Композиционное построение графического пейзажа — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Композиционное построение графического пейзажа

2022-08-20 39
Композиционное построение графического пейзажа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Важной частью любого произведения искусства является композиция. Композиция – это основа, своего рода скелет живописного, графического произведения. Немало времени для изучения композиции, ее законов и принципов отводится как в школах искусств и общеобразовательных, так и в высших учебных заведениях.

Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому [14, С.45]. Она базируется на принципах зрительного восприятия и тесно связана с раскрытием художественного образа, авторской идеи.

В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов на формате. С помощью композиции художественное произведение приобретает цельность, законченность и соподчиненность всех элементов основной задумке картины. Для грамотного составления композиции любого произведения искусства необходимо знать ее законы.

Авторы учебников и пособий по композиции выделяют четыре основных закона, принципа композиции:

1. Целостность.

Данный закон предполагает установление тесной связи между всеми элементами, а также средствами и приемами композиции. Целостность композиции закладывается художником через нахождение структурной идеи будущего произведения искусства. Приемы достижения целостности разнообразны, это может быть как соблюдение пропорций определенной формы в целом или ее части, установление соподчиненности элементов, так и поиск гармоничного формообразования.

2. Уравновешенность.

Равновесие – такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от размещения основных композиционных масс, от организации композиционного центра, пластического и ритмического построения композиции, а также от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей композиции между собой и целым [14, С. 47]. Можно сделать вывод, что ни один закон композиции по отдельности не создадут гармоничную композицию, так как все взаимосвязано. И как отметил Паранюшкин Р. В. в своем учебном пособии по композиции, уравновешенность – основа в гармонии произведения.

3. Структурность.

Выражается в соподчинении элементов композиции композиционному центру и усилении его значения. Соблюдение закона соподчиненности позволяет сформировать иерархию композиционных элементов.

4. Наличие доминанты.

В любой композиции должен быть ярко выраженный композиционный центр. Наличие доминанты помогает соблюсти предыдущий закон (закон структурности), так как именно композиционный центр станет главным в произведении, а остальные элементы лишь усилят его. Композиционный центр в картине можно выделить контрастом формы, цвета, тона или размера, изолированностью объекта или направляющими к нему линиями.

Еще одним важным моментом в композиции графического или живописного произведения, будь то пейзаж, натюрморт или портрет, является художественная выразительность. Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции [4, С.41]. Самым распространенным и универсальным средством выразительности является контраст. Это может быть контраст форм, величин, тоновой или цветовой контраст.

Если говорить о пейзаже, то контрасты, для большей выразительности, лучше использовать на переднем плане. Таким образом возможно передать воздушную перспективу, следовательно, и пространство в картине. Воздушная перспектива, по сути своей, представляет более подробное и контрастное изображение переднего плана и несколько размытое, близкое по тону изображение среднего и дальнего плана.

При разработке пейзажной композиции также следует знать о приемах, усиливающих его выразительность. Это такие приемы как:

1. Ритм.

Ритм – чередование каких-либо элементов в определенной последовательности [33, С. 19]. Ритм задается линиями, пятнами тоновыми и цветовыми. Это может быть и контрастом объемов, чередованием одинаковых композиционных элементов – деревьев, фигур людей, птиц, домов и прочих объектов. Ритм способен придать композиции определенную эмоциональность.

2. Статика и динамика.

Статика – состояние покоя, динамика – передача движения. Эти полярные приемы помогают передать в художественном произведении течение времени. В передачи движения художнику помогут: использование диагоналей, передача кульминации движения, композиционная пауза перед движущимся объектом. При передаче покоя необходимо использовать противоположные элементы: горизонтальные и вертикальные линии, изображение статичных поз, отсутствие композиционной паузы перед объектом.

3. Симметрия и асимметрия.

В симметричной композиции все элементы изображены зеркально или почти зеркально относительно центра работы. Такая картина всегда будет уравновешенной и статичной. Элементы асимметричной композиции расположены независимо от центра работы, их расположение определено задумкой автора, сюжетом картины. Асимметричная композиция неуравновешенна с точки зрения расположения объектов. Равновесие в такой композиции достигается соотношением масс, распределению цветовых и тоновых пятен.

4. Пропорциональность.

Пропорции определяют гармоничное соотношение целого и его частей в композиции. Особенно пропорции важны в пейзаже для передачи пространства и плановости картины.

Стоит снова вернуться к первому принципу композиции как к одному из главных признаков грамотного построения художественного произведения. Можно сколько угодно говорить об остальных принципах композиции, средствах выразительности, но упуская из вида композиционную целостность, мы упускаем самое главное, так как не будь в работе целостности, композиция «рассыплется» на части и работа не состоится. Именно из-за того, что целостность работы несет в себе достаточно много, следует уделять время формированию у детей умения разрабатывать цельные композиции. Для достижения такой цели можно использовать графический пейзаж. Природа является наиболее универсальным и понятным средством изображения для школьников, потому что они видят, изучают и наблюдают ее с первых дней жизни [15, С.75]. Соответственно, на примере пейзажа можно более понятно объяснить детям основные композиционные принципы и законы, а также развить различные композиционные умения.

Как уже говорилось раннее, композиционная целостность работы представляет собой установление тесной связи между композиционными элементами, средствами и приемами композиции. Характеризуется закон целостности тем, что композиция воспринимается как единое целое, в ней нет элементов «лишних» или находящихся не на своем месте. Таким образом, для получения целостного изображения можно использовать композиционные элементы, имеющие общий характер (пластическое и колористическое решение формы) или добиться целостности соподчинением второстепенного главному. В первом случае добиться целостности поможет некоторая стилизация изображения или использование ограниченной цветовой гаммы. Во втором случае все элементы композиции будут зависеть от композиционного цента, то есть, они будут менее яркими, менее контрастными, менее проработанными, такое решение при разработке композиции поможет избежать дробности в работе. Также при работе над композицией следует идти путем от общего к частному – сначала намечаются основные массы композиционных элементов, сразу определяются их форма и масштаб, затем элементы распределяются по тону и только потом происходит переход к детализации. Используя такой метод шанс раздробить композицию меньше, так как целостная основа уже будет заложена изначально.

Итак, композиция – важная часть художественного произведения, так как является его структурой. Не менее важным вопросом в разработке произведения искусства является композиционная целостность работы. Без соблюдения принципа целостности композиции, восприятие произведения изобразительного искусства будет затруднено в силу отсутствия его гармоничного строя и отсутствия передачи идеи в полной мере.

 

Выводы по первой главе

 

Пейзаж, как мы выяснили в первой главе, сравнительно молодой жанр изобразительного искусства, однако, он уже имеет богатую историю развития. Анализируя историю становления пейзажа, можно заметить, как менялось отношение к жанру в зависимости от изменения мировоззрения человека. Пейзаж от чего-то совсем незначительного за довольно непродолжительное в контексте мировой истории время развился в нечто, что позволяет человеку выразить свои мысли и чувства, показать отношение к жизни, другим людям и миру в целом.

И для лучшей передачи своих мыслей и чувств художнику необходимо использовать в работе композиционные приемы усиления выразительности, принципы и законы композиции, среди которых есть достаточно важный для организации гармоничного строя произведения, называемый принципом композиционной целостности.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.