Кто такой “идентифицированный пациент”? — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кто такой “идентифицированный пациент”?

2021-12-07 39
Кто такой “идентифицированный пациент”? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Идентифицированный пациент это человек, по поводу которого произошло обращение за помощью к специалисту (например, плохая успеваемость, заикание, страхи у ребенка). Как правило, идентифицированный пациент является “носителем семейных симптомов”, то есть своими проблемами он “озвучивает” сложности всей семьи. В этой связи любой симптом у заболевшего может расцениваться как метафора нарушенных внутрисемейных отношений. Другими словами, заболевание есть крик о помощи, сигнализирующий о неблагополучии всей семьи.

Например, в семье существует хронический супружеский конфликт, который в силу разных причин не проговаривается и не разрешается. Но напряжение-то в семье есть, и оно растет с каждым днем. В этой ситуации и появляется идентифицированный пациент (чаще ребенок или другой наиболее уязвимый член семьи), который как бы оттягивает часть напряжения на себя, демонстрируя какой-либо симптом (энурез, заикание, страхи и т.д.) и, таким образом, снижая семейное напряжение. Супруги, занимаясь лечением ребенка, могут временно переключиться со своих неблагополучных отношений на его здоровье. Если же супружеская проблема не решается, симптом у ребенка может закрепиться и перерасти в хроническое расстройство.

***

Другой причиной появления идентифицированного пациента может стать неудовлетворенная потребность последнего в недостающем внимании, заботе, поддержке, которые в обычных условиях он недополучает. Приведем пример[118].

Павел – молодой человек 18 лет – обратился к психотерапевту по поводу проблем с дикцией, которые впервые возникли в пятом классе. Нарушения дикции появлялись в стрессовых, напряженных ситуациях. Из истории его жизни и жизни его семьи было выяснено следующее. Мать Павла – главный бухгалтер крупного предприятия, доминирующая, привыкшая всех контролировать женщина. Все семью она содержала материально. У отца алкогольная зависимость, возникшая еще до рождения мальчика, которой он страдает до настоящего времени. Неоднократно проходил лечение, но эффект был кратковременным. Пациент по характеру мягкий, безвольный, легко подверженный чужому влиянию. Сестра на 13 лет старше пациента. Бабушек и дедушек Павел не помнит. Мальчик родился от третьей беременности, вторая закончилась абортом. Беременность была нежелательной. Матери все настоятельно советовали сделать аборт, но она решила сохранить беременность. При рождении мальчика была зарегистрирована клиническая смерть. Первые дни он провел в боксе под “колпаком”. Длительное время находился с матерью в больнице.

С детства мальчик часто болел, поэтому в детский сад ходил нерегулярно, пропускал кружки и секции… Во время болезни мать ухаживала за мальчиком и проявляла теплоту и заботу, которую он не ощущал в периоды между болезнями.В возрасте 4-5 лет появились приступы удушья, сопровождающиеся спазмами в области гортани, удушьем, появлением страха смерти. С сестрой отношения у Павла были сложные: когда у нее было хорошее настроение, она играла с ним, гуляла; в то же время дома часто наказывала мальчика, била его. Ревновала к матери, которая стала больше внимания уделять мальчику, чем ей. Дома происходили постоянные ссоры по поводу пьянства отца, в которые втягивали сына, и ребенок плакал даже от незначительного повышения голоса. Мать часто наказывала ребенка. Формально она уделяла ему много времени: возила в санатории для восстановления здоровья, записывала в кружки, секции, но истинной близости с мамой Павел не ощущал. Мальчик тянулся к отцу, который иногда занимался с ним: научил столярному делу, различным играм (шашки, шахматы), но это было редко, и мальчик постоянно испытывал дефицит в общении с ним. Павел вспоминал ситуации, когда он был маленьким и с радостью бросался к отцу, чтобы поиграть с ним, но тот грубо отталкивал его, будучи в плохом настроении. При этом мальчик испытывал чувство вины, что помешал отцу, и обиду за то, что его не приняли.

В дошкольном возрасте мальчик научился симулировать болезнь, так как в это время его оставляли дома и он мог больше общаться с родителями, да и во время болезни ссоры утихали и семья становилась более дружной, сплачиваясь в борьбе с заболеванием ребенка. В первый класс Павел пошел с шести лет. Отношения с первой учительницей сложились неудачно: она при всех унижала мальчика, выставляла его перед всем классом в качестве негативного примера, стыдила его. Мать постоянно доводила его до слез за все промахи в школе, требуя высоких результатов. Мальчик чувствовал себя всегда виноватым за то, что не оправдал надежд, и “закабаленным”, потому что постоянно должен был что-то делать и соблюдать строгий режим. Мать публично упрекала, обвиняла сына, сравнивала его с другими ребятами не в его пользу. Отец практически не влиял на воспитание сына. В это время мальчик пристрастился смотреть фильмы ужасов, которые ему очень нравились, после чего он иногда просыпался ночью или начинал кричать. В этом возрасте появился страх быть дома в одиночестве, который вскоре прошел. Ссоры в семье продолжались. Родители активно втягивали в них ребенка, предлагая ему непосильный выбор: “Кого ты больше любишь – маму или папу?” – при этом Павел оказывался в тупиковой ситуации и все больше уходил в болезнь. Мать продолжала его загружать помимо школы дополнительным образованием в кружках и секциях, в результате чего у мальчика в подростковом возрасте стали появляться проблемы с дикцией: он заикался тогда, когда нагрузки становились непосильными или в семье возникали ссоры. Мальчик продолжал часто симулировать болезнь. В этом же возрасте стал испытывать вялость, утомляемость, разбитость. Павел пытался избежать жесткого режима и ему это удалось.

В девятом классе пришлось сменить школу из-за сложных отношений с учителями. В это время был поставлен еще один диагноз – хронический гепатит, возобновились ночные кошмары. В новой школе стал посещать психологический кружок, секцию таекводо. Мама перестала контролировать его учебу, сказав, что он теперь сам вправе решать, как и где ему учиться. Ночные кошмары прекратились после того, как стали сниться сны с агрессивными сценами, в которых он расправлялся с обидчиками. В это же время появились симптомы нейродермита. Отношения в семье сохранялись прежние: постоянные ссоры стали доходить до драк, и Павел несколько раз избил отца, когда тот пытался унижать мать в присутствии сына. После школы поступил в университет, продолжал заикаться, нейродермит прогрессировал. В это время решил обратиться за консультацией к психотерапевту, который помог молодому человеку разобраться в себе и в причинах своих заболеваний.

Итак, в приведенном примере наглядно видно, что причина недомоганий Павла, как идентифицированного пациента, кроется в неблагополучии всей семьи в целом: проблемных отношениях матери с отцом; нарушенной внутрисемейной иерархии (фактически лидером семьи была мать, в то время как отец полностью устранился от функций главы семьи); обусловленном принятии со стороны матери и т.д. Все это привело к тому, что мальчик вобрал в себя семейное неблагополучие и буквально “кричал” с помощью своих многочисленных симптомов. Так он стал “носителем” семейных проблем.

Поэтому основная задача специалиста, работающего с семьей – помочь разобраться в этой сложной системе отношений и выстроить гармоничные связи между членами семьи. Однако необходимо отметить, что без духовного возрастания, в первую очередь, матери и отца, без осознания ими специфики ролей мужчины и женщины в семье и соответствующих изменений, вряд ли может быть оказана действительно эффективная помощь.

***


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.