Нормативно-правовые акты урегулирования жизнеустройства           детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Нормативно-правовые акты урегулирования жизнеустройства           детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2021-12-11 24
Нормативно-правовые акты урегулирования жизнеустройства           детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, лишившиеся обоих родителей по установленным законом причинам. Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети, которые по установленным законом причинам остались без попечения единственного родителя или обоих родителей. Такие причины оговорены в пункте 1 статьи 121 Семейного Кодекса Российской Федерации. Рассматриваемая группа детей, как отдельного социального слоя нуждается в особой поддержке и защите со стороны государства. Согласно пункту 1 статьи 20 Конвенции о правах ребенка «ребенок, который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». Таким образом, защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей важнейшая задача социальной политики государства [8].

В качестве опекунов и попечителей могут выступать как физические лица, так и органы опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет. Обязанности опекунов и попечителей закреплены законодательно в Семейном Кодексе Российской Федерации. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением,
защищать их права и интересы, а также заботиться об их обучении и
воспитании [9].

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право
на содержание и обеспечение условий содержания, образование, воспитание в семье опекуна (попечителя), сохранность принадлежащего им имущества,
защиту их прав и интересов, а также, в соответствии с законодательством и их статусом, получение специальных пособий и алиментов.

Правовая база защиты детей состоит из 3 уровней: международный,
федеральный и региональный.

На международном уровне права детей закреплены в документах
международных организаций, таких как ООН и ЮНИСЕФ, а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и
детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации
прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также следует отметить Конвенцию
ООН «О правах ребенка» [10] (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции - 20
ноября, отмечается как Всемирный день детей). Сусликов В. Н. и Шкилева Н.
Л. указывают на обеспечение интересов ребенка, гарантированных
Конституцией РФ [11].

Статья 3 Конвенции о правах ребенка устанавливает: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они
государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами
социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

На федеральном уровне защита детей базируется на основе Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса, а также федеральных законах и конкретных целевых программ. Указом Президента РФ от 18.08.94 № 1696 «О Президентской программе «Дети России» в 1994 была принята федеральная программа «Дети России», рассчитанная на 2003-2006 годы. Основная цель данной программы: улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для обучения, развития и их существования. Федеральная программа «Дети России» разделена на 6 целевых программ: «Развитие индустрии детского питания», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Дети - инвалиды», «Дети - сироты», «Дети - Севера». Каждая из программ направлена на решение проблем, наиболее остро стоящих в современном обществе.

Наиболее значимыми являются ориентирование населения на углубление знаний о значения семьи и воспитании ребенка в семье; создание
благоприятных условий проживания и существования для детей с
ограниченными возможностями; подготовка детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, создание соответствующих
благоприятных условий; защита прав и интересов детей, живущих в
отдаленных, малонаселенных пунктах Российской Федерации [12].

Региональный уровень опирается на федеральную правовую базу, но
имеет более конкретные условия, цели и задачи исполнения распоряжений и
указов. В каждом субъекте РФ цели и задачи могут различаться и иметь свои
особенности.

Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации
приняты и реализуются целевые программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.

Федеральным законом № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» [13] установлены принципы, условия содержания и меры по социальной поддержке не только для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей но и лиц из числа рассматриваемых в возрасте до 23 лет.

На основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» государство предоставляет данному
социальному классу следующие гарантии.

Образование: Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение в организациях высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета. При обучении в высшем
учебном заведении имеют право на получение стипендии увеличенной
минимум на 50 %. Получение заработной платы во время производственной
практики в размере 100 % [14].

Имеют право на бесплатный проезд на городском и пригородном
транспорте.

Медицинское обслуживание:

1. Предоставляется бесплатное медицинское обслуживание, лечение,
диспансеризация, медицинские осмотры.

2. Возможно предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения, спортивно-оздоровительные лагеря и т. д.

Имущество:

1. Дети, имевшие за собой закрепленное помещение сохраняют на него
право.

2. Дети, не имеющие за собой закрепленной жилой площади, либо
проживающие в собственной жилой площади или являющиеся нанимателями такой площади имеют право на однократное предоставление благоустроенного жилья по договору найма специализированных жилых помещений в случае, если их проживание на ранней жилой площади признается невозможным [15].

 

Труд:

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые
ищут работу впервые и зарегистрированы в службе занятости, как безработные получают в течении полугода пособие по безработице.

2. При обращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет в органы государственной службы
занятости, органы проводят профориентационную работу и обеспечивают
диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

3. В случае если работники дети сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей были высвобождены из организации в связи с ликвидацией и по иным причинам, им обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их
трудоустройством в данной или другой организациях.

Возможно установление дополнительных гарантий согласно законодательству субъектов РФ, В Российской Федерации защиту прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляют органы опеки и попечительства и органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка, комиссия по делам несовершеннолетних.

Главными органами, осуществляющими защиту безнадзорных детей,
являются органы опеки и попечительства (согласно ст. 121 п. 1 Семейного Кодекса Российской Федерации). Органы опеки и попечительства - это органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данные органы осуществляют функции, на основе которых, в дальнейшем, происходит
реализация защиты прав и интересов безнадзорных детей.

Наиболее важными являются:

- выявление детей, над которыми необходима установка опеки и
попечительства, соответственно установление опеки и попечительства;

- надзор за исполнением своих обязанностей организациями, в которых
находятся безнадзорные дети, а также контроль деятельности опекунов и
попечителей;

- помощь опекунам и попечителям в содержании своих подопечных, а также реализации их прав;

- представление законных интересов детей - сирот, и детей оставшихся
без попечения родителей;

- подготовка граждан, выразивших желание усыновить или принять
ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- регулярная проверка условий жизни детей, над которыми установлена
опека и попечительства.

Основные задачи органов опеки и попечительства:

-защита прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;

- контроль деятельности опекунов и попечителей;

- обеспечение сохранности всего принадлежащего имущества детям -
сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Должность уполномоченного по правам ребенка является государственной должностью. Своей деятельностью уполномоченный дополняет формы и средства защиты прав и интересов детей. Основные задачи государственного служащего, занимающего эту должность:

- обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних детей;

- правовое ознакомление и просвещение населения по вопросам, связанным с правами и интересами детей;

- восстановление нарушенных прав ребенка.

Для выполнения своих задач, уполномоченный по правам ребенка: ведет прием граждан, рассматривает обращения и жалобы в области нарушения прав и интересов ребенка, в случае установления детей, соответствующих
рассматриваемой категории, сообщает об этом в соответствующие органы
местного самоуправления, разрабатывает методы и рекомендации по улучшению защиты прав и интересов несовершеннолетних детей.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - в РФ специализированные комиссии, образуемые органами местного самоуправления. Данные комиссии в соответствии с законодательством
обеспечивают:

- осуществление мер по защите прав и интересов безнадзорных детей;

- контроль содержания и воспитания несовершеннолетних;

- выявление и устранение причин безнадзорности детей, а также их
асоциального образа жизни.

- подготовку необходимых документов несовершеннолетних, для
подачи их в соответствующие органы для защиты прав и интересов ребенка;

- оказание помощи по содержанию и воспитанию детей, не достигших
18 лет.

Социальные органы по контролю над детьми
организации, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывающие различного рода услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей. Социальными органами и органами местного самоуправления осуществляется комплексная поддержка и защита прав и интересов несовершеннолетних детей.

Каждый год разрабатываются дополнительные методы защиты прав и
интересов ребенка, а также обновляется законодательная база, на которой
основывается данная защита [16].

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема состоит не столько в том, чтобы формально закрепить те или иные нормы, регулирующие права и обязанности субъектов, сколько в том, чтобы создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей. Более того, менее защищенные индивиды, в том числе дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны получать правовую и социальную защиту со стороны государства.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.