В. А. Жуковский «Три пояса» (9 класс). — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

В. А. Жуковский «Три пояса» (9 класс).

2021-12-07 63
В. А. Жуковский «Три пояса» (9 класс). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово – воробей.

Одежда – ум.

Конец – венец.

Красивой – счастливой.

Аукнется – откликнется.

‒ Можно ли какой-то из этих пословиц заменить название сказки? Докажите.

Задание можно выполнять в парах, разделившись на команды или индивидуально.

4. Инсценировка пословицы (поговорки). Пословицу можно инсценировать, «показывать». Подготовка этого задания возможна во внеурочное время.

Так, например, при изучении русской сказки «Волшебное кольцо» в 8 классе школьников можно разделить на две команды. Участники команд поочерёдно смотрят и угадывают, какую пословицу изображают соперники.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Двое учеников стоят, крепко держась за руки, третий пытается «разбить» их руки, «разрубить» игрушечным топором или топором, сделанным из бумаги. Держащиеся за руки школьники показывают, что топор им не страшен.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Ученик стоит в окружении друзей, дети активно общаются, улыбаются. Рядом стоит другой ученик, с грустным лицом, в руках он держит символический рисунок увядшего дерева без корней. После того, как соперник отгадал пословицу, необходимо объяснить её смысл и соотнести с читаемым произведением (отрывком из произведения, героем), доказав правильность своего ответа.

При проведении этого задания возможен выбор жюри для выставления оценок командам.

5. Работа с деформированными пословицами (поговорками).

Выполнение задания возможно индивидуально, в парах, в командах. В зависимости от выбранного учителем вида выполнения задания ученик, пара учеников или капитан команды получает конверт, в котором находится пословица в деформированном виде. Задача школьников правильно собрать пословицу, прочитать её, объяснить смысл, соотнести с читаемым произведением, доказать правильность своего ответа.

Например:

СВЕТ                  НЕУЧЕНЬЕ            ТЬМА                      УЧЕНЬЕ

ГУЛЯЙ               ДЕЛО                      СДЕЛАЛ                            СМЕЛО

БОЯТЬСЯ          РУКИ                      ГЛАЗА                    ДЕЛАЮТ

ЛУЧШЕ              ХУДОЙ           МИР        ССОРЫ     ДОБРОЙ

Возможны дополнительные вопросы учителя:

- Как вы думаете, кто придумал пословицы (поговорки)?

- У всех ли народов есть пословицы и поговорки, одинаковы ли они?

- Почему у разных народов есть пословицы одинаковые по смыслу и разные по словам? Например:

Терпение и труд всё перетрут (русская пословица).

Усердная мышь и доску прогрызёт (русская пословица).

Малый топор может срубить большое дерево (албанская пословица).

И высокая гора рухнет, если её подкапывать каждый день (французская пословица).

- Выражают ли эти пословицы главную мысль прочитанной нами сказки?

Интересной может быть работа с фразеологизмами и устойчивыми сказочными выражениями. Учащиеся дополняют и объясняют смысл словосочетаний. Работа может проводиться несколькими способами: выбрать подходящее по смыслу слово из слов для справок и прикрепить его на магнитную доску к нужному словосочетанию, самостоятельно дополнить словосочетание из читаемого произведения (отрывка). Работа может проходить в виде соревнования по командам «Кто быстрее и правильнее».

Голоден как …                         Хитрая как …

Трусливый как …                    Неуклюжий как …

Слова для справок: заяц, медведь, лиса, волк.

Поди туда – не знаю куда, …

Скоро сказка сказывается, …

Это всё присказка, …

В тридевятом царстве, в …

Слова для справок: в тридевятом государстве; да не скоро дело делается; а сказка будет впереди; принеси то, не знаю что.

-  Подбери к каждому слову из первого столбика пару из второго столбика, связанную с ним по смыслу.

-  Докажи правильность своего выбора словами из текста.

царевна                   Баба Яга

Кащей                     бродит

дуб                           злато

ступа                       бурый

кот                           темница

колдун                     златая цепь

волк                         через леса, через моря

витязи                     пленяет

леший                      ходит по цепи

русалка                    ясные воды

королевич               сидит

(А. С. Пушкин «У Лукоморья», 7 класс)

Тексты сказок являются прекрасным материалом для инсценировки и драматизации. Задания, связанные с инсценировкой и драматизацией, предлагаются в системе во всех учебниках чтения старшей школы. Педагог может расширить и разнообразить варианты заданий учебника. Если сказка в стихах, то слова заучиваются наизусть, если в прозе – реплики воспроизводятся максимально близко к тексту. Драматизация может готовиться дома или в классе. Подготовленные для драматизации отрывки можно чередовать на уроке с чтением текста произведения. Можно подготовить несколько отрывков из одного произведения и построить урок в виде соревнования по командам. Учащиеся оценивают выступления друг друга, высказывают своё мнение, что больше всего понравилось (поза, интонация, выражение лица и т. п.). Например:

§ А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» (5 класс).

– Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? Произносится с уверенностью в своей неотразимости  
– Ты, конечно, спору нет; Ты царица, всех милее, Всех румяней и белее. Уверенность царицы подтверждается спокойно и размеренно  
И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. Слова автора звучат радостно, бодро. Царица радуется такому ответу зеркальца

 

§ Русская сказка «Журавль и Цапля» (7 класс).

- Дома ли цапля? (Интонация вопроса, спокойно.)

- Дома. (Дерзко.)

- Выдь за меня замуж. (Интонация просьбы, ласково.)

- Нет, Журавль, не пойду за тебя замуж, у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый. (Высокомерно и насмешливо.)

Важное место в работе над сказкой занимает характеристика персонажей сказочных героев, их поступков, выяснение отношения старшеклассников к героям. Работа с характеристикой персонажей может проходить с опорой на иллюстрации учебника, на дополнительный иллюстративный материал, подобранный учителем, на рисунки, сделанные детьми, на карточки-характеристики и т. п. Важно, чтобы работа была разнообразной и интересной для умственно отсталых школьников. Вот лишь некоторые варианты работы над характеристикой героев сказок:

§ Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи» (6 класс).

На иллюстрациях изображены герои произведения Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи». Работа может быть построена следующим образом:

- Назовите персонажей по порядку, так, как они появлялись в произведении (Незнайка, Цветик, Знайка, Торопыжка, Авоська, Пилюлькин).

- Прикрепите иллюстрации на магнитной доске в нужном порядке. Может быть, кого-то из героев не хватает?

- Как вы узнали, кто есть кто?

- Как относится художник к изображённым им персонажам? Как вы это определили?

- Как передал художник черты характера персонажа?

- Расскажите об этих персонажах, об их поступках, характере, внешности.

- Выразите свое личное отношение к каждому персонажу.

- Какие черты характера героя отразились в портрете?

- Как вы думаете, что чувствует изображённый здесь герой произведения?

- Как вы догадались?

Возможно сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению:

- Как изобразил художник … героя?

- Как вы считаете, почему именно так?

- Как изобразил этого же героя другой художник?

- Чем отличаются эти иллюстрации?

- Кто из художников более интересно и ярко представил героя? И т. п.

§ Русская сказка «Василиса Прекрасная» (7 класс).

При работе над русской сказкой «Василиса Прекрасная» возможен такой вариант характеристики персонажа:

- Кукла, которая была у Василисы, совершенно не похожа на обычных кукол. Что она делала если:

·  её начинали кормить;

·  с ней начинали разговаривать;

·  её просили помочь?

- Какую роль в сказке играет кукла?

- Давайте немного пофантазируем и побудем в роли сказочников. Представьте и расскажите, как могли разворачиваться события сказки, если бы в ней не было этого персонажа.

§ С. Маршак «Двенадцать месяцев» (6 класс).

Изучая сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев», учащиеся получают карточки, на которых написаны высказывания героев произведения. Например:

«А что, мама, в эту корзину много золота войдёт?»

«Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу».

«Что ты, доченька! Да я тебя и за порог не выпущу».

- Догадайтесь, кому принадлежат эти высказывания.

- Объясните, почему вы так решили.

- Расскажите об этих героях.

- Выскажите своё отношение к ним и к их поступкам.

§ А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (8 класс).

При изучении сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» педагог может раздать старшеклассникам карточки. На одних написаны слова, описывающие внешние данные героя (героев), на других – личностные качества. Ученики по очереди читают свои карточки, выходят и прикрепляют их на магнитную доску. Задача каждого следующего участника – определить место своей карточки. После того как все карточки распределены по назначению, учащиеся должны рассказать, о каком персонаже идёт речь, почему именно о нём, как они догадались, по каким признакам. Затем проводится анализ внешности, характера, поступков героя (героев).

В представленном варианте задания идёт сравнительный анализ и характеристика личных качеств двух персонажей: Попа и Балды.

жадный

сообразительный

глупый

трудолюбивый

коварный

ленивый

трусливый

умный

§ Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» (6 класс).

При изучении сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» работа проводится с использованием карточек аналогично предыдущему заданию. В представленном варианте задания проводится характеристика и анализ внешности и личных качеств одного персонажа – Снежной королевы.

злая

прелестная

холодная

ослепительная

высокая

жестокая

властная

стройная

белая

могущественная

красивая

- В. А. Жуковский «Три пояса» (9 класс).

Чем старше становятся ученики, тем сложнее варианты работы над характеристикой персонажей. Старшеклассники не только подбирают нужные личностные качества или описание внешности персонажа, но и сравнивают, объясняют, дополняют характеристику своими словами. Например, работая над характеристикой персонажей сказки «Три пояса» В. А. Жуковского, учитель предлагает нарисовать героинь сказки такими, какими представляют их себе учащиеся. На уроке иллюстрации вывешиваются на доску и учитель просит детей узнать нарисованных ими героинь. Как правило, учащиеся изображают Людмилу самой симпатичной, несмотря на описание, данное ей В. А. Жуковским в тексте сказки. Учитель просит школьников объяснить, почему у них получились такие рисунки.

- Соответствует ли внешность Людмилы на рисунках описанию, данному в сказке?

- Найдите и прочитайте, что пишет о её внешности автор.

- Почему вы нарисовали Людмилу именно такой?

- Встречались ли вам люди, не очень симпатичные внешне, но с добрым и открытым сердцем? Расскажите о них.

- Прочитайте слова: добрая, добродушная, доброжелательная, добросердечная, добропорядочная. К кому из героев подходят эти слова? Какое слово объединяет все эти слова? Объясните значение каждого слова.

- Какие ещё качества были у Людмилы?

- Прочитайте слова: вздорные, недоброжелательные, насмешливые, ехидные, жестокие, завистливые, красивые. К кому из персонажей относятся эти качества? Объясните значение каждого слова. Какое слово вам кажется здесь лишним? Почему?

- Расскажите, как, при каких обстоятельствах эти черты характера проявлялись в героинях.

Как уже говорилось ранее, педагог учит школьников рассказывать сказку близко к тексту, используя сказочные слова, выражения, образные речевые обороты. Не всем школьникам удаётся передать содержание сказки самостоятельно, без использования опор в виде планов. Варианты рассказывания сказки с использованием различных видов пересказа и различных видов опор:

§ Пересказ по опорным словам.

Учитель записывает на доске опорные слова, предназначенные для пересказа по ним изучаемого произведения. В зависимости от состава класса можно предложить учащимся самим подобрать и выписать на доску опорные слова. Возможно добавление опорных слов к уже данным. Например:

Опорные слова к сказке «Журавль и Цапля» (7 класс). Жили-были, Журавль, Цапля, сватовство, отказы, обиды.

§ Пересказ по цепочке опорных слов.

После анализа текста произведения записываются ключевые слова к каждой части или отрывку текста. После записи слов учащиеся пересказывают текст, опираясь на составленный план. Школьники вспоминают все события, связанные с появлением персонажа или предмета. Работа проводится фронтально, каждый пункт плана представляется другим рассказчиком. Остальные школьники высказывают своё отношение к произошедшим событиям и героям. Например: сказка «Волшебное кольцо» (8 класс).

Жили-были

¯

Журка

¯

Васька

¯

Змея

¯

Кольцо

¯

Женитьба

¯

Тюрьма

¯

Помощь

¯

Конец

 

§ Пересказ с опорой на цитаты из текста.

Подбор цитат осуществляется коллективно. Сначала составляется обычный план, затем рядом с каждым пунктом плана записывается цитата.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.