Пути решения проблем жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Пути решения проблем жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2021-12-11 30
Пути решения проблем жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитательная система детского дома, как и школьная, осуществляет несколько существенных функций, но данные функции в обстоятельствах учреждения интернатного типа имеют свою специфику. [Приложение 3]

Таким образом, в связи с особенностями индивидуального формирования воспитанников и социального учреждения в целом, отличительными чертами его функционирования, на первое место в целеполагании выходит формирование условий для ликвидации последствий разных типов депривации. Прохорова О.Г., Акопянц И.А. и Тигров В.П. предлагают рассматривать процесс социализации в направлении формирования социальной успешности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для того чтобы определить критерии социальной успешности ребенка, воспитываемого в интернатном учреждении, а в последующем и выпускника, необходимо проанализировать сферы социально значимой для него деятельности [19]. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основной является учебная деятельность. Успешность в учебной деятельности влияет на формирование социальной успешности ребенка в целом, способствует обретению навыка социального взаимодействия и развитию коммуникативных навыков. Необходимо учесть, что у детей-сирот очень часто успешность в учебной деятельности не всегда достижима в связи с такими особенностями, как низкая мотивация к обучению, педагогическая запущенность. В этой связи перспективным может являться смещение акцентов на овладение предметами дополнительного образования и творческую сторону развития ребенка, позволяющего преобразовать все сферы его личности: мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, привести к формированию творческой направленности, которая, в свою очередь, способствует интеграции со сверстниками в коллективной деятельности и самореализации [20, 21].

Также значимым представляется достижение интеграции индивидуалистических и коллективистских ценностей в процессе воспитания. Сформировать успешную социально адаптированную личность возможно только в коллективе, перед которым стоят общие цели и задачи, в котором каждый находит свою индивидуальную значимость во всеобщем.

Одним из важнейших направлений совершенствования социальной сферы России является создание условий, позволяющих детям-сиротам в учреждениях, оказывающих социальные услуги, подготовиться к достижению самодостаточности, адаптированности и занятию устойчивой позиции в современном высоко конкурентном обществе. Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличается некоторой специфичностью, порождаемой самой социальной ситуацией развития таких детей в несколько интернированных (замкнутых) условиях жизнедеятельности и социального опыта. Пребывание детей в подобных условиях способствует формированию у них таких социально-психологических характеристик, как неразвитый социальный интеллект, ориентация на иждивенческий образ жизни, рентные установки, рецептивный тип характера, отсутствие веры в социальные лифты, а, вследствие этого — повышенный уровень отклоняющегося поведения. В этой связи центральной задачей социальной адаптации и реабилитации воспитанников в социальных учреждениях должно быть формирование у воспитанников позитивной самооценки и активной жизненной позиции на основе своевременной и комплексной социально-психологической реабилитации, и творческого развития детей-сирот, позволяющего преобразовать все сферы их личности: мотивационную, интеллектуальную и эмоционально-волевую. Именно последовательное, системное развитие творческого потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках дополнительного образования создает условия для активного включения детей в творческую деятельность, способствует формированию социальной успешности воспитанников, повышает социальную активность детей-сирот, позволяет сформировать качественно новую воспитательную среду, комфортное пространство для общения, деятельности, отдыха, релаксации. Данные факторы способствуют активизации контактов и взаимодействия воспитанников социальных учреждений со сверстниками, что в перспективе должно повысить успешность их социальной адаптации, обеспечивая их гармоничную интеграцию в общество, плодотворную работу на благо собственных семей и развитие нашей страны в целом.

Для обеспечения успешной социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в общество предстоит ещё многое сделать, например, привести в соответствие нормативно-­правовую базу, нала­дить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, на­ладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями. В основу реализации государственной социальной политики в направлении детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников ин­тернатных учреждений необходимо заложить не работу по преодолению при­чин самого явления – сиротства, а систему слаженных и хорошо отработанных механизмов по социализации детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

Заключение

Несмотря на значительную распространенность социального сиротства, до сих пор не найдены эффективные способы, позволяющие повлиять на кризисную ситуацию и остановить распад жизненно необходимых связей между родителями и детьми. К сожалению, реальная помощь детям, находящимся в подобной ситуации фактически не оказывается. Благотворительные акции в виде раздачи одежды и продуктов питания, реабилитационные центры адаптации, советы по защите прав детей, центры семейного воспитания, которых в России недостаточное количество, не могут изменить ситуацию в целом. Созданные комиссии, занимающиеся проблемами семьи и детства, разработанные программы пока не достигают цели в полном объеме и практические результаты деятельности этих структур мало заметны. Отсюда рост детской, подростковой преступности и других форм проявления девиантного поведения, физического и экономического насилия по отношению к детям и т. д

Несмотря на разработку и реализацию концепции построения правового, социального государства, Россия столкнулась с целым рядом серьезных проблем детства. Создание факторов успешной социализации детей сирот в детском доме выступает в качестве одной из них и приобретает особую актуальность, а изучение причин появления данного феномена и нахождение путей его устранения сегодня создает предпосылки для успешного развития общества в настоящем и будущем.

Общеобразовательные учреждения при определенных условиях могут обеспечить подготовку своих выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. Это достигается в результате целесообразно организованной системы учебно-воспитательной работы, которая базируется на всестороннем изучении личности ребенка, в частности его профессиональной пригодности и интереса к избранной профессии. В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности - ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве.

Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в детском сиротском учреждении, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании.

Таким образом, для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции выпускника, адекватной оценки себя и других в социуме педагогам и специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем; способности к генерированию большого числа идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали и др). Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации категории детей, оставшихся без попечения родителей, то есть детей-сирот, воспитывающихся в детских домах. Это требует научного осмысления, необходимого для учета новых реалий в построении процесса общественного воспитания. Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем.

 

 

Библиография

1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70000 слов /С.И. Ожегов; под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. –Изд. 21-е перераб. и доп. –Москва: Русский язык, 1989. – 924 с.

2.  Гулина, М. А. Словарь-справочник социального работника [Электронный ресурс].

3. Гулина, М. А. Словарь-справочник социального работника [Электронный ресурс].

4. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: федер. Закон от 24.06.1999 № 159-ФЗ от 01.05.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

5. Бозиев, Т. О. Анализ законодательной базы по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Т. О. Бозиев, М. А. Кривошеева // Журнал правовых и экономических исследований.                                                                                           -2012. -№3. –С. 45.

6. Бондаренко, О. А. Международные документы о правах ребенка: научн. практич. пособие / О. А. Бондаренко – Волгоград: Волгоградского инст. экономики, социологии и права, 2011. – 9 с.

7. Бондаренко, О. А. Международные документы о правах ребенка: научн. практич. пособие / О. А. Бондаренко – Волгоград: Волгоградского инст. экономики, социологии и права, 2011. – 9 с.

8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ ред. от 01.01.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

9. Константинова, Н. Н. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как фактор роста величины человеческого капитала / Н. Н. Константинова // Вестник торгово-технологического института. -2011. - №1. - С. 216.

10.  Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ ред. от 01.01.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

11.  Семья, Г. В. Аналитический отчет по результатам исследования на тему: Правовое положение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, рискующих потерять родительское попечение, в Российской Федерации / Г. В. Семья, А. И. Головань, Г. О. Зайцев, Н. Г. Зайцева. // Москва, 2012. - 78 с.

12.  Изгияева, М. Д. Социальная политика в современной России / М. Д. Изгияева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. Т.6, № 10А. - С. 74-82.

13.  О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: федер. Закон от 24.06.1999 № 159-ФЗ от 01.05.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

14.  Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальный исключенности детей-сирот [Электронный ресурс]: Фонд поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации. - 2012.

15.  Абельбейсов, В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы / В. А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. -2012. № 9. С. - 142-143.

16.  О внесении изменений в закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]: федер. закон. от 01.05.2017 № 89-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

17.  Опыт и проблемы жизнеустройства детей­-сирот и детей, оставшихся без попечительст­ва, в современных условиях. / Осадчая и др.; под ред. академика РАН В. И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2009.

18.  Мелане И.В. Социализация детей-сирот в условиях детского дома в Латвии // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2016. № 2. С. 98-101.

19.  Мугаджирова А.С., Пицхелаури Э.М., Атаева Д.З. Проблема полоролевой социализации детей-сирот в условиях учреждения интернатного типа // Успехи современной науки, 2016. Т. 7. № 11. С. 127-130.

20.  Аксенов А.М., Шайденко Н.А., Кипурова С.Н. Социально-педагогические возможности взаимодействия различных ведомств в целях поддержки сирот // Современный ученый, 2018. № 1. С. 32-36.

21.  Мелане И.В. Социализация детей-сирот в условиях детского дома в Латвии // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2016. № 2. С. 98-101.

22.  Разумовский А.В. Особенности социализации детей-сирот в учреждении интернатного типа // Вестник науки и образования, 2018. Т. 1. № 6 (42). С. 115-118.

 

Список электронных ресурсов

1. http://berdsk.nso.ru/page/8392

2. file:///D:/Users/user/Downloads/problemy-sotsializatsii-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley.pdf

3. https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsializatsii-detey-sirot-v-uchrezhdeniyah-okazyvayuschih-sotsialnye-uslugi/viewer

4. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-instituta-zaschity-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-v-istorii-rossiyskogo-gosudarstva/viewer

5. file:///D:/Users/user/Downloads/problema-sotsializatsii-detey-sirot-v-uchrezhdeniyah-okazyvayuschih-sotsialnye-uslugi%20(1).pdf

6. file:///D:/Users/user/Downloads/problema-sotsializatsii-detey-sirot-v-uchrezhdeniyah-okazyvayuschih-sotsialnye-uslugi.pdf

7. https://psyjournals.ru/sociosphera/2011/n1/41587_full.shtml

8. file:///D:/Users/user/Downloads/sotsializatsiya-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley-teoretiko-metodologicheskie-osnovy.pdf

9. https://xn--b1agisfqlc7e.xn--p1ai/children?page=1#undefined

10.  http://www.usynovite.ru/statistics/2015/1/

 

Приложение 1

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период с 1996 по 2015 года.

 

Приложение 2

Самооценка профессиональных перспектив детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные представлены в процентном соотношении. Данные показывают, что 91,7% склонны к выбору профессий, не требующих высшего образования (автомеханик, повар, водитель, парикмахер, швея), и лишь 8,3% склонны к выбору других профессий, требующих высшего образования.

 

Приложение 3

Основные функции учреждений, оказывающих социальные услуги по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [22].

Функции Характеристика
Развивающая Ориентация на формирование обстоятельств для полноценного формирования воспитанников, чего они были лишены в своих семьях, на поощрение положительных перемен в их личностном развитии, помощь процессов выявления и самовыражения их способностей.
Компенсаторная Формирование условий для компенсации последствий разных типов депривации, которым воспитанники подвергались с рождения.
Защитная Повышение степени общественной безопасности воспитанников в условиях их пребывания в учреждении интернатного вида, в экстремальных обстоятельствах экзогенной нестабильности.
Корректирующая Исполнение педагогически и психологически подходящей коррекции формирования, поведения, общения воспитанника, испытавшего разные виды депривации, с целью положительного воздействия на развитие его личности.
Регулирующая Упорядочение педагогических процессов и их воздействия на развитие личности воспитанника, имеющего серьезные задачи в индивидуальном развитии, на формирование детского и взрослого коллективов.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.