Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной политики государства — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной политики государства

2021-12-11 40
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной политики государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На сегодняшний день проблема сиротства - один из актуальнейших
социальных вопросов современной действительности России. Это связано с
тем, что при процессе развития постиндустриального и одновременно
гуманистического общества число детей сирот не уменьшается, а непрерывно
растет.

Данная проблема берет свое начало из далекого прошлого, когда во
времена войн, голодовок, эпидемий, стихийных бедствий и ряда других
бедствий родители погибали, вследствие чего дети становились
сиротами. Сегодня ситуация отличается не процентным соотношением детей-сирот, а причинами, которые приводят к сиротству.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова сиротство
рассматривается как «состояние сироты, одиночество» [1].

Тюгашев Е.А. выделяет следующие пять видов сиротства:

1. «Собственно сироты»: дети, чьи родители рано умерли.

2. «Лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав.

3. «Отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав.

4. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от
родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании.

5. Домашние сироты: родителей полный «комплект», но им - не до
ребёнка, живущего с ними. Родители и дети, в лучшем случае, чужие друг
другу, а в худшем - находятся в антагонистических отношениях.

Наиболее четкое определение терминов «дети сироты» и «дети,
оставшиеся без попечения родителей» дано в федеральном законодательстве.

 

Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие
родителей вследствие их смерти. Однако в XX веке социально - экономические и нравственные процессы в обществе многих стран мира обусловили появление социального сиротства, которое выражается в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям.

На основе анализа литературы мной были выделены следующие типы
сиротства: биологическое сиротство (в результате
гибели родителей ребенка по различным причинам) и социальное сиротство
(когда у ребенка есть родители, но они не участвуют в его воспитании и не
заботятся о нем), которое в свою очередь делится на собственно сиротство
(ребенок проживает в социальных учреждениях) и скрытое сиротство (ребенок проживает в семье).

Такое явление, как сиротство, было, есть и будет. Острая социальная
проблема современной России заключается в том, что процент социального
сиротства с каждым годом возрастает.

Количество детей сирот и детей по каким-либо причинам, оставшимся
без попечения родителей, в стране в настоящее время вызывает сильную
озабоченность государства. Количество таких детей изменяется в разные эпохи и зависит в первую очередь от экономической, социальной, политической обстановки в обществе в целом [2].

Проблема сиротства является одной из наиболее острых социально
психологических проблем любого общества. Как правило, эта проблема
наиболее остро стоит в периоды развития социума, связанные с нарушением
сложившихся ранее экономических, социальных, политических связей, при
изменении ценностей, общностей в социуме [3].

В России 20 века не один раз возникала подобная ситуация: в начале века вследствие революции резко возросло количество детей сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей после этого. После Великой
Отечественной Войны в нашей стране наблюдалось катастрофическое
количество сирот, в конце 20 века ещё одно сильно потрясение для общества - развал советского союза, смена политической системы. И, как следствие,
резко возросшее количество сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. На данный момент число сирот меньше, чем ещё 20 лет назад, но,
тем не менее, наше общество до сих пор сталкивается с последствиями
серьёзного перелома в социуме. [Приложение 1]

В литературе часто применяется наряду с понятием «сиротство», понятие «социальное сиротство». Последнее понятие имеет неоднозначную трактовку. Зачастую это понятие употребляется без дополнительных пояснений, тем ни менее необходимо данные понятия разграничить.

Дети-сироты - это дети (до 18 лет), у которых умерли оба родителя.
Социальные сироты - дети, имеющие живых биологических родителей (или
одного родителя), но этот родитель по каким то причинам не занимается
воспитанием ребёнка и не заботится о нём [4].

В данную категорию входят дети, чьи родители по каким-либо причинам лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, уклоняются от выполнения родительских прав, обвиняются в преступлениях и находятся под стражей, отбывают наказание, недееспособны и т.д.

Выделяют несколько основных видов сиротства [5]:

1. Дети родителей, лишённых родительских прав.

2. Дети родителей, отказавшихся от родительских прав.

3. Дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании
(например, дети, находящиеся в интернате).

4. Домашние сироты - дети, имеющие родителей, которым не до
ребёнка, живущего с ним.

5. Собственно сироты.

Понятия сиротства и социального сиротства напрямую связаны с
понятием «депривация». Под понятием «депривация» имеется в виду
недостаточность или лишение условий, необходимых для удовлетворения
жизненно важных потребностей [6].

 

Под жизненно важными потребностями понимаются следующие.

1. Потребность в определённом количестве и изменчивости стимулов.

2. Потребность в условиях для учения.

3. Потребность в первичных общественных связях.

4. Потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями [7].

В воспитании детей - достойных граждан нашей страны, именно семья
не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей
принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской
личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в
семье узнает основные нравственные ценности. В семье рождается чувство
живой преемственности поколений, ощущения причастия к истории своего
народа, прошлому, настоящему и будущему своей родины.

Главным аспектом воспитания является то, что нельзя учить ребенка
тому, чего не делаешь сам, ведь ребенок в первую очередь смотрит на своих
родителей, а затем уже слушает их. Со времен глубокой древности воспитание достойного, бескорыстного, добродетельного продолжателя рода, семейных традиций определялось образом жизни матери и отца, тем какой пример
показали родители. Современный ритм, порядок жизни провоцирует
разрушение традиционных семейных связей. Для родителей все большее
значение приобретает работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку.

Главными факторами роста числа детей-сирот при живых родителях
являются падение социального престижа семьи, её финансовые и жилищные
трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости,
большой процент родителей, которые ведут асоциальный образ жизни. В
данной ситуации охрана прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в России очень принципиальный смысл.

Таким образом, проблема сиротства является одной из наиболее острых
социально-психологических проблем любого общества. Дети-сироты – это дети (до 18 лет), у которых умерли оба родителя. Социальные сироты - дети,
имеющие живых биологических родителей (или одного родителя), но этот
родитель по каким-то причинам не занимается воспитанием ребёнка и не
заботится о нём. В данную категорию входят дети, чьи родители по каким-либо причинам лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, уклоняются от выполнения родительских прав, обвиняются в преступлениях и находятся под стражей, отбывают наказание, недееспособны и т.д.

Понятия сиротства и социального сиротства напрямую связаны с
понятием «депривация». Депривация детства приводит глубинному
нарушению связей между ребёнком и окружающим миром.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.