Глава 1. Сон — забвение и отдых — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 1. Сон — забвение и отдых

2021-12-07 22
Глава 1. Сон — забвение и отдых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Путь по миру сна

 

 

Аннотация

 

Ночь вбирает в себя свет, и он гаснет. Мы сливаемся с тьмой, опускаем веки и запираемся внутри себя. В теле все уравновешивается, и поэтому приходит покой — мы засыпаем. Сон — забвение, отдохновение от тягот дневного мира. Сон — величайшее изобретение природы, ведь известно, что без воды и без еды человек долго не выдерживает, если же его лишить сна — он превратится в животное, лишенное разума, неспособное контролировать собственные поступки.

 

«ПУТЬ ПО МИРУ СНА»

 

Глава 1. Сон — забвение и отдых

 

ЧТО МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О СНЕ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА

Большой толковый медицинский словарь гласит: «Сон — это физиологическое явление, при котором организм погружается в бессознательное состояние, во время которого связь с окружающим миром в значительной мере ослаблена и активность головного мозга является практически незаметной (не считая поддержания основных жизненных функций организма, например, дыхания), но четко определяется на электроэнцефалограмме (ЭЭГ).

К нашему времени уже добыто много новых сведений о сне. Все они получены с помощью электроэнцефалографа. Этот прибор регистрирует слабые электрические импульсы мозга и записывает их в виде электроэнцефалограммы. Специальная стереосистема усиливает импульсы, зафиксированные в фонографической записи, а после передает эту информацию на громкоговорители в виде звука. Энцефалограф же преобразует наши мозговые волны в графические картины, которые исследователь может увидеть и расшифровать.

Когда мы спим, мозг все так же неустанно посылает разнообразные импульсы, которые видоизменяются в соответствии с различными стадиями сна. Это все фиксирует ЭЭГ на движущейся бумажной ленте. Исследуя эти волновые картинки, ученые смогли классифицировать стадии сна. Классификация эта такова — четыре различные стадии небыстрых движений глаз (НБДГ) и одна стадия быстрых движений глаз (БДГ). Наше путешествие по ночному миру определяется прохождением этих стадий — мы входим в них и выходим. В зависимости от того, сколько времени продолжается сон, можно насчитать от четырех до шести повторяющихся циклов. Каждый из них длится около девяноста минут.

Благодаря рисункам ЭЭГ мы, как на географической карте, можем увидеть все взлеты и падения, которые переживает наша сонная психика. Благодаря новым чудесным приборам мы можем узнать, как движутся наши глаза в тот момент, когда мы наблюдаем сновидение, как функционируют наши органы, что происходит с нашим кровяным давлением, как работает пульс. Узнав это, мы можем понять, к примеру, как проходит легкий или глубокий сон, какая стадия сна наиболее полезна.

Фаза НБДГ еще называется сумеречным состоянием — иногда в этой фазе бывают сны, близкие по природе к нашим обычным повседневным мыслям, — они, как правило, и заполнены теми образами, с которыми мы сталкиваемся в дневной жизни. В фазе БДГ, которая наступает примерно через девяносто минут после засыпания, случаются самые невероятные, фантасмагорические сновидения.

 

ЛЕГКИЙ И ГЛУБОКИЙ СОН

Некоторые психологи утверждают, что сон всегда непрерывно сопровождается сновидениями (грезами), но только воспоминание о них при пробуждении исчезает. Другие же исследователи считают, что сон очень часто может быть и без сновидений, а глубокий сон практически всегда так и проходит — человек просто спит и ни о чем не грезит.

Полная неподвижность человека во время «мертвого» сна и отсутствие каких-либо признаков сознательной жизни как будто служат доказательством отсутствия сна в это время. Доказывается эта точка зрения тем фактом, что даже у крепко спящего человека сохраняется способность реагировать на сильные раздражения каким-либо движением тела, однако, если спящего внезапно разбудить, он не вспомнит, что снилось ему в данную минуту. Это как раз и доказывает, что в фазе глубокого сна человек не имеет сновидений.

По этой теории можно предположить, что чем слабее сон, тем чаще и живее сновидения, то есть сновидения возникают чисто от внешних раздражителей во время легкого сна — вечером при засыпании и под утро, перед пробуждением, а во время глубокого сна видений не бывает.

Однако здесь скорее происходит вот что: память сберегает только последние сны, которые стирают предыдущие, поэтому многие люди склонны считать, что сны они видят только на рассвете.

 

ДВИЖЕНИЕ ВО СНЕ. ЛУНАТИЗМ

Хотя сознание наше во сне с трудом воспринимает действительность, однако оно воспринимает давление атмосферы, изменение температуры, а ближе к рассвету обостряются слуховые и зрительные впечатления. Например, нас легко может разбудить звук включившегося холодильника или свет занимающегося утра, если занавески на окнах неплотно закрыты.

Помимо зрительных и слуховых образов бывают также образы двигательные. Часто движениями сопровождаются неприятные сны и кошмары — спящий начинает ворочаться в постели, словно желая сбросить какую-то давящую на него тяжесть. Бывает, что спящий человек сидит или ходит. Это как раз примеры того, что тело иногда ведет себя ночью так, как если бы оно пребывало в дневном мире.

Иногда переживания сна заставляют тело вернуться в привычное для него состояние дневной жизни. Часто сидение и хождение во сне бывает вызвано неосознанным желанием человека вернуться в определенное место, недоступное ему в настоящее время по тем или иным причинам. Обычно это случается с детьми и с теми взрослыми, которые испытывают достаточно сильную потребность в самовыражении.

Всем нам известно такое понятие, как «лунатизм». Под влиянием своих сновидений лунатик может взобраться на какое-либо опасное место, например на крышу, и будет передвигаться там с уверенностью, которая обычно не присуща человеку наяву. Происходит это потому, что у него в этот момент отключено сознание — он не понимает где находится и поэтому не боится пройти хоть по водосточному желобу. Лунатик может спокойно ходить по крыше, как по земле, но если его в этот момент разбудить, может произойти несчастье.

Обычно люди, находящиеся в таком состоянии, полностью поглощены своими грезами и способны понимать только то, что имеет непосредственное отношение к их сновидению. Если с ними в этот момент заговорить, они не ответят и даже не заметят зажженной над ними лампочки. Только сильный или непривычный для них звук может заставить их проснуться.

Если человек ходит во сне, постарайтесь не будить его — это может морально сильно травмировать его. Лучше как можно осторожнее взять его за руку и отвести в постель. Обычно после пробуждения лунатик не помнит ничего из своих поступков и даже не помнит сна, побудившего их совершить.

 

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ И МИСТИКА

В чем же заключается сущность галлюцинаций?

Сущность галлюцинаций надо связывать с общими изменениями в мозгу. Галлюцинации являются прежде всего результатом творческой деятельности мозга. По существу они представляют собой расстройства скорее не восприятия, а представления.

Бред возникает из потребности чувств.

Галлюцинации создает наш мозг, основываясь на образах, которые имеются в нашем воображении. Однако нам могут являться образы мистического ряда, о существовании которых мы и помыслить не могли. Разве нечто совершенно новое для нас, неизведанное, выходящее за рамки нашего сознания, надо обязательно причислять к галлюцинациям?

Образ, звук, слово, цвет, действие — все, явившееся нам во сне, значительно по одной единственной причине: сон всегда безошибочно ставит диагноз нашему внутреннему состоянию. «Бредить (исп.), согласно своей этимологии, обозначает «сеять мимо борозды». Это вовсе не значит, что борозда плохо проложена или семя испорчено, просто это вопрос неточности, ошибочного направления» (Поль Груссак, «Интеллектуальное путешествие»).

Истина преломляется в нас настолько, насколько мы можем ее воспринять. Проще говоря, Бог творит в нашем сне тот мир, который наиболее близок нашему восприятию. Конечно, истина при этом искажается — мы надеваем на нее видимые одежды нашего разума, чтобы хоть как-то ее постичь.

Можно подвести итог сказанному: галлюцинации возникают в результате патологического изменения в мозгу, на почве маний разного рода, фобий к необузданного воображения. Люди, обладающие этими «дарами», могут видеть сны наяву, а ночные сновидения путать с дневной реальностью. Однако из этого никак не следует, что сон — это галлюцинации.

Сон — это такая же реальность, как и та, которую мы видим невооруженным глазом. Суть лишь в том, как мы видим.

 

ИТОГИ ГЛАВЫ

1. С помощью такого прибора, как энцефалограф, фиксирующего электрические импульсы человеческого мозга во время сна, исследователь может узнать, как работает человеческий организм во время обычного сна и во время сновидения.

2. Во время сна наш организм проходит определенные фазы — фазу НБДГ (небыстрого движения глаз) и фазу БДГ (быстрого движения глаз). Во время фазы НБДГ мы наблюдаем сны, соответствующие нашим дневным мыслям. В стадии БДГ, которая наступает примерно через 90 минут после засыпания, видения могут принимать самый замысловатый и фантастический характер. По движениям наших глаз (вверх, вниз, круговые движения) ученые установили, что мы действительно «видим» сны.

3. Во время сна без сновидений в нашем организме происходят совершенно иные физиологические процессы, чем те, которые можно наблюдать днем. Дыхание становится реже и глубже, биение сердца замедляется, падает обмен веществ, температура тела становится ниже. В организме начинают вырабатываться антитела, которые борются с инфекциями.

4. В период, когда мы видим сновидения, физиологические процессы нашего организма заметно активизируются. Поднимается кровяное давление, температура тела, мы начинаем чаще и менее регулярно дышать, желудочный сок и адреналин выделяются быстрее, набухают гениталии. У людей, страдающих язвой желудка, астмой, сердечными и гипертоническими заболеваниями, в это время могут случиться приступы.

5. Сон необходим нам для восстановления энергии, которую мы неизбежно растрачиваем в течение дня.

6. Для некоторых людей сон служит своего рода спасением, защитой от тяжелых нервных потрясений. Когда срабатывает защитный механизм, человек впадает в своего рода анабиоз или попросту засыпает. Это может произойти вне зависимости от времени суток — в момент сильного страха, отчаяния, разочарования и т. д. Конечно, у каждого из нас имеется в наличии такой защитный механизм, но далеко не каждый знает о нем, а у кого-то он просто в неисправности. В таких случаях те шоковые ситуации, которые мы могли бы попросту «переспать», нам приходится переживать по полной программе, получая впоследствии невроз, мигрень и другие радости жизни.

7. Сон часто без видимых причин одолевает людей, потерявших вкус к жизни. Безразличие, апатия, депрессия часто вызывают симптомы сна, независимо от того, устал организм или нет. Это и понятно, ведь негативные привычки, отрицательные эмоции, к которым также относятся равнодушие и скука, забирают массу энергии, без которой мы не можем ни ходить, ни, тем более, нормально мыслить. Единственное, в чем можно таким людям позавидовать, так это в том, что им неведома бессонница.

8. Сон — это не только поставщик энергии. Иначе как объяснить, что, несмотря на любую усталость, мы можем, увлекшись чем-то особо для нас интересным, забыть о сне?

9. Тяжелый физический и интеллектуальный труд, душевный разлад, а также ожидание какого-то события (не важно положительного или отрицательного) могут привести нас к бессоннице.

10. Когда мы говорим, что не видим снов, это характеризует только одно — мы не имеем ни малейшего интереса к своей ночной психике. Сны видят все, но не все их помнят. Для того чтобы вспомнить сон, необходимо, проснувшись, полностью сосредоточиться на сновидении. Малейшее вмешательство со стороны чего бы то ни было полностью лишит сновидца памяти о том, с чем он виделся во сне. Как лучше настраиваться на сон, смотрите в главе «Сон — оружие Психеи».

11. Сновидение может быть опознавателем обострившейся во сне болезни или ее предвестником (см. ниже).

12. Внешние раздражители могут влиять на сюжет сна. К внешним раздражителям могут относиться звуки с улицы, шорохи, голоса, резкий или неожиданный звук, неестественное положение тела и т. д. Внешний раздражитель вызывает образ у сновидца, от этого образа следует цепь ассоциаций (иногда за несколько секунд), что, в сущности, и составляет сновидение.

13. Снохождение или лунатизм случаются чаще всего в детском возрасте, когда происходит становление психического аппарата, а также с людьми, подверженными нервным расстройствам. Иногда это может произойти с человеком, нуждающимся в самовыражении. Если ваше тело ведет себя ночью, как днем, вполне возможно, что оно старается спастись бегством от гнетущего его кошмара. Когда человек очень хочет вернуться в какое-то определенное место, которое по каким-то причинам в данный период жизни посетить не может, — это желание может проявиться во сне, когда тело «воспрянет» и примет сидячее или стоячее положение, будучи готовым понести сновидца туда, куда ему больше всего хочется.

14. Лунатика нельзя будить. Не зовите его и не разговаривайте, не пытайтесь что-либо объяснить — он полностью поглощен своими грезами и вряд ли вас услышит. Если же услышит и проснется, и обнаружит себя в не совсем понятном для него положении, это может нанести ему глубокую душевную рану. Лучше, спокойно взяв за руку, отвести его спать.

15. Сны могут быть вызваны чисто внешними раздражителями. Однако даже тот ассоциативный ряд, который они предлагают сновидцу, может многое рассказать ему о состоянии его души. Никакими снами пренебрегать нельзя. Сны — это наш внутренний барометр. Незначительных снов не бывает, если мы пытаемся понять себя.

16. Даже наш бред и наши галлюцинации — это образы того, как мы воспринимаем жизнь.

17. Сны могут быть вызваны не только внешними раздражителями.

Выполнять тяжелую работу — сон может быть предвестником заболевания. Также может явиться знаком обострения болезни во сне.

Полет — легкое дыхание во сне. Необходимо обратить внимание на обстановку, на одежду, в которой вы легли спать, на «качество» воздуха в комнате, на свой вечерний рацион и на некоторые другие детали, которые вполне могут оказаться внешними причинами вашего полета.

Падать с балкона — неловкое положение ног во сне. Часто происходит после упорной работы за компьютером или после долгих, часто бесплодных, передвижений.

Видеть себя во сне голым — частой причиной является то, что с вас ночью сползло одеяло или, к примеру, вы озябли.

Эротический сон — причиной может оказаться давление мочевого пузыря, а также эрекция или непроизвольное мочеиспускание.

Ясно, что знания об электроэнцефалографе, о фазах сна, о том, как влияют на нас во сне внешние раздражители и многое другое, конечно же, необходимы. Но вряд ли они насытят пытливый ум. И это только подтверждает мысль о том, что истинное знание глубинно и далеко не физиологично.

 

ЗАБЫТЫЕ МЫСЛИ

Не бывает снов, лишенных смысла. Просто не всегда мы можем этот смысл распознать. Каждый кажущийся второстепенным и бесполезным образ несет определенную информацию.

Мы можем пройти через парк, полностью поглощенные своими раздумьями, не замечая ничего вокруг. Наш глаз будет отмечать некоторые объекты и сценки, но до сознания это не дойдет. Мы увидим, но не осознаем того, что видим. Однако на бессознательном уровне мы зафиксируем все это, как на четком фотоснимке. Это процесс чисто механический, повторяю, не зависящий от нашего сознания. Во сне нам может явиться любой из зафиксированных образов, однако нам он покажется непонятным, поскольку мы не увидели  его в действительности.

Чтобы показать, как это происходит, я специально выбрала наиболее тривиальный пример.

 

СОН «ЗЕФИР»  

Оксане в ночь после ее дня рождения, на котором было много гостей и невероятное количество подарков, приснилось, что она сидит за праздничным столом в ожидании гостей и прямо перед ней стоит огромная ваза с белым зефиром. Проснувшись, она рассказала сон родителям, посетовав, что как раз зефира на праздничном столе и не хватало. К ее большому удивлению мама подала ей большой белый пакет, напомнив, что этот подарок принесла соседская девочка как раз в самый разгар веселья. Оксана открыла пакет и увидела, что он наполнен теми самыми увиденными во сне пирожными. Разгадка, по-видимому, в том, что девочка явилась к тому времени, когда праздник достиг апогея, когда Оксане уже было не до подарков, поэтому она, заглянув в пакет, тут же о нем забыла.

Сон Оксаны подтверждает мысль, что наше второе «я» ничего не забывает. Оно может доставать из своего сундука все, что ему заблагорассудится. Это могут быть забытые мысли прошедшего дня или тридцатилетней давности. Нам может присниться дом, который мы видели сегодня днем, но либо не запомнили, либо не придали ему значения и потому вскоре забыли. Может присниться ива, под которой мы сидели в детстве и рассказывали друг другу анекдоты, а потом время все стерло из памяти. Образ забытого события может прийти во сне и оставить нас после пробуждения в полной уверенности, что этот сон никакого отношения к действительности не имеет.

Казалось бы, все понятно, кроме одного — зачем нам снятся эти образы? Если мы не придали им значения наяву, то какое они вообще могут иметь значение?

 

ОБЫДЕННЫЕ ВЕЩИ В СНОВИДЕНИИ

Вполне возможно, что во сне мы пытаемся осмыслить, осознать то, что упустили из виду днем. Может быть, этот процесс необходим для того, чтобы человек стал более сознательным, более целостным существом. Второстепенные вещи или вещи из нашей повседневности, к которым мы привыкли, как к собственным рукам, во сне могут обретать значение. И это, пожалуй, самое главное для толкователя. Обыденные вещи во сне не бывают повседневными и неважными. Вещи во сне всегда символизируют что-то особенно важное для нашего внутреннего развития на данный момент жизни.

Наша система ценностей порой не имеет никакого отношения к истине. Чему-то мы придаем значение, что-то игнорируем — это процесс нормальный, если бы мы порой не путались. Сегодня мы ненавидим кого-то, а завтра, глядишь, и симпатизируем ему, поскольку обстоятельства изменились или что-то произошло. К сожалению, это свойственно практически каждому из нас. Думаю, что не следует придавать огромного значения собственным предпочтениям, лучше приглядеться и прислушаться к себе и постараться услышать ту правду, которая не имеет никакого отношения к нашим симпатиям и антипатиям.

Закон сна велит нам поверить, что не бывает неправды в его мире, неправда только в нас. Каждый второстепенный персонаж сновидения — второстепенный только в нашем восприятии. Порой такое восприятие мешает не только правильно толковать сон, но и вообще жить.

 

НЕПОНЯТНЫЙ ОБРАЗ

То же самое происходит с нашими эмоциями и мыслями, которые мы когда-то «отодвинули», желая забыть по тем или иным причинам. Сон демонстрирует их нам в картинках. Отодвинутые мысли, впечатления предстают перед нами, порой пугая, отталкивая или оставляя в полном недоумении. Чаще всего мы и сны эти впоследствии отодвигаем куда-то на задворки памяти. Если же сон повторяется, тогда он заставляет поразмыслить над чем-то для нас важным…

 

СОН «АКТЕР»  

Веронике, после того как она родила первенца, стал сниться актер Альберт Филозов. Нельзя сказать, что Вероника особенно выделяла этого актера, хотя он ей нравился. В последнее время она вовсе не смотрела телевизор, поэтому явление этого актера в ее снах нельзя было связать с реальными событиями. Когда же сон с Филозовым повторился несколько раз, это заставило Веронику задуматься: символом чего являлся для нее этот образ?

У Вероники не было отца, его заменял отчим, который был достаточно резким и жестким человеком. Она его не любила и боялась. В мечтах девочки представал отец как воплощение доброты и мягкости. Именно этого ей всегда не хватало. Когда Вероника родила и стала переживать послеродовой стресс, ей стало казаться, что муж недостаточно внимателен к их первенцу, недостаточно мягок и нежен. В душе опять возник образ идеального отца, который воплотился во сне в образе актера, явившегося для нее олицетворением идеальных отцовских качеств.

Может быть, еще в детстве Вероника сопоставляла образ отца с образом актера, а потом просто забыла об этом. Может быть, нет. Но разве это важно? Я не думаю, что необходимо, докапываясь до ответа, киркой и лопатой проковырять весь свой личный бытовой опыт, устроить допрос родственникам и друзьям детства, в надежде объяснить «истинное» происхождение приснившегося образа. Сейчас появляется много статей о психоанализе, в задачу которого входит ввести пациента в состояние гипноза, дабы он вспомнил забытое, хранящееся глубоко в душе, осветил все углы памяти. Якобы это помогает многим избавиться от фобий, комплексов и других бед, корни которых обнаруживаются еще в раннем детстве. Такой метод познания себя весьма сомнителен, и вот почему. Если человеческая душа недостаточно воспитана и закалена, знание собственных глубин (порой весьма темных) может привести к непоправимым результатам. Если Господь лишает нас памяти о чем-то, значит нам это только во благо. Не зря же мы ничего не помним о прошлых жизнях. Скорее всего, это знание подавляло бы нас и вводило в огромные искушения — желание изменить судьбу, убрать с пути все преграды, а потом и тех, кто эти преграды создает. Не надо забывать, что человек, не просвещенный Вышним Светом, слаб.

Знание своего предназначения дается нам, как благо, и дается его столько, сколько мы в силах вынести. «Каждому по силам его». Знать больше — противоречить закону, утвержденному Творцом. Мне кажется, что это не только глупо, но и противоестественно.

Я предлагаю не заниматься самокопанием, а попытаться научиться слышать себя.  Каждый непонятный нам образ приходит во сне не сам по себе, а со свитой — другими образами, освещением, различными деталями, определенной расстановкой акцентов. Все это в совокупности может помочь понять смысл его появления в данный момент жизни.

 

ИТОГИ ГЛАВЫ

1. Существует некий временной закон, по которому одни события-дня немедленно воспроизводятся во сне, а другие — через какой-то (порой достаточно долгий) промежуток времени.

2. Крупные события тогда проявляются в наших сновидениях, когда вызванные ими волнения уже несколько успокоились.

3. Большей частью нам снятся обыденные вещи.

4. Не бывает образов, лишенных смысла, потому что каждый из них что-то собой символизирует и несет определенную информацию.

5. Все, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем, пробуем на вкус, но не осознаем, фиксирует наше второе «я». Сон «ЗЕФИР»  подтверждает, что наше второе «я» ничего не забывает.

6. То, чему мы не придаем значения наяву, по каким-то определенным причинам приходит к нам во сне. Может быть, это необходимо для роста нашего самосознания.

7. Наша система ценностей непостоянна и порой неверна. Мы придаем большое значение вещам второстепенным, и наоборот. Такое восприятие только мешает нам правильно истолковать сон. Следует довериться миру сна, поверить в то, что сон не лжет.

8. Любой самый запутанный образ можно разгадать, поняв, что он собой символизирует.

9. Если ваши сны тревожат вас своей непонятностью, не спешите обращаться к психоаналитикам и гипнотизерам, которые «помогут» вам отыскать причины, кроющиеся в раннем детстве. Запомните: то, что Бог нам не открывает, не сможет открыть никакой психоанализ. Это будет просто самообман. Попытайтесь, проснувшись, прочувствовать  свое сновидение. Если вам это удастся, ответ обязательно будет.

10. Во сне могут реализовываться наши скрытые желания. Сны эти, как правило, непонятны и запутанны. Толкование «СНА О МЕДСЕСТРАХ»  объясняет, как сон может вуалировать те желания, которые мы сами от себя прячем.

11. Если ваши чувства чисты, то даже самое загадочное и фантастическое сновидение отбросит флер и откроет вам свое истинное лицо.

12. Чувства влияют на содержание сна. Иногда чувства во сне бывают тождественны реальным, иногда они преувеличены, иногда же бывают полностью противоположными тем, которые мы испытываем наяву.

13. По теории известного психолога 3. Фрейда, особое внимание следует обращать на бессмысленные сны, потому что именно они таят в себе загадку. Фрейд рассматривал то, что сон в себе скрывает.

14. Другой великий психолог Г. Юнг, напротив, рассматривал то, что сновидение может нам открыть. Он считал, что сновидение ничего не скрывает от нас, просто мы не умеем «читать текст сообщаемого».

15. Руководствуясь теорией и практикой, опытом толкования снов великими мыслителями, можно, что-то почерпнув из сокровищницы их знаний, избрать наиболее приемлемый для себя способ толкования снов. Или изобрести свой собственный.

Читатель, интересующийся темой сновидений, знает, сколько разнообразных мнений существует по этому вопросу. Я не могу привести все мнения ученых, да это и не является моей целью. Хочу только подчеркнуть, что полностью согласна с теми, кто считает, что работа нашей сонной психики происходит в других реальностях, которые тоже — наша жизнь, но жизнь, сильно отличающаяся от нашей повседневности. Невозможно все подвести под психологические законы. Сон — это уникальный, ни на что не похожий образ человеческой жизни.

Так в чем же заключается его уникальность?

 

СОН — УЧЕНИЕ

Еще со времен халдеев снотолкователи пользовались особым почтением. Сны играют огромную роль в героической поэме вавилонян, в эпосе Нимрода или Гильгамеша. Гильгамеш и его друг Энкиду предугадывают благодаря сновидениям все выдающиеся события своей жизни и умеют объяснять сны друг другу. Древние школы философии и религии, известные также как школы посвящения, учат, что душа во время сна уходит из тела, чтобы получить духовную пищу. Считается, что в это время она особенно восприимчива к небесным влияниям. Внешний процесс обучения души — это и составляет сновидение. Внутренний слой мы можем постичь, если станем более восприимчивы к тайнам сновидения.

Посвященные учились вызывать сны, в которых они сознательно принимали участие. В сновидениях они проходили своего рода практику — проецировали свои эфирные тела (двойники физических тел) в другие измерения, влияли на другие души, изменяли ход событий, а также постигали таинственные письмена, в которых содержится все знание от начала и до конца мира.

В те времена состояние сна было временем творчества и духовного роста. Наверное, халдеи и греки были бы потрясены, если бы узнали, насколько малое значение мы придаем своим сновидениям. Ведь им было абсолютно чуждо относиться ко сну, как к уходу от действительности. Они твердо верили и знали, что пока тело отдыхает — душа учится, подражает Творцу и творит сама…

Сновидение, каким бы оно ни было, всегда плод творчества — непостижимого и постижимого для нас. То, что происходит во сне, — происходит в нас, это наше пространство, которое может меняться в зависимости от нас самих.

 

СОН КАК РАДОСТЬ ДУШИ

Сюжеты снов словно создаются из ничего, из воздуха, совсем как в известном романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»: «И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида».

Изменяется свет, вибрация, иногда — звук. Звуки наслаиваются друг на друга, и создается некое звуковое пространство, из которого слова доносятся странно, приглушенно, словно сквозь толщу воды.

Мы не столько помним во сне, сколько ощущаем. Чувство во сне важнее самого события.

Эпизоды сна кажутся рваными, бессвязными, предметы то и дело теряют устойчивость. Временами словно наводится резкость, и какая-то сценка попадает в фокус, а затем снова растворяется в сумраке…

Сон, как гениальный режиссер, расставляет все по-своему и создает маленький шедевр. Неверно считать, что сновидения только для того нам и даются, чтобы мы разрешали проблемы, поставленные в них. Ведь у них есть еще и другое предназначение — они проявляют в нас внутреннюю радость и творческую способность. Иногда наши сны напоминают сны маленьких детей — они становятся развлечениями и забавами души. Я помню, как мне приснился город маленьких человечков, которые плыли в воздухе в корзинах из лебяжьего пуха. А я шла по очень горбатой улочке мимо малюсеньких, величиной с собачью будку, домиков и, полная восторга, изредка раскачивала какую-нибудь из парящих надо мной корзин. Правда, маленьким человечкам это не нравилось, они вообще недоумевали — что я здесь делаю? Но вели себя чинно, просто немного сторонились меня, уводя свои летательные аппараты в сторону. Сон был полон сочных красок и теплого воздуха — это все напоминало сказку, но не вычитанную из книжек, а самую что ни на есть реальную. Если сказка действительно существует, как некий мир, то именно в него я и попала во сне.

Освободившись от оков, душа на радостях иногда шалит как ребенок, полностью окунается в игру и наслаждается ею. Видимо, блаженство ее настолько велико, что даже самый мрачный человек, проснувшись, не сможет его не ощутить.

«Я родился под знаком Скорпиона, в час Сатурна, и, полагаю, во мне есть нечто от этой свинцово-тяжелой планеты. Я отнюдь не шутник, никоим образом не склонен к веселью и резвости в обществе; однако во сне я могу создать целую комедию — я слежу за действием, воспринимаю остроты и, проснувшись, сам смеюсь над собственной самонадеянностью. Будь память так же верна мне, как плодовит в это время мой разум, я бы учился только во сне…» (Джозеф Аддисон, «Зритель»).

Если вы проснулись переполненные чувством счастья, отдайтесь целиком ему и не пытайтесь разъять сновидение путем анализа — вы потеряете чувство радости и не постигнете тайны сна. Постарайтесь как можно дольше пробыть на одной волне со сновидением, тогда вы неожиданно почувствуете ответ.

 

СМЕШЕНИЕ ВРЕМЕН

Во сне мы не задаемся вопросом: откуда и куда катится время? Мы можем перелетать с места на место, не чувствуя страха, можем долго бежать и не испытывать никакой усталости. В мире сновидений восприятие пространства и времени становится абсолютно другим. Мы перестаем концентрироваться на каких-то определенных моментах и объектах и поэтому попадаем в другое измерение — в мир, не имеющий границ и противоречащий всем законам «житейской логики».

Проснувшись во время сновидения, мы можем припомнить все детали сна — как мы, к примеру, карабкались по бесчисленным ступеням высоченной башни, но при более тщательном воспоминании мы припомним не более десяти ступенек. Это как раз и подтверждает то, что во сне мы воспринимаем все не так, как после пробуждения. В реальности, вспоминая сон, нам кажется, что подъем на башню был бесконечным, и поэтому мы как бы «телескопируем» действие и время на вершину пролета в сотню ступеней.

Именно в сновидении происходит смешение времен — прошлое, настоящее и будущее переплетается в некий замысловатый волшебный венок или напоминает яркую чудесную мозаику, состоящую из лиц и событий давно минувших, нынешних и еще не наступивших. Наше дневное чувство, полностью зависимое от стрелок на часах, заметно притупляется или вовсе исчезает. Во сне все три измерения времени могут сойтись в «сейчас» и мы не почувствуем от этого никаких неудобств. Например, Евгению снится сон: он в своем настоящем пятидесятилетнем возрасте совершает прогулку с покойным отцом, на руках которого спит младенец — его внук, которому в данный момент жизни тридцать три года. Во сне мы можем увидеть себя дряхлыми стариками, окруженными сегодняшними приятелями, или детьми, беседующими с теми, кого мы еще не встретили на жизненном пути.

Эти сновидения могут быть сложными и замысловатыми, но именно в них мы переживаем тот опыт, который определяет наше космическое, вселенское сознание. Благодаря таким снам мы можем понять, что в человеке по сути нет разделения — он вбирает в себя весь масштаб своего жизненного опыта, начиная от момента рождения до смерти. Если мы будем сосредоточены на своем внутреннем мире, мы сможем раскрыть себя как некое величественное пространство, в котором весело бушуют, вплетаясь друг в друга, вихри настоящего, прошедшего и будущего, образуя бесконечность времени. Ведь в некотором смысле человек аналогичен Вселенной — в нем действуют те же законы.

 

ХРОНОС И КАЙРОС

Пребывая в состоянии сна, мы можем одновременно ощущать два времени — хронос и кайрос. Эти понятия пришли к нам от древних греков. Им были известны два временных измерения. Хронос для них было ощущением времени, линейной хронологической последовательности событий. Слово же «кайрос» служило им для обозначения «вневременного времени». Апостол Павел это измерение времени характеризует так: «…постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота…» (Новый Завет, Послание к Ефесянам 3:18). Иногда нам может посчастливиться пережить в сновидении эти два временных измерения одновременно, когда в памяти в один краткий миг словно проходят все события, которые мы видим во сне. В одно мгновение сна нескончаемым потоком наводняют сознание миллионы мыслей и воспоминаний, и при этом каждый образ занимает в общей последовательности присущее только ему место. Тот, кто пережил подобное состояние, понял, что оно не сравнимо ни с чем по ощущениям блаженства.

 

ОСОЗНАВАЕМЫЙ СОН

Существует такое понятие, как осознаваемый сон.

«Осознаваемое сновидение есть сновидение, в котором спящий во время сна осознает, что видит сон… Состояние осознаваемого сновидения… часто характеризуется чрезвычайно чистыми энергиями, которые струятся сквозь тело и ум спящего, оставляя приятное ощущение покалывания, часто сопровождающееся великолепными яркими цветами, острым ощущением блаженства или восхитительной небесной музыкой, которая как будто доносится из иных сфер. Короче говоря, осознаваемые сновидения могут переносить человека в мир совершенно новых для него возможностей» (Кеннет Келзер, «Солнце и тень»).

Тот, кто пережил хотя бы один такой сон, навсегда запомнит его как глубоко личное и абсолютно реальное переживание. Я пережила достаточное количество таких сновидений, но первое, пожалуй, потрясло меня наиболее сильно.

 

СОН «ВКУС ЯБЛОКА»  

Я  оказалась на крыше высотного здания, посмотрела вниз и увидела застроенную маленькими домишками местность. Неожиданно я поняла, что это сон. В тот же миг меня обдало потоком энергии, я ощутила сильный шум в ушах вперемежку со звоном и словно прошла сквозь невидимую, но ощутимую стену. Картинка сменилась, и я оказалась на зеленом лугу. Состояние мое было фантастическим — зная, что это сон, я наслаждалась каждой его деталью, проверяла на прочность каждый предмет. Сняв обувь, я стала бродить по траве, с восторгом чувствуя ее прохладу и легкое покалывание тонких веточек. Я попробовала травинку на вкус — она оказалась настоящей, «всамделишней», именно от этого счастью моему не было конца.

Вдруг я обнаружила, что могу летать, — и полетела. Совершив несколько кругов над лугом, я полетела дальше, пока не увидела то, что на всю жизнь оставило в моей душе самый яркий след. Я увидела дерево, которое светилось само по себе, и светились его плоды, каждый плод по отдельности, и в то же время всю картинку этого невероятного свечения я видела целостно. Это была яблоня. Подлетев к ней, я сорвала с нижней ветки светящийся плод, села на траву и стала его есть. Самое потрясающее в этом сне — вку


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.