Израиль и ханаанская религия — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Израиль и ханаанская религия

2021-12-11 22
Израиль и ханаанская религия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С политическо й точк и  зрения,  ханаан ­ ски е города-государств а  был и  вытесне ­ н ы  народом,  начинавшим  именоват ь  се ­ б я Израилем, н о с идеологическо й точк и зрения, прежня я ханаанска я культур а продолжал а ещ е мног о столети й оказы ­ ват ь влияни е н а Израиль. Составител ь книг и Суде й рассматривае т религи ю Ханаан а как горазд о боле е  грозну ю  си ­ лу,  нежел и  вс е  ег о  войска.  Когд а Израил ь поддавалс я соблазн у  перенят ь эт у систем у ценностей, катастроф а на ­ ступал а неотвратимо: «Тогд а сын ы Израилев ы  стал и  делат ь  зло е  пре д оча -


 

м и Господа, и стал и служит ь Ваалам; оставил и Господа, Бог а отцо в своих, Которы й  вывел  и х и з земл и  Египетской... и стал и служит ь Ваал у и Астартам. И вос­ пыла л гнев Господен ь на Израиля, и пре ­ да л их в рук и грабителей,  и грабил и их... и н е могл и уж е устоят ь пре д врагам и своими...  И  и м  был о  весьм а  тесно» (Судь и 2:11-15). Здес ь кратко формули ­ руетс я т а точк а зрения, с которо й  изло ­ жен ы почт и вс е исторически е событи я в еврейско й Библии. В рамка х это й пер ­ спектив ы предлагалос ь понимат ь вс е превратност и в судьб е народа. Спуст я века посл е эпох и Суде й велики е пророк и о т Или и д о Иереми и  повторял и  вс е  т о же: наро д Израил я иде т  к  свое й  погибе ­ ли, потом у чт о о н обратилс я к бога м и богиня м  Палестины.

Та к кт о ж е был и эт и  други е  боже ­ ства, эт и «Ваал ы и Астарты»? Отчаст и отве т н а это т вопро с даю т археологиче ­ ски е находк и в раскопка х телл я  Рас - Шамр а н а  побережь е  современно й Сирии, точн о напроти в Кипра. Здес ь на ­ ходилас ь древня я ханаанска я крепост ь Угарит.  Расцве т этог о  город а  приходит ­ с я  на XV—XIV  века д о  н.э.,  з а двест и  ле т д о сколько-нибуд ь вероятно й дат ы ис ­ хода. Однак о ест ь все основани я пред ­ полагать, чт о религиозны е  обыча и  Юж ­ но й Палестин ы в эпох у зарождени я Израил я близк о напоминал и культовы й обря д и вер у этог о народа, жившег о дальш е  к северу.  В храмово й  пристрой ­ к е в Угарит е археолог и наткнулис ь н а одн о  и з  самы х  замечательны х  открыти й в  истори и  раскопо к  —  архив ы  глиняны х


 


габличек, излагающи х преда ­ ние о Ваал е и други х божества х Ханаана, упомянуты х такж е в Ветхо м Завете. Эт и табличк и относятс я  примерн о  к  XIII  веку д о н.э.; он и написан ы н а языке, получивше м  в  наук е  названи е

«угаритский». Надпис и испол ­ нены одни м  и з древнейши х ал ­

фавитов. Хот я эт а систем а письм а прин ­ ципиальн о отличаетс я о т еврейско й п о внешнем у виду, об а  языка  обнаружива ­ ют существенно е сходств о как в обще й структуре, та к и в лексике, и в специаль ­ но й терминологии. Табличк и содержа т мног о ценно й и важно й информаци и не тольк о о божества х  древнег о  Угарита, но и о религиозны х обычая х тог о  време ­ ни. Та м ж е был о найден о мног о други х культовы х предмето в — статуй, алтаре й и т.п., дающи х дополнительно е пред ­ ставлени е о почитани и эти х бого в и бо ­ гинь.

В предания х о бога х упоминаетс я не ­ скольк о основны х персонажей. Во-пер ­ вых, эт о Эл, цар ь богов, и ег о супруг а Ашерах, н о и он и уступаю т  мест о  боже ­ ств у погод ы Ваал у и ег о возлюбленно й Анат, правяще й  войнам и  и  любовью. Оди н расска з повествуе т о том, как на Ваал а  напа л  Мот,  бо г  мужског о  бесси ­ ли я и бесплодия. Как в большинств е древни х мифо в о б урожае, Мо т бере т верх над Ваало м и уничтожае т ег о могу ­ щество, рассекае т ег о тел о и разбрасы ­ вает п о четыре м угла м земли. Эл, оте ц богов, возглавляе т хо р небесны х пла ­ кальщиков,  скорбящи х о гибел и  Ваала, а


 

 

Рис.  32.  На  побережь е  современно й Сири и  в  кургане  Рас-эш-Шамр а  скрыва­ етс я ханаанский горо д Угарит.  Здес ь м ы види м вхо д в главны й дворец. Археолог и обнаружил и в Угарит е многочисленны е след ы ханаанской религи и и культуры, которы е существовал и з а много столе ­ ти й д о исхода.

 

 

Анат,  богин я  плодородия,  твори т  сво ю месть:

Он а хватае т Мота, сын а Эла, Он а  реже т ег о  ножом,

Он а вее т ег о лопатой, Он а жже т  ег о огнем,

Он а  меле т ег о жерновами, Он а бросае т ег о в поле, Птиц ы едя т ег о останки,

Пернаты е приканчиваю т все, чт о ос ­ талось.

 

 

Зате м могуществ о Ваал а восстанав ­ ливаетс я благодар я возобновлени ю ег о любовно й связ и с Анат, и эти м обеспе ­ чиваетс я плодороди е земл и и благопо ­ лучи е е е обитателе й вплот ь д о следую ­ щег о сезона. Главно й идеологическо й задаче й это й религи и был о поддержа ­ ние  существовавшег о  земледельческог о

 

 

107


 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.