Глава2 Организация бухгалтерского учета в общественном питании — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава2 Организация бухгалтерского учета в общественном питании

2021-12-07 110
Глава2 Организация бухгалтерского учета в общественном питании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  • 2.1. Основные направления совершенствования, учета и контроля отчетности на современном этапе
  • 2.2. Принципы и формы организации бухгалтерского учета
  • 2.3. Понятие о документах учета
  • 2.4. Классификация документов
  • 2.5. Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению документов
  • 2.6. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера

 

2.1 Основные направления совершенствования, учета и контроля отчетности на современном этапе

Сов­ре­мен­ное раз­ви­тие уче­та и по­ряд­ка фор­ми­рова­ния от­четнос­ти ор­га­низа­ций тре­бу­ет их дальнейше­го со­вер­шенс­тво­вания и сбли­жения с меж­ду­народ­ны­ми стан­дарта­ми, при­мене­ние ко­торых дол­жно спо­собс­тво­вать сок­ра­щению рас­хо­дов на под­го­тов­ку от­четнос­ти, про­веде­нию ана­лиза де­ятельнос­ти ор­га­низа­ции и т.д.

Для дос­ти­жения эф­фектив­ной ра­боты пред­при­ятия не­об­хо­димо ре­шить сле­ду­ющие бух­галтер­ские за­дачи:

  • обес­пе­чение вмес­те с дру­гими служ­ба­ми пра­вильной ор­га­низа­ции ма­тери­альной от­ветс­твен­ности за то­вары и ус­лу­ги;
  • про­вер­ка пра­вильнос­ти до­кумен­тально­го офор­мле­ния, за­кон­ности и це­лесо­об­разнос­ти то­вар­но-тар­ных опе­раций, свое­вре­мен­ности и пра­вильнос­ти от­ра­жения их в уче­те;
  • про­вер­ка пол­но­ты и свое­вре­мен­ности оп­ри­ходо­вания то­варов и та­ры ма­тери­ально от­ветс­твен­ны­ми ли­цами, пра­вильнос­ти и свое­вре­мен­ности опи­сания ре­али­зован­ных и от­пу­щен­ных то­варов;
  • кон­троль за соб­лю­дени­ем нор­ма­тивов то­вар­ных за­пасов;
  • про­вер­ка пра­вильнос­ти спи­сания то­вар­ных по­терь;
  • кон­троль за соб­лю­дени­ем пра­вил про­веде­ния ин­вента­риза­ции, свое­вре­мен­ное и пра­вильное вы­яв­ле­ние ее ре­зульта­тов.

От­четная ин­форма­ция со­дер­жит све­дения о ре­али­зован­ной про­дук­ции, ра­ботах и ус­лу­гах, зат­ра­тах на их про­из­водс­тво, сос­то­янии хо­зяйствен­ных средств и ис­точни­ках их об­ра­зова­ния, фи­нан­со­вых ре­зульта­тах ра­боты.

Ос­новная за­дача от­четнос­ти — изыс­ка­ние ре­зер­вов дальнейше­го рос­та и со­вер­шенс­тво­вания де­ятельнос­ти, под­держа­ния ста­бильнос­ти на рын­ке за счет по­выше­ния ка­че­ства про­дук­ции, раз­ра­бот­ки но­вых ре­цеп­тур.

2.2 Принципы и формы организации бухгалтерского учета

Для эф­фектив­ной ор­га­низа­ции бух­галтер­ско­го уче­та, кон­тро­ля и от­четнос­ти не­об­хо­димо соб­лю­дение ос­новных прин­ци­пов.

1. Ор­га­низа­ция уче­та по каж­до­му ма­тери­ально от­ветс­твен­но­му ли­цу (бри­гаде). В этом слу­чае прак­ти­чес­ки ре­али­зу­ет­ся прин­цип пер­со­нальной от­ветс­твен­ности каж­до­го ма­тери­ально от­ветс­твен­но­го ли­ца. От­ветс­твен­ность вы­тека­ет из до­гово­ра о ма­тери­альной от­ветс­твен­ности, а обос­но­ван­ный иск ви­нов­но­му ли­цу ор­га­низа­ция мо­жет предъявить лишь при ве­дении раз­дельно­го уче­та.

Нет не­об­хо­димос­ти в ор­га­низа­ции уче­та по каж­до­му ма­тери­ально от­ветс­твен­но­му ли­цу, ес­ли ра­бот­ник об­щес­твен­но­го пи­тания не от­ве­ча­ет пер­со­нально за сох­ранность то­варов. Так ве­дут учет в стра­нах с раз­ви­той ры­ноч­ной эко­номи­кой. Все по­тери от не­дос­тач и хи­щений спи­сыва­ют, как пра­вило, за счет фир­мы. В на­шей стра­не та­ким об­ра­зом ор­га­низо­ван учет в не­больших ор­га­низа­ци­ях, где ра­бот­ни­ки до­веря­ют друг дру­гу.

2. Вы­бор схе­мы уче­та то­варов, на­ибо­лее це­лесо­об­разной в ус­ло­ви­ях ра­боты дан­ной ор­га­низа­ции:

  • на­турально-сто­имос­тная схе­ма фик­си­ру­ет дви­жение то­варов по каж­до­му на­име­нова­нию в на­туральном и сто­имос­тном вы­раже­ни­ях; ма­тери­ально от­ветс­твен­ные ли­ца дол­жны от­чи­таться за сох­ранность то­варов по каж­до­му на­име­нова­нию;
  • сто­имос­тная схе­ма фик­си­ру­ет ос­татки и дви­жение всей то­вар­ной мас­сы; ма­тери­ально от­ветс­твен­ные ли­ца дол­жны от­чи­таться за сох­ранность то­варов в це­лом.

С точ­ки зре­ния уп­равле­ния то­вар­ны­ми за­паса­ми, кон­тро­ля за сох­ранностью то­варов на­ибо­лее эф­фектив­ной яв­ля­ет­ся на­турально-сто­имос­тная схе­ма уче­та. Она при­меня­ет­ся только в том слу­чае, ког­да все дви­жение то­варов офор­мля­ет­ся та­кими до­кумен­та­ми, из ко­торых бу­дет ви­ден при­ход и рас­ход по на­име­нова­ни­ям. До­кумен­тальное офор­мле­ние при­хода по на­име­нова­ни­ям то­варов осу­щес­тви­мо прак­ти­чес­ки в лю­бом слу­чае. Офор­мле­ние рас­хо­да по на­име­нова­ни­ям воз­можно не всег­да. При ре­али­зации про­дук­ции по сис­те­ме са­мо­об­слу­жива­ния с пос­ле­ду­ющей оп­ла­той пред­при­ятия об­щес­твен­но­го пи­тания вы­нуж­де­ны ис­пользо­вать ме­нее эф­фектив­ную схе­му уче­та то­варов — сто­имо­стную.

3. Единс­тво оцен­ки то­варов при оп­ри­ходо­вании и вы­бытии. Ес­ли то­вары оп­ри­ходо­ваны по по­куп­ным це­нам, то и спи­сываться они дол­жны по по­куп­ным це­нам. Ес­ли то­вары бу­дут спи­сываться по це­нам вы­ше оп­ри­ходо­вания, воз­никнет из­ли­шек; при спи­сании по це­нам ни­же цен оп­ри­ходо­вания по­лучит­ся не­дос­та­ча.

4. Единс­тво по­каза­телей уче­та и пла­на. Пла­ниро­вание — это не ус­та­рев­шее по­нятие. Бо­лее то­го, хо­роший пред­при­нима­тель ни­ког­да не нач­нет свою де­ятельность без сос­тавле­ния биз­нес-пла­на. Ес­ли план то­варо­обо­рота ус­та­нов­лен раз­дельно по струк­турным под­разде­лени­ям, то и учет то­варо­обо­рота дол­жен осу­щест­вляться по каж­до­му под­разде­лению. Од­на­ко план не яв­ля­ет­ся за­коном, ко­торый не­об­хо­димо вы­пол­нять лю­бой це­ной, а слу­жит ос­но­вой для дос­ти­жения ус­пе­ха в биз­не­се.

5. От­четность ма­тери­ально от­ветс­твен­ных лиц о на­личии и дви­жении то­варов. Сро­ки сос­тавле­ния от­четнос­ти ус­та­нав­ли­ва­ет ад­ми­нис­тра­ция ор­га­низа­ции. На ос­но­вании от­че­тов ма­тери­ально от­ветс­твен­ных лиц ру­ководс­тво пред­при­ятия кон­тро­лиру­ет их действия и уп­равля­ет то­вар­ны­ми за­паса­ми. Ад­ми­нис­тра­ция пред­при­ятия ис­пользу­ет дан­ную от­четность для кон­тро­ля за действи­ями ма­тери­ально от­ветс­твен­ных лиц (для про­вер­ки сох­раннос­ти цен­ностей) и уп­равле­ния то­вар­ны­ми за­паса­ми.

6. Пе­ри­оди­чес­кое вы­яв­ле­ние ре­зульта­тов пу­тем про­веде­ния ин­вента­риза­ции фак­ти­чес­ких ос­татков то­варов и их срав­не­ние с дан­ны­ми уче­та для про­вер­ки сох­раннос­ти цен­ностей.

7. Кон­троль за де­ятельностью ма­тери­ально от­ветс­твен­ных лиц пу­тем встреч­ной свер­ки. Нап­ри­мер, спи­сание то­варов из кла­довой дол­жно сов­па­дать с оп­ри­ходо­вани­ем этих то­варов в про­из­водс­тво или в бу­феты.

Фор­ма бух­галтер­ско­го уче­та — это со­вокуп­ность учет­ных ре­гис­тров для от­ра­жения хо­зяйствен­ных опе­раций в оп­ре­делен­ной пос­ле­дова­тельнос­ти и по­рядок за­писи в них.

На вы­бор фор­мы уче­та вли­яют та­кие фак­то­ры, как со­дер­жа­ние и мас­шта­бы хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти пред­при­ятия, а так­же уро­вень ме­хани­зации учет­ных ра­бот.

Пред­при­ятия всех ор­га­низа­ци­он­но-пра­вовых форм са­мос­то­ятельно оп­ре­деля­ют фор­му, ме­тоды бух­галтер­ско­го уче­та и тех­но­логию об­ра­бот­ки учет­ной ин­форма­ции.

При больших объемах хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти при­меня­ет­ся жур­нально-ор­дерная фор­ма. Ос­новны­ми ре­гис­тра­ми яв­ля­ют­ся жур­на­лы-ор­де­ра и вспо­мога­тельные ве­домос­ти. В ос­но­ву их пос­тро­ения по­ложен кре­дито­вый приз­нак ре­гис­тра­ции хо­зяйствен­ных опе­раций.

Пред­при­яти­ям ма­лого и сред­не­го биз­не­са ре­комен­ду­ет­ся при­мене­ние сле­ду­ющих форм уче­та:

  • ме­мори­ально-ор­дерная фор­ма уче­та пред­по­лага­ет сос­тавле­ние ме­мори­альных ор­де­ров на ос­но­ве пер­вичных бух­галтер­ских до­кумен­тов;
  • фор­ма бух­галтер­ско­го уче­та пред­по­лага­ет ве­дение кни­ги хо­зяйствен­ных опе­раций;
  • фор­ма «жур­нал-глав­ная» сов­ме­ща­ет в се­бе хро­ноло­гичес­кую и сис­те­мати­чес­кую за­писи бух­галтер­ско­го уче­та;
  • фор­ма бух­галтер­ско­го уче­та пред­по­лага­ет ис­пользо­вание ве­домос­тей уче­та: ос­новных средств, на­чис­ленных амор­ти­заци­он­ных от­числе­ний, про­из­водс­твен­ных за­пасов и го­товой про­дук­ции, зат­рат на про­из­водс­тво, де­неж­ных средств и фон­дов, рас­че­тов и про­чих опе­раций.

Ав­то­мати­зиро­ван­ная фор­ма бух­галтер­ско­го уче­та ши­роко рас­простра­нена в круп­ных го­родах. Она ос­но­вана на ис­пользо­вании в пер­со­нальных компьюте­рах го­товых па­кетов прик­ладных прог­рамм по бух­галте­рии. В нас­то­ящее вре­мя на­ибо­лее рас­простра­нены прог­раммы «Па­рус» и «1С». Глав­ным при ав­то­мати­зации бух­галтер­ско­го уче­та яв­ля­ет­ся вы­бор компьюте­ра и прог­раммы, обу­чение и под­го­тов­ка пер­со­нала — пользо­вате­лей прог­раммы.

2.3 Понятие о документах учета

В Фе­деральном за­коне от 6 де­каб­ря 2011 г. № 402-ФЗ «О бух­галтер­ском уче­те» ус­та­нов­ле­но, что каж­дый факт хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти пред­при­ятия дол­жен быть офор­млен со­от­ветс­тву­ющи­ми до­кумен­та­ми. Дан­ные до­кумен­ты яв­ля­ют­ся пер­вичны­ми, на их ос­но­вании ве­дут бух­галтер­ский учет.

На ос­но­вании пер­вичных учет­ных до­кумен­тов сос­тавля­ют свод­ные до­кумен­ты (то­вар­ный от­чет, от­чет о дви­жении про­дук­тов и та­ры на про­из­водс­тве и др.). Свод­ные до­кумен­ты сос­тавля­ют для осу­щест­вле­ния кон­тро­ля, об­легче­ния и упо­рядо­чения об­ра­бот­ки учет­ных дан­ных.

До­кумен­ты в бух­галтер­ском уче­те пред­став­ля­ют со­бой письмен­ное рас­по­ряже­ние на со­вер­ше­ние хо­зяйствен­ных опе­раций или письмен­ное под­твержде­ние действи­тельно­го осу­щест­вле­ния этих опе­раций. До­кумен­ты яв­ля­ют­ся ос­но­вани­ем и под­твержде­ни­ем учет­ных за­писей.

До­кумен­ты ши­роко ис­пользу­ют в про­цес­се опе­ратив­но­го уп­равле­ния хо­зяйствен­ной де­ятельностью лю­бого юри­дичес­ко­го ли­ца. Так, тре­бова­ния це­хов слу­жат ос­но­вани­ем для от­пуска ма­тери­алов со скла­да в про­из­водс­тво, пла­теж­ные тре­бова­ния пос­тавщи­ков — для пе­речис­ле­ния де­неж­ных средств с рас­четно­го сче­та пред­при­ятия в уп­ла­ту за пос­ту­пив­шее сырье, ма­тери­алы и т.д.

На ос­но­вании до­кумен­тов ве­дет­ся пос­то­ян­ное наб­лю­дение за дви­жени­ем ма­тери­альных и де­неж­ных средств, сос­то­яни­ем рас­че­тов.

Под­пи­сывая до­кумент, ру­ково­дящий ра­бот­ник кон­тро­лиру­ет за­кон­ность и це­лесо­об­разность опе­рации, офор­мля­емой дан­ным до­кумен­том. Это воз­ла­га­ет на каж­до­го ра­бот­ни­ка, под­пи­сав­ше­го до­кумент, пер­со­нальную от­ветс­твен­ность за со­вер­ша­емые им действия.

Бух­галтер­ские до­кумен­ты име­ют большое зна­чение в обес­пе­чении сох­раннос­ти собс­твен­ности, вскры­тии слу­ча­ев хи­щений и зло­упот­ребле­ний.

От­ра­жение в уче­те хо­зяйствен­ных опе­раций на ос­но­ве до­кумен­тов поз­во­ля­ет на лю­бой мо­мент по­лучить све­дения о на­личии тех или иных ма­тери­алов и де­неж­ных средств у каж­до­го ма­тери­ально от­ветс­твен­но­го ли­ца.

До­кумен­ты ис­пользу­ют­ся для ана­лиза фи­нан­со­во-хо­зяйствен­ной де­ятельнос­ти лю­бого юри­дичес­ко­го ли­ца. В про­цес­се его изу­ча­ют фак­то­ры, спо­собс­тву­ющие вы­пол­не­нию по­каза­телей или, на­обо­рот, яв­ля­ющи­еся при­чиной их не­выпол­не­ния.

Ве­лико пра­вовое зна­чение до­кумен­тов. Яв­ля­ясь письмен­ным сви­де­тельством со­вер­шенных хо­зяйствен­ных опе­раций и ос­но­вой за­писей в бух­галтер­ском уче­те, до­кумен­ты ис­пользу­ют как до­каза­тельства при спо­рах, воз­ни­ка­ющих меж­ду юри­дичес­ки­ми ли­цами или юри­дичес­ки­ми и фи­зичес­ки­ми ли­цами. До­кумен­ты ис­пользу­ют и в су­деб­но-бух­галтер­ской эк­спер­ти­зе, ко­торая про­водит­ся в не­об­хо­димых слу­ча­ях по ре­шению следс­твен­ных ор­га­нов при рас­сле­дова­нии от­дельных дел.

До­кумен­ты, от­ра­жа­ющие хо­зяйствен­ные опе­рации, офор­мля­ют на блан­ках, от­пе­чатан­ных ти­пог­раф­ским спо­собом, ку­да за­носят све­дения о хо­зяйствен­ных опе­раци­ях. До­кумен­ты мож­но за­пол­нять от ру­ки или с по­мощью вы­чис­ли­тельных и пи­шущих ма­шин.

Пер­вичные до­кумен­ты соз­да­ют на ти­повых блан­ках меж­ве­домс­твен­ных и спе­ци­али­зиро­ван­ных форм.

 

2.4 Классификация документов

На пред­при­яти­ях и в ор­га­низа­ци­ях со­вер­ша­ют­ся са­мые раз­но­об­разные хо­зяйствен­ные опе­рации. Для их офор­мле­ния при­меня­ют­ся раз­личные по фор­ме и со­дер­жа­нию до­кумен­ты. Бух­галтер­ские до­кумен­ты клас­си­фици­ру­ют по нес­кольким приз­на­кам.

По наз­на­чению:

  • рас­по­ряди­тельные до­кумен­ты со­дер­жат рас­по­ряже­ние, за­дание ру­ково­дите­ля или дру­гих лиц о со­вер­ше­нии оп­ре­делен­ных хо­зяйствен­ных опе­раций. Они слу­жат ос­но­вани­ем для при­ема и вы­дачи де­нег и ма­тери­альных цен­ностей. К рас­по­ряди­тельным до­кумен­там от­но­сят­ся до­верен­ность на по­луче­ние то­вар­но-ма­тери­альных цен­ностей, на­ряд на сдельную ра­боту, чек на по­луче­ние де­нег с рас­четно­го сче­та и т.д.;
  • оп­равда­тельные (ис­полни­тельные) до­кумен­ты офор­мля­ют уже про­из­ве­ден­ные опе­рации, т.е. они под­твержда­ют факт со­вер­ше­ния опе­рации. К ним от­но­сят­ся при­ем­ные ак­ты, кви­тан­ции, нак­ладные, пла­теж­ные тре­бова­ния и др.;
  • до­кумен­ты бух­галтер­ско­го офор­мле­ния сос­тавля­ют ра­бот­ни­ки бух­галте­рии, что­бы по дан­ным рас­по­ряди­тельных и оп­равда­тельных до­кумен­тов под­го­товить дальнейшие учет­ные за­писи. К ним от­но­сят­ся на­копи­тельные ве­домос­ти рас­пре­деле­ния рас­хо­дов, на­чис­ле­ния амор­ти­зации и др.;
  • ком­би­ниро­ван­ные до­кумен­ты со­чета­ют в се­бе приз­на­ки рас­по­ряди­тельных, оп­равда­тельных и до­кумен­тов бух­галтер­ско­го офор­мле­ния. Та­кие до­кумен­ты яв­ля­ют­ся и рас­по­ряже­ни­ем на со­вер­ше­ние кон­крет­ной хо­зяйствен­ной опе­рации и офор­мля­ют уже со­вер­шенную опе­рацию. При­мене­ние ком­би­ниро­ван­ных до­кумен­тов уменьша­ет ко­личес­тво учет­ных за­писей, об­легча­ет бух­галтер­скую об­ра­бот­ку до­кумен­тов, де­ла­ет их бо­лее обоз­ри­мыми, сок­ра­ща­ет зат­ра­ты тру­да и рас­хо­ды на бу­магу. К ним от­но­сят­ся тре­бова­ние-нак­ладная, на­ряд-за­каз.

По объему от­ра­жения опе­раций:

  • пер­вичные до­кумен­ты слу­жат для офор­мле­ния не­пос­редс­твен­но хо­зяйствен­ных опе­раций и яв­ля­ют­ся пер­вым сви­де­тельством их осу­щест­вле­ния. К ним от­но­сят­ся чек на по­луче­ние де­нег из бан­ка, тре­бова­ние на от­пуск про­дук­тов со скла­да, пла­теж­ное тре­бова­ние и др.;
  • свод­ные до­кумен­ты от­ра­жа­ют опе­рации, уже за­фик­си­рован­ные в пер­вичных до­кумен­тах. Их за­пол­ня­ют на ос­но­вании ра­нее сос­тавлен­ных пер­вичных до­кумен­тов пу­тем обоб­ще­ния дан­ных. К свод­ным до­кумен­там от­но­сят­ся то­вар­ный от­чет, кас­со­вый от­чет и др.

По сте­пени ох­ва­та хо­зяйствен­ных опе­раций:

  • ра­зовые до­кумен­ты офор­мля­ют од­ну или нес­колько хо­зяйствен­ных опе­раций, за­писы­ва­емых в до­кумент еди­нов­ре­мен­но. Пос­ле сос­тавле­ния на их ос­но­вании де­ла­ют бух­галтер­ские за­писи. К ра­зовым до­кумен­там от­но­сят­ся тре­бова­ния, нак­ладные, днев­ные за­бор­ные лис­ты и др.;
  • на­копи­тельные до­кумен­ты сос­тавля­ют пос­те­пен­но на про­тяже­нии оп­ре­делен­но­го пе­ри­ода (дня, де­кады, ме­сяца) для от­ра­жения од­но­род­ных, сис­те­мати­чес­ки пов­то­ря­ющих­ся опе­раций. На­копи­тельные до­кумен­ты окон­ча­тельно офор­мля­ют по ис­те­чении ус­та­нов­ленно­го пе­ри­ода, пос­ле че­го их пе­реда­ют в бух­галте­рию для за­писей.

По ко­личес­тву учет­ных за­писей:

  • од­нос­троч­ные до­кумен­ты от­ра­жа­ют опе­рацию при­хода или рас­хо­да од­но­го ви­да ма­тери­алов. Нап­ри­мер, нак­ладная на по­луче­ние про­дук­тов;
  • мно­гос­троч­ные до­кумен­ты со­дер­жат нес­колько по­зиций, ви­дов ма­тери­альных цен­ностей. Та­кие до­кумен­ты офор­мля­ют опе­рации по тру­ду и за­работ­ной пла­те.

По мес­ту сос­тавле­ния:

  • внут­ренние до­кумен­ты сос­тавля­ют на дан­ном пред­при­ятии. Нап­ри­мер, нак­ладные, тре­бова­ния, ак­ты, от­че­ты и др.;
  • внеш­ние до­кумен­ты сос­тавля­ют на дру­гих пред­при­яти­ях и пе­реда­ют на дан­ное пред­при­ятие вмес­те с то­вар­но-ма­тери­альны­ми цен­ностя­ми. Нап­ри­мер, счет-фак­ту­ра, пла­теж­ное по­руче­ние и др.

По сте­пени ис­пользо­вания средств ме­хани­зации и ав­то­мати­зации:

  • до­кумен­ты, за­пол­ня­емые руч­ным спо­собом;
  • до­кумен­ты, час­тично за­пол­ня­емые на ма­шинах;
  • до­кумен­ты, пол­ностью за­пол­ня­емые на ма­шинах.

В бух­галтер­ском уче­те каж­дый до­кумент име­ет свое наз­на­чение и по­это­му от­но­сит­ся од­новре­мен­но к раз­личным клас­си­фика­ци­он­ным груп­пам. Нап­ри­мер, нак­ладная по­став­щи­ка на за­куп­ленные у не­го про­дук­ты яв­ля­ет­ся оп­равда­тельным и в то же вре­мя пер­вичным, ра­зовым, внеш­ним до­кумен­том.

 

2.5 Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению документов

До­кумен­ты при­нима­ют­ся к уче­ту, ес­ли они сос­тавле­ны по фор­ме, от­ве­ча­ющей уни­фици­рован­ным фор­мам пер­вичных до­кумен­тов. На пред­при­яти­ях мо­гут ис­пользо­ваться до­кумен­ты, сос­тавлен­ные на дан­ном пред­при­ятии, в этом слу­чае они дол­жны быть за­регис­три­рова­ны и ут­вер­жде­ны в Го­сударст­вен­ном ко­мите­те РФ по ста­тис­ти­ке.

Обя­зательны­ми рек­ви­зита­ми пер­вично­го учет­но­го до­кумен­та яв­ля­ют­ся:

  • на­име­нова­ние и да­та сос­тавле­ния до­кумен­та;
  • на­име­нова­ние эко­номи­чес­ко­го субъек­та, сос­та­вив­ше­го до­кумент;
  • со­дер­жа­ние фак­та хо­зяйствен­ной жиз­ни;
  • ве­личи­на на­турально­го и (или) де­неж­но­го из­ме­рения фак­та хо­зяйствен­ной жиз­ни с ука­зани­ем еди­ниц из­ме­рения;
  • на­име­нова­ние дол­жнос­тей лиц, со­вер­шивших сдел­ку, опе­рацию и от­ветс­твен­ных за ее офор­мле­ние, ли­бо на­име­нова­ние дол­жнос­тей лиц, от­ветс­твен­ных за офор­мле­ние свер­шивше­гося со­бытия;
  • под­пи­си лиц, с ука­зани­ем их фа­милий и ини­ци­алов ли­бо иных рек­ви­зитов, не­об­хо­димых для иден­ти­фика­ции этих лиц.

В за­виси­мос­ти от ха­рак­те­ра опе­рации и тех­но­логии об­ра­бот­ки дан­ных в пер­вичные до­кумен­ты мо­гут быть вклю­чены до­пол­ни­тельные рек­ви­зиты.

Пе­речень лиц, име­ющих пра­во под­пи­сывать пер­вичные до­кумен­ты, ут­вер­жда­ет­ся ру­ково­дите­лем пред­при­ятия по сог­ла­сова­нию с глав­ным бух­галте­ром.

До­кумен­ты дол­жны быть за­пол­не­ны ак­ку­рат­но, без по­марок, раз­борчи­во, чер­ни­лами. Зап­ре­ща­ет­ся про­из­во­дить за­писи меж­ду строк и про­пус­кать стро­ки. Ес­ли не хва­та­ет од­но­го блан­ка, то за­пись про­дол­жа­ют на дру­гом, ука­зывая «Про­дол­же­ние». Ито­говые за­писи, свя­зан­ные с пе­реда­чей или про­вер­кой цен­ностей, де­ла­ют про­писью. В кон­це до­кумен­та ос­тавши­еся сво­бод­ны­ми стро­ки про­чер­ки­ва­ют. Не до­пус­ка­ют­ся под­чис­тки. Ес­ли до­пуще­на ошиб­ка, то ее за­чер­ки­ва­ют од­ной чер­той и над­пи­сыва­ют свер­ху нуж­ную циф­ру или сло­во. Ря­дом де­ла­ют ого­вор­ку «Ис­прав­ленно­му ве­рить». Ис­прав­ле­ние оши­бок дол­жно быть под­твержде­но под­пи­сями лиц, офор­мивших до­кумент, с ука­зани­ем да­ты ис­прав­ле­ния. Ли­ца, соз­давшие и под­пи­сав­шие пер­вичные учет­ные до­кумен­ты, не­сут от­ветс­твен­ность за дос­то­вер­ность дан­ных, со­дер­жа­щих­ся в них, за свое­вре­мен­ное и доб­ро­качес­твен­ное офор­мле­ние этих до­кумен­тов, пе­реда­чу их в ус­та­нов­ленные сро­ки для от­ра­жения в бух­галтер­ском уче­те.

Вне­сение ис­прав­ле­ний в кас­со­вые и бан­ков­ские до­кумен­ты не до­пус­ка­ет­ся.

На ос­но­вании пер­вичных учет­ных до­кумен­тов сос­тавля­ют­ся свод­ные до­кумен­ты (то­вар­ный от­чет, от­чет о дви­жении про­дук­тов и та­ры на про­из­водс­тве и др.). Свод­ные до­кумен­ты сос­тавля­ют­ся для осу­щест­вле­ния кон­тро­ля, об­легче­ния и упо­рядо­чения об­ра­бот­ки учет­ных дан­ных.

Пер­вичные и свод­ные до­кумен­ты мо­гут быть сос­тавле­ны на бу­маж­ных и элек­трон­ных но­сите­лях ин­форма­ции. Ес­ли до­кумен­ты сос­тавля­ют на элек­трон­ных но­сите­лях, то пред­при­ятие за свой счет обя­зано из­го­товить дан­ные до­кумен­ты на бу­маж­ных но­сите­лях для дру­гих учас­тни­ков хо­зяйствен­ных опе­раций, а так­же по тре­бова­нию су­да, про­кура­туры и ор­га­нов, осу­щест­вля­ющих кон­троль в со­от­ветс­твии с за­коно­да­тельством Рос­сийской Фе­дера­ции.

При ре­али­зации то­варов, про­дук­ции, ра­бот и ус­луг с при­мене­ни­ем кон­трольно-кас­со­вых ма­шин до­пус­ка­ет­ся сос­тавле­ние пер­вично­го учет­но­го до­кумен­та не ре­же од­но­го ра­за в день по его окон­ча­нии на ос­но­вании кас­со­вых че­ков.

Соз­да­ние пер­вичных учет­ных до­кумен­тов, по­рядок и сро­ки пе­реда­чи их для от­ра­жения в бух­галтер­ском уче­те про­из­во­дят­ся в со­от­ветс­твии с ут­вер­жден­ным на пред­при­ятии гра­фиком до­кумен­то­обо­рота.

 

2.6 Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера

В Фе­деральном за­коне от 6 де­каб­ря 2011 г. № 402-ФЗ «О бух­галтер­ском уче­те» ус­та­нов­ле­но, что ве­дение бух­галтер­ско­го уче­та и хра­нение до­кумен­тов бух­галтер­ско­го уче­та ор­га­низу­ют­ся ру­ково­дите­лем эко­номи­чес­ко­го субъек­та. В слу­чае ес­ли ин­ди­виду­альный пред­при­нима­тель, ли­цо, за­нима­юще­еся час­тной прак­ти­кой, ве­дут бух­галтер­ский учет в со­от­ветс­твии с нас­то­ящим Фе­деральным за­коном, они са­ми ор­га­низу­ют ве­дение бух­галтер­ско­го уче­та и хра­нение до­кумен­тов бух­галтер­ско­го уче­та, а так­же не­сут иные обя­зан­ности, ус­та­нов­ленные нас­то­ящим Фе­деральным за­коном для ру­ково­дите­ля эко­номи­чес­ко­го субъек­та.

Ру­ково­дитель эко­номи­чес­ко­го субъек­та обя­зан воз­ло­жить ве­дение бух­галтер­ско­го уче­та на глав­но­го бух­галте­ра или иное дол­жностное ли­цо это­го субъек­та ли­бо зак­лю­чить до­говор об ока­зании ус­луг по ве­дению бух­галтер­ско­го уче­та. Ру­ково­дитель эко­номи­че­ско­го субъек­та, ко­торый в со­от­ветс­твии с нас­то­ящим Фе­деральным за­коном впра­ве при­менять уп­ро­щен­ные спо­собы ве­дения бух­галтер­ско­го уче­та, вклю­чая уп­ро­щен­ную бух­галтер­скую (фи­нан­со­вую) от­четность, а так­же ру­ково­дитель субъек­та сред­не­го пред­при­нима­тельства мо­гут при­нять ве­дение бух­галтер­ско­го уче­та на се­бя.

Глав­ный бух­галтер или иное дол­жностное ли­цо, на ко­торое воз­ла­га­ет­ся ве­дение бух­галтер­ско­го уче­та, дол­жны от­ве­чать сле­ду­ющим тре­бова­ни­ям:

  • иметь выс­шее об­ра­зова­ние;
  • иметь стаж ра­боты, свя­зан­ной с ве­дени­ем бух­галтер­ско­го уче­та, сос­тавле­ни­ем бух­галтер­ской (фи­нан­со­вой) от­четнос­ти ли­бо с а­уди­тор­ской де­ятельностью, не ме­нее трех лет из пос­ледних пя­ти ка­лен­дарных лет, а при от­сутс­твии выс­ше­го об­ра­зова­ния в об­ласти бух­галтер­ско­го уче­та и а­уди­та — не ме­нее пя­ти лет из пос­ледних се­ми ка­лен­дарных лет;
  • не иметь нес­ня­той или не­пога­шен­ной су­димос­ти за прес­тупле­ния в сфе­ре эко­номи­ки.

Фи­зичес­кое ли­цо, с ко­торым эко­номи­чес­кий субъект зак­лю­ча­ет до­говор об ока­зании ус­луг по ве­дению бух­галтер­ско­го уче­та, так­же дол­жно со­от­ветс­тво­вать дан­ным тре­бова­ни­ям.

Юри­дичес­кое ли­цо, с ко­торым эко­номи­чес­кий субъект зак­лю­ча­ет до­говор об ока­зании ус­луг по ве­дению бух­галтер­ско­го уче­та, дол­жно иметь не ме­нее од­но­го ра­бот­ни­ка, от­ве­ча­юще­го дан­ным тре­бова­ни­ям, и с ним дол­жен быть зак­лю­чен тру­довой до­говор.

В слу­чае воз­никно­вения раз­ногла­сий в от­но­шении ве­дения бух­галтер­ско­го уче­та меж­ду ру­ково­дите­лем эко­номи­чес­ко­го субъек­та и глав­ным бух­галте­ром или иным долж­но­стным ли­цом, на ко­торое воз­ло­жено ве­дение бух­галтер­ско­го уче­та, ли­бо ли­цом, с ко­торым зак­лю­чен до­говор об ока­зании ус­луг по ве­дению бух­галтер­ско­го уче­та:

  • дан­ные, со­дер­жа­щи­еся в пер­вичном учет­ном до­кумен­те, при­нима­ют­ся (не при­нима­ют­ся) глав­ным бух­галте­ром или иным дол­жностным ли­цом, на ко­торое воз­ло­жено ве­дение бух­галтер­ско­го уче­та, ли­бо ли­цом, с ко­торым зак­лю­чен до­говор об ока­зании ус­луг по ве­дению бух­галтер­ско­го уче­та, к ре­гис­тра­ции и на­коп­ле­нию в ре­гис­трах бух­галтер­ско­го уче­та по письмен­но­му рас­по­ряже­нию ру­ково­дите­ля эко­номи­чес­ко­го субъек­та, ко­торый еди­нолич­но не­сет от­ветс­твен­ность за соз­данную в ре­зульта­те это­го ин­форма­цию;
  • объект бух­галтер­ско­го уче­та от­ра­жа­ет­ся (не от­ра­жа­ет­ся) глав­ным бух­галте­ром или иным дол­жностным ли­цом, на ко­торое воз­ло­жено ве­дение бух­галтер­ско­го уче­та, ли­бо ли­цом, с ко­торым зак­лю­чен до­говор об ока­зании ус­луг по ве­дению бух­галтер­ско­го уче­та, в бух­галтер­ской (фи­нан­со­вой) от­четнос­ти на ос­но­вании письмен­но­го рас­по­ряже­ния ру­ково­дите­ля эко­номи­чес­ко­го субъек­та, ко­торый еди­нолич­но не­сет от­ветс­твен­ность за дос­то­вер­ность пред­став­ле­ния фи­нан­со­вого по­ложе­ния эко­номи­чес­ко­го субъек­та на от­четную да­ту, фи­нан­со­вого ре­зульта­та его де­ятельнос­ти и дви­жения де­неж­ных средств за от­четный пе­ри­од.

Контрольные вопросы

  1. На­зови­те ос­новные бух­галтер­ские за­дачи.
  2. Оха­рак­те­ризуйте ос­новные прин­ци­пы ор­га­низа­ции бух­галтер­ско­го уче­та.
  3. Ка­кие схе­мы уче­та то­варов вам из­вес­тны?
  4. Ка­кие фор­мы ве­дения бух­галтер­ско­го уче­та вам из­вес­тны?
  5. Ка­кие рек­ви­зиты дол­жны со­дер­жать пер­вичные до­кумен­ты?
  6. Для ка­ких це­лей ис­пользу­ют­ся бух­галтер­ские до­кумен­ты?
  7. По ка­ким приз­на­кам клас­си­фици­ру­ют­ся бух­галтер­ские до­кумен­ты?
  8. Ка­кие тре­бова­ния предъяв­ля­ют к офор­мле­нию до­кумен­тов?
  9. В чем зак­лю­ча­ют­ся пра­ва и обя­зан­ности глав­но­го бух­галте­ра?

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.