Использование САРП при расхождении судов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Использование САРП при расхождении судов

2021-12-11 61
Использование САРП при расхождении судов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основой успешной работы судоводителя по использованию САРП для решения задачи
расхождения является четкое знание его эксплуатационных характеристик, назначение органов
управления и порядок подготовки к работе, его погрешности, ограничения и недостатки.

 

Общий порядок настройки САРП рекомендуется начать с настройки экрана индикатора. Для
этого полностью выводят усиление и ручкой «Яркость» добиваются свечения экрана с таким
расчетом, чтобы линия развертки была едва заметной. После этого ручкой «Усиление» добиваются
четкой видимости эхо-сигналов, до появления слабого мерцающего фона шумов, что позволяет
обнаруживать небольшие объекты у которых слабые эхо-сигналы на максимальной дальности.
Необходимо помнить, что чрезмерное усиление вызывает потерю контрастности изображения, а
уменьшение усиления для выделения сильных эхо-сигналов, может быть использовано только крат-
ковременно, так как это может привести к потере обнаружения небольших объектов. Кроме того,
необходимо учитывать время суток -ночью яркость экрана делают несколько меньше чем днем. В
некоторых типах САРП предусмотрена возможность переключения яркости в режим "День" - "Ночь",
которая позволяет автоматически изменять уровень свечения экрана.

При наличии засветки от морских волн применяется ВАРУ, которая позволяет уменьшить
область сплошной засветки до нескольких мерцающих точек, на фоне которых можно видеть эхо-
сигналы от объектов. Интенсивность помех от волнения можно уменьшить путем использования
импульсов меньшей длительности (путем перехода на шкалы более крупного масштаба), а для
сохранения дальности наблюдения рекомендуется произвести сдвиг начала развертки.

После регулировки экрана выставляют исходные данные, которые определяют режим захвата
отметок на автосопровождение, индикации параметров расхождения и сигнализации об опасности.

При наличии возможности выбора диапазона (3 или 10 см) необходимо учитывать тот факт,
что чем лучше различается отметка судна на экране при визуальном наблюдении, тем больше
качество и устойчивость автоматического сопровождения. При нормальной радиолокационной
видимости рекомендуется использовать 3-х сантиметровый диапазон радиоволн. При наличии
сильных помех от волнения и гидрометеофакторов рекомендуется выбирать 10-ти сантиметровый
диапазон.

Для заблаговременного обнаружения опасности в условиях ограниченной видимости,
наблюдения и сопровождения отметок в условиях открытого моря рекомендуется выбирать шкалу 12
(16) миль. При плавании в проливных зонах, районах интенсивного судоходства и вблизи берегов
рекомендуется использовать шкалу 6 (8) миль. Кроме того необходимо периодически осматривать
обстановку на шкале большей дальности для полной оценки ситуации и взятия на сопровождение
быстроходных судов. Для выполнения непосредственно расхождения и при плавании на подходах к
берегу, в узостях и реках, когда район свободного водного пространства ограничен небольшим
расстоянием, рекомендуется использовать 3-х (4-х) и 1.5 - мильную шкалу. Кроме того, здесь уместно
отметить, что использование САРП в стесненных условиях при частом маневрировании собственного
и других судов является нецелесообразным. В таких случаях рекомендуется перевести САРП в
режим РЛС, а при его отсутствии выключить САРП и использовать обычный радиолокатор.

Как уже ранее отмечали, основным режимом ориентации изображения является «Север»,
который позволяет воспринимать и интерпретировать обстановку такой, как она изображена на
навигационной карте. Ориентацию «Курс» рекомендуется использовать при плавании в проливных
зонах и по рекам.

Выбор режима индикации векторов перемещений судов в истинном или относительном
движении определяется условиями плавания. Индикацию векторов истинного перемещения
рекомендуется применять при плавании в проливах, фарватерах, входе в порт и выходе из него,
когда он позволяет визуально оценить истинные курсы и скорости встречных судов, быстро отличить
подвижные объекты от неподвижных и исключает смазывание радиолокационного изображения
береговой черты.

Режим относительного движения обычно используется для более точной оценки ситуации
сближения и позволяет значительно проще определять степень опасности нескольких судов по
расположения ЛОД относительно допустимой зоны кратчайшего сближения. Поэтому его
рекомендуется, использовать в районах интенсивного судоходства в условиях ограниченной
видимости для оценки ситуации и выбора маневра. Необходимо особо подчеркнуть, что выбор ре-
жима индикации векторов не изменяет режима захвата и сопровождения эхо-сигналов и выдаваемую
информацию о параметрах расхождения. Он только изменяет направление векторов ОД на векторы '
ИД.

 

 

Коротко можно сказать так - ИД применяется для анализа обстановки, а ОД удобно для
определения степени опасности и выбора Маневра.

Автоматическое выделение опасных отметок САРП производит по назначенному
судоводителем значению допустимой дистанции Dзад. и времени tзад. кратчайшего сближения.

 


 

 

Приложение 3.

Влияние метеорологических условий на дальность радиолокационного
обнаружения объектов.

1. Субрефракция (пониженная рефракция) возникает, когда холодный влажный воздух
распространяется над теплой водой. Обычно она замечается, когда температура воздуха не
менее чем на 20°С ниже температуры воды. Известны случаи, когда в этих условиях дальность
обнаружения малых судов сокращалась на 30 - 40%. Явление субрефракции часто встречается в
районах теплых течений и в арктических морях. В Балтийском море его можно наблюдать
осенью, обычно в пасмурную тихую погоду. В дальневосточных морях дальность радио-
люкационного горизонта обычно ниже нормальной примерно на 20%.

Пониженная рефракция может быть обнаружена, если внимательно следить за
 метеорологической обстановкой в районе плавания.

Необходимым условием возникновения субрефракции является относительно тихая погода.
При плавании в таких метеоусловиях следует повысить бдительность и не доверять «чистому»
(экрану РЛС.

2. Сверхрефракция (повышенная рефракция) обычно возникает при тихой погоде
антициклонического типа, когда над относительно холодной поверхностью поря находится
теплый сухой воздух.

Наиболее часто сверхрефракция встречается в прибрежных водах умеренного пояса летом и
 в тропическом поясе, а также в области пассатов и в Красном море. При сверхрефракции на
экране РЛС могут появиться ложные помехи от эхо-сигналов последующего хода развертки,
которые появляются в случае, когда отраженный сигнал возвращается к антенне спустя
несколько циклов развертки. Ложный сигнал можно отличить от действительного путем
переключения РЛС на другую шкалу дальности, частота посылки импульсов на которой отлична
от предыдущей. Если расстояние до объекта изменится, то сигнал является
ложным.

3. Туман уменьшает дальность радиолокационного обнаружения объектов в зависимости от
его интенсивности. При визуальной видимости более 100 м сокращение дальности
радиолокационного обнаружения незначительно.

Однако при плотных густых туманах дальность радиолокационного обнаружения
 сокращается значительно: от 10% при визуальной видимости около 100 м до 30% при
видимости 25—30 м. Известны случаи сокращения дальности обнаружения при визуальной
 видимости менее 30 м на 40—50%.

4. При чрезмерно влажном воздухе от районов с резко отличающейся влажностью, полос
ливня и облаков на экранах РЛС могут появляться помехи, которые можно принять за
изображение объекта и берега. Кроме того, эхо-сигналы от сильного снегопада, грозовых и
дождевых туч засвечивают экран и среди этих пятен трудно обнаружить нужные объекты.

Для того чтобы отличить ливень от объекта, необходимо вести тщательное наблюдение за
изменением формы эхо-сигнала. Эхо-сигналы от туч и грозовых фронтов имеют мелкие
очертания с постоянно меняющейся формой. Можно также рекомендовать работу РЛС в режиме
истинного движения, при котором будет видно движение облаков. Наблюдение за элементами

 

 

эхо-сигналов дает возможность во многих случаях опознать объект среди ливневых
образований, так как они имеют собственное движение.

5. Песчаные бури также сокращают дальность радиолокационного обнаружения. Степень
сокращения дальности обнаружения зависит от содержания твердых частиц в воздухе и
несколько больше, чем при тумане, при одной и той же дальности визуальной видимости.

Рекомендуется в стесненных условиях принимать Озад = 0.5 -1.0 миля и в условиях открытого
моря равным 2 мили. С учетом приведенных ранее соображений значение 1зад рекомендуется
назначать равным 12-20 мин.

Длина выбранного вектора соответствует перемещению судна за выбранное время
экстраполяции, в предположении, что собственное и другие суда не изменяют режима своего
движения. Обычно САРП позволяет установить длину вектора от 0 до 30 мин. В некоторых
модификациях при включении длина автоматически устанавливается равной 6 мин. Выбор его длины
зависит от числа сопровождаемых отметок, поскольку длинные вектора загромождают экран и
изображение ситуации плохо воспринимается судоводителем. Практика использования САРП
показала, что можно рекомендовать следующий порядок назначения длины вектора - 12 мин на
шкале 12 (16) миль, 6 мин на шкале 6 (8) миль. Кроме того кратковременно, для оценки развития
ситуации расхождения, рекомендуется кратковременно увеличивать длину векторов до касания
окружности Озад. При нахождении другого судна в зоне интенсивных помех его вектор будет резко
изменяться по величине и направлению, что свидетельствует о срыве автосопровождения из-за
невозможности автоматически обнаружить или точно измерить координаты центра отметки.

Очень полезной является индикация прошлого движения целей. Она может быть получена
через интервал до 1-ой минуты за период до 12-ти минут. Эти значения обычно выставляются при
настройке экрана. Такая информация позволяет своевременно обнаружив маневр встречного судна и
производить контроль за результатами проигрывания маневра.

Кроме решения задач расхождения САРП можно эффективно использовать при решении
навигационных задач. Такая возможность связана с автоматическим сопровождением неподвижных
точечных радиолокационных ориентиров. К ним относятся объекты, обладающие высокой
эффективной отражающей поверхностью, как и обычные суда, но имеющие гораздо меньшие
геометрические размеры. К ним можно отнести: морские буи с пассивными радиолокационными отра-
жателями: вехи с пассивными радиолокационными отражателями; маяки с основанием на морском
дне и расположенные на низменных небольших островках; одиночные расположенные в море скалы;
буровые вышки; плавучие маяки.

Основой навигационного использования САРП является захват и сопровождение отметки,
географические координаты которой известны. В зависимости от модификации САРП он позволяет
решать различные задачи.

Основные из них: измерение полярных или географических координат любой точки на экране;
измерение полярных и географических координат любых двух точек, отображаемых на экране,
относительно друг друга; автоматическое счисление пути и его коррекция по данным сопровождения
точечного радиолокационного ориентира; фиксация положения судна, например, при падении
человека за борт, для последующего возвращения в эту точку; сопровождение неподвижных
объектов; привязка к наземным объектам для определения параметров течения; использование
параллельных индексов для плавания по заданной траектории; использование электронных карт.

Для измерения полярных и географических координат любой точки, необходимо навести
координатный маркер на интересующий объект и удерживать в течении некоторого времени. На
табло появятся текущий пеленг и дистанция до выбранной точки, и ее широта и долгота. Предельная
погрешность измерения географических координат складывается из погрешности измерения
полярных координат и погрешности определения географических координат своего судна. Обычно
предельная погрешность измерения радиолокационного пеленга составляет не более 1°, а дистанции
не более 1% расстояния до ориентира.

Для измерения географических и полярных координат от одной точки на экране до другой,
необходимо сначала навести координатный маркер на первую точку, принимаемую в качестве
опорной, относительно которой будет производиться измерение, и зафиксировать. Затем наносят
координатный маркер на другую точку и удерживают его. На табло появится пеленг и дистанция с

 

 

первой точки на другую и ее географические координаты. Для получения точных географических
координат интересующей точки, необходимо сначала ввести координаты опорной,

Для ведения автоматического счисления с коррекцией необходимо сначала взять, как обычно,
на сопровождение неподвижный ориентир. Затем наводят координатный маркер на него и по вектору
о его движении определяют угол сноса. В некоторых типах САРП имеется специальная кнопка, при
нажатии которой получают информацию о направлении и скорости суммарного сноса.

Для ведения автоматического обсервационного счисления необходимо с навигационной
карты снять координаты точечного ориентира и вручную ввести их в САРП и начать его
автосопровождение.

Для того чтобы зафиксировать положение судна в определенный момент в точке, куда будет
необходимо возвратиться, необходимо навести координатный маркер на отметку своего судна и
зафиксировать. В дальнейшем маркер будет оставаться в этой точке, а центр развертки будет
смещаться по заданной траектории движения собственного судна.

По результатам автосопровождения неподвижных точечных объектов либо приметных
деталей протяженных объектов судоводитель имеет возможность контролировать их положение и

корректировать движение собственного судна при повороте на новый курс или плавании в узости с
использованием нанесенной на карту сеткой навигационных изолиний.

При плавании в районах с приливоотливным течением изображение неподвижных береговых
объектов будет смещаться на экране индикатора, что является неудобным при навигационном
использовании. В этом случае по результатам автосопровождения точечных объектов определяют
параметры течения и вводят соответствующие поправки. В некоторых модификациях САРП имеются
устройства автоматического ввода указанных поправок.

В ряде САРП имеются устройства для проведения границ опасных зон или параллельных
индексов, по которым должен перемещаться приметный радионавигационный ориентир при
движении собственного судна по линии заданного пути без отклонений. Указанные параллельные
индексы проводятся от навигационных ориентиров и поворотных точек в сторону, противоположную
курсу собственного судна.

В большинстве современных САРП имеется возможность использования либо создания
электронных карт. Использование электронных карт не только существенно упрощает обеспечение
навигационной безопасности, но и общую оценку обстановки, включая своевременное обнаружение
вероятного неблагоприятного маневра опасного судна

Важным аспектом использования САРП является контроль его технического состояния. Для
облегчения такой задачи существуют специальные устройства, которые осуществляют:
автоматическую проверку работоспособности каждого узла; тестовый контроль работоспособности
вычислительного комплекса; контроль ввода данных, осуществляемых автоматически либо вручную.

Автоматическую проверку правильной работы каждой печатной платы осуществляют приборы
встроенного контроля, которые автоматически включают звуковой и световой сигнал отказа. Если
отказ был следствием случайного сбоя, то через некоторое время сигнализация выключается и САРП
продолжает нормальную работу. Однако необходимо помнить, что после этого информация об
отметках будет потеряна, и они будут захватываться и обрабатываться как вновь обнаруженные.
Если работа велась в режиме ручного захвата отметок, то необходимо повторить захват ранее
сопровождаемых отметок.

Если нормальная работа САРП не восстановилась, то необходимо произвести
дополнительный пуск программы. Если и после этого работа не восстановилась, то это означает, что
вышел со строя соответствующий узел и требуется устранение неисправности.

Для проверки исправной работы вычислительного комплекса предусматривается
возможность решения условной задачи с известными ответами. Тестовый контроль производится
автоматически либо включается по запросу судоводителя.

Контроль ввода данных от лага и гирокомпаса осуществляется автоматически, и при их
отсутствии срабатывает предупредительная сигнализация. При ручном вводе проверяется
соответствие данных пределам, установленных для САРП, и в случае несоответствия дальнейших
процесс блокируется. Для исправления ошибки необходимо произвести сброс неверно набранных
данных и повторить ввод.

 

Кроме указанного оператор должен знать внешние признаки нормальной работы прибора - по
наличию информации на экране, устойчивого положения векторов и их соответствия цифровому
формуляру, для того, чтобы своевременно заметить возможные отклонения в нормальной работе
САРП. Обычно основные признаки нормальной работоспособности приборов приводятся в
инструкции по эксплуатации для пользователя.

 

 


 

Список литературы Предисловие
Использование РЛС для расхождения судов
Технико-эксплуатационные характеристики
Навигационные характеристики
Помехозащищенность
Основные понятия и определения. Классификация отметок
Способы оценки опасности столкновения
МППСС-72, связанные с использованием судовых РЛС                       9 Наставление по организации штурманской службы на судах ММФ (НШС-82) 11
Рекомендации по использованию радиолокационной информации для
предупреждения судов                                                                   1?
1. Организация радиолокационного наблюдения                             12
2. Уменьшение влияния помех                                                        16
3. Обработка радиолокационной информации и маневрирование     17
4. Закономерности относительного движения                                  18
5. Оценка ситуации по первичной информации                               24
6. Радиолокационная прокладка                                                     26
7. Полная оценка ситуации                                                            30
Решение задачи расхождения с несколькими судами                       31
Ведение записей при радиолокационной прокладке                        35
Эффективность маневра                                                                 36
Комментарии к некоторым типовым случаям расхождения судов на основе
радиолокационной информации                                                     37
1. Безопасная скорость                                                                  37
2. Особенности использования РЛС в системах разделения движения 38
3. Учет навигационных условий при решении задачи расхождения судов 38
4. Обгон                                                                                        39
5. Уход с курса догоняющего нас судна                                           41
Средства автоматизированной прокладки (САРП)                            42
Приложение 1                                                                               37
Приложение 2                                                                               37
Приложение 3                                                                                   

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.