Статья 14. Хиротонисанных от еретиков не принимали православные, если не собор архиереев повелит — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Статья 14. Хиротонисанных от еретиков не принимали православные, если не собор архиереев повелит

2022-07-03 21
Статья 14. Хиротонисанных от еретиков не принимали православные, если не собор архиереев повелит 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1) Кормчая

418 Правило 8. Еретики глаголемии чистии, приходяще к соборней церкви, первое да исповедят, яко повинуются церковным законом, и приобщаются с двоеженцы, и простят согрешающих, и аще убо будет в коем граде истинный епископ града того, будет же и о сих глемы чистии, другий епископ поставлен, или пресвитер, в своем сану да пребывает. Но обаче поставленный от чистых епископ, или яко пресвитер да имать честь; или аще хочет града того епископ, да вдаст ему негде в селе епископию; несть бо мощно двема епископома быти во едином граде. Первое. От приходящих еретик ко святей Божией соборней апостольстей церкви, ови убо крещаеми бывают свершено: другие же, иже токмо миром помазуются: инии же токмо проклинают своя и иной ереси вся. Сии же, глаголемии чистии, прельщени бывше в таковую ересь, от навата пресвитера римския церкве: от него же и чистии наречени быша, того ради: понеже не приемлют покаяния обращающихся от грех. И второе. Женитися возбраняют, двоеженца же отнюд не приемлюще на общение. И таковии аще убо приступят к святей соборней апостольстей церкви, и исповедят двоеженца приимати на общение, и не хулити второго брака, и согрешающим и кающимся прощати грехи; и просто рещи, всем церковным последствующе повелением, свою ересь прокленше и иной вся, прияти да будут, и токмо святым миром помажутся. Аще же нецыи от них суть и епископи, паки в своем чину да пребывают, токмо аще в том граде ин епископ соборной церкве не обрящется: таковый бо почтен будет иже исперва истинный епископ, и един на епископстем престоле седит. Тойжде, иже от чистых нарицаемый епископ, яко пресвитер да почтен будет: понеже недостоит двема епископома в едином граде быти. Аще же будет годе града того епископу, якоже рехом, да повелит епископом нарицатися ему, епископьского же дела никако же прикоснутися. Аще ли же хочет, да в селе негде устроит его епископа.

 

2) Правила св. Апостол, св. соборов вселенских и поместных и св. отец с толкованиями

419 Правило 8. Об именовавших некогда самих себе Чистыми, но присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно святому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям Кафолической и Апостольской Церкви, то есть, будут в общении Церковном, и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния, уставлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всём последовали определениям Кафолической Церкви. Итак, где, или в селах, или в градах все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних: да будут в том же чине. Аще же там, где есть Епископ Кафолической Церкви, некоторые из них приступят к Церкви: явно есть яко Епископ православной Церкви будет имети Епископское достоинство: а именующийся Епископом у так называемых Чистых, пресвитерскую честь имети будет? разве заблагорассудит местный Епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени Епископа? Аще же то ему не угодно будет: то для видимого сопричисления такового к клиру, изобретёт для него место или Хорепископа или пресвитера: да не будет двух Епископов во граде.

 

Зонара. Чистыми называются наватиане: а Набат был пресвитер римской церкви, который не принимал кающихся из падших во время гонения и не вступал в общение с двубрачными. Посему, хотя погрешая не в отношений к вере, но за немилосердие и братоненавидение, собором, бывшим в Риме при Корнилии, папе римском, в царствовании Декея, он был отлучен и предан анафеме, яко повествует Евсевий Памфил. Итак, сие правило определяет, чтобы приверженцы его ереси, когда обращаются к церкви, были приемлемы с письменным исповеданием, что будут соблюдать догматы кафолической церкви, и будут принимать отвергшихся Христа по необходимости, и будут устроять их по временам, определённым для покаяния падших (ибо такое значение имеют слова: «для которых и время покаяния уставлено, и срок прощения назначен»), и что будут в общении с двубрачными. Аще они рукоположены в епископов, или пресвитеров, или диаконов, то присоединяемые из них к церкви остаются в клире, в своих степенях, аще в церквах, в которых рукоположены они, нет других. Как они погрешали не уклонением о веры, а братоненавидением и недопущением покаяния для падших и обращающихся: то поэтому собор принял и рукоположение их, и определил, что бы они оставались в и степенях, аще не будет епископа в кафолической церкви того города. А аще они находятся в такой церкви, где есть епископ, или пресвитер: то сей епископ должен иметь достоинство и имя епископства, а наименованный епископом у Чистых должен иметь честь или пресвитера, или даже хорепископа дабы он числился вместе в списке клира и не был исключим из него, разве только епископ кафолической церкви, по снисхождению захочет, чтобы он имел имя и честь епископа: но и при сем он не должен действовать, яко епископ, дабы в одном и том же городе не было двух епископов...

 

Вальсамон. Этот Нават был пресвитер римской церкви, как повествует Евсевий Памфил. Когда было гонение и многие пали по страху смерти, но потом покаялись, он, надмеваемый демоном, не хотел принимать их, и не имел общения с двубрачными, ревнуя будто бы о целомудрии. Те, которые мыслили согласно с ним, называются наватианами, и в насмешку Чистыми. На соборе, бывшем в Риме при Корнилии, папе римской церкви, в царствование Декия, Нават предан был анафеме, а также и держащиеся его ереси. Посему правило говорит, что если кто из них с чистым раскаянием оставит прежнее зло и обяжется сохранять догматы кафолической церкви, тот должен быть принят. И если кто клирики, то они должны непременно сохранить свои степени, ибо погрешают не в отношении к вере, а осуждаются за братоненавидение. Если они имеют епископское достоинство, а в той стране, в которой они были отлучены, находятся другие (православные) епископы, они не должны действовать ничего епископского, но на попечении епископа (православного) будет лежать, иметь ли им одно имя епископа или называться другим именем. А когда нет местных епископов, они должны исправлять и епископские дела. Выражение «для которых и время покаяния уставлено и срок прощения назначен», употреблено о падших во время гонения и о двубрачных. И клирики, после принятия в церковь, могут быть сопричислены к клиру, к которому были прежде рукоположены, но только тогда, если на место них не определены другие клирики. А если где имеются таковые, то с ними до́лжно поступить так же, как написано выше о епископах. Может быть, кто спросит: если некоторые из них пожелают быть возведёнными на высшую степень, будет ли этому препятствовать настоящее правило, которое в начале говорит: «благоугодно святому собору, да по возложении на них рук пребывают они в клире», или беспрепятственно могут получить высшие степени?

 

Решение. В 80 Апостольском правиле и во 2 правиле настоящего собора постановлено, что и новокрещённые получают степени священства. Итак, почему же не могут получить высших степеней наватиане, именуемые и Чистыми, в отношении к вере, яко сказано, не имеющие заблуждений, а осуждаемые за несострадательность?

 

А чтобы пребывали и в клире, мне думается, это определено в особенности о них. Ибо, вероятно, некоторые говорили, что принять их до́лжно, но только быть им в качестве простых мирян и не действовать правами, принадлежащими их прежним степеням. Это собором не принято, а положено восстановлять их в их степенях.

 

С именем восстановления соединяется и право возведения на высшие степени.

 

3) Кормчая

420 Правило 20. Неприятен причетник, не пребываяй в своей церкви, в ню же вочтен бысть. Евтихиан же и Моисеи епископского имене не приимет, общения же с мирскими человеки равно сподобитися.

 

Толкование. Многими правилы се речено есть, и просто рещи всеми соборы, яко не приимати чуждого причетника, и в свою церковь степень вводити того. Тому убо учит и се правило. Евтихиана же и Моисея епископа, раскольника бывша низвержена, аще покается, и епископского взыщет сана, или имени, в том да не послушана будет, аще же хощута приобщитися яко мирстеи человецы, да будут прията.

 

421 Правило 99. Иже от донатиан обращшеся, да имеют своя епископы, аще и не с волею собора тех имяху. Умершу же епископу, аще не хотят иного в того место поставити, к другому приложитися достойно суть. И епископи иже прежде со единения обратившая, люди яже имяху, да имеют. По повелении же царстем еже о соединении, каяждо церковь своя оправдания да отмстит.

 

Толкование. Донатиане, отторгшеся от соборной церкве и своя имяху епископы, повелено бысть им, аще обратятся сами же и епископи их, к соборней церкви, без сомнения паки да суть епископи, аще и не по воли собора поставлени быша. Аще же скончаются теи епископи, рекше изомрут, да не поставят инех в тех место епископ от своих кого, но над властью и отправлением инех неких епископ да будут, яко да не нарекутся паки раскольники, и по своей воле живуще, но от соборной церкве поставлятися, достойно есть тако творити им. Но и донатианьствии епископи, прежде царева закона обращшеся, люди аже имяху, паки да имеют, и будут в них епископи, закон же и повеление царево сице, церкви и правления яже держат донатиане, соборных церквей епископом да вдадятся, их же бяху места та исперва, и люди своя да держат паки, но своими епископами: по таковом же царстем повелении, аще обратятся к соборней церкви донатиане. Аще ли же не обратятся, каяждо церковь, своя люди и своя места да возмет.

 

422 Правило 12. Иже от ереси глаголемых чистых обратившеся восхотят приступити к соборней церкви, да поставляеши оних диаконы, и пресвитеры, и епископы, по повелению Никейского собора, аще житие их право будет, и не имыи ничтоже противна.

 

423 От послания Константина града собора, к Мартирию, епископу антиохийскому, о том, како приимати еретики, приходящия к соборней церкви. Арианы, македонианы, и наватианы глаголаща себе чистыя и чистейшия, и четыредесятники, рекше средьники, и аполинаряны, приемлюще, написающих свою ересь, и проклинающе ю̀, и ину всяку ересь не мудрствующую, якоже и соборная церковь, помазуем их первое святым миром, чело, ноздри, уши, перси, и вся чувства помазующе им, глаголет: печать дара Святого Духа. И потом по тщаливии мирстеи человецы поставляются в сан, в нем же беша, или пресвитери или диакони, или ино что.

 

424 Зрим же ныне в великих и соборных церквах, рекше патриархиях и в митрополиях и прочих, яко армени, и яковитяны, и несторианы, и прочия безглавныя и подобныя им обращающиеся в православную веру, Божественным миром помазуют, а не крещают, творят же их проклинали начальники их. И се вообразися и не вин ради благословных и нужных. Неции же совершене крещают армены, вину приемлюще не от великих церквей, но от слова Иоанна, митрополита никейского, иже пишет к Захарии соборному великия армении, сице о них рече, яко ни же рукоположения имут, но чужди суть всякого рукопоставления. яве же есть отсюду, святый Григорий, епископ арменский, и Леонтий блаженный, архиепископ Кесарии каппадокийской, иже святаго Григория поставивый епископа, завет утвержен посреде их сотворив завеща: арменейскому по времени епископу рукоположение принимати о церкве и от архиерея кесарийскаго, от нея же и сам святый Григорий исперва священничество прият, якоже и в книге Домна, и мученичества святого Григория о сих всех опасно сказует. Тии же тмами в ереси впадше, и от соборной церкве от чуждившеся, и о кесарийския церкве поставления не приемлюще, како не суть всячески не священнии и без рукопоставления: и иже о них крещаемии, отнюд язычницы, не крещени: и армены убо крещающии отсюду свидетельства вземлют и ина подобная вносят, Божественнаго же мира сподобляющии святых соборов свидетельством не последуют. Мы же, сия вся рассмотревше, должны есмы обычаю последовати ныне держащему в митрополиях и патриархиях.

 

То же у Константина Арменопула (кн. 4) и преподобного Никона Черногорца (слово 63, лист 561 оборот).

 

4) Преподобного Никона Черногорца

425 Великого Василия: Чистии и тии от раздорных суть, обаче но изволися древным, иже о Киприяне глаголя, и фирмилияне нашем, единем судом облагали, чистыя воздержники и воде предстателя, занеже убо начало разделению раздором бысть. А иже от церкви от совокупльшей не ктому имеша благодать Святого Духа в себе. Оскуде бо внегда пресецатися последованию. Первии убо отступшии от отец имеша рукоположения, и возложением руку их имеша дарование духовное. Отделившиижеся простии людие бывше, ни же крещати, ни руку возлагати имеша область, ктому не могуще благодать Святаго Духа инем подати, от нея же и тии отпадоша. Тем яко от простых людей иже от них крещаемым повелеша приходящим к церкви, истинным крещением церковным очищатися. Елма же изволися неким всяко иже в Асеи смотрения ради многих приятием крещения да будет приятно, воздержаных же злодеяние разумети нам достоит. Яко да не приятны бо тех сотворят церкви, начала прочее своим предваряти крещением, тем же и обычаи свои развратиша. Мню убо, понеже несть от них яве сказано нам лепо быти, отметати тех крещение, аще и кто есть от них прием, приходяща же паки к церкви крещати, аще убо хочет отнюд смотрению забвение быти се, паки обычаем прииму, и устроившим яже о нас отцем последуся. Боюжеся да не како яко хотяще тех ленивеиши о еже крещати сотворити, возбраним спасающимся ради истязания лютости, аще ли они хранят наше крещение, се нас да умолит. Не бо воздаяти тем благодать повинны есмы, но работати опаству правильному. Всяцем же словом да вообразится, иже от крещения онех приходящим помазуемым быти яве, яко со верными, и тако приступати к тайнам. Вем же яко братию иже о из хеи сатанине от оного сущих чина, прияхом в седалище епископское, яко иже чину онех совокупных не ктому можем рассуждати от церкви. Рекше правило некое еже к тем приобщения изложивше епископского ради приятия.

 

То же и в книге Василия Великого богоугодных трудов, кн. 3, послание 185 к Амфилохию (лист 210 оборот) и подобное сему послание 237 к Никопольским пресвитерам (лист 287), и в книге Матфея Правильника (состав А, глава 2).

 

5) Константина Арменопула

426 Иоанна, епископа Кипрского, ответы к Константину, архиепископу Диррахийскому кавасилу.

 

Вопрос. Обычай есть зде. В нешнюю страну (хиротонисатися) без квасником иереем, от наших архиерей приятно ли есть сие или ни?

 

Ответ. Неписанный обычай церковный, яко закон держати, мира светильник великий уставляет Василий, когда убо сицевых хиротонии не познавает закон церковный; сего ради ни же мы можем всем обычай узнательствити яко, тверд держати; аще бо и долги не ли есть, но не вемы известно, аще ина синодалном судищи возплескан утвердися. Он бо долгий обычаи, тверд законы быти повелевают, искушенный на судищи, и укрепленыи несицевыи же всеречно отметают истязатися убо потребно; аще и реченный обычай хиротонии иереи синодално, обучися и укрепися когда; аще убо и бысть сие да державствует и потом аще же ни, нужда священному великому синоду о сем вознестися, яко же извольшеся оному быти синодално бо смотримая [и раззнаваемая], на един знательствуемых лучшая суть, и прикрепшая.

 

427 Вопрос 30. Аще еретик, иерей, или диакон, сподобится Божественного и святого крещения, или святым миром освятится, будет ли священнодействуя с первейшей хиротонией его, или другие сподобятся хиротонии, аще восхощет священнодействовать?

 

Ответ 30. Святых апостол 85 правило, из языческого правила (т. е. жития) пришедшие, к православной вере, и крестившиеся и епископского достоинства сподоблятися преопределяет. Убо первого иерейству скверне непщуемой, яко не бывшу вменяему, аще с правильным опаством возсуждаемый тако православив и сый, некогда скверныи иереи впоследньшом своем житии не осужден возъявится, сподобится не точию иерейского достоинства но и епископского обычными всяко степеньми на учительну высоту возводим.

 

6) Матфея Правильника

428 Осмое же первого собора правило их же варивше рехом чистыя, рекше Наватиане, соборней приступающих церкви писанием повелевает исповедати. Яко крепце преданиа вся соблюдати сия. И иже Христа овергшися обращающиеся прияти имут и поставленных временех, покаяния испадшим и онех устроят, двоеженцем же приобщатся. И аще сим сосложатся своя паки церквовныа восприимати степени их же первии оставиша. Пресвитеры убо суще или диакони, аще ли же и епископи и си во своя епископия вовращати. Аще убо сия еже посреде временем не приаша другие.

 

7) Полинодия

429 (Года 1511-го) Арсений некий по прозвищу апостолис, достоинством диакон, обычайми не уставичный и гордый, погордивши своим пастырем архиепископом Константинопольским, а патриархою вселенским. До Леона, десятого папежа Римского уклонился. От того легатом до венетов послан бывши, столицу митрополии монемвасейской одержал, против каноном соборовым. О чем патриарха ведомость взявши, выслал на него лист, абы занезал (т. е. чтобы не касался) архиерейского служения. Арсений не услухавши того, писал лист на патриарху не ушанованый и блюзнерьский (т. е. непочтительный и богохульный). За чим патриарха собравши собор зложил его и выклял, и з листом тым послал до монемвасии места, не только патриарха на Арсения извержение писал, але писал и до островов Криту и Кифиры, и до иных мест венецких, где были православнии, на священники которых он хиротонисал, и котории бы его мели за архиерея, абы были отлучены. Адал вольности священником и диаконом от Арсения хиротонисованным. Абы ся удали (т. е. чтобы подчинились) до иных архиереев канонных, которые бы повторе (т. е. вторично) их хиротонисовали, ведлуг Закону (т. е. согласно чиноположению) По нему ж оная першая хиротония не была хиротониею, то есть посвящением, бо вем против каноном.

 

См. и в «Русской Исторической Библиотеке» т. {?}, стр. № 1040.

 

8) Книга о правдивой единости правоверных Христиан церкви восточной

430 Як приимати апостатов или униатов. На пред исповедь соборную от доброй памяти живота своего, даже до того часу, которого пред духовным отцом нашим предстанут учинити, и не рассудку оного не разбираючи у смиреномудрия преставати повинны. Потом отречение, апостатов униатов посполу (т. е. вместе) и латино-римского епископа костела вера похвал его, и прочих всех еретиков арианов лютеранов и евангеликов. При том и признание учинити едино, иже (читай: же, т. е. что) святой соборной и апостольской церкви, веру догмата держати и хранити, и зане подвизати буду. К тому восполичности (т. е. в отбщении) и в послушаньстве всесвятейшего архиепископа константинопольского и патриарха вселенского. Такоже и в послушаньстве и в палтырьстве, чрез освященного митрополита киевского, который от патриарха предреченного будет хиротованный, и который в сполиности соиным находитися будет до последняго своего издыхания пребывати. Також усты вызнавши и освидетельствавый имеют дати и на писме, иже не могу (т. е. что не принуждением) или (читай: але, т. е. но) долгим добрым и уважным рассудком доброволне отступают, и отлучаются от предреченных еретиков, и от споличности их, и прочая яко помянуло. Довод иже (что) и на писме повинныи то учинити второго вселенского константинопольского собору канон глаголет, иже арианов, македонев, савватиянов, наватиянов. которые называют чистыми и четверонадесятники, или и аполинаристов принимает, где дадут свитки и каждую ересь анафемати суть, которая не верит, яко святая Божия кафолическая и апостольская церковь, и наперед мировати их святим миром, и чело и очи и ноздри и уста и уха. А знаменующи глаголем: печать дара Духа Святого. О том же 6 собору константинопольского канон 95. А первого Никейского вселенского собору канон осмый повелевает наватиане которыи кафоликами чистыми именуют, где докафолической и апостольской церкви приступают прежде всего на письме выразити достоит, иже (что) держати последовати будут кафолической и апостольской церкви догмата и предания уважати тех наватиан.

 

Меж иными еретиками в числе и во едином положенном каноне уважати иже (что) хотя же наватиане в вере не блудили. Яко блаженный Феодор Валсамон, патриарх антиохийский, в выкладе (т. е. в толковании) своем на канон предреченый Никейский глаголет: наватиане в вере не блудили, или (алено) как немилостивии были осужденныи. Вем бо их два блуды:

 

1) иже (что) с двоеженцами не хотели сполковати (т. е сообщаться),

 

2) иже (что) тех, которые на муках Христа запрели (т. е. отреклись),

 

не принимали на покаяния, а оной святой пасхи не в неделю обходили, или (алено) где четыренадесятыи луны которыи бы сколько той день был (т. е. в который бы день ни случился), что есть жидовского обычая те иже, и тетратите (т. е. четыренадесятники), которые где (когда) пасху празднуют, постятся, яко и мы дни середь. А так если Новитян синодове повелевают приимати, дабы отречение своих ересей чинили, и дабы мированы были, дабы веру и догмата церкви святой Божией и апостольской кафолической держали и наследовали, да бы на письме то освидетельствовали и подали, далеко больше от латинского костела и апостатов униатов, с ним верующих, которые не в едином, или (алено) во многих артикулах в вере блудят, имеем тем способом и указом приимати, и письма от них брати и мировати их, или (алено) аще которые от православных росских попов были окрещены. А в костеле латынском, или униатов бермованы (т. е. миропомазаны), либо помазованный не был, но речения веры восточной церкви яко был и от крещенных не чинил. Тогда таковыи не имеет быти мированы. Вем бо оное святое православное на нем пребывает миро, однако покаянием дана быти имеет, или (алено) которыми от латин бирмованы был надобна снова святым восточным совершити запечатати миром. Другии довод дабы и на письме отречение и познание веры подавати. Папежи латино-римские где (когда) еще во единости с церковью восточной были скоро в начале своего папежества до всех четырех патриархов: константинопольского александрийского антиохийского иерусалимского на письме познание веры своей посылали, просячи затем дабы оного за православного имеючи своей имели. Читай о том в боронейшу году (т. е. в примечании Барония), и в книгах рукописных, и во острожской друкованной (т. е. печатной), где пишет об отступлении папежа и костела западного от церкви восточной.

 

Третий довод патриархи восточные четыре, против прежнего и звычаю и дойне, где (когда) которые с них ново поставлен будет того часу до трех (читай: допреж, т. е. прежде) на письме посылает познание веры. Там же вскоре все ереси проклинает, и он лживе списанный флорентийский собор гонит и не приемлет, яко его нисколько не было.

 

Четвёртый довод, митрополиты, архиепископы и епископы часу (т. е. во время) хиротонии своей веру свою познавают, и все ереси от рекают, что и письмо то освидетельствуют, которое повинные отдавать до рук архиерея. Читай о том в арменопуле, книга 6 лист 44. Если то больше, а к тому в правоверии живучи без подозрения повинные чинити, далеко скоряй от страны, веру (читай: от странной веры) и постелов приходящии повинны чинити. А по исповеди и помировании, и поданию письма способом предреченным постити их, аще годны будут на той степень, на который в ересех пребывающии были. Синод никейский, в каноне осмом повелевает. Постивши их чрез рук вкладание, суд патриархов, о том во арменопуле, в книге 3. А становят они так. А посих яко гречный лаекове (т. е. почтенные миряне) рукоположитися имеют на он степень, на котором первеи у своих был, либо пресвитеры, либо дьяконы, или суть дияконы (читай: или субдиаконы, т. е. иподиаконы), или псалмочетцы, аще миром святым мировати велит собор, а яко наискорее, и яко с нового потреба их хиротонисовати, где бы (когда бы) истинная хиротония священия была у помянутых, не бы их патриархи судили в попы и дияконы и в чтецы их хиротонисовати, где уваже (т. е. когда заметно), а ни на четцу не узнавали (не признавали) быти рукоположения. Собор в Константинополе за Андроника царя тех, которые с папежом престали (т. е. к папе пристали) было, до священнодейства не припущая, и хиротонии от них не приимая, доводов в (к)ои речи больше не потреба.

 

9) Беседы к глаголемому старообрядцу

431 Вы думаете удовлетворять себя Священниками, отлучившимися от своих Архиереев и отказавшимися от повиновения им. Но книга о вере сказует вам, что только посредством Епископов приводится Церковь в достояние духовных уставов: что, следственно, Священники без Епископов, и особенно самовольно отторгшиеся от послушания Епископам, находятся вне достояния духовных уставов.

 

И подлинно, Гангрского Собора правило 6 заповедует: если кто кроме Соборной Церкви о себе собирается, и нерадя о Церкви Церковное хочет творити, не сущу с ним Пресвитеру, по воле Епископли, да будет проклят. Что думаешь, старообрядец, о сем прещении Собора, кому оно угрожает? Есть ли с вами Пресвитеры, по волеи Епископли? Пресвитеры правда есть: но по волеи Епископли нет. Не кроме ли Соборной Церкви о себе собираетесь вы? Вероятно, ты не захочешь признаться в сем, когда так близко угрожает прещение Собора: но не слышим ли, яко обыкновенно ваши из доброй воли говорят, что они не по Церкви, а по часовне, или по кладбищу? Не есть ли сии род признания что они суть кроме Соборной Церкве? Подумай же, не вне ли достояния дивных уставов вы церковное хотите творить, и следственно, не осуждает ли вас выше приведенное правило Гангрского Собора?

 

Четвертого вселенского Собора в правиле 20 сказано: Епископ чужого причетника приим, и сам, и его же прият, да имата отлучение. Испытай, старообрядец, и по сему правилу своё священство. Нельзя вам отпереться от того, что приемлете чужого Священника. А из сего, по приведенному правилу, необходимо следует, что приемленный чрез самое принятие подвергается отлучению и потому служит у вас таинствам, отлученный от таинств, благословляет вас неблагословенный. Притом, поелику тем же правилом отлучается и приемлющий чужого причетника Епископ, то хотя у вас приемлет такового и не Епископ, а Священник или мирянин, или миряне: но вина своевольного принятия все одна, и потому приемля чужого Священника или причетника, чрез сие своеволие, по правилу Вселенского Собора, вы и сами себя подвергаете отлучению. От силы сих, и подобных сим, правил Церковных бы думаете уклониться тем оправданием, что к вам приходят чужие Священники не по своеволию, но якобы от неправославия к православию. По долгу беспристрастия, не пропущу я здесь и 15 правила первого и второго собора, которым вы думаете подкрепить ваше оправдание: аще нецыи отступят от некоего Епископа, не греховного ради извета но за ересь его, от собора, или от святых отец неведому сущу: таковии чести и приятия достойни суть, яко правовернии.

 

Будь же и ты беспристрастен в рассмотрении того, даёт ли сие правило вам убежище от суда других священных правил.

 

Кто не знает, что Священники перебегают к вам не за ересь Епископа, но совсем по другим побуждениям, именно, или для корысти, или для избежания наказания за свои поступки? Следственно, они перебегают не по 15 правилу первого и второго Собора: и сие правило их не оправдывает. 15 правило первого и второго Собора оправдывает того, кто отступает от некоего Епископа за ересь его. Но вы и ваши Священники отступаете не от одного некоего Епископа, но от всех Епископов, сколько их есть на свете. Это совсем не тот случай, который означен в правиле: и потому оно вас и ваших священников не оправдывает. Все Епископы на свете не могут сделаться еретиками, яко сие показано тебе, между прочим, из уважаемой тобою книги о вере.

 

По 15 правилу первого и второго Собора, отступившие от некоего Епископа за ересь его, о Собора или о святых отец неведому сущу, приятия достойни суть. Но кто же и яко их приимет, и особенно если то будут Священники? Из самого сего правила видно, что для сего надлежит прибегнуть к Собору или ко святым Отцам, которым какая-либо новая ересь Епископа была неведома. Суд над Епископом и над ересью принадлежит Собору: но у вас не может быть Собора, потому что нет Епископов. Суд над священником, отлучившимся от своего Епископа, принадлежит или Собору, или, по крайней мере, другому и преимущественно старейшему Епископу, но у вас нет ни того, ни другого. Следственно, вы не имеете возможности действовать по вышеозначенному правилу. Действовать по оному может только Церковь, которая имеет Епископов, и может иметь Собор. Ваши священники остаются отступившими, но не принятыми: потому что у вас правильно принять их некому, за неимением Епископов.

 

Вы полагаете сами, что перебежавший к вам от Епископа Священник, не способен прямо приступить у вас к священнодействию, и что для сего нужно некоторые особенное действие и разрешения. Кто же у вас сие сделает? Такой же ли Священник? Но сие было бы противно 12 правилу того же первого и второго Собора, которым вы думаете оправдываться. В сем правиле сказано: никто же от пресвитер в церкви сущей в дому да служит, ни детей крестит без повеления Епископля, измещет бо ся: извержени бо от причта Епископом да будут, иже в церквицах внутрь дому служащие, дерзнувший же чрез сие, да извергнутся, и приобщающиеся к ним да отлучатся. Яко прямо на ваши собрания упадает прещение сего правила! Не в церквицах ли, сущих в дому, или не благословенных Епископом служат у вас? Не без повеления ли Епископля служат? Посему не осуждаются ли сим правилом все у вас служащие? Кто же из них может разрешать других? Не видишь ли, что власть разрешить и благословить на священнодействие Пресвитера принадлежит Епископу? Кто же у вас разрешит и благословит на священнодействие Священника, к вам приходящего? такой же Священник, так же не имеющий Епископского разрешения и благословения, или общество мирян? Есть ли тут хотя тень Церковного порядка? Связанный разрешает связанного: может ли тут быть истинное разрешение? Не имеющий благословения благословляет не имеющего благословения: не есть ли сие один только призрак, которым люди неблагословенные прельщают друг друга?

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.