Р едактор : М . М итичкин а В ерстка : О . В оскресенска я — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Р едактор : М . М итичкин а В ерстка : О . В оскресенска я

2021-12-11 26
Р едактор : М . М итичкин а В ерстка : О . В оскресенска я 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Д изай н обло ж ки: О.  Х аритоно в П еревод: Л. С ум м

 

 

© 1987. 2000 John Dräne,

©  Lion  Publishing  pic  2000

© Т риада, 2003


ББ К 86.37

Д 7 3


 

 


 

Содер ж ани е Н овый царь и новые обычаи 127
  С тарые обычаи и новые идеи 129
  С оломо н 133
1. В ведение к В етхому Завету......... 11 Имп ерия 133
Сюж е т                                             13 Политические  союзы 134
И сход из Египта                                15 Х рам 136
Н ациональный упадок                            17 И скусст ва и науки 137
И зуче ни е истори и                        1  8 Д ебет и кредит 139
И стори я и вер а                                 24 П осл е  С оломон а 141
К ласси фи каци я кни г              3  1 Государств о и религи я 142
Лит ера т урные жанры                      31 П салмы 143
Ра здел ы еврейской Библии                 34 П ремудрост ь 147
  Чт о такое мудрос т ь? 149
2. С оздание наци и                         45    
Н ациональна я принадлеж­ 5. Д в а царства 157
нос т ь                                                  48 Ра зделе ни е царств а 157
О снователи                                       50 П ервое исповедание веры                 54 Возвращение к прежним поряд­ кам     158
Рождени е наци и                       5  9 П олитические изменения 159
И сход                                                 63 Религиозн ые проблемы 164
Завет                                                  68 Н ов ы е со ю з ы 166
К Земле обетованной                        72 Н овый расцве т 167
  Упадок и гибель 170
3. Земля, где «течет молок о Ра с ту щ ая  угроза 176
и мед»                                   81 И стори я Х анаан а                         81 Н ов ы й расцве т и ло жн а я уверенност  ь     178
Во з никновени е И зраил я               8  6 Н ациональное возрождение 178
Вооруж енная борьба                             88 Н ашествие ассирийцев 182
М ирно е проникновение                           91 С оциальная революция                           92     6. И удея и И ерусалим     193
С удь и                                                96 О пасност ь  и  нес табиль нос ть.. 193
  Ложн а я уверенност ь 198
4. «Ц арь, как у других Реформы в Иерусалиме 198
народов»                                          115 А ссирийц ы  наступают 201
С а м уи л и ковче г                         116 Ассирия наноси т последний удар  . .204
С аул                                               118 Р еформы и обновление 205
Д ави д                                            124 Утраченная кни га 206
Восхождение Давида к власти........... 125 Вавилоняне 208
    3

 

ПУ ТЕВ ОДИ ТЕЛ Ь  ПО  ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ

 

 

И ере ми я и падени е И еру ­   Л ичнос т ный Б ог 309
сали м а 210 С лова,  описывающие Бога 312
Н апрасная вера 212 В отсутствие Бо г а 318
П риближ ение  конца 213 Л ичное о тчу ждение 320
Черные дни Иерусалима 214 Национальное  отчаяние 321
    К а к познат ь Бо га? 322
7. Р азбиты е надеж ды и новые   Б лагода т ь Б ожья 323
перспектив ы 227 С лово Божье 325
П ере д лицо м катастро ф ы 228    
Н а река х вавилонски х 231 10.  Бог и мир 327
Н ово е начал о 242 Н айт и  Бо г а в природ е и  
Возвращение в Иерусалим 247 в истори и 327
С мятение и от чаяние 253 П редставлени я о мир е 331
Во зоб новлени е завет а 257 Как поня т ь кни гу Бытия 331
С троительство  стен 257 Лит ера т урный  жанр  книги  
С охранение закона 260 Бытия 336
    С ут ь предания 343
8. Н овы й век 269 Бо г и л ю д и 343
Н ова я импери я 271 О тношения с миром 344
Е вре и и грек и 274 О т ношения  с  Богом 345
Н арас та ющее напряжение 275 О тношения с другими людьми 347
Н ациональная гордос т ь и   Н ару ш енн ы е  отно ш ени я  
религиозный п ы л 276 и ново е начал о 349
С охранени е вер ы 279 И с точник проблемы 349
Е с фи рь 279 Поиски о т ве та 354
Ю д и ф ь 282    
Товит 285 11. Ж изнь народа Бож ьег о 357
К оне ц истори и 289 В ер а и поведени е П ремудрост ь ка к пут ь к 357
9. Бо г ж ивой 297 обнару ж ени ю вол и Бо г а 360
К т о ест ь Бо г? 297 И с толкование  премудрости 361
Н евидимый Б ог 299 Практическое  осуществление  
Б ог и силы природы 300 мудрос ти 362
Б ог и философы 301 Зако н  ка к в ы ра ж ени е  вол и  
К ако й Он,  Бо г? 303 Бож ье й 366
Д ея т ельный Б ог 303 Д еся т ь заповедей 372
Поиски Б ога в дальнейшей   Книга завета 372
ис т ории 307 Второзаконие 374
4      

 

СОДЕРЖ А НИ Е

 

 

С вященнические  законы 374 Вопро с ы мор ал и 448
О т теори и к практик е 375 П ерес матривая  историю 450
Уголовное право 375 М оральна я дилемма 451
Граж данское  право 377 Т екс т и читатели 452
С емейное право 378 Ви дени е буду щ ег о 454
О бщ ест венное  право 379 Н овый завет 456
О бъяснени е вол и Бож ье й 383 М ессия 457
В е т хозавет ная эт ика является   Н ов ы й мир 458
богословской 383    
В е т хозавет ная  этика  динамична 384 Д ополнительны е стать и  

В е тхозаветная  этика  социальна.. 385

В е т хозаве т ная э тика личнос т на 386 Глава 1  
  12. П оклонение Богу   393 С колько книг в Ве т хом Завет е? ....26
П оклонени е свято м у Бо г у 393 Археоло гия и Ветхий  Завет 38
Б о г бесконечен 393    
Б о г благ 395 Глава 2  
Б ог — это любовь 396    
М ест а богослу ж ени я 397 Были ли Авраам, С арра и члены  
С киния собрания 399 их семьи реальными людьми? 52
М ес т ные свя тили щ а 401 К овчег  Завета 68
Храм 403 Ф орма Завета 70
С инагога 405 Дати ровка исхода  и завоевания  
Ф орм а богослу ж ени я 407 Ханаана 74
П ение и музыка 409    
М олитва 410 Глава 3  
Тан ец и драма 412    
Ж ер т воприношение 412 «Ханаанцы» и «израильтяне» 94
Дн и богослу ж ени я 421 Ж изнь в эпоху С удей 100
Д ень суббо тний 421 И зраиль  и ханаанская религия 106
П асха 422 И с т ория,  примыкающая  ко  
П раздники урож ая 423 Второзаконию ПО
13. От еврейской Библи и к     Глава 4  
В етхому Завет у 435    
Вопро с ы вер ы 436

«Н еужто и С аул во пророках?»................. 118

В поисках решения 437

И зраиль  становится

Ус т ановление связей 442

государс т вом                                       123

   

5


 

ПУ ТЕВ ОДИ ТЕЛ Ь  ПО  ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ

 

 

Предания  о Давиде  и  С оломоне Псалмы  и  богослужение .... 138 Глава 9  
в Израиле 142 И мя Б ога 314
Книги П ремудрос ти 148   Б орьба с невидимым Богом   322
Глава 5     Глава  10  
Илия и культ Ваала 170    

Книга Амоса                                        179

Ассирийцы                                           186

О сия и падение С амарии                      187

Датировка  ветхозаветных


Книга Бытия и ее контекст             332

В згляд в будущее                               350

Глава  11


соб ытий   190 М удрос т ь и вера 367
      О существление справедливости ..387
Глава 6     И ндивидуум и об щес т во 390
Т ри пророка   209 Глава  12  
Д ругие т радиции, связанн ые  с      
И ере ми ей   216 И с т олкование псалмов 409
П исьма Лахиса   217 С мысл  жертвоприношений 416
П ророки   221 Ц ари,  священники и пророки 426
Глава 7        
П лач И еремии   230    
И езекииль   235    
П я тикни жие   239    

И сайя Вавилонский

248    

Агге й и Захария

254    

Два диссиден та

261    

П аралипоменон

263    

Изгнанники в  Египте

266    

Глава 8

     

Книга Даниила  и кризис

     

Маккавеев

280    

Книги  Маккавеев

294    

6

     


 

 

Введение к Ветхому Завету

 

И з всех книг, унаследованн ых нами от древних цивилизаций, ни одна не сравнится по своему влиянию и увлекательност и с еврейской Биб­ лие й  —  великим  классическим  произведением,  чтим ы м  в  качестве С вящ енног о П исани я тремя мировым и религиями:  исламом, иудаиз­ мом и христианство м. Одного этого было бы достаточно, чтобы обес­ печить не только долговечност ь книги, но и ш ирочайш ее ее распрост­ ранение, диалог с лю дьми, далеким и и от культурной, и от религиоз­ ной среды, в которой создавался этот текст. Хотя описанн ы е в Библии события происходил и давно в экзотических для нас  местах,  они  все еще поражают воображение читателей.  Более того,  в постмодернист ­ ской культуре на ф он е все возрастающего скептицизма по отнош ению ко всему научному, современно му многих искателей духовной истины привлекает возможность открыть новые пути в будущее. И этот ш анс человеку даруют духовные сокрови щ а, которые много веков скрыва­ лис ь в древних или  эзотерических текстах,  отражающих ино й  взгляд на ми р или даже ино й способ бы тия. Еврейска я Библия, Ветхий Завет, содержит в себе множество тайн. На ее страницах мы обнаруживаем сокрови щ а литературы и поэзии целог о народа — древнег о народа Из­ раиля. П овествование охватывает весь ранний период ф ормирования мировой цивилизации: по ныне ш ни м представления м, это соответст­ вует эпохе от каменног о века до создания  Римско й  империи.  Самые поздние разделы написаны более 2000 лет тому назад. Эта книг а — уникальное сочетание эпоса, истории, умозритель но й фи лосо фии, поэзии и политическог о комментария — полна таких приклю чений, напряжения,  неожиданных поворотов,  как захватывающий  голливуд­ ский боевик. Ее традицио нные сюжеты и в самом деле легли в основу многих кассовых фильмов, что не мешает миллиона м людей во всем

 

 

11


 

 

мире сосредоточенно и  постоянно читать эту книг у и черпать в ней вдохновение.

Даже бегло пролистав страницы Ветхого Завета, нетрудно убедить­ ся, что перед нами отнюдь не одна книга. С корее это целое собрание книг, разнообразие которых само по себе способствовало многовеко­ вому интересу читателей к Библии. На лю бой вкус, на всякое настро­ ение, на каждый час здесь найдется что-нибудь — от эпической пове­ сти о национальных героях, подобных М оисею, Деборе, Давиду или Е сфири, до философ ских книг Иова и Екклесиаста. Чарующие, а под­ час и пугающие рассказ ы о человеческих страстях и необычных судь­ бах соседствуют с глубоки ми размыш ления м и о смысле человеческой жи зни. Не так-то просто соединит ь и истолковат ь эти с виду разроз­ ненные книги. В последние двести лет выдвигалось немало теорий, по мере того как ученые пыталис ь объяснит ь происхождение этих тек­ стов, их связ ь с тем миром, в котором жи л и и работали их авторы. Больш инств о гипотез оказалось однодневками, и в последние два де­ сятилетия X X века мы стали свидетелями краха многих теорий, кото­ рые прежне е поколение принимал о за непререкаему ю научную исти­ ну. Тем не менее сам научный принци п оправдал себя: если мы хотим получит ь полноценно е понимани е книг еврейской Библии, нужно по­ грузиться в реалии мира, породившего эти книги. Литературный ком­ м ентарий всегда сложен, он должен осуществляться одновременно на нескольких уровнях. Но ключевые вопросы всегда одни и те же. Что эти тексты означали в те времена, когда он и были написаны? К ак они отвечают запросам и чаяния м авторов и первых читателей? М ожем ли мы что-нибудь узнать о древне м населении И зраиля, изучая другие культуры той эпохи? Д ля получения ответов на них наряду с религио­ ведением нужно привлечь ряд специальн ых дисциплин, в том числе археологию, социологический анализ, литературоведение и историю.

Ученые X I X и X X веков подчеркивал и разнообразие м атериалов Ветхого Завета. Н о для народа, создавш его эти тексты, их единство обеспечивалось уже тем очевидным ф актом, что все книг и составляли часть единой истории, суть которой заклю чалась в духовном опы те. Забывая об этом, соверш енно невозможн о понять, к чему стремились авторы Ветхого Завета и какую цель он и перед собой ставили. Несмот­ ря на различие в сюжетах и темах, на множество отделяющих их друг от друга веков, все эти писатели были убеждены, что  их  книг и  и  весь опыт народной жи з ни, который они пыталис ь передать, отражают не


 

 

только социальн ы е, эконо мич ески е или политические обстоятель­ ства, но и главное — действующую в истории волю Бога. Выходя за пределы человеческих собы тий, описанн ы х в каждой отдельной пове­ сти, еврейская Библи я — глубоко духовное сочинение — утверждает, что этот мир и все его дела представляют собой не случайност ь и не це­ почку совпадений, а результат деятельност и верховног о существа, Бо­ га, правящ его и творе нием, и историей.  Бог восприни м ается отнюдь не ка к удаленна я от лю дей непоз наваема я сила; О н выступает ка к Личность и завязывает индивидуальн ые отнош ени я с лю дьми. Этот символ веры провозглашается на первых же страница х первой книг и (Бытие) и повторяется, объясняется, развивается на все лады в даль­ нейш их разделах. С овременные читатели по-разному восприни маю т столь откровенное выражение религиозных чувств, и об этом нам ещ е предстоит поговорит ь в дальнейш их главах. Н о, какую бы реакцию эти чувства ни вызывали, сколько-нибудь разумная интерпретация Ветхо­ го Завета, попытк а проникнут ь в суть и смысл Библи и невозможн ы без учета мировоззрения его авторов.

 

Сюже т

 

П риступа я вперв ы е к изучению Ветхого Завета, читатели нередко сталкиваются с серьезными трудностями, когда пытаются вычленит ь основной сюжет и отделить его от множества переплетающихся с ни м

«вставных новелл», посвящ енн ы х отдельным персонажам. Эти книг и создавались в тече ни е многих веков, и собранию текстов при ш лос ь подвергнуться неоднократ но й переработке и мно ги м редакциям, прежде чем он о приобрело свой ныне ш ни й вид. В результате мы с лег­ костью обнаруживаем  на  его  страница х  противоречащ и е  друг  другу мн ения. Н апри м ер, все собрание в целом утверждает идею Бога, обла­ дающего верховной властью над всем миром, но  многие  вошедшие  в него истории указывают на соверш енно иное мировоззрение. В этих ранни х предания х Бо г присутствует ка к реальност ь ли ш ь в жи з н и замкнутой этнической группы. Э ти м и противоречиями мы займемся позднее, а пока нужно попытаться оценит ь Библию ка к целое. Разуме­ ется, ее отдельные части имеют различное происхождение, но иссле­ дователи подчас забывают о том, что все ее главы соединены в оконча­ тельной  редакции  еврейской  Библи и  таким  образом,  что должны  вое-


 

 

приниматьс я ка к целое, которое уточняет и углубляет содержание со­ ставных частей. М ы вправе изучать все стадии развития, пройденные каждой книгой Библии, но собрание в целом мы должн ы оцениват ь с точки зре ни я итога — получивш ейся единой книги. К а к блюдо ис­ кусног о повара представляе т собой нечто больш ее, нежел и прост о сумму вошедших в него ингредиентов, так и Ветхий Завет охватывает больш е,  нежел и  каждая  из его частей.

Первые страницы книг и задают ш ирочайш ий, всемирный масштаб этому повествованию. Хотя далее интерес сосредоточен на жи зн и не­ больш ой группы лю дей, начальные  эпизоды  относятся  к  возникнове ­ нию всего  человечества.  Затем  сюжет  ограничиваетс я  судьбой  бездет­ ной пары Авраама и С арр ы, жи вш ей в М есопота мии, в городе Ур (см. Бытие 11:31—12:5). Вопреки всякой вероятност и престарелые супруги становятся прародителями великог о народа, который к концу первой части Библи и — П ятикни жи я — переселяется в идиллическую страну,

«где течет  молоко  и  мед»  (Второзако ние  6:3).  Между  этими  двумя  со­ б ы тия м и  П ятикни жи е  излагает  множество  достопамятных  историй  о сыновьях,  родившихся  в  этом  семействе,  и  о  том,  как  их  потомки  по собственной неразумности попали в египетское рабство. В повести о первоначальной истории И зраиля период рабства сделался одним из основных эпизодов, а М оисей, лидер, вы росш ий пр и дворе египетско­ го  ф араона,  позаботился  о том, чтобы памят ь о  египетском рабстве на­ всегда вошла в религиозное сознание израильског о народа. Все после­ дующ ие  авторы  с  уверенность ю  утверждали,  что  рабство  составляло часть Божьего замысла для избранног о народа. П ророк V III в. до н.э. О сия с глубоким проникновение м изображает, ка к Бог в тот период пекс я  об  И зраиле,  словно  л ю бя щ и й  родитель  о  своем  дитяти:  «Когда И зраиль был ю н, Я любил его и из Египта вызвал сын а М оего... Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих... Узами человече­ ски м и  влек  Я их,  узами  лю бви...  и  ласков о  подкладыва л  пи щ у  им» (О сия  11:1,  3-4).  П рош ло 200 лет, и после множества национальных катастроф народ все еще сохранял эту веру, он жи л ею. И И езекииль внов ь  утеш ает  л ю дей,  говоря  от  имен и  Господа:  «Когда  Я  избра л И зраиля  и,  подняв  руку  М о ю,  поклялс я  племени  дома  И аковлева,  и открыл  Себя  им  в  земле  Египетской  и,  подня в  руку,  сказал  им:  «Я  — Господь Бог ваш!» — в тот день, подня в руку М о ю, Я поклялся им вы­ вести  их  из  земли  Египетской  в  землю,  которую  Я  усмотрел  для  них, текущую молоком и медом, красу всех земель» (И езекииль 20:5-6).


 

 

Исход из Египта

Драматическое спасение евреев из египетског о рабства — этот эпизод в дальнейш ем стал именоватьс я  «исходом» —  положил о начало соб­ ственной истории И зраиля. О днак о между мом ентом исхода и тем днем, когда потомки И акова вошли в Ханаан, в «землю, текущую мо­ локом и медом», произош ло ещ е одно — ключевое — событие: Бог на горе Синай дал М оисею Десять заповедей. Все ветхозаветные авторы неизм енно отводят Закону (Торе) центральное место в отнош ения х своего народа с Богом. Момент, когда Бог устанавливал Закон, описы­ вается устрашающе и торжественно: «Гора же С ина й вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым. как дым из печи, и вся гора сильно колебалась...  М оисей говорил, и  Бог отве­ чал ему голосом» (Исход 19:18-19). Лю дям, привыкш им к ценностям запад ной демократии, зако н ы еврейской Библии,  изложенные в кни­ гах Исход, Левит и Числа, кажутся суровыми и не слиш ком разумны­ ми. Н о, как ни странно, народ Израиля восприни мал эти предписания соверш енно иначе: он знал, что  Бог требует почитания и соблюдения

 

 

15


 

 

положений Закона, но не считал эти заповеди столь уж тяж ким бременем. На­ против,  лю ди  исполнял и их  с  величай ш ей  радос­ тью,  поскольку  помнили, что предшествовало огню и дыму на горе  С инай, и видели  в Законе  Божьем вы раж ение  Божьей люб­ ви.  С облю дение  запове­ дей  и  ритуалов  служило свободн ы м  изъявление м лю бви  и  благодарност и народа,  получившего не­ ж данн ы е  и  ниче м  не  за­ служ енн ы е  ми лости.  И ведь  неслучайно  Д есят ь

заповедей открываются не указанием, а напоминание м о любви и ми­ лосердии Бога: «Я Господь, Бог твой, К оторый вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исход 20:2).

П остепенно кочевнический уклад — мы можем проследит ь его вплоть до времен Авраама и Сарры — сменяется земледельческим в новой стране. И тут вера И зраиля в Господа подвергается новым испы­ таниям. До сих пор иудеи ведали Бога М оисея, Бога, охранявшего их в пустыне. Теперь их тревожит другой вопрос: умеет ли этот Бог выра­ щ ивать урожай, помогае т ли получит ь больш ой приплод от овец? В наш технологический век эти проблемы кажутся наивными, но для людей того времени не было ничего важнее. От этого зависело само их сущ ествование, и все остальные книг и Ветхого Завета свидетельству­ ют о попытка х дать тот или ино й ответ на эти вопрос ы. Когда И зраиль обосновался в новой стране, он застал там других богов и богинь, дав­ но уже чтимых местными обитателями, «зарекомендовавших» себя в качестве покровителе й зем ледельцев. Н ачалас ь долгая битва между Яхве. Господом пустынног о народа, и всем и богами и богинями Ханаана: Ваалом, Астартой, Анат и прочими членами этого пантеона. Евреи постоянно испытывал и соблазн отказаться от своего Господа в пользу местных идолов. Н ациональн ый эпос повествует о героях тех


 

 

первых веков становления государства, так назы­ ваемых судьях,  оказы вав ш и х  сопротивление этой духовной измене. Но время ш ло, а ситуация становилас ь все хуже. Н а протяжении многих поколений великие пророки укоряли И зраиль, который оставил истинног о Господаи поклонил­ ся мнимым богам.

 

Н ациональный упадок

Далее  эта  повесть рассказы вает,  как национальна я история  И зраиля  достигла  пика  своего  развития при  Давиде  и  С оломоне  (примерно 1010—930   гг. до н.э.). Затем начался период упадка, когда вели­ кое царство  разделилось,  потом была завоевана его северная часть (Израиль)  и, наконец, южная (Иудея). П ророки — от гневного и не стесняюще­ гося  в  своих речах  И лии  до  углубленног о  в  себя И еремии —  выступали  и  на севере, и на юге стра­ ны,  облича я социальну ю  и  политическу ю  кор­ рупцию, которая, как они полагали, и привела к гибели нации.  Хотя пророки  находилис ь в раз­ личн ы х  обстоятельствах  и  каждый   из   них  обра­ щался клю дям своего времени, их объединяет ве­ ра в то,  что  народ И зраиля  устремился к своей  ги­ бели,  забыв  зако н,  данный  ему на  горе  С инай,  и поклонивш ись богам и богиням Палестины.

К 586 г. до н.э. с Израилем было покончено. В этом году  столииа страны была захвачена вавилонским царем Навуходоносором II, храм и другие главные здания Иерусалима разрушены. Это величайшая ка­ тастрофа, и последствия ее еще долго сказывались на сознании и ми­ ровоззрении народа. Но  из  пепла поражения  новые  вожди  раздули  ис­ кру жи зни. Они обладали едва ли не более сильной верой, чем их про­ славленные предш ественники. Н ациональное несчастье потребовало полной переоценки не только политической жизн и народа,  но  и  его веры. Те, кто уцелел в эти страш ные времена, вынуждены были заду­ маться над смыслом ужасных событий. И в своих горестях они увиде­ ли часть Божьего плана, согласно которому  Господь  вел  их  народ. Люди  обратилис ь  к  урокам прош лого  и  уверились,  что  Бог  не  забыл


 

обе щаний, данных Им в самом начале. Н аступит час нового творе ния, и новый исход превзойде т прежний, ибо теперь деятельност ь Бога охватит весь мир, а роль И зраиля  в  обновленно м  мире  заключается  в том, чтобы стать «светом народов, чтобы спасение М ое (Божье) про­ стерлось до концов земли» (И сайя 49:6).

Так завер ш илс я исторический цикл, начавш ийс я с Авраама и С арры, с обещ ания, что в их потомка х Бог благословит многие народы (см. Бытие 12:1-3). В последующие века Божье обетование не раз под­ вергалось сомнени ю. Н арод И зраиля испыт


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.