Раздел 1. Язык и культура (11 ч) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

2021-11-25 44
Раздел 1. Язык и культура (11 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т. п.).

 

 

Раздел 2. Культура речи (11 ч)

 

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору).

 

Основные      лексические       нормы       современного      русского

 

литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия,

 

характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-

 

стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые

 

ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

 

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

 

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь – машешь;

 

обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

 

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.

 

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)

 

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции          русского

 

речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения:

 

убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.

 

Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные

 (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция заголовков.

 

Функциональные разновидности языка.

 

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

 

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

 

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Притча.

 

Резерв учебного времени – 2 ч.

 

 

Планируемые результаты освоения

Программы 7-го класса

 

 

Изучение предмета «Русский родной язык» в 7-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в

 

соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 7-м классе.

 

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

 

«Язык и культура»:

 

● пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;

 

● приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

 

● приводить примеры национального своеобразия, богатства,

 

выразительности русского родного языка;

 

● выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

 

● распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы,

 

архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;

 

● определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

 

● объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

 

● регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные,

 

учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

 

«Культура речи»:

 

 


· соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

· различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;

 

употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

 

· употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

 

· соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

 

· употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

 

· корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

 

· употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы

 

с учётом стилистических норм современного русского языка;

 

· анализировать и различать типичные речевые ошибки;

 

· редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

 

· выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

 

· анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

 

· корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

 

· редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;

 

· соблюдать русскую этикетную манеру общения;

 

· использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

 

· использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для

 

определения лексического значения слова и               особенностей его

 

употребления;

 

· использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные,

 

орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

 

· использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚

 

омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

 

· использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

 

· использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

 

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

 

· анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;

 

· распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;

 

· анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;

 

· анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;

 

· уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;

· уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

 

· создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

 

· строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

 

· владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Тематическое планирование

 

Тема      

Основное содержание

     

Материалы

Кол- урока                        

Учебного

во                          

Пособия

часов            

Язык и культура

          11 1 Русский язык

как

  Русский     язык     как   § 1 1  

развивающееся

     

развивающееся

явление.

Связь

        явление        

исторического развития языка с

                 

историей общества

            2           Факторы,  

влияющие

  на   § 1 1            

развитие языка: социально-

                 

политические

события

и                  

изменения в обществе, развитие

                 

науки и техники, влияние

                 

других языков.

                         

Орфографический

    и                  

пунктуационный практикум

        3

Устаревшие слова

 

Устаревшие

слова как

 

живые

  § 2 1  

– живые свидетели

 

свидетели истории

            4 истории.        

Историзмы

  как  

слова,

  § 2 1  

Историзмы

     

обозначающие

предметы

и                  

явления предшествующих эпох,

                 

вышедшие из употребления по

                 

причине ухода из общественной

                  жизни

обозначенных

ими

                 

предметов и явлений, в том

                  числе

национально-бытовых

                  реалий.                              

Орфографический

    и                  

пунктуационный практикум

        5

Архаизмы

в

 

Архаизмы как слова, имеющие

  § 3 1   составе        

в современном

русском

языке

       

устаревших

слов

 

синонимы.

Лексические

и         русского

языка и

 

лексико-семантические

             

их особенности

  архаизмы                   6          

Группы архаизмов по

степени

  § 3 1            

устарелости.

                           

Орфографический

    и                  

пунктуационный практикум

        7

Употребление

     

Перераспределение

пластов

  § 4 1  

устаревшей

      лексики

между активным

и         лексики

в новом

 

пассивным запасом слов

           

контексте

                          8          

Актуализация

устаревшей

  § 4 1             лексики в

новом

речевом

                 

контексте.

                           

Орфографический

    и                  

пунктуационный практикум

       

 

9

Употребление

 

Лексические

заимствования

§ 5 1
 

иноязычных

слов  

последних

 

 

десятилетий.

   
  как

проблема

 

Причины заимствований

   
10

культуры речи

 

Употребление иноязычных слов

   
   

 

   

как проблема культуры речи.

   
   

 

   

Орфографический

 

и

   
   

 

   

пунктуационный практикум

   
11

Проверочная

 

Ключевые

 

слова

раздела.

  1
 

работа № 1

   

Обобщение материала.

 

   
   

 

   

Представление

 

 

проектов,

   
   

 

   

результатов

 

исследовательской

   
   

 

    работы

 

 

 

 

 

   
   

 

 

Культура речи

 

 

 

  11
 

 

   

 

 

 

   
12

Основные

   

Основные

 

орфоэпические

§ 6 1
 

орфоэпические

  нормы

современного

русского

   
  нормы

 

   

литературного языка.

 

   
 

современного

 

Орфографический

 

и

   
  русского

 

   

пунктуационный практикум

   
 

литературного

   

 

 

 

 

 

   
 

языка. Ударение

   

 

 

 

 

 

   
 

 

   

 

 

 

   
13

Нормы ударения в

  Нормы

ударения

в

полных

§ 7 1
 

причастиях,

   

причастиях‚

 

кратких

формах

   
 

деепричастиях

 

страдательных

причастий

   
 

и наречиях

   

прошедшего

 

 

 

времени‚

   
   

 

   

деепричастиях‚ наречиях

   
14  

 

   

Варианты норм ударения.

§ 7 1
   

 

   

Орфографический

 

и

   
   

 

   

пунктуационный практикум

   
15 Трудные

 

случаи  

Паронимы

и

точность речи.

§ 8 1
 

употребления

 

Смысловые различия, характер

   
 

паронимов

   

лексической

 

сочетаемости,

   
   

 

   

способы

 

 

управления,

   
   

 

   

функционально-стилевая

   
   

 

    окраска

 

и

употребление

   
   

 

   

паронимов в речи

 

 

   
16  

 

   

Типичные

речевые

ошибки‚

§ 8 1
   

 

   

связанные

с

употреблением

   
   

 

   

паронимов в речи.

 

 

   
   

 

   

Орфографический

 

и

   
   

 

   

пунктуационный практикум

   
17

Типичные

   

Типичные

 

грамматические

§ 9 1
 

грамматические

 

ошибки в речи. Глаголы 1-го лица

   
  ошибки

 

   

единственного

числа настоящего

   
   

 

   

и будущего времени (в том числе

   
   

 

   

способы выражения формы 1-го

   
   

 

   

лица настоящего

и

будущего

   
   

 

    времени

глаголов

очутиться,

   
   

 

   

победить, убедить, учредить,

   
   

 

   

утвердить)‚

 

формы

глаголов

   
 

 

 

совершенного и

несовершенного

   
 

 

 

вида‚

формы

 

глаголов

в    
 

 

 

повелительном наклонении

       
18

 

 

Нормы

употребления

в

речи

§ 9 1
 

 

 

однокоренных слов типа висящий

   
 

 

 

– висячий, горящий – горячий.

     
 

 

 

Варианты грамматической нормы:

   
 

 

 

литературные

и

разговорные

   
 

 

 

падежные

формы

 

причастий‚

   
 

 

 

деепричастий‚ наречий

         
19

 

 

Отражение

 

   

вариантов

§ 9 1
 

 

 

грамматической

 

нормы

  в    
 

 

 

словарях

 

и

 

справочниках.

   
 

 

 

Литературный

и

разговорный

   
 

 

 

варианты грамматической нормы.

   
 

 

 

Орфографический

 

 

    и    
 

 

 

пунктуационный практикум

       
20

Традиции

русской

Русская

 

этикетная

 

речевая

§ 10 1
 

речевой

манеры

манера

общения:

 

умеренная

   
 

общения

 

громкость

речи‚ средний

темп

   
 

 

 

речи‚ сдержанная артикуляция‚

   
 

 

 

эмоциональность речи‚

ровная

   
 

 

 

интонация.

 

Запрет

    на    
 

 

 

употребление

грубых

 

слов,

   
 

 

 

выражений, фраз. Исключение

   
 

 

 

категоричности в разговоре.

     
 

 

 

Орфографический

 

 

    и    
 

 

 

пунктуационный практикум

     
 

 

 

 

 

   
21

Нормы

русского

Невербальный

(несловесный)

§ 11 1
 

речевого

и

этикет

 

общения.

 

Этикет

   
 

невербального

использования

   

 

         
 

этикета

 

изобразительных

 

 

жестов.

   
 

 

 

Замещающие

   

 

    и    
 

 

 

сопровождающие жесты.

       
 

 

 

Орфографический

 

 

    и    
 

 

 

пунктуационный практикум

     
22

Проверочная

Ключевые

слова

 

раздела.

  1
 

работа № 2

Обобщение материала.

         
 

 

 

Представление

   

проектов,

   
 

 

 

результатов исследовательской

   
 

 

 

работы

 

 

   

 

         
 

 

 

Речь. Текст

   

 

        11
 

 

 

 

 

   
23

Традиции русского

Традиции

русского

речевого

§ 12 1
 

речевого общения

общения

 

   

 

         
 

 

 

 

 

     
24

 

 

Коммуникативные

стратегии

и § 12 1
 

 

 

тактики

 

устного

общения:

   
 

 

 

убеждение,

 

комплимент,

   
 

 

 

уговаривание,

   

похвала,

   
                                         

 

       

самопрезентация

и

др.;

   
       

сохранение

инициативы

в    
       

диалоге,

уклонение

  от    
       

инициативы,

 

завершение

   
       

диалога и др.

             
       

Орфографический

      и    
       

пунктуационный практикум

     
25 Текст.

Виды

Текст,

основные

признаки

§13 1

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.48 с.