К. Г. Паустовский «Последний чёрт» (7 класс). — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

К. Г. Паустовский «Последний чёрт» (7 класс).

2021-12-07 48
К. Г. Паустовский «Последний чёрт» (7 класс). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

дед «десять процентов»               засада

чёрт на Глухом озере                    встреча с чёртом

жара в лесу                                    птица пеликан

                                                        вознаграждение за находку

- Прочитайте слова из первого столбика. Расскажите содержание первой части с опорой на эти слова.

- Прочитайте слова второго столбика. Постарайтесь догадаться, о чём расскажет нам автор во второй части. Расскажите, как будут развиваться события с опорой на слова из второго столбика.

Учащиеся высказывают свои предположения, после чего идёт чтение второй части произведения.

- Правильно ли вы предугадали содержание этой части?

- Чего вы не смогли предугадать, не читая текста?

- - Кто был ближе всего к верному ответу?

§ Пересказ с опорой на вопросы.

Учитель предлагает школьникам вопросы для пересказа текста. Вопросы могут быть записаны на доске, в этом случае работа проходит коллективно. В зависимости от индивидуальных способностей школьник, пересказывая, отвечает на один, два или три вопроса. Сложность вопросов также дифференцируется. Эта работа может выполняться и в другом варианте. Учитель раздаёт детям карточки, на которых написано определённое количество вопросов для пересказа в зависимости от уровня ребёнка.

Вопросный план к рассказу А. Н. Толстого «Русский характер» (8 класс).

1. Какое несчастье произошло с Егором Дрёмовым?

2. Как встретили Егора в родном доме?

3. О чём рассказывал Егор своим родителям?

4. С кем ещё встретился Егор дома?

5. С каким настроением уехал Егор?

6. Что написала в письме мать Егора?

7. Что ответил в своём письме матери Егор?

8. Как прошла встреча Егора с родными?

§ Пересказ с опорой на таблицу.

Вопросы таблицы и их количество меняются в зависимости от характера произведения.

Когда? Характеристика времени действия
Где? Характеристика места действия
Кто? Сведения о персонажах, участвующих в действии
При каких обстоятельствах? Описание ситуации, во время которой разворачивается действие
Что происходит? Назвать проблему или основное препятствие, которое необходимо преодолеть
Что надо было сделать? Что надо было предпринять, чтобы изменить ситуацию? Что для этого необходимо сделать?
Что пошло не так, как задумано? Показать драматическое развитие событий
Как это исправить? Как разрешается проблема ‒ счастливо или несчастливо?
Чем всё закончилось? Подведём итоги

 

§ Игра «Пересказ-эстафета».

Класс работает одной командой или делится на две команды. Учитель говорит, какое произведение или какой отрывок из произведения нужно пересказать. Учащиеся пересказывают по цепочке, каждый участник добавляет 1–2 предложения. Задание можно усложнить, предложив учащимся представить и рассказать, а что могло быть дальше, если бы…

Использование игрового момента «пересказ-эстафета» может быть проведён и в другом варианте. Пересказ начинает сильный ученик, а заканчивает более слабый. Если конец текста оказывается сложным по смыслу, то для понимания дальнейших событий «эстафету» подхватывает учитель, фактически помогая ученикам глубже проникнуть в содержание произведения. Этот приём может быть использован как при проверке домашнего задания, так и при проверке первичного восприятия текста.

§ Пересказ текста с опорой на иллюстрации, выполненные учащимися.

Этот вид пересказа возможен в различных вариантах:

1. Учитель даёт задание учащимся сделать дома иллюстрации к различным эпизодам рассказа. На уроке предлагается пересказать текст, опираясь на рисунки. Для этой цели рисунки детей прикрепляются обратной стороной на магнитную доску. Первый ученик выходит к доске, переворачивает первую иллюстрацию, рассказывает, какой отрывок текста на ней изображён. Дети находят этот отрывок в тексте учебника, оценивают правильность и точность его пересказа. Следующий ученик, выйдя к доске, должен, не переворачивая рисунка, догадаться о продолжении сюжета, рассказать его, а уже затем перевернуть иллюстрацию, убедиться в правильности или неправильности своего ответа. Учащиеся следят за точностью и полнотой его пересказа по тексту, поправляя и оценивая выступление одноклассника. Таким образом работа продолжается с 2–3 иллюстрациями. При этом учитель может предложить пропустить какую-либо иллюстрацию и продолжить пересказ событий по следующей картинке или сразу пересказать конец событий, отражённых на последней иллюстрации.

2. Сделанные учащимися иллюстрации прикрепляются к магнитной доске. Школьникам предлагается внимательно посмотреть, каких иллюстраций не хватает, найти их место в картинном плане и рассказать о тех событиях, которые пропущены.

3. Под серией рисунков детей сделаны подписи (план пересказа). Подписи перепутаны. Необходимо либо переставить иллюстрации, либо изменить подписи. По полученному плану текст пересказывается выборочно. Выборку иллюстраций для пересказа и вызов товарищей для пересказа осуществляет один из учеников.

 

Важным видом работы на уроках чтения является процесс обучения старшеклассников самостоятельно формулировать и задавать вопросы всему классу, соседу по парте, учителю. Для этого используются специальные упражнения. Одним из таких упражнений является составление подстановочных таблиц. В практико-ориентированной методике развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников подробно описана работа по разным направлениям, в том числе и упражнения по составлению подстановочных таблиц (Шишкова М. И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010).

Таблица состоит из двух частей: в первой части записаны начальные слова вопроса, во второй сформулированы отдельные элементы ситуации, позволяющие школьникам самостоятельно составить вопрос, используя данные слова.

Подстановочная таблица к повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (7 класс).

Вопрос Ситуация из произведения или иллюстрация
Какие мысли …? Татары догоняют Жилина
Какое чувство …? Разговор татар с Жилиным о выкупе
Почему …? Дина помогает Жилину выбраться из ямы (иллюстрация)

 

Педагог может предложить составление 2–3 вопросов к тексту (главе, абзацу, иллюстрации) в качестве домашнего задания. На уроке учащиеся смогут задать свои вопросы всему классу или конкретному ученику. Вопросы могут быть как информационного, так и смыслового характера. Те учащиеся, которые не могут составить вопрос, отвечают на вопросы, которые составили одноклассники. Таким образом, на уроке организуется учебный диалог. Старшеклассники оценивают составленные вопросы, правильность ответов на них, подкрепляют свои ответы фрагментами из текста, иллюстративным материалом и т. п.

 

Методика работы над басней

Басня – это стихотворное или прозаическое литературное произведение, которое носит поучительный сатирический характер. Действующими лицами в баснях чаще всего выступают животные: хитрая лиса, упрямый рак, глупая обезьяна. Под маской животных, героев басен, скрываются люди, со свойственными им недостатками. Тексты басен дают педагогу большие возможности для формирования нравственных и морально-этических качеств учащихся. В процессе работы над басней педагог учит школьников понимать и видеть, что в басне высмеиваются различные людские пороки: ложь, безнравственность, лень, глупость, хвастовство, невежество. Ситуации, описываемые авторами в баснях, очень жизненны, и поэтому у школьников есть возможность перенести их на современную жизнь, может быть, найти у себя или своих знакомых один из недостатков и постараться исправить его. Кроме этого, за счёт сатирических, иронических ноток басни старшеклассники учатся не только понимать человеческие пороки и исправлять их, но и смеяться над ними.

Школьники знакомятся с баснями начиная с 4 класса. Басня является одним из самых сложных литературных жанров для понимания умственно отсталыми школьниками. Это связано с тем, что в ней присутствует скрытый смысл, аллегория (иносказание) и мораль (нравоучение). Существует ряд методических рекомендаций для работы с текстом басни.

1. Подготовительная работа должна выявить основные линии поведения персонажей.

2. Чтение басни проводится по частям с одновременным разбором каждой части.

3. Сначала происходит общий разбор смысла басни, её предметный анализ, а затем выявление её скрытого смысла, даже в том случае, если басня начинается с морали.

4. Басня не пересказывается. Басню выразительно читают, читают по ролям, заучивают наизусть, инсценируют.

Перед чтением басни следует уделить внимание разбору устаревших, сложных для понимания слов. Для успешного переноса поступков и характера животных на поступки и личностные особенности людей необходимо вспомнить характерные особенности каждого животного (лиса – хитрая, ловкая, лживая; волк – злой, глупый, жадный и т. п.). В работе над басней для педагога очень важно донести до школьников мораль и скрытый смысл произведения. Педагог может предложить следующее задание:

- Мы с вами прочитали басню И. А. Крылова «Щука и Кот» (5 класс). Вы знаете, что ловля мышей для щуки закончилась трагически.

- Что произошло со щукой?

- Почему с ней это случилось?

- Какой вывод делает Крылов?

- Давайте, объясним этот вывод так, как мы сейчас говорили. Плохо, если сапожник начнёт печь для вас пироги, он не умеет этого делать, а пирожник будет чинить и шить сапоги. Что из всего этого получится?

- Могли бы вы подтвердить своё объяснение цитатой из текста? («Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдёт на лад…»).

- Действительно, эта цитата подтверждает наше объяснение. Она стала крылатой фразой. Как вы думаете, в каких жизненных ситуациях можно использовать эту фразу?

Совместно с учащимися педагог разбирает ситуации современной жизни, переводя, таким образом, язык и смысл басни в более понятную школьникам плоскость.

Работая с текстом басни, педагог использует иллюстративный материал, показывает мультипликационные фильмы.

Например, изучая басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» (5 класс), школьники рассматривают иллюстрацию к произведению, беседуют по ней и постепенно переходят к элементам драматизации.

- Кто изображён на иллюстрации?

- Что делают персонажи?

- Какое выражение у лисы, у вороны?

- В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?

- Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?

- Каково состояние персонажа в этот момент? Почему?

Учащиеся дают характеристику каждому из персонажей по плану: внешность, манера поведения, личные качества. После обсуждения персонажей, изображённых на иллюстрации, педагог предлагает передать при помощи мимики и жестов манеры, повадки, движения, взгляд лисы, а затем вороны. Класс оценивает демонстрацию персонажей, обсуждает, насколько получилось похоже.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.