Овладение основными нормами русского литературного языка — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Овладение основными нормами русского литературного языка

2021-11-25 31
Овладение основными нормами русского литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

 

· осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

 

· умение проводить анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи;

 

корректировка речи с учётом её соответствия основным нормам литературного языка;

 

· соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

· обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

 

· стремление к речевому самосовершенствованию;

 

· формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

 

· осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

 

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

 

· произношение имён существительных‚ прилагательных, глаголов‚

 

полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий;

 

· произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих;

 

безударный [о] в словах иностранного происхождения;

 

· произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед [э] в словах иностранного происхождения;

 

· произношение безударного [а] после ж и ш;

 

· произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на

 

-ична, -инична;

 

· произношение твёрдого [н] перед мягкими [фʼ] и [вʼ];

 

· произношение мягкого [нʼ] перед ч и щ;

 

· постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных глаголов (в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;

 

· осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

 

· осознание произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

 

· различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы;

 

употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

 

· употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

 

· понимание активных процессов в области произношения и ударения;

 

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

 

· правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

 

· соблюдение норм употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚

 

паронимов;

 

· употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

 

· употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике,

 

художественной литературе, разговорной речи;

 

· опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

 

· распознавание слов с различной стилистической окраской; употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических норм современного русского литературного языка;

 

· употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических норм современного русского литературного языка;

 

· различение типичных речевых ошибок;

 

· редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;

 

· выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

 

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

· употребление сложных существительных, имён собственных (географических названий), аббревиатур‚ обусловленное категорией рода;

· употребление заимствованных несклоняемых имён существительных;

 

склонение русских и иностранных имён и фамилий, названий географических объектов; употребление отдельных грамматических форм имён существительных, прилагательных (в рамках изученного);

 

· склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных;

 

употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевлённости-неодушевлённости;

 

· употребление форм множественного числа имени существительного

 

(в том числе форм именительного и родительного падежа множественного числа); форм 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов, форм повелительного наклонения глаголов; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида;

 

· употребление имён прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме;

 

· употребление в речи однокоренных слов разных частей речи;

 

· согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание;

 

· согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского пола;

 

· согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительного;

 

· согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования;

 

· управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания; употребление предлога по с

количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением;

 

· построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

 

· определение типичных грамматических ошибок в речи;

 

· различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода; форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и) ‚ различающихся по смыслу; литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚

 

деепричастий‚ наречий;

 

· различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

 

· правильное употребление  имён существительных, прилагательных,

 

глаголов с учётом вариантов грамматической нормы;

 

· правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

 

· выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;

 

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

 

· этикетные формы и формулы обращения;

 

· этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку;

 

употребление формы «он»;

 

· соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета;

 

· соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры

 

общения;

 

· использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚

 

помогающих противостоять речевой агрессии;

 

· использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

 

· соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

 

· понимание активных процессов в русском речевом этикете;

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.