Былина «На заставе богатырской» (9 класс). — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Былина «На заставе богатырской» (9 класс).

2021-12-07 47
Былина «На заставе богатырской» (9 класс). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Постарайтесь объяснить смысл выражений, подберите для этого слова из другого столбика. В случае затруднения обратитесь за помощью к одноклассникам, родителям, учителю.

бить челом                                                        смотреть, приложив ко лбу руку

удаль молодецкая                                             ходить хвастаться

переломили копья по маковки                       сломать оружие до самого верха

бродит по Руси нахвальщиком                       отвага, храбрость

посмотрел из кулака                                        отдать поклон

на покой пора                                                   пора отдыхать

Особого внимания заслуживают задания, направленные на развитие смысловой догадки, так как эта работа не только важна для формирования навыка осознанного чтения, но и развивает устную речь школьников. Практика показывает, что у детей с интеллектуальными нарушениями смысловая догадка не возникает сама собой, а если и появляется, то, как правило, оказывается несовершенной, нередко приводящей к искажению смысла прочитанного. Специальная работа по развитию смысловой догадки важна ещё и потому, что у умственно отсталых детей любая интеллектуальная операция несовершенна, тем более такая, как антиципация. Работа в этом направлении будет способствовать коррекции недостатков мыслительной деятельности школьников, развитию сознательного и беглого чтения.

В методический аппарат линии учебников для старших классов включены задания, направленные на развитие смысловой догадки старшеклассников. Это упражнения по восстановлению целостности текста. Это такие задания, как заканчивание текста по смыслу, вставка пропущенного слова, словосочетания, предложения, составление второй части текста исходя из содержания его первой части, восстановление деформированного предложения, текста; договаривание фразы, предложения и т. д. Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки способствует более глубокому осознанию читаемого произведения. Учитель может дополнять и усложнять эту работу на своё усмотрение в зависимости от состава класса. Так, например, перед началом чтения можно прогнозировать жанр, тему, сюжет, эмоциональный характер произведения, опираясь на заглавие или иллюстрацию.

§ В. Астафьев «Осенние грусти», Г. Скребицкий «Добро пожаловать!», 5 класс.

- Прочитайте название произведения. Как вы думаете, произведение с таким названием будет весёлым или грустным? Почему вы так решили?

§ «Как наказали медведя», тофаларская сказка, 5 класс.

- Прочитайте название произведения. Можно ли после названия этого произведения поставить вопросительный знак? Почему вы думаете, что можно? Прочитайте, как будет звучать название в этом случае. Давайте, сравним два варианта. Как вы думаете, кто бы мог наказать медведя? За что можно наказать медведя? Как можно наказать медведя? Давайте порассуждаем. А теперь прочитаем сказку и узнаем, почему не поставлен вопросительный знак в названии сказки, что же там произошло на самом деле и кто из вас был ближе всего к правильному ответу.

§ «Золотые руки», башкирская сказка, 5 класс.

- Прочитайте название произведения. Как вы понимаете выражение «золотые руки»? Как вы думаете, о чём будет сказка с таким названием?

§ А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь», 7 класс.

- Прочитайте название произведения. Можно ли по названию произведения точно определить его жанр? Можно ли из названия узнать, кто будет главными героями этого произведения? Можно ли сказать, какими будут эти герои, положительными или отрицательными? Почему? Все ли слова из названия сказки вам понятны? Какие слова вам не знакомы? Спросите о значении этих слов у одноклассников или посмотрите в словаре.

§ И. З. Суриков «Нашла коса на камень», 8 класс.

- Сегодня на уроке мы будем читать очень интересное произведение, название которого вы можете узнать сами, составив его из данных слов. (На доску вывешиваются карточки со словами: на, коса, нашла, камень. Выслушиваются варианты ответов детей, правильный вариант составляется на доске.) Это не просто предложение, это пословица. Как вы думаете, когда так говорят? Да, так говорят, когда один человек не хочет уступать другому, и именно такую историю рассказывает нам автор произведения.

§ А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка», 9 класс.

- Прочитайте название повести, которую мы начнём читать сегодня на уроке. Как вы считаете, о ком будет эта повесть? Вы можете обсудить этот вопрос с товарищами. Как вы думаете, кто такая барышня? А кто такая крестьянка? Посмотрите внимательно, как автор написал название своей повести: «Барышня-крестьянка», а не «Барышня и крестьянка». Почему Пушкин именно так назвал свою повесть и кто из вас был наиболее близок к правильному ответу, мы узнаем, когда прочитаем повесть.

§ А. П. Чехов «Злоумышленник», 9 класс.

- Прочитайте название произведения. Как вы думаете, о каком человеке так говорят? Из каких двух слов состоит это слово? Если вы не знаете, то спросите у одноклассников. Как вы думаете, о ком будет рассказ с таким названием? Правы вы или нет, мы узнаем, прочитав рассказ, и постараемся объяснить, почему автор выбрал именно такое название.

Прогнозирование может осуществляться и в процессе чтения. Так, на этапе первичного анализа произведения учитель включает вопросы, требующие не только воспроизведения описанных событий, но и некоторого прогнозирования их дальнейшего развития. При этом вопросы задаются таким образом, чтобы ученики в поисках ответа обращались к учителю и своим товарищам, вырабатывали совместное решение.

§ ‒ Ответьте на вопрос автора.

- Докажите свою точку зрения.

- Спросите, что думает по этому поводу ваш сосед по парте.

- Найдите в тексте, как отвечает автор на этот вопрос.

§ Старшеклассникам предлагаются карточки с фрагментами (вопросами, цитатами) из изучаемого текста произведения. Работа может быть организована в парах или командах.

- На какие вопросы персонаж произведения мог дать такой ответ?

- Кто задавал этот вопрос?

- Кто дал такой ответ?

- Докажите своё мнение, приведя примеры из текста.

§ Предположение дальнейшего развития событий.

- Как вы думаете, чем закончится эта история?

- Какое будущее, по вашему мнению, ждёт нашего героя? Давайте немного порассуждаем.

По окончании чтения произведения учитель задаёт следующие вопросы:

- Какое решение принял наш герой на самом деле?

- Как вы думаете, почему именно такое решение он принял?

- Давайте подумаем, какое из этих мнений верное и почему.

- Как бы вы поступили, если бы были на месте нашего героя? Почему?

Обсуждение возможных вариантов продолжения историй, описанных в текстах произведений, может происходить и после его прочтения и анализа.

- Представьте себе и расскажите, что могло бы произойти, если бы…

- Чем могла бы закончиться эта история, если бы…

- Что могло произойти с героем этого произведения, если бы он…

- Как бы поступил герой произведения, если бы узнал, что…

 

Выразительное чтение

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала, содействует пониманию и осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определённого минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи: дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

В старших классах учащиеся должны читать с соблюдением темпа, соответствующего содержанию и смыслу текста, интонации (паузы, логическое ударение, тон голоса), соблюдать при чтении нормы русской орфоэпии, соблюдать логические паузы, не совпадающие со знаками препинания, уметь читать по ролям.

Выразительное чтение формируется в два этапа. На первом этапе идёт работа по развитию выразительности речи учащихся, исправляются недостатки её технической стороны. На втором этапе начинается работа над выразительностью самого навыка чтения. В старших классах педагог продолжает работу над выразительностью речи школьников, над развитием техники речи (дикция, речевое дыхание). Эта работа комбинируется с работой по формированию навыка выразительного чтения. Вот лишь некоторые виды и приёмы работы, направленные на развитие навыка выразительного чтения:

§ подражание речи учителя;

§ отчётливое произнесение слогов, слов, чистоговорок, скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики;

§ прослушивание аудиозаписей чтения текстов в исполнении профессиональных артистов;

§ элементы драматизации текста, инсценировка фрагментов текста и полная драматизация текста;

§ упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств (соблюдение синтаксических и логических пауз, понижение и повышение тона голоса, орфоэпически правильное чтение);

§ отработка ряда интонационных компонентов при ответах на вопросы;

§ использование при чтении приёма нотирования;

§ чтение по ролям.

Эта работа продолжается и постепенно усложняется во всех классах по мере совершенствования учащихся в технике чтения.

Формируя навык выразительного чтения, учителю следует включать ряд заданий и в проводимую им речевую разминку при подготовке к чтению, и в другие этапы урока. Материал для речевой разминки необходимо подбирать в соответствии с возрастом и индивидуальными способностями школьников. Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в форме соревнования. Во время речевой разминки используется материал из художественного произведения, читаемого непосредственно на данном уроке. Вот лишь некоторые варианты заданий, направленные на развитие навыка выразительного чтения, которые учитель может использовать на разных этапах работы с художественным произведением.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.