Логистика как инструмент повышения эффективности деятельности организации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Логистика как инструмент повышения эффективности деятельности организации

2021-10-05 87
Логистика как инструмент повышения эффективности деятельности организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Время бурного роста потребления прошло и маржинальность большинства бизнесов начала падать, компании, нацеленные на выживание, вынуждены обращать пристальное внимание на структуру своих затрат и задуматься над тем, как их сокращать. Ведь, сегодня цена продажи большей части товаров и услуг ограничена конкуренцией, которая практически во всех сегментах рынка становится все более жесткой и чтобы бизнес оставался рентабельным, компаниям приходится учиться не только сокращать затраты, но и управлять ими. В этой связи, все чаще и чаще предприятия вынуждены обращать внимание на логистику.

Для любого предприятия понятие логистики является неотъемлемой частью его ведения бизнеса. За счет оптимизации логистических процессов и сокращения затрат в данной сфере возможно значительно сократить и общие затраты.

В теории логистика – это управление материальными, информационными и финансовыми потоками с целью оптимизации затрат. Не следует путать оптимизацию с экономией. Оптимизация – это не только сокращение затрат, но и перераспределение финансовых потоков с целью повышения эффективности бизнеса. На практике логистика позволяет сделать бизнес максимально эффективным.

Многие руководители и специалисты часто задают вопрос, что даст логистика нашему предприятию, кроме того, что нам придется совершить достаточно серьезные изменения? Ответ: ничего не даст, кроме того, что вы начнете больше зарабатывать. Тогда звучит следующий вопрос, насколько больше и за счет чего мы будем больше зарабатывать? Здесь, разумеется, каждый конкретный случай индивидуален. В среднем, предприятия построившие эффективные логистические системы зарабатывают в среднем в 2,7 раз больше прибыли нежели их конкуренты, имеющие неэффективные товаропроводящие механизмы. Т.е. логистику стоит воспринимать как систему бизнес-инструментов, ориентированную на увеличение прибыли предприятия.

Меняются директора, но понимание логистики остается таким же, большинство руководителей и специалистов обладают весьма слабой компетенцией в области логистики и не верно считают, что логистика у них на предприятии – это транспорт, некоторые добавляют, что это еще и склад.

Вместе с тем, логистика управляет всей цепочкой поставок и состоит из следующих бизнес-процессов: «Планирование → Закупка → Транспортировка (внешняя) → Таможенное оформление → Транспортировка (до склада сырья) → Складирование сырья → Производство → Складирование готовой продукции → Дистрибуция → Транспортировка (внутренняя) → Управление возвратными потоками», и в каждом ее звене можно найти простор для оптимизации. Основная идея логистики, как бизнес инструментария состоит в переходе от дискретного управления товаропроводящими функциями к системному управлению.

Вместе ближайшие наши соседи, поляки, литовцы уже оперируют комплексным подходом к построению логистики на предприятии, на Западе сейчас превалирует концепция управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM), так называемая интегрированная логистика, которая управляет всей цепочкой поставок, начиная от планирования, закупок, транспортировки, складирования, таможенных формальностей, производства, дистрибуции и заканчивая управлением возвратными потоками.

При организации SCM происходит смещение акцента от управления отдельными видами ресурсов к интегрированной оптимизации всех бизнес-процессов:

-управление взаимоотношениями с потребителями;

-обслуживание потребителей;

-управление спросом;

-управление выполнением заказов;

-поддержка производственных процессов;

-управление снабжением;

-управление разработкой продукции;

-управление возвратными материальными потоками и т.д.

В самой общей трактовке SCM – это создание и оптимизация добавленной ценности для конечного потребителя в цепи поставок за счет интеграции ключевых бизнес-процессов и координации деятельности контрагентов цепи. Мировой экономический кризис показал, насколько важным является умение компаний не только сокращать затраты, но и находить новые инновационные решения для сохранения устойчивости цепей поставок в непростых и плохо предсказуемых макроэкономических условиях. Те компании, которые смогли правильно оценить ситуацию и вовремя перестроиться на новые рельсы интеграции и координации, как внутренних бизнес-процессов, так и взаимоотношений с контрагентами в цепях поставок, смогли не только удержать свои позиции, но и добиться значительных результатов в повышении конкурентоспособности и упрочнения рыночных позиций.

По данным крупнейших аналитических и консалтинговых компаний (AMR Research, Accenture, Forrester Research и др.), благодаря применению концепции SCM компании получают следующие конкурентные преимущества:

-увеличение прибыли от 5 до 15%;

-уменьшение стоимости и времени обработки заказов от 20 до 40%;

-сокращение времени выхода на рынок от 15 до 30%;

-сокращение затрат на закупки от 5 до 15%;

-уменьшение складских запасов от 20 до 40%;

-сокращение производственных и логистических затрат от 5 до 15%.

Идеология SCM основана прежде всего на эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов, а также клиентоориентированность предприятия. На Западе считается, что формирование клиентоориентированной компании занимает от 2 до 5 лет. SCM, учитывая сервисные требования клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными издержками. SCM представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг.

Для предприятия внедрение концепции SCM означает ведение бизнеса с поставщиками и клиентами на принципах стратегического партнерства. Понятие «стратегическое партнерство» на Западе имеет особое значение. На уровне менталитета партнер рассматривается как равный участник процесса создания добавленной стоимости, которую партнеры затем справедливо делят. Это то, чего сегодня не хватает белорусским предприятиям, которые еще не научились рассматривать поставщиков, оптовых и розничных посредников в цепи поставок как партнеров. Отсутствует реальный интерес к тому, что происходит в структуре или процессах контрагента. Хотя в рамках стратегического партнерства успешное развитие поставщика – это гарантия надежности и возможность улучшения продукта в будущем. Цель партнерства – рост финансовых результатов каждого из партнеров. Как правило, выстраивание партнерских отношений с поставщиками, позволяет получить существенное улучшение условий оплаты, чтобы не замораживать оборотные средства на длительный период.

Успешное управление цепями поставок требует синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования на основе единых информационных каналов по всей цепи поставок. На практике многим не раз приходилось сталкиваться с большими сложностями при реализации одного небольшого кросс-функционального процесса в рамках своей собственной компании. А тут речь идет о нескольких независимых структурах, каждая из которых имеет свою собственную систему управления бизнес-процессами и даже разные IT-платформы. Эта задача решается путем создания совместных кросс-функциональных групп для реинжиниринга бизнес-процессов, построения единой модели управления всей цепью поставок. После синхронизации внедряется информационная система, поддерживающая интегрированное управление.

Особое место в управлении цепями поставок отведено блоку логистики. Логистические издержки наиболее значимы в процессе товарообразования, и задача любой цепи поставок состоит в том, чтобы максимально их оптимизировать. Оптимизация достигается не за счет снижения конкретных составляющих, а прежде всего за счет их перераспределения в рамках всех процессов и участников цепи.

Таким образом, управление цепями поставок сегодня становится мощным инструментом оптимизации затрат, увеличения добаленной стоимости, а также повышения эффективности бизнеса.

Переход к SCM не простая задача для многих предприятий. Например, высокой степенью интеграции производственных и логистических процессов отличается завод всемирно известного производителя самолетов – компании Airbus в Гамбурге (Германия). В производственный процесс Airbus интегрирован 3PL-оператор в лице компании Kuhne + Nage l, а сотрудники компании STUTE Logistics GmbH оперируют ежедневно более 2,5 млн. наименований запчастей к самолетам Airbus, поставляя их на сборочную линию каждые 60 минут. Такая глубина интеграции и технологизации процессов компании Airbus позволяет ей оптимизировать затраты и решать возникающие проблемы в цепи поставок вместе с партнерами, что говорит о высоком уровне использования концепции SCM.

В Республике Беларусь все больше и больше предприятий переходят к применению концепции SCM. Одно из таких предприятий – группа компаний «Алютех» – лидер рынка роллетных систем, ведущий производитель алюминиевых профильных систем и секционных ворот в Восточной Европе. Стратегия компании «Алютех» – создание продукта под нужды рынка. Многие предприятия выпускают и предлагают рынку то, что могут. «Алютех» же всегда тщательно изучали спрос и производили то, что было необходимо потребителю. «Алютех» имеет возможность гибко реагировать на изменения рынка, учитывать требования к качеству продукции. Компания постоянно расширяется, открывает новые производства, устанавливая самое современное оборудование от ведущих производителей. У компании есть возможность сразу внедрять передовые технологии. В результате продукция «Алютеха» по качеству не только не уступает международным брендам, но по некоторым параметрам значительно превосходит их.

ОАО «БелАЗ» также рассматривает концепцию SCM как наиболее перспективную и внедряет ее в практическую деятельность. Так в июле 2014 г. было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО «БелАЗ» (крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности) и ООО «Ижорские заводы – Карьерные тяжелые экскаваторы» (ООО «Из-Картэкс») – крупнейший на территории России и стран СНГ производитель и поставщик карьерных электрических экскаваторов. Ведь, сегодня у горнодобытчиков востребован не отдельно взятый продукт – либо карьерный самосвал (транспортное средство), либо экскаватор (погрузочное средство), а их комплекс. Белорусские и российские машиностроители объединяют усилия по совместному поиску потребителей и выходу на рынки с предложением экскаваторно-автомобильных комплексов. ОАО «БелАЗ» и ООО «Из-Картэкс» уже имеют в своем активе проекты, в рамках которых совместно участвуют в поставках карьерных самосвалов и экскаваторов. Так, в Узбекистане и других странах Азии у данных предприятий есть общая сбытовая сеть, общие дилеры – это выгодно как российской, так и белорусской стороне. Прорабатывается вопрос совместного выхода на рынок Южно-Африканской Республики, куда уже на протяжении нескольких лет поставляется техника с маркой «БелАЗ», и предложении потребителям карьерной техники не только средств для перевозки горной массы, но и в комплексе – средств для ее погрузки (экскаваторов).

В мире сейчас глобальной тенденцией является, когда руководители, отвечающие за логистику, становятся главными лицами в управлении компаний. Например, в декабре 2013 г. генеральным директором General Motors стала Мэри Барра, занимавшая до этого должность вице-президента по закупкам и управлению цепочками поставок. Пост генерального директора Intel в мае 2013 г. занял Брайан Кржанич, который ранее был директором по производству и управлению цепочками поставок. Операционный директор Apple Тим Кук также в мае 2013 г. стал гендиректором компании. В декабре 2014 г. новым директором «METRO Cash & Carry Ukraine» стал Мартин Шумахер, который к моменту своего назначения занимал должность директора по реструктуризации «METRO Cash & Carry» / коммерческого директора «METRO Cash & Carry Ukraine». Это является лучшим подтверждением того, как меняется оценка важности и влияния SCM на корпорации.

В Беларуси же должность генерального директора в 90% случаях занимает производственник, а не логист. А это значит, что логистика еще не стала конкурентным преимуществом большинства отечественных предприятий. Предприятия все еще пытаются содержать парк автотранспорта, ведь надо же обеспечивать доставку, но затраты на транспорт никто никогда не счита. В логистике надо научится как минимум считать и планировать. Но старый советский подход «все будем делать своими силами» уже не работает, все дело в затратах, которыми надо учится управлять.

На современных рынках в конкурентную борьбу вступают уже не сколько товары, сколько цепи поставок. Эпоха конкуренции отдельных компаний сменилась эпохой конкуренции их цепей поставок. «Collaborate to compete» – «взаимодействовать, чтобы конкурировать» – именно этот принцип является одним из основополагающих для успешного ведения бизнеса на современных динамичных рынках.

Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Рыночные изменения настолько интенсивны, что теория логистики (в частности, понятийный аппарат) просто не успевает за практикой, особенно в сферах применения современных информационных технологий и систем, управления цепями поставок, электронного бизнеса, облачных технологий и т.п.

Как уже указывалось, логистика – это управление материальными, информационными и финансовыми потоками с целью оптимизации затрат. Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих семи правилах логистики («7 R»): нужный товар (Right Product), необходимого качества (Right Quality), в необходимом кoличеcтвe (Right Quantity), должен быть доставлен в нужное время (Right Time), в нужное место (Right Place), нужному потребителю (Right Customer), с требуемым уровнем затрат (Right Cost). Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь правил выполнены. Невыполнение хотя бы одного из правил может привести к потере клиентов и, соответственно, определенной доли рынка.

Ключевой категорией логистики является материальный поток. Материальный поток – количество груза, перевозимого в определенном направлении за определенный период времени. Материальному потоку сопутствуют другие виды потоков и в первую очередь информационный поток и финансовый поток.

Информационный поток – информация в устной, письменной и электронной форме, сопутствующая материальному и финансовому потокам. Например, спецификация, инвойс, товарно-транспортная накладная, СMR, таможенная декларация и др.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, связанных с материальными и информационными потоками. Задачей управления финансовыми потоками является полное и своевременное обеспечение по объемам, срокам и источникам финансирования.

Фундаментальными понятиями логистики являются термины – логистическая операция и логистическая функция. Логистическая операция – это совокупность действий, выполняемых на одном рабочем месте и (или) с помощью одного технического устройства и направленных на преобразование материальных и (или) связанных с ними информационных и финансовых потоков. К логистическим операциям относятся, например, такие действия, совершаемые над материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т.п. Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному потоку, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, расчет с поставщиками и покупателями товаров, страхование груза, передача прав собственности на товар и т.п. Отдельные логистические операции являются продолжением технологического процесса производства (упаковка, погрузка) и могут изменять потребительские свойства товара, в связи с чем их относят к категории логистических операций с добавленной стоимостью. Логистические операции, не изменяющие потребительную стоимость товара, относят к категории операций без добавленной стоимости.

Логистическая функция – обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности управления логистическим процессом. К логистическим функциям относятся: снабжение, складирование, управление запасами, транспортировка, дистрибуция и т.д.

Логистические услуги – комплекс логистических операций, в результате которых происходят качественные изменения материального потока. Затраты связанные с оказанием логистичеких услуг называют логистическими издержками, а сам процесс оказания логистических услуг – логистической деятельностью.

Участниками логистической деятельности являются: грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, страховые компании, логистические центры, логистические операторы, органы государственного управления и другие юридические и физические лица, вступающие в отношения в связи с организацией и осуществлением товародвижения.

К функциональным областям логистики в настоящее время относятся: логистика снабжения (закупочная логистика), логистика производства (производственная логистика), транспортная логистика (управление транспортировкой), логистика складирования (складская логистика), логистика распределения (логистика дистрибуции, распределительная логистика), реверсивная логистика (управление возвратными потоками), логистка запасов (управление запасами), таможенная логистика и др.

Большое внимание развитию логистики и совершенствованию логистической инфраструктуры уделяется со стороны государства. В 2015 году завершена реализация Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г., которая была принята в 2008 году. В соответствии с Программой развития логистической системы, логистические центры в Республике Беларусь создаются по принципу отраслевой направленности и подразделяются на транспортно-логистические, оптово-логистические (торгово-логистические) и многофункциональные логистические центры как внутри страны, так и зарубежем. В рамках программы было выделено 50 земельных участков для строительства логистических центров, в последующем количество земельных участков было уменьшено до 39, исключены не востребованные. Программа послужила определенным импульсом развитию логистической системы, построены современные объекты логистической инфраструктуры, появились логистические операторы, оказывающие комплекс логистических услуг.

По состоянию на 1 сентября 2016 г. в Республике Беларусь функционируют 38 логистических центров: 20 логистических центров создано в рамках Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года и еще 18 – вне Программы. Одиннадцать логистических центров являются государственными, остальные созданы за счет средств национальных, а также иностранных инвесторов из России, Азербайджана и Ирана. Самыми привлекательными для строительства логистических центров является Минский (за МКАД, вблизи II и IX трансъевропейских транспортных коридоров) и Брестский (граница с Польшей) регионы. Так в Минском регионе находятся 28 из 38 логистических центров, в Брестском – 6 логистических центров (см. Приложение 1).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 560 утверждена Республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016-2020 гг. Программа направлена на повышение качества и комплексности логистических услуг, обеспечение развития логистической инфраструктуры и повышение эффективности ее использования, совершенствование правовых и экономических условий для эффективного использования транзитного потенциала. Заказчиком-координатором программы выступает Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В соответствии с утвержденной программой, объем логистических услуг должен увеличиться к 2020 г. в 1,5 раза по отношению к 2015 году. Рост доходов от транзита предусмотрен до 1,5 млрд. долл. США к 2020 г.

План мероприятий новой программы включает 51 пункт. В частности, планируется: развитие конкурентной среды для деятельности логистических операторов (транспортно-экспедиционных компаний), в том числе за счет либерализации рынка транспортных услуг; совершенствование таможенного регулирования в отношении логистических центров, имеющих статус уполномоченного экономического оператора. Будет организована работа по увеличению количества услуг, оказываемых логистическими центрами, а также развитию сопутствующих услуг на их территории. Планируется сократить количество транспортных документов, необходимых для выполнения международных автомобильных перевозок грузов. Развитие получит система электронных паспортов товаров в товаропроводящих сетях. Кроме этого, предусмотрено расширение использования электронного документооборота в логистической деятельности. Также планируется создание национальной интеллектуальной системы мониторинга товарно-транспортных потоков на базе современных информационно-коммуникационных технологий.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 года № 345 утверждена Программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Программа включает четыре подпрограммы: «Развитие железнодорожного транспорта Республики Беларусь»; «Развитие автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена Республики Беларусь»; «Развитие внутреннего водного и морского транспорта Республики Беларусь»; «Развитие гражданской авиации Республики Беларусь». Ответственным заказчиком программы выступает Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Программа направлена на: удовлетворение потребностей населения и экономики республики в транспортных услугах; обеспечение доступности, высокого качества и безопасности услуг транспорта; развитие транспортной инфраструктуры. В числе основных задач программы: обновление подвижного состава; повышение скорости доставки грузов и перевозки пассажиров; улучшение инвестиционной привлекательности транспортного комплекса и развитие государственно-частного партнерства; повышение эффективности функционирования транспортного комплекса.

В результате выполнения программы планируется увеличить грузооборот транспорта до 106,8 % в 2020 г. по отношению к 2015 г. (без учета трубопроводного транспорта); пассажирооборот – до 102,4 % в 2020 г. по отношению к 2015 г.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.