Обоснование выбора мотива и методика выполнения творческой работы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Обоснование выбора мотива и методика выполнения творческой работы

2022-08-20 40
Обоснование выбора мотива и методика выполнения творческой работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В достаточно сложном процессе творчества художник переносит на бумагу, холст свой замысел, свое видение окружающей его действительности. Замысел, как правило, формируется в воображении и отражает образ будущего художественного произведения. Если говорить об образе, то есть два определения этому слову. В широком понимании – это форма отражения действительности в сознании человека. В более узком понимании – это конкретный облик целостного предмета, явления, сформированный в результате взаимодействия впечатлений, процессов восприятия, воображения, мышления [22, С. 7]. Художественный образ вбирает в себя объективное и субъективное начало, формируется из их единства.

Более доступным для понимания художественного образа является такой жанр изобразительного искусства как пейзаж. А переплетение объективного и субъективного начал достигаются в нем успешнее, чем в портрете. Объективное начало в пейзаже представлено изменчивостью природы, обусловленной переменой сезонов и погодных условий, то есть объективно совершающихся условий. Субъективное же начало есть эмоциональные переживания художника, наложенные и помноженные на имеющееся состояние природы. Если в пейзаже нет личности художника, его переживаний, то пейзаж перестает быть художественным, остается лишь сухое изображение, мало что имеющее общего с художественным образом.

Пейзаж, как художественное изображение природы, вбирает в себя эмоциональное отношение, настроение рисовальщика, поэтому при выборе мотива нужно руководствоваться тем, что цепляет, вызывает эмоции. Так как большую часть жизни горожанин проводит непосредственно в городе, было ясно, что рассматривать природный пейзаж не совсем целесообразно – для наблюдения за изменениями пейзажа и поиском нужного состояния необходимо быть в среде, то есть на природе. При обдумывании идеи итоговой работы было решено делать зарисовки городского пейзажа как более доступного для наблюдения и эскизирования мотива. Изначально рассматривался индустриальный пейзаж, как возможность показать красоту и гармонию в том объекте, который часть людей не воспринимают как нечто прекрасное. К тому же, мотив строек и заводов различного вида, а также изображения речных и морских портов достаточно графичны по своей сути: жесткие выразительные линии, несколько резкие отношения света и тени, рубленый силуэт зданий, заложенные характером пейзажа ограниченные цветовые отношения. В ходе работы над эскизами стало ясно, что добиться нужного эффекта и грамотно выстроить композицию не получается. Произошла смена мотива. Началась работа над городским пейзажем. Разрабатывались эскизы различных видов из окна как более доступный для осмысления и эмоционального наполнения мотив.

Немаловажную роль при выполнении работы играет и выбранный материал. При обдумывании идеи дипломной работы, рассматривались такие графические материалы как карандаш и уголь. Во время первого этапа работы над практической частью курсовой работы, а точнее эскизирования, был выбран уголь, как материал и техника будущей работы. Карандаш, имеющий свои плюсы, такие как универсальность в подходах работы (штриховка, тушёвка, линейный рисунок), стойкость (не осыпается во время работы и не отслаивается после ее окончания, а также держится на любом типе бумаги), не подошел не по своим характеристикам, а по несоответствию материала темпераменту рисующего и задумке будущей картины. Если говорить о карандаше, то он дисциплинирует. Работа в карандаше требует большей сосредоточенности, большей скрупулезности в работе. Мягкий материал напротив - раскрепощает. Уголь кажется более эмоциональным материалом за счет своей податливости и несколько больших возможностей, нежели карандаш. При работе углем можно использовать как тушёвку, так и штриховку. Работать можно как острым концом угольного бруска или палочки, так и боковой поверхностью оного. Во втором случае можно добиться интересной фактуры и других эффектов. Однако, есть в угле один неоднозначный нюанс – нестойкость. Именно она является и плюсом, и минусом угольной техники. Во время непосредственной работы над рисунком нестойкость несомненный плюс, так как неудачные места можно смахнуть или стереть без труда, при этом почти не повредив слой бумаги. После окончания работы такая особенность угля добавляет только неудобства, так как при малейшем прикосновении уголь смахивается. При закреплении угля специальными составами или лаком для волос, тоновая проработка рисунка немного изменяется, так как под действием составов пигмент «сбивается» или наоборот сдувается. Поэтому ближе к концу этапа эскизирования был выбран такой мягкий материал как масляная пастель.

Масляная пастель это графический материал, выпускаемый в виде цветных брусков круглой или квадратной формы или карандашей, с так называемым, пастельным стержнем. Масляная пастель производится путем прессования смеси из пигмента и масла, как правило, льняного или другого масла. Масляная пастель, в отличие от сухой, позволяет хранить работы без использования фиксатива. Масляной пастелью, как и другим мягким материалом, можно работать как штриховкой, так и тушёвкой. Однако, она имеет и другие технические возможности: ее при необходимости можно размывать специальным растворителем, можно снимать часть пигмента при помощи мастихина или штриховать острым предметом, например, иголкой или спицей, создавая фактуру на листе. При этом, при использовании штриховки в работе, будет просвечивать или цвет бумаги или цвет предыдущего пастельного слоя.

Итак, во время этапа эскизирования было решено, что мотивом творческой работы будет городской пейзаж, а техникой стала масляная пастель.

Теперь поговорим о методике ведения работы. Как и любая другая творческая работа, работа над дипломной композицией имеет свои этапы.

1. Этап сбора подготовительного материала.

На данном этапе работы необходимо собрать как можно больше наглядного материала: фотографии по мотиву темы, наброски, сделанные на пленэре. Также большую роль играет поиск работ художников на схожую тематику. Это могут быть как работы современных художников, так и работы художников-классиков. На данном этапе можно рассматривать как живопись, так и графику, так как в момент работы с иллюстративным материалом, необходимо видеть разные варианты композиционных решений, а не только варианты работы выбранным материалом.

На этапе отбора иллюстративного материала делался упор на творчество ныне живущих художников. Были рассмотрены живописные работы М. Л. Звягина (Приложение 2, иллюстрация 16, 17), художника Бориса Борща (Приложение 2, иллюстрация 18), художницы Ольги Давыдовой (Приложение 2, иллюстрация 19). Нельзя было обойти стороной и работы омских художников-графиков, таких как Белоусов В.П. (Приложение 2, иллюстрация 20), Гурова А.Е. (Приложение 2, иллюстрация 21), Зайцев В.И. (Приложение 2, иллюстрация 22), Колоколов Е.А. (Приложение 2, иллюстрация 23), Кошелева О.М. (Приложение 2, иллюстрация 24) и Краморов С.Н. (Приложение 2, иллюстрация 25). Работы художников разнообразны по стилистике, материалу исполнения, однако, каждая из работ была полезна в анализе.

В работах художника Звягина четко виден баланс ритмический и колористический. Его работы 60-х годов, грамотно обобщенные и оттого целостные по композиции, будут полезны для знакомства с вариантами передачи образа индустриального пейзажа посредством обобщения и колористического решения. Работы Борща интересны с точки зрения построения композиции и взгляда на городской пейзаж, а работы Ольги Давыдовой с изображением пейзажей Кольского полуострова интересны решением композиционного центра и наглядно демонстрируют, как можно использовать цвет холста в работе и какие преимущества дает такой ход. Графические работы омских художников интересны с точки зрения использования материалов и графических средств выразительности: точки, линии, пятна, тона. На работах Краморова С.Н. лучше всего видно действие воздушной перспективы и ее значение в рисунке пейзажа, работы Кошелевой О.М. лучший пример того, как цвет влияет на восприятие графической работы. Также графика Кошелевой уникальна своим балансом максимального обобщения форм с сохранением узнаваемых очертаний городской среды. Работы каждого художника, что были проанализированы, также интересуют решением, в первую очередь, композиционного строя, а также методом достижения композиционной целостности.

Помимо подбора работ художников необходимо сделать некоторое количество зарисовок с натуры для дальнейшей переработки нарисованного и увиденного в более удачную композицию (Приложение 2, Эскиз 1-). Для более точного визуального сохранения образа нужно сделать фотографии с целью дальнейшего анализа изображаемых раннее на зарисовках форм, более точной детализации эскизов в дальнейшем и проработки других композиционных моментов (Приложение 2, фото 1-).

2. Этап эскизирования.

На данном этапе необходимо делать эскизы по мотивам своей темы, используя более удачные пленэрные зарисовки (Приложение 2, эскиз -). Во время работы над эскизами нужно решить, какой будет использован формат: горизонтальный, вертикальный, квадратный, вытянутый, так как каждый из них имеет свои преимущества и подходит для выполнения разных задач. На этом же этапе решается композиционное построение будущей работы. В первую очередь нужно решить большие отношения: определить массы неба, земли и домов, деревьев, соответственно, намечается линия горизонта в зависимости от того, какую точку зрения нужно изобразить (вид сверху, вид с улицы), и от того, какие массы будут играть главную роль в композиции (деревья, дома или небо). После расположения линии горизонта, в формате ставятся массы домов и деревьев, облаков, в случае, если неба остается в формате больше. Лучше работать на этом этапе уже в выбранном материале, так как в случае с масляной пастелью уже можно будет определить колорит будущей работы.

После разработки достаточного количества эскизов, выбираются удачные варианты для дальнейшей более детальной проработки на большем формате. Однако, это все еще второй этап работы. На формат более крупный переносится выбранный эскиз с корректировкой композиции, если она необходима (Приложение 2, эскиз -). Были выбраны три эскиза для графической серии, дальнейшее описание действий относится к каждой из трех работ, так как алгоритм действий при работе над каждым из рисунков одинаков. Более детально прорабатываются элементы композиции. В нашем случае, деревья и дома. Перенос на больший формат необходим, так как в разном масштабе одна и та же работа смотрится совершенно по-разному. Таким образом, при переходе на большой формат с формата очень маленького может выясниться, что композиция неудачная для такого масштаба. Именно поэтому необходим формат средний, на нем мы сможем увидеть недостатки композиции и оценить то, как может измениться восприятие во время увеличение масштаба.

3. Этап разработки картона

После того, как были разработаны более удачные эскизы на небольшом формате, можно приступать к разработке так называемого картона – эскиза в полном размере итоговой работы (Приложение 2, фото -). Полноразмерная разработка поможет выявить возможные недочеты композиции, так как композиция в разном формате воспринимается по-разному, о чем уже упоминалось раннее. На данном этапе происходит подробная проработка композиции, более точно подбираются оттенки пастели. На этом же этапе происходят финальные корректировки в расположении основных масс.

4. Этап переноса на формат

На данном этапе происходит работа уже на итоговом листе. Подготавливается планшет, ограничивается размер будущей работы, если формат планшета больше итогового листа. На формат переносится композиция с исправлением выявленных на предыдущем этапе недочетов. Выполняется перенос в карандаше, а не в пастели, так как карандаш позволяет исправить ошибки (Приложение 2, фото). Далее пастелью набираются большие массы, при этом приблизительно определяется тон масс и их цвет (Приложение 2, фото). После того как были определены основные тоновые и цветовые отношения, можно переходить к детализации работы.

5. Этап расстановки акцентов

Заключительный и самый ответственный момент в выполнении творческой работы. На данном этапе необходимо более детально проработать передний план, подчеркнуть композиционный центр итогового листа, а также смягчить тоновые и цветовые переходы на дальних планах. При выполнении мелких корректировок важно не перестараться и не «переделать» работу. Также во время доработки итоговой композиции необходимо не сосредотачивать все свое внимание на каком-либо объекте, а стараться воспринимать работу в целом, так как во время концентрации на одном объекте есть риск «поломать» целостный композиционный строй рисунка при внесении корректировок.

По завершению рисунка в материале следует переход к еще одному важному моменту – оформлению готовой работы. Графика, как правило, оформляется в раму под стекло с использованием паспарту. Паспарту – лист плотного цветного картона, обрамляющий рисунок. Паспарту создает нейтральное пространство (как по цвету, так и по тону) между рамой и самим изображением, что помогает сосредоточиться на последнем. Также оформление с паспарту защищает рисунок от неблагоприятного влияния факторов хранения – толщина картона, используемого для паспарту, предотвращает трение рисунка о раму, следовательно, повышается качество и длительность хранение работы под стеклом. Стекло рамы в свою очередь снижает влияние света на цветные пигменты, то есть выгорание цветов будет проходить медленнее. Стоит помнить, что паспарту – вещь нейтральная и его цвет не должен быть ярким. При выборе цвета для паспарту рекомендуется выбирать тон чуть темнее самых светлых или светлее самых темных оттенков работы, чтобы оформление работы не перетягивало на себя внимание. Если выбирается цветной картон для оформления, то он должен быть ненавязчивого сложного оттенка, гармонирующего с оформляемой работой.

Выбор рамы, как и выбор паспарту, дело ответственное, так как восприятие работы зависит и от рамы. Ни в коем случае она не должна перетягивать на себя внимание, но и теряться на фоне работы не должна, так как рама дополняет работу и подчеркивает ее достоинства. При неудачном выборе рамы восприятие работы может измениться в худшую сторону. Для оформления графических работ выполненных в пастельной технике подойдут тонкие или средние по толщине рамы нейтральных оттенков, отличных от оттенка паспарту.

Итак, можно сказать, что работа над творческой частью дипломной работы происходит непрерывно от самого определения темы, до оформления итоговой работы, так как каждый этап от поиска иллюстративного материала до выбора рамы влияют на конечный результат и восприятие рисунка.

 

2. 2. Методические особенности выполнения графического пейзажа на уроках изобразительного искусства в системе дополнительного образования

 

Изучение пейзажа фигурирует как в программах общеобразовательных школ, так и в программах дополнительного образования, что говорит о важности изучения данного жанра на уроках изобразительного искусства. Рассмотрим пейзаж в контексте дополнительного образования.

В настоящее время существует два вида обучающих программ в области изобразительного искусства: предпрофессиональная, рассчитанная на 5-8 лет, и общеразвивающая, рассчитанная на 4 года обучения. Однако, каждая из программ разработана в соответствии с учетом Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиями реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (далее ФГТ). Соответственно, для разработки собственной серии уроков по теме пейзаж необходимо изучить ФГТ, «Примерные учебные планы» по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» под редакцией А. О. Аракеловой, являющейся обязательной для реализации в сфере дополнительного образования, а также более развернутую учебную программу «Живопись» и подробные учебные планы БОУ ДО «ДШИ №3» г. Омска, на базе которой проходилась практика.

Учебная программа «Живопись» состоит из трех предметных областей: изобразительное искусство, пленэр и история искусств. Первый предмет включает три раздела: рисунок, живопись, станковая композиция. Если говорить о программе «Живопись» под редакцией О. А. Аракеловой, то данная программа выделяет основной вектор работы, направленный на развитие знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения художественной деятельности. Основной упор в программе делается на освоение художественной грамоты, включающий правила колористики и цветоведения, а также законы композиции.

На основе программы «Живопись» под редакцией Аракеловой, руководство детских художественных школ и школ искусств разрабатывают свою программу, определяя темы уроков и распределение отведенных на них часов.

При анализе учебной программы БОУ ДО «ДШИ №3» г. Омска было выявлено, что пейзажу в изучении программы в предметной области «изобразительное искусство» отводится второстепенное место – выделенные часы на тему пейзажа минимальны. За все время обучения пейзажу как самостоятельной композиции отводится одна тема, однако, он все еще может служить фоном для тематических композиций, выполняемых в ходе процесса обучения, но речи об изучении особенностей построения пейзажной композиции здесь не идет.

Большое время для работы над пейзажем отводится в предметной области программы «Пленэр». По плану занятий, на пять лет обучения пленэру отводится 112 часов, по 28 часов в год, исключая первый год обучения, что равняется двум неделям в году.

Также для грамотного составления серии уроков нужно знать, какие задачи преследует образовательная программа и какие результаты предполагает освоение программы «Живопись». И так как серия уроков проводилась во втором классе, необходимо рассмотреть результаты освоения программы именно на второй год обучения. Рассмотрим две предметные области, в которых фигурирует жанр пейзаж, а именно композицию и пленэр.

Таблица 1

Результаты освоения программы «Живопись» для второго класса по предметам станковая композиция и пленэрные занятия.

Предметная область Цели и задачи программы Результаты освоения программы для второго класса
Композиция станковая Цели: 1. Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности. 2. Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через приобщение к академическим традициям художественного образования 3. Формирование у учащихся профессиональных навыков, знаний и умений для воплощения творческого замысла и решения творческих задач   Задачи: 1. Дать знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественных форм 2. Дать знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла 3. Научить применять полученные знания о выразительных средствах композиции в творческих работах 4. Научить использовать средств живописи и их изобразительно-выразительных возможностей 5. Научить находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи 6. Выработать навыки работы по композиции Знания: 1.Знания особенности композиции в разных жанрах   Умения: 1. Умение применять на практике базовые принципы и средства композиции 2. Умение выбирать формат в зависимости от изображаемого объекта 3. Умение компоновать изображение в листе 4. Умение вести работу над форэскизом
Пленэрные занятия Цели: 1. Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности 2. Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через приобщение к академическим традициям художественного образования 3. Формирование у учащихся профессиональных навыков, знаний и умений в реалистической передаче натуры, а именно человека и окружающей его предметной и природной среды.   Задачи: 1.Дать знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения 2. Дать знание способов передачи пространства, движущейся меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости 3. Научить передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа 4. Научить применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция 5. Научить сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами 6. Выработать навыки восприятия натуры в естественной природной среде 7. Выработать навыки передачи световоздушной перспективы 8. Выработать навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей Навыки: 1. Навыки работы на натуре, на открытом воздухе   Умения: 1. Умение внимательно, вдумчиво, заинтересованно относиться к натуре, точно передавать ее на рисунке 2. Умение применять выразительность линии, пятна в передаче «живой» формы 3. Умение изображать несложные пейзажи, основываясь на трех основных отношениях (земля, небо, деревья) 4. Умение передавать характер и пропорции формы предметов 5. Умение передавать линейную и световоздушную перспективы  

* Таблица составлена на основе рабочей программы БОУ ДО «ДШИ №3» г. Омска

Занятия по станковой композиции во втором классе направлены на закрепление и углубление навыков работы над композиционным строем художественного произведения. Во втором классе дети учатся последовательно вести работу на заданную тему от эскиза до самого завершения рисунка. Также дети учатся вести выразительный тоновой и цветовой поиск через разработку форэскизов. На втором годе обучения композиции обучающиеся знакомятся с понятием контрастов и нюансов, закрепляются знания обучающихся о понятиях силуэта, масштабности, ритма, равновесия и композиционного центра.

Пленэрные занятия во втором классе направлены на первоначальное знакомство детей с понятиями о принципах пленэрного рисования, передаче световоздушной среды. Во втором классе дети делают непродолжительные живописные и графические зарисовки с передачей того или иного состояния натуры.

Таким образом, разрабатывая серию уроков по композиции на тему пейзаж необходимо познакомить детей с понятием контрастов и нюансов, также рассказать детям об особенностях передачи световоздушной перспективы. При разработке серии уроков нужно учитывать, что дети должны работать над заданной темой не сразу на итоговом формате, так как во втором классе должна вестись последовательная работа, начинающаяся с создания композиционных эскизов.

Во время прохождения педагогической практики на базе БОУ ДО «ДШИ №3» г. Омска на занятиях со вторым классом была проведена серия уроков по предмету станковая композиция на тему «Городской пейзаж».

Серия разрабатывалась с опорой на ФГТ и учебную программу «Живопись». На уроках были использованы мультимедийные технологии, методические материалы, наглядные пособия, а также разработанный эквивалент детской работы.

Таблица 2

Серия уроков по композиции на тему «Городской пейзаж»

№ урока Материал Цели и задачи урока Оборудование для учителя и учеников
1 Карандаш Цели: 1. Знакомство с понятием пейзаж 2. Формирование представлений об изображении пейзажа   Задачи: 1. Познакомить с творчеством омских художников-графиков 2. Познакомить с особенностями изображения пейзажа 3. Закрепить знания о графических средствах выразительности 4. Развить образное мышление 5. Развить навык работы над эскизами 6. Воспитать эстетический вкус, самостоятельность при ведении работы   Оборудование для учителя: 1. Подготовленные репродукции картин художников (Приложение 2, Иллюстрация 20-25) 2. Компьютер или планшет для демонстрации подготовленного иллюстративного материала 3. Методические разработки к уроку (Приложение 3, рисунок 1 -)   Оборудование для учеников: 1. Карандаш 2. Стирательная резинка 3. Несколько листов формата А3
2 Карандаш Цель: Создание интересной и грамотной композиции по теме урока   Задачи: 1. Сформировать навык работы над эскизами 2. Развить образное мышление 3. Объяснить значение эскиза в работе над рисунком Оборудование для учителя: 1. Методические разработки к уроку (Приложение 3, рисунок 1 -)   Оборудование для учеников: 1. Карандаш 2. Стирательная резинка 3. Несколько листов формата А3
3 Уголь Цель: Развить навык работы мягким материалом   Задачи: 1. Развить образное мышление и эстетический вкус 2. Закрепить знания о графических средствах выразительность посредством выполнения практической работы 3. Закрепить знания об особенностях изображения пейзажа Оборудование для учителя: 1. Разработанный эквивалент детской работы (Приложение 3, рисунок)   Оборудование для учеников: 1 Уголь 2. Стирательная резинка 3. Лист формата А2 4. Разработанные раннее эскизы по теме урока

 

Рассмотрим более подробно первый урок через разработанный к нему план-конспект.

Класс. Станковая композиция

Тема: Городской пейзаж

Тип урока: Комбинированный

Цели:

1. Знакомство с понятием пейзаж

2. Формирование представлений об изображении пейзажа

Задачи:

1. Познакомить с творчеством омских художников-графиков

2. Познакомить с особенностями изображения пейзажа

3. Закрепить знания о графических средствах выразительности

4. Развить образное мышление

5. Развить навык работы над эскизами

6. Воспитать эстетический вкус, самостоятельность при ведении работы

Оборудование и материалы:

Для учителя: Подготовленные репродукции картин художников (Приложение 2, Иллюстрация 20-25), Компьютер или планшет для демонстрации подготовленного иллюстративного материала, Методические разработки к уроку (Приложение 3, рисунок 1 -); Для учеников: Карандаш, стирательная резинка, несколько листов формата А3

Ход занятия:


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.