Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-12-11 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Д изай н обло ж ки: О. Х аритоно в П еревод: Л. С ум м
© 1987. 2000 John Dräne,
© Lion Publishing pic 2000
© Т риада, 2003
ББ К 86.37
Д 7 3
Содер ж ани е | Н овый царь и новые обычаи | 127 |
С тарые обычаи и новые идеи | 129 | |
С оломо н | 133 | |
1. В ведение к В етхому Завету......... 11 | Имп ерия | 133 |
Сюж е т 13 | Политические союзы | 134 |
И сход из Египта 15 | Х рам | 136 |
Н ациональный упадок 17 | И скусст ва и науки | 137 |
И зуче ни е истори и 1 8 | Д ебет и кредит | 139 |
И стори я и вер а 24 | П осл е С оломон а | 141 |
К ласси фи каци я кни г 3 1 | Государств о и религи я | 142 |
Лит ера т урные жанры 31 | П салмы | 143 |
Ра здел ы еврейской Библии 34 | П ремудрост ь | 147 |
Чт о такое мудрос т ь? | 149 | |
2. С оздание наци и 45 | ||
Н ациональна я принадлеж | 5. Д в а царства | 157 |
нос т ь 48 | Ра зделе ни е царств а | 157 |
О снователи 50 П ервое исповедание веры 54 | Возвращение к прежним поряд кам | 158 |
Рождени е наци и 5 9 | П олитические изменения | 159 |
И сход 63 | Религиозн ые проблемы | 164 |
Завет 68 | Н ов ы е со ю з ы | 166 |
К Земле обетованной 72 | Н овый расцве т | 167 |
Упадок и гибель | 170 | |
3. Земля, где «течет молок о | Ра с ту щ ая угроза | 176 |
и мед» 81 И стори я Х анаан а 81 | Н ов ы й расцве т и ло жн а я уверенност ь | 178 |
Во з никновени е И зраил я 8 6 | Н ациональное возрождение | 178 |
Вооруж енная борьба 88 | Н ашествие ассирийцев | 182 |
М ирно е проникновение 91 С оциальная революция 92 | 6. И удея и И ерусалим | 193 |
С удь и 96 | О пасност ь и нес табиль нос ть.. | 193 |
Ложн а я уверенност ь | 198 | |
4. «Ц арь, как у других | Реформы в Иерусалиме | 198 |
народов» 115 | А ссирийц ы наступают | 201 |
С а м уи л и ковче г 116 | Ассирия наноси т последний удар . | .204 |
С аул 118 | Р еформы и обновление | 205 |
Д ави д 124 | Утраченная кни га | 206 |
Восхождение Давида к власти........... 125 | Вавилоняне | 208 |
3 |
|
ПУ ТЕВ ОДИ ТЕЛ Ь ПО ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ
И ере ми я и падени е И еру | Л ичнос т ный Б ог | 309 | |
сали м а | 210 | С лова, описывающие Бога | 312 |
Н апрасная вера | 212 | В отсутствие Бо г а | 318 |
П риближ ение конца | 213 | Л ичное о тчу ждение | 320 |
Черные дни Иерусалима | 214 | Национальное отчаяние | 321 |
К а к познат ь Бо га? | 322 | ||
7. Р азбиты е надеж ды и новые | Б лагода т ь Б ожья | 323 | |
перспектив ы | 227 | С лово Божье | 325 |
П ере д лицо м катастро ф ы | 228 | ||
Н а река х вавилонски х | 231 | 10. Бог и мир | 327 |
Н ово е начал о | 242 | Н айт и Бо г а в природ е и | |
Возвращение в Иерусалим | 247 | в истори и | 327 |
С мятение и от чаяние | 253 | П редставлени я о мир е | 331 |
Во зоб новлени е завет а | 257 | Как поня т ь кни гу Бытия | 331 |
С троительство стен | 257 | Лит ера т урный жанр книги | |
С охранение закона | 260 | Бытия | 336 |
С ут ь предания | 343 | ||
8. Н овы й век | 269 | Бо г и л ю д и | 343 |
Н ова я импери я | 271 | О тношения с миром | 344 |
Е вре и и грек и | 274 | О т ношения с Богом | 345 |
Н арас та ющее напряжение | 275 | О тношения с другими людьми | 347 |
Н ациональная гордос т ь и | Н ару ш енн ы е отно ш ени я | ||
религиозный п ы л | 276 | и ново е начал о | 349 |
С охранени е вер ы | 279 | И с точник проблемы | 349 |
Е с фи рь | 279 | Поиски о т ве та | 354 |
Ю д и ф ь | 282 | ||
Товит | 285 | 11. Ж изнь народа Бож ьег о | 357 |
К оне ц истори и | 289 | В ер а и поведени е П ремудрост ь ка к пут ь к | 357 |
9. Бо г ж ивой | 297 | обнару ж ени ю вол и Бо г а | 360 |
К т о ест ь Бо г? | 297 | И с толкование премудрости | 361 |
Н евидимый Б ог | 299 | Практическое осуществление | |
Б ог и силы природы | 300 | мудрос ти | 362 |
Б ог и философы | 301 | Зако н ка к в ы ра ж ени е вол и | |
К ако й Он, Бо г? | 303 | Бож ье й | 366 |
Д ея т ельный Б ог | 303 | Д еся т ь заповедей | 372 |
Поиски Б ога в дальнейшей | Книга завета | 372 | |
ис т ории | 307 | Второзаконие | 374 |
4 |
|
СОДЕРЖ А НИ Е
С вященнические законы | 374 | Вопро с ы мор ал и | 448 | |
О т теори и к практик е | 375 | П ерес матривая историю | 450 | |
Уголовное право | 375 | М оральна я дилемма | 451 | |
Граж данское право | 377 | Т екс т и читатели | 452 | |
С емейное право | 378 | Ви дени е буду щ ег о | 454 | |
О бщ ест венное право | 379 | Н овый завет | 456 | |
О бъяснени е вол и Бож ье й | 383 | М ессия | 457 | |
В е т хозавет ная эт ика является | Н ов ы й мир | 458 | ||
богословской | 383 | |||
В е т хозавет ная этика динамична | 384 | Д ополнительны е стать и | ||
В е тхозаветная этика социальна.. 385 | ||||
В е т хозаве т ная э тика личнос т на | 386 | Глава 1 | ||
12. П оклонение Богу | 393 | С колько книг в Ве т хом Завет е? | ....26 | |
П оклонени е свято м у Бо г у | 393 | Археоло гия и Ветхий Завет | 38 | |
Б о г бесконечен | 393 | |||
Б о г благ | 395 | Глава 2 | ||
Б ог — это любовь | 396 | |||
М ест а богослу ж ени я | 397 | Были ли Авраам, С арра и члены | ||
С киния собрания | 399 | их семьи реальными людьми? | 52 | |
М ес т ные свя тили щ а | 401 | К овчег Завета | 68 | |
Храм | 403 | Ф орма Завета | 70 | |
С инагога | 405 | Дати ровка исхода и завоевания | ||
Ф орм а богослу ж ени я | 407 | Ханаана | 74 | |
П ение и музыка | 409 | |||
М олитва | 410 | Глава 3 | ||
Тан ец и драма | 412 | |||
Ж ер т воприношение | 412 | «Ханаанцы» и «израильтяне» | 94 | |
Дн и богослу ж ени я | 421 | Ж изнь в эпоху С удей | 100 | |
Д ень суббо тний | 421 | И зраиль и ханаанская религия | 106 | |
П асха | 422 | И с т ория, примыкающая ко | ||
П раздники урож ая | 423 | Второзаконию | ПО | |
13. От еврейской Библи и к | Глава 4 | |||
В етхому Завет у | 435 | |||
Вопро с ы вер ы | 436 | «Н еужто и С аул во пророках?»................. 118
| ||
В поисках решения | 437 | И зраиль становится | ||
Ус т ановление связей | 442 | государс т вом 123 | ||
5 |
ПУ ТЕВ ОДИ ТЕЛ Ь ПО ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ
Предания о Давиде и С оломоне Псалмы и богослужение | .... 138 | Глава 9 | |
в Израиле | 142 | И мя Б ога | 314 |
Книги П ремудрос ти | 148 | Б орьба с невидимым Богом | 322 |
Глава 5 | Глава 10 | ||
Илия и культ Ваала | 170 |
Книга Амоса 179
Ассирийцы 186
О сия и падение С амарии 187
Датировка ветхозаветных
Книга Бытия и ее контекст 332
В згляд в будущее 350
Глава 11
соб ытий | 190 | М удрос т ь и вера | 367 | |
О существление справедливости | ..387 | |||
Глава 6 | И ндивидуум и об щес т во | 390 | ||
Т ри пророка | 209 | Глава 12 | ||
Д ругие т радиции, | связанн ые с | |||
И ере ми ей | 216 | И с т олкование псалмов | 409 | |
П исьма Лахиса | 217 | С мысл жертвоприношений | 416 | |
П ророки | 221 | Ц ари, священники и пророки | 426 | |
Глава 7 | ||||
П лач И еремии | 230 | |||
И езекииль | 235 | |||
П я тикни жие | 239 | |||
И сайя Вавилонский | 248 | |||
Агге й и Захария | 254 | |||
Два диссиден та | 261 | |||
П аралипоменон | 263 | |||
Изгнанники в Египте | 266 | |||
Глава 8 | ||||
Книга Даниила и кризис | ||||
Маккавеев | 280 | |||
Книги Маккавеев | 294 | |||
6 |
Введение к Ветхому Завету
|
И з всех книг, унаследованн ых нами от древних цивилизаций, ни одна не сравнится по своему влиянию и увлекательност и с еврейской Биб лие й — великим классическим произведением, чтим ы м в качестве С вящ енног о П исани я тремя мировым и религиями: исламом, иудаиз мом и христианство м. Одного этого было бы достаточно, чтобы обес печить не только долговечност ь книги, но и ш ирочайш ее ее распрост ранение, диалог с лю дьми, далеким и и от культурной, и от религиоз ной среды, в которой создавался этот текст. Хотя описанн ы е в Библии события происходил и давно в экзотических для нас местах, они все еще поражают воображение читателей. Более того, в постмодернист ской культуре на ф он е все возрастающего скептицизма по отнош ению ко всему научному, современно му многих искателей духовной истины привлекает возможность открыть новые пути в будущее. И этот ш анс человеку даруют духовные сокрови щ а, которые много веков скрыва лис ь в древних или эзотерических текстах, отражающих ино й взгляд на ми р или даже ино й способ бы тия. Еврейска я Библия, Ветхий Завет, содержит в себе множество тайн. На ее страницах мы обнаруживаем сокрови щ а литературы и поэзии целог о народа — древнег о народа Из раиля. П овествование охватывает весь ранний период ф ормирования мировой цивилизации: по ныне ш ни м представления м, это соответст вует эпохе от каменног о века до создания Римско й империи. Самые поздние разделы написаны более 2000 лет тому назад. Эта книг а — уникальное сочетание эпоса, истории, умозритель но й фи лосо фии, поэзии и политическог о комментария — полна таких приклю чений, напряжения, неожиданных поворотов, как захватывающий голливуд ский боевик. Ее традицио нные сюжеты и в самом деле легли в основу многих кассовых фильмов, что не мешает миллиона м людей во всем
11
мире сосредоточенно и постоянно читать эту книг у и черпать в ней вдохновение.
Даже бегло пролистав страницы Ветхого Завета, нетрудно убедить ся, что перед нами отнюдь не одна книга. С корее это целое собрание книг, разнообразие которых само по себе способствовало многовеко вому интересу читателей к Библии. На лю бой вкус, на всякое настро ение, на каждый час здесь найдется что-нибудь — от эпической пове сти о национальных героях, подобных М оисею, Деборе, Давиду или Е сфири, до философ ских книг Иова и Екклесиаста. Чарующие, а под час и пугающие рассказ ы о человеческих страстях и необычных судь бах соседствуют с глубоки ми размыш ления м и о смысле человеческой жи зни. Не так-то просто соединит ь и истолковат ь эти с виду разроз ненные книги. В последние двести лет выдвигалось немало теорий, по мере того как ученые пыталис ь объяснит ь происхождение этих тек стов, их связ ь с тем миром, в котором жи л и и работали их авторы. Больш инств о гипотез оказалось однодневками, и в последние два де сятилетия X X века мы стали свидетелями краха многих теорий, кото рые прежне е поколение принимал о за непререкаему ю научную исти ну. Тем не менее сам научный принци п оправдал себя: если мы хотим получит ь полноценно е понимани е книг еврейской Библии, нужно по грузиться в реалии мира, породившего эти книги. Литературный ком м ентарий всегда сложен, он должен осуществляться одновременно на нескольких уровнях. Но ключевые вопросы всегда одни и те же. Что эти тексты означали в те времена, когда он и были написаны? К ак они отвечают запросам и чаяния м авторов и первых читателей? М ожем ли мы что-нибудь узнать о древне м населении И зраиля, изучая другие культуры той эпохи? Д ля получения ответов на них наряду с религио ведением нужно привлечь ряд специальн ых дисциплин, в том числе археологию, социологический анализ, литературоведение и историю.
|
Ученые X I X и X X веков подчеркивал и разнообразие м атериалов Ветхого Завета. Н о для народа, создавш его эти тексты, их единство обеспечивалось уже тем очевидным ф актом, что все книг и составляли часть единой истории, суть которой заклю чалась в духовном опы те. Забывая об этом, соверш енно невозможн о понять, к чему стремились авторы Ветхого Завета и какую цель он и перед собой ставили. Несмот ря на различие в сюжетах и темах, на множество отделяющих их друг от друга веков, все эти писатели были убеждены, что их книг и и весь опыт народной жи з ни, который они пыталис ь передать, отражают не
только социальн ы е, эконо мич ески е или политические обстоятель ства, но и главное — действующую в истории волю Бога. Выходя за пределы человеческих собы тий, описанн ы х в каждой отдельной пове сти, еврейская Библи я — глубоко духовное сочинение — утверждает, что этот мир и все его дела представляют собой не случайност ь и не це почку совпадений, а результат деятельност и верховног о существа, Бо га, правящ его и творе нием, и историей. Бог восприни м ается отнюдь не ка к удаленна я от лю дей непоз наваема я сила; О н выступает ка к Личность и завязывает индивидуальн ые отнош ени я с лю дьми. Этот символ веры провозглашается на первых же страница х первой книг и (Бытие) и повторяется, объясняется, развивается на все лады в даль нейш их разделах. С овременные читатели по-разному восприни маю т столь откровенное выражение религиозных чувств, и об этом нам ещ е предстоит поговорит ь в дальнейш их главах. Н о, какую бы реакцию эти чувства ни вызывали, сколько-нибудь разумная интерпретация Ветхо го Завета, попытк а проникнут ь в суть и смысл Библи и невозможн ы без учета мировоззрения его авторов.
Сюже т
П риступа я вперв ы е к изучению Ветхого Завета, читатели нередко сталкиваются с серьезными трудностями, когда пытаются вычленит ь основной сюжет и отделить его от множества переплетающихся с ни м
«вставных новелл», посвящ енн ы х отдельным персонажам. Эти книг и создавались в тече ни е многих веков, и собранию текстов при ш лос ь подвергнуться неоднократ но й переработке и мно ги м редакциям, прежде чем он о приобрело свой ныне ш ни й вид. В результате мы с лег костью обнаруживаем на его страница х противоречащ и е друг другу мн ения. Н апри м ер, все собрание в целом утверждает идею Бога, обла дающего верховной властью над всем миром, но многие вошедшие в него истории указывают на соверш енно иное мировоззрение. В этих ранни х предания х Бо г присутствует ка к реальност ь ли ш ь в жи з н и замкнутой этнической группы. Э ти м и противоречиями мы займемся позднее, а пока нужно попытаться оценит ь Библию ка к целое. Разуме ется, ее отдельные части имеют различное происхождение, но иссле дователи подчас забывают о том, что все ее главы соединены в оконча тельной редакции еврейской Библи и таким образом, что должны вое-
приниматьс я ка к целое, которое уточняет и углубляет содержание со ставных частей. М ы вправе изучать все стадии развития, пройденные каждой книгой Библии, но собрание в целом мы должн ы оцениват ь с точки зре ни я итога — получивш ейся единой книги. К а к блюдо ис кусног о повара представляе т собой нечто больш ее, нежел и прост о сумму вошедших в него ингредиентов, так и Ветхий Завет охватывает больш е, нежел и каждая из его частей.
Первые страницы книг и задают ш ирочайш ий, всемирный масштаб этому повествованию. Хотя далее интерес сосредоточен на жи зн и не больш ой группы лю дей, начальные эпизоды относятся к возникнове нию всего человечества. Затем сюжет ограничиваетс я судьбой бездет ной пары Авраама и С арр ы, жи вш ей в М есопота мии, в городе Ур (см. Бытие 11:31—12:5). Вопреки всякой вероятност и престарелые супруги становятся прародителями великог о народа, который к концу первой части Библи и — П ятикни жи я — переселяется в идиллическую страну,
«где течет молоко и мед» (Второзако ние 6:3). Между этими двумя со б ы тия м и П ятикни жи е излагает множество достопамятных историй о сыновьях, родившихся в этом семействе, и о том, как их потомки по собственной неразумности попали в египетское рабство. В повести о первоначальной истории И зраиля период рабства сделался одним из основных эпизодов, а М оисей, лидер, вы росш ий пр и дворе египетско го ф араона, позаботился о том, чтобы памят ь о египетском рабстве на всегда вошла в религиозное сознание израильског о народа. Все после дующ ие авторы с уверенность ю утверждали, что рабство составляло часть Божьего замысла для избранног о народа. П ророк V III в. до н.э. О сия с глубоким проникновение м изображает, ка к Бог в тот период пекс я об И зраиле, словно л ю бя щ и й родитель о своем дитяти: «Когда И зраиль был ю н, Я любил его и из Египта вызвал сын а М оего... Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих... Узами человече ски м и влек Я их, узами лю бви... и ласков о подкладыва л пи щ у им» (О сия 11:1, 3-4). П рош ло 200 лет, и после множества национальных катастроф народ все еще сохранял эту веру, он жи л ею. И И езекииль внов ь утеш ает л ю дей, говоря от имен и Господа: «Когда Я избра л И зраиля и, подняв руку М о ю, поклялс я племени дома И аковлева, и открыл Себя им в земле Египетской и, подня в руку, сказал им: «Я — Господь Бог ваш!» — в тот день, подня в руку М о ю, Я поклялся им вы вести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель» (И езекииль 20:5-6).
Исход из Египта
Драматическое спасение евреев из египетског о рабства — этот эпизод в дальнейш ем стал именоватьс я «исходом» — положил о начало соб ственной истории И зраиля. О днак о между мом ентом исхода и тем днем, когда потомки И акова вошли в Ханаан, в «землю, текущую мо локом и медом», произош ло ещ е одно — ключевое — событие: Бог на горе Синай дал М оисею Десять заповедей. Все ветхозаветные авторы неизм енно отводят Закону (Торе) центральное место в отнош ения х своего народа с Богом. Момент, когда Бог устанавливал Закон, описы вается устрашающе и торжественно: «Гора же С ина й вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым. как дым из печи, и вся гора сильно колебалась... М оисей говорил, и Бог отве чал ему голосом» (Исход 19:18-19). Лю дям, привыкш им к ценностям запад ной демократии, зако н ы еврейской Библии, изложенные в кни гах Исход, Левит и Числа, кажутся суровыми и не слиш ком разумны ми. Н о, как ни странно, народ Израиля восприни мал эти предписания соверш енно иначе: он знал, что Бог требует почитания и соблюдения
15
положений Закона, но не считал эти заповеди столь уж тяж ким бременем. На против, лю ди исполнял и их с величай ш ей радос тью, поскольку помнили, что предшествовало огню и дыму на горе С инай, и видели в Законе Божьем вы раж ение Божьей люб ви. С облю дение запове дей и ритуалов служило свободн ы м изъявление м лю бви и благодарност и народа, получившего не ж данн ы е и ниче м не за служ енн ы е ми лости. И ведь неслучайно Д есят ь
заповедей открываются не указанием, а напоминание м о любви и ми лосердии Бога: «Я Господь, Бог твой, К оторый вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исход 20:2).
П остепенно кочевнический уклад — мы можем проследит ь его вплоть до времен Авраама и Сарры — сменяется земледельческим в новой стране. И тут вера И зраиля в Господа подвергается новым испы таниям. До сих пор иудеи ведали Бога М оисея, Бога, охранявшего их в пустыне. Теперь их тревожит другой вопрос: умеет ли этот Бог выра щ ивать урожай, помогае т ли получит ь больш ой приплод от овец? В наш технологический век эти проблемы кажутся наивными, но для людей того времени не было ничего важнее. От этого зависело само их сущ ествование, и все остальные книг и Ветхого Завета свидетельству ют о попытка х дать тот или ино й ответ на эти вопрос ы. Когда И зраиль обосновался в новой стране, он застал там других богов и богинь, дав но уже чтимых местными обитателями, «зарекомендовавших» себя в качестве покровителе й зем ледельцев. Н ачалас ь долгая битва между Яхве. Господом пустынног о народа, и всем и богами и богинями Ханаана: Ваалом, Астартой, Анат и прочими членами этого пантеона. Евреи постоянно испытывал и соблазн отказаться от своего Господа в пользу местных идолов. Н ациональн ый эпос повествует о героях тех
первых веков становления государства, так назы ваемых судьях, оказы вав ш и х сопротивление этой духовной измене. Но время ш ло, а ситуация становилас ь все хуже. Н а протяжении многих поколений великие пророки укоряли И зраиль, который оставил истинног о Господаи поклонил ся мнимым богам.
Н ациональный упадок
Далее эта повесть рассказы вает, как национальна я история И зраиля достигла пика своего развития при Давиде и С оломоне (примерно 1010—930 гг. до н.э.). Затем начался период упадка, когда вели кое царство разделилось, потом была завоевана его северная часть (Израиль) и, наконец, южная (Иудея). П ророки — от гневного и не стесняюще гося в своих речах И лии до углубленног о в себя И еремии — выступали и на севере, и на юге стра ны, облича я социальну ю и политическу ю кор рупцию, которая, как они полагали, и привела к гибели нации. Хотя пророки находилис ь в раз личн ы х обстоятельствах и каждый из них обра щался клю дям своего времени, их объединяет ве ра в то, что народ И зраиля устремился к своей ги бели, забыв зако н, данный ему на горе С инай, и поклонивш ись богам и богиням Палестины.
К 586 г. до н.э. с Израилем было покончено. В этом году столииа страны была захвачена вавилонским царем Навуходоносором II, храм и другие главные здания Иерусалима разрушены. Это величайшая ка тастрофа, и последствия ее еще долго сказывались на сознании и ми ровоззрении народа. Но из пепла поражения новые вожди раздули ис кру жи зни. Они обладали едва ли не более сильной верой, чем их про славленные предш ественники. Н ациональное несчастье потребовало полной переоценки не только политической жизн и народа, но и его веры. Те, кто уцелел в эти страш ные времена, вынуждены были заду маться над смыслом ужасных событий. И в своих горестях они увиде ли часть Божьего плана, согласно которому Господь вел их народ. Люди обратилис ь к урокам прош лого и уверились, что Бог не забыл
обе щаний, данных Им в самом начале. Н аступит час нового творе ния, и новый исход превзойде т прежний, ибо теперь деятельност ь Бога охватит весь мир, а роль И зраиля в обновленно м мире заключается в том, чтобы стать «светом народов, чтобы спасение М ое (Божье) про стерлось до концов земли» (И сайя 49:6).
Так завер ш илс я исторический цикл, начавш ийс я с Авраама и С арры, с обещ ания, что в их потомка х Бог благословит многие народы (см. Бытие 12:1-3). В последующие века Божье обетование не раз под вергалось сомнени ю. Н арод И зраиля испыт
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!