка, зубная щётка, медведь.

Яблоко, груша, огурец, лимон.

Суп, кисель, стол, картошка.

Берёза, осина, дерево, ель.

Курица, петух, кукушка, утка.

Платье, юбка, шляпа, сарафан.

Дряхлый, старый, изношенный, большой.

Смелый, храбрый, решительный, злой.

Собака, корова, лошадь, лось.

Дом, сарай, изба, здание.

Гнездо, нора, муравейник, курятник.

Лишние слова в игре подчёркнуты, но ребёнок может назвать другие ответы и доказать. Если это логично, то похвалите его за смекалку и логику.

Сравнивая предметы между собой, мы узнаем, в чём состоит их сходство и различие. Чем больше у двух предметов одинаковых признаков, тем более они схожи. Так, например, если у сына мамины глаза, рот, а папин только подбородок, то говорят, что он похож больше на маму, чем на папу. Близнецы часто бывают так похожи, что их с трудом различают даже родители.

Иногда сходство не так-то легко заметить: оно бывает глубоко скрыто. Выявление сходства различных объектов помогает людям познавать окружающий мир, приводить знания в систему, открывать и изобретать новое. Художник, рисуя картину, стремится к сходству (внешнему или внутреннему) с изображаемым. Сходство в звучании слов лежит в основе стихосложения. Как видите, умение усматривать сходство в различных объектах бывает весьма полезным.

Попробуем научить своего ребёнка сравнивать различные объекты между собой.

 

Упражнение 1. Разберите с ребёнком следующие примеры на сравнение: больше – меньше, выше – ниже, тяжелее – легче и т. д. Например:

1.  Грузовик больше легкового автомобиля.

2.  Жираф выше лошади.

3.  Слон тяжелее медведя.

4.  Заяц бегает быстрее черепахи.

 

Упражнение 2.

а). Чем отличается кит от кота?

"Странный вопрос – между ними нет ничего общего", – скажете вы и ошибетесь: и кот, и кит – млекопитающие, но живут в разных местах.

А чем отличаются слова "кот" и "кит"?

Всего одной буквой. Слова "каша" и "кора"? (2 буквы)

б). Назови общие признаки яблока и груши, клубники и малины, березы и ели, кошки и собаки, птицы и человека.

 

Упражнение 3. Взрослый говорит: "Сейчас мы с тобой будем сравнивать слова. Я буду говорить тебе 2 слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее, а какое короче. Только помни, что сравнивать надо сами слова, а не вещи, которые называются этими словами. Ты ведь знаешь, что слово – это не вещь. Ну-ка, скажи, какое слово длиннее – "карандаш" или "карандашик".

После того, как ребенок назвал слово "карандашик", спросите: "А почему оно длиннее?"

Вот пары слов для сравнения: червячок – змея; усики – усы; кот – котёнок; хвост – хвостик.

 

Упражнение 4.

Чем похожи слова:

а) кошка, книга, крыша (к, а, 5 букв);

б) число, буква, цифра (5 букв, обозначают знаки);

в) трава и лягушка (цвет – зеленый);

г) лягушка и заяц (прыгают);

д) перец и горчица (приправа горькая);

е) пылесос и швабра (приборы для уборки помещения).

 

Упражнение 5. Чем отличаются:

осень от весны               вилка от ложки

лето от зимы                  кошка от собаки

книга от тетради            белый гриб от мухомора

стол от стула

Сколько чего?

Взрослый просит ребёнка осмотреть комнату в квартире или площадку, на которой вы играете, и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на букву "К", или "Т", или "С", можно не целые предметы, а их части. Затем назвать предметы круглые или прямоугольные, квадратные. Далее – деревянные, металлические, стеклянные. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов.

 

Найди букву

Если ребёнок знает буквы (или несколько букв), предложите ему такую игру. В книжке с крупным шрифтом (например, "Мойдодыр", но можно и в другой) нужно просматривать слова, подчеркивая (карандашом) без пропусков букву "а" ("о") в течение 5 мин. Через 5 минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребёнку, что быть внимательным – это значит, например, не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, вы смож<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.