Статья 8. О случаях, в которых и тяжкие грехи дозволяется разрешать, не употребляя епитимии — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Статья 8. О случаях, в которых и тяжкие грехи дозволяется разрешать, не употребляя епитимии

2022-07-03 32
Статья 8. О случаях, в которых и тяжкие грехи дозволяется разрешать, не употребляя епитимии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1) Зонар с Богом

332 Подобает же заповедовать ему (кающемуся) елико может сохранити, как не поравенству грехов, его достоит ему заповедь дати: ни же рассудити со грехом, и возраст его, и к величеству его.

 

Но якоже рехом, по силе испытати, и заповедь давати. Когда како о малех гресех возможет помножае заповедь сотворити. Да не точию грехов прощении получити от владыки Христа, но и венцом венчается, по умилосердию своему, или паки немощен сый, усердия не имея, прием заповеди, достойные ему. Абие расслабився, ни едино не сотворит, во уныние от жалости впад: и вся оставит. Не оставихом бо еже тяжкая облегчевати, ни же паки тяготы налагати таковым, иго бо господне благо есть, и бремя его легко есть: приидите бо рече обременении ко мне и аз покою вы. Есть же убо ина когда который любо если сотворил есть или много грехов, или мало, примет заповедь и елико же достоит ему за многие грехи, многа лета работати. Он же в мало время заповедь данную ему совершит, и вящшая сотворит благая. И приложится чисте, отвратится от инех прегрешений, и прилежне положит себе в покаяние, страха ради Божия боящися смерти. И вскоре очистит себе тем же нелеты начинается покаяние но по изволению душевному, как же глаголет великий Василий, и паки тожде глаголет:

 

Как нелеты судим таковая исповедавшему, но по нраву души его, покаянием подавая. Тем же власть имает прием душу ону на ся человеколюбием Божиим, и повелением святого Духа, написахом сия. А еже взяти от лет заповеданных, по которомуждо беззакония число заповедем: несть зазора никоегождо, если молит исповедавый токмо по разуму смотрения рекохом. Якоже святый Иоанн Златоустый велит, как ниневитяне, не во многи дни покаявшеся, но в три точию, разбойник же: ни по един день, но во мгновении ока: единем словом провещевая, в рай отверзе путь. Но убо нами глаше, ради иже Отец без разума, и без рассуждения смотрение полагати, заповеди тяжкие на всех, положение Божественных правил держаще, не разумеюще еже недобро, и неправедно рассуждение, но бесчеловечно и безумно поучающе.

 

333 Подобает же отцу духовному рассудительну и разумну быти, да разумеет всмотрити, како подати заповедь: како ли пост, како поклоны, како ли молитвы. Понеже ови суть, убогии от работ не предстают, овии же воини, или рабы под властью. А другие по куплям ходят, и в путях, другие старые и немощные, а другие сильные. Другие богатые, во всяком покое живущие, и почивая тем же лепо есть от сих искати како комуждо есть мощно дать заповедь. А другие суть ленивые; таковые если примут заповедь по делам и по грехам своим: когда како обленившись, нимало не сотворит от повеления ему. И на бо́льшее зло паче будет ему. Паче лепо есть разумно рассмотреть, еда како мало грешным будет, спешив и скоро подвижник: добро есть по изволению его бо́льшую заповедь дать ему, как да множайше поработать, паче многогрешного. Да бо́льшую мзду примут от Бога. И паки многогрешнии и ленивые, леностью своей поне мало совершит заповедь, еда како и той спасется по малу, если помалу, а не до конца погубит себя. Зряще убо отцы духовные на множество грехов, или на нравокусие греховное, или на блуды, или на убийство, или на естественные грехи: хотящу против которомуждо греху без рассужденья полагать заповедь, сии убо прежде да не видят якоже и лепо есть, хотящу всем спастись. И второе свою душу их ради губят, хотя бо душу о боге очистить. Самое оно человеколюбие милосердие Божие подобает призывать нань уповать: иже нас ради вочеловечивыйся и благоутробен.

 

334 Власть же имеет от человеколюбия Божия, отец духовный, его же если хочет вязать и разрешать: когда если либо хочет его же бо паче любит видит смиряющегося, и умиляющегося. Если же видит кого-либо, не приемлющего заповеди, но буйством и нерадением свою душу губящего, никакого же попечения не приемлющего но хотящего работать сластям своего чрева, а не Господу. Всему убо ни един от нас обещник будет люди бо не покорные, прекословные, паче же и ругатели, не может учинить ни послушать но спасай спасет душу свою. А когда примет чужие грехи, а себя погубит их ради. Но убоимся судьбы Божией. В страшный день судный, в который же все грехи наши пред очами нашими сущи хотят осудить пред страшным и праведным и нелицемерным судиею.

 

2) Блаженного Симеона Солунского

335 Вопрос 69. Аще оставление приемлет всяк исповедуяйся, и в трёх частях, как златоглаголивый глаголет?

 

Ответ. Чрез искреннее покаяние всяк человек изчищается всегда исповедать по части грехи, и отклониться от зла, и начать благое, и дать Богу слово, больше не сотворить грех абие бо купно приемлет оставление: и не в трёх, как сказано, частя. И явленно от пришедшей ко Христу блудницы, и блудного, и мытаря и расслабленного бездвижного. Подобает же блюсти дар, и яже покаяния хранить, да не когда что горше тому раскаявшемуся преступившему будет, как и расслабленному сама глаголет истина. Се здрав был еси, не ктому греши, да не горше что тебе будет, оставление убо абие приемлет покаявшийся чисто человек, не убо же и чести и степень но оставися убо не умрети, осужден сый умрети, сие есть не мучиться, не убо же и достоин честь взять и венцы. Тем подвизаться подобает живым, о себе самых же свойственных умерших. Случается же и преусердное покаяния, как при разбойнике, и блудном, и блуднице оной человеколюбием владыки, не только оставление но и дар дароваться. Аминь бо глаголет, глаголю тебе, как оставляются грехи твои многие, потому как возлюбил много. А ему же мало оставляется, ибо мало любит. По вере убо и усердию души, и оставление подаётся как и по вере твоей, глаголет, да будет тебе.

 

3) Пролог

336 Черноризец некий именем Серапион, живший в пустыни, однажды пришёл в город потребы ради, и видит блудницу и говорит ей, не поими к себе никого же, аз приду к тебе вечером. Она же обещается ему, и придя говорит ей, подожди меня немного, потому как правило имею, да закончу его. Она же говорит: закончи, отче. И став в храме, начал читать Псалтырь, от первого Псалма и до конца ста пятидесяти Псалмов. И на каждый по трижды поклоны творя. И та за ним, трепеща. Он же прилежно молился за неё, да спасётся. И послушал его Бог. К утру уже упала блудница к ногам его, молясь и глаголя: сотвори любовь, отче, забери меня от бесов, да спасусь, ибо сего ради послал тебя Господь ко мне. Он же взял её и привёл в монастырь женский. И говорит игуменье: прими сестру сию, и не дай ей епитимьи, но как хочет, не дей её. Она же мало дней пребывши, и говорит: грешница я, и хочу раз в день есть. И снова говорит: через день хочу есть, поскольку много согрешила, и через оконце давайте мне еду. И рукоделием займусь. И так, покаявшись, угодила Господу, и, спасшись, умерла пред Господом.

 

К сему читай в этом же отделении в 5 статье, под числом 4, выписку из Тактикона преподобного Никона Черногорца, стр. 210.

 

4) Пролог

337 Старец некто святой богоносец был на горе Олимпе, и к нему пришли много братии услышать от него слово спасения. И сидящим им и святому старцу, к спасению душевному сочиняющему повесть, один простолюдин пришёл мирской, и поклонился. Старец же посмотрел на него и спросил: коей ради потребы пришёл ко мне? И отвечал: пришёл, честный отче, ради святости твоей исповедать бесчисленные мои грехи. И глагола ему: говори пред всеми не стыдясь. И начал он говорить такое, что недостойно в человеческий слух войти, или написано быть. И рассказав всё ему со слезами, и стоял уныл, долу поник сокрушённым сердцем. И в размышлении старец был долгое время, и говорит ему: хочешь ли, чадо, облечься во святой образ? Он же отвечает: ей отче, желаю его, и имею такое облачение, приготовленное на то. Поучил его старец святой, и сотворил по обычаю, и облёк его в святой образ, и, отпустив, сказал: иди, чадо, с миром, и больше не согрешай. Он же поклонился до земли, отошёл, славя Бога. Монахам же, дивящимся и глаголющим: как же так, честный отче, столько он рассказал пред всеми нами, и не дал ты ему ни малой заповеди, ни епитимьи? Он же отвечал: О, любимые чада, не видели ли того страшного и славного по эту сторону мужа стоящего, его же лицо было как молния и ризы его белые как свет? И в руке своей хартию имел написанную исповедавшего грехи. Имел же и чернила в сосуде. И тогда, как человек моей худости пред всеми вами все рассказывал согрешения, он же тростью зачёркивал. И поскольку человеколюбец милостивый Бог это простил ему. Кто я есть, грешный, чтобы давать заповедь ему и епитимию? И слышав это, мнихи, трепетны быв и поклонились честному старцу, благодаря Господа нашего Иисуса Христа, и благость его и человеколюбие величая. И отошли с великим удивлением о преславных деяниях Бога нашего.

 

То же у преподобного Никона Черногорца, в слове 52, лист 422.

 

5) Преподобного Никона Черногорца

338 Брат вопросил отца Пимена, глаголя: сотворил грех велик и хочу покаяться три лета. Глаголет ему старец: много есть, и рече брат, но за лето ли? И рече паки старец: много есть. Сущий же тут говорит даже до сорока дней, и рече паки: много есть. Рече же старец: аз глаголю, если из всего сердца покается человек, и не приложит к тому греху, и в три дня примет его Бог.

 

339 Вопросиша некто отца Сисоя: если падёт брат, не требует ли покаяться за лето? Он же рече: жестоко есть слово сие. Они же реша: не ли до сорока дней? Паки рече: много есть. Глаголаша ему, что убо если падёт брат и обращается абие любовь бывающи, да ли и той вныйдет в любовь? Глагола им старец: ни, но требует покаяться мало дней.

 

Брат вопроси отца Сисоя, глаголя, что сотворю, авва, если падох? Глагола ему старец: свостани. Глагола ему брат: востах, и паки падох. И глагола старец: востани паки. Глагола же брат: доколе? Глагола старец: Дóндеже постижен будешь, или в блазъме или в падении. Ибо в чём обретается человек в том и отходит.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.